Самодельная печь на отработанном масле схема. Сборка печи на отработанном масле своими руками. Видео – Масляная печь своими руками

Нередко для автолюбителя бывает проблемной ситуация с правильной утилизацией отработанного моторного масла, солярки и прочих горючих элементов с агрегатов и узлов автомобиля. Так почему же не использовать отработку для отопления собственного гаража, тем более её можно заполучить даром, и загрязнения для окружающей среды минимальны. Остаётся только сделать печь, потребляющую такой вид топлива, своими руками. Среди автовладельцев такой вид гаражных печек довольно хорошо изветен и широко используется.

Печи на жидком топливе

Использование таких печей характерно для гаражей, подсобок, дачных домиков и других помещений, в большинстве своём технического и хозяйственного характера, не требующих какой-то особенной чистоты и эстетики.

Достоинства и недостатки

В целом печи работающие на жидком топливе великолепно исполняют своё предназначение, но так же как у печей других типов имеют место свои особенности, включая достоинства и недостатки.

Плюсы

  • Простая и дешёвая в изготовлении конструкция.
  • Печи хорошо прогревают небольшие помещения такие как гаражи, подсобки и небольшие дачные домики.
  • Печь изготовленная по правилам не коптит и почти не даёт гари.
  • Компактная и мобильная ввиду отсутствия монтажных работ.
  • Пожаробезопасная при соблюдении соответствующих правил безопасности. Масло очень трудно разжечь, легко воспламеняются только пары.

Минусы

  • Отработанное моторное масло нужно использовать только фильтрованное, без посторонних примесей, так как может возникнуть взрывопасная ситуация.
  • Присутствие запаха масла.
  • Характерное гудение печи.

Виды

Топливом для печей, потребляющих жидкое топливо, служит солярка или отработанное моторное масло. Печи использующие солярку, производятся в основном промышленным способом, хотя встречаются довольно неплохие самодельные образцы, тогда как работающие на отработке, изготавливаются кустарно в обычных гаражных условиях. Для самостоятельного изготовления лучше всего подойдёт печь использующая отработку, ввиду простоты изготовления конструкции и дешевизны материалов, так как в качестве материалов для печи могут выступать отрезки труб различных диаметров либо листы металла в случае с прямоугольными бачками. Также возможно применение отслуживших свой век пропановых баллонов.

Конструкция печи

Конструкция представляет собой два бачка соединённых между собой трубой с перфорацией. У верхнего бачка имеется смещение относительно вертикальной оси нижнего. Лучше всего применять цилиндрическую форму используемых бачков, но на практике очень часто используются прямоугольные бачки и производительность от этого нисколько не страдает. Для придания рабочего вертикального положения на полу помещения конструкцией предусмотрены ножки. Схематическое устройство печи на рисунке ниже:

Система сгорания топлива в печке, работает на принципе пиролиза - сжигания паров топлива. Так как точка возгорания моторного масла сравнительно велика, то для его полноценного сжигания требуется его нагрев с образованием паров, которые впоследствии сгорают в печи. Для достижения этого результата, в нижний бачок через заправочное отверстие заливается отфильтрованная отработка, заполняя его наполовину и разжигается. Для быстрого розжига масла следует воспользоваться доливанием в заправочное отверстие нескольких грамм бензина или растворителя.

В процессе горения бензина, масло нагревается и начинает испарятся с поверхности, затем пары воспламеняются в камере дожига, и температура печи переходит в рабочий режим пиролизного горения. В топливном бачке, одновременно служащим топкой, происходит непосредственное сжигание масла. Воздух необходимый для первичного горения забирается через заправочное отверстие. Для регулировки процесса горения предусмотрена воздушная заслонка. При полностью открытой заслонке расход масла составит около 2 л. в час, тогда как в режиме медленного горения для поддержания рабочей температуры около 0,5–0.7 л. в час.

Самостоятельно сделанная печь на отработке оборудуется вертикальной перфорированной трубой для поступления воздуха который необходим для процесса пиролизного горения. Попавшие в трубу пары масла вперемешку с поступающим воздухом сгорают в ней, а также частично в верхнем баке. Далее продукты горения обходят перегородку и выводятся через дымоход из помещения.

Подготовка чертежа и расчёт параметров

Будем ориентироваться на готовый чертёж печи из отрезков труб, так как этот материал наиболее доступен. Первым делом стоит изучить готовый чертёж и рассчитать количество материала нужного для изготовления маслянной печки. Если нет в наличии точных диаметров что указаны в чертеже это не критично, главное примерное соотношение размеров. Чертёж советую распечатать чтобы всегда был под рукой в процессе сборки печи.

Материалы

В качестве материала для цилиндров в этом примере использован отслуживший свой век пропановый баллон, но вполне сгодятся отрезки металлических труб других диаметров.

  • Отрезки пропанового баллона (трубы) согласно чертежу.
  • Труба для камеры дожига. Размеры на чертеже.
  • Листовая сталь.
  • Трубки для ножек диаметром 20 мм или уголок.

Инструменты

Для выполнения работ потребуются следующие инструменты:

  • Сварочный аппарат маска и электроды, пропановый резак (если имеется в наличии).
  • Болгарка с отрезным и зачистным кругами.
  • Дрель и сверло диаметром 9 мм.
  • Молоток, рулетка, карандаш или маркер.
  • Защита для глаз и рук.

