Есть ли секс в Чечне: тайны ночной жизни Грозного. Почему чеченцы ведут себя, как в хлеву за пределами чечни Откуда пошел чеченский народ

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну – чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов – чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, – «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство – так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов, который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски – Карногай, и на русский лад – Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л. П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Должен признаться, что бо́льшую часть своей жизни я видел в чеченцах исключительно «заклятых врагов». Я даже помню, как уже в юношестве сидел над картой России и на полном серьезе размышлял о том, как максимально эффективно построить военные укрепления на границе с Чеченской республикой, чтобы навсегда отделить её от остальной территории нашей страны. И сомнения у меня вызывал лишь один момент — проводить эту границу по левому, или же по правому берегу Терека.

Мне было уже семь лет, когда началась Первая чеченская война, и с экрана телевизора лился нескончаемый поток адских хроник её событий. В детское сознание навсегда впечатались кадры из программы «Время», на которых чеченские боевики отсреливали пальцы заложнику. Там же остались и чудовищно реалистичные сцены из невзоровского «Чистилища». А потом, после недолгого и «мутного» перемирия пришел Путин, и уже хроники Второй чеченской потекли с экрана.


Эмоции часто берут перевес над холодной логикой, поэтому я тогда с трудом фиксировал именно политические события и перемены, происходившие в ситуации с Чечней. На эмоциональном уровне уже четко стоял рефлекс негативной реакции на любое упоминание названия этой республики или же просто на слово «чеченец». Да, я помню, как в один из Дней Победы по телевизору крутили видеокадры взрыва на чеченском стадионе, где погиб Ахмат Кадыров. Помню бородатого парня в спортивном костюме, плохо говорящего на русском, который стоял рядом с Путиным. Потом я узнал, что его зовут Рамзан Кадыров. Но на фоне военных кинохроник, отпечатавшихся в сознании, эти события для меня ровным счетом ничего не значили.

Хватит кормить Кавказ

В студенческие годы, когда я открыл для себя Интернет, меня продолжала тянуть к себе эта тема. Я зачитывался ужасающими подробностями «геноцида русских» в Чечне, смотрел видеоролики, на которых ваххабиты резали русским солдатам головы, и ещё больше пропитывался ненавистью. Со временем в Интернете стала популярна и другая тема — уже о том, как в Чечню миллиардами вливают российские деньги. Помню эти демотиваторы, где сравнивали небоскребы в Грозном с разрушенными домами какой-нибудь Рязани, а новоиспеченного героя России Кадырова, сидящего в дорогой машине, с ветераном ВОВ, стоящим в переходе. И поэтому выступление Навального в октябре 2011-го с лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» встречало в моём лице полнейшее восхищение.

Я не знаю, что заставляло меня из года в год уделять столь пристальное внимание кавказской теме. Но я всегда обращал внимание на новые и новые инфоповоды, в которых звучало слово «Чечня». И иногда в потоке информации я натыкался на хорошие отзывы об этом регионе. В блогах встречались репортажи тех, кто побывал там и хорошо отзывался о республике. А в какой-то момент на очередном блогерском мероприятии я увидел первого в своей жизни чеченца — посла ЖЖ из этой республики, Заура — и он не очень-то походил на безбашенного головореза, которых рисовала моя фантазия.

С годами у меня появилась очень ценная черта — если информация о чём-либо противоречива, то необходимо лично удостовериться в этом, сформировать своё собственное мнение, найти первоисточник. Так, например, весной 2014-го я при первой же возможности сорвался в Крым, чтобы своими глазами посмотреть на события «крымской весны», пообщаться с местным населением (и в первую очередь — с крымскими татарами), потому что медиа были заполнены диаметрально противоположными мнениями по теме крымского референдума и присоединения полуострова к России.

Такая же история была и с Чечней. Я решил, что непременно должен сам побывать в республике, посмотреть своими глазами на чеченцев, на то, как они живут, чтобы сформировать своё личное мнение. Причем это должен был быть не «лубочный» пресс-тур, в рамках которого гостям показывают исключительно лучшие стороны жизни, а что-то приближенное к реальности. Просто сесть в машину и поездить по Чечне.

