Какие есть жанры романа. Литературный роман - это что? Определение, характеристика и типология жанра. Характерные особенности романа

Нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем "эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время , где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является "открытой": основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман . В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн , М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также "Новый роман".

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РОМАН" в других словарях:

    Роман - Роман … Словник лемківскої говірки

    Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

    А, муж.Отч.: Романович, Романовна; разг. Романыч.Производные: Романка; Ромаха; Ромаша; Романя; Рома; Ромася; Ромуля.Происхождение: (Лат. Romanus римский; римлянин.)Именины: 18 янв., 11 февр., 16 февр., 2 марта, 29 марта, 15 мая, 5 июня, 13 июня,… … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    Лакапин Ρωμανός Α΄ Λακαπήνος Монета Романа I Лакапина … Википедия

    Роман - РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов

    РОМАН, романа, муж. (франц. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь это только в романах.» Чехов. Бытовой роман.… … Толковый словарь Ушакова

    - (фр.). 1) так наз., прежде всего, все, написан. на романском языке. 2) наиболее популярный род эпических произведений, в котором заключается рассказ из жизни какого нибудь общественного слоя, характеризующий выдающиеся черты его жизни и людей.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Роман - Роман ♦ Roman Литературный жанр, имеющий всего два ограничения – он должен быть повествовательным и основываться на вымысле. Роман – это выдуманная история, изложенная так, словно все и на самом деле происходило именно так, или, наоборот,… … Философский словарь Спонвиля

    Роман - (французское roman), литературный жанр: эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман эпос… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Роман Глушков. Серия "Русская фантастика" (комплект из 9 книг) , Роман Глушков , В серии "Русская фантастика" выходят лучшие романы современных российских писателей- фантастов. В представленный комплект вошли лучшие произведения писателя Романа… Категория: Отечественная фантастика Серия: Русская фантастика Издатель: Эксмо ,
  • Роман Глушков. Цикл "Меч в рукаве" (комплект из 2 книг) , Роман Глушков , Провинциальному художнику Мефодию Ятаганову не очень-то везло в жизни. И картины его плохо раскупались, и жена ушла к более удачливому брату-бизнесмену. Но оказалось, что благодаря природному… Категория:

"Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC% D0%B0%D0%BD ".

Название термина возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа в противопоставление латинским произведениям. Изначально термин "роман" использовался только для стихотворных произведений. Свое название этот жанр сохраняет и в XIII веке, но уже для прозаического рыцарского романа.

Бытует точка зрения, что роман Нового времени как жанр возникает вследствие соединения различных эпизодов, которые ранее было принято считать новеллами. Например, "Декамерон" Бокаччо, известный как сборник новелл, постепенно развивал сюжетную линию и композиционную структуру, тем самым увеличивая повествование в объеме и усложняя в фабуле. "При более тесном сближении новелл цикл может превратиться в единое художественное произведение - роман. На пороге между циклом и единым романом находится "Герой нашего времени" Лермонтова, где все новеллы объединены общностью героя, но в то же время не теряют своего самостоятельного интереса Томашевский Б.В. Жанры повествовательные. Прозаическое повествование // Теория литературы. Поэтика. -1931. - С 41. ". Плутовской роман возникает как трансформация от рыцарского, однако нет никаких реальных оснований полагать, что сборник новелл является переходной к ним формой. Тем не менее, выдержав множество изменений как в своей структуре, так и в смысловой нагрузке, роман как жанр художественной литературы дошел до наших дней, но все еще продолжает развиваться.

Перейдем к основным видам романа. "Предлагаемая классификация не претендует на полноту, которой трудно достигнуть, имея дело с таким жанром… Она позволяет объединить при сравнении некоторые романы, чтобы привлечь внимание к чертам сходства. В отличие от античного эпоса, средневекового рыцарского романа или, скажем, элегии, роман всегда был в постоянном конфликте с существующими литературными условностями. Все время меняя способы повествования, роман заимствовал элементы стиля у драмы, журналистики, массовой культуры и кино, никогда, однако, не утрачивая традицию репортажа, идущую из XVII века http:// litkniga.ru/ viewpage. php?page_id=30".

1) Повествование социального романа иллюстрирует варианты поведения, принятого в различных слоях общества. Как правило, описывается конфликт между представителями различных социальных классов, их убеждений и мировоззрений.

2) Нравописательный роман сосредоточен на мельчайших деталях и стандартах человеческого поведения (напр. Джейн Остин "Гордость и предубеждение"). Это, своего рода, тщательное расследование причин возникновения людских пороков с целью их искоренить, высмеять. В романах данного вида может быть изображено общество наркоманов, алкоголиков и людей из низких слоев. Нравописательный роман имеет непосредственное отношение к сатире.

