Три главных дня у римлян. Римский календарь и основные праздники. Кто дал названия месяцам

Роман - литературный жанр , как правило прозаический , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Роман представляет собой биографию или частичку биографии. Роман – эпос частной жизни, моделирует реальность, но не утверждает, что события – действительно происходящие события.

Роман нужно рассматривать исторически.

Самой старой формой из всех до нас дошедших – роман-авантюра. В них есть некий сюжетный стержень. Состоит в основном из преодоления внешних препятствий, лишен примет времени, психологизма нет, нет изменений в героях. Сюжет этот во многом близок к сказочному сюжету. Но есть подробные описания экзотических стран. Отличие от эпоса – герой, частное лицо. Такие романы были развлекательными.

В античности возникает и другой тип романа – пародийный роман (пародия на авантюрный роман). Пример: Апулей «Золотой осёл». Путешествие по Греции. Опасности мелкого масштаба. Путешествует в образе осла, роман очень откровенный, глазами осла автор может показать низкий быт, который авантюрный роман никогда не интересовал. Открывается перспектива для сатиры.

В Средние века возникает рыцарский роман (куртуазный роман). Создавались в 12-13 веках. Сосредоточен вокруг всего благородного. Это как будто возвращение к сказке. Впитывает мифологичность. (О поиске святого Грааля). Рыцари, которые действуют в этих романах, напоминают сказочных героев. Сказочные мотивы здесь трансформируются. Огромное влияние оказывает куртуазная лирика (о служении прекрасной даме). «Тристан и Изольда» - моменты перехода от сказки к роману.

«Дон Кихот» - самый важный этап в развитии романа. Первоначально – пародия на рыцарский роман. Ознаменовал собой переход от рыцарского романа к собственно роману. В романе широко описывается жестокая жизненная проза. Это и есть то новое, что вносит Сервантес. У Сервантеса рождается новая тема – одинокого чудака в жестоком мире. Эта низкая действительность становится главной в плутовском романе.

Плутовской роман

Героями плутовских романов становились жулики , авантюристы , прохиндеи . Обычно симпатии читателей были на их стороне. Их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники , криминальные элементы, а также такие же плуты , как и они.

Плутовской роман перерастает в социально-бытовой. Такой роман возникает в 17-18 веках. Постепенно перерастает в психологический. М.М. Бахтин: «Роман – несоответствие героя его судьбе». «Человек больше своей судьбы или меньше совей человечности». Жанр романа становится универсальным. Сама распространенная форма романа – роман биографический.

Возможные варианты повествования в романе:

    с рождения героя до его смерти («Парфюмер » П. Зюскинда , «Доктор Живаго» Пастернак), Обломов;

    с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния жизни («Жизнь Дэвида Копперфильда », Чарльз Диккенс или «Бремя страстей человеческих », Уильям Сомерсет Моэм );

    с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание », Фёдор Достоевский ). Отцы и дети

Формы романа:

культурно-исторический роман (Тургенев, Гончаров)

типичный герой своей эпохи. Такой роман строится как идейный диалог. Роман фактически превращается в исследование.

идейный (идеологический роман) Достоевский. Автор не принимает идей героев, он дает героям высказаться до конца и показывает последствия. «Полифонический роман» (Бахтин)

натуралистический роман

натуралистический роман - это исследование природы, людей и среды. Его авторов больше не привлекает замысловатая интрига, ловко придуманный и разработанный по определенным правилам сюжет.

протетический роман

способен вбирать в себя всё

Роман умрет только вместе с литературой. Это универсальный жанр.

Литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры являют собою плод совокупной деятельности начинателей и продолжателей. Такова, например, сформировавшаяся в эпоху романтизма лиро-эпическая поэма.

Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.
Картина усложняется еще и потому, что одним и тем же словом нередко обозначаются жанровые явления глубоко различные. Так, древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером - элегическим дистихом (сочетание гекзаметра с пентаметром) и исполнявшееся речитативом под аккомпанемент флейты. А во второй половине XVIII - начало XIX в. элегический жанр благодаря Т. Грею и ВА Жуковскому стал определяться настроением печали и грусти, сожаления и меланхолии.

авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н.В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой; "Дом у дороги" А.Т. Твардовского имеет Подзаголовок "лирическая хроника", "Василий Теркин"- "книга про бойца".

Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений.

Г.Н. Поспелов разграничил жанровые формы "внешние" ("замкнутое композиционно-стилистическое целое") и "внутренние" ("специфически жанровое содержание" как принцип "образного мышления" и "познавательной трактовки характеров"). Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, положив в основу их разграничения социологический принцип: тип соотношений между художественно постигаемым человеком и обществом, социальной средой в широком смысле. "Если произведения национально-исторического жанрового содержания (имеются в виду эпопеи, былины, оды. - В.Х.), - писал Г.Н. Поспелов, - познают жизнь в аспекте становления национальных обществ, если произведения романические осмысляют становление отдельных характеров в частных отношениях, то произведения "этологического" жанрового содержания раскрывают состояние национального общества или какой-то его части". ("Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова).


РОМАН
Роман, признанный ведущим жанром литературы последних двух-трех столетий, приковывает к себе пристальное внимание литературоведов и критиков.

Если в эстетике классицизма роман третировался как жанр низкий, то в эпоху романтизма он поднимался на щит как воспроизведение " обыденной действительности" и одновременно "зеркало мира и <...> своего века", плод "вполне зрелого духа

Гегель:в романе отсутствуют присущее эпосу "изначально поэтическое состояние мира", здесь наличествуют "прозаически упорядоченная действительность" и "конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений". В. Г. Белинский, назвавший роман эпосом частной жизни: предмет этого жанра- "судьбы частного человека", обыкновенная, "каждодневная жизнь".

М.М. Бахтин: герой романа показывается "не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью"; это лицо "не должно быть "героичным" ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова, романический герой объединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные". При этом роман запечатлевает "живой контакт" человека "с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)". И он "более глубоко, существенно, чутко и быстро", чем какой-либо иной жанр, "отражает становление самой действительности". Главное же, роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал

В романе неизменно присутствует и едва ли не доминирует -в качестве своего рода "сверхтемы" - художественное постижение (воспользуемся известными словами А.С. Пушкина) "самостоянье человека", которое составляет (позволим себе дополнить поэта) и "залог величия его", и источник горестных падений, жизненных тупиков и катастроф. Почва для становления и упрочения романа, говоря иначе, возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды

В романах широко запечатлеваются ситуации отчуждения героя от окружающего, акцентируются его неукорененность в реальности, бездомность, житейское странничество и духовное скитальчество. Евгений Онегин ("Всему чужой, ничем не связан",- сетует пушкинский герой на свою участь в письме Татьяне), Раскольников у Ф.М. Достоевского

в романах немалую роль играют герои, самостоянье которых не имеет ничего общего с уединенностью сознания, отчуждением от окружающего, опорой лишь на себя. Среди романных персонажей мы находим тех, кого, воспользовавшись словами М.М. Пришвина о себе, правомерно назвать "деятелями связи и общения". Такова "переполненная жизнью" Наташа Ростова. В ряде романов (особенно настойчиво - в творчестве Ч. Диккенса и русской литературе XIX в.) возвышающе и поэтизирующе подаются душевные контакты человека с близкой ему реальностью и, в частности, семейно-родовые связи ("Капитанская дочка" А.С. Пушкина). Герои подобных произведений воспринимают и мыслят окружающую реальность не столько чуждой и враждебной себе, сколько дружественной и сродной. Им присуще то, что М.М. Пришвин назвал "родственным вниманием к миру".
Тема дома звучит и в романистике нашего столетия: у Дж. Голсуорси ("Сага о Форсайтах" и последующие произведения), М.А Булгакова ("Белая гвардия"), М.А. Шолохова ("Тихий Дон"),

Этот жанр способен включить в свою сферу черты эпопеи, запечатлевая не только частную жизнь людей, но и события национально-исторического масштаба ("Пармская обитель" Стендаля). Романы в состоянии воплощать смыслы, характерные для притчи. По словам О.А. Седаковой, "в глубине "русского романа" обыкновенно лежит нечто подобное притче".
Несомненна причастность романа и традициям агиографии. Житийное начало весьма ярко выражено в творчестве Достоевского. Лесковских "Соборян" правомерно охарактеризовать как роман-житие.

