Генеральный штаб вооруженных сил российской федерации. Главное оперативное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

14/1

Главное оперативное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (неофиц. сокр. ГОУ ГШ ВС РФ ) - основной орган Генштаба Вооружённых сил России, в задачи которого входит планирование военных операций самого разного уровня. Его роль в системе боевого управления ВС традиционно настолько велика, что зачастую именно выходцы из ГОУ занимают пост начальника Генштаба, как это было, в частности, в случаях с генералами А. В. Квашниным и Ю. Н. Балуевским .

Основные направления деятельности ГОУ:

  • участие в определении источников военных угроз безопасности России и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства;
  • организация разработки Плана обороны Российской Федерации;
  • определение основных направлений строительства ВС России, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов;
  • стратегическое и оперативное планирование применения ВС России;
  • оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время;
  • организация взаимодействия ВС России с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;
  • организация и контроль осуществления в ВС России мероприятий антитеррористической деятельности;
  • контроль мероприятий оперативной подготовки ВС России;
  • оперативное сопровождение мероприятий военного сотрудничества в формате ОДКБ , СНГ и ШОС , заседаний их уставных органов;
  • участие в формировании предложений в проект Государственной программы вооружения.

Начальники Оперативного (Главного Оперативного) управления Генерального штаба

В стройную централизованную систему квартирмейстерская служба сложилась в годы Северной войны (1700-1721 гг.). После неудачного Нарвского сражения главнокомандующий армией в Лифляндии генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев направил доклад на имя Петра I, в котором одной из причин неудачи указал на отсутствие генерал-квартирмейстера как своего помощника по всем вопросам, касающимся расположения и передвижения войск. «Нужно, надобно, и без того пробыть нельзя» , - писал он царю. 9(20) февраля 1702 года высочайшей резолюцией в русской армии учреждается должность генерал-квартирмейстера, на которую назначается князь А. Ф. Шаховской. Тем самым было положено начало созданию системы органов оперативного управления, основными задачами которых были и остаются подготовка предложений по планированию применения войск и обеспечение управления ими в ходе боевых действий.

После знаменитого Полтавского сражения Пётр I, в феврале 1711 г., утверждает первые «Штатные положения Генерального штаба», в которых закрепляет учреждение должности генерал-квартирмейстера как главы квартирмейстерской службы.

Должностные обязанности квартирмейстеров - от ротного фурьера (от нем. führen - вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем - были закреплены в петровском Воинском уставе 1716 г. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т. п. Одновременно с уставом были утверждены и новые «Штатные положения Генерального штаба»: должности квартирмейстеров вводились во всех воинских подразделениях от роты до армии.

Первоначально квартирмейстерские органы создавались только в штабах действующей армии (на период боевых действий). В мирное время подготовке квартирмейстеров уделялось мало внимания. Да и сам Генеральный штаб понимался тогда не как орган военного управления, а как собрание высших военных чинов. Такое положение отрицательно сказалось на состоянии управления русской армией в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.), несмотря на ряд одержанных Россией побед.

Екатерина II, вступив на престол, назначила военную комиссию для выработки мер по реформированию армии. Комиссия предложила реорганизовать Генеральный штаб в особый орган военного управления, «дабы оному, обще с генерал-квартирмейстерами, яко главными в том штабе классами, во время мира состоять под единственным ведением главного над всем… войском». В предложениях были изложены и основные задачи Генерального штаба: в мирное время сбор сведений о вероятном противнике, ведение карт дислокации войск, планирование военных кампаний, определение путей движения и снабжения войск, а в военное время - выделение офицеров-квартирмейстеров в армии и корпусах, чтобы вести войска в соответствии с разработанными планами.

14(25) января 1763 г. Екатерина II утвердила предложения военной комиссии и штат Генерального штаба. Впервые в истории русской армии создавался постоянно действующий орган военного управления, которому вменялось в обязанность в мирное время заниматься вопросами подготовки к будущим войнам.

Вся последующая история квартирмейстерской службы связана с Генеральным штабом, в состав которого она неизменно входила при всех реорганизациях, а порой брала на себя и полное выполнение его функций (в период упразднения Генерального штаба с 1796 по 1827 г.).

Первоначально в Генеральном штабе состояли только чины квартирмейстерской службы. В последующем в нем были созданы секретная экспедиция (для передачи войскам приказов боевого управления), чертежное бюро (для ведения картографических работ), а также научная библиотека - для «ученых занятий» офицеров-квартирмейстеров.

Исторический факт. До 1770 г. в должности обер-квартирмейстера в Генеральном штабе проходил службу М. И. Голенищев-Кутузов - будущий генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в Отечественную войну 1812 г. Так что этого выдающегося полководца офицеры Главного оперативного управления считают своим сослуживцем.

По вступлении на престол Павла I в 1796 г. управление квартирмейстерской частью было изменено. Генеральный штаб упразднялся, а вместо него создавалась подчинявшаяся непосредственно царю Свита по квартирмейстерской части. В отличие от Генерального штаба у свиты не было ни постоянного штата, ни особой формы одежды; она представляла собрание военных чинов, порой слабо сведущих в вопросах военного управления. Участие России в войнах против наполеоновской Франции (1799-1804 гг.) выявило этот недостаток в полной мере.

Император Александр I начал предпринимать шаги по укреплению органов военного управления. Правда, Свита по квартирмейстерской части сохранила свою самостоятельность и после создания в 1802 г. Военного министерства. В мае 1810 г. на должность генерал-квартирмейстера свиты был назначен большой знаток военного дела и штабной культуры генерал П. М. Волконский. Накануне Отечественной войны 1812 г. при его непосредственном участии был разработан важный уставной документ - «Учреждение для управления большой действующей армией», в котором подробно излагались права и обязанности чинов квартирмейстерской части по управлению войсками в военное время.

В годы Отечественной войны генерал-квартирмейстер свиты, периодически выезжая в действующую армию, находился при императоре как его главный военный советник. Офицеры квартирмейстерской части практически все были распределены по воинским частям. За годы войны некоторые из них в знак признания личных заслуг в деле управления войсками были причислены к гвардии и образовали гвардейский Генеральный штаб.

