Стационарное оборудование для смазочно заправочных работ. Заправочное оборудование

1. Смазочно-заправочные работы

2. Классификация оборудования

3. Образцы оборудования

Список используемой литературы

Смазочно-заправочные работы

Смазочно-заправочные работы предназначены для уменьшения интенсивности изнашивания и сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих технические жидкости, смазки. Операции по замене моторного и трансмиссионного масел, нагнетанию консистентных смазок, замене охлаждающей жидкости можно отнести к наиболее часто выполняемым работам на станциях технического обслуживания и ремонта легковых и грузовых автомобилей. Эти работы составляют значительный объем ТО-1 (16-26%) и ТО-2 (9-18%). Смазочно-заправочные работы состоят в замене или пополнении агрегатов (узлов) маслами, топливом, техническими жидкостями, замене фильтров.

Качество этих работ относится к числу значимых факторов, влияющих на ресурс узлов. Так, например, у большинства конструкций шаровых опор легковых автомобилей запаса «заводской» смазки хватает на весь период эксплуатации. Однако в тех опорах, где есть отверстия для масленки и смазка производится в режиме ТО-2, ресурс повышается на 20-30%. Объясняется это тем, что не смотря на защитный резиновый чехол внутрь опоры может проникать вода с грязью (абразивом) вновь поступающая смазка очищает трущиеся поверхности. Эксплуатация двигателя с уровнем масла ниже допустимого приводит к полному падению давления в системе смазки и выходу из строя вкладышей коленчатого вала. Снижение уровня тормозной жидкости приводит к попаданию воздуха в систему и ее отказу.

Основным технологическим документом, определяющим содержание смазочных работ, является химмотологическая карта, в которой указывают места точек смазки, периодичность смазки, марку масел, их заправочные объемы.

Составной часть заправочных работ являются промывочные. При промывке вымываются продукты износа, что обеспечивает лучшие условия работы деталей и вновь заливаемых жидкостей. Замена, например, всего объема тормозной жидкости в системе (1раз в год), что приравнивается к промывочным работам, увеличивает долговечность резиновых уплотнительных манжет в 1,5-2,5 раза.

Косвенно к заправочным работам относится и подкачка шин. Накачивание шины грузового автомобиля должно проводиться в специальном металлическом ограждении, способном защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода в случае их самопроизвольного демонтажа. В дорожных условиях при накачивании шина должна лежать замковым устройством к земле.

Норму давления для конкретной модели правильнее всего определить по надписи на боковине шины; на ней может быть указано давление в различных единицах и дано несколько разных его значений в зависимости от нагрузки на шину. При незнании фактической нагрузки лучше ориентироваться на максимальные значения. Если на шине нет обозначения давления, надо руководствоваться каталогами, проспектами завода-изготовителя шины (но не автомобиля), в которых приводятся рекомендуемые нормы по каждой конкретной модели.

2 .Классификация оборудования

В целях минимизации времени проведения смазочно-заправочных работ, удобства их выполнения, контроля за расходом смазочных и других жидких заправочных материалов, соблюдения норм пожарной, санитарной и экологической безопасностей, на рынке представлена широкая гамма оборудования соответствующего функционального назначения, способного удовлетворить запросы владельцев и специалистов СТО.

