Ли налоговая проверять без предупреждения. Что делать, когда пришла налоговая: основания для проведения аудита налоговым инспектором, обжалование действий налоговой комиссии и что налоговая проверять не имеет права. Из ифнс пришел вызов на комиссию

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела - обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере - сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов. Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более - в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто - ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании - идти на данные меры или нет - решать компании. В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Имею в личной собственности небольшой офис. Получил письмо с вызовом дать пояснения, как я его использую, не сдаю ли в аренду . На мой вопрос, на каком основании с меня, как с физ.лица требуют это пояснение, внятного ответа не получил. Пару раз напомнил про презумпцию невиновности, что мол, чтобы требовать пояснения, надо бы документ какой-нибудь предъявить, типа договора на аренду от меня кому-нибудь или акт обследования, где будет указано, что при обследовании было обнаружено, что я сдаю этот объект и имею доходы. Но нет, никаких бумажек нет, просто "мы хотим, чтобы Вы принесли нам справку об отсутствии справки" , т.к. помещение нежилое, а значит может служить источником дохода для последующего обложения его НДФЛ.

Но дело не конкретно в моей ситуации (просьба на мою личность не переходить - офис никому никак в аренду не сдается - все налоги и другие платежи, связанные с этим объектом, исправно платятся!) .

Дело в том, что если подумать, то каждый, кто имеет:
- два и более объекта жилой недвижимости
- гараж(и)
- любой автомобиль
теоретически может получать доход, который надо облагать НДФЛ - сдавать "лишнюю" квартиру или гараж в аренду или таксовать на своем авто.

Вот думаю, всех теперь будут вызывать в налоговую для дачи пояснений только потому, что владеешь ?

А чтобы не было потом проблем:

НК РФ Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе :
... 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков , плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика , плательщика сбора или налогового агента в "порядке", предусмотренном настоящим Кодексом;

Нажмите, чтобы раскрыть...

Физ.лицо является налогоплательщиком Налога на доходы. Вот только налоговая служба вслед за остальной властью забыла про Конституцию, гарантирующую нам Презумпцию невиновности:

Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Имеют, если есть подозрения на уклонение от налогов (НДФЛ) от сдачи в аренду. Только налоговая забыла, что для этого нужен Акт (или любой другой документ, типа Заявления от соседа, который даст сведения о том, что квартира сдается в аренду), после чего владелец недвижимости (или авто, если была произведена проверочная закупка на предмет "таксования") становится подозреваемым.

Т.е., допустим, у вас есть несколько квартир, и вы сдаете их в аренду. Полиция вместе с налоговой может устроить рейд по этим квартирам, и если они нарвутся на квартирантов, и те скажут им, что квартиру более 1 года снимают за деньги, то владелец, если он не платил НДФЛ со сдачи в аренду, становится подозреваемым или обвиняемым в уклонении от уплаты налогов (УК РФ, Статья 198).

Очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС - событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие "с пустыми руками". Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия .

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли "казачки".
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения . Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты :
- наименование налогового органа. Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган;
- номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком;
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки;
- период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- перечень проверяемых налогов и сборов либо указание "по всем налогам и сборам". Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам. Исключение - случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей "уточненки". Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители);
- фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов. Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются;
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель.
Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.
Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Составляется в двух экземплярах: один - для налоговой, другой - для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку. В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица.
Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально. Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии. Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.
Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку "верно", печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
- не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
- не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору "на вынос", если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
- не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
- не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию - пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Кроме статей Налогового кодекса налоговые проверки регламентируются внутренними приказами и другими нормативными актами (ст. ст. 87 - 102 НК РФ). Вы сможете заметить все промахи инспектора при проверке, изучив эти документы. Приведем некоторые из них: Приказы Минфина России N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г., ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Кроме этого, будет полезно посмотреть следующие Письма: ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648, Минфина России от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304 и др., а также арбитражную практику - например, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-19608/2007, от 14.05.2008 по делу N А56-31372/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 по делу N А11-15769/2005-К2-19/657, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4552, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-8328/07-3119А и другие.
Указывать проверяющим на их оплошности сразу не стоит. Ошибки инспекторов помогут вам обжаловать санкции по результатам проверки в суде. Чаще всего ревизоры не соблюдают установленные сроки , на это советуем обратить особое внимание:
- проверяемый налоговый период не должен превышать трех лет;
- выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом может быть продлена до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);
- срок представления документов - 10 дней со дня получения требования;
- на следующий день после окончания проверки составляется справка об окончании проверки;
- в течение двух месяцев со дня составления справки пишется акт выездной налоговой проверки;
- акт налоговой проверки в течение пяти дней с момента составления должен быть вручен налогоплательщику;
- после получения акта организация имеет право в течение 15 дней представить в налоговую возражения по нему;
- после рассмотрения возражения в течение 10 дней налоговые органы выносят решение о привлечении или об отказе;
- в десятидневный срок с даты вступления в силу решения отдел недоимки направляет требование об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов;
- после истечения срока исполнения требования об уплате налоговые органы могут обратиться в суд с иском;
- если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение: 1) в вышестоящий налоговый орган: если решение не вступило в силу, то в течение 10 дней с момента получения; если вступило в силу, то в течение одного года с момента вынесения решения; 2) в суд в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу.
Знание - сила. Большую часть санкций по результатам выездной налоговой проверки можно оспорить в суде и избежать незаконного наказания. Так что внимательно изучайте документы и боритесь за свои права.

