Конспект насекомые в детском саду средняя группа. Конспект занятия в средней группе «Насекомые. Конспект занятия в средней группе «В мире насекомых»

Егорова Татьяна Анатольевна
Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .

Итог занятия .

Литература :

1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002

2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005

3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

Публикации по теме:

Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.

Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, исследовательский.

Возраст:

для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта:

Участники проекта:

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область:

экологическое воспитание.

Актуальность проблемы:

Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта:

формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • узнать о их пользе или вреде;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Предполагаемый результат:

  • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
  • Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
  • просмотр мультфильмов:
  • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
  • Продукт проектной деятельности:

    рассказ о каком-либо насекомом,

    дидактические игры,

    фотографии,

    коллективная аппликация «На полянке»,

    поделки из природного материала,

    выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

    План реализации проекта:

    1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

    Понедельник:
    1) Художественное слово, загадки о бабочке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

    Среда:
    3) Беседа с детьми о бабочке.
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

    Четверг:
    4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
    Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

    Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
    Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

    5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
    Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

    2 неделя: «Знакомство с муравьем».

    Понедельник:
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    Вторник:
    2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

    Цель: развитие чувства ритма.

    От друзей муравьишка отстал.

    Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну, а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы!

    (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.
    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.
    Ритмично хлопают в ладоши.)

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

    Среда:
    Поиск муравейника.
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
    3)НОД «Из жизни муравьев».
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

    Четверг :

    4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
    5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
    Цель: развитие познавательной активности.

    Пятница:
    6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

    Понедельник:

    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки
    Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

    3) Аппликация «Божья коровка».
    Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.

    Четверг:
    4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
    Цель: развитие мелкой моторики.

    Пятница:
    5) Прослушивание песен о божьей коровке.
    Цель: развитие музыкального слуха.

    6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».

    Цель: Развивать творческие способности.

    Итоговое мероприятие:

    1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
    Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

    2) Презентация.


    Смирнова Ольга Владимировна

    (в средней группе)

    Задачи:

    Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

    Развивающие: развитие внимания.

    Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

    Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

    2. Сообщение темы занятия.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел.

    Он вспорхнул и улетел.

    (бабочка)

    Маленький вертолет

    Летит назад и вперед.

    Большие глаза

    Зовут ее….(стрекоза)

    Тлю с ветвей она съедает

    И в саду нам помогает

    На листах усевшись ловко

    Это божия….(коровка)

    (дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

    Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

    Дети: это насекомые.

    Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

    3. Беседа о насекомых.

    ( Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

    Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

    Дети: это….

    Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

    Лунтик: конечно останусь.

    Воспитатель: ну тогда присаживайся.

    Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

    Дети: (перечисляют)

    Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

    (Картинки выставляются перед детьми.)

    Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

    Дети: чтобы летать с одного места на другое.

    Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

    Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

    Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

    Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

    Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

    Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

    Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

    Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

    А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

    Дети: например муха, комар.

    Воспитатель: а чем вредны мухи?

    Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

    Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

    Дети: лягушки.

    Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

    Дети: она такая же красива, разноцветная.

    Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

    Дети: нееет

    Воспитатель: почему?

    Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

    Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

    Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

    4. Физминутка. «Стрекоза»

    Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

    Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

    А сама как вертолет, (вращение)

    Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

    (после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

    Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

    Ребята, посмотрите.

    Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

    Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

    Дети : муравеник.

    Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

    5. Пальчиковая гимнастика.

    Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

    Полосатая пчела. (На каждое название насекомого заги­бают один пальчик.)

    А за нею шмель - шмелек

    И веселый мотылек,

    Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

    Как фонарики глаза.

    Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

    От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

    Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

    Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

    6. Игра «Запасливый муравей»

    Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.

    (По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)

    Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

    Друг за дружкою вставайте

    И за мною все шагайте.

    Литература:

    О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

    Вид проекта:

    краткосрочный, групповой, исследовательский.

    Возраст:

    для детей 4-5 лет.

    Продолжительность проекта:

    Участники проекта:

    дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

    Образовательная область:

    экологическое воспитание.

    Актуальность проблемы:

    Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

    Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

    развить творческие способности и поисковую деятельность.

    Цель проекта:

    формирование представлений о жизни насекомых.

    Задачи проекта:

    • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) , их строении, способах передвижения;
    • узнать о их пользе или вреде;
    • воспитывать бережное отношение к живому;
    • развивать эмоциональную отзывчивость;
    • формировать навыки исследовательской деятельности.