Оборудование для смазочно-заправочных работ подразделяется на стационарное и передвижное. Подачу масла (жидкостей) обеспечивают нагнетательные устройства, приводимые в действие электроэнергией или сжатым воздухом. Некоторые модели имеют ручной привод.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей целесообразно применение стационарных универсальных механизированных установок. В большинстве случаев они имеют панель, содержащую несколько барабанов с самонаматывающимися шлангами и раздаточными наконечниками (кранами) для моторного и трансмиссионного масел, пластической смазки, воды, сжатого воздуха. Масла и смазки поступают в раздаточные шланги с помощью пневматических насосов, установленных в резервуарах – стандартных бочках, в которых масла и смазки доставляют на АТП. При подаче жидких масел обеспечивается давление до 0,8 МПа, при подаче пластической смазки – 25-40 МПа. Необходимость столь высокого давления вызвана тем, что при несистематической смазке узлов трения, например шкворневого соединения, продукты износа забивают подводящие каналы. В некоторых случаях приходится применять ручные «пробойники» - приспособления, давление в которых создается парой: цилиндр с резьбовым каналом, заполняемым смазкой, и вворачивая в него резьбовой шток. Кроме настенного варианта, установка может быть напольного или потолочного расположения. Некоторые модели имеют счетчики расхода масел. Есть отдельные установки для одного конкретного вида смазки. Для моторного масла бывают модели, позволяющие его разогреть. Для пластических смазок выпускают нагнетатели, имеющие индивидуальный привод. Основные отличия разных моделей установок одного назначения состоят в конструкции подающих насосов и резервуаров для масла (смазки).

Для заправки, прокачки или замены рабочей жидкости привода гидравлических тормозов выпускаются приспособления, представляющие собой бак на несколько литров, из которого тормозная жидкость под действием сжатого воздуха (0,3 МПа) через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. С таким приспособлением замену тормозной жидкости или прокачку системы может проводить один исполнитель. Некоторые приспособления этого типа позволяют проверять качество тормозной жидкости.

Для нанесения жидких противокоррозионных покрытий на нижние поверхности и оперение автомобиля, в полости коробчатого типа выпускаются установки, распыляющие (с давлением 0,5-1,0 МПа) противокоррозионные эмульсии (с воздухом). Вязкость покрытия 70-150 мм 2 /с.

Широкий спектр оборудования создает для потребителя некоторую проблему оптимального выбора. Проведем классификацию оборудования одного и того же функционального назначения по принципу работы.

Установки для удаления (извлечения) моторных и трансмиссионных масел из агрегатов классифицируются по принципу их действия:

1. Сливные – масло удаляется методом самотека под действием силы тяжести через сливное отверстие в агрегате автомобиля;

2. Декомпрессионные – масло удаляется методом откачки из агрегата автомобиля в емкость, установки, давление в которой ниже атмосферного;

3. Установки, в которых удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости);

4. Пневматические – комплектуются пневмонасосом, подключаемым к пневмолинии;

5. Комбинированные – масло может удаляться как методом откачки (декомпрессии), так и самотеком (методом слива) в зависимости от ситуации.

Выше перечисленные установки бывают переносными, подкатными (передвижными) или стационарными. Следует обратить внимание на способ удаления масел из резервуара установки после его максимального заполнения в емкость для хранения и дальнейшей утилизации. Разгрузка масел из резервуара при объемах меньше 25 литров ведется вручную, при больших объемах – пневматически.

Маслозаправочные установки по принципу действия классифицируются следующим образом:

1. Ручные – насос подачи масла приводится в действие в ручную;

2. Компрессионные – подача масла осуществляется за счет сжатого воздуха в резервуаре установки (важно, что такие установки функционируют независимо от источника сжатого воздуха, например, пневмолинии);

3. Пневматические – подача масла осуществляется дозировано пневматическим насосом двойного действия, подключаемым к пневмолинии (предполагаются различные модели насосов и способы их установки на емкостях любого размера, включая стандартные бочки, возможно настенное закрепление, размещение на подкатных тележках с установленными на них емкостями).

Также применяются пневматические системы (в том числе с электронным управлением) централизованной подачи масел, смазок и жидкостей по трубопроводам со склада расходных материалов к рабочим местам.