Выбираем место установки

Место установки следует выбирать исходя из месторасположения окон, дверей и печь располагать в противоположном от них углу. Ещё стоит обратить внимание на удобство вывода дымохода наружу. В совокупности эти параметры подбора места для печи играют главную роль. На стенах рекомендуется сделать отражатели из листовой жести или оцинкованной стали для улучшения отдачи тепла в помещение и обеспечения пожарной безопасности. Не стоит забывать и про пожарную безопасность. При установке печи в помещении с деревянным полом следует постелить лист жести на место установки. Для бетонного пола также стоит сделать такую подстилку, так как заправляя масло в бачок высока вероятность его пролить, а на бетонном полу такие следы уже не вывести. Вот в этом случае нас и выручает лист жести, ведь с него не составит труда смахнуть пролившуюся отработку ненужной тряпкой.

Изготовление печи на отработанном масле своими руками

Сварку элементов между собой следует производить так - сначала проходим всю длину стыка точечными прихватками с шагом 3–4 см, затем только провариваем стык полностью. Обязательно следим за качественной проваркой шва, иначе масло будет просачиваться даже в микроскопическую трещинку.

  1. Отрезаем куски труб согласно размерам из чертежа.
  2. Резаком вырезаем круги из кусков листового металла по размерам чертежа. В случае неимения пропанового резака можно прожигать металл электородами. А также можно это сделать и болгаркой, но это довольно долго и небезопасно, так что лучше воспользоваться одним из двух других вариантов.
  3. После вырезания днища для масляного бачка, отрезаем одинаковые куски трубок для ножек и привариваем к нему, это упростит последующую сборку печи. На основание ножек можно приварить квадратные куски стали 5*5 см для лучшей устойчивости.
  4. Привариваем отрезок трубы к днищу для формирования бачка для топлива. Варим сначала прихватами через каждые 3–4 см и затем провариваем стык полностью.
  5. Бачок делается разборным и состоит из двух частей для удобства очистки от нагара. Далее собираем крышку бачка из отрезка трубы и вырезанного круга металла с двумя отверстиями под заправочное отверстие и дожигатель. Внешний диаметр отрезка трубы для крышки должен быть немного меньше внутреннего диаметра бачка, благодаря этому крышка будет свободно его закрывать.

  6. Следющий шаг - приваривание к крышке пиролизного дожигателя с предварительно просверлёными отверстиями в корпусе по схеме в чертеже.
  7. Привариваем основание и стенку верхней части печи. Здесь повторяем действия описанные в пункте 4.
  8. Следующий этап - перегородка. По сути, это просто полоска листовой стали 33*7 см и толщиной 4 мм, но в зависимости от ваших конкретных размеров её размер тоже может меняться. Она приваривается ближе к дымоходному отверстию печки.
  9. Привариваем крышку положив её на верхнюю часть печи.

    Осталось приварить патрубок для вывода дымохода. На его роль отлично подойдёт отрезок трубы диаметром 10–12 см. и длиной 13 см. В завершении всей конструкции нужно приварить стальной пруток между верхним и нижним баками, таким образом, обеспечивается дополнительная жёсткость конструкции. После выполнения всех сварочных работ, сварные швы нужно зачистить болгаркой с зачистным диском, от заусенец и острых краёв, дабы не пораниться при дальнейшей эксплуатации печи. Верхнюю часть также можно сделать разборной изготовив её по аналогии с бачком для масла.

По окончании сборки обязательно нужно проверить все сварные швы на герметичность с помощью мыльного раствора и подачи сжатого воздуха в полости печки.

По аналогии можно изготовить печь из листовой стали с той лишь разницей, что немного увеличится количество деталей и сварных операций, Поэтому описывать отдельно её не имеет практического смысла. Ниже представлен чертёж для печи из листовой стали:

Хорошее видео по изготовлению и установке печки на отработке из листового металла

Особенности эксплуатации печки на отработке

Розжиг печи

До розжига печи её сначала нужно заправить отработкой не менее чем в полбака и сверху долить несколько грамм бензина или растворителя. Обычно нагревание до рабочей температуры занимает не более пяти минут. На куске длинной проволоки надо намотать кусок бумаги сделав своеобразный фитиль, поджечь его, и через отверстие для заправки отработки аккуратно поджечь бензин. Бензин разогревает масло до температуры испарения горючих веществ где дальше происходит их воспламенение. В перфорированной трубе образуется устойчивое горение паров масла. Интенсивность горения регулируется прикрытием или открытием заправочного отверстия, откуда непосредственно происходит поддув воздуха.

Видеоинструкция по использованию

Безопасность

Какой бы надёжной ни казалась ваша печь, не стоит забывать и всегда нужно соблюдать, элементарные правила пожарной безопасности:

  • Не оставляйте горящий очаг надолго без присмотра.
  • Не устанавливайте печь рядом с легковоспламеняемыми предметами и материалами.
  • Не располагайте никаких предметов на дистанции ближе чем 0,5 метра от печи.
  • Регулярно проверяйте дымоход на предмет прохудившихся мест.
  • В качестве топлива используйте только предварительно отфильтрованную отработку без малейшего присутствия воды.

