Субкультура: Скинхеды. Элементы стиля скинхед в коллекциях ведущих модных домов Скинхеды девушки

Сегодня скинхеды - субкультура националистов. Ирония в том, что в далекие 1960-е цветное население Англии во многом сформировало вкусы и атрибутику будущих неофашистов, а война велась на совершенно ином фронте. Изначально скинхеды, представители пролетариата, противопоставляли себя модам, лощеной молодежи зажиточного среднего класса. Зато дружили с руд-боями - молодыми эмигрантами с Ямайки, которая в то время страдала от безработицы. Переселенцы с острова естественно ринулись в бывшую метрополию на заработки. И, казалось бы, волна миграции должна была вызвать всплеск агрессивности со стороны коренного населения, но руд-бои и скинхеды сдружились на почве общей социальной изолированности, к тому же работали они зачастую на одних и тех же фабриках. То есть первоначально конфликт существовал не в расовой, а в экономической плоскости. Юные скинхеды переняли у руд-боев основные элементы внешнего вида и музыкальные вкусы. Кумиром стал, например, Дезмонд Декер, популярный в то время исполнитель ска и регги, а позже и небезызвестный Боб Марли. Причем широкое распространение исконно ямайских музыкальных мотивов во многом объясняется именно их популярностью среди скинхедов, сделавших регги и ска частью своей культуры.

Отрывок из книги «You’ll Never Be 16 Again» Питера Эверетта: «Вскоре нельзя было прийти на тусовку к черному парню и не застать там группу скинхедов. Но, на удивление, не было ни малейших разногласий на почве расовых и культурных различий. Белая и черная молодежь никогда не была так близка, как во времена зарождения движения скинхедов. Скинхеды копировали нашу походку, манеру одеваться, говорить, танцевать. Они общались с нашими девушками, курили нашу траву, ели нашу еду и покупали наши пластинки».


Как выглядели

Короткие стрижки

Четко разграничить стиль руд-боев и скинхедов 1960-х непросто, в те времена атрибуты обеих субкультур тесно переплетались. Моду на короткие стрижки, например, скинхеды переняли у своих ямайских друзей, но в такой прическе был и сугубо практический смысл. Отсутствие пышной шевелюры предохраняло от пыли, грязи и вшей, неизбежных в работе на фабриках, заводах и шахтах. Бриться наголо скинхеды начали только в 1970-х, а изначально носили короткий «ежик». Девушки иногда оставляли челку и прядки по бокам, затылок стригли коротко, как и парни. Такая стрижка отличала скинхедов и руд-боев от модов, предпочитавших длинные прически.


Подтяжки

Подтяжки – еще один неотъемлемый атрибут скинхедов, позаимствованный у руд-боев. Их ширина, как правило, не превышала двух с половиной сантиметров.


Джинсы

Примечательны не сами джинсы, а то, как скинхеды их носили: на талии (помогали подтяжки) и подвернутыми почти до середины лодыжки, чтобы не испачкать. Среди изготовителей в почете были Levi"s, Lee и Wrangler.


Армейские ботинки

Практически на всех фотографиях 1960-х скинхеды запечатлены в тяжелых армейских ботинках. Выбор пал именно на эту обувь не из-за того, что ею больнее бить, а потому что военная форма стоила дешево. По той же причине многие скинхеды предпочитали куртки и штаны камуфляжной расцветки. Ботинки Dr. Martens как наиболее правдоподобная имитация военной обуви стали популярны позже.


Рубашки и поло

Клетка, излюбленный принт всех англичан, использовалась многими брендами того времени. Среди скинхедов спросом пользовалась марка Ben Sherman. Поло, в свою очередь, впервые стали надевать не для игры в теннис. Классикой стал Fred Perry. По одной из версий, причина – в логотипе, лавровом венке, символизирующем победу еще со времен античности.


Кардиганы и свитеры с V-образным вырезом

Сейчас не увидишь скинхеда в кардигане или свитере с треугольным вырезом, однако, тридцать пять лет назад это было в порядке вещей.


Пальто crombie

Самой желанной вещью для скинхеда было пальто crombie. Пальто прямого силуэта с подплечниками и лацканами носили и моды, но в отличие от обеспеченной молодежи парни, трудящиеся на заводах, крайне редко могли позволить себе купить неношеную обновку. Манера носить тоже отличалась: скинхеды выглядели в crombie небрежно. Также распространены были джинсовки, бомберы, харрингтоны, спецовки, иногда парки и тренчи.


От бунтарей до неонацистов

Окончательно движение скинхедов оформилось в конце 1960-х. Тогда же о нем впервые начала писать пресса. В основном это были заметки о мелких потасовках: сначала о боях за территорию, в 1970-х – о футбольных драках. Но акцента на расовой принадлежности не было. Скинхеды били модов, тедди, хиппи, студентов, но не черных.


Трансформация в известный нам сегодня образ стартовала с первыми волнами азиатских мигрантов в 1970-х. Если африканское и ямайское население смогло адаптироваться, то выходцы из Индии и Пакистана любви среди уже «второй волны» скинхедов не снискали. Их культура была слишком далека от европейской, поэтому они в гораздо большей степени, нежели афроамериканцы, воспринимались, как чужаки. Движение скинхедов стало массовым, а на волне нелюбви к азиатскому населению еще и политически активным. Изменению образа мысли также способствовала британская националистическая партия «Национальный фронт». Во второй половине 1970-х она активно вербовала агрессивно настроенных скинхедов в свои ряды. В первый раз прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой», музыкальная группа Skrewdriver, причислявшая себя к скинхедам, заявила о своих неонацистских взглядах на концерте «Рок против коммунизма», а в популярной британской передаче Donahuue show впервые скинхэда отождествили с расистом.

Бритоголовых парней в высоких ботинках, подвернутых джинсах, тонких подтяжках и застегнутых на все пуговицы поло окончательно стали ассоциировать с фашизмом и ксенофобией с приходом к власти Маргарет Тэтчер. В результате ее внутренней экономической политики массово закрывались шахты и фабрики, упразднялись целые отрасли экономики. Безработица возросла колоссально, что привело к ожесточенной борьбе за рабочие места. С этого момента берет начало движение НС-скинхедов (National Socialist skinheads), считавших, что эмигранты отнимают у них работу. В итоге нацистские настроения среди скинхедов одержали верх, а первоначальные принципы и идеалы были забыты.


Несмотря на столь печальный конец, истинной толерантности по отношению к представителям других культур стоит учиться именно у «первой волны» скинхедов. Тем, кто в современном мире считается воплощением расовой нетерпимости, агрессии и экстремизма, в 1960-х не могла прийти в голову мысль ненавидеть кого-то за внешние отличия. Чего не скажешь об их последователях, да и о большинстве людей сегодня.

Их действия находят осуждение общества во всем мире. Их боятся и презирают, называют «убийцами демократии» и «нацистскими ублюдками». Их судят и сажают за убийства. О них снято множество передач и написано бесчисленное количество книг. Скинхеды – кто они? Попробуем разобраться подробно.

История возникновения скинхедов

Прежде всего, давайте обозначим один момент. Скинхеды – это субкультура. Да-да, такая же субкультура, как и панк-движение, готы, эмо и так далее. Но не стоит путать «скинов» со всеми остальными. Субкультура скинхедов радикально отличается от любой другой культуры, возникшей под влиянием музыки. Началось все, конечно же, в Англии, в старом добром Лондоне. Что и неудивительно – спокойные и надменные англичане славятся умением основывать дикие и буйные молодежные течения. Может быть, им просто надоело быть чопорными и холодными? Кто знает. Но это неважно. Итак, движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) взяло старт с 60-х годов двадцатого века в бедных рабочих кварталах. И произошло оно от очень популярного движения модов (modernist, или, как их еще называли, стиляги), движения teddy boys (а по-русски гопников) и футбольных хулиганов. Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров - донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках. Ничего не напоминает? Совершенно верно, стиль одежды современного скина сформировался на заре движения. Это была типичная одежда лондонского работяги, зарабатывавшего свой хлеб тяжелым физическим трудом. Бритая голова – классический опознавательный знак скина – служила защитой от лишней грязи и пыли, скапливающейся в доках, а также вредных насекомых типа вшей. Вообще головы часто не брили, а лишь подстригали под «ежик». Прозвище «бритоголовый» в те времена было обидным, унизительным, так обзывали работяг.

