Дыхательная гимнастика для детей игра. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан). При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера "подуть на одуванчик", "подуть на свечку".

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение - прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами. После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении. После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение. Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла. Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцами - пауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение - выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг - вдох, на 2 шага - выдох. Затем на 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук "м-м-м" (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 - вдох, на 3-6 - выдох; на 2 - вдох, на 3-7 - выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать - означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее. опубликовано

Методическая разработка «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста».

Туркина Ирина Николаевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» села Визинга, Сысольского района, Республики Коми.
Описание работы: В данной работе представлены дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с использованием небольших авторских стихотворений, которые доступны и понятны в поэтапном описании. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и, конечно же, родителям.
Цель: Научить детей управлять своим дыханием; подготовить дыхание детей к пению.
Задачи:
Учить детей делать выдохи и вдохи различной силы и долготы;
Развивать концентрацию внимания детей на дыхании;
Укреплять мышцы органов брюшной полости в подготовке к певческой деятельности.

Дыхательные упражнения.

1.Надуваем шар.

Надуваем шар с тобой,
Надуваем шар большой,
Он красивый – просто – Ах!
Ой, совсем надулся – Бах!

Описание упражнения.
Надуваем шар с тобой,
Руки сложены ладонь к ладони на уровне рта.

После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести в противоположные стороны примерно на 20 сантиметров.


Надуваем шар большой,
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом разводим ещё шире.


Он красивый – просто – Ах!
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести на всю ширину размаха рук.


Ой, совсем надулся – Бах!
Во время произнесения слова «Бах» ладони необходимо резко прижать друг к другу (чтобы получился хлопок).

2.Ветер-ветерок.

Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.

Описание упражнения.
Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –

Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,

Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.

3. Водолазы.

Водолазы в любую погоду
Очень смело ныряют под воду.

Описание упражнения.
После произнесения этих слов необходимо сделать глубокий вдох, сомкнуть губы, зажать пальцами нос и задержать дыхание на несколько секунд, затем резко выдохнуть со звуком «пых».

4. Ладошкам холодно и жарко.

Описание упражнения.
Наши ладошки очень замёрзли, давайте их погреем.
Необходимо прикрыть рот ладонями и сделать несколько резких, сильных вдохов и выдохов, при этом вдохи и выдохи делать через рот.


Ладошки очень хорошо согрелись, теперь им стало жарко, давайте на них подуем.
Ладони отодвигаем от лица на расстояние примерно 20 см, делаем глубокий вдох через нос, складываем губы трубочкой и делаем долгий выдох.

5. Листочек на ветру.

Описание упражнения.
Дыхательное упражнение с предметом – это может быть осенний листочек, вырезанный из бумаги, а также цветочек, бабочка, снежинка, пушинка и всё, что угодно, на что хватит фантазии. Необходимо привязать отдельно к каждому предмету нитку.
Берём листочек за нитку, располагаем его на уровне лица примерно в 10 см от губ. Выполняем медленные вдохи и долгие, бесшумные выдохи, чередуя их с резкими, короткими, сильными вдохами и выдохами.


Благодарю за внимание!

Маленькие дети сильно подвержены различным заболеваниям ввиду недостаточности их иммунной системы. Болезни ЛОР-органов, например, бронхиты, пневмонии достаточно распространены как среди грудничков, так и у более старших детей. Лечение подобных заболеваний, конечно же, предполагает использование медикаментозных препаратов.

Дополнить терапию можно народными средствами. Однако мало кто из родителей знает, что существует специальная дыхательная гимнастика, которая помогает при пневмонии, ведь ее упражнения специально разработаны для восстановления системы ЛОР-органов.

Польза физкультуры для детей всех возрастов

Несмотря на то что методика основывается на выполнении простых упражнений, многие родители отмечают ее высокую эффективность. В комплексе с другими видами терапии она существенно ускоряет выздоровление, а также отлично себя зарекомендовала как профилактическая мера.

Высокая эффективность объясняется тем, что кислород во время занятий начинает активно поступать в кровь. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности нервной, сосудистой, пищеварительной и дыхательной системы, а также головном мозге.