Чистка и ремонт

Регулярной чистке в нашем случае будет подвергаться только нижний бак, так как там происходит осаждение несгоревших компонентов и копоти. Для очистки бака достаточно снять с него верхнюю часть и доступ открыт. Стенки лучше всего очищать жёстким металлическим предметом наподобие шпателя или же щёткой по металлу. После очистки стенки можно промыть небольшим количеством бензина и после этого высушить. Ставим всю конструкцию на своё место и можно снова пользоваться печью.

Печь на жидком топливе, в частности на отработанном моторном масле, в изготовлении не сложнее обычной дровяной буржуйки, а в чём-то даже и проще её. Любой человек владеющий навыками сварки и работавший с металлом, в состоянии её собрать у себя в гараже, можно сказать, на коленке. В холодное время года такая печка всегда будет палочкой выручалочкой в гараже или на даче.

Недавно сам сделал печь на отработанном масле. Времени, как и денег, ушло немного. За фото не судите – делал наспех, поэтому особо аккуратничать было некогда. Также такую печь можно топить дровами – большая камера хорошо для этого подходит.


Техника безопасности

Сразу начну с предупреждений и нравоучений. Перед началом работы трезво оцените свои возможности. Помните: такая печь является потенциально опасным оборудованием. Любые ошибки могут привести к трагическим последствиям. Но если вы все сделаете правильно, готовая самодельная печь на отработке ни в чем не будет уступать сертифицированно му обогревателю заводского производства.

Печь я изготавливал сам. Специалистом в сфере отопительных систем я не являюсь и на подобное звание не рассчитываю, инструкцию подаю как есть, можете пользоваться строго под свою ответственность.

Единственное, что могу посоветовать из своего опыта: ни в коем случае не собирайте масляную печь не капельного типа. У подобных агрегатов резервуар для отработки расположен внизу основной части конструкции. Делать это не рекомендуется по той причине, что при нагревании масло становится пожароопасным и в целом непредсказуемым.


Моя работает по очень простому принципу. Производится розжиг. Топливо начинает гореть на поверхности корпуса и раскаляет печку. По ходу процесса через дымоотводящую трубу под воздействием тяги выводятся нефтяные пары.

Конструкция печки включает часть дымохода с множеством отверстий (обычно их до 50). Эта часть агрегата называется горелкой. В такой горелке нефтяные пары перемешиваются с кислородом, поступающим в дымоотводящую трубу под воздействием тяги. В результате их смешивания процесс горения начинает осуществляться гораздо чище и интенсивнее с выделением огромного количества тепла.


Из чего собирать печь?

Для сборки подобной печки я подготовил следующее:

  • баллон от газа на 50 литров;
  • стальную трубу. Лучше всего использовать трубу диаметром 10 см. На корпус, горелку и дымоход хватило двух метров изделия;
  • стальной уголок. Всего у меня ушло немного больше метра уголка на 5 см. Из него я делал подставку под печку, различные внутренние детали теплообменника и дверные ручки;
  • лист стали. На заглушки и днище верхней камеры ушло около 50 см2 4-миллиметрового листа;
  • тормозной диск. Я использовал чугунный диск от машины. Главное, чтобы по размеру он свободно входил в баллон;
  • пустой баллон от фреона. Подойдет стандартный баллон. Главное, чтобы игольчатый вентиль работал. Его я использовал для изготовления топливного бака;
  • кусок шланга для подачи топлива;
  • пару хомутов;
  • кусок полудюймовой трубы. По ней в печку будет подаваться масло;
  • вентиль на полдюйма;
  • петли.

Изготовление корпуса


Я использовал б/у-шный баллон. Газа в нем уже не было, но на всякий случай я открыл вентиль и оставил баллон так на улице на ночь.

Потом я осторожно и медленно просверлил в днище баллона отверстие. Чтобы не появлялись искры, я предварительно смочил сверло маслом.


Потом я заполнил баллон водой и слил ее – это убрало остатки газа. Работайте аккуратно, старайтесь не разлить газовый конденсат, т.к. воняет он очень сильно и очень долго.

Потом я вырезал пару проемов. В верхнем проеме я сделаю камеру сгорания и поставлю теплообменник, в нижнем будет горелка с поддоном. Камера вверху специально сделана такой большой, чтобы при необходимости ее можно было топить дровами, прессованными брикетами и т.п.






Потом я еще раз промыл вскрытый газовый баллон от газового конденсата.

Дно камеры топливника и горелка

Затем я сделал дно для верхнего отсека печки. Для этого использовал лист стали 4-миллиметровой толщины.




Горелку решил делать 20-сантиметровой – этого хватит.




По окружности сделал множество отверстий, чтобы воздух мог спокойно попадать к топливу. Когда все отверстия были готовы, я отшлифовал внутреннюю часть горелки. Вы тоже обязательно сделайте это, т.к. на торчках и прочих дефектах начнет активно собираться сажа.

Сначала я вварил горелку в днище верхней камеры, а затем установил их на положенное место. На такую полку печки можно спокойно укладывать . Актуально для случаев, когда нет возможности пополнить запасы отработки.



Изготовление поддона для отработки

Поддон сделал из чугунного автомобильного тормозного диска. Чугун отличается хорошей жаропрочностью, поэтому решил взять именно его.


