Какие бывают размеры оконных проемов? Каких размеров должен быть оконный проем. Дверные и оконные проемы в доме. Секреты выбора и правила установки Через оконные проемы двери и

Выполняя чисто практические функции, окна и двери являются вместе с тем существенным элементом архитектурной композиции, в значительной мере определяя ее характер. Оконные и дверные проемы органически входят в общее архитектурное решение, активно участвуя в формировании пропорций, масштабности, ритмического строя и архитектурного образа сооружения.

Перекрытия проемов бывают прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа перекрытия - балкой или аркой. По очертанию кривой различают арки полуциркульные, лучковые, трехцентровые *** (рис, 82).

В каменной или кирпичной стене оконный проем, обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены между низом окна;и полом называется подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник; обычно он выполняется из дерева, реже из камня. Снаружи между переплетом овна и краем стены подоконная стенка также покрывается наклонной каменной плитой или скрывается стальным листом. Это наружный подоконник, или подоконная доска, если плита выступает из плоскости стены в виде полочки. Часть стены между двумя окнами называется простенком****.

Размеры окон определяются в первую очередь функциональными требованиями - освещать внутренние помещения. Во-вторых, они зависят от технических возможностей, высоты помещений, которая ограничивает высоту окна, конструкции перекрытия оконного проема, влияющей на его ширину, и наконец, размеры и форма оконных проемов принимаются в соответствии с композиционными соображениями, представле-ниями о хороших пропорциях, господствующими в период преобладания того или иного стиля.


* Это название предложено проф. Н. Султановым.

** Тимпаном называются и поверхность, ограниченная архивольтом арки, если верхняя часть ее заглушена, а также криволинейные треугольники по обеим сторонам архивольта, если арка вписывается в прямоугольную форму (рис. 81, 85).



*** Здесь не упомянуты такие виды арок, как стрельчатые, трехлопастные, килевидные и др., характерные для разных архитектурных стилей.

**** Часть стены между окном и углом здания называют угловым простенком.


В классической архитектуре таким представлениям удовлетворяли проемы с отношением ширины к высоте, равным 1: 2, предельным считалось отношение 1: 1,5, т. е. полтора квадрата. Естественно, что архитектурные требования неизменно должны сочетаться с практическими: при классической форме и пропорциях окон и обусловленности их размеров освещенность помещений регулировалась размещением большего или меньшего числа окон.

Функции окна не ограничиваются освещением и инсоляцией помещения, оно служит также смотровым, а отчасти и вентиляционным проемом. Окно осуществляет визуальную связь интерьера с внешней средой. В современной архитектуре последняя функция приобрела большое значение. Характерное для современной архитектуры стремление уничтожить резкую грань между внутренним и наружным пространством, и добиться более равномерного освещения интерьера привело к превращению целых плоскостей стен в сплошное окно, зачастую к полному уничтожению наружной стены и замене ее остекленной поверхностью, чему способствуют и возможности современных конструкций.

Начиная с XVII в. в больших залах крупных зданий, занимающих по высоте два этажа, было распространено освещение в два света, т. е. двумя рядами окон, расположенных друг над другом в соответствии с поэтажным размещением на фасаде. Такие двусветные залы имеются во многих исторических зданиях Москвы и Ленинграда - залы в Зимнем дворце в Ленинграде, Колонный зал Дома Союзов в Москве и многие другие.

Конструктивные приемы современного строительства дают большую свободу в отношении расположения и выбора размера оконных проемов, допуская самые разнообразные решения. Применение для перекрытия оконных проемов железобетонных перемычек с сильным армированием позволило значительно увеличить ширину окон и придать им «лежачую» форму, при которой ширина окна значительно больше его высоты. Появление такого окна сделало возможным более равномерное освещение помещения, а также улучшило визуальную связь интерьера с внешним пространством, так как одно широкое окно может заменить два и более вертикальных. Вид из такого окна раскрывается панорамно, не прерывается простенками.

Современные конструкции позволяют устанавливать легкие стены на выносных консолях. Благодаря использованию таких ненесущих стен можно полностью ликвидировать простенки и применять сплошные ленточные окна большой протяженностью или опоясывающие все здание, как это практикуется во многих сооружениях современной архитектуры (см. рис. 73). Эти конструкции позволяют также располагать окна не по вертикальным осям - окно над окном, а произвольно, например в шахматном порядке.

В зависимости от характера архитектуры и требований композиции оконные проемы имеют разную пластическую обработку, связанную с конструктивным решением или имеющую чисто декоративное значение. В простейшем виде окно представляет собой просвет в гладкой стене, лишенный какого-либо обрамления. Сочетание таких отверстий друг с другом и со стеной может создать ощущение гармонии благодаря совершенству пропорций и удачно найденному ритму. Форма, лишенная декоративного убора, который мог бы скрыть ее недостатки, требует особо точно найденных пропорциональных отношений. Подобные решения можно встретить в произведениях строгой классики, таких как сооружения архитекторов Палладио, Кваренги, Стасова.

Некоторые приемы обработки окон возникли в результате конструктивной необходимости. Следуя общей закономерности развития многих архитектурных форм, эти приемы постепенно утрачивают первоначальный смысл, превращаясь в способ декоративной обработки, повторяющей традиционную форму.

Наиболее распространенным приемом обработки окон в классической архитектуре является обрамление оконного проема снаружи профилированной рамкой, называемой наличником*. Происхождение этой формы связано с конструктивными приемами образования проемов. Наличник появился в результате пластической обработки балки-перемычки и поддерживающих ее каменных косяков, которые устанавливались для предотвращения непосредственного опирания перемычки на кладку стены.


* Нужно отметить, что наличник как форма, вытекающая из конструкции проема, существует не только в классической архитектуре. Оформление проемов наличниками было распространено в архитектуре различных эпох и стилей.

Этот конструктивный прием был известен с древнейших времен.

Обрамление из каменных брусков, обработанных профилями, и образует наличник. В случае, когда концы перемычки выступали за пределы косяков, внутренние профили следовали очертанию пролета, а наружные - внешнему контуру перемычки и косяков. Таким образом создалась форма наличника с ушками.

В классической архитектуре профиль наличников приобрел довольно устойчивую форму, близкую к форме архивольтов арок, с небольшим общим выносом. Внутренняя часть наличника, обращенная к проему, состояла из одной или нескольких гладких полочек, незначительно выступающих одна над другой - фасций*, наружные края обычно заканчивались профилем киматия или выкружки с полочкой.

Часто над проемами размещался карнизик для защиты от дождевой воды, стекающей по стене. Простейший вид такого устройства - выносная полочка над перемычкой. Этот карнизик называется сандриком. Он выполнялся также в виде небольшого фронтончика. Обычный - профиль сандрика соответствует простейшему классическому карнизу и сохраняет его основные элементы - выносную плиту, поддерживающую часть в виде одного профиля, и венчающий карниз. Сандрики помещались над проемами и применялись с наличниками и без них. При проеме с наличником сандрики располагались непосредственно на нем или на некотором расстоянии от него, образуя фризок. Сандрики часто поддерживались кронштейнами, которым иногда соответствовали вертикальные полочки, шедшие по краям наличника, - так называемые контрналичники (рис. 83).