Упражнения дыхательной гимнастики для совсем маленьких и дошкольников отлично укрепляют иммунитет. Они позволяют развивать еще несовершенную дыхательную систему. Особенно хорошо сказываются занятия такого рода на тех, кто часто страдает бронхитами, простудными заболеваниями, а также бронхиальной астмой.

Врачи назначают такую терапию в комплексе с лекарственной и физиотерапевтической при патологиях дыхательной системы. Применение методики улучшает течение заболеваний, уменьшает риск осложнений и ускоряет выздоровление.

Противопоказания к занятиям

Несмотря на множество положительных эффектов, дыхательная гимнастика показана не всем малышам. Не рекомендуется заниматься таковой с детьми, имеющими выраженный остеохондроз в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника и головного мозга, высокое внутричерепное, глазное или артериальное давление.

Также они противопоказана детям, страдающим частыми кровотечениями. Не всегда нужно полностью исключать тренировки, некоторые упражнения разрешены и будут сказываться только положительно, поэтому необходимо проконсультироваться у специалиста. Он подберет максимально безопасные и эффективные.

Дыхательные упражнения специально для детей

Комплекс учит ребенка наполнять воздухом легкие, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе полностью освобождать их, буквально выталкивая его сжиманием. Как известно, когда ребенок не дышит полной грудью, в легких остается незначительное количество отработанного воздуха, который препятствует поступлению нового в необходимом количестве.

Специалисты ЛФК рекомендуют проводить занятия ежедневно в течение 10-15 минут. Согласитесь, совсем недолго. Зарядку делают дважды в сутки, например, утром и вечером. При этом после ужина должно пройти не меньше часа. Можно заниматься перед утренней зарядкой, то есть включить дыхательные упражнения в привычный комплекс.

Важный момент – заинтересованность малыша. Дыхательные упражнения могут показаться ему достаточно скучными и очень сложными. Родители, например, могут придумать каждому движению смешное название, проводить тренировку в игровой форме. Попросите ребенка взять свои игрушки, а также занимайтесь зарядкой вместе с ним.

В теплое время года лучше заниматься по методике на свежем воздухе, а в холодное – проветрить комнату перед выполнением комплекса.

Кроме того, родители должны постоянно наблюдать за ребенком, чтобы не допустить появления признаков гипервентиляции легких – изменения цвета лица, чувство покалывания в руках и ногах, учащенное дыхание, дрожание кистей. При возникновении перечисленных симптомов необходимо прекратить занятие.

На первых порах у малыша может кружиться голова. В такой ситуации необходимо сделать следующее: сложить ладошки «ковшиком », поднести к лицу и дать малышу несколько раз глубоко вдохнуть. Затем можно вернуться к привычным занятиям.

Дыхательные упражнения при бронхите и других ЛОР-заболеваниях

Любые упражнения такого рода должны выполняться в соответствии с некоторыми правилами:


  • Вдох делается только через нос;
  • Щеки не надуваются, в начале их можно придерживать ладошками;
  • Нельзя поднимать плечи на вдохе;
  • Выдох обязательно длительный и плавный.

Комплекс для детей от 2 до 4 лет

«Шарик ». Исходное положение (далее ИП ) – малыша кладут на спинку, ручки складывают на животе. На вдохе он должен медленно надуть живот шариком, а на выдохе таким же образом его сдуть.

«Волна ». ИП – лежа на спине, ноги свести вместе, руки положить вдоль туловища. На вдохе руки поднимаются и отводятся назад. Они должны коснуться пола за головой. На выдохе возвращаются в исходное положение. При этом ребенок должен произнести «Вни-и-и-з ».

«Часики ». ИП – стоя, руки опущены, ножки на ширине плеч. Ребенок должен изображать часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, и говорить «тик-так ».

«Водолаз ». Малыш должен представлять, что он погружается под воду. Необходимо задержать дыхание насколько это возможно. Обязательно дышать не ртом, а носиком.

«Паровозик ». Ребенок имитирует паровоз. Стоя, он должен делать поочередные движения руками, произнося «чух-чух», а останавливаясь, говорить «ту-ту ».

«Вырасту большим ». ИП – стоя прямо, ножки вместе. Руки сначала поднимаются в стороны, затем вверх. При вдохе поднимаются на носочки и потягиваются. На выдохе руки опускаются, и ребенок становится на ступни. При этом он должен говорить «Ух ».