После Отечественной войны последовало преобразование органов управления военного времени. В июне 1827 г. Свита по квартирмейстерской части вновь преобразуется в Генеральный штаб, во главе которого был поставлен генерал-квартирмейстер. В 1832 г. все сохранившиеся с войны органы военного управления, получив иное наименование, функции и организацию, вошли в состав Военного министерства. На правах департамента в состав Военного министерства был включен и Генеральный штаб.

Выполнение обязанностей по квартирмейстерской части требовало специального военного образования. В этой связи большое значение имело открытие 26 ноября 1832 г. в Петербурге Военной академии, специально предназначенной для подготовки офицеров Генерального штаба (с 1855 г. она стала именоваться Николаевской академией Генерального штаба). С началом деятельности академии к Генеральному штабу было запрещено причислять офицеров без высшего военного образования. Исключение делалось только для имеющих особые военные заслуги.

В ходе военных реформ 1860-1870-х годов, получивших название «милютинских», система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д. А. Милютин, сам бывший «из квартирмейстеров», стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства Вооруженными Силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были отвергнуты или забыты его последователями на посту военного министра.

После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба был вновь подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.

В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер согласно положению являлся «ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности».

С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля «Честь имею».

Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю. Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.

Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.

С момента октябрьского вооруженного восстания 1917 г. советская власть стала создавать собственные органы военного управления. В 1918 г. под руководством Льва Троцкого начала формироваться Красная Армия. Именно Троцкому принадлежала идея привлечения царских офицеров для создания советских Вооруженных Сил и для ведения гражданской войны. Опыт и организаторские способности многих «старорежимных» военспецов были востребованы новой властью и заложили первоосновы штабной культуры органов оперативного управления советского периода. Достаточно сказать, что практически все создаваемые советской властью органы оперативного управления возглавлялись и укомплектовывались выпускниками Академии Генерального штаба. Среди них главнокомандующие вооруженными силами республики И. И. Вацетис и С. С. Каменев, начальники Всероссийского главного штаба и Полевого штаба Реввоенсовета республики генералы Н. И. Раттэль, Ф. В. Костяев, А. А. Свечин, М. Д. Бонч-Бруевич, П. П. Лебедев, начальники оперативных управлений генералы Н. А. Сулейман, С. Н. Кузнецов, В. И. Михайлов, полковники С. А. Меженинов, Б. М. Шапошников. Всего в 1918-1920 гг. в корпусе Генерального штаба РККА состояли 639 офицеров, в том числе 252 генерала. Эти факты дают право говорить об исторической преемственности Красной Армией штабной культуры и традиций старой русской армии.

3 марта 1918 г. для руководства обороной Советской Республики и организации Вооруженных Сил постановлением Совнаркома РСФСР был образован Высший военный совет. При Высшем военном совете в качестве рабочего органа создается штаб, начальником которого назначается генерал-майор русской армии Н. И. Раттэль. Оперативное управление штаба возглавил также бывший генерал Н. А. Сулейман (первоначально должность начальника оперативного управления называлась «генерал-квартирмейстер»), а его помощником по оперативной работе был назначен бывший полковник Генерального штаба Шапошников (впоследствии Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба Красной Армии).

В целях упорядочения структуры и работы центральных органов военного управления в мае 1918 г. происходит их реорганизация. Органы бывшего Военного министерства, в том числе и ГУГШ, расформировываются, учреждается Всероссийский главный штаб (Всеросглавштаб), на который возлагаются решение вопросов мобилизации, формирования, устройства и обучения Красной Армии, а также разработка штатов, уставов, инструкций и положений для войск.

В составе Всеросглавштаба также создается оперативное управление, сотрудники которого разрабатывали планы военных действий и инженерной обороны страны, готовили еженедельные оперативные сводки по фронтам, ежемесячные отчеты о проведенных операциях, карты расположения своих войск и войск противника, статистические описания военных округов.

В результате оперативное руководство войсками оказалось децентрализовано и разделено между несколькими органами управления.

С целью объединения руководства Вооруженными Силами в руках ответственного перед правительством единого органа высшей военной власти постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. создается Революционный военный совет Республики (РВСР) во главе с Львом Троцким и учреждается должность главнокомандующего Вооруженными Силами Республики, на которую назначается И. И. Вацетис.

Рабочим органом РВСР и главнокомандующего, через который осуществлялось оперативно-стратегическое руководство армией и флотом, стал штаб РВСР, сформированный на основе упраздненного штаба Высшего военного совета. Его начальником остался Н. И. Раттэль.

2 октября 1918 г. штаб РВСР переименовывается в Полевой штаб РВСР. Одновременно расформировывается оперативное управление Всеросглавштаба. С этого момента оперативное управление Полевого штаба РВСР становится единственным органом оперативного руководства войсками. Его первым начальником стал опытный генштабист, бывший генерал русской армии В. И. Михайлов.

На оперативное управление возлагались: разработка стратегических планов по указанию Главного командования, директив и оперативных заданий фронтам; ведение учета Вооруженных Сил, их группировок на фронтах и дислокации внутри государства; организация оперативных перевозок войск; руководство войсковой разведкой; сбор и обработка сведений о противнике; организация военно-топографической службы; обобщение боевого опыта; ведение переписки с Наркоматом иностранных дел по военно-дипломатическим вопросам.

С октября 1919-го по февраль 1921 г. Оперативное управление Полевого штаба возглавлял Шапошников. Находясь на этом посту, он принимал активное участие в разработке плана контрнаступления против деникинских войск в октябре 1919 года, кампании 1920 г. на Юго-Западном, Западном фронтах и в Крыму. Наряду с разработкой стратегических планов разгрома внутренней контрреволюции и интервентов Шапошников немало сделал и для претворения их в жизнь, проявляя при этом инициативу и твердость в управлении войсками.

