Колубмов обмен, или что было привезено из Старого Света в Новый: история от подарков до контрабанды. Из америк с любовью

Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разде … Википедия

Макеты китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньшей по размеру каравеллы Колумба. Великие географические открытия период в истории человечества, начинающийся в XV веке и продолжающийся до XVII века, в ходе которого европейцы изучали мировой… … Википедия

Макеты китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньшей по размеру каравеллы Колумба. Великие географические открытия период в истории человечества, начинающийся в XV веке и продолжающийся до XVII века, в ходе которого европейцы изучали мировой… … Википедия

Макеты китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньшей по размеру каравеллы Колумба. Великие географические открытия период в истории человечества, начинающийся в XV веке и продолжающийся до XVII века, в ходе которого европейцы изучали мировой… … Википедия

Макеты китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньшей по размеру каравеллы Колумба. Великие географические открытия период в истории человечества, начинающийся в XV веке и продолжающийся до XVII века, в ходе которого европейцы изучали мировой… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Три сестры (значения). Тыква … Википедия

Камень Солнца Ацтеки (астеки) индейская народность в центральной Мексике в XIV XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (или, в… … Википедия

Камень Солнца Ацтеки (астеки) индейская народность в центральной Мексике в XIV XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (или, в… … Википедия

Информация по разделам

Тем читателям, кто следит за нашими заметками, уже известно, что в конце пятнадцатого столетия Христофор Колумб таки сумел убедить королевскую семью Испании снарядить экспедицию в поисках морского пути в Индию. Экспедиция была довольно скромная, поэтому привезенные трофеи не отличались обилием и разнообразием. Тем не менее, какао-бобы, гамак, индейка, табак, красный острый перец и многое другое прочно вошли в обиход Европы и всего «старого» мира. Тем не менее, нашлись веские основания, позволившие Альфреду Кросби считать обмен между материками вполне равноценным, а не рассматривать происходящее как затоваривание Европы подарками из Нового Света в одностороннем порядке. Более того, поток товаров из Старого Света оказался более солидным, к тому же быстрее и лучше организованным. Кросби назвал это «Колумбов обмен».

Что же смог Старый Свет предложить Новому в качестве встречных открытий, которые позволили Кросби считать все происходящее обменом между народами? Что вообще значили тогда и значат сегодня для современного человека столь давние события? Я попробую описать «внешнюю», видную всем сторону этого обмена, а заодно и вскрыть закулисную, скажем так, «внутреннюю» составляющую этих связей Старого и Нового Света.

Итак, начнем: в первую очередь изложим традиционный взгляд на Колумбов обмен

Как известно, курсировавшие корабли доставляли в обоих направлениях растения и животных. Весь список перечислить невозможно, но примерно это выглядит так: из Европы в Америку прибыли артишоки, арбузы, горох, капуста, конопля, лук, кофе, миндаль, огурец, оливки, рис, рожь и пшеница, свекла, сахарный тростник, яблоки и спаржа. В обратном направлении: авокадо, ананас, арахис, ваниль, какао, острый красный перец, картофель, томат, кешью, подсолнечник и фасоль.

Теперь о животных: Из Европы в Америку переправлялись овцы, ослы, коровы, коты и собаки, лошади, свиньи, кролики и курицы. Обратно: индейка, лама, альпака, ондатра, нутрия и морская свинка. Возможно, что-то в этом списке вас удивит: например, многие считают, что кофе и какао растут на соседних деревьях, что горох и фасоль - это одно и то же, а лама - тот же верблюд, только с шерстью. Если вы так думали, то во всех этих случаях вы ошибались с погрешностью на целый «материк», но наши заметки не станут площадкой для спора, просто поверьте мне на слово: все это результат многовекового обмена. Что-то прижилось быстро, а что-то - нет.

Вы, наверное, уже заметили, что в области растений наблюдается примерное равенство вкладов сторон, а в области животных Европа представлена куда лучше. Дело в том, что в Америке ситуация обстояла следующим образом: отлично развитое сельское хозяйство и богатство всевозможных культур, а вот из животного мира в изобилии в Америке были только рыбы и птицы. Купец Микеле де Кунео, посланный в Новый Свет для наблюдений, писал в дневнике о местных жителях: «Это холодные люди, не чувственные. И причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются». Он имел в виду именно то, что с мясом, сыром, колбасами, вином, оливковым маслом в Америке было сложно, а рыбу испанцы в те времена считали едой для постных дней или для бедных. К ловле же рыбы относились с опаской и презрением.