Каждое упражнение повторяется по 4-6 раз. Между ними можно делать небольшие перерывы, если малыш устает.

Комплекс для дошкольников

  • «Хомячок ». Нужно надуть щечки и пройти так несколько шагов, затем повернуться и похлопать по ним, выпуская воздух;
  • «Одуванчик и розочка ». ИП – стоять прямо. «Нюхаем розу » — глубокий вдох носом, «дуем на одуванчик» — максимально выпускаем воздух;
  • «Ворона ». ИП – стоя, руки опущены, ноги немного расставлены. На вдохе руки широко разводятся в стороны, имитируя крылья, на выдохе они медленное опускаются со словом «каррр»;
  • «Курочка ». ИП – сидя на стуле с опущенными руками. Делается быстрый вдох, руки сгибаются к подмышкам, ладонями вверх. На выдохе их опускают вниз, повернув ладони в противоположную сторону.


Упражнения дыхательной гимнастики для детей играют важную роль в лечении заболеваний, закаливании и оздоровлении, поэтому к выбору комплекса нужно подходить обдуманно и ответственно.

Ищи ветра.

И.п. стоя. Подражать шуму ветра – тянуть длинный звук «с-с-с…» пока выдох не закончится. То же со звуками – «ш-ш-ш… з-з-з… ж-ж-ж… щ-щ-щ…». Каждый раз оправдывая, что шумит в данном конкретном случае. Либо это комарик, либо шум листвы и т.д.

Фырканье.

Длинное фырканье, когда вибрируют обе губы, выходит из ротовой щели сильная воздушная струя. Так маленькие дети делают, когда изображают езду на автомобиле. Задача – удлинить выдох. Это упражнение хорошо тренирует диафрагму.

Насос.

И.п. стоя. Тренируем другой навык: активные движения диафрагмы. С силой выталкивается звук «с». Нужно накачать шину у велосипеда. У нас в руках воображаемый ручной насос. Мы делаем характерные движения руками вниз, вместе со звуком.

Пульверизатор.

И.п. стоя. В этом упражнении еще короче и резче выходит воздух на звуке «ф». Руки сжимают воображаемую грушу, и она «брызгает» водой. Можно в середине круга поставить одного ребенка – пусть он будет пальмой или каким-нибудь южным растением. Сначала ему душно, знойно. По команде все берут в руки пульверизаторы и со звуком «ф» опрыскивают «стебель, листья» со всех сторон. «Растение» возвращается к жизни.

Ладошки.

И.п. стоя. Руки согнуть в локтях, локти вниз, ладошки развернуты от себя. Сделать короткий шумный вдох носом (шмыгнуть) и одновременно сжать ладошки в кулачки и разжать. Таких вдохов-движений сделать без остановки 4, потом отдохнуть. Повторить еще 4 раза. Рот полуоткрыт, неслышный выдох происходит через рот, но не акцентировать на нем внимание. Происходит сам собой.

Погончики.

И.п. стоя. Сжать кулачки и опустить их на уровень пояса. Во время шумного вдоха носом руки разгибаются, кулачки, как бы отталкиваясь от живота, направляются к полу и разжимаются. Потом возвращаются на прежнее место к животу и снова сжимаются. Делать быстро. За один вдох руки должны разогнуться и согнуться. Руки выше талии не поднимать. Делать с отдыхом по 4, 8 движений-вдохов.

Упражнения на дыхание для детей (от 7–12 лет)

1. И.п. лежа на животе. Голова отведена в сторону и прижимается щекой к коврику на полу. Все тело выровнено. Правую руку тыльной стороной кисти положить на поясницу. Лежать и наблюдать за дыханием и за ощущениями под ладонью. Специально не всасывать и не выпускать воздух, не напрягаться. Лежать свободно. Вы наверняка почувствуете волнообразные движения под рукой.

2. То же. Но сдвиньте руку чуть ниже, положите ее на крестец. Те же движения вы ощутите? Сильнее или слабее? Или они исчезли?

3. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке. Упражнение делать 4 раза.