Первые скины уважали (!) чернокожих и мулатов. Неудивительно – среди рабочих того времени было много иммигрантов. Скины и приезжие с Ямайки имели общие взгляды, слушали одинаковую музыку, в частности рэггей и ска. Очень большое влияние на скин-движение оказало течение футбольных хулиганов. Во многом именно ему скины обязаны курткам-бомберам, которые позволяли легко выскользнуть из рук соперника при уличной потасовке, бритой голове, благодаря которой хулигана невозможно было схватить за волосы. Конечно же, у скин-молодежи была куча неприятностей с полицией. Что характерно, в движении участвовали как парни, так и девушки. Не лишним будет отметить, что, как и все футбольные фанаты, скинхеды любили проводить время в пабе за кружечкой пенного.

Но время идет, люди взрослеют, и первая волна скинов к началу 70-х пошла на убыль. Бритоголовые начали обзаводиться семьями и потихоньку забывать о прежнем буйном образе жизни. Однако ничего не проходит бесследно, и вот Англия уже взрывается волной дикой и агрессивной музыки – панк рока. Этот стиль идеально подошел рабочей молодежи, искавшей для своего движения более жесткую музыку. Появился стрит панк – отличное решение для скинов, которому с легкой руки одного английского газетного писаки было привито название «Oi!». Стиль отличался от панка – это были классические гитарные риффы, наложенные на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов. Припевы были похожи на крики фанатов на трибунах (привет хулиганам!). С музыкой пришли и дополнения к одежде – скины второй волны стали чаще носить армейские футболки. Все это было чуждо старым скинам, которые роптали на молодежь 70-х за их музыку и одежду. В то время среди скинхедов первой волны бытовал лозунг «оставайся верным 69-му». Считается, что именно на 1969 год пришелся пик популярности скинхед движения. Итак, английская молодежь все больше начала увлекаться панк музыкой, а рабочий класс получил собственное движение. Так как собственный музыкальный стиль и стиль одежды у скинов уже был, их взгляды обратились к политике. Многие скинхеды стали поддерживать борьбу правых партий, вливаясь в британский неофашизм, а другие отстаивали идеи левых, пропагандируя рабочий класс и идеи коммунизма. В основном, левыми были скины первой волны, которые противились расизму. Существовали и аполитичные группы, предпочитающие свою субкультурную политику.

Толчком к развитию наци-скинхед движения, то есть скинов, как они выглядят сейчас, послужил переход панк группы Skrewdriver от стрит панка непосредственно к скинхед музыке. Это был первый стрит панк коллектив, публично заявивший о своих неонацистских взглядах. Они выступали против коммунизма и симпатизировали «Национальному фронту». К концу 70-х правое движение усилилось, и на улицах Лондона появился скинхед-расист. Это нужно было видеть! Все СМИ били тревогу, английское общество, еще не опомнившись от Второй Мировой, с ужасом смотрело на любого бритоголового, видя в нем фашиста. Заблуждение о «расистской» природе каждого скина усиливали Национальный Фронт и группа Skrewdriver. Политики умело поливали скинов терминами фашизм и расизм. Такие действия возымели результат – к скинхедам начали относиться в высшей степени негативно.

Наконец, к середине 90-х формируется третья волна скинхедов. 17-18 – летние панки сбривают свои ирокезы и вливаются в ряды скинов. Возрождаются старые скин- идеи и в большинстве стран Европы и Запада формируются классические скинхед-группировки. Теперь это в основном смесь классических футбольных хулиганов и хардкор-панк скинов. В России, к сожалению, 99 процентов скинхедов являются сторонниками неонацистских взглядов. У современного русского общества твердо бытует мнение о том, что любой скинхед – это расист.


История возникновения скинхедов

Стиль одежды скинхедов

Как выделить в толпе представителя той или иной субкультуры? Конечно, по его (ее) одежде. Скинхеды – не исключение. Их атрибутика и одежда отличается от общей моды, и, по большей части, унифицирована. Рассмотрим общий внешний вид современного скина. Ограничимся российскими скинхедами как наиболее знакомым нам течением – вид русского скина почти не отличается от западного, отличие лишь в нацистской символике, применяемой нашими скинами.

Итак, одежда. «Униформа» скинхедов взята у самых истоков движения, а именно у лондонских портовых рабочих. Это тяжелые ботинки, камуфляжные штаны и футболки. Классический вид скина – это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова. Идеал обуви для скина – это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders). Однако стоят они недешево, поэтому в основном ограничиваются военной обувью. Шнурки – отдельная тема в экипировке скина. По цвету шнурков можно определить его принадлежность к той или иной группе движения. Например, белые шнурки носят те, кто убил или участвовал в убийстве «нерусского» человека, красные – антифа, коричневые – неонацисты. Можно, конечно, носить шнурки любой расцветки, не относясь к той или иной группе, но в таком случае скинам, чтущим традиции, на глаза лучше не попадаться. Вообще, одежда скинхеда очень практична – она помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары. Этой же цели служат и атрибуты – металлические цепи, карабины и так далее. Некоторые скины любят нашивки в виде немецких крестов, свастик и тому подобное. Правда, используют их очень редко, ведь в таком случае скин становится легкой добычей милиции, обнаруживая свои ультраправые взгляды.

Многие скинхеды любят татуировки. Их обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под курткой на улице, поскольку по ним легко обнаружить сторонника движения. Тематика тату в основном однообразна – это политические ультраправые лозунги, символы свастики, немецкий и кельтский кресты, изображения самих скинов в различных позах, различные надписи типа “Skinhead”, “White Power”, “Working class”, “National Front” и так далее. За такие татуировки скинхеды часто подвергаются преследованию и насилию со стороны правоохранительных органов, так как они прямо кричат о нацистских убеждениях, поэтому некоторые предпочитают наносить менее очевидные изображения вроде языческих богов, оружия, зверей и так далее. Часто накалывают буквенные шифры, например, «88», «14/88», «18». Здесь цифра обозначает порядковый номер буквы в латинском алфавите, то есть 88 - Heil Hitler, 18 - Adolf Hitler. 14 – это не буквенный шифр, это 14 слов девиза Белой Борьбы, сформулированного одним из идеологов движения скинхедов Дэвидом Лейном, пожизненно сидящим в закрытой американской тюрьме: “we must secure the existence of our people and a future for white children” (“мы должны защищать настоящее наших людей и будущее наших белых детей”). Часто встречаются сдвоенные руны в молнии «зиг» (SS), руна «отал» и другие рунические комбинации.

Таков стиль современного скинхеда. Конечно, не стоит считать, что он типичен для всех – многие скины сегодня одеваются как и большинство обыкновенных людей, поскольку так их труднее вычислить. Подлинная скиновская одежда – дань традициям движения.


Стиль одежды скинхедов

Идеология скинхедов

Вот и добрались до главного. Идеология движения скинхедов. Поскольку пропаганда наци-скинхедов и идеологии расового превосходства сделали свое дело, в интернете сегодня сложно найти идеологию истинных, «классических» скинов. Попытаемся исправить этот недостаток и открыть читателю глаза на истинное положение вещей. Для удобства разделим скин движение на три основных течения – классические скинхеды, наци скинхеды и красные скинхеды.

Поехали. Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами. Их идеология – противопоставление простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. Это отпор власти над бедными и родительским запретам. Это гордость за простых работяг и ненависть к богачам. Классические скины аполитичны. Они пьют пиво и любят футбол – дань футбольным хулиганам, которые оказали серьезное влияние на течение. Ни один классический скинхед не обойдется без хорошей драки – опять же заметно влияние хулиганов. Собственно, больше про это течение сказать ничего особенного нельзя. Любят музыку ска, рэггей, Oi! и так далее.

Наци-скины. А вот здесь есть на чём остановиться: скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена. С одной стороны, идеология нацистов кажется жестокой и антигуманной. Действия скинов находят огромный резонанс в современном обществе – их ненавидят, презирают, пытаются отловить и наказать. Убийства людей, конечно, не самый хороший поступок. С другой стороны, нельзя не заметить, что поступки скинхедов возымели действие – иностранцы чувствуют себя в стране не так свободно, как раньше. Объективно можно сказать, что скинхеды – это способ защиты общества от излишне обнаглевших иммигрантов. Правда, жаль, что убийства чернокожих и других граждан зачастую неоправданны и не несут характер возмездия, который можно было бы объяснить. Акции русских скинов – это обычно нападение на ни в чем неповинных чернокожих студентов, предпринимателей и так далее.