Декоративный характер носят обрамления проемов с применением ордера в виде пилястр или трехчетвертных колонн, поставленных по краям проема и перекрытых антаблементом с фронтоном или без него. Этот прием был особенно распространен в архитектуре итальянского Возрождения, но применялся уже в античную эпоху (см. рис. 19).

Проемы с криволинейными перекрытиями в классической архитектуре обрабатывались, как арки: архивольтами с импостами или путем выявления клинчатой структуры арки с расшивкой швов, выделением замкового камня. Швы арки обычно увязывались со швами стены (см. рис. 82).

Арочный пролет также обрамлялся наличником с сандряком, ордерными колоннами или пилястрами с антаблементом. Своеобразным видом подобного обрамления арочного проема является «окно Браманте», названное так по имени известного итальянского архитектора, применившего его в здании палаццо Канчеллерия в Риме. Этот прием возник из способа облицовки стены. Вокруг арочного оконного проема оставлялась прямоугольная впадина в облицовке, в которую после затухания осадки вставлялась каменная рама, обрамляющая его (рис. 84).

Более декоративный характер носит другой вид обрамления проема - «окно Сансовино», представляющее собой арочный пролет, обработанный архивольтом и импостами, опирающимися на маленькие колонны, приставленные к притолокам проема (рис. 85).

Необходимость увеличить световой пролет, не изменяя его высоты и сохраняя нормы классических пропорций, привела к созданию сложных окон, являющихся сочетанием нескольких


* В штукатурном деле они называются платиками.


проемов. Таковы двойные и тройные окна, представляющие собой широкий проем, разделенный стойками, подпирающими перемычку (рис. 86). Особо нужно выделить тип тройного окна, получивший название «окно Палладио» - по имени итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио. Это - широкий проем, разделенный колонками на три части: средняя перекрыта полуциркульной аркой, опирающейся на импосты, которые служат перемычками боковых проемов и в то же время являются антаблементами колонн, разделяющих просвет окна (рис. 32, 87).

В некоторых случаях в зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые, овальные, эллиптические, квадратные лежачие, полукруглые, многогранные оконные проемы. Все эти виды окон использовали обычно как вспомогательные – для освещения антресолей, промежуточных служебных, цокольных и аттиковых этажей, как «второй свет» в двухсветных залах.

Обработку дверных проемов в классической архитектуре производили теми же приемами, что и оформление оконных. Различие заключалось в том, что наличник или другой вид обрамления не доходит до низа проема, а заканчивается тумбой, т.е. каменной вставкой, в которую он упирается. Большой дверной прем позволяет применять более сложную пластическую обработку. Значительные по размерам двери с развитой пластической декоративной обработкой называются порталами. Примером величественных и богато обработанных порталов могут служить двери Исаакиевского и Казанского соборов в Ленинграде.

ПЕРЕКРЫТИЯ

Перекрытия принадлежат к основным конструктивным частям здания. Будучи одним из элементов, ограждающих внутреннее пространство, перекрытия в зависимости от их характера могут оказывать существенное влияние на архитектурное решение интерьера. В соответствии с

конструкцией перекрытия можно подразделить на две основные группы - на плоские (иначе балочные, или архитравные) и сводчатые. Далее будут рассмотрены основные виды архитектурных форм перекрытий и некоторые приемы их обработки, связанные с их тектонической основой.

В случае, иногда нижняя поверхность перекрытия образует гладкую горизонтальную* плоскость потолка, его обработка не связана с конструктивной структурой и может быть выполнена любыми декоративными средствами - лепкой, орнаментальной росписью, живописными плафонами **, обшивкой деревом и пр., включая имитацию конструктивной структуры. В простейшем случае потолок представляют собой гладкую плоскость без всякой обработки, что характерно для подавляющего большинства зданий массового строительства. Когда конструкция перекрытия обнажена, архитектурная форма потолка неизбежно связана с его конструктивной структурой. Наиболее распространенным видом перекрытия является плоское, имеющее в большинстве случаев в основе балочную конструкцию. Среди памятников античного греческого зодчества сохранились немногочисленные образцы архитектурного решения


* В современной архитектуре встречаются не только горизонтальные плоские перекрытия. В некоторых зданиях, где эти перекрытия не являются междуэтажными не служат полом вышележащего этажа, они делаются иногда наклонными. В некоторых случаях такие наклонные перекрытия соответствуют наклонному полу вышележащего помещения, как в фойе концертного зала в г. Турку.

** Плафон (фр. Рlafond - потолок). Так называют потолки с декоративной отделкой. Часто применялась роспись потолка или на нем укреплялись живописные полотна, специально выполненные по правилам плафонной живописи, которые также называются плафонами.

балочных перекрытий, в которых пространство между колоннадой и целлой перекрывалось каменными балками. По этим балкам укладывались каменные плиты - стротеры. Для облегчения последних в них выбирались квадратные углубления - кессоны, или кассетоны. Сама балка часто обрабатывалась наподобие архитрава фасциями и легким профилем наверху. Таким образом, конструкция перекрытия одновременно являлась гармоничной архитектурной формой (см.рис.48).

Однако каменной балкой можно перекрыть очень небольшой пролет, поэтому устройство плоских перекрытий относительно большого пролета до появления металлических и железобетонных конструкций осуществлялось с помощью деревянных балок или путем подвески деревянных потолков к стропилам.

Открытые деревянные балки в виде прямоугольных в сечении брусьев обычно обрабатывались декоративной росписью и резьбой. Концы балок часто опирались на выступающие из стен консоли. Панели потолка между балками также декоративно обрабатывались.

Применение системы вспомогательных балочек, пересекающих главные в перпендикулярном направлении, естественным образом создавало систему прямоугольных кессонов, которые заполняли всю плоскость потолка (рис. 88). Вследствие того, что конструктивные балки ограничивали композиционные возможности декоративного решения плафона, их стали заменять подвесными потолками, на поверхности которых размещали декоративные балки и кессоны легкой коробчатой конструкции, имитировавшие форму конструктивных балок, причем положение их на плоскости потолка подчинялось исключительно декоративным задачам и не обусловливалось конструкцией. Такие декоративные кессоны самой разнообразной формы отделывались легкими профилями, лепкой или резьбой, позолотой и орнаментальными росписями. Итальянская архитектура эпохи Возрождения содержит множество примеров подобного рода решений, отличающихся исключительной декоративной насыщенностью и богатством.

В современной архитектуре тектоническая форма плоских перекрытий выявилась в ребристых конструкциях железобетонных перекрытий, в которых плита укреплена выступающими балками. Эта конструкция, в чистом виде имеющая несколько утилитарный характер, в некоторых случаях находит более выразительное решение. Примером такого решения в современных зданиях, архитектура которых в известной степени основывается на классических традициях, являются интерьеры Новой ратуши в Стокгольме (Золотой зал, галерея), Галерея посланников в здании Финского сейма в Хельсинки, выставочный зал в Доме архитекторов в Москве, зал железнодорожного вокзала в г. Пушкине и др. (рис. 89). Система главных и вспомогательных балок в ребристых железобетонных конструкциях создает четкую кессонную структуру перекрытия, которая может одновременно являться также архитектурной формой.