4. На счет раз – пальцем правой руки зажать правую ноздрю. Повернуть голову налево и одновременно сделать вдох. На счет два – выдохнуть через рот (выходит теплый воздух, согревающий голосовые связки) и вернуть голову в исходное положение. Руки при этом опущены. Далее все повторить в противоположную сторону. Упражнение делать 4 раза.

5. Сделать вдох носом и одновременно ввинчивающими движениями пальцев рук провести линию от крыльев носа до переносицы. Выдохнуть на звук «ф». Упражнение делать 4 раза.

6. «Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки (сброс, добор воздуха). И на одном дыхании говорить: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т.д.

Лазер

И.п. стоя. Ноги на ширине плеч. «Разрезать» комнату от потолка до пола фиксированным выдохом. В конце выдоха на оставшемся дыхании произнести «Амба!» (что значит: «Я разрезал(-а) комнату»).

Обмотать дыханием

Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы. На оставшемся дыхании сказать «Баста!» (что значит: «Не вырвешься больше»). И потом также «разматывать» его.

Резонирование

Импульс в нашем мозге дает команду «Звучать!», и, как по велению волшебной палочки, расходится грудная клетка, опускается диафрагма, засасывается порция воздуха, на выходящем дыхании (выдохе) трепещут голосовые складки – возникает первоначальный слабый звук. Говорить на этом звуке можно, но недолго. Складки не выдерживают нагрузки. И когда нужно говорить громче, человек изо всех сил напрягает горло, думает, что от этого зависит громкость голоса.

На самом деле связки только рождают звук. Дальше задача других областей нашего тела – резонаторов – этот тихий звук преобразовать в сильный, полетный, наполненный обертонами. Вибрации распространяются по телу, заставляют полости – пустоты вибрировать с увеличенной частотой.

«Резонирование – максимальная концентрация звуковых волн» (из «Сценической речи» под ред. Козляниновой, Промптовой).

К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные полости, зубы. Для тренировки и проверки работы резонаторов используются сонорные звуки – м, н, л, р. При их произнесении, если приложить ладонь к груди, к носу, к гайморовым пазухам, ко лбу, темени, затылку, к спине – то можно почувствовать вибрацию. Эти ощущения говорят о правильной работе резонаторов. Сонорные звуки освобождают голосовые связки от перенапряжения. Снимается напряжение с окологортанной мускулатуры. Увеличиваются сила, звонкость, полетность голоса.

Мы часто сталкиваемся с заболеваниями дыхательной системы у детей. Лечение лекарствами одобряют не все родители, но можно ли обойтись без них? Отличным способом поднять иммунитет ребенка, предупредить появление болезней и восстановить силы в случае, если избежать заболевания все-таки не удалось, является дыхательная гимнастика. Дело в том, что большинство детей дышат неправильно.

Суть дыхания состоит в том, чтобы впустить воздух в легкие и максимально насытить кровь кислородом. Дыхание имеет 2 фазы: вдох и выдох. Во время вдоха грудь расширяется, а воздух проникает в легкие, во время выдоха легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Если человек не выдыхает воздух полностью, в легких остается много ненужного воздуха, отработавшего свою функцию, что в свою очередь ограничивает поступление кислорода в кровь.

Издание solncesvet.ru предоставляет возможность всем желающим пройти онлайн олимпиаду (тест с вопросами) после чего получить именной диплом.

Ребенка, не умеющего как следует дышать, легко распознать по внешнему виду: узкие плечики, слабая грудная клетка, открытый рот, сутулая спина и нервозность в движениях. Дети, часто болеющие бронхитом, ларингитом, трахеитом и прочими болезнями дыхательной системы, имеют небольшой объем легких, их дыхание поверхностное. Задача дыхательной гимнастики – научиться правильному диафрагмально-реберному дыханию.

Ребенку необходимо усвоить, что на выдохе из легких нужно выдыхать весь воздух, иначе оставшийся будет мешать насыщению организма кислородом в достаточном количестве, что может привести к различным заболеваниям. Дыхательные упражнения дают общий оздоровительный эффект, активизируют кровообращение в носоглотке, увеличивают объем и вентиляцию легких, убирают напряжение голосовых связок.