3.Образцы оборудования

Установка предназначена для быстрой замены масла двигателей автомобилей и других машин через отверстие для щупа, оборудована сливной воронкой. Это новейшая экологичная технология, принятая во всем мире, не требует ямы и откручивания сливной пробки. Экспресс-замена масла производится на установке следующим образом. В отверстие установки щупа контроля уровня масла в двигателе, прогретом до рабочей температуры, вставляется специальная трубка установки, соединенная шлангом с баком. Открытый конец трубки упирается в самую нижнюю точку поддона картера двигателя, то есть, практически в сливное отверстие. Специальное приспособление не позволяет открытому концу трубки плотно прижаться к поверхности поддона и обеспечивет необходимый зазор для эффективного удаления отработанного масла. В баке создается разряжение, и старое отработанное масло, подчиняясь известным физическим законам "отсасывается" из самой нижней точки поддона в бак установки. Одновременно удаляются и механические примеси, содержащиеся в старом масле. Учитывая, что процесс происходит на разогретом двигателе, все остатки на боковых поверхностях успевают стечь в поддон. Происходит полное удаление старого масла из двигателя автомобиля. Сигналом о полном завершении удаления масла является повышение давления в баке до нормального, т.е. открытый конец трубки больше не погружен в масло. По сравнению с обычным способом установка для экспресс замены масла позволяет менять отработанное масло быстрее при минимальных усилиях.

Оборудование для смазочно-заправочных работ

Трудоемкость смазочных работ может составлять до 30% общей трудоемкости работ ТО-1 и ТО-2. Поэтому для снижения простоя автомобилей в технических обслуживаниях, обеспечения возможности выполнения смазочных работ, уменьшения расхода масел и смазок, необходимо использовать специализированное смазочно-заправочное оборудование. В настоящее время оно выпускается достаточно широкой номенклатуры и классифицируется по степени подвижности, раздаваемым маслам и смазкам, производительности, развиваемому давлению и приводу (рис.4.21).

Рисунок 4.21 – Схема классификации смазочно-заправочного оборудования

Для раздачи моторных и трансмиссионных масел используется высокопроизводительное оборудование (до 10…15 л/мин), подающее масло под низким давлением – до 2 МПа. При раздаче пластичных смазок необходимо развивать среднее (5…10 МПа) или высокое (15…45 МПа) давление. Поэтому производительность этого оборудования низкая, не превышающая 250 г/мин. Подачу масла или смазки осуществляют нагнетающие устройства, приводимые в действие сжатым воздухом или электродвигателем. Некоторое оборудование имеет ручной привод.

Смазочно-заправочное оборудование устанавливается на специализированном посту смазки, где и проводится весь комплекс смазочных работ по автомобилю согласно карте смазки.

Для заправки двигателей моторными маслами применяются маслораздаточные колонки с электроподогревом (типа 3155М) и маслораздаточное колонки с насосной установкой (типа 367 М3). При использовании раздаточной колонки с насосной установкой, масло из резервуара 1 масляным насосом 3 подается в напорную магистраль (рис.4.22). При превышении давления масла в напорной магистрали свыше нормативного открывается предохранительный клапан 4. Чтобы система была заполнена маслом, установлен обратный клапан 5. При заправке маслом двигателя, необходимо открывать кран 10. Насосная установка погружного типа монтируется на горловине резервуаре с маслом. Фланцевый электродвигатель соединяется с насосом валом, проходящим в подвесной трубе. Пуск и остановка электродвигателя осуществляется с помощью реле давления, настроенного на предельные значения давления в системе. В интервалах между включениями установки, подача масла осуществляется за счет запаса масла под давлением воздуха в аккумуляторе. Этим обеспечивается стабильность давления в системе и равномерность работы раздаточной колонки. Для улучшения прокачиваемости масла используют электроподогрев. Масло подогревается в резервуаре трубчатым электронагревателем (ТЭН) в виде змеевика. Для интенсификации теплообмена там же может быть установлена мешалка, имеющая отдельный привод. Внутри самой колонки устанавливают воздухонагревательное устройство, имеющее также ТЭНы и вентилятор. Общий вид маслораздаточной колонки представлен на рис.4.23.