Наци-скины делятся на две группы – это рядовые скины и идейные руководители. Первые, соответственно, участвуют в потасовках и акциях, играют исполнительную роль. Вторые же занимаются политической стороной вопроса, продвигают идеи нацизма в общество, планируют акции и так далее. Их сфера – борьба за власть в стране. Теоретически победа таких руководителей на политической арене должна означать мирное, политическое урегулирование вопроса возрастающего числа иммигрантов. Согласитесь, патриотизм не чужд ни одному из нас, и не хочется в один прекрасный день проснуться уже не в своей стране. Многие скинхеды следуют течению стрейт-эдж (straight edge с английского - «чёткая грань», сокращённо sXe), то есть ведут здоровый образ жизни. Такое поведение, несомненно, облагораживает скина, так обильно политого грязью современными СМИ и политиками. Впрочем, как относиться к националистам - вопрос спорный, в их движении присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. Решение должен принять каждый сам для себя.

И, наконец, антифа. Красные скины, рэдскинс, как их еще называют. На каждое действие найдется свое противодействие, как говаривал дядюшка Ньютон. Сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды – коммунизм, классовую борьбу, «фабрики - рабочим» и так далее. Существует два движения антифа: S.H.A.R.P. (SkinHeads Against Racial Prejudice) и R.A.S.H. (Red and Anarchist SkinHeads). Помимо «левых» взглядов, антифа обладают еще одной особенностью. Они ненавидят скинов и проводят акции, направленные на их подавление. Драки между скинхедами и антифа – не редкость сегодня. И опять же, спорный вопрос, как относиться к антифашистам современному человеку. С одной стороны, противодействие расовым убийствам – это, конечно, хорошо. С другой – борьба методами противника бессмысленна. Можно сказать, что антифа создают столько же проблем, сколько создают скинхеды. Более того, борьба рэдскинов подобна открытию «второго фронта» во время Второй Мировой – поздно и малорезультативно. Скинхеды успевают отбивать атаки антифа и планировать собственные расистские акции. Борьба с незаконной деятельностью должна проводиться органами правопорядка, а не группой молодежи, настроенной столь же агрессивно, как и нацисты.

Таковы направления скин движения. Нюансов в них огромное количество, и спорить по каждому вопросу можно бесконечно много.


Идеология скинхедов

Заключение

Свастика на рукаве, бритый череп, внушительные «берцы», черный бомбер и угрожающий взгляд. Скинхед? Как теперь понимаем, стереотип. Скинхед-движение изначально пропагандировало прямо противоположные современным наци понятия. Тем не менее, наци-скинхеды состоялись как независимое движение и обзавелись собственной музыкой и взглядами, положенными каждой субкультуре. Вопрос отношения к ним, безусловно, спорный. Но действия их, вне всякого сомнения, противозаконны и неэтичны. Возможно, методику борьбы против чужеродных элементов скины в ближайшее время поменяют. Что же касается России, современное общество в большинстве своем выражает негатив в отношении русских скинхедов. Что не мешает им практически безнаказанно проводить свои акции по уничтожению и унижению «небелых» рас.

И вот теперь, когда вы прочитали эту статью, я попрошу вас ответить на один вопрос. Итак, как вы теперь думаете, так кто же такие скинхеды: неонацисты, или обыкновенная подростковая субкультура?

Очень часто на улицах можно встретить молодежь, называющую себя скинхедами. Слово «скинхед» можно разбить на два английских «skin head» и переводится это как «бритая голова». По сравнению с другими неформальными движениями, представители этой субкультуры, имеют самую сложную и развитую идеологию.

К сожалению, современные молодые люди потеряли ту истинную цель, которую несли основатели этой культуры. И в настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме. Хотя, есть и такие группы, которые придерживаются более мирной, антифашистской идеологии.

Вот список существующих направлений этого течения:

  • традиционные скинхеды - появились в ответ на отклонения от первоначальной скин культуры, в пример себе ставят основателей данного течения. Традиционные скинхеды слушают музыку в стиле ска, регги, рокстеди (все остальные направления предпочитают рок и патриотическую музыку);
  • S.H.A.R.P. - Skinhead Against Racial Prejudices – данное направление против расовых предрассудков;
  • R.A.S.H. - Red & Anarchist Skinheads – эти представители поддерживают идеи социализма, коммунизма и анархизма;
  • НС-скинхеды - Nazi-skinheads/ Бонхеды – Boneheads (также их называют правыми скинхедами) – проповедуют национал-социалистические идеи, правые и ультраправые взгляды на политику и остальные ценности;
  • Straight edge скинхеды - sXe Skinheads – люди, считающие, что такие вредные привычки, как увлечение алкоголем, курение и наркомания – это плохо. Данная группа за здоровый образ жизни.

Как выглядят скинхеды?

1. Отличительные знаки скинхедов:

  • «кельтский крест» (изображение креста, помещенное в круг);
  • классическая немецкая свастика;
  • череп и кости.

2. Одежда скинхедов. Отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Раз уж начали про обувь, то замечу, что цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

3. Прически скинхедов. Как вы уже наверно догадались – это чисто выбритая голова, но, допускается и просто очень короткая стрижка.

4. Татуировки скинхедов. Тематика татуировок весьма разнообразна. Это могут быть как надписи и аббревиатуры, так и обычные узоры. Некоторые наносят на тело татуировки в виде фашистской свастики или любые другие рисунки расистско-нацисткой темы.

Идеология скинхедов

Большая часть скинхедов – расисты и националисты, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.

Ну и в конце отвечу на вопрос « как стать скинхедом?». Если вам близка по духу идеология скинов, то смело меняйте свой имидж и ищите себе подобных друзей. Только никогда не забывайте о том, что все ваши действия должны быть законны.

29.01.2009

Сегодня про скинхедов, наверное, слышал каждый, но кто они такие, откуда появились и все ли из них нацисты, рассисты и прочие...сты думаю мало кто слышал. Оказывается скинхеды это совсем не обязательно пьяная толпа подростков фанатов Таврии.

Движение скинхедов, то есть “кожанноголовых”, “голова - кожа” (или скинов - как они себя сокращённо называют) зародилось в 60-х годах XX века в бедных рабочих кварталах Англии. Прообразом этого движения были так называемые моды (сокращение от слова “modernist ” - современный человек), то есть “стиляги”, “teddy boys ” (гопники) и “boot boys ” (футбольные фанаты). Первые бритоголовые были ими весьма условно, они просто коротко стриглись, под короткий “бобрик” (и сами себя бритоголовыми они никогда не называли, для них это было оскорбительно, что-то вроде "винторогий" или “рогохвостый”). Изначально они носили тяжёлые ботинки строительных рабочих, “донки” - грубые куртки или полупальто докеров, джинсы на подтяжках или военные брюки, армейские футболки. Высокие ботинки и подтяжки, выцветшие джинсы и тёплая байковая рубашка - это внешность британских городских рабочих начала и середины XX века. К слову сказать, далеко не все называли себя скинхедами. Были названия вроде “herberts ” (“херберты”, образовано от названия улицы в городе Глазго), “street kids ” (“уличные ребята”), “spy kids ” (“дозорные”) и другие.

Некоторые из них бездельничали или подрабатывали от случая к случаю, но большинство из этих ребят занимались тяжёлым физическим трудом. Тем, кто работал с ручными лебёдками в доках, требовалась удобная и прочная одежда. Это было продиктовано прежде всего собственной безопасностью. Ботинки с крепким стальным носком могли уберечь ноги от падения тяжёлых ящиков или других предметов. Подтяжки прижимали одежду к телу, не давали ей возможность за что-нибудь зацепиться или попасть в винтовые узлы лебёдок. Штаны из крепкой ткани, рубашка и куртка, имеющие накладки на плечах - всё это предохраняло рабочих от дождя и сырого мокрого ветра. Те, кто работал в речных доках, оставляли на голове короткий “ёжик” после стрижки. Они стриглись так лишь для того, чтобы было поменьше возни с волосами от пыли, грязи и вшей. Как видим, ношение подобной одежды и внешний стиль вообще - был вполне оправдан.

Пальто или куртка с накладкой на плечах называлась, как мы уже сказали, “донка” (“donkey jacket ”). Слово “donkey ” переводится как “лебёдка”. То есть, сочетание этих слов означает “куртка лебёдочника”. Подтяжки назывались “braces ” (“скобки”, “строительный крепёж”). Ботинки назывались “boots ”, и тому подобное. Первые скины одевались точно так же, как и рабочие в речных доках Восточного Лондона. Почему? Потому что они сами этими рабочими и были.