Романы нередко обретают черты сатирического нравоописания, каковы, к примеру, произведения О. де Бальзака, У.М. Теккерея

Роман, как видно, обладает двоякой содержательностью: во-первых, специфичной именно для него ("самостоянье" и эволюция героя, явленные в его частной жизни), во-вторых, пришедшей к нему из иных жанров. Правомерен вывод; жанровая сущность романа синтетична. Этот жанр способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных. По-видимому, не существует жанрового начала, от которого роман остался бы фатально отчужденным.
Роман как жанр, склонный к синтетичности, резко отличен от иных, ему предшествовавших, являвшихся "специализированными" и действовавших на неких локальных "участках" художественного постижения мира. Он (как никакой другой) оказался способным сблизить литературу с жизнью в ее многоплановости и сложности, противоречивости и богатстве. Романная свобода освоения мира не имеет границ. И писатели различных стран и эпох пользуются этой свободой самым разным образом.

В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, "романы карьеры", а также приключенческие и детективные. Их сюжеты являют собой многочисленные сцепления событийных узлов (интриг, приключений и т.п.), как это имеет место, к примеру, у А. Дюма.
Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последние двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие: событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности

Одна из важнейших черт романа и родственной ему повести (особенно в XIX-XX вв.) - пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают и на которую так или иначе воздействуют.

Наиболее распространенный в XVIII-XX веках, большой по объему, сложный по строению эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.


1. Характерные особенности романа

Главными структурными элементами романа рассказ и творений ней воображаемый мир в пространстве и времени, населенный персонажами, наполненный событиями, заключенным в сюжет . Кроме рассказа (изложение от первого лица) или рассказы (изложение от третьего лица), романа свойственна прямая речь персонажей (в виде диалогов, монологов), описания, авторские отступления. В зависимости от разновидности романа, авторского стиля или творческой манеры писателя соотношение между ними разнообразные - от преимущества повествования (рассказы), что характерно для классического романа, в преимущества описания, диалога или монолога (внутреннего монолога в психологическом романе, описания в документальном романе).
Рассказчик в своей классической форме, сложившейся реалистическим романом, - авторитарный создатель воображаемого мира, который верховодит образами, формирует их, замыкает в крепких, окончательных рамках своей интерпретации и оценки. Роману 20 ст. присущ другой тип рассказчика: рассказчик вступает в "диалогические отношения с чужими сознаниями", другие сознания являются равноправными по нему. У такого романа есть своя традиция - от Ф. Рабле , Сервантеса , Х.-Я.-К. Гриммельсгаузена . Но особенно отчетливо она обнаружена в психологическом романе "Братья Карамазовы" Достоевского . В Украинской литературе элементы диалогичности, полифонии имеющиеся в "Пути-дороги" И. Франко .
Рассказ определяет и сюжетную схему романа: от простейшей, эпизодической, которую чаще наблюдаем в повести , рассказе , к сложной, развернутой, присущей произведению с многолинейных сюжетом. Если в романе 18 - ст. сюжет, как правило, соответствует хронологическому и логическому развертыванию событий, то в 20 в. он нарушен причинно-временной последовательностью, поскольку автор смещает хронологический и логический ход событий. Связанные идейным замыслом, сюжетом, персонажами, романы образуют дилогии, тетралогии и циклы.


2. История жанра романа

2.1. Предыстория

Роман, как повествовательный прозаическое произведение, знала и античная литература (Лонг , Харитон , Гелиодор в древнегреческой и Петроний, Апулей в древнеримской), и древние восточные литературы, однако в литературоведении принято отделять эти литературные формы от современного романа.

2.2. Зарождение романа

В своей современной форме роман начал зарождаться в середине веке на волне устремлений ознакомить европейское общество (прежде французское) с античными мифами , произведениями античных авторов. Так появляются первые романы: "Роман об Александре", "Роман о Фивы" , "Роман о Трою" , "Роман о Энея" - компиляции , перепевы античных авторов. Тогда романом называли повествовательный произведение, написанное какойнибудь из романских языков (не латинском). В Средние века также возникают рыцарские романы (куртуазные, а также цикл артуровских романов Кретьена де Труа). Эти произведения были поэтическими и все еще сильно отличались от романа в его современном виде, поэтому некоторыми исследователями принято рассматривать эти жанры вместе с античным романом, отдельно от современного.


