Егорова Татьяна Анатольевна
Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»
Конспект открытого занятия в средней группе
Тема : Насекомые
Цель : сформировать у детей представления о насекомых .
Задачи :
Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.
Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.
Оборудование : иллюстрации насекомых .
Ход занятия
Воспитатель :
Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.
Послушайте загадки :
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка) .
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса) .
Знают взрослые и дети -
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук) .
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей) .
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар) .
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха) .
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик) .
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий. (таракан) .
Воспитатель :
Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?
Ответы детей - Насекомые .
Воспитатель :
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть ,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Воспитатель :
Ребята, а как передвигаются насекомые ?
Ответы детей
Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Воспитатель :
А чем питаются насекомые ?
Ответы детей
Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.
Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).
А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .
Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?
Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой) .
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель :
А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .
Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .
Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.
Ребята, а как называются домики у муравьев?
Ответы детей - (муравейник) .
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?
Ответы детей - (комар) .
Как вы думаете, есть ли у комара уши?
Ответы детей
Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…
Помните такую присказку?
А какого цвета это насекомое ?
Ответ детей (красные с черными пятнышками) .
Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.
Рассматривание картинок с насекомыми .
Воспитатель :
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты , у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Воспитатель :
Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .
Итог занятия .
Литература :
1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002
2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005
3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005
Публикации по теме:
Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.
Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.
Вид проекта:
краткосрочный, групповой, исследовательский.
Возраст:
для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта:
Участники проекта:
дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область:
экологическое воспитание.
Актуальность проблемы:
Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;
развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта:
формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Предварительная работа:
Сотрудничество с семьёй:
Продукт проектной деятельности:
рассказ о каком-либо насекомом,
фотографии,
коллективная аппликация «На полянке»,
поделки из природного материала,
выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
План реализации проекта:
1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.
Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.
Среда:
3) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.
Четверг:
4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).
Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
Цель: вызвать желание украсить группу для всех.
5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.
2 неделя: «Знакомство с муравьем».
Понедельник:
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
Вторник:
2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!
(Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.)
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.
Среда:
Поиск муравейника.
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3)НОД «Из жизни муравьев».
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.
Четверг :
4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
Цель: развитие познавательной активности.
Пятница:
6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.
Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.
3) Аппликация «Божья коровка».
Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.
Четверг:
4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
Цель: развитие мелкой моторики.
Пятница:
5) Прослушивание песен о божьей коровке.
Цель: развитие музыкального слуха.
6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».
Цель: Развивать творческие способности.
Итоговое мероприятие:
1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
2) Презентация.
Смирнова Ольга Владимировна
(в средней группе)
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
Развивающие: развитие внимания.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко
Это божия….(коровка)
(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).
Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.
Дети: это насекомые.
Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
3. Беседа о насекомых.
( Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).
Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?
Дети: это….
Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?
Лунтик: конечно останусь.
Воспитатель: ну тогда присаживайся.
Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.
(Картинки выставляются перед детьми.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: чтобы летать с одного места на другое.
Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.
Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?
Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.
Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: например муха, комар.
Воспитатель: а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки.
Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: она такая же красива, разноцветная.
Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?
Дети: нееет
Воспитатель: почему?
Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.
Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»
4. Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)
Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.
Ребята, посмотрите.
Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.
Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?
Дети : муравеник.
Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.
5. Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.
Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.
6. Игра «Запасливый муравей»
Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Литература:
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Вид проекта:
краткосрочный, групповой, исследовательский.
Возраст:
для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта:
Участники проекта:
дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область:
экологическое воспитание.
Актуальность проблемы:
Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;
развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта:
формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) , их строении, способах передвижения;
- узнать о их пользе или вреде;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик) ;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев) , способах передвижения (прыгает, летает, бегает) , издаваемых звуках (жужжит, стрекочет) , где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми) ;
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
- просмотр мультфильмов:
- «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Продукт проектной деятельности:
рассказ о каком-либо насекомом,
дидактические игры,
фотографии,
коллективная аппликация «На полянке»,
поделки из природного материала,
выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
План реализации проекта:
1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.
Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.
Среда:
3) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.
Четверг:
4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).
Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
Цель: вызвать желание украсить группу для всех.
5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.
2 неделя: «Знакомство с муравьем».
Понедельник:
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
Вторник:
2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!
(Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.)
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.
Среда:
Поиск муравейника.
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3)НОД «Из жизни муравьев».
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.
Четверг :
4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
Цель: развитие познавательной активности.
Пятница:
6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».
Понедельник:
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.
Конспект НОД в средней группе «Насекомые».