Внизу приварил днище.


Стальной круг — это днище

Сверху крышку. В ней вы можете видеть ответную часть горелки и проем. Через проем в печку поступает воздух. Я сделал его широким – так лучше. С узким проемом воздушная тяга может быть недостаточно сильной, из-за чего масло не сможет попадать в поддон.





Муфту сделал из 10-сантиметровой трубы, просто разрезав ее по продольной грани. Проем в муфте не заваривал – необходимости в этом нет.

Цены на популярные модели сварочных аппаратов

Сварочные аппараты

Обеспечение подачи масла





Дальше я работал над системой подачи масла. Для этого взял кусок трубы и приварил его к поддону посредством предварительно подготовленного отверстия. Трубу я заранее подрезал, чтобы струя отработки могла нормально проходить через проем в поддоне.


Провел трубку к баку и поставил вентиль.

Обустройство дымохода


Дымоотводящую конструкцию я сделал из 10-сантиметровой трубы. Ничего сверхъестественн ого – трубу просто приварил к отверстию в центре верхушки корпуса.

Дымоход вывел на улицу к крыше через стену. К стене прикрепил кусок металлического листа для противопожарной защиты. Саму трубу лучше пропускать через стену в специальном огнеупорном стакане.



Печку делал для . Водяных батарей у меня в гараже нет, так что я решил, что лучше, чтобы сразу подогревался и циркулировал воздух. Если же у вас есть водяные батареи, то можете отказаться от воздушного теплообменника и просто пустить 4-5 водяных змеевиков через верхнюю камеру, подключив их параллельно. В таком случае конструкцию надо дополнить циркуляционным насосом и вентилятором. Подобное оснащение позволит обогревать печкой хоть весь дом, надо лишь комнату для установки печки выделить.


Вернемся к моему теплообменнику. Его я установил между дымоотводящей трубой и горелкой печки – тут тепла больше всего. К теплообменнику приварил железную пластину. Благодаря ей будет лучше удерживаться пламя. Также она поспособствует распределению огня внутри корпуса печки.

Внутри теплообменника поставил воздушный завихритель. Каких-то инженерных изысков в таком завихрителе нет, зато со своей задачей он справляется на все сто. При работе на максимальной мощности металл корпуса раскаляется до алого цвета, а нагретый выходящий воздух пробивает даже через перчатку. Сам завихритель можете увидеть на фотографии.





Дальше я взял канальный вентилятор и поставил его с одной стороны теплообменника. Кстати, к вентилятору можно подключить термореле для автоматизации. Это позволит самостоятельно устанавливать температуру и экономить ресурсы. Я, например, решил использовать термореле от Autonics – у меня оно просто валялось без дела. Но можно взять и какую-то бюджетную модельку, к примеру, Vemer KLIMA. Его я тоже опробовал, функционирует отлично.



Тепло концентрируется в отсеке топливника.


Для изготовления бака я взял баллон от фреона. Можете за копейки купить его на любом СТО либо в пункте приема металла. Главное, чтобы игольчатый вентиль этого баллона был в исправном состоянии. С его помощью в будущем вы сможете точно контролировать объем подаваемого топлива.


Бак соединил с печкой с помощью шланга. Шланг подключил к вентилю. Сам бак закрепил в перевернутом положении.

Для заливки отработки вырезал в баке отверстие.

Обустройство дверец

Печка почти готова. Остаются последние штрихи. В дверке нижней камеры я вырезал проем, через который воздух может свободно поступать к поддону и горелке печки.


Проем в верхней дверце оснастил упорными пластинами для дополнительной герметизации.


Для верхней дверки собрал простой замок. В процессе нагревания корпус печки «ведет». Чтобы камера сгорания оставалась герметичной, верхняя дверка должна закрываться максимально надежно. Для этого я и сделал замок.


К стене привинтил несколько кусков металлического уголка.

На прикрученный уголок установил печку. Это и удобно (при необходимости можно будет намного легче проводить ревизию), и функционально (потери тепла в грунт уменьшаются).


Как разжигать и останавливать печь?

После множества экспериментов я нашел самый простой и эффективный способ розжига такой печки. Сначала я наливаю в поддон масло. Его не должно быть слишком много. Достаточно, чтобы масло перекрывало дно поддона.

Потом я беру кусок поролона и тщательно смачиваю его бензином или растворителем. Пропитанный поролон кладу в поддон так, чтобы нижняя часть куска погрузилась в масло.

Потом я поджигаю поролон. Он устойчиво горит, даже если тяга становится чересчур сильной. В результате поверхность поддона разогревается до необходимой температуры.

Затем я осторожно открываю вентиль бака с топливом так, чтобы оно начало течь очень тонкой струйкой. Регулируйте подачу отработки максимально осторожно и медленно.

Печка постепенно войдет в рабочий режим. Периодически следите за уровнем отработки в поддоне.

Чтобы остановить такую печку, достаточно попросту перекрыть вентиль на баке с маслом, а потом, когда прекратит течь масло, перекрыть и аварийный вентиль. полностью потухнет в течение 3-5 минут и корпус начнет остывать.

Как чистить печь?


По ходу работы в горелке, дымоотводящей трубе и поддоне печи будет собираться нагар. Естественно, печку можно чистить только после ее остывания.