Постоянные тренировки делают мышцы диафрагмы, грудной клетки более эластичными, стимулируют работу желудка и кишечника, сердечной мышцы и укрепляют иммунную систему организма в целом. Выполнять их совсем несложно, дыхательная гимнастика — очень простое и увлекательное занятие, проводить ее можно в форме игры. Но для начала давайте ознакомимся с некоторыми правилами ее проведения:

  • Перед началом тренировки помещение, в котором вы будете заниматься с ребенком, необходимо хорошо проветрить. Отличным вариантом будет провести гимнастику на открытом воздухе в парке, например.
  • Для достижения положительного эффекта ребенок должен иметь позитивной настрой и находиться в хорошем расположении духа.
  • Не стоит делать упражнения сразу после еды, подождите минут 30-40. На голодный желудок также заниматься не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать головокружение и слабость.
  • Во время гимнастики следите за состоянием ребенка: он должен быть расслаблен, плечи практически неподвижны, мимика естественна.
  • У детей 1,5-3 лет не развита выносливость и усидчивость, поэтому начинать тренировки надо с 1-2 упражнений по 2-3 минуты в день и после каждого давать ребенку отдохнуть.
  • Не стоит пытаться сразу за одно занятие пройти весь комплекс, тренируйтесь, постепенно увеличивая нагрузку. Детям-астматикам хотя бы первое время проводить занятия можно только под наблюдением врача, поскольку переутомление для них крайне вредно.
  • Если во время гимнастики ребенок побледнел, у него появилось учащенное дыхание или головокружение, упражнения следует прекратить, поскольку данные симптомы свидетельствуют о гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, нужно просто сложить ручки ребенка, как при умывании водой и окунуть их в личико, делая при этом глубокий вдох и выдох. Повторите действие 2-3 раза, и все пройдет.

Итак, давайте рассмотрим комплекс упражнений дыхательной гимнастики для деток от 1 до 4 лет.

Дыхательная гимнастика для возраста 1-1,5 года

С годовалыми малышами начинать тренировки можно на ежедневной прогулке в парке или лесу. Покажите ребенку, как почувствовать запах полевого цветка, медленно вдыхая его носиком (рот при этом должен быть закрыт, тело расслаблено). Затем выпустите весь использованный воздух через рот. Щеки при этом не должны раздуваться, выдох должен производиться плавно. Вместо цветов можно нюхать чистый воздух, ароматные фрукты и овощи, травку и листочки…

Дыхательная гимнастика для возраста 1,5-2 года

Когда малыш подрастет и сможет по вашей просьбе вдыхать носом и выдыхать воздух через рот несколько раз подряд, можно начать заниматься комплексом дыхательной гимнастики полноценно, по мере взросления и приобретения новых знаний и умений у ребенка, добавляя разные виды упражнений.

Потягушки

Исходное положение: стоя прямо, руки опущены вдоль туловища. На счет раз сделайте с малышом вдох и поднимите руки вверх, на счет два выдохните и опустите руки вниз. Повторите упражнение 5 раз.

Обнимашки

Исходное положение: стоя прямо, руки вытянуть перед собой. На счет раз ребенок должен развести руки в стороны и вдохнуть, на счет два обхватить плечи своими руками и выдохнуть. Упражнение нужно сделать 5 раз.

Воздушный шарик

Пусть малыш ляжет на спинку и положит свои руки на животик, представляя вместо него воздушный шар. Попросите ребенка медленно надуть животик как шарик и затем сдуть его: вдох должен осуществляться через нос, выдох через рот. Повторите несколько раз.

Мыльные пузыри

Чаще надувайте с малышом мыльные пузыри. Это отлично развивает легкие.

Насос

Исходное положение: руки на поясе. Ребенку нужно слегка присесть и вдохнуть, затем выпрямиться и выдохнуть воздух. Постепенно приседать глубже, а вдыхать и выдыхать дольше. Повторить упражнение 3-4 раза.

Мельница

Исходное положение: ноги вместе, руки вверх. Необходимо медленно вращать руками, на выдохе произнося «жррр». Ускоряя движения рук, звуки произносите громче. Повторите 5-6 раз.