Познавательное развитие
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Речевое развитие
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Развивать образность речи.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
- Формировать желание активно работать на занятии.
- Прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование насекомых.
Материалы и оборудование:
Плакаты с изображением насекомых, звуковое сопровождение.
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом на стульях)
Вос- ль:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать играть
Мы хотим,всё знать.
Вдруг слышат стук!
Вос – ль:
Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.
«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос-ль:
Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Вос-ль:
Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
(Ответы детей).
Вос-ль:
Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.
1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку
(кузнечик)
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её
(пчела)
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют
её (стрекоза)
4.Он работник настоящий,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может
(муравей)
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок
(бабочка).
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь
(жук)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки
(божья
коровка)
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт
(муха)
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я
(оса)
Вос-ль:
Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети:
Насекомых
Вос-ль:
Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.
Физкульминутка
Гусеница
Вос-ль:
Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон
(поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом
(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём
(ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму
(ладошки поменять)
Но,зима проходит мимо
(взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна
(хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка
(потягиваются)
Под весенним ярким солнышком
(рисуем солнце)
Гусенице не до сна
(грозят пальцем)
Стала бабочкой она
(машут руками крыльев).
Вос – ль:
Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
Вос – ль:
Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль:
Чем питаются насекомые?
(Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль:
это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль:
Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей:
Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль:
Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль:
Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль:
Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу
жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу
комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф
как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит
гу- жу –гу – жу
Я любого разбужу
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Вос – ль:
Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный?
(прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке?
(яркая, похоже на цветок
). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска?
(защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль:
Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве.Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль:
Почему нельзя трогать и обижать насекомых?
(они живые)
Вос – ль:
Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой,а комар……..
маленький
Бабочка летает,а гусеница……
ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….
в муравейнике
У птиц две лапки,а у насекомых……
шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …
большая
Пчёлы из нектара делают…
мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…
длинные
Вос-ль:
Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль:
Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!
Физкультминутка
Мы божьи коровки, быстрые и ловкие
По травке сочной мы ползём
А после в лес гулять пойдём
В лесу черника и грибы
устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим
Домой скорее полетим.
Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
Что нового вы узнали?
Вам понравилось в стране знаний?
А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.
Предварительный просмотр:
Воспитатель ДОУ №36 Коннова А.А.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие:
Продолжать учить правила безопасного поведения в природе
Познакомить детей с новыми правилами безопасности.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе
Речевое развитие
Продолжать развивать связную речь детей.
Активизировать и пополнять словарный запас.
Продолжать учить отвечать на вопросы.
Социально-коммуникативное развитие
Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.
Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.
Материал к занятию
Ноутбук, дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации, запрещающие знаки
Ход занятия:
Вос-ль. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй красно солнышко – руки вверх,
Здравствуй, ветерок – покачивание рук,
Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук
Здравствуй спелая трава - покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладоши
Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.
Вос-ль: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .
Сколько месяцев длится весна? (Три) .
Назовите их (Март, Апрель, Май)
Молодцы!
Вос-ль: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?
Дети: Хотим!
Вос-ль: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:
Должны всерьез все уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться там легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не дойти…
Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!
А как можно добраться до леса?
Дети: На машине, на автобусе, пешком…
Вос-ль: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.
(Имитация дорожки) .
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой,
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не таи: Ты же видишь, - мы свои!
Вос-ль: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.
Какие цветы появляются первыми?
Дети: Подснежники.
Задание Д\И: «собери цветок»
Вос-ль: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.
Ой, у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?
Дети: Нет
Вос-ль: Конечно же нет! Растения, деревья – это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях
Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит, тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.
Ой, смотрите какой зайчик поскакал!
А вы знаете что происходит с животными весной?
Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.
Вос-ль: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).
Игра: «Найди детеныша»
Вос-ль: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?
Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?
Послушай Мишка стихи:
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет. (М. Бычкова)
Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)
Вос-ль: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?
Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,
Опустеют все полянки, и не будет красоты.
Вос-ль: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.
В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
Правило:
(Нельзя брать никого из леса домой) .
Вос-ль: Животным будет плохо без той среды обитания, в которой они привыкли жить.
Оставим и тут знак.
Физминутка.
Маленькие птички, птички невелички
По лесу летают, песни распевают,
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
Вос-ль: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.
Запомните еще одно правило:
Весна! В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костер в лесу не оставляйте
Песком, землею засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил.
Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)
Вос-ль: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.
Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Вос-ль: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.
До свидания медвежонок.