Неожиданно в этом желании я нашел поддержку Наташи, которой тоже хотелось съездить туда. Я, если честно, даже не обсуждал, какая у неё была мотивация (вот сейчас пишу эти строки и понимаю, что ни разу её об этом не спрашивал). Первое время я сомневался, стоит ли брать девушку в этот «вражеский стан». Но со временем мы внесли поездку в Чечню в список своих автопутешествий, и когда в сентябре после свадьбы выбирали маршрут для автопробега (хотелось куда-нибудь на юг), то выбрали не Крым и не Сочи, а именно Чечню. Если честно, то даже родителям до последнего не называли конкретную цель нашей поездки, прибегая к расплытой формулировке «на Кавказ».

Первые впечатления

Первый день в Чечне был для меня самым напряженным. В полдень мы приехали в Грозный, поставили в центре машину и просто пошли искать заведение, где можно было пообедать. Ни карты города, ни навигации — ничего. Как и в любом нашем путешествии — всё исключительно по наитию. Я не выпускал руку Наташи и был в любой момент готов к какой-нибудь провокации в наш адрес. Вот честно, сейчас смешно вспоминать, но я шел по Грозному с одной мыслью — ещё один переулок и придется защищать свою женщину. Мы нашли какое-то заведение, по антуражу и сервису аналогичное белгородскому «Потапычу», а я всё крутил головой вокруг, выслеживая любой взгляд в нашу сторону и тщетно пытаясь понять, о чём же разговаривают люди вокруг.

Не «отпускало» меня даже ночью, когда мы разместились в какой-то гостинице на окраине города (все другие были забронированы на два ближайших дня из-за проходившего в Грозном чемпионата России по дзюдо). Я на полном серьезе допускал мысль, что кто-нибудь может вломиться в наш номер. Но чем больше времени мы проводили в Чечне, тем абсурднее мне казались мои фантазии.

Я не мог уложить в свою голову осознание окружающего спокойствия. «Ну как так!?» — восклицал мой внутренний голос — «Здесь десятилетие шла война, здесь всё лежало в руинах, а русским резали головы! Как такое возможно вообще - размеренная тихая жизнь, словно и не было ничего? Откуда эта доброжелательность в наш адрес? Неужели это всё искренне? Где подвох?» . Этот самый «подвох» я искал в каждом взгляде, в каждой интонации в разговоре с нами. И не находил.

Чем больше мы открывали для себя Чечню, тем больше я удивлялся, что перед нами нормальный регион нашей страны. Если отойти в сторону от этих вычурных небоскребов «Грозный Сити», и просто посмотреть на город, на его окрестности — обычный ухоженный уголок России. Чистенько, аккуратно. Неправда, что «федеральные деньги вбуханы в показуху». Здесь действительно проведена колоссальная работа по восстановлению всей республики. Я не представляю, как в такие короткие сроки удалось устранить все последствия военных действий. Но на республику приятно смотреть. Хорошие дороги, аккуратные дома.

И в какой-то момент меня отпустило. Я позволил себе выдохнуть. Перед моими глазами открылась красивая, спокойная Чечня, с отзывчивыми людьми, живущими своей повседневной жизнью. Но ведь не выкинешь из головы всё то, что я читал и смотрел раньше? Ведь опасения мои не беспочвенны? Ведь лермонтовское «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал» ещё полтора века назад написано, и этой вековой вражде есть какое-то обоснование?

Взгляд с другой стороны

Я стал задавать себе всё больше вопросов в поисках понимания ситуации. Ночью, когда ты стоишь и слушаешь тишину кавказских гор, получается взглянуть на ситуацию со стороны противоположной той, с которой ты всегда смотрел на неё. Знаете, у меня получается огромный текст, который прочтут единицы, а примут мою точку зрения вообще 0,01% из них, но я напишу его и пусть он будет полезен даже для одного единственного из вас.