В ходе военной реформы 1924-1925 годов органы военного управления вновь подвергаются реорганизации. В соответствии с приказом РВС СССР в 1924 г. на базе Штаба РККА создаются три самостоятельных органа: Административный штаб - Управление РККА; Штаб подготовки войск - Инспекторат РККА и Оперативный штаб - Штаб РККА. «Оперативный штаб, - отмечал его начальник и комиссар М. В. Фрунзе, - должен стать не только мозгом Красной Армии, он должен стать военным мозгом всего нашего Советского государства». Содержание этого крылатого выражения прекрасно раскрыл в своем фундаментальном труде «Мозг армии» Шапошников.

Очень скоро стало ясно, что проведенная реорганизация неудачна. Поиск оптимальной структуры высшего военного управления занял практически все предвоенные годы. Постановлением СНК от 22 сентября 1935 г. вместо Штаба РККА создается Генеральный штаб РККА. Это преобразование позволило сосредоточить в одних руках все вопросы управления Вооружёнными Силами. Так, в Оперативном управлении, помимо пяти отделов по ТВД, были образованы отделы авиации и ПВО, морской, оперативной подготовки, связи, шифровальный.

Главными в работе Оперативного управления Генерального штаба в предвоенный период были вопросы повышения боеспособности и боевой готовности войск (сил). Его сотрудникам приходилось внимательно следить за развитием международной обстановки и делать соответствующие выводы при разработке оперативных планов, принимать меры по укреплению как западных, так и дальневосточных границ государства.

В 1938 году был принят План развития и реорганизации РККА на третью пятилетку (1938-1942). Планом предусматривались усиление ударной мощи и оперативной маневренности РККА за счет увеличения стрелковых войск, артиллерии (войсковой и резерва Главного командования) и воздушных сил, создание крупных автомобильных соединений РГК оперативного назначения, дальнейшая моторизация тыла. Была отменена территориальная система строительства армии.

После утверждения плана в Оперативном управлении началась разработка основ стратегического развертывания армии. Руководил этой работой непосредственно начальник Генерального штаба Шапошников. Она осуществлялась в условиях нарастающей угрозы возникновения новой мировой войны. К вероятным противникам были отнесены государства фашистского блока и их союзники на западе, милитаристская Япония на востоке.

Работа над этим важнейшим стратегическим документом шла очень трудно. Динамичные изменения военно-политической и стратегической обстановки на фоне возрастающей угрозы агрессии со стороны Германии и её сателлитов требовали как никогда сосредоточенной и профессиональной работы офицеров - операторов по уточнению документов оперативно-стратегического планирования, в то время как развернувшаяся борьба с «врагами народа», репрессии против руководителей и ответственных работников Генерального штаба создавали атмосферу нервозности, неуверенности и сомнения в правоте принимаемых решений. Достаточно сказать, что за четыре предвоенных года сменились четыре начальника Генерального штаба (маршалы А. И. Егоров, Шапошников, генералы армии К. А. Мерецков, Г. К. Жуков) и восемь (!) начальников Оперативного управления. В этом проявилась известная недооценка И. В. Сталиным и наркомом обороны К. Е. Ворошиловым роли Генерального штаба как основного рабочего органа Главного командования по оперативно-стратегическому планированию и руководству вооруженной борьбой. Только с назначением начальником Генерального штаба в феврале 1941 года генерала армии Г. К. Жукова отношение к Генеральному штабу стало меняться в лучшую сторону.

Несмотря на неблагоприятные условия, в Оперативном управлении был разработан и в октябре 1940 года утверждён «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940-1941 гг.». Одновременно были разработаны частные планы возможных боевых действий против Финляндии, Румынии и Турции, что придавало общему замыслу гибкость и обеспечивало возможность развертывания группировок войск в зависимости от складывающейся обстановки.

В стратегическом отношении концепция плана была верной: он исходил из неизбежности вооружённого столкновения Советского Союза и Германии, адекватно отражал состояние и тенденции развития военно-политической обстановки, основывался на теоретических положениях советского военного искусства относительно характера возможной войны и способов отражения нападения противника.

В то же время, план содержал серьёзные просчёты относительно начала, сроков и последовательности развертывания противником боевых действий в начальном периоде войны. Генеральный штаб не смог просчитать возможность внезапного перехода германских войск в наступление всеми имеющимися и заранее развёрнутыми силами на всех стратегических направлениях.

Оперативное управление стало ведущим органом Генерального штаба, его основным рабочим ядром, «задающим генератором». Ни один вопрос не решался начальником Генерального штаба, если он не был согласован с Оперативным управлением. В свою очередь, Оперативное управление постоянно запрашивало мнение других управлений Генштаба и Наркомата обороны и только после согласования всех вопросов по конкретной проблеме докладывало их начальнику Генерального штаба для принятия решения. В годы войны управление возглавляли такие выдающиеся военачальники, как А. М. Василевский, Н. Ф. Ватутин, А. И. Антонов, С. М. Штеменко.

Оперативное управление накопило богатейший опыт решения многих проблем планирования и организации боевых действий войск. Достаточно сказать, что за годы войны с его участием было разработано свыше 300 операций фронтов и групп фронтов, из которых более 50 относятся к разряду стратегических. Многие из них составили золотой фонд мирового военного искусства.

После войны была проведена новая реорганизация высших органов военного управления. 23 марта 1946 г. в соответствии с приказом начальника Генерального штаба Оперативное управление реорганизуется в Главное оперативное управление Генерального штаба. Первым начальником ГОУ - заместителем начальника Генерального штаба был назначен генерал-полковник С. М. Штеменко.

Неоднократно подвергаясь реорганизациям и в последующие годы, Главное оперативное управление сохранило и упрочило свою роль ведущего органа управления войсками в мирное и военное время.

С 1992 года

В 1992 году ГОУ возглавил Виктор Барынькин. 25 июня 1996 года была уволена группа высокопоставленных сотрудников министерства обороны, в том числе начальник ГОУ Барынькин. Уволенные были обвинены Александром Лебедем в попытке организации заговора (ГКЧП-3) с целью «оказания давления» на президента Ельцина для восстановления в должности Павла Грачёва .