Воплощение новых конструктивных идей в устройстве железобетонных перекрытий с ребрами, расположенными по линиям равных моментов, выявляет новые, интересные возможности архитектурного решения плоских перекрытий, как это можно видеть на примере перекрытий, сконструированных инженером Нерви (см. рис. 89).

В связи с насыщением современных зданий техническими устройствами широкое распространение получили системы подвесных потолков которые крепятся к перекрытиям на относе. Если в архитектуре XVI - XVIII вв. при строительстве подвесных потолков руководствовались преимущественно эстетическими соображениями, то в современных условиях устройство таких потолков преследует практические цели.

Пространство между перекрытиями и подвесным потолком используется для прокладки электро-, радио-, телевизионной и телефонной проводки, а также размещения спринклерных систем, вентиляционных устройств, осветительной аппаратуры, акустических устройств (так называемые акустические потолки в концертных и театральных залах).

Естественно, что при исполнении подвесных потолков ставятся и эстетические задачи - найти гармоничную архитектурную форму. Этому способствует то обстоятельство, что подвесные потолки, не связанные непосредственно с конструктивной структурой, дают большие возможности для их пластического решения. Например, система встроенного отражательного отопления в здании пенсионных касс в Хельсинки и система акустических и осветительных устройств Дома немецкого радио Берлине создают своеобразную, необычную структуру и пластику поверхности потолка (рис. 90). В подобных решениях проявляется свое образный синтез новой техники и архитектурной формы.

Сводчатые тектонические системы возникли в архитектуре великих древних цивилизаций (Египет и Месопотамия), но широкое развитие получили только (в зодчестве Древнего Рима, где наряду с основными формами клинчатых, каменных и кирпичных сводов были разработаны системы литых бетонных сводов. Основные виды этих сводов существуют и в наше время. На их основе установилась классификация и сложилась терминология, в значительной степени действующая и теперь, когда появились новые системы сводчатых конструкций - тонкостенные, сборные и монолитные, железобетонные и армоцементные своды.

Существуют следующие основные виды кирпичных, каменных и бетонных сводов (рис. 91).

Цилиндрический свод представляет собой полуцилиндр, две длинные стороны которого опираются на стены или другие сплошные продольные опоры, например на балки, поддерживаемые стойками или аркадами.

Разновидностями цилиндрического свода являются полуциркульные, эллиптические, трех - и многоцентровые своды, так называемые коробовые, различающиеся только формой Образующей кривой. Стены, на которые опирается свод, называются опорными, а перпендикулярные им стены в торцах свода - щековыми*.

Крестовый свод. Если отрезок цилиндрического свода рассечь взаимно перпендикулярными диагональными по отношению к оси свода вертикальными плоскостями, то образуются четыре части: две из них, расположенные вдоль свода, называются распалубками, две другие, идущие поперек свода,- лотками (рис. 92).

Можно представить себе два перпендикулярно пересекающихся цилиндрических свода с пятами и шельгами, находящимися на одном уровне. Линии пересечения этих поверхностей полностью соответствуют следам сечения их двумя диагонально расположенными вертикальными плоскостями, и на поверхностях двух пересекающихся сводов получается по четыре распалубки и лотка. Если отбросить лотки, то сомкнутые по диагонали четыре распалубки и образуют крестовый свод: выступающие углы диагональных стыков распалубок-ребра свода дают в плане крест. Крестовый свод опирается в четырех точках, в которые сводятся его пяты. Таким образом, опорные и щековые стены могут отсутствовать, и свод покоится на четырех опорах-стойках - так называемый балдахин. Распалубки могут быть образованы и пересечением любой сводчатой поверхности другим сводом, имеющим тот же или меньший радиус,- полуциркульным, коробовым, эллиптическим и др.

Сомкнутый свод является противоположностью крестового. Он состоит из четырех лотков, которые, смыкаясь по диагонали, образуют входящие углы в противоположность крестовому оводу, ребра которого имеют выступающие углы. Сомкнутым сводом перекрывали не только квадратные и прямоугольные, но и многоугольные в плане помещения, причем свод опирался по всему периметру. Сомкнутый свод известен также под названием монастырского свода.

Зеркальный свод можно представить себе как сомкнутый свод, верхняя часть которого срезана горизонтальной плоскостью, образующей так называемое зеркало. Криволинейные части свода, обрамляющие зеркало, называются паддугами**. Зеркало выполнялось в виде плоского или очень пологого свода. В первом случае свод имел в сечении корытообразную форму, во втором случае он представлял собой свод коробового профиля со средней частью, очерченной большим


* По существу цилиндрический свод может и не замыкаться в Торцах, например в крытых проездах, тоннелях. Замыкание торца может производиться также полукуполом (конхой) или отрезком поперечного свода, (лотком). В этом случае свод называется замкнутым.

** При плоских перекрытиях переход от потолка к стенам иногда представляет собой криволинейную поверхность, которая также называется паддугой.


радиусом. Зеркало свода, обычно отделявшееся от паддуг рельефной рамой, использовалось часто как поверхность для живописного плафона. Зеркальный свод, появившийся впервые в архитектуре эпохи Возрождения, позволил значительно снизить чрезмерную высоту помещений, вызывавшуюся применением цилиндрических, крестовых или сомкнутых сводов, что было особенно важно при увеличении числа этажей зданий.

Купольный свод, или купол, образуется вращением кривой (полуокружности, полуэллипса, параболы и др.) вокруг вертикальной оси. Таким образом, в плане или в горизонтальном сечении купол дает круг, а в любом другом - кривую линию*.

Куполом можно перекрывать не только круглые в плане помещения, где он опирается на стены по всему периметру, но также квадратные и многоугольные. В таком случае переход от купола круглого очертания к помещению квадратной или многоугольной формы осуществляется посредством сферических треугольников - парусов, или пандативов, или путем устройства сводов в виде части конуса - тромпов, а также с помощью системы арок. Сферические паруса несут в своей верхней часта опорное кольцо, на котором возводится купол или стена цилиндрической формы - барабан, перекрываемый куполом. Барабан обычно использовался для размещения оконных проемов для освещения подкупольного пространства. Полукруглые в плане помещения, например апоиды, перекрывали, как правило, полукуполом, или конхой.

Парусный свод можно рассматривать как производный от купольного. Геометрическое построение парусного свода получается путем отсечения от купольной поверхности боковых частей плоскостями призмы, продольная ось которой совмещена с осью купола. Свод такой формы является тем случаем купола на парусах, когда и купол и паруса имеют общий радиус и принадлежат, таким образом, одной и той же сферической поверхности. Верхняя часть такого свода выше парусов, представляющая собой шаровой сегмент, называется скуфьей. Чаще всего таким сводом перекрывали квадратное в плане помещение. Свое наименование он получил благодаря сходству с закрепленным в четырех углах надутым ветром парусом. Парусный свод может перекрывать многоугольные, а также треугольные в плане помещения, например перекрытие тонкостенным парусным сводом большого пролета треугольного в плане помещения - аудитории Массачусетского технологического института. Как и крестовый свод или купол на парусах, парусный свод может опираться на отдельные опоры, образуя балдахин.

Термин «ненарушенный» применяется к любым сводам и даже плоским покрытиям, имеющим небольшой подъем по слабой кривой к середине - вспарушенность. Плоский потолок в больших помещениях обычно делают несколько вспарушенным, чтобы устранить впечатление провисания.