Обмен был в обе стороны, но назвать его равноценным было бы неточно: корабли принадлежали белым людям, и они решали, чем заполнить трюмы в обоих направлениях. Мнение индейских племен в расчет не принималось. Поэтому не удивительно, что первые же корабли начали учитывать потребности испанцев, осевших в Америке, которые хотели привычного хлеба из пшеницы, мясных продуктов, оливкового масла и вина.

Что на самом деле искал Колумб на другом конце света? Приход в Америку «белого» человека

Эта глава выглядит не совсем уместной сейчас, ибо сегодня нам интересно, что везли в Новый Свет, а не наоборот, но и без нее нельзя: я уже объяснил, что везли в обе стороны, но управляли процессом, по сути, одни и те же люди, белые господа из Испании, Португалии, Голландии, Англии и Италии. То есть важно понять, чего они хотели от Нового Света. Официальная версия заключается в том, что Колумб хотел достичь Индии с ее богатствами, в основном в виде специй. На самом деле, скорее всего специи в приоритете были только у португальцев и немного у голландцев. У португальцев действительно присутствовало легкое «помешательство на специях» (термин Фернандо Броделя). Кастильская же знать скорее мечтала о славе, золоте и драгоценностях. Итальянцы и генуэзцы искали новые рынки торговли, земли для налаживания различных производств. И все они искали расширения владений, новых гербов и увеличения влияния. В частности, всех прельщала возможность обойти мусульман и зайти им в тыл. Ну и, конечно, интересы церкви надо учитывать тоже: распространение христианской веры никто не отменял.

Теперь мы сделаем первый и неожиданный вывод из всего выше сказанного: главное, что привез Старый Свет в Новый – это самого «белого человека», европейца. В этом и было главное отличие от первого открытия Америки викингами: те не предполагали рассматривать Америку как новое место своего поселения или работы. Поэтому никаких «новых викингов» не возникло, хотя отдельные деревни имели место быть. А вот европейцы сразу заселили новые земли и начали торговые и производственные проекты. Поэтому у них возникли настоятельные потребности в том, к чему они привыкли. К тому же, там, где европейцам быстро удалось разбогатеть (например, на добыче серебра в Лиме), у них появились и огромные средства для удовлетворения этих потребностей. За этим спросом последовала эпоха «манильских галеонов».


Межматериковая торговля. Манильские галеоны

Сейчас, когда логистика стала привычной вещью и товары складируются, упаковываются и доставляются по всему миру с завидной скоростью и организованностью, трудно представить мир без этих услуг. Но, по сути, мировую глобальную торговлю изобрели испанцы, когда впервые она была налажена ими между тремя частями света.

Испанцы построили удивительный торговый обмен между тремя центрами: Испанией в Европе, Филиппинами на Востоке и Америкой. Корабли связывали через Атлантику Манилу и Акапульку, а через Тихий Океан они шли в Европу, замыкая этот, по сути, кругосветный маршрут. Причем потребности Нового Света были таковы, что пришлось построить гигантские корабли, способные перевозить до 2000 тонн. Эти корабли строили на специальной судоверфи в Маниле и называли их «манильскими галеонами». Такие огромные корабли требовались для того, чтобы перевозить в Америку лошадей, коров, предметы роскоши из Китая и продукты из Индии. Разбогатевшие «новые испанцы» в Америке требовали себе все это, да еще охотно покупали рабов из Анголы.

Груз манильского галеона состоял из шелка, золота, драгоценностей типа китайского жемчуга, ковров, пряностей и т.д. Галеон был огромен, хорошо оснащен пушками и почти недоступен для пиратов. Главной угрозой для него была опасность затонуть вследствие штормов. Поэтому для манильского галеона тщательно планировался маршрут, и выходил он в плавание один раз в году в июне. Таково было королевское решение, а у короля был свой интерес, так как часть имущества на корабле и, тем более, часть дохода от колоний за целый год деньгами и товарами принадлежала именно ему. И король решил, что лучше один раз в году, но без ошибок. Это напомнило мне решение Сталина о молодом российском кинематографе: как известно, Сталин принял решение, что мы не будем гнаться за Голливудом по количеству: будем выпускать всего несколько фильмов в году или даже всего один, но отличного качества, не уступающего ни в чем Голливуду. В общем, решение спорное, но королю виднее.