При чистке я обычно придерживаюсь следующей последовательнос ти:

  • беру пару-тройку горстей чистого песка либо мелкой щебенки и поочередно забрасываю их в выход дымоотводящей трубы со стороны улицы;
  • убираю песок или щебенку с сажей из дымоотводящей трубы сквозь верхнюю камеру;
  • с помощью прутка смахиваю гарь со стенок горелки печки в нижний поддон;
  • достаю сам поддон и вытрушиваю отходы.

Надеюсь, мой опыт станет вам полезен, и вы сможете так же просто, как и я собрать печку на отработанном масле.

Удачной работы!

Видео – Печь на отработанном масле своими руками

Видео — Различные печи на отработанном масле

Видео — Различные печи на отработанном масле

Печь, работающая на отработанном масле или мазуте – идеальный вариант для отопления гаражей, теплиц или помещений для содержания животных. Ее конструкция несложна, и сделать ее можно буквально за несколько часов. Для того чтобы сделать печь на отработке своими руками, можно использовать не только металлические листы, но и старые трубы подходящего диаметра, бочки или использованные газовые баллоны.

Схема печи, работающей на отработке

Топливом в такой печи являются пары, выделяемые при кипении отработанного масла. Состоит она из двух камер . В первую (нижнюю) емкость через специальное отверстие заливается масло. При розжиге (в это же отверстие проталкивается подожженная бумага или ветошь, смоченная в бензине) нагретые пары поднимаются по перфорированной трубе во вторую (верхнюю) камеру, где сгорают окончательно.

Печь на отработке состоит из двух камер, соединенных перфорированной трубой


Розжиг печи

Для того, чтобы нагретый воздух не уходил слишком быстро в трубу, в верхней камере предусматривается перегородка .


В верхней камере дожига делается перегородка для задержки газов

Важно! Для выхода канцерогенных продуктов, выделяемых при сгорании отработки, помещение, в котором устанавливается такая буржуйка, должно быть оснащено надежной вентиляционной системой.

Сборка печи

1. Размеры печи могут быть произвольными. Однако ее мощность напрямую зависит от объема камеры для масла (он может составлять от 10 до 30 л). С помощью стандартной буржуйки на отработке размером 750×350×500 мм вполне можно протопить помещение размером 120 куб. м.

2. Для изготовления нижней камеры можно взять металл 4 мм . Толщина металла для верхней камеры, нагревающейся сильней, 6 мм .

3. Верхняя вторая камера обычно по размеру совпадает с нижней или может быть чуть больше. Не следует делать ее слишком объемной – в просторной камере нагретый газ будет слишком быстро остывать.

Совет. Для упрощения чистки емкости для масла первую камеру можно сделать выдвижной .

4. Для нормального функционирования устройства требуется подача воздуха в обе камеры. Для этой цели в первой из них предусматривается регулирующая заслонка , которая остается открытой при розжиге и перекрывается сразу же после закипания отработки .

5. В качестве регулятора воздуха можно использовать и отверстие для заливки масла. В таком случае на нем предусматривается задвижка.


Отверстие для заливки масла может служит и регулятором подачи воздуха

Важно! Так как камера для масла требует регулярной очистки, ее делают разборной.


Нижняя камера должна быть разборной

6. Подача воздуха во вторую камеру осуществляется через перфорацию в трубе . Стандартная длина такой трубы 35-65 см, диаметр от 100 мм. Отверстия размером 12-16 мм в ней располагаются через каждые 7-10 см. Вместо трубы можно использовать и небольшой газовый баллон.


Схема печи на отработке

7. Для обеспечения достаточной циркуляции нагретого воздуха буржуйка устанавливается на ножках . Так как полы в подсобных помещениях чаще всего неровные, лучше предусмотреть регулировку длины каждой ножки. Для этого они прикручиваются на болты к нижней камере.

8. Вес этой печи небольшой (от 30 кг), поэтому во избежание ее опрокидывания в нижней части подставки лучше сделать отверстия для прикручивания их к полу.

9. В качестве подставки вместо ножек можно использовать и кирпичи . Но, так как такая буржуйка является пожароопасным устройством, следует предусмотреть ее надежное крепление.

Вариации печей на отработке

1. Вариантов исполнения таких буржуек множество. Меняться может как их форма (она может быть любой), так и расположение отдельных ее частей.


Конструкция печи может быть любой

2. Более усовершенствованной моделью является печь с расширительным бачком для отработанного масла . Регулировка подачи топлива в ней осуществляется с помощью крана. При таком варианте объем камеры для масла может быть меньшим.


Печь с дополнительным баком для подачи отработки


Еще один вариант буржуйки с баком для доливки масла

3. Для отопления больших помещений можно использовать принудительный поддув с помощью вентилятора . Подобное усовершенствование не только ускорит подачу тепла в помещение, но и предохранит металл от излишнего перегрева и выгорания.

4. С помощью внутреннего обдува верхней камеры возможно повысить КПД печи за счет увеличения скорости и объема сгорания газа. Причем дымить такая конструкция будет гораздо меньше. Для увеличения нагнетания воздуха используют канальный вентилятор , который крепится рядом с печью и подключается к ней с помощью 100-миллиметрового воздуховода с заслонкой для регулировки поступления воздуха. Во избежание обратной тяги после вентилятора монтируется обратный клапан .