Я посмотрел на историю русско-чеченских отношений со стороны чеченцев. Задумывались ли вы вообще о том, как это выглядело для них? Чеченцы, или как они изначально назывались — нохчи — жили здесь сотни лет. Нашествие монгольской орды загнало их с равнин в горы, где они столетиями выживали в непростых условиях. Русские, тем временем, скинув с себя бремя захватчиков, начали строить Империю. Взяв Казань и Астрахань их взор обратился и в сторону Кавказа. Когда чеченцы стали возвращаться на свои исконные земли, они столкнулись с тем, что на них уже обосновались терские казаки. Империя росла, вот она уже поставила цель взять под своё влияние Грузию, лежащую за кавказским хребтом. И давайте признаем, далеко не всегда присоединение «стратегически важных территорий» шло мирным путём. Да, имело место навязывание своей воли. И чеченцы имели полное право не всегда соглашаться с теми порядками, которые для них устанавливали. Ответом на неповиновение зачастую были карательные мероприятия со стороны руских.

В начале 19-го века началась Кавказская война, которая длилась около 50-ти лет. Полвека, только представьте себе! Для целых поколений горцев война стала образом жизни. Вы можете подробно прочитать о предпосылках и хронологии покорения Северного Кавказа, допустим, на Википедии . Представьте, что к вам домой пришли какие-то люди и заявили, что вы будете теперь жить по их правилам, либо же с вами будут воевать. Будете ли вы сопротивляться, если несогласны? Чеченцы решили, что будут. Такая черта характера. Имели ли они на это право? Каждый ответит на этот вопрос для себя сам.

И даже после того, как основные силы сопротивления были сломлены, а регион присоединен к Российской Империи, здесь то и дело вспыхивали бунты. Да, нужно просто честно признаться себе в том, что это мы, русские, пришли в край, расположенный в полутора тысячах километров от Москвы и решили, что это тоже наша земля. Не чеченцы положили начало этой вражде. Странно, но раньше эта простая мысль никогда не приходила в мою голову. Сначала русским был нужен контроль над Кавказом, который считался сферой влияния Империи. А в конце 19-го века в регионе нашли запасы нефти, и это тоже предопределило заинтересованность России в нём.

После февральской революции коммунисты умело конвертировали ненависть горцев к «империализму», использовав их в борьбе против того же казачества, поддерживавшего белых. Не гнушались уловками вроде лозунгов «Да здравствует Советская власть и шариат!» и обещаниями вернуть исконно кавказские земли их народам. А после того, как грязное дело было сделано, начали уже по-своему закручивать гайки. Да, в ноябре 1920 года было провозглашено создание Горской АССР со столицей во Владикавказе в составе шести административных округов, одним из которых был Чеченский национальный округ (через два года трансформировавшийся в Чеченскую автономную область). Это выглядело как то, что спустя столетие войны за независимость чеченцы таки добились появление своего собственного территориального образования. Но вместе с тем уже советская (а для местных — всё та же «русская») власть начала диктовать свои условия жизни.

Продразверстка. Коллективизация. Постепенная борьба с религиозными институтами, не вписывавшимися в концепцию «построения коммунизма». Естественно, подобное вмешательство в местный жизненный уклад встречало сопротивление, которое жестко подавлялось войсками Советской власти. Всего с 1920 по 1941 годы на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооружённых восстаний и более 50 менее значительных. Некоторые особо мятежные аулы были департированы за пределы Северного Кавказа.

Естественно, в Великую Отечественную не все чеченцы бросились на защиту Советского Союза (хотя многие мужественно сражались за него). Некоторые видели в этой войне возможность получить долгожданную независимость. В итоге всё переросло в одну из самых грязных страниц советской истории — депортацию чечено-ингушского народа.

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек. 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения.

493 тысячи чеченцев погрузили в товарные эшелоны и вывезли в Казахстан и Киргизию. Всех — стариков, детей, женщин — зимой согнали как скот и увезли за тысячу километров с их родной земли. По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек — тех, кто категорически сопротивлялся, либо был малоподвижен. Сколько было жертв по «неофициальным» данным мы не узнаем никогда. Ещё около 1200 человек умерло во время транспортировки. 44,5 тысячи человек из числа депортированных умерло в первый год ссылки (почти каждый десятый).

Ограничение по передвижению чеченцев и ингушей жестко действовало вплоть до смерти Сталина, и только после этого они стали понемногу возвращаться на территорию республики. Однако никаких льгот по восстановлению жизни у себя на родине они не имели, а в ряде горных аулов им и вовсе было запрещено селиться.