Перечисленные основные формы сводчатых перекрытий не исчерпывают всего разнообразия этих конструктивных систем, применявшихся в истории архитектуры. Существовали различные виды и сочетания приведенных сводов, например своды на распалубках, бочарные и др. Еще большим разнообразием отличаются современные железобетонные и армоцементные своды.

Приемы пластической разработки оводов очень разнообразны. Здесь мы можем коснуться только тех из них, которые вытекают из самой структуры сводчатых перекрытий и отражают их тектонику. Таким является прием расчленения цилиндрического свода подпружными арками**, по которым настилаются плиты, образующие поверхность свода. Этот чисто конструктивный прием, применявшийся в античной римской и романской архитектуре, вводит ритмическое начало в архитектурное решение гладкого цилиндрического свода.


* Существуют купола эллиптические или овальные в плане, форму которых можно рассматривать как результат вращения полуэллипса или полуовала вокруг горизонтальной оси. В зависимости от характера образующей кривой получают купола - разной формы - сферический, в форме полушара, эллиптический (в разрезе), сферо-конический, со стрельчатой верхней частью и др. Все купола, имеющие в сечении очертания дуги круга, называются сферическими.

** Подпружными называются арки, поддерживающие свод или предназначенные для его укрепления; в купольных системах - арки, которые служат опорой для парусов и поддерживают опорное кольцо купола или барабана; в крестовых и парусовых сводах-арки, расположенные по четырем сторонам свода и являющиеся для него опорой.

Распространенным приемом обработки сводов, также связанным с их тектоникой, является кессонирование. В каменном своде, цилиндрическом или коробовом, кессоны получают путем создания каркаса из арок, идущих по кривой поперек свода, и пересекающих из горизонтальных ребер, расположенных вдоль свода. Полученные таким образом ячеи перекрываются плитами*. Однако в чистом виде подобная конструкция встречается крайне редко, примером, ее может служить перекрытие портика капеллы Пацци во Флоренции.

В римских каменных сводах кессоны вытесывались после возведения сводов, как это выполнено в арке Тита в Риме, где кессоны имеют уже чисто декоративное значение, что подтверждается и тем, что разбивка их не совпадает со швами кладки. Более органичный характер имели кессоны в бетонных сводах античных римских сооружений, которые получали путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков с соответствующей профилировкой. При бетонировании в местах установки форм образовывались углубления, кессоны, на поверхности свода. Наиболее типичным примером служат кессонированный купол Пантеона и остатки сводов базилики Максенция в Риме.

Обработка кессонами применялась для сводов всех форм - крестовых, купольных и др. Практическое назначение кессонов состоит в облегчении обычно очень толстых бетонных сводов. Таким же образом создавались и кессоны в сводах, выложенных из кирпича. Так же, как и в плоских перекрытиях, кессоны сводов обрабатывались профилями с резьбой, лепкой и другими видами орнаментального декора. Часто в центре кессонов помещались скульптурные розетки, которые иногда выполнялись в металле, как в кессонах свода Казанского собора в Ленинграде.

Появление железобетонных конструкций открыло широкие возможности для выполнения самых разнообразных сводчатых конструкций. Особенно это относится к тонкостенным армоцементным сводам, так называемым сводам-оболочкам, которые при толщине, равной всего нескольким сантиметрам, могут перекрывать громадные пролеты. Для придания сводам большей жесткости применяются волнистые профили оболочек, придающие своеобразный характер поверхности перекрытия. Рациональная форма этих конструкций является одновременно и выразительной архитектурной формой (рис. 93).

Достижения современной строительной техники вызывают к жизни новые архитектурные формы, создают предпосылки для появления нового, современного стиля, который характеризуется синтезом конструктивных, технических и эстетических элементов.

*Такая конструкция аналогична каменным кессонам в перекрытиях птеронов греческих храмов. Виоле-ле-Дюк дает схему такого конструктивного каменного свода, где горизонтальные ребра заклинены в арках.


ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОПОРЫ

Классическим примером архитектурной формы опоры является колонна. В античной греческой архитектуре стойки-колонны несли горизонтальное перекрытие - антаблемент. В поздней римской архитектуре возникла конструкция, в которой колонны служили опорой для арок, причем арка непосредственно отиралась пятой на капитель колонны или между пятой арки, и капителью вставлялась промежуточная часть в виде антаблемента. Введение аркады на колоннах давало возможность значительно шире раздвинуть их по сравнению с каменными архитравными конструкциями, ограниченными размерами каменной балки. В дальнейшем прием опирания арок и сводов на колонны широко применялся в средневековых сооружениях и в архитектуре эпохи Возрождения (см. рис. 10).

Распространенным видом опоры являются столбы, круглые, многоугольные, квадратные или прямоугольные в горизонтальном сечении. Столбы могут нести балочное или сводчатое перекрытие или аркаду. В классической архитектуре наряду с гладкими столбами можно встретить столбы с разной степенью пластической обработки-пилястрами, лопатками, филенками и т. п. Они обычно имеют плинт, базу и завершение в виде карниза или упрощенной капители. Столбы, поддерживающие арки, обычно завершаются профилем импоста. Мощные столбы, поддерживающие аркады или подпружные арки, называются пилонами.

В античной архитектуре встречаются опоры в виде скульптурных изображений мужской или женской фигуры, например мраморные женские фигуры, которые поддерживают один из портиков Эрех-тейона в Афинах, так называемые кариатиды, или коры, или кариатиды дворца Бельведер в Петродворце (рис. 94). Того же назначения скульптурные изображения мужских фигур носят название атлантов, или теламонов, замечательным образцом которых служат гранитные атланты портика Эрмитажа в Ленинграде. Естественно, что подобные опоры со временем утратили конструктивную роль, превратившись в декоративный элемент, создающий видимость опоры (рис. 95).

Античные гермы, т. е. каменные квадратные столбы, иногда расширяющиеся кверху и заканчивающиеся скульптурным бюстом, также использовались в архитектурных композициях в качестве поддерживающего элемента. Примером могут служить портики Розового павильона в Петродворце (рис. 96). В здании Эрмитажа гермы использованы в качестве вертикального импоста в двойных окнах главного фасада (см. рис. 86).

В современном строительстве в качестве вертикальных опор применяются преимущественно железобетонные или металлические стойки, форма которых видоизменяется в широких пределах как в части пропорций, так и в отношении абриса горизонтального сечения. При соответствующем армировании железобетонные колонны могут иметь очень большую высоту относительно диаметра и малое сечение при сравнительно больших нагрузках. Их поперечное сечение может быть кругом, квадратом, прямоугольником, причем последний может быть сильно вытянутым, так что стоика при обретает вид ребра. Стойка может быть также многогранной, имеет в сечении сложный профиль с западами и т. п., что достигается применением соответствующей опалубки. Указанные особенности способствуют выявлению характера железобетонных стоечных конструкций.

Можно выделить некоторые разновидности современных опор, характеризуемые особенностями их конструкции. К таким опорам можно гнести расширяющиеся кверху опоры, поддерживающие грибовидные ли воронкообразные перекрытия, У-образные опоры, поддерживающие перекрытие в двух точках, веретенообразные - отражающие распределение усилий в стойке, и др. (рис. 97).