В 1996 году Ю. Н. Балуевский стал исполняющим обязанности начальника ГОУ, в августе 1997 года утверждён в этой должности. В 1999 года Балуевский принимал участие в планировании и обеспечении марш-броска российского сводного батальона Воздушно-десантных войск, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, в целях установления контроля и упреждения захвата аэропорта «Слатина» войсками НАТО. В августе 2001 года Балуевский был освобождён от должности начальника ГОУ.

На протяжении истории своего существования структура ГУ пережила несколько переформирований. По имеющимся в открытых источниках данным, структура Главного управления представляла собой 13 основных управлений и 8 вспомогательных отделов и управлений.

Основные управления:

  • · Первое Управление -- страны Европейского содружества (кроме Великобритании);
  • · Второе Управление -- страны Северной и Южной Америки, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия;
  • · Третье Управление -- страны Азии;
  • · Четвёртое Управление -- страны Африки;
  • · Пятое Управление -- управление оперативной разведки;
  • · Шестое Управление -- управление радиотехнической разведки;
  • · Седьмое Управление -- НАТО;
  • · Восьмое Управление -- диверсионный (СпН);
  • · Девятое Управление -- управление военных технологий;
  • · Десятое Управление -- управление военной экономики;
  • · Одиннадцатое Управление -- управление стратегических доктрин и вооружения;
  • · Управление Двенадцать-бис -- информационная война;

Вспомогательные управления и отделы:

  • · Управление космической разведки
  • · Управление кадров
  • · Оперативно-техническое управление
  • · Административно-техническое управление
  • · Управление внешних отношений
  • · Архивный отдел
  • · Информационная служба

Общая военная подготовка офицеров Главного управления осуществляется в Новосибирском высшем военном командном училище, по специальностям:

  • 1. применение подразделений войсковой разведки
  • 2. применение подразделений специальной разведки

Специальная подготовка офицеров Главного управления осуществляется в Военно-дипломатической академии Министерства обороны Российской Федерации. Подготовка осуществляется на трёх основных факультетах:

  • 1. Факультет стратегической агентурной разведки
  • 2. Факультет агентурно-оперативной разведки
  • 3. Факультет оперативно-тактической разведки

В структуру Главного управления также входят два научно-исследовательских института, расположенные в Москве, известные как 6-й и 18-й Центральные научно-исследовательские институты.

Действующими заместителями начальника являются:

  • 1. Кондрашов, Вячеслав Викторович (2011 -- наст. вр.)
  • 2. Гизунов Сергей Александрович (2015 -- наст. вр.)
  • 3. Лелин Игорь Викторович (2014 -- наст. вр.)

Начальник Военной академии Минобороны России имеет ранг заместителя начальника Главного управления Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

  • 4. Цели разведывательной деятельности Главного управления
  • 1. Обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • 2. Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере обороны и безопасности;
  • 3. Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Во многих источниках, помимо фразы: «Начальник ГОУ Генштаба ВС РФ — заместитель начальника Генштаба ВС РФ, генерал-полковник», иных фактов из биографии Сергея Рудского не значится. Да и в интернете какие-либо интересные факты из жизни военачальника отсутствуют. Поэтому попытаемся по крупицам сложить мозаику биографии генерала Рудского. И начнём, конечно же, с его имени.

Имя героя

Многие источники именуют генерала Сергея Рудского несколько иначе. Ссылаясь на приближенных к министерству обороны и заявляя о возведении на должность начальника ГОУ Генштаба ВС РФ нового кандидата, они даже не удосуживаются уточнить правильность написания его фамилии.

Возможно эта путаница связана с именем другого военачальника - героя СССР, генерал-майора авиации в отставке, и последнего), бывшего курского губернатора Александра Руцкого.

Этих личностей - Рудского и Руцкого - не связывает родство и общая фамилия, как кому-то показалось. Ничего общего, кроме любви к родине и долга стране, между ними нет. И до генерала Сергей Фёдорович, в отличие от Александра Владимировича, ещё не дослужится. Отец Рудского выдающийся военачальник, как и Руцкой, герой СССР, но не первый приближённый генерал Ельцина.

Родители

Буквальной все пророчили будущему генералу, Рудскому Сергею Федоровичу, блистательную военную карьеру. Ведь отец Сергея, Федор Андреевич, - важная фигура в военной истории России, он имеет множество орденов и медалей, в числе которых: Ленина, Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Также в копилке Федора Рудского множество медалей, в их числе «Золотая звезда».

Отец Сергея Фёдоровича родился в украинском селе Авдеевка в 20-х годах прошлого века. В возрасте 18 лет, в 39-м году, принял решение поступить на службу в Красную Армию. Отец генерала Рудского был простым крестьянином. До него у мужчин в семье даже и мысли не было о военной карьере.

Воодушевленный службой в Красной армии Федор Рудской принимает решение ее продолжить и в 1941 году он заканчивает Саратовское танковое военное училище №3.

О матери в биографии генерал-лейтенанта Сергея Рудского данные отсутствуют.

Карьера отца

Страницы истории бережно хранят память о Курской дуге - одном из мощнейших сражений в истории Великой Отечественной войны. Именно благодаря событиям, развернувшимся летом 43-го года, инициатива перешла в руки Красной армии. Это было одно из самых масштабных танковых сражений - около 6 тысяч машин отстаивали независимость страны, а вместе с ними два миллиона человек и 4 тысячи самолетов. Отец Генерала Рудского принимал участие в Курской битве.

Рота Федора Андреевича целый час сдерживала натиск немецко-фашистских захватчиков. Солдаты самоотверженно ждали прибытия главных сил противостояния. В этом бою Федор Рудской лично уничтожил три несокрушимых танка «Королевский тигр».

На этом героические страницы в биографии Федора Рудского не заканчиваются.

В другом источнике указано, что Фёдор Андреевич уничтожил целую роту солдат вермахта, а точнее - все, что осталось от неё после боев в нынешнем Калининграде. Фёдор Рудской перекрыл трассу для отступления. С двух сторон он обрезал путь отступающим из Кёнигсберга фрицам. Участь заложников была такова - взвод Рудского проехал по ним танками. Около полутора километров... Этот подвиг обернулся для Фёдора Андреевича "Героем СССР".