По одной из легенд рабочие после трудового дня пили в пабе пиво, что, кстати, было для них обычным занятием. Разгорелся конфликт с матросами, что не было редкостью. Рабочих "отматросили" на совесть и со знанием дела. В очередной раз ребята, получив “лещей”, оторвали у курток воротники, надели свои рабочие ботинки, подстриглись покороче и пошли снова искать приключения. Матросов это совсем не испугало, и рабочие опять-таки получили свою “порцию люлей” и в этот раз, но их имидж и агрессивность в поведении прочно вошли в жизнь под названием “skinheads ”. Но это легенда, и выяснить - действительно ли вышеозначенное “физио-битие” имело место - не предоставляется возможным.

Среди друзей первых скинхедов было много приезжих с Ямайки. Английское правительство приглашало рабочих из других стран. И белые и чёрные рабочие подружились и нашли много общего. К чернокожим и мулатам первые скины относились с симпатиями. Они слушали одинаковую музыку и имели одинаковые взгляды.

Какую же музыку слушали скины первой волны? Вест-индийская и ямайская музыка ска (“ska ”) и рок-стеди (“rock-steady ”, в Англии он назывался “blue-bit ”) были для них музыкой улиц, они слушали её с удовольствием. Под эту музыку они танцевали танец, называемый “stomp ” (искажённое слово “stamp ”, переводится как “топот”), создавая на деревянном полу своими ботинками максимально возможное количество грохота. Так же они слушали регги (“reggae ”). А вот ямайскую музыку 70-х и 80-х годов “roots ” (“корни”) скинхеды уже не слушали. Что касается регги, то его и ребята и девушки могли танцевать всю ночь. Нередко музыканты с Ямайки приезжали в Англию, чтобы записывать и выпускать пластинки для своих короткостриженных слушателей. Они были самыми верными последователями регги. Первые скинхеды упивались ямайской музыкой, так как она соответствовала их собственным взглядам на жизнь. Кстати, единственным белым, играющим скинхедовское регги, был Judge Dread .

Музыка "регги" зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, став частью освободительного движения, существовавшего там со времен колониализма и рабства. В 1930-е годы XX столетия одной из форм этого движения стало так называемое растафарианство. Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маркус Гарви (1887-1940 гг.) выдвинул идею движения "Обратно в Африку" (замечательная, кстати, идея), получившего массу последователей и среди черного населения. Опираясь на библию, Гарви пророчествовал, что негров Ямайки спасет от господства белых великий чёрный лидер из Африки. И когда в 1930 году эфиопский магнат Рас Тафари (Маконнен) был коронован как император с именем Хайле Селассие, негры, верившие пророчеству Гарви, решили, что оно сбылось. Рас Тафари был признан живым богом и избавителем, а его приверженцы стали называться растафарианцами. Иногда этот семитско-негритянский религиозный коктейль называют “чёрным христианством”. “Чёрные христиане” избегают употреблять мясо, табак, вино и соль, обожествляют Африку как “отцовский дом” и не стригутся, завивая волосы в длинные локоны (“колбаски”), которые считаются “антеннами в духовный мир”. После этого негры нередко носят именно такие причёски, но многие вряд ли знают, откуда это пошло (и, кстати, такими “антеннами” обзаводятся уже не только они). Зато употребление наркотиков у них не считается грехом, и поэтому достаточно распространено (видать, это более мощный метод для приобщения к “духовному миру”). И поныне любой безмозглый “укурок”-олигофрен в футболке с зелёным листиком конопли считает себя “раста” (“растаманом”).

Происхождение термина "регги" объясняют по-разному. Одни, например, связывают его с английскими словами "рэггид" и "ритм". Рэггид-ритм (“ragged rhythm ”) - рваный, истрёпанный ритм. Другие соединяют это слово с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне (столица Ямайки) - стреггей (“streggae ”). И, наконец, "регга" (“regga ”) - негритянское племя в Танганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово “регги” впервые появилось в 1968 году. На редкой фотографии, которую Вы видите слева, английские девушки танцуют регги.

Ну а “ska ” - это-то что такое? Это первый предшественник регги. Возможно, слово “ska ” произошло от известного в джазе “scat ”, означающего ритмичное произнесение безсмысленных слогов, сочиняемых на ходу певцом, то есть - это творческая отсебятина. "Ска" развилось как результат слушания ямайскими музыкантами радиостанций из Майами, передававших ритм-энд-блюз (“rhythm`n`blues ”). Характерной особенностью "ска" было преобладание в оркестровке духовых инструментов, исполнявших специфические "риффы": повторяющийся ритмический аккомпанемент. В ритмическом отношении ска отличался от ритм-энд-блюза большей изощренностью за счет пропускания сильных долей такта и выделения слабых в соответствии с характером национальной музыки. Первыми представителями ска на Ямайке были Байрон Ли, Лаурэль Эйтикен и Принс Бастер.

Вторая волна ска, называемая “2-tone ” ("ту-тоун" - двутоновая, двухцветная), относится уже ко второй половине 1970-х годов. Это уже английская, а не ямайская музыка, но она имеет примерно такое же звучание, как и в ранние, в 1960-е, годы. Ямайские исполнители вновь вернулись в Англию стали играть уже в смешанном, в “чёрно/белом” составе. Само название подчёркивало принцип сотрудничества белых и чёрных музыкантов в регги. Действительно, многие английские ска- и регги-группы имели смешанный состав. Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди молодежи, расизм, нетерпимость взрослых по отношению к детям, социальную несправедливость и тому подобное.

Другой, несколько более поздней формой регги было направление упомянутого "рокстэди", в некоторых случаях именуемое "руб-а-даб" (“rub-a-dub ”). В середине 60-х годов музыканты ска-групп всё чаще начинают применять электрогитары и бас-гитары, роль духовых инструментов ослабляется, постепенно они либо совсем исчезают из оркестровки, либо отходят на задний план. Именно эти изменения и характеризуют переход ска в реггей.

Что касается музыки в стиле “oi! ” (“эй!”), то она возникла позже. “Oi! ” - это также традиционная музыка скинхедов первой волны. “Эй!” - тот же панк, но ориенированный на рабочую молодёжь (в отличие от “панк-рока”, который направлен на средний класс). Впервые это название ввёл Гарри Бушелл, журналист издания “Sounds ”. Звучание у музыки этого стиля примерно такое же, как и у панка. Первые песни, отдающие этим стилем, сыграли ещё “Ramones ”. Именно они сочинили весёлую песенку-кричалку со словами “Hey! Ho! Let`s go!” . Первые группы, играющие “oi! ” - это “Sham 69 ” и “Cockney Rejects ”. Игралась эта музыка “громко и весело”. В начале 80-х годов звучание “oi! ” стало меняться, мелодии становились медленнее, в словах появилось больше осмысленности. К примеру, “Last Resort ”, “4-Skins ”, “Crux ” пели не только о радостях жизни, но так же и о её горестях и трудностях - безработица, драки на улицах и тому подобное. Пожалуй, о музыке пока хватит.

Другим развлечением первых скинхедов был футбол. Скинхеды присутствовали на футбольных трибунах много лет, и это также отразилось на их одежде. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки с разными цветами, которые соответствовали цветам их любимых команд. Во времена расцвета футбольного хулиганства стали носиться тёмно-зелёные ветровки “Alpha Jacket ” (их называли также “Flight Jacket ” или “Bomber Jacket ”), которые позволяли легко выскальзывать из рук соперников в уличных драках.

Невозможно обойти стороной и скутеры (мотороллеры). Эти недорогие и удобные средства передвижения появилось вскоре после войны. Они любимы и до сих пор, и не только скинами, но и модами. Скутер считается главным признаком их отличия. Скинхедам нравилось собираться большими стаями на скутерах, - так они были недосягаемы для прохожих. Известными они стали после того, когда скинхеды вторглись во время праздника в один из лондонских парков и устроили там гонки. Одно из названий первых скинхедов - “peanuts ” (“дробители орехов” - это имя они получили за мощный рокот их мотороллеров).