БАЛКОНЫ

Балконы являются элементами здания, которые служат определенным практическим целям, улучшая функциональные качества сооружения. Вместе с тем они представляют собой важные композиционные элементы, участвующие в формировании облика здания и способствующие достижению большей его пластической выразительности. Балконы способствуют связи внутренних помещений с наружным пространством. летний период, особенно в местностях с теплым климатом, они дополняют полезную площадь помещений, что весьма существенно для жилых некоторых других типов зданий.

Монтаж проёмов в каркасном доме – дело довольно сложное, что связано с непростой конструкцией и многослойностью стен в подобных строениях. Установка окон своими руками в уже готовый проём много времени не займёт, да и двери установить тоже будет не проблема. Но первоначально всё равно нужно будет сделать проёмы, отделка которых отнимает много времени. О них и будет идти речь в статье.

Отделка и обустройство оконных проёмов в каркасном доме

Несмотря на то что теория строительства каркасных домов кажется предельно простой, когда дело доходит до практики, всё существенно усложняется. Особенно это касается того момента, когда необходимо делать дверные проёмы и установить окна своими руками.

Главная проблема заключается в том, что каркасные стены многослойные. Внешние стены быстровозводимых домов отличаются большими слоями (в стандартной комплектации – 9 слоёв, включая теплоизоляцию, плиты ОСБ, гидроизоляцию и так далее).

С перегородками (внутренними стенами здания) всё несколько проще, так как там только 4 слоя. Именно по этой причине дверные проёмы установить легче своими руками, чем установить оконный проём. Отделка проёмов - процедура необязательная, но желательная.



Схема устройства стандартного оконного проёма в каркасном доме

Иногда бывает и так, что владелец здания, который осуществляет строительство своими руками, делает проёмы неровными, из-за чего их приходится выравнивать при помощи цементного раствора.

Внешние стены быстровозводимых домов - многослойные, обычно они состоят из 9 слоёв.

Также стоит добавить, что установка и отделка двери, проёма под ней, по своей технологии ничем не отличается от таких же работ по созданию оконных проёмов. Так что, стоит разобрать вопрос лишь с установкой окон и проёмов под них, а уже затем эту практику можно использовать и для установки двери.

Особенности каркаса

Каркас быстровозводимого дома практически всегда состоит именно из деревянных элементов (крайне редко – из металлического профиля). В силу этих причин обязательно нужно рассчитывать предельно допустимую нагрузку на такие элементы, особенно на угловые части конструкции.

Для того чтобы обеспечить равномерную нагрузку на фундамент, принято делать и верхнюю, и нижнюю обвязку каркаса, при этом шаг стоек будет составлять около 1 метра.



Пример устройства проёмов в канадском каркасном доме с использованием хидера

Это очень важно, так как от данного параметра зависит, к примеру, то, можно ли установить пластиковое окно с “тёплым стеклопакетом” или нет (главная проблема таких окон заключается в том, что они сильно увеличивают нагрузку на дом, особенно если последний – щитовой, облегчённый, какими часто бывают небольшие дачные домики).

А если человек собирается сделать каркасный дом с панорамными окнами, то здесь главное, чтобы рамы встали вровень, что своими руками осуществить довольно затруднительно. Это касается не только оконных выемок, но и тех, где будут стоять двери.

Так вот, как уже было отмечено выше, шаг стоек должен составлять около 1 метра, но там, где будут находиться различные отверстия для окон, этот шаг обязательно должен быть шире. Важный момент: если человек желает совершить установку окон, длина которых превышает 120 сантиметров, он должен знать, что подобные окна в каркасном доме слишком усложнят конструкцию.



Устройство боковых опор в оконном проёме каркасного дома

Во-первых, это потребует существенных дополнительных затрат, во-вторых, своими руками подобные конструкции уже точно не установишь. Да и времени это займёт довольно много.

Отделка отверстий может осуществляться 2 способами:

  1. используя такое устройство, как ригель (речь идёт о финской технологии возведения каркасных домов);
  2. используя такое устройство, как хидер (речь идёт о канадской технологии возведения каркасных домов).

В России по канадской технологии каркасные дома практически не строят, предпочитая финскую с использованием ригеля.

Ригель и его устройство

Как уже было отмечено, финский способ организации отверстий для окон основан на использовании ригеля. Ригели являются большими опорными балками, причём на эти балки опираются все другие элементы конструкции дома, в том числе, это касается и окон, и дверей.



Схема устройства дверного проёма в каркасном доме

Интересно, что опорная балка может быть и верхней, и нижней, однако, используется только одна. Чаще всего финский способ применяют, если есть необходимость установить пластиковое окно, имеющее относительно большой вес.

Если рассматривать конкретно каркасный дом, то в нём ригелем будет являться доска, которая стоит как бы на ребре и врезана в верхнюю часть стойки каркаса. Функция этой доски сводится, в основном, к тому, что она равномерно распределяет нагрузку от балок перекрытия к проёмам для окон, это же касается и двери. Чаще всего ригель является не цельным, а состоит из нескольких разных частей.

Дело в том, что доски длиной более 6 метров при строительстве каркасных домов не используют, а стена дома, как правило, длиннее 6 метров. Интересно, что устройство стыкуется исключительно со стойкой для окон, что делает саму конструкцию гораздо более надёжной.



Проём в стене каркасного дома

Правда, есть один нюанс: при строительстве дома своими руками надо избегать ситуации, когда ригель состыковывается со стойкой в том месте, где уже есть стык верховой обвязки. Иначе конструкция получится попросту неустойчивой, что может привести к тому, что пластиковое окно банально упадёт.

Кстати, специалисты рекомендуют не использовать пластиковые рамы в каркасных домах, а отдавать предпочтение деревянным. С другой стороны, отделка деревянной рамы – задача тоже не из лёгких, да и обслуживать её придётся постоянно. Своими руками сделать ригель довольно легко, кстати говоря.

Хидер и его устройство

Отделка отверстий для окон по канадскому способу предполагает использование хидера и двойных стоек. Сами по себе стойки представляют собой одну основную и вторую дополнительную (по этой причине их и именуют двойными).

Оконные стойки также устанавливаются и сверху, и снизу оконного отверстия, их шаг – как и обычный для каркаса. В стенах, где окна или двери отсутствуют, нагрузка от верхней обвязки равномерно передаётся через стойки к фундаменту. Но там, где присутствует отверстие, расстояние между основной и дополнительной стойкой довольно большое.



Ригель в каркасной стене финского дома

По этой причине в домах, возводимых по канадской технологии, и устанавливают хидер. Обычно он состоит из сдвоенного (в редких случаях – даже строенного) бруса, его высота может колебаться в диапазоне от 100 до 130 сантиметров, но не менее и не более.

Конкретные размеры из этого диапазона будут зависеть от величины самого окна и поперечной балки (имеются в виду лаги перекрытия). Хидер принимает всю нагрузку на себя и равномерно распределяет её по стойкам и на фундамент. В целом, он в точности выполняет ту же самую функцию, что и ригель, так что, своими руками можно сделать и то, и другое.

Правда, специалисты утверждают, что установка хидера не так популярна, так как она обусловлена большими трудозатратами, чем установка ригеля. Впрочем, если отделка отверстий осуществляется специалистами, то это не имеет большого значения. Отделка будет стоить примерно одинаково, независимо от того, осуществляют её по канадской или финской технологии.