Послевоенные годы

Семье генерала Рудского повезло - отец вернулся домой целым и невредимым. Если не считать ран, оставленных войною.

По возвращении Федор Андреевич решает продолжить военную карьеру. Копилка его регалий дополняется 2 дипломами - Военной академии бронетанковых войск и Военной академии Генштаба. Несколько лет спустя и сам Фёдор Рудской встал к штурвалу военного образования СССР - он возглавил одно из военных учебных заведений Белоруссии.

В 1969 году Федора Андреевича приглашают стать начальником Минского Суворовского военного училища. Того самого, где свои первые шаги в военную жизнь сделает его сын, будущий генерал Рудской.

До самой смерти, которая постигла бравого военного 1982 году, он отдал службе Родине. Выпустил 13 курсов, взрастив прекрасных военных. Многие из них, благодаря потрясающему образованию, получили чины генералов, а привитые с детства отвага и мужество позволили многим из них стать героями.

В честь Фёдора Рудского в родном селе Авдеевка установлен памятный знак и мемориальная доска.

Его сын, Сергей Рудской, генерал-полковник и будущий начальник ГОУ Генштаба ВС РФ не изменит военному делу - делу жизни своего отца. Однако все же выберет иную сферу.

Обучение

Военная карьера будущего генерала Рудского Сергея Федоровича началась в Минском Суворовском военном училище. Как свидетельствуют источники, в частности, книга Кунца Николая Зыгмунтовича «Гордость кадетского братства», свой первый шаг на военное поприще будущий генерал-полковник сделал в 1977 году. Именно в этому году он стал выпускником учебного заведения.

Известно, что следующей ступенью обучения для Сергея Фёдоровича стало Московское Высшее Общевойсковое Командное Училище.

Однако информации о времени, которое он провёл в учебном заведении, в свободном доступе нет. Известно лишь, что он был одним из его воспитанников. Помимо Сергея Фёдоровича высшие военные должности в Российской Федерации занимают по меньшей мере 3 выпускника МВОКУ в званиях генерал-полковников: первый заместитель Генштаба Богдановский, начальник Штаба ОДКБ Сидоров, командующий ЗВО Картаполов.

Военная карьера

Первые упоминания о нем в статусе военачальника датируются 1995 годом. Будучи подполковником, Сергей Рудской являлся командиром 255-го гвардейского мотострелкового полка, который принимал участие в первой и второй чеченских кампаниях. У самого полка богатое прошлое, он стал преемником 7 гвардейской отдельной мотострелковой Сталинградско-Корсуньской Краснознамённой бригады. Во времена Второй мировой ее воинам сдался в плен сам фельдмаршал Паулюс. Сам полк именуется как «255 гвардейский мотострелковый Волгоградско-Корсуньский Краснознамённый». На его счету множество успешных операций, проведённых в годы русско-чеченских войн. И в некоторых из них полком командовал сам Рудской.

Первая награда

За проявленную доблесть в Грозном Сергей Рудской был награждён золотой звездой «Герой России».

"Спасибо" за награду в первую очередь Сергей Фёдорович должен был сказать командующему группой войск «Север» Льву Рохлину. Именно он представил Рудского к награде. Как свидетельствуют источники, главным подвигом, тогда ещё подполковника Сергея Рудского, было трепетное отношение к солдатским жизням. Несмотря на суровую военную ситуацию (впрочем, на войне легко и спокойно не бывает), полк выходил из боев с наименьшими потерями.

Звездопад

Следующая важная дата в биографии Сергея Фёдоровича - декабрь 2012 года. На основании указа Президента РФ, его звание стало звучать: генерал-лейтенант Сергей Рудской.

Как свидетельствуют источники, награда могла не найти своего героя. Дело в том, что указом были удостоены званий более 50 офицеров. Ранее возглавлявший Министерство Анатолий Сердюков был против такой щедрости, поэтому в течение года документы подверглись тщательной проверке. Однако пришедший к власти Сергей Шойгу дал старт звездопаду.

Многие считают, что задержка была обоснованной. Для того чтобы получить новое звание, военнослужащий должен занимать должность не менее года и не иметь замечаний. А при бывшем министре они были повсеместно. Однако информацией о дальнейшем продвижении по карьерной лестнице, за какие заслуги на его погон упали звезды генерал-полковника, глобальная сеть не располагает или старательно скрывает.

В биографии генерал-лейтенанта Сергея Рудского вклад в борьбу с наследием Сердюкова отмечен особо.Не один год Сергей Фёдорович посвятил решению этих вопросов.

Борьба с «сердюковщиной»

Будучи первым заместителем начальника Оперативного управления Генштаба ВС РФ, Сергей Фёдорович стоял у истоков борьбы с «сердюковщиной». Для людей, у которых военный гарнизон ассоциируется только с местом съёмок сериала «Мины в фарватере» и «Горюнов», стоит пояснить, что «сердюковщиной» нарекается время правления вооруженными силами одноимённого министра. После его громкого и головокружительного «падения» с правительственного стула, его фамилия стала именем нарицательным. И символизирует этап падения и разграбления Министерства вооруженных сил.

В 2013 году за круглым столом с громким названием «Год после смены руководства Минобороны РФ - итоги и перспективы» генерал-лейтенант Сергей Рудской выступил с докладом, в котором отчитался о работе за прошедший год и рассказал о перспективных направлениях. В их числе: увеличение штата военнослужащих, восстановление институтов и мест культурного отдыха в гарнизонах, а также разработка мероприятий по повышению престижа службы. В рамках круглого стола один из участников поинтересовался судьбой домов офицеров флота, которые Сердюков планировал безжалостно сносить. Генерал-лейтенант Рудской заверил присутствующих, что ничего подобного не произойдёт. И стоит отметить, своё слово сдержал.

Настоящее время

Пока что заключительной страницей в биографии генерала Сергея Рудского стало шефство в ГОУ Генштаба ВС РФ. Произошло это 10 ноября 2015 года. Однако в некоторых источниках дата определена 24 числом. Но в одном все сходятся - дело было в ноябре.