Что касается второй части маршрута, между Америкой и Европой, то там ситуация с пиратами была несколько иная и требовала другого решения: снаряжались периодические экспедиции-караваны из нескольких небольших галеонов под охраной военного флота. Из Европы везли оливки, вино и пшеницу. Испания довольно долго противилась тому, чтобы Новые испанцы выращивали все это у себя, рассчитывая пополнять казну экспортом. Другой вопрос, что вино в дороге портилось и со временем виноградники стали нормой в Мексике, Аргентине и на других землях.


Глобализация как основное содержание развития человечества

Альфред Кросби написал свою книгу «Колумбов обмен» в 1972 году. Его идеи существенно развил позднее в своих работах журналист Чарльз Манн. Его прежде всего заинтересовал феномен того, что мир человечества в целом был поделен условным 1492 годом, а, если взять шире - эпохой географических открытий. Манн считал, что возникшие в результате этих открытий «обмены» и смешивания гораздо шире, чем просто налаживание культурных и торговых связей, то есть что они носят скорее общемировой, биологический характер. Образовались целые новые нации, проявились тенденции глобализма, огромный скачок в развитии сделали медицина и биология, ответившие на вывоз завезенных инфекций и заболеваний. Эти процессы коснулись не только обмена между Испанией и Америкой, ведь в 1570 году Мигель Лопес де Легаспи и Андрес де Урданета реализовали задачу, стоявшую перед Колумбом и открыли западный торговый путь в Китай. До этого население Китая росло очень медленно. С открытием торгового пути Китай получил дешевые зерновые из Америки и его население начало быстро расти.

Так называемые «манильские галеоны» связали торговлей Азию, Африку, Европу и Америку. Началась эпоха глобализации. В принципе, эпоха великих географических открытий просто предоставила многим те возможности, которых они раньше не имели. А желания были и раньше, то есть всегда. Есть старинная крестьянская пословица, примерно одинаковая по смыслу у самых разных народов: «Если крестьянин съел свою курицу, то кто-то из них двоих болен». Смысл в том, что крестьянин никогда не будет есть свою курицу, если ее можно продать. Деньги для него всегда больший дефицит, чем еда. А желания человека почти всегда опережают его возможности. Поэтому ясно, что открывшиеся в Новом Свете возможности резко ускорили приход того, что мы сейчас называем эпохой глобализации, формирования класса буржуазии, развитием технического прогресса и построения общества потребления. Во многом Открытие Колумба оказалось переломным моментом.

Европа подарила Америке собак

Овечки также приехали в Америку из Старого Света

Кролики попали в Америку на европейских судах

Что Америка получила «в нагрузку» и контрабандой

То, что ввозилось в Америку, не было хорошо продуманным проектом. Все развивалось медленно и довольно стихийно. Тем не менее, появление в Америке виноградников, плантаций сахарного тростника, лошадей и коров было вполне логичным, что мы и постарались логически обосновать. А вот кое-что проникало в Америку, так сказать, контрабандой. Во-первых, это болезни и инфекции. Из Европы приехали: чума, оспа, грипп, некоторые формы малярии, тиф, туберкулез, холера. Местное население, не имеющее иммунитета и медикаментов, очень сильно страдало от этих болезней. В трюмах кораблей также были привезены крысы и сорняки. Например, подорожник: он быстро распространился в Америке, и индейцы назвали его «следом белого человека».

В будущем еще не раз произойдут микро-катастрофы биологического характера, вследствие незаконного пересечения границ: в 1869 году из Франции привезут в Америку бабочку-шелкопряд, а она неожиданно начнет пожирать кварталы лесов. В 1970 из Африки завезут пчел, которые станут размножаться с огромной скоростью и начнут представлять угрозу для человека. Были, конечно, сюрпризы и со стороны Америки: колорадский жук, настоящее бедствие для картофельных полей, именно оттуда попал в Европу.