Большой и маленький

Исходное положение: стоя прямо. На вдохе малышу нужно встать на цыпочки и потянуть ручки вверх, показывая тем самым, какой он большой. Постояв так несколько секунд, на выдохе следует опустить руки вниз, присесть и обхватить колени руками. Произнеся «ух», спрятать голову за колени и показать, какой карапуз стал маленький. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Лежа на спине с подушкой под головой и правой рукой на животе, малыш должен представить себя маленьким китенком, выдыхающим воздушный фонтан: «пфффф». Пусть ребенок вдохнет воздух носом, втягивая при этом живот, а затем медленно выдохнет его через рот, выпячивая животик наружу. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Мотыльки

Для этого упражнения потребуется заготовка в виде вырезанных из бумаги мотыльков или бабочек. Сядьте вместе с ребенком за стол, положите перед собой по мотыльку и начинайте соревноваться в том, чей мотылек улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на своего. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут.

Хомячок

Научите малыша надувать щечки как хомячок и с важным видом ходить по комнате (не менее 10 шагов). Затем попросите ребенка повернуться к вам и хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. После этого походите с малышом по комнате, дыша носиком, как будто вынюхивая еду для того, чтобы вновь наполнить пухлые щечки хомячка. Повторите несколько раз. Это упражнение очень нравится деткам.

Паровозик

Ходите с малышом по комнате, изображая согнутыми руками движение колес паровоза и говоря при этом «чух-чух». Постепенно меняйте скорость движения, частоту и громкость произношения. Повторите упражнение 5 раз.

Аист

Исходное положение: стоя прямо. Ребенку нужно развести руки в стороны, а одну ногу, согнутую в колене, выставить вперед. В таком положении, удерживая равновесие, надо продержаться несколько секунд. На выдохе необходимо опустить руки и ногу, произнося «шшшш». Повторите упражнение 5-6 раз.

Гуси

Не торопясь, ходите вместе с ребенком по комнате, взмахивая руками, как гуси крыльями. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются, при этом говоря «гууу». Упражнение выполняется 5-6 раз.

Лыжник

Упражнение заключается в том, что необходимо имитировать ходьбу на лыжах в течение 1-2 минут, на выдохе произнося «мммм».

Дровосек

Исходное положение: спина прямая, ноги чуть шире плеч. На вдохе нужно сложить ладошки вместе и поднять их вверх. Затем резко, как под тяжестью топора, выдохнув, опустить вытянутые руки вниз, наклонившись при этом и как бы прорубая пространство между ногами. При этом произносится слово «бах». Повторяется упражнение 5-6 раз.

Семафор

Исходное положение: стоя или сидя, спина должна быть прямая. Нужно поднять руки в стороны и вдохнуть, затем, медленно выдыхая, опустить их вниз, произнеся «сссс». Повторите с ребенком 4-5 раз.

Пчелка

Пусть малыш представит, что ему на ручку, на носик или на ножку присела маленькая пчелка. Покажите ему, как она весело жужжит, произнося на выдохе «зззз».

В лесу

Представьте, что вы с ребенком заблудились в лесу, и ищите друг друга. Делая вдох, на выдохе кричите «аууу». Периодически интонацию и громкость звука можно менять, голову поворачивать то влево, то вправо. Повторите 5-6 раз.


Дыхательная гимнастика для возраста 2,5-3 года

Конькобежец

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки, сжатые в замок, за спиной, тело наклонено вперед. Нужно сгибать то правую, то левую ногу, произнося при этом «кррр», имитируя конькобежца на стадионе. Повторите упражнение 5 раз.

Злой ежик

Исходное положение: ноги на ширине плеч. Расскажите ребенку, что, чувствуя опасность, ежик всегда сворачивается клубочком. Наклонитесь с малышом как можно ниже, пятки от пола не отрывая, и обхватите грудь руками г. Опустив голову, на выдохи произнесите « пффф» — звук, который издает недовольный ежик. Повторите несколько раз.

Лягушонок

Исходное положение: ноги вместе. Покажите малышу на своем примере, как быстро и резко скачет лягушонок: слегка присядьте, вдохните и прыгните вперед, а приземлившись, скажите «ква». Упражнение выполняется 3-5 раз.