3. Классификация романов

Роман XX века - это различные типы и разновидности романа, при формировании которых отчетливо наблюдается смешение жанров. Единой классификации разновидностей романа нет. В зависимости от литературных эпох, периодов, течений, стилей и теоретических основ различают роман просветительский, средневековый, барочный , сентиментальный, романтичный, екзистенциалистичний подобное. По содержанию - социальный, семейно-бытовой, социально-бытовой , исторический, философский , сатирический, Приключения , биографический , научно-фантастический и др..
За время развертывания сюжета - исторический (изображаются прошлые события), современный (изображаются нынешние события), роман о будущем (изображаются предусмотрены автором события, например, в научно-фанастичному романе).
По тематике или изображаемым средой - урбанистический роман, маринистический роман, время их считают подвидами романа, классифицированных по смысловым принципом (например, автобиографический роман - разновидность биографического, роман на тему села - разновидность социального, семейный роман - разновидность семейно-бытового).


роман литературный повествовательный жанр

Термин «роман», возникший в XII в., успел претерпеть за девять столетий своего существования целый ряд смысловых изменений и покрывает чрезвычайно разнообразные литературные явления. К тому же формы, именуемые сегодня романами, появились гораздо раньше самого понятия. Первые формы жанра романа восходят еще к античности (любовные и любовно-приключенческие романы Гелиодора, Ямвлиха и Лонга), но ни греки, ни римляне не оставили специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией, его принято называть романом. Епископ Юэ в конце XVII века в поисках предшественников романа впервые применил этот термин к ряду явлений античной повествовательной прозы. Наименование это основано на том, что интересующий нас античный жанр, имея своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели, представляет очень значительное тематическое и композиционное сходство с некоторыми видами позднейшего европейского романа, в формировании которых античный роман сыграл немалую роль. Название «роман» возникло позже, в эпоху Средневековья, и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение.

Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян - латинский. В XII-XIII вв. нашей эры наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и распространенные в среде демократических слоев общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов (так называемое третье сословие). Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman - романский рассказ, повесть. Затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений, которое в дальнейшем устоялось в языке и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п.

Можно сделать вывод, что если наиболее приближенный к современному значению данный термин появился в эпоху буржуазии - 17 -18 века, то и зарождение теории романа логично относить к тому же времени. И хотя уже в 16 - 17 вв. появляются некие «теории» романа (Антонио Минтурно «Поэтическое искусство»,1563; Пьер Николь «Письмо о ереси сочинительства», 1665), лишь вместе с классической немецкой философией появляются первые попытки создать общеэстетическую теорию романа, включить его в систему художественных форм. «Одновременно и высказывания великих романистов о своей собственной писательской практике приобретают большую широту и глубину обобщения (Вальтер Скотт, Гёте, Бальзак). Принципы буржуазной теории романа в ее классической форме были сформулированы именно в этот период. Но более обширная литература по теории романа возникает лишь во второй половине XIX в. Теперь роман окончательно утвердил свое господство как типичная форма выражения буржуазного сознания в литературе» .

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу «роман» -- это «инклюзивный термин, перегруженный философскими и идеологическими коннотациями и указывающий на целый комплекс относительно автономных явлений, не всегда связанных друг с другом генетически». «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII или даже XVIII веком.

На появление и обоснование данного термина, безусловно, оказала влияние история развития жанра в целом. Не менее важную роль в теории романа играет и его становление в различных странах.

04.02.2016

Первый римский календарь был совсем не похож на современные перекидные календари , удобно отделяющие месяцы и недели друг от друга. В первоначальном варианте и вовсе не было недель, а месяцы именовались с помощью порядковых номеров. Всего месяцев было десять, а дней, содержащихся в году, — триста четыре. Календарь был позаимствован у древних греков и введен в 738 году до нашей эры царем Ромулом, в честь которого нередко можно увидеть названия «Ромулов календарь» или «календарь Ромула». В период правления царя год начинался с приходом весны, поэтому первым месяцем долгое время служил март. Он, как и некоторые другие месяцы, получил свое название только к концу 8 века до н. э.