В то же время Чечня была заселена русскими. Об этом я тоже раньше как-то не задумывался, новедь представьте, что получилось — чеченцы десятилетиями воевали с русскими за право жить независимо, в итоге их всех вообще депортировали с родной земли, а когда они стали возвращаться туда — на их месте живут те самые русские. Сомнительная почва для дружественных отношений... Тем не менее, советской власти удавалось держать это напряжение под контролем, и даже к моменту распада СССР каждый четвертый житель Чечни был русским.

Естественно, когда СССР начал трещать по швам, и от него стали отваливаться Прибалтика и Средняя Азия, в Чечне на первое место вовь вышли разговоры о независимости. И местное население, не видевшее ничего хорошего в союзе с русскими последние лет двести как минимум, естественно с восторгом поддержало эту идею. Допускаю, что так и стоило бы поступить, но лидеры новой России почему-то решили, что те же русские на 90% Крым или Донбасс могут спокойно существовать вне нашего государства, но вот Чечню обязательно нужно в очередной раз взять под свой контроль. Естественно, силой! И началась очередная мясорубка.

Когда я сейчас, сквозь призму времени и знаний, начина задумываться, к чему была эта война с нашей стороны, я не нахожу логичного ответа. За что гибли русские ребята? За землю, которая всегда была для нас чужой? Которую всегда хотели иметь вопреки желаниям населявшего её народа? Это был какой-то ад, развязанный руками политиков, и правда в нём была в очередной раз не на стороне русских.

Насколько бы я не любил свою страну и её историю, но со временем, взглянув со стороны, мне пришлось признаться себе, что во всей этой истории со «злыми чеченами» плохими парнямы были именно мы, русские. И весь тот негатив, который из века в век мы получали в свой адрес, появлялся потому, что мы хотели обладать тем, что нам не принадлежит. Имели ли право чеченцы сопротивляться этим амбициям? Да, имели. И в силу своего характера сопротивлялись бы до последнего живого человека.

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены» — писал Солженицын в своём «Архипелаге». И ты, находясь в Чечне, буквально в каждом человеке видишь эту гордость, которая, кажется, впитана с молоком матери. Гордость, которую никаким оружием не выбить из них.

Нынешняя Чечня

Я очень долго могу рассуждать о том, что было и почему всё произошло так, а не иначе. Но прошлого не исправить, и поэтому я перейду к настоящему. Что бы не говорили, но в сегодняшних реалиях мы имеем уникальную ситуацию — кажется, впервые за несколько столетий мы живем в мире с чеченским народом в одном государстве. В колоссально короткий срок удалось восстановить всё, что было разрушено и создать инфраструктуру, которая позволяет республике жить не хуже, чем другие регионы России. Впервые русские дали возможность чеченцам жить так, как они хотят —без агрессивного навязывания своей воли, с учетом их интересов.

Я понимаю, почему на каждом углу в Чечне можно увидеть портреты Ахмата Кадырова и Путина — потому, что эти два человека смогли договориться и принести мир на их землю. «Чтобы не было войны», «мирное небо над головой», «чтобы дом и работа были» — это ключевые пожелания жителей Чечни. Можно сказать, что в нашу историческую эпоху произошло новое рождение чеченцев как нации, и это не будет преувеличением. Они получили законное право жить на своей земле так, как им этого хочется. И когда мы с ними стали по-человечески общаться, перед нами открылась другая сторона чеченского народа.

Да, мы очень разные с ними и по менталитету, и по этапу развития общества. Но важно осознать, что попытки навязать свою волю, перекроить под привычные нам стандарты обречены на неудачу. У чеченцев совершенно отличный от нашего образ жизни, характер, религия, система взаимоотношений в обществе. Но это не значит, что нужно силой менять этот их уклад. Вместе с тем в их гордом характере есть те черты, которые покоряют своей искренностью, стойкостью. Приходя к ним с миром ты получаешь мир в ответ.

Возвращаясь к заголовку этого поста, подведу итог своих умозаключений. Моё отношение к чеченцам можно передать одним словом — уважение. Я восхищен как стойкостью их характера, приверженостью к своим ценностям, так и силой прощать былые обиды и идти дальше. И мне очень часто бывает стыдно за своих соотечественников, которые продолжают плодить эти враждебные клише по отношению к чеченцам. В этом плане жители республики сделали куда больший шаг вперед, научившись оставлять в прошлом все те беды, которые принесли на их землю амбиции русских.