Какое было мировоззрение первых скинхедов? Они не были расистами, но их нельзя назвать и антирасистами в полном смысле этого слова. Они не были ни “за”, ни “против”. Если можно так выразиться, они были “а-расистами”. Среди первой волны бритоголовых были и те, кто выражал интересы рабочего класса, но при этом они не были законченными коммунистами, хотя отдельные экземпляры баловались коммунистическими идеями. Но абсолютно точно известно, что ни нацистами, ни националистами они не были и быть не могли. Да, они “придерживались про-британских взглядов”, но в это понятие они вкладывали осознание своей принадлежности к Англии, к своей стране. Да, они были патриотами своей страны, но ни о каком национализме не было речи. Даже нельзя сказать, что они были “за Родину против государства”. Словом, их мировоззрение было весьма расплывчатым, неоформившимся, упор делался именно на саму субкультуру, на эффектность , а не на эффективность .

Многие из скинхедов были чернокожими. Словосочетание "чёрный скинхед" звучит сейчас дико, но это было. Такая вот интересная и абсолютно серьёзная история скинов. Нередко и белые и чёрные жались плечом к плечу в клубах и на концертах, в которых "рулили" черножо… чернокожие ди-джеи. Чёрных называли “rude boys ” ("грубые парни", "грубияны"), они приезжали в Англию из Ямайки. Многие из них вместе с белыми принимали участие в драках с пакистанцами, которых называли “паками”. Да и название для драк было соответствующее - “paki-bashing ” (“мочиловка паков”). Эти уличные банды чёрных и белых нападали на пикастанцев именно потому, что они от них отличались. Многие из пакистанцев не умели говорить по-английски, не умели танцевать регги и занимались в основном торговлей (наверное, как “наши” кавказоиды и вьетнамцы). Этого было вполне достаточно, чтобы устроить с ними коллективный мордобой. С тех времён, видимо, и идёт популярная на компьютерах прошлого поколения игра “Pak-man ”, где колобок-“пакистанец”, спасаясь от белых недоброжелателей, должен собрать призы в лабиринте.

Объединялись первые скины по принципу территории. Били они всех, кто по их мнению являлся отбросом общества (или “предателем рабочего класса”, как они выражались). Получить по физиономии в равной вероятности мог и богатый, и верующий, и представитель субкультуры детей “среднего класса” - хиппи и битник. Особенно скины ненавидели хиппи, этих "детей цветов". Подростки из рабочих районов рассматривали субкультуру хиппи как эпатаж бездельников из семей “среднего класса” и из богатых семей. Ведь хиппи, перебесившись с длинными немытыми волосами и засаленными джинсами, мог вернуться в мир обезпеченных родителей, а скинхеды такой возможности не имели. В этих драках не было ни малейшего намёка на расизм или нацизм. Объекты для уличных драк скинхеды первой волны выбирали по социальному признаку . Тогда не было и речи о “корректировке расового баланса”. До политики им так же не было ровно никакого дела, и они не были никак связаны с расистскими группами. В их головах не было никаких идей и чего они хотели, они сами, видать, не совсем понимали. Просто они "делали то, что считали нужным".

Но вернёмся к так называемым “rude boys ”. Это чёрные разбойники Ямайки, со "съехавшими крышами", были гораздо злее и опаснее даже нынешних скинхедов. Называемые “rudies ” или “rudies on ruin ”, они были безработными подростками с окраин, появившимися после того, как Ямайку постиг жестокий кризис. Люди приезжали в Англию в поисках работы и, не найдя её, занимались чем придётся. Многие из них носили оружие и были безрассудными людьми, при появлении полиции они могли открыть огонь. Им отвечали взаимностью, жестокость полицейских при задержании ямайцев, промышлявших уличными разбоями, пределов не знала.

Пригород столицы Ямайки, посёлок под названием “Shanty Town ” был самой настоящей “дырой”. Люди жили в обветшалых хижинах, сколоченных из старой фанеры, прогнивших досок, ржавого железа и прочей строительной ветоши. Кроме голода и болезней они не видели ничего. Работы, естественно, не было. Деться с этого проклятого острова им было некуда, но для некоторых из них выход всё же был. Многие из них уезжали в Англию. Они работали везде, где требовался тяжёлый труд, в том числе и в речных доках. Оказавшись в Англии, они стали скинхедами, а привозимые с ними записи в стиле ска, регги и рок-стеди стали слушать и те, кто работал вместе с ними.

Это и объясняет, почему чёрные и белые скинхеды в унисон ненавидели пакистанцев. Друг друга скины, независимо от цвета кожи, прекрасно понимали. Скинхеды первой волны прекрасно понимали чёрных, испытывающих лишения. Так сказать, “своя свою познаша”, "моя твою понимат". А вот гостей-азиатов, занимающихся торговлей, они не понимали, что вылилось в драки с ними. Существующая неприязнь рабочих к лавочникам ни во что другое вылиться и не могла. Как это так, если придерживаться их психологии, я работаю в поте лица, а этот торгаш торгует себе в удовольствие, не проливая пота, и имеет больше, чем я? Это несправедливо. Что касается белых, то среди них не было тех, кто мог бы назваться “rude boy ”. Всё-таки, несмотря на их незавидное положение в Англии, уровень их жизни никогда не опускался так низко, как на Ямайке. Жизнь первых скинов, конечно, не была мёдом и сахаром, но она была лучше, чем у их “товарищей по несчастью” на острове Ямайка. Когда “rude boys ” были объявлены “вне закона”, они стали героями молодёжи. Ими восхищались за то, что они плюнули в презираемое ими общество и пренебрежительно относились к остальным. Казалось, что им всё нипочём. Скинхеды им подражали, и не исключено, что драчливое поведение скинов на улицах было получено именно от ямайских "грубиянов".

Теперь надо выяснить, как обстояло дело с девушками. Так называемые “rude girls ” (и они же “reggae girls ”) не обязательно были белыми девушками. Всякие были: и белые, и мулатки. Их любимым развлечением было танцевать регги. Вообще, судя по всему, они производили впечатление развязных, непослушных и диких девчонок, которым не сиделось дома и совершенно нечем было заняться. На концертах их можно было встретить в коротких юбках и одежде наподобие той, что носили скинхеды первой волны. В начале 1980-х годов они стали носить джинсовые куртки и юбки, и сменили свои причёски на более современные. Нередко их можно было увидеть в тенисках с лавровым венком и в блестящих полуботинках (они назывались “loafers ”). Иногда такие девушки - подружки скинхедов - назывались “челси” (“chelsea ”). Откуда пошло такое название - этого не знают и сами скины первой волны. Может быть, это имя одной из подружек скинхеда, превратившееся в нарицательное, а вот кто она - это неизвестно. Ещё одно название - “skingirl ” (“девушка скинхеда” или “девушка-скинхед”) - полностью тождественно двум вышеприведённым. Что касается их причёсок, то сверху волосы они срезали машинкой, но оставляли чёлку и хвостики. Такие девушки стриглись у мужских парикмахеров из соображений цены (так было дешевле). Всё делалось только из желания понравиться ребятам, и такие девушки были нарасхват. Короткие причёски они никогда не делали. Фотография, которую Вы видите под этим абзацем, наглядно показывает, как именно выглядели эти девушки (честно говоря, я не в восторге).


Теперь нам придётся переместиться в ту же Англию, но в 1950-е годы XX века. Обратим своё внимание и на "тедди-бойз" ("teddy boys "), ибо их называют родоначальниками зарождения британских субкультур, и нередко их записывают в "праотцы" скинхедов. После войны молодые люди, занятые не особливо квалифицированным трудом (клерки, машинисты и тому подобное), стали зарабатывать какие-то деньги в количестве, достаточном для ощущения своей независимости. Получить качественное образование доходную работу им было всё же трудно. А вот сымитировать "благородные манеры", изысканную одежду и миф о "зажиточном рабочем" - уже легче.


Само название "teddy boys " (или просто "теды") происходит от ”The Edwardian Drape Society ” (T.E.D.S. ), общества эдуардианского облачения. В это “общество” входили члены высокого общества, носящие смокинг, котелок и трость, подражая принцу Эдуарду VII (годы правления: 1901-1910). Впервые название "teddy boys " дала газета "Дэйли Экспресс" 23 сентября 1953 года. До этого их называли "cosh boys " (“парни-дубинки”, “cosh ” - дубинка).