3) В психологическом романе (напр. Стендаль "Красное и черное") акцент делается на внутреннем мире героя. Обилие монологов, символизм, поток сознания являются основными чертами данного вида. Существуют две формы психологического романа данного вида - детализированный портрет (изучению подлежит романный герой, находящийся в переломном, кризисном моменте жизни) и роман воспитания (протагонист Гланый герой, главное действующее лицо. изучает окружающий мир, страдает от его несовершенства, но под конец разрешает проблемы или начинает на них по-другому смотреть; в романах данной формы ощутим позитивный настрой ибо преследуемая героем цель является духовным ростом).

4) Культурно-исторический роман проявляется в интересе к нескольким поколениям, социуму, главный мотив - раскрытие принципов и характеристик поведения людей. Герой романа данного вида познает механизм социального продвижения и свое место в общем устройстве мира. Для исследования общества часто используется повествование истории из жизни одной или нескольких семей, подверженных изменению и пересмотру своих принципов и находящихся в конфликтной ситуации (Л.Н. Толстой "Война и мир").

5) В романе идей главное место занимают теории, мнения, умозаключения по отношению к обществу и окружающему миру. Основным отличием данного вида романа от психологического является то, что его герои изображены как носители интеллектуальных теорий (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"). Роман идей также называют "философским" романом.

6) Приключенческий роман, роман с интригой, роман поисков предусматривает осложненную сюжетную линию. События, описанные в романе, сменяются быстро, каждый эпизод - яркая картинка, интриги и приключения. На пути главного героя к поставленной цели ждут испытания, унижения, результатом которых будет либо достижение цели и исполнение желаний, либо неудача и разочарование (Ф.С. Фитцжералд "Великий Гэтсби").

7) Экспериментальный роман зачастую с трудом поддается чтению, ибо его основной чертой является осознанное использование автором различных литературных техник - разрушение сюжетного повествования, необычность фабулы, которую можно счесть как полное ее отсутствие, недосказанность, фрагментарность, неясность (Ф.М. Достоевский "Записки из подполья"). Игра слов также приветствуется - с ее использованием автор забавляет читателя, а иногда и заставляет додумывать смысл написанного.

Роман будет популярен во все времена ввиду своей масштабности и актуальности проблем. И не важно, в каком году или веке он создан, описанные в нем темы будут интересовать и волновать читателей. Через роман мы познаем окружающий мир, общество и его механизмы, мотивы и причины тех или иных поступков и зачастую находим ответы на собственные вопросы, тем самым познавая и развивая себя.

Обратимся к одному из основоположников русской литературной критики - В.Г.Белинскому, писавшему еще в первой половине XIX века: "… теперь наша литература превратилась в роман и повесть (…) Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести. (…) Какие книги пишут все наши литераторы, призванные и непризванные (…)? Романы и повести. (…) в каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы, и, словом, все науки? В романах и повестях".

XIX век называют "золотым веком русского романа": А.Пушкин и Ф.Достоевский, Н.Гоголь и И.Тургенев, Л.Толстой и Н.Лесков, А.Герцен и М.Салтыков-Щедрин, Н.Чернышевский и А.К.Толстой плодотворно работали в этом крупном виде эпики. Даже А.Чехов мечтал написать роман о любви…

Роман, в отличие от рассказа и повести, можно назвать "экстенсивным" видом литературы, так как он требует широкого охвата художественного материала.

Для романа характерны следующие признаки:

  • разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю (история Обломова, история Штольца, история Ольги Ильинской, история Агафьи Матвеены в романе Гончарова "Обломов");
  • многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
  • глобальность тематики и проблематики;
  • большой охват художественного времени (действие "Войны и мира" Л.Толстого укладывается в полтора десятилетия);
  • проработанный исторический фон, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи и т.д.

Конец XIX века несколько ослабил интерес писателей к крупным эпическим формам, на первый план выдвинулись малые жанры - рассказ и повесть. Но с 20-х годов ХХ века роман снова стал актуален: А.Толстой пишет "Хождение по мукам" и "Петра I", А.Фадеев - "Разгром", И.Бабель - "Конармию", М.Шолохов - "Тихий Дон" и "Поднятую целину", Н.Островский - "Рожденные революцией" и "Как закалялась сталь", М.Булгаков - "Белую гвардию" и "Мастера и Маргариту"…

Различают множество разновидностей (жанров) романа : исторический, фантастический, готический (или роман ужасов), психологический, философский, социальный, роман нравов (или бытописательный роман), роман-утопию или -антиутопию, роман-притчу, роман-анекдот, авантюрный (или приключенческий) роман, детективный роман и т.д. К особому жанру можно отнести идеологический роман, в котором главной задачей автора является донести до читателя определенную идеологию, систему взглядов на то, каким должно быть общество. Идеологическими можно считать романы Н.Чернышевского "Что делать?", М.Горького "Мать", Н.Островского "Как закалялась сталь", М.Шолохова "Поднятая целина" и т.п.

  • Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени;
  • фантастический роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира;
  • психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних свойств и качеств человеческой натуры, о личностных, индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей;
  • философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке;
  • социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет;
  • роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека, особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно, какие-то этнографические подробности;
  • в центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане;
  • роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.
  • Крупнейшим эпическим жанром является роман-эпопея , в котором каждый из перечисленных выше признаков глобально развит и разработан писателем; эпопея создает широкое полотно человеческого бытия. Эпопее обычно недостаточно одной человеческой судьбы, она интересуется историями целых семей, династий в длительном временном контексте, на широком историческом фоне, делая человека важной частью огромного и вечного мира.

Все эти жанры романа - кроме, пожалуй, готического, или романа ужасов, не прижившегося в России, - широко представлены в русской литературе XIX - ХХ веков.

Каждая эпоха предпочитает определенные жанры романа. Так русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания. ХХ век требовал разнообразия романного содержания, и все жанры романа получили в это время мощное развитие.

Литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

Галантный роман (также прециозный роман) жанр французской и немецкой литературы середины XVII века. Прециозный, галантно героический роман представляет собой, с одной стороны, плод трансформации рыцарского романа, а с другой результат влияния… … Википедия

Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

А; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… … Энциклопедический словарь

Роман в стихах литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его… … Википедия

Роман - РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов

Точную и абсолютно полную классификацию такого жанра как роман дать практически невозможно, так как в основном такие произведения всегда находятся в конфликте с принятыми литературными условностями. В этом литературном жанре на всех этапах его развития всегда тесно переплетаются элементы современной драмы, журналистики, и кино. Единственным неизменным элементом романа остается способ повествования в форме репортажа. Благодаря этому основные виды романа все же можно выделить и описать.

Первоначально, в 12-13 вв., слово roman обозначало любой письменный текст на старофранцузском языке и лишь во второй половине 17 в. частично обрело свое современное смысловое наполнение.

Роман социальный

Основой таких произведений служит различных вариантов поведения, принятого в -либо отдельном обществе, и поступки героев, противоречащие или соответствующие этим ценностям. Социальный роман имеет 2 разновидности: культурно-исторический и нравописательный.

Нравописательный роман – это камерное социальное повествование, сосредоточенное на стандартах и нравственных нюансах поведения в обществе. Ярким примером произведения такого вида служит роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Культурно-исторический роман, как правило, описывает историю какой-либо семьи на фоне культурных и нравственных стандартов своего времени. В отличии от нравописательного, этот вид романа затрагивает историю, подвергает глубокому изучению отдельные личности и предлагает собственную социальную психологию. Классическим примером культурно-исторического романа является «Война и мир» Толстого. Примечательно, что такая форма романа очень часто имитируется так называемыми блокбастерами. Например произведение М. Митчелл «Унесенные ветром», на первый взгляд, имеет все признаки культурно-исторического романа. Но обилие мелодраматических эпизодов, стереотипные герои и поверхностная социальная психология говорит о том, что этот роман всего лишь имитация серьезного произведения.

Психологический роман

В данном виде все внимание читателя сосредоточено на внутреннем мире человека. Произведение в жанре психологического романа насыщено внутренними монологами, потоком сознания главного героя, аналитическими комментариями и символикой. «Большие надежды» Диккенса, «Записки из подполья» Достоевского – яркие представители психологической формы романа.

Роман идей

Роман идей или «философский» роман использует своих героев в качестве носителей различных интеллектуальных теорий. В произведениях такого типа всегда много места уделено разного рода идеям и мнениям относительно всего на свете, от нравственных ценностей общества до космоса. Примером такого романа может служить произведение известного философа Платона «Диалоги», в котором участники и герои являются рупором самого Платона.

Приключенческий роман

Роман поисков, роман с интригой, рыцарский роман, шпионский триллер также относятся к данному типу романов. Как правило, такие произведения насыщены действием, хитросплетениями сюжета, отважными и сильными героями, любовью и страстью. Основной целью приключенческих романов является развлечение читателя, сравнимое, например, с кино.

Самый длинный роман «Люди доброй воли» Луи Анри Жана Фаригуля, он же Жюль Ромен (Франция) был опубликован в 27 томах в 1932-1946 гг. В романе 4959 страниц и приблизительно 2070000 слов (не считая 100-страничного указателя).

Роман экспериментальный

Главной особенностью экспериментальных романов является то, что их довольно трудно читать. В отличие от классических видов романа, в этих произведениях рвется логика причин и следствий. В экспериментальном романе может, например, отсутствовать сюжет как таковой, знать, кем является главный герой, также необязательно, все внимание здесь уделено стилю, структуре и форме воспроизведения.