    Предполагаемый результат:

    • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик) ;
    • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев) , способах передвижения (прыгает, летает, бегает) , издаваемых звуках (жужжит, стрекочет) , где и как зимуют насекомые;
    • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
    • находить сходства и различия;
    • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
    • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

    Предварительная работа:

    • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
    • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
    • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми) ;
    • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;

    Сотрудничество с семьёй:

    • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
    • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
    • просмотр мультфильмов:
    • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

    Продукт проектной деятельности:

    рассказ о каком-либо насекомом,

    дидактические игры,

    фотографии,

    коллективная аппликация «На полянке»,

    поделки из природного материала,

    выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

    План реализации проекта:

    1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

    Понедельник:
    1) Художественное слово, загадки о бабочке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

    Среда:
    3) Беседа с детьми о бабочке.
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

    Четверг:
    4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
    Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

    Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
    Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

    5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
    Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

    2 неделя: «Знакомство с муравьем».

    Понедельник:
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    Вторник:
    2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

    Цель: развитие чувства ритма.

    От друзей муравьишка отстал.

    Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну, а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы!

    (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.
    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.
    Ритмично хлопают в ладоши.)

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

    Среда:
    Поиск муравейника.
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
    3)НОД «Из жизни муравьев».
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

    Четверг :

    4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
    5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
    Цель: развитие познавательной активности.

    Пятница:
    6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

    Понедельник:

    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

    Конспект НОД в средней группе «Насекомые».

    Познавательное развитие

    • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
    • Развивать общую моторику, координацию.
    • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

    Речевое развитие

    • Развивать зрительную и слуховую память.
    • Развивать образность речи.
    • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
    • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
    • Формировать желание активно работать на занятии.
    • Прививать бережное отношение к природе.

    Предварительная работа:

    чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование насекомых.

    Материалы и оборудование:

    Плакаты с изображением насекомых, звуковое сопровождение.

    Ход занятия:

    (Дети сидят полукругом на стульях)
    Вос- ль: Дружно за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся
    Побежит тепло по кругу
    Будем вместе очень дружно
    Фантазировать играть
    Мы хотим,всё знать.
    Вдруг слышат стук!
    Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.
    «Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
    Вос-ль: Дети, что же нам нужно сделать?
    Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
    Вос-ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
    (Ответы детей).
    Вос-ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.

    1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
    С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
    2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
    Людям всем она мила, а зовут её
    (пчела)
    3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
    Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
    Называют её (стрекоза)
    4.Он работник настоящий,очень, очень работящий
    Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
    Без работы хоть убей, жить не может
    (муравей)
    5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
    Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок
    (бабочка).
    6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу,когда хожу
    Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь
    (жук)
    7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
    А на ней кружочки, чёрненькие точки
    (божья коровка)
    8.Целый день она летает, всем надоедает
    Ночь настаёт, тогда перестаёт
    (муха)
    9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
    И на брюшке полоса, потому, что я
    (оса)
    Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
    Дети: Насекомых
    Вос-ль: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.

    Физкульминутка
    Гусеница
    Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
    Этот странный дом без окон
    (поворачиваются вокруг себя)
    У людей зовётся « кокон»
    Свив на ветке этот дом
    (вращают руками)
    Дремлет гусеница в нём
    (ладошки под щекой)
    Спит без просыпа всю зиму
    (ладошки поменять)
    Но,зима проходит мимо
    (взмахи руки вверх)
    Март, апрель, капель, весна
    (хлопки на каждое слово)
    Просыпайся соня-сонюшка
    (потягиваются)
    Под весенним ярким солнышком
    (рисуем солнце)
    Гусенице не до сна
    (грозят пальцем)
    Стала бабочкой она
    (машут руками крыльев).
    Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
    (Ответы детей)
    Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
    (Ответы детей)
    Вос – ль:
    Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
    (Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
    Вос-ль: Чем питаются насекомые?
    (Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
    Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
    (Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
    Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
    (Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
    Вос – ль:
    Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
    (Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
    Вос – ль: Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
    (Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
    Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
    (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
    Какую пользу они приносят?
    (Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
    Назовите вредных насекомых?
    (Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
    Какой от них вред?
    (Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

    А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?
    Жу – жу – жу жжужит пчела
    Хороши мои дела
    Зу – зу – зу комар пищит
    Укусить скорей спешит
    Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
    Жук жужжит
    гу- жу –гу – жу
    Я любого разбужу
    Назовите насекомых которые относятся к хищным?
    (Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
    Почему их называют хищными?
    (Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)

    Игра «Назови-ласково»
    Комар-комарик
    Жук-жучок
    Пчела-пчёлка
    Усы-усики
    Лапы-лапки
    Муравей-муравьишка
    Стрекоза-стрекозка
    Муха-мушка
    Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
    Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок ). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
    Зачем им такая окраска?
    (защищаться, прятаться от врагов).
    Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве.Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
    Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
    Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
    Вос – ль: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

    Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
    Жук большой,а комар……..
    маленький
    Бабочка летает,а гусеница……
    ползает
    Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….
    в муравейнике
    У птиц две лапки,а у насекомых……
    шесть
    Божья коровка маленькая, а улитка …
    большая
    Пчёлы из нектара делают…
    мёд
    У жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
    Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
    Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!