По внешнему виду узнать их было совсем не трудно. Тёмная одежда, длинный пиджак с манжетами и воротником, брюки-дудочки, узкий кожаный галстук, ботинки на рифлёной подошве. Особенно бросались в глаза чуть длинные волосы, обязательно набриолиненные. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Можно сказать, что они были очередной головной болью для Англии после II Мировой войны. Они, конечно, не были законченными преступниками (всё-таки далеко не низы общества), но вели эти "гопники" себя вызывающе, "по-уличному", и нередко устраивали безпорядки, иногда даже - потасовки с полицией, сколачивая собственные уличные группировки. Теды активно участвовали в так называемых "войнах банд". Самый известный случай - это 1955 год, когда в Южном Лондоне в одном из кинотеатров Биллой Холей и “The Comets ” был представлен “Rock Around The Clock ”, который спровоцировал ряд насилия на улицах Лондона. Нередкими были и расовые стычки, теды нападали на чернокожих и вообще неугомонно участвовали в драках с небелыми. Это могло быть, например, в кинотеатрах и танцевальных залах. К 1964-1965 годам они практически исчезли с английских улиц, но начало истории субкультуры как таковой было положено.

Сделаем небольшое пояснение: само понятие субкультуры включает в себя систему определённых жизненных ориентиров, стиля поведения и понятий, присущих какой-либо социальной группы, крайне ограниченной по количеству “адептов” . Субкультуру можно назвать вполне самостоятельным образованием, некой “внутренней культурой”, которая независима от “внешней” массовой культуры и развивается сама по себе. И ещё: в субкультуру (неважно в какую) далеко не каждый вхож, так как она имеет некоторую степень замкнутости.

А кто такие моды, от которых скинхедам также кое-что перепало? Как мы уже отметили, слово ”mod ” происходит от “modernist ” - “современный человек” или “стиляга”, выражаясь “по-совковому”. Это были выходцы из низших социальных слоёв, почитавшие себя "элитой". Известны две волны модов. Первая волна - это непосредственные предшественники скинхедов, такие же дети улиц, как и они. Вторая волна модов - это уже современники панков, обычно это представители среднего класса. Моды не доставляли окружающим столько неприятностей и проблем, как скины, поэтому о них практически ничего не известно. Моды делали значительный упор не на поведение, а именно на внешность. Их было легко отличить именно из-за одежды. Их навязчивой манией было одеться как можно лучше. Некоторые из них носили костюмы с тремя пуговицами и длинные плащи - это их классическая внешность. Были также и “hard mods ” (“грубые моды”), они носили подвороты и джинсовые куртки. Именно моды ввели моду (такой вот каламбур) на джинсы “Levis “ и футболки ”Ben Sherman ”. Так же они предпочитали одежно-обувные фирмы “Fred Perry ”, “Lonsdale ”. По поведению эти эпатажники напоминали подмосковных “люберов”. Модовские девушки также подражали им в одежде, одеваясь вызывающе (мини-юбки, оригинальные причёски), не в пример своим консервативным родителям.

Моды обожали скутеры, и именно это, в частности, досталось от них скинам первой волны. Часто они украшали свои мотороллеры всякими “феньками” вроде зеркал и прочими побрякушками. Так же скутерами увлекались и “бут бойз”, то есть, - футбольные фанаты, которые также вышли из среды модов.


Первые скинхеды считали себя частью первой волны модов. Они позаимствовали у модов, например, пристрастия к тем же скутерам. Моды были похожи на скинов первой волны, только слушали они не ска и регги, а “motown “ и ”nothern soul ”. Но в целом они были привязаны не к музыке, а к одежде. Выглядеть хорошо, одеваться опрятно - это их “всё”, на этом они были помешаны как одержимцы. Вся “фишка” в том, что, кроме того, чтобы нарядиться как огородное пугало, у них ничего не было. Складывается впечатление, что их заботило лишь то, “как надо выглядеть, чтобы выглядеть как надо”. Изысканно они умудрялись одеться даже в плохую погоду, используя длинные плащи, закрывающие одежду от дождя. Такое поведение нередко становилось поводом для мордобоя с теми, кто не тратил все свои деньги на одежду. Ну, а поскольку моды обычно ходили стаями, то и нападение они всегда были готовы отразить.

По жизненным ориентирам они, эти "модернисты", были никем. Им просто не хотелось быть "такими как все". Это вылилось в трату всех своих свободных денег на тряпьё и шмотки. Большинство из них не имели постоянной работы и жили, не думая о завтрашнем дне. Те, кто осознал свою принадлежность к рабочему классу, через несколько лет стали скинхедами первой волны. Сейчас все моды перевелись, их уже не встретить, они ушли в прошлое, а для появления новых - просто нет никаких причин.

Прошло какое-то время и представители первой волны скинхедов в середине 1970-х годов стали носить более приличную одежду, отрастили волосы и создали семьи. Наступила смена поколений, и те ребята (так называемые “bovver boys ”, то есть “досаждающие, безпокойные дети”), которые подражали скинхедам первой волны, стали фронтом второй волны скинхедов. Те люди, кто даже повзрослев, остался верен традициям первых скинхедов, называют себя “traditional skinheads ” или “трэды”. Сейчас их единицы. Они крайне аполитичны, и скинов-расистов они на дух не переносят.

Первая волна скинов к 1972 году сошла практически на нет. Многие вышли из этой субкультуры. И через четыре года, в 1976 году, они появляются вновь. Парадоксом выглядит и то, что следующую волну скинхедов в значительной степени поддержали панки, взбудоражившие холодную Англию. “Панк-рок” выглядел достаточно агрессивно, напористо, грубо. Но молодёжь хотела более жестокое звучание для своей культуры, и появившийся “уличный панк” (“streetpunk ”) стал ещё злее, агрессивнее, вызывающее. Вообще, история с панками выглядит весьма неоднозначно, панки для шокирования общественности даже носили гитлеровскую Свастику на своей одежде, что, однако, не делало их нацистами. В то время панки и моды выясняли отношения между собой, и одни из скинов поддерживали панков (всё ж - социально близкие), другие же вставали на сторону "стиляг" (видимо, этих скинов раздражала излишняя вычурность панков и их анархизм). Потихоньку стал вырисовываться привычный нам образ бритоголового. К скинхедству стала склоняться не только рабочая молодёжь, но и панки, и даже студенты. Ещё несколько лет назад это было немыслимо.

Со стопроцентной достоверностью уже невозможно сказать, в результате чего возникли скины-расисты. Было ли это стихийным течением или всё это - результат чьих-то планов? Будем помнить, что скинхедство - это субкультура , и возникает она стихийно, как ей и положено. Трэды указывают пальцем на Британский Национальный Фронт (БНФ), который создал образ скинхеда, могущего быть полезным для них. Они в конце 1970-х годов разбрасывали листовки на футбольных матчах и начали таким образом вербовать себе в сторонники футбольных хулиганов, потихоньку закладывая в них националистические идеи. Именно ли БНФ был причиной появления бритоголовых-расистов или же они просто “подшустрили” в нужное время - сейчас это выяснить невозможно. Скорее всего, этот процесс был двунаправленным. Известно, что уже среди скинхедов первой волны худо-бедно, а расистские взгляды, перемешанные с гомофобией (всё это было из ряда “кухонных”), начинали всплывать на поверхность. Не чужд им был и мужской шовинизм, перемешанный с антифеминизмом. Почему бы и не “подшустрить”? Завербовать сторонников - естественный и нормальный процесс, а для чего и чем всё это закончится - надо смотреть конкретно. И вот, на “Dounahuue`s Show ” в Англии появился “скинхед-расист”, что было весьма необыкновенно и шокированно для общественности.

Это третье поколение бритоголовых оформилось в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Помимо всего прочего, в качестве “довеска” в середине 1980-х годов в Англии возник серьёзный экономический кризис, целые графства превратились в зоны социального бедствия, ощутимо возросла безработица. И кроме всего, трудное экономическое положение наложилось на увеличение количества нелегальных иммигрантов из стран Азии и Африки. Межрасовые конфликты обострились и накалились. Так что скинхеды-расисты появились не в самые лучшие для Британии времена.

Всё это изменило и мировоззрение и внешний вид скинхедов. Теперь они брили головы “под ноль”, что бы нельзя было схватить за волосы в драке, надевали чёрные джинсы и короткие куртки без воротников, чтобы за них так же нельзя было уцепиться. Многие группы британских скинов положительно восприняли идеи расизма. Мощным фактором роста и усиления английского движения бритоголовых стало сложившееся бедственное положение в Англии.