Первый заместитель начальника Главного оперативного управления (ГОУ) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Виктор Познихир выступил на 7-ом Сяншаньском форуме по безопасности, который проходит 10-12 октября в Пекине, на тему «Глобальная эшелонированная система противоракетной обороны (ПРО) США как угроза военной безопасности России и Китая и стратегической стабильности в мире».

«Противоракетная оборона — одна из ключевых тем, от которой в настоящее время напрямую зависят предотвращение гонки вооружения и ядерное разоружение, а также обеспечение стратегической стабильности и военной безопасности в мире», — констатировал генерал-лейтенант Виктор Познихир.

Он отметил, что в результате одностороннего выхода в 2002 году Соединенных Штатов Америки из Договора по ПРО 1972 года был разрушен краеугольный камень системы глобальной стратегической стабильности. Пентагон развернул масштабные работы по созданию национальной системы ПРО, способной нарушить сложившийся баланс сил в мире.

«За счет обладания средствами ПРО США стремятся получить значительные преимущества в стратегических системах вооружений над Россией и Китаем. Это может привести к непредсказуемым последствиям», — заявил первый замначальника ГОУ.

По словам Виктора Познихира, иллюзия неуязвимости и безнаказанности под «зонтиком» ПРО будет стимулировать Вашингтон к односторонним шагам в решении глобальных и региональных проблем. Это объективно способно привести к снижению порога применения ядерного оружия для упреждения действий противника.

«Для наглядности давайте представим себе такую картину: на арене два гладиатора примерно равной силы, у каждого в руке меч. Они хорошо знают сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Оба понимают, что если начнется поединок, то не поздоровится обоим, и кто выйдет победителем неизвестно. Это их сдерживает от нападения друг на друга, — сказал генерал-лейтенант Познихир. — Если один из гладиаторов возьмет в руки щит, он получит существенное превосходство и будет думать, что способен победить, особенно, если нанесет удар первым. Что делать второму гладиатору? Естественно, он также возьмет в руки щит, а также более длинный и крепкий меч. Примерно это происходит сегодня в результате развертывания американской противоракетной системы».

Как подчеркнул первый замначальника ГОУ, Россия совместно с китайскими партнерами тщательно проанализировала состав, дислокацию и боевые возможности создаваемой США глобальной системы ПРО.

«Хотел бы подчеркнуть, российские и китайские оценки ее негативного влияния на стратегическую стабильность полностью совпали. Используя в качестве повода тезис об иранской и северокорейской «ракетных угрозах», в непосредственной близости от границ России и Китая развертывается один из элементов стратегической триады США. При этом система ПРО существенно меняет баланс сил в области наступательных вооружений, так как позволяет более эффективно планировать разоружающий ракетный удар», — сообщил Виктор Познихир.

По его словам, истинными целями создания глобальной системы ПРО США являются: снижение потенциала стратегических ядерных сил России, а в отношении китайского ракетно-ядерного потенциала — получение возможности его полного обнуления; скрытое создание мощного ударного компонента для возможного нанесения обезоруживающего и обезглавливающего ударов по нашим странам; а также расширение возможностей по уничтожению искусственных спутников Земли на низких орбитах.

Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации прокомментировал, на чем основаны данные выводы.

По заявлению генерал-лейтенанта Виктора Познихира, конфигурация и суммарный противоракетный потенциал глобальной системы ПРО США неадекватны уровню реальных и прогнозируемых ракетных угроз, на которые ссылается Вашингтон.

«Так, Северная Корея в настоящее время только демонстрирует возможности по созданию баллистических ракет большой дальности. Вести речь о ракетной угрозе со стороны Ирана после заключенных договоренностей по его ядерной программе считаю вообще неуместным», — отметил замначальника ГОУ.

Тем не менее, система ПРО США, по заявляемым американцами данным, к 2020 году будет включать около 50 противоракет «ГБИ», порядка 700 противоракет «Стандарт-3» наземного и морского базирования и более 200 противоракет «ТХААД».

«Даже из расчета, что на одну цель будут назначены несколько противоракет, получается — речь идет о потенциальной способности системы ПРО перехватить сотни ракет! — подчеркнул Виктор Познихир.

По его словам, более сорока кораблей ПРО будут нести боевую службу в различных акваториях Мирового океана, включая моря, омывающие берега Российской Федерации и Китая.

Таким образом, под предлогом противодействия северокорейской и иранской «ракетным угрозам» развертывается система, предназначенная, в первую очередь, для борьбы с российскими и китайскими ракетами, заявил докладчик.

Научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России проведено моделирование вариантов боевого применения средств ПРО США. Оно показало, что противоракеты «Стандарт-3» обладают возможностью перехвата МБР и БРПЛ не только на среднем, как это утверждается США, но и на начальном участке траектории полета ракет. Это представляет более серьезную угрозу ядерному потенциалу России и Китая, так как противоракеты будут способны поражать российские и китайские баллистические ракеты до момента отделения их боевых блоков от маршевых ступеней. Данный факт был подтвержден и рядом независимых американских экспертов.

Как сообщил генерал-лейтенант Виктор Познихир, противоракета «Стандарт-3» модификации 2А, выпущенная с корабля из акватории Балтийского моря, способна сбить российскую межконтинентальную баллистическую ракету, стартовавшую с европейской территории России. Перехват происходит на разгонных участках полета ракет.

Кроме того, универсальные пусковые установки Мk-41, размещенные на кораблях ПРО, помимо противоракет «Стандарт-3», служат для запуска высокоточных крылатых ракет большой дальности «Томахок», сказал первый замначальника ГОУ.

«На базах ПРО в Румынии и Польше используются именно эти пусковые установки. Американские аргументы о том, что в наземном варианте они не способны применять крылатые ракеты, благодаря особенностям конструкции и программно-алгоритмическим ограничениям, мягко говоря, неубедительны, — заявил генерал-лейтенант Виктор Познихир. — Как ракетчик по образованию, авторитетно заявляю, что любые устройства, якобы не позволяющие разместить крылатую ракету в контейнерах комплекса наземного базирования, легко демонтируются, а ограничения программно-алгоритмического характера и вовсе устраняются нажатием кнопки перезагрузки программы».