Схема фронтона каркасного дома

Высота хидера может колебаться в диапазоне от 100 до 130 см.

Советы и рекомендации по обустройству проёмов в каркасном доме

На что стоит обратить внимание при обустройстве отверстий:


Видео

Можете посмотреть видео, где специалисты рассказывают о том, как правильно обустраивать оконные и дверные проёмы в каркасных домах.

Независимо от габаритов банной постройки и эстетических пристрастий будущих владельцев, вопрос обустройства окон и дверей требует подробного разбора. Для установки данных функциональных конструкций необходимы проемы, расположение и размеры которых следует заранее продумать и рассчитать. Проектирование оконных и дверных проемов для банек из бруса или бревна выполняется с учетом специфических правил, зависящих от эксплуатационных особенностей гигиенического строения.

Почему лучше все спроектировать заранее?

На окна и двери загородной баньки по аналогии с их прочими соратниками возложен ряд важных функций. Им «по штату» положено пропускать любителей банных удовольствий, естественный свет и потоки свежего воздуха. Не положено способствовать потере необходимой температуры, созданию сквозняков и нарушению технического состояния постройки.

Архитектурные предпосылки

Загородные бани сооружают для приема обожаемых народом процедур, привлекающих не только стандартным гигиеническим действием. Неоспоримым приоритетом банных церемоний обосновано считают целебную силу и тонизирующий эффект. Достигаются они за счет влияния пара, жара или тепла и особой атмосферы. Потому основной задачей постройки признают сохранение благоприятного режима, а не архитектурную «отточенность».

Хотя никто не утверждает, что эти два понятия должны вступать в непримиримые противоречия друг с другом. Во имя сохранения совсем не дешевой банной атмосферы проемы принято делать как можно меньше, из-за чего баньки порой выглядят «глухими» и «подслеповатыми». Если не знать, как грамотно проектировать двери и окна для бани, эстетическая составляющая может серьезно пострадать.

Учет неизбежной усадки

Пар и жар далеко не самые лучшие союзники древесины, весьма чувствительной к нестабильной влажности и колебаниям температурного фона. Натуральная органика то увеличивается в объеме, то ссыхается вслед за происходящими вокруг банных стен изменениями. Кроме того подобно всем деревянным постройкам баня обязательно будет оседать. В первый год довольно стремительно на 3-5 см в зависимости от качества просушки пиломатериала и сорта древесины. Затем уже не так резво на 1 и менее см. Однако свойственные древесине подвижки происходить будут постоянно, что требуется учесть при проектировании проемов. Иначе просевшие венцы просто выдавят оконные конструкции, а попутно перекосит крышу и заклинит дверь.

Формирование проемов в банных стенах, сложенных из бруса или бревна, дело совсем не простое. Для обеспечения резерва под неустанные передвижения древесины необходимо оставлять зазоры, заполняемые утеплителем. Слишком обширный зазор предоставит возможность конструкциям свободно перемещаться без поломок и повреждений, но станет бесспорно привлекательным участком для утечек тепла. Недостаточно широкий запас не гарантирует сохранность оконных рам и дверных коробок, что опять же настойчиво наталкивает на мысль о необходимости предварительного проектирования.

Обеспечение прочности строения

Среди веских причин для заблаговременного планирования мест установки оконных и дверных конструкций числится необходимость в грамотном распределение нагелей или многогранных деревянных соединителей-коксов. Их применяют для удержания венцов сруба от поперечных деформаций и от смещений длинномерных деревянных элементов относительно друг друга. В простенке между расположенными рядом проемами крепление следует производить путем установки минимум двух соединителей на венец.

Если проемы формируются непосредственно в ходе строительства и простенки складываются из коротышей, об установке сплачивающих штырей или коксов забыть невозможно. Однако мастера плотницкого дела, воспитанные на опыте предшествующих поколений, настоятельно рекомендуют изначально возводить глухие стены для равномерной усадки всего сруба. Этот метод позволяет избежать подчас ощутимых различий в высоте отдельных составляющих после усадки. Правда увеличивается расход пиломатериала, что не смущает тех, кто хочет построить красивую прочную баньку. Согласно рекомендованной схеме все проемы, кроме входного собрата, вырубаются или выпиливаются электропилой после годичной усадки сруба, но неопытный строитель может не заложить нагели в требующемся месте.

Для того чтобы четко обозначить расположение проемов и простенков в «глухо» укладываемом срубе отверстие оставляют лишь в том венце, на который будет опираться подоконная доска или порожек межкомнатной дверной коробки. Далее бревна или брус укладывают по принципу глухих стен, а сформированная в венце вырубка подсказывает строителям, где нужно устанавливать соединительные шпильки.

Влияние варианта обсады

Обсада или обсадка, она же окосячка – обязательный элемент установки в сруб оконной или дверной конструкции. Выполняет она одновременно несколько важных рабочих функций:

  • служит основой, к которой крепятся окна и двери в бане, т.к. оконные рамы и дверные коробки категорически запрещено крепить к нестабильным деревянным стенам;
  • ее вертикальные элементы играют роль своеобразных направляющих, вдоль которых происходит постепенное перемещение дверных и оконных конструкций в процессе усадки;
  • укрепляет сруб в зоне проема, обеспечивая статичное положение, проще говоря удерживает в заданном положении уложенные бревна или брус.

В арсенале бывалых плотников имеется множество вариантов производства окосячки, различающихся по способу выполнения. Все виды решают в конечном итоге общие задачи. Конструктивно в любом исполнении они представляют собой деревянную коробку, по сути, являющуюся буфером между срубом и тем, что монтируется в проем. Крепится любая обсада в проем по принципу «шип-в-паз».

Обратите внимание, что фиксация обсадной коробки к срубу саморезами либо гвоздями недопустима. Плотность состыковки шипов и пазов достигается посредством прокладки утеплителя. Запрещено использование монтажной пены по линиям сопряжения окосячки и сруба.

Распространенные способы сооружения обсадных коробок:

  • Монтаж «в колоду». На вертикальных торцах проема путем выпиливания либо аккуратной вырубки формируются шипы для последующего присоединения к ним лафетов или толстых досок с вытесанным или выпиленным вдоль центральной оси пазом. Если самостоятельный проектировщик предпочтет данный метод устройства окосячки, то ему нужно учесть толщину доски или равнозначный размер лафета. Они ведь частично сузят проем;
  • Установка «на закладной брус». В вертикальных торцах проема выбирается паз для установки закладного бруса. Т.к. «плавающий» брусок закладывается заподлицо с торцевой плоскостью проема, то на размеры данного отверстия повлияет лишь толщина прибитой или прикрученной к бруску обсадной коробки. А вот к ней уже и будет крепиться рама окна или . Значит, размер обсады нужно учесть;
  • Бюджетный аналог предыдущего варианта , состоящий лишь в установке закладного бруса в выбранные в торцах сруба пазы. Согласно данной экономной методе рама сразу крепится к подвижной направляющей на монтажные пластины. Т.е. этап сооружения и фиксации обсадного короба к закладному брусу полностью отсутствует вместе с расходом материала.