Факер

Пусть малыш сядет, скрестив ноги по-турецки. Спинка при этом должна быть прямой. Покажите ребенку, как сделать из двух неплотно сжатых кулачков трубочку-дудочку. Поднеся волшебную дудочку к губам, ребенку необходимо втянуть носом воздух, одновременно втягивая в себя живот. Затем нужно спокойно выдохнуть весь воздух в трубочку, произнося при этом протяжное «ффф» и выпячивая животик обратно. Как всегда, данное упражнение следует повторить несколько раз подряд.

Курочка

Посадите ребенка на стул. Его руки должны быть опущены вниз. Попросите малыша быстро вдохнуть и поднять ручки ладошками вверх к подмышкам, изображая крылышки курицы. На выдохе руки, то бишь крылья нужно опустить. Повторите упражнение 5 раз.

Водолаз

Предложите малышу посоревноваться с вами, представив себя водолазами, спускающими на дно реки. Как долго вы сможете задерживать дыхание?

Часы

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Нужно махать прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». Повторите упражнение 10 раз.

Петушок

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Необходимо поднять руки в стороны, а потом опустить их вниз, хлопая себя по бедру и на выдохе произнося «ку-каре-кууу». Повторить упражнение 5 раз.

Кипящая каша

Исходное положение: сидя, одну руку положить на животик, другу на грудь. Нужно втянуть в себя живот и сделать вдох, затем выдохнуть и выпятить живот вперед, произнося при этом «пффф». Повторить несколько раз.

Регулировщик

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Одну руку надо поднять наверх, другую отвести в сторону. Вдохните носом, а потом смените положение рук. Во время выдоха произносите «рррр». Повторите 5 раз.

Пружинка

Исходное положение: лежа на спине, ноги прямые, руки расположены вдоль туловища. Нужно поднять ноги вверх и, согнув их в коленях, прижать к груди, при этом выдохнув. Затем вернуться в исходное положение и вздохнуть. Повторить 5-7 раз.

Пяточки

Исходное положение: сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, руки положить на пояс. Нужно выпрямить ноги, а ладошками вытянутых перед собой рук дотронуться до тыльной стороны стоп, вдыхая при этом носом. Затем необходимо вернуться в исходное положение и выдохнуть. Повторить 5 раз.

Для более взрослых деток дыхательная гимнастика становится некой увлекательной игрой, в которую можно поиграть в любом месте – и дома, и на улице, и в кафе. В подвижных играх пользуйтесь звуковыми упражнениями. Например, имитируйте клич индейцев, изображайте звуки, издаваемые различными животными и т.д.

В кафе можно побулькать в стакан с трубочкой, это ведь тоже одно из упражнений дыхательной гимнастики. Вариантов можно придумать массу, главное фантазия. С 3 лет можно тренироваться со специальной гимнастической палкой. Выполняйте с ребенком следующие упражнения:

Шагом марш

Исходное положение: стоя прямо, в руках гимнастическая палка. Ходите по помещению, высоко поднимая колени, в течение 2 минут. На 2 шага делайте вдох, на 6-8 шагов выдыхайте, произнося «тишшшшше».

Летающий мяч

Исходное положение: стоя прямо с мячом в руках перед грудью. Нужно бросать мяч от груди вперед, на выдохе произнося «ухххх». Повторите с ребенком 5 раз.

Турник

Исходное положение: стоя прямо, ноги вместе, гимнастическая палка в руках перед собой. Поднимите палку вверх и встаньте на носки, делая при этом вдох, затем опустите палку за голову и медленно выдохните, произнеся «фффф». Повторите 5 раз.

Маятник

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч, гимнастическую палку держите за головой ближе к плечам. Необходимо поочередно наклонять туловище в стороны. Наклоняясь, делайте выдох и произносите «тууууух». Сделайте по 4-5 наклонов в каждую сторону.


Таким образом, познакомившись с легкими, веселыми и эффективными упражнениями дыхательной гимнастики, ваш ребенок забудет, что такое болезни и простуда, а речь его в будущем будет правильной и красивой.

Дыхательная гимнастика отлично дополняет любое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, тренирует и развивает незрелую дыхательную систему ребенка и укрепляет защитные силы его организма.

Тренировки помогут малышу не только оздоровиться, дышать полной грудью и пребывать в бодром духе, но и вам, родителям, вздохнуть с облегчением. Ведь при регулярных занятиях никакие болячки вашему чаду будут не страшны!