Современные американцы как результат смешения кровей

Мы уже сказали, что одним из главных содержаний «Колумбова обмена» можно считать обмен людьми. Индейцев почти сразу привезли в Европу, но они там не прижились. Тому много причин. Во-первых, местное население было невелико. Во-вторых, оно было совершенно не адаптировано к жизни в Европе (индейцы болели, спивались). В-третьих, как работники или рабы, они были не так уж и нужны Европе, там хватало своих бедняков, готовых работать за копейки. А если не хватало, под боком была Африка, население которой, кстати сказать, примерно в пять раз превосходило американское. А вот самой Америке быстро стало не хватать людей. Люди были нужны: для работы на рудниках по добыче серебра, на табачных плантациях, на уборке сахарного тростника. Росло сельское хозяйство, росли обрабатывающие производства - все это надо было как-то обслуживать.

Я не буду сегодня вдаваться в подробности того, как следует правильно называть приехавших в Новый Свет людей: рабами, мигрантами, работниками по контракту. Рабство - печальное явление, но его точно изобрели не испанцы и не американцы, к тому же ехали в Америку не только рабы. Первыми завезли около одного миллиона ирландцев, положение которых иногда было хуже, чем у рабов. Но работников по-прежнему не хватало, поэтому около 15 миллионов рабов вывезли из Африки. Все это вызывало смешение кровей, культур и традиций. Давайте определимся с терминами: белый + черный = мулат, белый + индеец = метис, черный + индеец = самбо. Поскольку вопрос этот важен и довольно занимателен, я заимствовал на сайте БольшойВопрос табличку:

В нашем обзоре поговорим, о том что привез из Америки в Европу Колумб после своего первого путешествия, а также о влиянии продуктов и богатств из Нового Света на Европу, Африку и Азию.

В первой части о конкретных продуктах и вещах, которые, насколько известно, привез из Америки на своих двух кораблях непосредственно Колумб и его команда, после завершения своей первой экспедиции в Новый Свет (а точнее на нынешние Багамские острова, Кубу и Гаити) в 1492 г., когда он, собственно и открыл Америку.

Во второй части обзора о том, как повлияли новые продукты и богатства из Нового Света на тогдашнюю Европу, Азию и Африку.

Также мы приведем карту продуктов, которые попали из Нового Света в Старый, и наоборот. В обзоре используются, среди прочего, материалы из двух юбилейных выпусков издававшегося правительством США на русском языке журнала «Америка» к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 6 за 1991 г. и №10 за 1992 г).

Что привез из Америки Колумб

Христофор Колумб (исп.

Христофор Колумб (исп. Cristobal Colon).

Со старинной гравюры.

Колумб привез из своего первого путешествия в Америку шестеро индейцев, а также подвесной гамак, увиденный у индейцев, а еще листья табака, ананас и птицу индейку, а также перья птиц .

Колумб привез из Америки гамак

Сети их хлопковой ткани, на которых спали индейцы, назывались у них гамаками. Гамак — одно из немногих слов коренных жителей Багамских островов, сохранившееся до наших дней .

Через несколько десятилетий после открытия Америки от коренного населения не только Багамских островов, но всех островов Вест-Индии не осталось в живых ни одного человека, меланхолично отмечает в примечаниях русское издание 1993 г. документального труда «История великих путешествий» (создавался в 1870-1880 гг.), написанного небезызвестным Жюль Верном, и рассказывающего в т.ч. и о путешествиях Колумба. При том, что индейцы карибы остались в континентальной части Южной Америки. Возвращаясь же к вопросу гамака, заметим, что на испанском слово гамак звучит как hamaca (примерно так оно звучало и у индейцев таино — т.е. индейцев Вест-Индии и Гаити), hamaca значит в переводе «рыбная сеть».

Колумб, как пишет Жюль Верн в своем упомянутом выше документальном труде, увидел гамак на открытом и наименованном им острове Фернандина (Fernandina, ныне Лонг-Айленд (Long Island) в составе государства Содружество Багамских островов) .

«Подстилки, на которых индейцы спят, похожи на сети и сплетены из хлопковой пряжи», цитирует Жюль Верн испанские заметки того времени о гамаке.

После того, как с помощью Колумба гамак попал в Европу, он быстро распространился во флотах европейских держав . Так в 1590 г. гамак был официально принят в Королевском флоте Великобритании.