Чечня прекрасна. Я искренне надеюсь, что те добрососедские отношения, которые мы имеем с её народом сейчас, будут крепнуть. Иных вариантов мирной жизни с этим народом в одном государстве у нас нет.

В марте власти Норвегии начали насильственно выселять из страны чеченских эмигрантов. 50 семей, включая женщин и детей, уже выдворены в Россию. Год назад так же поступила Австрия. Одна из причин депортации — агрессивное поведение переселенцев по отношению к коренным жителям страны, давшей им пристанище. Те же самые претензии предъявляют к выходцам из южных регионов и в самой России. Почему горячие кавказские парни, которые кичатся строгими правилами морали у себя на родине, «в гостях» ведут себя как в хлеву?

«Детские» шалости

— Герман, чеченские парни в российских городах ведут себя, мягко говоря, вызывающе. Зачем?

— Беспредельничают чеченские мальчики—мажоры — дети высокопоставленных чиновников и богатых людей, золотая молодежь на джипах и «Ламборджини». Они всегда на виду и ведут себя по-хамски... В 20 лет откуда у него такая тачка? Кто он? Наверняка сынок какой-нибудь персоны. Он привык к вседозволенности у себя на родине и, приехав в Россию, точно так же живет по своим законам, точнее, без всяких законов. Потому что знает: если что, приедет папа, друг папы или родственник, помашет серьезными корочками, сделает звонки куда надо, проплатит, если надо, и любое дело сойдет с рук. Все видят: если что-то случилось с русским, ему не поможет никто. А на защиту юного выходца с Кавказа подтягиваются все резервы. Отсюда и исключительность, и неподсудность законам России.

Этих-то неприкосновенных в основном и видят в Москве. Парень из бедной чеченской семьи позволить себе Москву не может. А те, кто все-таки оказывается в столице, по-детски тянутся к мажорам: прокатиться по Тверской на заднем сиденье джипа, почувствовать себя крутым. Мажоры формируют из них свою свиту — бригады «шестерок». Они не могут сказать: «Мой отец богаче твоего в сто раз, поэтому ты должен мне прислуживать».

Они говорят: «Мы — с Кавказа, мы — братья, Кавказ всех победит, Россия под нами...». Они используют эти заклинания, чтобы создать вокруг себя ореол героя. Простоватые ребята из числа малоимущих соплеменников на это ведутся. И тут же: «Мы — ислам, Аллах акбар!». Какой «Аллах акбар», если ты пьешь водку?! Если ты дебоширишь и пристаешь к чужим женам? Какой ты в таком случае мусульманин и при чем тут вообще вероисповедание? Всего этого не было бы при жесткой политике властей — по отношению не к нациям, а к любым гражданам.

Совершил правонарушение — отвечай. А кто там у тебя папа, неважно. В реальности же дела заминаются по национальному признаку. Не так давно этим занимались вполне официальные лица вроде чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, который неоднократно вместе со своей командой выезжал на разборки туда, где, по его мнению, задевали честь чеченской молодежи. Это очень злило местное население и разжигало страсти. Лейтмотив у этих летучих бригад был такой: «Наши мальчики не могли сделать ничего плохого!» Почему не могли? Допустим, провинившийся «мальчик» живет в Ставропольском крае. Ну и что, что он чеченец? Есть местные российские правоохранительные органы, они разберутся. Кто уполномочивал омбудсмена выгораживать кого-то от имени этнической общности? И причем тут вообще национальные структуры? Натворили что-то какие-то парни — надо говорить не с землячеством, а с милицией и прокуратурой.

— Всех возмутила история, когда студент, сын бизнесмена, гонял на внедорожнике в Москве вокруг Вечного огня. Хотел оскорбить или выпендриться?

— Это те же мажорские штучки. На джипе же катался, не на «шестерке». Тот же «сынок» из тех, кто приезжает в Москву якобы учиться. Эти парни устраивают гонки-гулянки, а потом подваливают к преподавателю: «Слышь, ты, если не поставишь мне хорошую оценку, мой папа позвонит куда надо и тебя вышибут с работы». Чем больше им позволяется, тем больше они наглеют. Они ничего не хотят делать своими руками — ни учиться, ни работать. Зачем? Ведь если папа дает 10 тысяч долларов в месяц на карманные расходы, проблем нет.