Кроме того, Виктор Познихир напомнил, что сам факт использования корабельной пусковой установки крылатых ракет в наземном варианте является нарушением со стороны США Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Этим Договором запрещено развертывание наземных комплексов с дальностью стрельбы крылатых ракет более 500 км. А зона досягаемости ракет «Томахок» составляет 2500 км.

Виктор Познихир подчеркнул, что под ударом американских крылатых ракет может оказаться практически вся европейская часть России. При этом переоснащение пусковых установок Мk-41 крылатыми ракетами «Томахок» на базах в Европе и на кораблях ПРО может быть осуществлено скрытно и в короткие сроки.

«Знаем мы и о ведущихся в США работах в области использования пусковых установок Мk-41 для развертывания гиперзвуковых систем вооружения. А это уже другое подлетное время к целям, меньшее в разы и значительно большая угроза безопасности России, — сообщил генерал-лейтенант. — И, наконец, кто может поручиться, что взамен комплекса «ТХААД» на территории Южной Кореи не будет в будущем развернут наземный комплекс «Иджис Эшор», аналогичный тем, что размещаются в Румынии и Польше? А в этом случае под возможным ударом окажется значительная часть территории Китая», — поставил вопрос Виктор Познихир.

По информации первого замначальника ГОУ, в феврале 2008 г. США продемонстрировали возможность поражения космических аппаратов ударными средствами противоракетной обороны. Тогда американский спутник на высоте около 250 км был разрушен противоракетой «Стандарт-3» модификации 1А, запущенной с борта эсминца военно-морских сил США из района Гавайских островов.

Возможности перспективных противоракет «Стандарт-3» модификации 2А с увеличенной зоной поражения, а также противоракет ГБИ значительно больше. Это позволяет уничтожать космические аппараты российской и китайской орбитальных группировок. Более того, учитывая глобальный характер действий кораблей с противоракетами, США окажутся способны вмешиваться в космическую деятельность любого государства.

«На указанные факторы мы неоднократно обращали внимание американцев, но наши аргументы не воспринимаются, очевидные факты игнорируются. В ответ мы слышим голословные заявления о «ненаправленности» создаваемой системы ПРО против России и Китая, — констатировал Виктор Познихир. — Наши инициативы о заключении соответствующих международных договоренностей, снимающих озабоченность российской стороны в связи с созданием системы ПРО США, американской стороной не восприняты».

По словам первого замначальника ГОУ, «США отказываются от предоставления юридически обязывающих гарантий ненаправленности своего противоракетного потенциала против Российской Федерации с выработкой эффективных мер транспарентности и верификации».

Кроме того, США и их союзники блокируют на Конференции по разоружению в Женеве российско-китайские инициативы в области предотвращения размещения оружия в космосе, применения силы и угрозы силой в отношении космических объектов.

Также США и их союзники фактически отказались от обсуждения вопроса создания ПРО в Европе, отвергнув предложенные им варианты с учетом российских интересов.

Вдобавок, несмотря на достигнутые договоренности с Ираном по его ядерной программе, развертывание европейского сегмента ПРО идет по ранее намеченному плану.

По заявлению генерал-лейтенанта Виктора Познихира, все вышеперечисленные действия не добавляют доверия к заявлениям США о том, что ракеты и спутники России и Китая не рассматриваются в качестве целей для создаваемой системы ПРО.

«Хотел бы также обратить особое внимание на то, что региональные системы ПРО США в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются одним из эшелонов национальной ПРО США. Не случайно управление ими находится под исключительной юрисдикцией Вашингтона, а средства союзников модернизируются под их стандарты», — рассказал первый замначальника ГОУ.

По мнению российских военных экспертов, США надеются за счет обладания ею получить возможность безнаказанного нанесения внезапного ракетно-ядерного удара в любом регионе мира, не исключая Россию и Китай.

«Логика здесь проста: средствами, разрабатываемыми в рамках концепции «глобального мгновенного удара» наносятся так называемые «обезглавливающий и обезоруживающий удары»; уцелевшие у атакованной стороны ракеты, стартовавшие в направлении США для ответного удара, уничтожаются многоэшелонированной системой ПРО, — заявил Виктор Познихир. — Но надежда на такое развитие событий - это опасная иллюзия».

По его словам, Россия вынуждена принимать адекватные ответные меры, направленные на то, чтобы противоракетные планы США и их союзников не могли повлиять на существующий баланс сил в области стратегических вооружений. Аналогичным образом действует и Китай.

«Подчеркну, что размещая у себя американские средства ПРО, правительства соответствующих стран делают свои народы заложниками американских претензий на безнаказанное применение силы, — сказал генерал-лейтенант Виктор Познихир.

«Прежде чем представить выводы по результатам своего выступления, хотел бы обратить ваше внимание, что военные эксперты России и Китая едины в оценке истинной направленности противоракетной системы США. Мы совместно работаем над тем, как минимизировать возможный ущерб для безопасности наших стран в результате создания ее сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — отметил первый заместитель начальника Главного оперативного управления Вооруженных Сил Российской Федерации. — В этом году нами уже проведены первые совместные компьютерные российско-китайские командно-штабные учения по противоракетной обороне».

В ходе данных учений отрабатывались различные варианты совместных действий по защите от ракетных ударов со стороны условного противника, развернувшего вблизи наших границ группировку средств противоракетной обороны. Подобные мероприятия пройдут и в 2017 году.

По мнению генерал-лейтенанта Виктора Познихира, исходя из результатов анализа действий США и их союзников в сфере ПРО можно сделать следующие выводы:

Первое. Решение США о создании глобальной эшелонированной системы ПРО не связано с ответом на ракетные угрозы Ирана и Северной Кореи. Оно обусловлено, прежде всего, стремлением получить военное превосходство над Россией и Китаем.