Колумб привез из Америки шестерых индейцев

Кроме гамака, Колумб привез из Америки, после своего открытия Нового Света в 1492 году, шестерых индейцев .

Напомним, что во время своего первого путешествия, когда Колумб и открыл Америку, он посетил только Багамские острова, Кубу и Гаити, а затем вернулся назад, чтобы вскоре отправится снова из Испании в Америку. О судьбе шестерых индейцев, привезенных Колумбом в Испанию из первого путешествия, издававшийся правительством США на русском языке журнал «Америка» писал в своей статье «Христофор Колумб и его время», вышедшей к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 10 за 1992 г.):

«Что случилось с шестью индейцами, которых Колумб привез в Испанию? Их приняли торжественно. Колумб организовал величественное шествие к королевскому дворцу, и поглазеть на индейцев, шествовавших через всю Барселону в экзотических одеждах, собрались толпы . Что думали индейцы обо всем этом, нам никогда не узнать.

В последующие годы Колумб жестко правил жителями Нового Света, но его первое записанное впечатление о них полно теплоты:

«Что бы вы ни попросили у них из того, что у них есть, они никогда не ответят отказом, а скорее поделятся с вами и выкажут так много любви, будто дарят свои сердца, и независимо от ценности вещи они неизменно довольствуются безделушкой, которую им преподносят в ответ... Я раздал им тысячу приятных вещиц, которые я закупил, чтобы они полюбили нас и в дальнейшем были бы обращены в христианство и были бы склонны служить Вашим Величествам и Кастилии, и стараться помочь нам, и делиться с нами тем. что у них в избытке и что нам необходимо».

Обращение их в христианство было самой первостепенной задачей. Тех шестерых, которых Колумб привез в Испанию, тут же крестили и назвали христианскими именами, причем король Фердинанд, королева Изабелла и инфант (наследник) Дон Хуан были их восприемниками .

К огда Колумб отправился во второе плавание к берегам Нового Света в сентябре 1493 года, пятеро из них вернулись с ним. Шестой, по имени Дон Хуан, остался при испанском королевском дворе . Примерно через два года он умер», — отмечал журнал «Америка».

Как пишут источники, все шестеро индейцев, привезенных Колумбом из первого путешествия в Америку, принадлежали к таино . Таино — это введенное позднее собирательное название аборигенских аравакских племен, населявших к моменту открытия Америки острова Гаити, Пуэрто-Рико, Куба, Ямайка, Багамские острова и северные из Малых Антильских островов, до острова Гваделупа. Однако в различных источниках по-разному описывается, все ли эти индейцы были из Эспаньолы (Española, так первоначально остров, ныне известный как Гаити, назвал Колумб) или же некоторые из них были с Багамских островов, Жюль Верн в своем упомянутом документальном труде «История великих путешествий» пишет, что «индейцы были из Эспаньолы». Отметим, что таино считались более миролюбивыми индейцами, чем их соседи с Малых Антильских островов (например, с Гваделупы) — карибы. Тем не менее, таино были все в шрамах из-за войн .

Колумб писал в своем дневнике о первой встрече с индейцами (они были из народности таино) при открытии Америки (считается, что эта встреча произошла на острове Сан-Сальвадор (San Salvador Island), также известный как Остров Уотлинга, ныне в государстве Содружество Багамских островов (Commonwealth of The Bahamas, подробнее здесь):

«У многих я видел рубцы на теле; объясняясь знаками, я спросил их, отчего у них эти рубцы, и они таким же образом растолковали мне, что сюда приходили люди с других, лежащих рядом островов, и хотели эти люди захватить их всех, они же оборонялись . И я думаю, и иные думают, что сюда те люди пришли с материковой земли, чтобы захватить всех живущих здесь в плен».

Как напоминает Жюль Верн в своем документальном труде об открытии Колумбо Америки: «к асик (вождь) на острове Эспаньола (Гаити) попросил Колумба защитить испанским (огнестрельным) оружием его соплеменников от людоедов-карибов, которые часто совершают набеги на близлежащие острова и увозит к себе индейцев. Колумб обещал касику свое покровительство (но отказался стрелять в индейцев)». Как отмечает в примечаниях уже упоминавшееся русское издание 1993 г. документального труда «История великих путешествий», написанное Жюль Верном: «Испанцы исказили это непривычное для них слово «кариб» и говорили вместо «кариб» — «каниб». Отсюда произошло слово «каннибал» — людоед». Близко с племенем карибов Колумб познакомился во время второго своего путешествия осенью 1493 г ., при открытии острова Гвадалупе (Гваделупа , названного так в честь одного из испанских монастырей).