В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Камеральная проверка - это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

С точки зрения налоговых органов выездная налоговая проверка - это одно из наиболее эффективных мероприятий налогового контроля , по результатам которого происходит доначисление и взыскание налогов, сборов и пени, привлечение налогоплательщика к ответственности. С точки зрения налогоплательщика выездная налоговая проверка - это наиболее частый источник конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом, злоупотребляющим своими полномочиями и произвольно (в свою пользу) толкующим законодательство о налогах и сборах.

Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов.

Какие моменты должен в данном случае знать и добиваться их соблюдения налоговыми органами налогоплательщик?

  1. Во-первых, основанием для проведения выездной налоговой проверки является только решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Налогоплательщикам необходимо внимательно отнестись к следующим реквизитам данного решения:

а) кем подписано решение о назначении выездной налоговой проверки;

б) кто упомянут в решении в качестве лица, осуществляющего налоговую проверку.

Все эти вопросы важны для последующего обжалования указанного решения, в том случае, если оно подписано должностным лицом налогового органа, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжалования акта налогового органа, составленного по результатам налоговой проверки, осуществленной проверяющей группой в незаконном составе.

  1. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и нескольким налогам.
  2. В третьих, налогоплательщик должен знать, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
  3. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период , за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку, следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (т.к. сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и постановление о проведении контрольной выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их замы). Постановление, в котором стоит подпись неуполномоченного лица или не указаны причины проверки, недействительно (ст. 87 НК РФ). Форма постановления утверждена приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Любое отклонение от нее дает вам право инспекторам отказать.
  4. Налогоплательщик также должен знать, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
  6. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
  7. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового Кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки установлена Инструкцией от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”. Инструкцией также предусмотрены требования к оформлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

П. 2 ст. 100 НК РФ установлены требования к содержанию акта налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны:

документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Указанные требования к содержанию акта налоговой проверки важны уже потому, что на основании данного акта руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которое также должно быть мотивировано. Поэтому нарушения в оформлении акта проверки могут значительно укрепить позицию налогоплательщика при арбитражном обжаловании соответствующего акта, действия (бездействия) налогового органа, его должностного лица. В частности, федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях неоднократно указывали на необоснованность претензий налоговых органов, не подкрепленных соответствующими аргументами, содержащимися в акте налоговой проверки.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении двухнедельного срока для представления возражений на акт налоговой проверки в течение 14 дней руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и возражения в присутствии представителей налогоплательщика, соответственно, известив их о месте и времени рассмотрения указанных материалов. Несоблюдение данной процедуры, в совокупности с другими обстоятельствами, может послужить основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика недействительным.

Однако нередки такие случаи, когда после поступления возражений в адрес руководителя налогового органа и рассмотрения им материалов проверки, он может вынести акт о назначении мероприятий дополнительного контроля ч. 2 ст. 101 НК РФ). Что следует знать руководителю в данном случае.

Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки обязательно должна соблюдаться общая процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить организацию с материалами, полученными в результате дополнительного контроля, и она (организация) имеет право направить руководителю налогового органа свои возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени рассмотрения возражений.

Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ограничены и сроки проведения допмероприятий. Так в информационном письме указано, что “проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса ”, а это значит, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд для взыскания с организации налоговых санкций не позднее шести месяцев “со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта”. Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.

И еще одна немаловажная деталь.

Принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений руководителя налогоплательщика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Если же по результатам налоговой проверки уже было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (либо в отказе к привлечению к ответственности), то принятие решения о проведении дополнительных мероприятий будет являться незаконным.

Столкнувшись с подобными проблемами, советуем вам написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Хотим также напомнить, что с судом затягивать не стоит, т.к. согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи жалобы в суд предусмотрен трехмесячный срок с даты вручения каждого решения.