5. Для того, чтобы печь работала в автоматическом режиме, в ней можно предусмотреть капельную подачу масла .


Печь с капельной подачей масла

6. Так как подобная конструкция весьма экономична, а ее КПД достаточно высок (до 75%), печь на отработке вполне можно использовать для отопления теплиц или помещений для содержания животных. Для равномерного обогрева помещений можно предусмотреть в ней водяную «рубашку» объемом 100-120 л. Для этого печь или дымовая труба окружается второй стенкой, заполненной водой. При этом в «рубашке» делается два сгона: один сообщается с водопроводом, а второй – с батареями отопления.


Печь с водяной «рубашкой» на дымоходе


Водяной «рубашкой» в такой буржуйке является труба, огибающая печь

Устройство дымохода

Так как для подобной печи важно наличие мощной и стабильной тяги, дымоход должен иметь достаточную высоту – от 4 м (расстояние от поверхности печи). При хорошей тяге снижается и вероятность отравления канцерогенными продуктами сгорания топлива, что также немаловажно.

Для устройства дымоотвода используют трубу 100 мм диаметром. Так как дымоход в таких устройствах забивается сажей очень быстро, изгибы и наклоны в нем не допускаются – труба должна располагаться строго вертикально.

Эксплуатация печи на отработке

Правильно собранная печь не должна коптить и дымить. Если это происходит, значит, в ее конструкции есть серьезный изъян. Начать дымить она может и при забитом дымоходе: прочищать его придется намного чаще, чем дымоотводы обычных печей.

Чтобы удалить прилипший нагар, трубу лучше вначале простучать, а лишь затем очистить ее от остатков сажи. В регулярной промывке (в идеале раз в неделю) нуждается и емкость для масла.

Совет. Упростить чистку дымохода можно, если сделать его сборно-разборным.


Очистка нижней камеры

Еще одним недостатком такой печи является ее повышенная пожароопасность. В случае выплеска горячего масла (а это легко может произойти при сильном забивании трубы сажей или попадании в емкость для масла воды) окружающие предметы могут легко воспламениться. Поэтому при эксплуатации печи следует соблюдать следующие правила:

Допустимое расстояние между стеной и печью – 0,5 м;

Такая буржуйка устанавливается только на бетонное основание или металлический лист подходящего размера;

Деревянные стены и стены, обшитые любым горючим материалом, также обшиваются металлом; такие металлические листы не только смогут защитить обшивку стен от возгорания, но и будут служить отражателями тепла;

Чтобы масло при нагревании не выплескивалось, заполнять им камеру следует только на две третьи;

Доливать топливо при интенсивном горении печи запрещается;

Не следует хранить в кочегарке легкогорючие вещества или предметы.

Важно! Запрещено топить подобную печь бензином, дизельным топливом или любым другим легковоспламеняющимся веществом. Не следует использовать и масла, содержащие примеси таких веществ.


Обшивка стен металлом существенно увеличивает КПД печи

Видео: печь на отработке своими руками

Когда нужен доступный и экономичный способ обогрева, многие задумываются об изготовлении печи-буржуйки , работающей на отработанном масле. В этой статье вы найдете описание типовой конструкции, а также способы повысить эффективность устройства и сделать печь более автономной.

Принцип работы масляной печи

Изначально сжигание отработанного масла было лишь одним из доступных средств его утилизации. Народные умельцы не смогли пройти мимо настолько энергоемкого топлива и создали печи, в которых масло сгорает с минимальным образованием сажи и копоти.

1 — отработанное масло; 2 — нижняя емкость для масла; 3 — заслонка для регулирования подачи воздуха; 4 — труба с отверстиями для воздуха; 5 — камера сгорания; 6 — верхняя емкость; 7 — перегородка; 8 — дымоход

В качестве топлива может быть использовано любое масло или мазут, а также некоторые пастообразные смазочные материалы. Летучие жидкости вроде керосина, бензина или растворителей использовать в печи нельзя, но их небольшое количество допускается применять при розжиге.

Описание конструкции

Конструктивно масляная печь состоит из двух камер сгорания, соединенных достаточно широкой трубой с перфорацией. Так как большинство печей делаются из подручных материалов и металлолома, нет смысла придерживаться строгих размеров, гораздо большее значение имеют пропорции отдельных элементов конструкции.

Нижняя камера печи — бак произвольной формы, который при заполнении на 2/3 может вместить 5-7 литров топлива. Мощность печи и скорость сгорания топлива прямо пропорциональная площади нижней камеры. От ее емкости зависит частота подлива масла в печь, поэтому зачастую нижнюю камеру делают весьма объемной, вплоть до 20-30 литров. Таким смещением центра тяжести вниз обеспечивается в том числе и устойчивость конструкции.

К нижней части камеры приваривают 3 или 4 ножки с болтами на концах, чтобы имелась возможность регулировать уровень установки. Также в дно врезается трубка подачи масла, которая изгибается в сифон для гидрозатвора. Конец трубки имеет смысл выводить в соседнюю емкость примерно того же размера, выполняющую роль топливного бака. Дно бака должно быть на 2-3 см ниже дна печки для возможности полного слива масла.