«Испанский летописец XVI века Бартоломе Лас Касас в своей «Истории Индий» так говорит об этом острове: «Адмирал приказал направить к берегу две лодки, чтобы попытаться захватить на острове местных жителей и выведать от них, что возможно, об этой земле и о людях, ее населяющих, и о том, как далеко она находится от Гаити (Эспаньолы).

Адмиралу привели двух юношей, и они знаками дали ему понять, что живут не на этом острове, а на другом, который называется Борикен (Пуэрто-Рико). Всеми способами, какие только возможны — руками, глазами и жестами, выражавшими душевную горечь, — о ни убеждали адмирала, что этот остров населен карибами, которые взяли их в плен и привезли с Борикена (ныне о. Пуэрто-Рико, США), чтобы, по своему обычаю, их съесть ».

Испанцы увидели на берегу поселок из тридцати круглых деревянных хижин, покрытых пальмовыми листьями. Внутри хижин висели плетеные постели, которые индейцы Гаити (Эспаньолы) называли гамаками. При приближении чужеземцев дикари убежали в лес, бросив нескольких пленников, предназначавшихся для очередного людоедского пиршества. Матросы нашли в жилищах обглоданные человеческие кости, отрубленные руки, ноги и головы. По-видимому, жители Гвадалупе и были теми самыми карибами, о которых с ужасом раннее говорили туземцы Гаити (Эспаньолы)... »

Также в ходе второго путешествия Колумба 14 ноября 1493 г. эскадра пристала к острову Санта-Крус (Santa Cruz, ныне относится к Американским Виргинским островам, США). Там произошла первая встреча лицом к лицу испанцев с карибами (караибами), которую подробно описывает лекарь второй экспедиции Колумба — Диего Альварес Чанка (Diego Álvarez Chanca):

«Из лодки, отправленной к берегу, высадилось несколько человек; они направились к селению, жители которого уже успели скрыться. Там испанцы захватили пять или шесть женщин и несколько мальчиков. Почти все они, по их словам, были пленниками карибов, как и на острове Гваделупа.

Как раз в тот момент, когда наша лодка с добычей собиралась в обратный путь к кораблям, у берега показалось каноэ (пирога), в котором было четверо мужчин, две женщины и мальчик. Увидев флотилию, они (карибы. Прим. сайт), пораженные этим зрелищем, оцепенели от удивления и в течение долгого времени не в состоянии были двинуться с места, оставаясь от нее на расстоянии почти двух выстрелов из (пушки) бомбарды. Тут-то их заметили из лодки и с кораблей. Тотчас же лодка направилась к ним, близко держась берега, а они все еще находились в оцепенении, глядя на корабли, удивляясь им и прикидывая в уме, что это за странная штука. Заметили же они лодку только тогда, когда она вплотную подошла к ним, и поэтому они уже не смогли уйти от преследования, хоть и пытались это сделать. Наши же кинулись на них так стремительно, что не дали им возможности уйти.

Видя, что бежать им не удастся, карибы с большой отвагой натянули свои луки, причем женщины не отставали от мужчин. Я говорю «с большой отвагой», потому что их было всего шестеро — четверо мужчин и две женщины — против двадцати пяти наших. Они ранили двух моряков, одного два раза в грудь, другого — в бок. И они поразили бы своими стрелами большую часть наших людей, не будь у последних кожаных и деревянных щитов и не подойди наша лодка вплотную к каноэ и не опрокинь его. Но даже и после того, как каноэ опрокинулось, они пустились вплавь и вброд — в этом месте было мелко, — и пришлось немало потрудиться, чтобы захватить карибов, так как они продолжали стрелять из луков. Несмотря на все это, удалось взять только одного из них, смертельно ранив его ударом копья. Раненого доставили на корабль».

Этот эпизод показывает, что индейцы карибы дорого ценили свою свободу и готовы были сражаться за нее до последней капли крови.