Раб или горец?
— Ты сказал: «Чечня — последнее оставшееся в России настоящее мужское общество. Это мир мужчин». Почему сегодня Чечня рождает мужчин-разрушителей, а не тех, кто строит и развивает мысль?

— Сегодня в Чечне потерял ценность сам труд. Половина трудоспособного населения сидит без работы. И везде — страшное неравенство. Мысли такие: вкалывай хоть круглые сутки — не заработаешь даже на учебники своему ребенку. А у соседа, с которым выросли на одной улице, несколько машин, двухэтажный дом и 40 человек охраны. Он всем своим сыновьям на 16-летие покупает по джипу. Он чиновник, и он крутой. А ты ходишь с голым задом: При этом социальное расслоение чеченцам не свойственно — в горском обществе не было такой пропасти между богатыми и бедными. Для людей это жестокий психологический шок, что теперь ты никто, раб, а твой сосед — господин и пинает тебя, как солому под ногами. Идти в батраки хотят немногие.

— В России сосуществуют представители более 180 национальностей и этнических групп. Как бы то ни было, люди уживаются друг с другом. Почему только чеченцы противопоставляют себя всем? Почему они «вне системы»?

— Говорят, будто чеченцы не находят общего языка не только с русскими в России и в самой Чечне, но даже со своими соседями — ингушами, дагестанцами, кабардинцами, осетинами, что у них, мол, конф-ликт со всеми. Но это миф. Нация «кавказец» — собирательное определение, но единой «кавказской общности» не существует. Да, на Кавказе люди разной культуры и разных вероисповеданий зачастую не находят общего языка. Но вряд ли тут в особом ряду чеченцы. То же самое, например, наблюдается и в Ингушетии, и в многонациональном Дагестане, где в каждом районе своя национальность — аварцы, лакцы, кумыки — и иногда в соседнем ауле говорят на другом диалекте.

— А что происходит с чеченской культурой? У осетин есть Валерий Гергиев и Коста Хетагуров, у абхазов — Фазиль Искандер и Ксения Георгиади. У Дагестана — Расул Гамзатов, у Кабардино-Балкарии — Юрий Темирканов. А у Чечни?

— У Чечни культурная и этническая замкнутость. Хотя были известные чеченцы — танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Аднан Шахбулатов. Есть и сейчас — писатели Канта Ибрагимов, Султан Яшуркаев, поэт Апти Бисултанов. Правда, два последних сейчас творят в эмиграции — в Европе. И это неудивительно: из 3 млн. чеченцев только 1 млн. живет у себя на родине. Остальные — в России или за рубежом. Быть национальным писателем в самой Чечне и даже чеченским писателем в России сегодня трудно: того нельзя, этого нельзя — нет свободы слова.

Все кругом виноваты
— «Надо быть богатым, а не умным. Будут деньги — остальное купим». Это психология всего Северного Кавказа?

— И большей части России тоже. Но шоковые реформы 90-х отозвались в той же Чечне по-своему. В чеченском обществе нет механизма противодействия «скромному обаянию» капитала. У людей отсутствует иммунитет против власти денег. Это проблема для всех народов нашей страны, но особенно для малых, окраинных. Сбиты все нравственные ориентиры. Осталось только одно: «Главное — деньги, а не труд». То есть работать не надо, учиться не надо, быть нравственным и соблюдать законы необязательно. В этом смысле мы как чукчи: водку завезли — и повальное пьянство. Роскошь на нас действует точно так же.

— Так кто кого сейчас угнетает: русские чеченцев или наоборот?

— У каждого своя правда. У русских тоже есть мажоры, которые, правда, не приезжают из Москвы в Грозный. Но вопросы все равно остаются. Почему у чеченцев всегда претензии к России, только иногда — к власти в собственной республике и никогда — к себе самим? Это относится и ко всему российскому народу, которого какие-то злые исторические силы вечно гнетут. У нас общая беда: кажется, что все вокруг виноваты — нас обижают, а мы сами хорошие. Психологическая компенсация как реакция на несправедливую жизнь. И признак того, что пора избавляться от инфантилизма.

Досье

Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР в семье чеченца и терской казачки.