В честь отца легендарного Ромула, бога войны Марса, был назван март (мартиус). Апрель (априлис) имеет латинский корень «aperire» («открывать»), поскольку в этот период раскрывались почки на деревьях. В честь матери бога Гермеса, богини Майи, назван май (майус). Последним месяцем, названным не по порядковому номеру, стал июнь (юниус), посвященный богине Юноне. Когда количество дней в календаре было упорядочено, шесть месяцев вмещали в себя 30 дней. Остальные четыре, а именно март, май, июль (в те времена квинтилис) и октябрь, содержали 31 день.

Первые реформы в римском календаре

Календари, вмещающие 12 месяцев, появились благодаря одному из древнеримских царей - Нуме Помпилию. Он прибавил к Ромуловому календарю два дополнительных месяца — январь, посвященный двуликому богу Янусу, и февраль, названный в честь Фебрууса — бога подземного царства. После нововведений в календаре присутствовало 354 дня, что уравнивало римский календарь с грецким. Интересен способ, которым добывались дни для нового двенадцатимесячного календаря. Пятьдесят дней было прибавлено для получения равновесия с годом у греков. Еще по одному дню римляне забрали у месяцев с продолжительностью 30 дней. Они сделали это для того, чтобы прибавить не 50, а 51 день — нечетные числа считались более счастливыми, нежели четные. В результате на новые месяцы выпало целых 57 дней: 29 на январь и 28 на февраль.

Получившийся год в 355 дней был практически идентичен лунному календарю, что нельзя назвать случайностью. Ведь каждый новый месяц начинался с появления первого лунного серпа. Глашатаи громко объявляли это событие с наставления жрецов, таким образом доводя новость до сведения римлян. Те календари были еще каменными и включали в себя знаки зодиака в центре, дни месяца по сторонам и дни недели сверху, помеченные под изображениями прикрепленных к ним богов.

Мерцедоний и проблемы римского календаря

Римский год отставал от тропического на 10 дней, из-за чего каждый второй год приходилось вводить промежуточный месяц — мерцедоний. Но и его введение не решало проблему, поскольку в этом случае год римлян обгонял тропический на сутки. Поэтому понтификам (жрецам) была поручена важная миссия — регулировать длительность мерцедония таким образом, чтобы календарные дни соответствовали явлениям природы. Однако жрецы имели другие цели: подстраивали дни уплаты налогов, как им удобно, удлиняли сроки правления отдельных властей и укорачивали тех, кто был им непригляден. Манипулируя временем в свою пользу, жрецы спровоцировали путаницу во времени празднования многих дат.

В период до 46 года до нашей эры планирование календарей в Риме было сложнейшим занятием из-за их хаотичности. Но во времена правления Юлия Цезаря римляне дождались желаемых реформ. Группа астрономов под предводительством Созигена принялась за усовершенствование римского календаря. Теперь он брал за основу годовое вращение Солнца, а не Луны, сохранял равновесие с тропическим годом и соответствовал четырехгодичному солнечному циклу.

Юлианский календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. Это соответствовало новолунию после зимнего солнцестояния, и это единственная существующая связь между календарем Созигена и лунными циклами.
Начало года было смещено с первого марта на 1 января — день, когда в должность вступали консулы, и брал начало римский хозяйственный год. Таким образом, римский календарь стал максимально похож на современные карманные календари . Чтобы уравнять проведение праздников с явлениями природы, в 46 году до нашей эры римлянам пришлось помимо мерцедония ввести в календарный год еще два месяца. Этот год продолжительностью в 445 дней известен как «год замешательства». Совершенствование римского календаря можно проследить в таблице:

Счет дней в Древнем Риме был не таким, как в наше время. Первый день месяца раньше носил название «календы». Идами назывались каждое 13 или 15 число зависимо от месяца. Соответственно 5 или 7 день месяца назывался нонами. Март, май, октябрь и июль вмещали ноны 7 числа, а иды — 15. Дни считались не после, а до или от определенного события. К примеру:

  • 5 марта — второй день от мартовских нон;
  • 28 февраля — в канун мартовских календ;
  • 13 сентября — сентябрьские иды;

Каждый 4-й год являлся високосным. Поскольку изначально дополнительный день был не 29 февраля, а спрятанным между 23 и 24, то второе 24 февраля определялось как «биссектус» — «второй раз шестой». Но из-за неправильного произношения византийских греков современные календари включают в себя именно високосный год.