Карибы показались испанцам «весьма свирепыми». В отличие от других индейцев, они носили длинные волосы и обводили глаза черной краской. Все тело они покрывали татуировкой и перетягивали жгутами мускулы рук и ног, отчего они становились необыкновенно упругими», — пишет Жюль Верн в документальном труде «История великих путешествий».

Таким образом, таино и карибы — были первыми индейским народностями, с которыми ознакомился Колумб при открытии Нового Света. Карибы теперь проживают только в континентальной части Южной Америки, но не на Карибских островах, а таино полностью вымерли.

Колумб привез из Америки листья табака

В октябре-ноябре 1423 г. во время пребывания Колумба на острове Сан-Сальвадор (напомним, San Salvador Island, также известный как Остров Уотлинга, ныне в государстве Содружество Багамских островов (Commonwealth of The Bahamas), и затем на Кубе во время продолжения первого путешествия Колумба при открытии Америки «испанцы были удивлены обычаем местных жителей зажигать какие-то листья, свернутые в трубочку, и вдыхать от них дым. Таким образом испанцы впервые столкнулись с употреблением табака, а затем переняли этот обычай, и курение табака распространилось по всей Европе». Как считается первым человеком из Старого света, который перенял привычку к курению был матрос флагманского корабля Колумба Родриго де Херес (Rodrigo de Jerez). Он, наряду с другими испанцами поучил от индейцев листья в дар, предположительно на острове Сан-Сальвадор 12 октября 1492 года.

В те месяцы Родриго де Херес, единственным из всей команды первой экспедиции Колумба, пристрастился к курению табака. Однако в 1493 году святая инквизиция городка Аямонте (Ayamonte, ныне в провинции Уэльва автономного сообщества Андалусия, в Испании) арестовала Родриго де Хереса по обвинению в колдовстве, так как только «дьявол может дать человеку силу, чтобы испускать дым изо рта». Родриго де Херес находился в заключении до 1500 года. К тому времени, курение табака стало привычным.

Колумб привез из Америки ананас

По одним данным, Колумб привез ананас уже из своего первого путешествия при открытии Америки в 1492 году — а именно с Кубы. По другим, это произошло по окончанию второго плавания Колумба, т.е. в 1494 году, после того как Колумб впервые познакомился с ананасом подробнее, попробовал этот фрукт в Гваделупе . Колумб называл ананас piña («сосновая шишка»), из-за сходства ананаса с сосновой шишкой.

Также говорят, что во время возвращения из первой экспедиции по открытию Америки 1492 г . Колумб привез живую птицу индейку, а также перья птиц . Но не только

Команда Колумба привезла из Америки сифилис

Отметим, что Колумб не брал на корабль ни одной женщины во время своих первых двух экспедиций, соответственно 1492 и 1493 гг. . Издававшийся правительством США на русском языке журнал «Америка» писал в своей статье «Христофор Колумб и его время», вышедшей к 500-летней годовщине открытия Колумбом Америки (№ 10 за 1992 г.), по этой щекотливой теме сифилиса, привезенного из Америки командой Колумба, следующее. Цитируем:

«Правда ли, что моряки из флотилии Колумба (после его первой экспедиции и открытия Нового света) занесли в Европу сифилис из Нового Света?

Действительно, в Европе эта болезнь впервые приняла характер эпидемии после первой экспедиции Колумба, когда маркитантки, следуя за армией французского короля Карла VII, заразили его солдат во время кампании 1494 года по захвату Неаполлитанского королевства. Несколько трактатов этого периода обсуждают вспышку этой эпидемии и указывают, что до того времени заболевание «морбус галликум» (французская болезнь) не было известно в Европе. Многие ученые полагают, что сифилис сперва распространился среди женщин, зараженных ими матросами из экипажа Колумба, плававшего в Новый Свет .

В своей переписке Колумб не затрагивал этой темы. Да она была бы и неуместной в его письмах, адресованных королеве Изабелле и королю Фердинанду. Но испанский историк Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес (Gonzalo Fernández de Oviedo y Valdés) писал о занесении сифилиса из Нового Света как о неоспоримом факте. В «Общей истории Индии», опубликованной в 1535 году, он рассуждает об этом довольно пространно, утверждая, что «вплоть дo того, как король Карл прошел через ту страну (Италию), эта зараза была невиданна в тех землях. Но истина заключается в том, что с острова Гаити, или Эспаньолы, эта болезнь, как говорилось выше, распространилась на Европу ; она очень часто встречается среди индейцев, и они знают, как от нее лечиться. и у них отличнейшие травы, деревья и растения, пригодные для лечения этого и других недугов».