Второе. Американская глобальная эшелонированная система ПРО, обладая противоракетным, противокосмическим и ударным потенциалами, является составной частью стратегических наступательных сил США. Основная задача ее региональных компонентов — служить передовым рубежом блокирования стратегических ядерных сил и космической группировки России и Китая. Противоракетная оборона США — не средство обороны, это элемент реализации планов достижения стратегического доминирования в мире.

Третье. Цель США по вовлечению союзников в собственные противоракетные планы - не построение совместной обороны, а возложение на них части финансовых затрат и использование их территорий для защиты метрополии. Все управление системой находится у американцев. Кого и когда оборонять будет решать Пентагон. Население Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона становится заложником непредсказуемых действий США в сфере ПРО.

Генеральный штаб (ГШ ВС РФ) – подразделение, командующее войсками Российской Федерации. Он также планирует действия по защите страны от внешнего вторжения, устанавливает иерархию воинских частей и исполняет другие обязанности, которые предусмотрены для данного органа советом Минобороны.

Генштаб ВС РФ является федеральным органом и подчиняется напрямую Министерству Обороны. Главной задаче подразделения считается защита границ государства и разведывательная деятельность.

История создания и реформ штаба

Министерство обороны возникло через год после распада СССР. Оно использовало стандарты и часть ресурсов Минобороны СССР. Указом Министерства сформировали Генштаб. Однако день образования современного Генерального штаба не отмечен, как праздничный.

Официальный праздник сотрудников Генштаба связан с событием из давней истории, когда Екатериной 2 14 января (по старому стилю) 1763 года был основан первый Генштаб в России. По приказу министра обороны от 30.01.2002 этот день празднуется 25 января ежегодно.

В 2004 году проведено реформирование внутри министерства, в результате которого с Генштаба были сняты функции (административная, хозяйственная), которые не соответствуют его задачам.

Военный конфликт с Грузией 2008 года ускорил проведение реформы ВС России, ее целью была оптимизация управления. В рамках реформы были определены два базовых комплекса задач внутри министерства:

  1. Планирование использования и строительства ВС.
  2. Экономические и стратегические расчеты по обеспечению воинских частей.

Было проведено чёткое разграничение административной ответственности частей Генштаба:

  1. Тренировочная деятельность, подготовка бойцов — удел главного командования войск.
  2. Оперативнаяработа — прерогатива Генштаба, объединённых командований стратегического назначения.

Реформа позволила избавить Генштаб от побочных функций, которые исполнялись другими органами. ГШ стал исключительно стратегическим органом, направленным на решение военных задач. Ярким примером такой задачи является .

Начальник генерального штаба ВС РФ исполняет обязанности заместителя начальника Минобороны. С 2012 года должность НГШ ВС РФ занимает Герасимов В.В. Это восьмой по счёту начальник с момента образования современного Генштаба. У НГШ есть заместитель, назначенный в 2014 г. – Богдановский Н.В.

Структура и задачи

После реформы у штаба осталось 12 задач. Уточненный в результате реформ круг функций можно кратко сформулировать так:

  • планировка использования ВС;
  • организация подготовки военных сил;
  • управление созданием подразделений;
  • обеспечение регулярных смотровых и тренировочных кампаний;
  • мобилизация войск;
  • аналитика ситуации в срочных отделениях армии, обеспечение безопасности в данных частях;
  • разведывательная деятельность;
  • обеспечение коммуникаций между разными родами войск;
  • координация использования радиосвязи;
  • создание радио- и электронных препятствий в ситуации активных военных действий;
  • подготовка кадров с функцией защиты гостайны;
  • проведение научных исследований с военной направленностью (создание НИИ и финансирование военно-научных проектов).

Все функции лежат на 14 отделениях, в которые входят центры, управления и службы. Главными считаются четыре управления:

  • Главное оперативное;
  • 2 Главное;
  • Главное по мобилизации;
  • Главное по связи.

Существуют и нижестоящие отделения с практическими задачами:

  • отделение противостояния радиоэлектронным коммуникациям;
  • военная топография;
  • восьмое подразделение;
  • оперативно-подготовительные;
  • строительства и разработки БЛА.

Восьмое управление ГШ ВС РФ – это подразделение по сбору информации для Минобороны, необходимой для решения текущих задач управления ВС страны.

Интересно, что 8 управление ГШ ВС РФ имеет собственный знак отличия «За заслуги», которым награждается персонал этого подразделения за разумную инициативу, усердие и отличную службу. Награждаются и лица привлечённые, которые оказали содействие работе управления, это могут быть военные деятели других структур или гражданские лица.

Система штаба включает и центр исследований, Наццентр обороны, операционное (специальное) подразделение, личный архив, автомобильную и мотоциклетную базу.

ГОУ, задачи и командование

Главное оперативное управление Генерального штаба ВС РФ планирует операции разного уровня. В 2013 В.В. Путиным была утверждена система защиты нашего государства, включающая полный комплект бумаг по обороне РФ. Перед ГОУ поставили задачу – разработать документационное сопровождение оборонительной программы, обеспечить организацию частей и мобилизацию войск при военной угрозе.

Другие задачи ГОУ:

  • поиск факторов военного риска для государства (включая сбор и аналитику развединформации);
  • планирование военного строительства;
  • разработка стратегических и оперативных планов по использованию вооруженных сил;
  • управление оперативными отделениями в любое время (военное и мирное);
  • обеспечение коммуникаций армии и федеральных органов;
  • антитеррористическая деятельность, включая контроль за ее проведением и обеспечение поддержки;
  • проверка подготовительной деятельности РФ;
  • обеспечение международного военного сотрудничества
  • инициативы по программе Госвооружения (военные разработки оружия и техники).

После распада СССР сменилось девять руководителей управления. Нынешний начальник ГОУ ГШ ВС РФ Рудской С.Ф., занимает должность с февраля 2017 года.

ВАГШ военных сил России

В структуру Генштаба входит Военная академия. Это учебное заведение предназначено для кадровой подготовки и переквалификации офицерского состава. ВАГШ готовит специалистов для обеспечения защитных военных подразделений. Выпускники академии получают места в Министерстве обороны, Генеральной штабе, разведке, тайных подразделениях.