В верхней стенке нижней камеры обязательно вырезается отверстие с подвижной заслонкой для регулировки поступающего воздуха и, соответственно, температуры нагрева масла. Также в верхнюю стенку врезают трубу диаметром не менее 100 мм и длиной в 35-70 см. На ее поверхности в 6 или 8 рядов проделаны отверстия диаметром 12-16 мм на расстоянии 7-10 см друг от друга.

Верхняя камера печи обычно дублирует размерами и формой нижнюю, но может быть и значительно больше. Чем выше внутренний объем, тем более полного сгорания можно добиться, но в слишком просторной камере температура окажется недостаточной.

Следует помнить, что изготовление печи и ее дальнейшая доработка носят сугубо экспериментальный характер, одно и то же изделие в зависимости от условий размещения может работать с разной эффективностью. Со временем из простой буржуйки для отопления гаража или мастерской такая печка может превратиться в полноценный отопительный агрегат для всего дома, способный работать в автоматическом режиме. Для этого печь оснащают капельной подачей масла, водяным теплообменником или принудительным наддувом.

Зачем нужен наддув

Для повышения эффективности работы печи применяют воздушные вентиляторы двух типов: наддува и внешнего обдува. Последний вариант уместен, если печью отапливается внушительное по площади помещение и рассчитывать на естественную конвекцию воздуха не приходится. Обычный вентилятор в таком случае помогает корпусу эффективнее отдавать тепло, воздушный поток направляют на место наибольшего накала.

Внутренний обдув предназначен для обогащения верхней камеры кислородом, что способствует боле глубокому распаду частиц топлива, а также его более длительному горению. С применением принудительного наддува появляется так называемое «синее пламя», свидетельствующее о бездымном процессе горения.

Нагнетание воздуха выполняется обычным канальным вентилятором производительностью от 250 м 3 в час. Обычно его располагают на полу рядом с печью и подключают к верхней камере жестким воздуховодом диаметром 100 или 110 мм. Для присоединения воздуховода в верхнюю камеру врезают отрезок трубы нужного диаметра, в который вставляется заслонка для регулирования воздушного потока. Чтобы избежать появления контртяги, сразу после вентилятора рекомендуется установить чувствительный обратный клапан.

Масляная печь с теплообменником

Нередко масляную печь используют как котел водяного отопления. Это возможно после установки теплообменника в верхней камере сгорания. Для хорошей теплоотдачи понадобится емкость внушительных размеров — около 30-50 литров. Внутри камеры монтируют теплообменник, это может быть змеевик или система трубок из стали, либо внутренний бак.

Из-за того, что проход продуктов сгорания около теплообменника затруднен, нагар и копоть образуются существенно быстрее, в процессе розжига возможно также появление конденсата. Для облегчения очистки теплообменник должен иметь хотя бы одно фланцевое соединение, уплотненное асбестовым шнуром.

Роль теплоносителя в системе обычно отводится антифризу или специальным жидкостям. Теплоноситель должен постоянно двигаться, поэтому в контур отопления встраивают циркуляционный насос.

Правила устройства дымохода

Для масляной печи очень важно наличие стабильной и мощной тяги, поэтому высота дымохода должна быть не менее 4 метров. Обычно для устройства дымоходного канала используют стальную трубу диаметром от 100 мм.

Допускается не более двух поворотов дымохода, но только при правильном устройстве соединений на углах и только с вертикального направления на горизонтальное. Повороты должны быть выполнены через тройники, установленные на вертикальных сегментах. Один из отводов тройника должен быть направлен строго вниз и иметь съемную металлическую пробку для сбора образующегося конденсата.

Конечный вертикальный сегмент дымохода может быть выполнен из асбестоцементной трубы, но потребуется устройство защитного колодца из кирпича на высоту в 2-2,5 метра.

Розжиг и эксплуатация печи

Для розжига можно использовать бумагу или ветошь, либо легко горючие жидкости. В первом случае масло следует подливать небольшими порциями к очагу горения. Во втором нужно добавить в первую камеру, заполненную маслом на 2/3, небольшое количество (50-70 грамм) растворителя или бензина и поджечь зажигалкой с длинным факелом как можно скорее, не дожидаясь образования взрывоопасных паров.

В эксплуатации масляная печь полностью пожаробезопасна, ее конструкция не допускает образования открытого пламени. Тем не менее, существует опасность выброса масла из камеры в результате перелива или при попадании воды.

Примерно раз в месяц нужно выполнять чистку печи: убирать осадок нагара в емкости с маслом, предварительно обстучав печь молотком. В верхней камере, особенно при наличии теплообменника, сажа скапливается быстрее и плохо оббивается, ее нужно счищать щеткой по металлу. Для удобства обслуживания и чистки рекомендуется делать корпуса камер разъемными. Например, используя крышки с двойным буртиком. Подключение печи к дымоходу и вентилятору также должно быть разъемным.

В гаражах или мастерских в целях экономии нередко вместо дорогого котла устанавливают печь на отработке: своими руками обрабатывают металлические детали, сваривают их и получают модель, напоминающую «буржуйку». Однако при выборе конструкции для изготовления можно столкнуться со сложностями. Согласны?