Эта болезнь стала известна в Европе под многими названиями, причем большая часть из них приписывает вину за ее распространение какой-нибудь национальности: «французская оспа», «немецкая болезнь», «польская болезнь» . Около 1512 года Джироламо Фракасторо, итальянский врач и поэт, сочинил латинское стихотворение, красочно описав занесение этой болезни из Нового Света. Он назвал свое произведение «Сифилис, или Морбус галликус», по имени героя поэмы, молодого пастуха Сифилиса, который навлек на себя гнев богов, что и побудило автора назвать это заболевание сифилисом, под которым оно известно и по сей день«, отмечал журнал «Америка».

Пока мы говорили, в основном, что привез непосредственно Колумб и его команда в Европу после открытия Америки в результате первого путешествия 1492 г , а о том, как повлияли, в целом, новые продукты и богатства из Нового Света на тогдашнюю Европу, Азию и Африку. Также далее мы приведем карту продуктов, которые попали из Нового Света в Старый, и наоборот .

Из Европы в Америку

Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602

Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.

Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, - те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.

Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное - он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» - пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.

Анджело Тревизан

Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи - редис, салат-латук, капуста и брюква, - и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения - через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья - длиннее, а зерна - больше, чем у нас или где бы то ни было еще.

Микеле да Кунео

По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения - например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо - вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.

Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».

Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».

Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).

Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.

Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.

Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.

Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.

Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.

Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.

Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.

Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, - особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».

Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.

То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».

Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.

Во времена Эрнана Кортесакастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, - ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».

Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси, где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день - удивительное дело - можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо - это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».

Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, - ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.

В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки - колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».

Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».

Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла, самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.

Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд - ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.

Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции - ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Мост в Южную Америку Некогда на землях нынешней Аргентины, Колумбии, Перу и Чили жили люди эпохи мегалита, оставившие последующим поколениям каменные круги, менгиры, дольмены и настоящие жемчужины искусства, поражающие тщательностью отделки. В этом отношении они ничуть

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Кризисы в истории цивилизации [Вчера, сегодня и всегда] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Сексуальная культура в России. Клубничка на березке автора Кон Игорь Семёнович

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Закрыть Америку! У синего моря урядник стоит, А синее море шумит и шумит. И злоба урядника гложет, Что шума унять он не может. Максим Горький Изменения сексуальной морали и поведения ставят перед российским обществом множество новых и придают дополнительную остроту

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Две Европы Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие - в степях или

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Тур «Роди в Гоа», не пугайтесь, рожать ездят не только в Америку и Европу Человеку цивилизованному может показаться диким то, что в Гоа специально едут семейные пары рожать в натуральных условиях. Не скажу, что является первичным, приезды к нам отца и основоположника этого

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

16. Переплывая Атлантический океан Возникновение атлантической цивилизации Распространение культуры из Европы в Америку и наоборот Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

В честь кого назвали Америку? Вовсе НЕ в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени уэльсца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота –

Из книги С мольбертом по земному шару автора Демин Лев Михайлович

Из книги Происхождение вилки. История правильной еды автора Ребора Джованни

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги автора

Глава XIV Вновь в Америку Лишь несколько месяцев провел Верещагин в кругу семьи, в своем московском доме за Серпуховской заставой. В ноябре 1901 года он вновь отправился на Американский континент. Цель новой поездки была двоякой: во-первых, художник намеревался устроить

Из книги автора

Из Испании в далекую Америку: сахарный путь Если португальцы интересовались специями, а кастильские идальго мечтали об Эльдорадо и о благородных званиях, итальянских купцов прежде всего волновала земля и ее производительность, хотя они тоже не были равнодушны к

Из книги автора

И. С. Кардаш Игорь Стравинский: из Европы в Америку – от балета до балета Игорь Стравинский покинул Россию накануне Первой мировой войны: с 1913 года он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Уже с конца 1920-х – начала 1930-х Америка незаметно, но настойчиво