Вот тогда-то британское движение скинхедов окончательно расслоилось на две группы. Одна состояла из “наци-скинов” третьего поколения (“nazi-skins ”, или скины-расисты, или “правые” скины - всё это очень близко), в другую группу вошли скины всех остальных направлений, отдалившиеся от своих расиствующих “коллег”. Скины-расисты приняли лозунг “Сохраним Британию Белой!”, который стал у них излюбленным. Теперь “наци”-скинхеды выбирали объекты для драк (и неприязни/ненависти вообще) в подавляющем числе случаев по национальному признаку . В то же время их “собратья” первой и второй волны продолжали выражать социальный протест. По большому счёту скины первой/второй и третьей волны практически друг от друга визуально неотличимы. Их можно отличить только по тонким отличиям, например, по объектам агрессии или по слушаемой музыке.

Немалую роль в появлении “правых” бритоголовых сыграла культовая в их среде группа “Skrewdriver ”, то есть “отвёртка” - оружие для уличных драк. Её лидера - Яна Стюарта Дональдсона знает каждый мало-мальски грамотный скинхед, а количество песен, посвящённых ему музыкальными скин-группами, исчисляется, видимо, сотнями (включая и русские скинхедовские группы). Именно он, начав в стиле панк и регги, позднее стал играть в стиле “oi! ” - агрессивную быструю музыку с предельно политизированными и расистскими текстами. В 1993 году он насмерть разбился в автокатастрофе. Ян Стюарт, кстати, - выходец из Британского Национального Фронта. Мы ещё поговорим об этом.

Местом появления английских “наци-скинов” стал Лондон. Их появление в столице чопорной старушки-Англии ознаменовалось столь грандиозными стычками и потасовками, что это нашло отражение в английском фильме о бритоголовых “Как они начинали”. Наибольшее число неформальных молодёжных организаций скинов находится в промышленных районах городов севера страны. А идеологическим центром английского движения скинхедов является всё тот же Лондон. Нередки стали нападки на иностранцев, педерастов, а такие случаи как нападение скинхедов на марш протеста в Лондоне против расового насилия и закидывание манифестантов камнями - обычное дело. Например, вечером 11 сентября 1993 года порядка 30 скинхедов промаршировали по одной из улиц Лондона, которая считается сердцем азиатского района, разбивая витрины магазинов и выкрикивая угрозы жителям-чужакам. Многие скинхеды часто попадают в тюрьму за драку.

Мой друг рассказывал мне, что английские скинхеды дали заказ группе программистов разработать дополнительный уровень под популярную компьютерную трёхмерную игру “Quake ”, где от первого лица расстреливаются негры. Правда это или нет - я не знаю, такой “фени” у меня нет, и тем более - я её не видел.

Хочется ещё раз поговорить о взаимоотношениях скинов-“традиционалистов” и скинов-расистов. Трэды, поклонники первой волны скинхедов, терпеть не могут своих “эволюционировавших коллег”, ударившихся в расизм/нацизм, а те, как и следует полагать, отвечают им полной взаимностью. Причины для такого взаимонеприятия, видимо, в том, что любая субкультура болезненно реагирует на отпадающие от неё ветви, что выражается обвинениями в “неистинности” скинов третьей волны. “Традиционалы” не понимают расистов, расисты не понимают “традиционалов”. В частности, трэдам полностью наплевать на “расовый вопрос”, что не может быть причиной их уважения со стороны поздних скинов. А если провоскупить ужасающую демографическую ситуацию, в итоге которой белые потихоньку вырождаются, то уважение к "блюдущим традиции" пропадает полностью. Ранние скины-трэды прозвали наци-скинов “бонхэдами”, или “костеголовыми” (“bonehead ” - голова-кость), чтобы отделить себя от них. Иногда их называют “тупоголовыми”. Обвиняют их в чрезмерном увлечении расизмом и неразумности в словах и действиях. Но, надо признать, часть обвинений выглядит смешно. Например, им пеняют, что идея “борьбы за белую расу” является оправданием для любого насилия на улицах или ещё где. Но разве первые скины не занимались тем же самым, то есть мордобитием, но из несколько иных соображений? Ещё как занимались, и погромы так же устраивали, и людей избивали, только причины драк были социальные, а не национальные/расовые. Так что обвинение в совершении насилия не проходит. И первые скины вовсе не были чистыми ангелочками.

И ещё одно существенное обвинение - в политизированности наци-скинов, в их управляемости политиками. Ну, тут тоже дела обстоят далеко неоднозначно. У первых скинов не было никакой Идеи . Неважно какой, - жизнеутверждающей или наоборот - губительной для них самих и для окружающих, неважно на чём основанной. Её просто не было и быть не могло, так как они и их “родственники”- моды - были в самом буквальном смысле - никем, обыкновенными пижонами, проживающими безо всякой Цели . Трэды - это “working class kids ” - рабочая молодёжь. Для них это почётно, конечно же, никто с ними и не спорит, ну а что дальше? Кроме всего, наци-скины всё же лучше владеют понятиями о происходящем, нежели “традиционалы”. И остаётся добавить, что никаких единых центров управления у скинхедов нет, как не может быть единого центра у субкультуры. Да и желание трэдов жить без расовых различий, в расовом равенстве нарываются на самую ярую реакцию расистов, которых волнует демографическая и иммиграционная политика по отношению к стране, в которой они живут. А “перво-волники” на это внимания обращать не хотят, и уже поэтому никакого понимания между этими группами не будет. Желание сделать хоть что-то, пусть это и чудовищно с точки зрения обывателя, - это сильно отличает “новых” скинхедов от “старых”. “Старики” же сейчас полностью себя исчерпали, а идеи “правых” выдержаны временем умирать пока и не думают , кто бы что ни говорил. Конечно, я не идеализирую “правых” бритологовых и не делаю из них образцы для абсолютного подражания, но они - кто-то . Пусть многие из них - глуповатые, не совсем понимающие что есть что, порой не соображающие что делают, к чему это всё может привести, и так далее. Но ведь многие из них взрослеют, не расставаясь со внутренним состоянием, со своими внутренними установками на мир. А трэды - никто, у них нет никакой идеологии , они и сами не могут сказать кто они такие. Если бы Белый Мир состоял из одих “правых” - это была бы тотальная война. А если бы Белый Мир состоял из одних “традиционалов” - он превратился бы в болото, в котором белые люди окончательно растворились и потеряли бы всё то, чем вправе были бы гордиться неродившиеся белые потомки. Что хуже и что лучше? Вопрос риторический, но ничто не мешает его задать. И последний открытый вопрос скинам-трэдам: что именно вы можете предложить, кроме рассуждений, что вы и есть “настоящие скины”? Если хотите “быть самими собой” - будьте ими, а в другие дела не вмешивайтесь, разберутся без вас. Вы дали толчок новой волне бритоголовых, и своё вы отыграли. Время прошло, отойдите в сторону.

На этом с “традиционалами”, с "истинными скинами", покончено раз и навсегда.

Рассказывала об истории стиля субкультуры скинхедов на ее родине в Великобритании в 1960-70-е годы. В этот раз речь пойдет о моде российских скинхедов, которые в отличие от британцев в основном разделяли националистические взгляды начиная с конца 1980-х и до наших дней.

Парни в военной форме

Почему ты носишь Levi"s? Levi"s твои - жидовские джинсы.

- Потому что, когда я вернулся из Ирака, мой брат подарил мне эти джинсы. Понимает ли он, за что мы боремся? Нет. Но я точно не позволю сионистскому конгломерату решать, что мне носить.

Фильм «Абсолютная власть» 2016


Правые и ультраправые движения в России начали зарождаться в середине 1980-х, и одежда, разумеется, была одним из важных элементов, с помощью которого националисты формировали свой имидж. Националистические движения 1980-х вроде общества «Память» вышли из «Общества охраны памятников». Движение переосмысливало исторические процессы, его участники занимались реконструкторством и носили «белогвардейскую» форму, по большей части состоящую из доработанной формы советской армии.

Позже появилась собственная форма военного образца, состоящая из черных гимнастерок с погонами, черных брюк, заправленных в черные яловые сапоги, черные кители со стоячим воротником и погонами. Зимой использовались шинели, пилотки и фуражки с овальными кокардами «царского» образца. На пуговицах были не советские звезды с серпом и молотом, а царские двуглавые орлы. Популярной была и реконструкция казачьей формы. Это сейчас люди в казачьей форме стали стандартным пейзажем городской среды, но в конце 1980-х они выглядели крайне эпатажно.

На смену «памятникам» пришли более милитаризированные баркашовцы. Дресс-код данной формации состоял из черной военной формы, берета, военных ботинок и повязки на рукаве. Многие участники движения, особенно в регионах, носили обычную военную форму, которую привезли из армии либо купили в ближайшем военторге.