    Физкультминутка
    Мы божьи коровки, быстрые и ловкие
    По травке сочной мы ползём
    А после в лес гулять пойдём
    В лесу черника и грибы
    устали ноги от ходьбы
    И кушать мы давно хотим
    Домой скорее полетим.
    Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
    Что нового вы узнали?
    Вам понравилось в стране знаний?
    А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель ДОУ №36 Коннова А.А.

    Интеграция образовательных областей

    Познавательное развитие:

    Продолжать учить правила безопасного поведения в природе

    Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

    Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе

    Речевое развитие

    Продолжать развивать связную речь детей.

    Активизировать и пополнять словарный запас.

    Продолжать учить отвечать на вопросы.

    Социально-коммуникативное развитие

    Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

    Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

    Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

    Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

    Материал к занятию

    Ноутбук, дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации, запрещающие знаки

    Ход занятия:

    Вос-ль. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

    Пальчиковая гимнастика.

    Здравствуй красно солнышко – руки вверх,

    Здравствуй, ветерок – покачивание рук,

    Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

    Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук

    Здравствуй спелая трава - покачивание ладошек

    Здравствуй, шумная листва – трут ладоши

    Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной

    Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

    Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

    Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.

    Вос-ль: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

    Из-за гор, из-за морей

    Мчатся стаи журавлей

    Ручейки в лесу поют

    И подснежники цветут.

    Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

    Сколько месяцев длится весна? (Три) .

    Назовите их (Март, Апрель, Май)

    Молодцы!

    Вос-ль: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

    Дети: Хотим!

    Вос-ль: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

    Должны всерьез все уяснить:

    Без взрослых в лес нельзя ходить!

    Ведь заблудиться там легко:

    Уйти от дома далеко

    И не найти назад пути…

    И больше к маме не дойти…

    Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

    А как можно добраться до леса?

    Дети: На машине, на автобусе, пешком…

    Вос-ль: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

    (Имитация дорожки) .

    Здравствуй лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвой,

    Кто в глуши твоей таится –

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой не таи: Ты же видишь, - мы свои!

    Вос-ль: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

    Какие цветы появляются первыми?

    Дети: Подснежники.

    Задание Д\И: «собери цветок»

    Вос-ль: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

    Ой, у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

    Дети: Нет

    Вос-ль: Конечно же нет! Растения, деревья – это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

    Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит, тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

    Ой, смотрите какой зайчик поскакал!

    А вы знаете что происходит с животными весной?

    Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

    Вос-ль: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

    Игра: «Найди детеныша»

    Вос-ль: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

    Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

    Послушай Мишка стихи:

    Ходим, ходим по лужку,

    Собираем по цветку:

    Красный, белый, синий цвет…

    Замечательный букет. (М. Бычкова)

    Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

    Вос-ль: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

    Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

    Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

    Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

    Опустеют все полянки, и не будет красоты.

    Вос-ль: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

    В лес зеленый я пойду,

    Зайку серого найду,

    Принесу его домой

    Будет этот зайка мой.

    Правило:

    (Нельзя брать никого из леса домой) .

    Вос-ль: Животным будет плохо без той среды обитания, в которой они привыкли жить.

    Оставим и тут знак.

    Физминутка.

    Маленькие птички, птички невелички

    По лесу летают, песни распевают,

    Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

    Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

    Вос-ль: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

    Запомните еще одно правило:

    Весна! В поход спешат ребята!

    Но знать туристам юным надо:

    Чтоб не страдали звери, птицы,

    Природу портить не годится!

    С поляны мусор соберите

    И на костре его сожгите!

    Костер в лесу не оставляйте

    Песком, землею засыпайте,

    Чтоб не дымился, не искрил,

    Беды в лесу не натворил.

    Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

    Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

    Вос-ль: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

    Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

    Ответы детей.

    Вос-ль: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

    До свидания медвежонок.