Последний бюджетный метод не отличается надежностью. Использовать его можно только для установки небольших по размерам и весу оконных рам. Полотна банных дверей обычно довольно массивные. Делают их из древесины, которая под постоянным воздействием влаги становится еще тяжелее. Брус просто не выдержит пары душевных захлопываний, произведенных разомлевшими банщиками.

Мы выяснили, что окна и двери в баню устанавливать можно разными способами, следуя одному или всем вышеописанным методам. Существуют и активно применяются многочисленные вариации на изложенную тему окосячек. Зачастую проемы не выбираются в период возведения венцов на полный размер. Доводят их «до ума» перед непосредственным осуществлением отделки. Однако входную дверную коробку рекомендовано формировать во время устройства сруба с укреплением торца колод закладными брусками. Верх входного проема связывается временной перемычкой, исключающей перекосы.

В общем если планируете строить баню своими руками, хотя бы приблизительные проекты проемов необходимы для разметки места установки рам и точек крепления шпильками.

Общие правила устройства проемов

Устройство окосячки любым из перечисленных способов является неукоснительным условием установки окон и дверей в деревянный сруб. Даже если для его усадки было отпущено несколько лет. Равнозначное по обязательности условие – формирование зазоров между монтируемой в проем конструкцией и непосредственно торцом собранных венцов.

Между монтируемой дверной или оконной конструкцией и окосячкой нужно оставить:

  • по боковым граням сруба по 1,5 – 2 см слева и справа;
  • сверху 6% от высоты устанавливаемой рамы;
  • снизу 0,5 см для укладки утеплителя для устройства окна или бересты в качестве естественной гидроизоляции под дверную коробку.

Тому, кто собирается проявить личные столярные и плотницкие навыки в собственноручном изготовлении коробок и рам, проще. Ему нужно всего лишь точно откладывать расстояния в каждом из обустраиваемых проемов. Для этого следует вооружиться чертой - похожим на циркуль инструментом плотников. «Дамоклов меч» конкретно заданных размеров над головой не висит. Чуть больше либо чуть меньше выйдет проем – не шибко важно. Главное, чтоб одинаково стесать излишки. Ведь домашнему мастеру предстоит делать рамы под проемы, а не наоборот.

С выпиливанием проемов под заводские оконные и дверные конструкции придется скрупулезно повозиться, чтобы отверстие в срубе четко соответствовало размеру. Чтобы не образовалось слишком больших зазоров, снижающих изоляционные качества и эстетические аспекты. Лучше сначала выпилить проем по точным размерам рамы, а затем стесать по контуру излишки под обсадную коробку и монтажные зазоры. Обратите внимание, что использование монтажной пены по линиям сопряжения обсады и оконной рамы, а также обсады и дверной коробки допускается.

Выбираем правильный размер

Нельзя сказать, чтобы рекомендованные размеры расценивались, как технологический диктат, но придерживаться выданных мастерами советов желательно. Ведь опираются они на правила, веками формировавшиеся в среде народных умельцев. Во главе угла проектирования проемов стоит теплоизоляция, согласно которой:

  • банные двери сооружают с порогом высотой от 10 см до 30 см. Порожек будет преградой от сквозняков. Устраивать его нужно согласно личным ощущениям комфорта и безопасности при перешагивании. Наличие порога обязательно во входной дверной коробке;
  • между парной и моечной дверной порог не нужен. Наоборот следует оставлять зазор в 5 см для свободной циркуляции теплого воздушного потока;
  • оптимальная высота дверей от 1,6 до 1,8 м. Слишком высокий дверной проем станет зоной весомых потерь тепла. Шириной по той же причине не стоит увлекаться. Рекомендованный размер 0,6 м, можно 0,8 м. В крайних случаях для плотных владельцев разрешена ширина 1,0 м с незначительными отклонениями;
  • предпочтительная конфигурация окон – прямоугольник, длинная сторона которого параллельна плоскости пола. В приоритете небольшие размеры оконных рам с соотношением сторон два к трем либо три к четырем. Минимум высоты 30 см, максимум длины 90 см;
  • окна в парильнях устанавливаются редко, но желающие могут не отказывать себе в наличие небольшого прямоугольного или квадратного окна с узорчатым стеклом. Расположить его лучше на уровне верхней верхнего банного полка;
  • максимальная площадь остекления в парилке и моечной 5% от общей площади поверхности пола;
  • с высотой расположения банных окон есть расхождения. Кто советует отступить от линии дверного порога 60 или 70 см, кто рекомендует 90 см или в качестве ориентира выбрать уровень глаз.

Инструктаж в рисунках и видео-руководство

А вот и видео:

Есть совет архитекторов по рациональному и наиболее эстетичному расположению проемов в бане – единый уровень для верхних элементов обсадных коробов для окон и дверей. При соблюдении данного правила постройка с небольшими проемами будет смотреться вполне прилично. И теплоизоляционные приоритеты будут по максимуму сохранены. А от «подслеповатости» постройки с небольшими окнами помогут избавиться террасы и веранды. Их вертикальные элементы, служащие опорами кровли или навеса, будут имитировать оконные проемы.

Мастерам, затеявшим самостоятельное сооружение бани, стоит заняться предварительным проектированием, чтобы результат строительства не разочаровывал и не требовал переделок.

Размеры дверного проема (а также оконного) могут быть стандартными и нестандартными. Для того чтобы поставить коробку и полотно в последние, возникает необходимость изготовления двери (или окна) под заказ. Это, конечно, значительно повлияет на итоговую стоимость заказа, а также на увеличение продолжительности времени работы. Чтобы избежать этих нюансов, существует такое понятие, как стандарт. Стандартный дверной проем (или оконный) сэкономит время и деньги. Вмонтировать в него конструкцию самостоятельно не составит большого труда. Кроме того, сегодня фирмы-производители предлагают огромный выбор различных моделей окон и дверей стандартных размеров.

Стандартный размер дверного проема для межкомнатных и входных дверей квартиры

Для того чтобы не возникло неожиданных ситуаций, необходимо серьезно продумать размеры дверей и дверных проемов. Лучше всего заранее выбрать компанию, в которой будете заказывать межкомнатную или входную конструкцию, и посоветоваться со специалистами относительно габаритов свободного пространства под нее. Стоит отметить, что стандарты этих показателей в некоторых фирмах могут быть разными. Тем не менее, многие фирмы придерживаются следующих дверных стандартов:

  • Высота 2 метра, ширина – 60; 70; 80 см.
  • Высота 1,9 метра, ширина – 55 см

Очень важный аспект – в какое помещение устанавливается конструкция (с окном или без него). Для комнат без окон характерны следующие параметры проема под дверь (размеры стандартные):

  • 2070 x 970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 х 770 мм
  • 2070 х 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 62 мм

Здесь, однако, стоит уточнить, что эти размеры подходят и для выемок под двустворчатые двери.

Для комнат с окнами свои габариты:

  • 2070 х970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 x 770 мм
  • 2070 x 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 620 мм

Для расчета размеров проема для раздвижных дверей необходимо знать, что стандартная дверь с раздвижным комплектом (ролики со штангой, нижний направляющий флажок) имеет высоту 2005 мм. Пространство под раздвижную конструкцию должно быть меньше и уже полотна, варьироваться в пределах 1900-2002 мм.