В России мода на ретровоенную форму довольно быстро ушла в прошлое, но в США она все еще имеет место - в наши дни участники Национал-социалистического движения (NSM) проводят свои митинги в форме, явно копирующей форму НСДАП прошлого века. Ку-клукс-клан остается верен тем же белым балахонам, что и 150 лет назад.

Милитари-стиль вообще является отличительным знаком правых в Соединенных Штатах. И это не столько дань моде, сколько стиль жизни - тот самый way of life, о котором говорили скинхеды 1960-70-е годы в Великобритании. Многие правые скины, в особенности в Штатах, прошли армейскую службу. В Германии и вовсе систематически раскрывают неонацистские ячейки в рядах Бундесвера.

В итоге военная форма была и остается важным элементом правой скинхед-моды во всем мире. Правые в Соединенных Штатах, как правило, тесно связаны с милитаризированными радикальными структурами по типу гражданской милиции. Мода у этих людей формируется в милитари-магазинах по соседству.

Не удивительно что в январе 2017 года магазин по продаже оружия разместил рекламу, на который были изображены предполагаемые клиенты, противостоящие толпе антифашистов. На плакате фигурировала надпись: «Антифашисты, сегодня не ваш день». Многие современные бренды, ориентированные на ультраправую публику, имеют в своих коллекциях вещи в стиле милитари. Более того, сейчас можно наблюдать второе рождение любимого бренда скинхедов 1990-х Alpha Industries, который изначально шил одежду для Вооруженных сил США.

Возродили моду на куртки-бомберы современные дизайнеры, включив их в свои новые коллекции 2013 года. Alexander McQueen, Dior, Victor&Rolf предлагают куртки-бомберы из кожи с контрастными манжетами и кнопками. Stella McCartney разработала вариант куртки-бомбера из кружева, шелка и кашемира. Дизайнеры Pinko тоже не отказались от облегченного варианта куртки, сшив ее из нейлона мятного оттенка и декорировав кружевными вставками и вышивкой на спине.

Бомбер животворящий

Школьный звонок...

Первый урок...

Бомбер и нож.
Бей чертей, всех уничтожь!



Цунар первый принял этот нож
Бомбер спас тебя - твой лучший друг.
С его бомбера капает кровь
Это сделал подкупленный мент.
Коррозия металла, «Бей чертей»

В начале 1990-х в правые ряды приходили в основном из фанатского движения. В то время в России эти субкультуры по большей части были неразрывно связаны между собой. Большая часть ультраправых модников отказывалась принимать участие в крупных движениях по типу РНЕ («Русское национальное единство») и к их мешковатой форме относилась весьма скептически. Основным атрибутом скинхеда 1990-х был бомбер или полевая куртка M65. Оригинальную куртку могли купить немногие по причине высокой цены - бомберы намного дороже, чем кожанки из Турции, которые носили гопники и братки всех мастей.

Кадр: фильм «Россия 88»

Вскоре спрос породил предложение, и на рынках во многих городах страны появились недорогие китайские черные бомберы со знаменитой оранжевой подкладкой. Цены на них были более чем умеренными. Эти куртки носились практически круглогодично: зимой под них надевали теплый вязаный бабушкой свитер. Оригинальная куртка М-65 не имела воротника, чтобы пилоту удобнее было размещать ремни парашюта. В среде же скинхедов ходила байка, что это сделано специально для того, чтобы в драке противник не мог схватить тебя за шиворот.

Оранжевая подкладка тоже имела свой функционал. Она была нужна пилоту в случае аварийной посадки: он должен был вывернуть куртку, чтобы его можно было легче найти с воздуха. Фанаты выворачивали свои куртки, чтоб было проще понять, кто свой, а кто чужой в драке. По одной из версий, изобретателями этого были спартаковские хулиганы из «фирмы» Flint"s Crew.

В особо сильные морозы многие наматывали на шею «розу» (шарф) любимой команды.

В ходу были камуфляжные штаны, которые также приобретались на рынке ввиду наличия там модных расцветок в отличие от унылых мешковатых зеленых изделий из военторга. Особенно продвинутые пользователи надевали джинсы неизменно голубого цвета, но опять же ввиду их дороговизны широко распространения особенно в регионах они не получили. Завершающий штрих - армейские ботинки. В провинции многие промаршировали в них вплоть до 2000-х годов.

Также нельзя обойти стороной использование такого аксессуара, как подтяжки. Наиболее актуальными были подтяжки в цветах российского или немецкого триколора. Затем пришла мода на узкие подтяжки, которые были настоящим дефицитом. Подтяжки были не просто элементом гардероба - спущенные подтяжки означали, что «боец к драке готов», поэтому многие носили подтяжки исключительно в таком виде, подчеркивая свою брутальность.

Обувной культ

Первый магазин компании «Доктор и Алекс» - «Обувь XXI века» начал работать 1 октября 1998 года в районе метро «Войковская». Это по-настоящему эпохальное событие, наконец, открыло московской публике доступ к знаменитым ботинкам Dr. Martens, Grinders и Shelly"s. Наибольшей популярностью пользовались ботинки Grinders с высоким голенищем и неизменным металлическим стаканом. Похожие ботинки носил главный герой фильма «Американская история Х» в знаменитой сцене убийства афроамериканца, вошедшей в народный фольклор как «кусай бордюр».

Эта сцена стала прямым руководством к действию для многих скинхедов того времени. «Гриндара» буквально сметали с полок. Правда, в отличие от китайских бомберов позволить их себе мог далеко не каждый. Ответом на популярность «гриндарсов» стало появление российской фирмы Camelot. Она позиционировала себя как польский бренд и изготавливала обувь, напоминавшую образцы английских марок, но по куда более приемлемым ценам.

Как правило, ботинки носились с черными шнурками, но наиболее отчаянные вдевали белые, которые говорили, что их обладатель очистил землю от инородца. Несбыточной мечтой для многих скинов стали знаменитые ботинки Panzer со свастиками и рунами зиг на подошвах, выпущенные американским брендом Aryan wear. Данный дресс-код являлся классическим в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Эталонный облик скинхеда тех времен включал ботинки с высоким голенищем, камуфляжные штаны или подвернутые джинсы, подтяжки, футболку с радикальным изображением и куртку-бомбер.

Когда к середине 2000-х годов ультраправое движение радикализировалось, а за преступление на почве национальной розни стали давать серьезные сроки, подобная мода сошла на нет. В конце десятилетия подобным образом одевались уже антифа-скинхеды, которые пытались таким образом возродить дух 1969 года. Молодежь, которая остается верна традициям этой моды, можно встретить и сейчас, но расценивать это можно лишь как косплей тех времен.

Мода на тяжелые ботинки сошла на нет. Американский правый бренд Aryan wear закрылся. Shelly"s со своей знаменитой моделью Rangers специализируется на женских туфлях, а Grinders начал выпускать ковбойские сапоги. Единственным брендом, который остался верен своим корням и сумел выжить в конкурентной борьбе, стал Dr. Martens. Более того в 2010 году у бренда открылось второе дыхание: классические ботинки модели 1460 стали появляться в гардеробах людей, весьма далеких от скинхед-моды. В Dr. Martens были замечены , Элис Эрскин и другие звезды первой величины.

Впрочем, в Великобритании традиционный стиль скинхедов сохранился. Встречаются семьи, где скинхед-традиции передаются от отца к сыну. Разумеется, вместо китайских подделок европейские скинхеды, придерживающиеся традиций, носят оригинальные Dr. Martens, джинсы Levi"s, поло либо клетчатые рубашки Fred Perry и оригинальные куртки Ben Sherman. Подобный стиль уже давно не говорит ничего конкретного о политических взглядах человека

Модные парни

Помни я теперь крутой,

У меня Lonsdale свой.

Купил его я в «Детском мире»,

Clock work times - Lonsdale

«Через пять минут прошел еще один моб, явно стремившийся к слиянию с первым. И еще один - через десять. В основном, это были молодые, лет по 20, парни, одетые по моде их хардкора: рубашки в мелкую клетку, голубые джинсы, кроссовки. Нашего любимого оружия, говнодавов с титаном, почти ни у кого не было, но большая часть бойцов несла в руках пакеты, и у всех в руках были стеклянные бутылки. Ну, стратеги, писец на ваши бритые головы!» - это строки из книги «Умри, старушка» Сергея Спайкера Сакина, которую он написал в 2003 году.

Примерно в этот период времени хулиганы и правые скинхеды начали отходить от моды на тяжелые ботинки и бомберы. Причин тому несколько.