Мы расскажем, как выбрать оптимальную схему и собственноручно собрать экономный, но весьма эффективный обогревающий прибор. В предложенной нами статье детально рассмотрены популярные варианты, действие которых проверено на практике. Даны советы по сооружению и последующей эксплуатации печки.

Отработкой или отработанным маслом называют продукт, который остается в результате функционирования автомобильного двигателя. Моторное, трансмиссионное или другое индустриальное масло накапливается в больших количествах на станциях СТО, в автомобильных мастерских, а также у простых владельцев автомобилей.

В процессе использования масло теряет свои полезные качества, накапливает соли, шлаки, смолы, мельчайшие частицы металла, однако люди и такому неликвидному продукту нашли применение.

Отработку запрещено сливать в грунт, так как опаснейший для природы продукт полностью уничтожает все живое. Альтернатива – сдача отработанного материала в специальные пункты приема для дальнейшей переработки

В небольших количествах его используют для хозяйственных нужд:

  • смазывают рабочий инструмент (например, бензопилы);
  • пропитывают древесину (шпалы для ж/д магистралей);
  • смазывают трущиеся детали легкого транспорта (самокатов, велосипедов);
  • применяют в качестве жидкости для разжигания костра;
  • покрывают поверхности, залитые битумом.

Как и в конце прошлого столетия, отработку используют в качестве топлива для печей, установленных в условно жилых помещениях – гаражах, подсобках, мастерских. Если печку соорудить самостоятельно, то при постоянно пополняющихся запасах отработанного масла отопление помещения окажется практически бесплатным.

Другие эффективные способы организации представлены в статье, полностью посвященной этому вопросу.

Почему популярны печи на отработанном масле?

Главная причина народной любви к самодельным печам – невысокая (или нулевая) стоимость самого агрегата и топлива к нему. Некоторые доморощенные мастера-умельцы делают такие обогревательные приборы в качестве эксперимента и одновременно полезного устройства.

С появлением самодельной печи на отработанном масле отпадает решение вопроса о «пристраивании» вторсырья.

Для особенно продвинутых мастеров изготовление гаражных печей на отработке стало еще одним вариантом бизнеса. Они конструируют модели на заказ и продают их заинтересованным, но не настолько умелым владельцам гаражей

Как же действует агрегат на отработке? Процесс заключается в расщеплении тяжелого с примесями топлива, имеющего довольно сложный состав. По-другому процесс, при котором наблюдается нехватка кислорода и горение не самого топлива, а его паров, называется пиролизом. Принцип действия описан в рекомендуемой нами статье.

Чтобы процесс запустить, необходимо произвести испарение топлива, затем нагреть полученные пары до температуры около +300-400 ºС, после чего сжигание будет производиться самопроизвольно. Останется дожидаться полного сгорания топлива.

Существует 2 схемы, которые используют при самостоятельном изготовлении печей:

  • наполнение резервуара маслом и поджигание его, вследствие чего пары испаряются и начинают гореть;
  • применение горелки, при котором три зоны (пиролиза, поджигания и догорания) объединяются и делают процесс горения более эффективным, регулируемым и безопасным.

Вторая схема более сложная, требует серьезной доработки топлива и точности изготовления, поэтому рассмотрим более простые модели из первой группы.

Схема устройства простой модели печи на отработке. Воздух, необходимый для поддержки процесса горения, поступает через горловину с заслонкой. Этой же заслонкой можно частично регулировать силу горения

Преимущества использования печки для гаража на масляной отработке:

  • простота конструирования и обслуживания устройства;
  • экономность расхода топлива – около 1,5-2 л в час;
  • отсутствие копоти и нагара;
  • безопасность хранения запасов отработки;
  • существует возможность подключения воздушного или водяного отопительного контура;

Компактность агрегата тоже крайне важна для небольших помещений.

Недостатки тоже имеются:

  • необходимость в регулярной чистке печи и дымохода;
  • обязательный элемент – вертикально распложенный дымоход высотой не менее 4 м;
  • для печей с форсунками следует использовать только очищенное масло (примерная стоимость фильтрованного продукта – 8-12 руб./л);
  • одно из условий хранения отработки – плюсовая температура, то есть необходимо или отапливаемое в зимний период помещение, или зарытый в землю резервуар.

Перед изготовлением/приобретением готовой печи или необходимо рассмотреть все плюсы и минусы самодельных устройств, а потом уже принимать окончательное решение.

Проекты для самостоятельного изготовления

Вариантов изготовления печей на отработке великое множество. Их делают из металлических заготовок или использованных емкостей (баллонов), с пиролизом и турбо-горелками, с капельной подачей или поддувом. Мы остановимся на двух популярных моделях, которые в большей степени подходят для самостоятельного конструирования и сборки.

Модель из металлического листа

В гаражах и на близлежащей территории часто можно найти ненужные металлические детали, чугунные плиты, стальные листы, трубы. Среди них наверняка найдется несколько предметов, подходящих для сварки печки.

Например, для изготовления простой модели потребуется следующий материал:

Кроме того, понадобится инструмент, который обычно есть в наличии у любого владельца гаража: сварочный аппарат с электродами, циркулярная пила с отрезными и шлифовальными дисками, молоток, плоскогубцы. Обязательно – комплект рабочей защитной одежды для сварочных работ с очками и перчатками.

Перед процессом сварки подготавливаем часть деталей.

Галерея изображений