Для входных конструкций стандартом являются проемы высотой 2050 мм или 2150 мм, наиболее распространенная ширина – 1000 мм или 900 мм.

Как определяется высота и ширина оконного проема при строительстве жилого дома

При проектировании и строительстве многоквартирных домов чаще всего придерживаются стандартных оконных проемов. Такая же практика наблюдается при возведении частного жилища. Это экономит значительную часть времени и денег при установке стеклопакетов.

Стандартные размеры пространства под окна разработаны с учетом функционального назначения здания, габаритов комнаты, естественной освещенности в зависимости от местоположения дома.

Например, жилой многоквартирный панельный дом имеет следующие параметры:

  • Двухстворчатые окна — высота 1400 мм и ширина 1300 мм.
  • Трехстворчатые – высота 1400 мм, а ширина 2050 мм или 2070 мм.

В хрущевках совсем иной подход к оконным проемам: размеры зависят от ширины подоконника. Двустворчатый стеклопакет с широким подоконником устанавливается в проем 1450х1500 мм, трехстворчатый – 2040х1500 мм. Узкие подоконники в хрущевках предполагают 1300х1350 мм (для двух створок) и 2040х1350 мм (для трех створок)

Что обязательно должно присутствовать в конструкции любого дома? Конечно же — это двери и окна. Планирование, выбор и установка дверных и оконных проемов имеет множество нюансов. О некоторых из них мы расскажем прямо сейчас.

Стандартные размеры окон и дверей в частном доме

Размеры данных изделий во многом определяют комфорт проживания жильцов. Слишком узкие двери или маленькие окна могут стать причиной многих неудобств. Размеры окон для загородного дома, так же, как и параметры дверных проемов, регламентируются строительными нормами и государственными стандартами.

Принятые стандарты во многом облегчают вопрос проектировки здания, позволяя создать оптимальные условия эксплуатации жилого помещения.

Параметры для установки дверей

Удобство входа/выхода из помещения напрямую зависит от двух взаимосвязанных параметров:

  1. Стандартные размеры дверного проема.
  2. Параметры дверного полотна.

Стандартные отечественные двери обладают высотой в 1,9 или 2 метра и шириной от 0,4 до 0,9 метра. Параметры европейских моделей немного отличаются. Высота таких изделий составляет 202 и 215 см, а ширина может быть 62, 72, 82 или 92 см.

Если вы планируете установку обычных распашных дверей, чистовой проем для них должен быть на 70-80 мм больше самого полотна. Если ваши планы входит монтаж раздвижных дверей, организуйте проем на 50-60 мм меньше параметров полотна. Стоит отметить, что проемы межкомнатных дверей, как правило, меньше параметров входных.

Параметры для установки окон


Принятые нормативы для монтажа окон в частный дом, как и для балконных дверей, определяются государственным стандартом 11214-86. Согласно нормативам, ширина стандартного проема варьируется от 870 до 2670 мм, а высота составляет от 1160 до 2060 мм. Двери на балкон имеют единую высоту (2755мм), но могут отличаться по ширине: 870, 1170 или 1778 мм.

Параметры зависят от нескольких факторов:

  • Площадь комнаты.
  • Необходимое освещение.
  • Архитектурная специфика помещения и самого здания.

В зависимости от того, какой проем для окон запланирован в доме, определяется система остекления, а также нужное количество створок и фрамуг.


Кроме того, ГОСТ регламентирует высоту подоконников, что необходимо учитывать при организации проемов.

Подоконник в спальной комнате должен находиться на высоте 700-900 мм, в кухне — 1200-1300мм. Также свои стандарты имеют подоконники для ванных и хозяйственных помещений. Для первых высота подоконника не должна быть меньше 1600 мм. Для вторых данная величина должна находиться в пределах от 1200 до 1600 мм.


Нестандартный размер оконного проема в доме

Современные технологии и предпочтения владельцев позволяют создавать такие проекты домов, в которых используются окна нестандартных форм. Окна в коттедже, размеры которых зависят от особенностей строения, могут быть треугольной, трапециевидной, полукруглой, круглой или арочной формы. Такие изделия придают дому индивидуальность, однако их планировка и установка имеет свои нюансы.


Дверные и оконные проемы для домов из разных материалов

Планировка для частного дома во многом зависит от того, из каких материалов он возведен.

Дверной и оконный проем в деревянном доме

Организация окон и дверей в деревянных постройках требует подготовки специальной конструкции(каркаса). Ее задача — компенсация усадки сруба, характерной для деревянных строений.

Для выполнения установки проемов в бревенчатом коттедже потребуется:

  • Установка бруска с прокладкой для утеплителя на заранее подготовленный паз.
  • Монтаж обсадной коробки.
  • Обработка зазоров теплоизоляционными материалами.
  • Установка дверного полотна или оконного блока в обсадную коробку.
  • Декоративное оформление: установка отливов и откосов.

При установке обсады, очень важно оставить сверху зазор на случай усадки строения.


Размеры зазора во многом зависят от степени влажности используемой древесины, при этом, не превышая 6-7% от всей высоты проема. Правильно монтируемая обсадочная коробка защитит окна и двери от «выдавливания» при усадке здания.

Дверная коробка и оконный проем в брусовом доме

Организация окон и дверей в сооружениях из бруса практически не отличается от монтажа оконных проемов в бревенчатом коттедже.

Как и в первом рассмотренном случае, для установки изделий требуется организовать обсадную конструкцию.


Обсадка монтируется без капитального крепления. Для ее установки используется система «шип-паз». Благодаря такой конструкции окна и двери не деформируются при усадке дома из бруса.

При установке необходимо следить за тем, чтобы монтажная пена не соединяла обсадку со стеной. В ином случае, обсадная конструкция не сможет опускаться вместе с усадкой дома.

Двери и оконный проем в кирпичном доме

Проведение работ в домах из кирпича требует установки специальных перекрытий. В качестве них можно использовать стальной профиль, железные прутки или железобетонные перемычки.

Окно в кирпичном доме устанавливается на высоте 10 рядов кирпичной кладки. Дверной проем должен монтироваться после 2 рядов кладки из кирпича. Эти параметры рекомендованы принятыми в строительстве нормативами. Однако они могут регулироваться в зависимости от высоты возводимого сооружения.

Особенности установки для сооружений каркасного типа

Если вы собираетесь установить оконные проем в каркасном доме, необходимо учесть особенности материала зданий данного вида.

Строите по канадской технологии? Это значит, что вам необходимо использовать сдвоенные стойки. Такое решение позволит корректно распределить вес самой конструкции и вес окна без ущерба для всего строения.


В финских каркасных домах устанавливаются одинарные стойки для окон. Особый элемент каркасного дома — ригель позволит оптимально распределять вес конструкции.


Другие нюансы подбора оконных и дверных проемов

Как мы говорили ранее, организация проемов для дверей и окон требует соблюдения ряда нюансов.

Установка балконного блока также имеет свои особенности. Верхняя линия балконной двери должна находиться на одной линии с верхней стороной окна. А наружная отделка пола должна превышать нижнюю линию балконного проема на 10 см.

Надеемся, что вам была полезна данная информация. Помните, что для реализации любых строительных проектов лучше обращаться к людям, имеющим профессиональный опыт в подобных вопросах.

Желаем успехов во всех ваших начинаниях!
Забалуев С.А.