1 – резервуар; 2 – фильтр грубой очистки; 3 – насос; 4 – предохранительный клапан; 5 – обратный клапан; 6 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 7 – манометр; 8 – фильтр тонкой очистки; 9 – расходометр; 10 – кран; 11 – раздаточный пистолет

Рисунок 4.22 – Гидравлическая схема маслораздаточной колонки

Рисунок 4.23 – Общий вид маслораздаточной колонки

Установки для раздачи трансмиссионных масел имеют примерно такую же гидравлическую и электрическую схемы. Они монтируются на стационарной емкости (150…200 литров) и включают электропривод погружного шестеренчатого насоса 5, который подает масло к двум раздаточным рукавам 14 (рис.4.24).

1 – электродвигатель; 2 и 4 – муфты; 3 – приводной вал; 5 – насос; 6 – фильтр; 7 – блок клапанов; 8 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 9 – реле давления; 10 – манометр; 11 – раздаточный ствол; 12 – отсечной клапан; 13 – запорный клапан; 14 – раздаточный рукав; 15 - маслопровод

Рисунок 4.24 – Установка для заправки трансмиссионным маслом

Для выравнивания давления масла в системе имеется воздушно-гидравлический аккумулятор 8. Реле давления настроено на минимальное и максимальное давление. При выходе за его пределы происходит соответственно включение или отключение элекропривода насоса. В период между включениями электродвигателя масло подается из аккумулятора за счет давления воздушной подушки на масло, поступившее в него при включенном приводе насоса. Для очистки масла установка имеет фильтр 6.

В небольших и средних АТП для раздачи пластичных смазок используют передвижные солидолонагнетатели. В их привод входят электродвигатель 7 и двухступенчатый редуктор 9, смонтированный в поддоне 10 (рис.4.25). При включении электродвигателя вторая ступень редуктора приводит во вращение шнек 3, который обеспечивает подачу пластичной смазки под небольшим давлением из бункера 2 к плунжерному насосу 5, приводимому в работу первой ступенью редуктора. Плунжерный насос увеличивает давление смазки, подаваемой к раздаточному пистолету до 15…20 МПа. Реле давления 6 отключает электропривод установки при превышении давления свыше 40 МПа.

1 – плита; 2 – бункер; 3 – шнек; 4 – фильтр; 5 – плунжерный насос; 6 – реле давления; 7 – электродвигатель; 8 – напорный трубопровод; 9 – редуктор; 10 – поддон редуктора

Рисунок 4.25 – Схема передвижного солидолонагнетателя

Раздаточный пистолет подводит смазку непосредственно к пресс-масленкам узлов трения автомобиля (рис.4.26). При отпущенном рычаге 13 клапан 6 прижат пружиной 4 к седлу гильзы 8. В этом случае подачи смазки нет. При нажатии на рычаг клапан 6 смещается плунжером 12, и смазка от плунжерного подается через ствол 10 и смазывающую головку 11 к узлу трения через пресс-масленку. Для удобства работы, чтобы можно было свободно поворачивать раздаточный пистолет относительно напорного шланга, в месте их соединения установлен шарнир 1.

1- шарнир; 2 – корпус; 3 – тыльник; 4 – пружина; 5 – гнездо клапана; 6 – клапан; 7 – распределительное кольцо; 8 – гильза; 9 – винт сброса давления; 10 – ствол; 11 – смазочная головка; 12 – плунжер; 13 – рычаг

Рисунок 4.26 – Схема раздаточного пистолета солидолонагнетателя

Для заправки гидравлического привода тормозов и удаления из него воздуха также могут использоваться специализированные установки. Они включают в себя бак емкостью до 10 литров, из которого тормозная жидкость под давлением воздуха 0,3…0,6 МПа через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. Применение такой установки позволяет осуществлять замену тормозной жидкости и прокачку гидроцилиндра привода одним исполнителем.

На смазочно-заправочные операции приходится сравнительно большая доля от общей трудоемкости работ как при ТО-1, так и при ТО-2. Особенно большой объем работ проводится при очередных сезонных обслуживаниях (СО), где предусмотрено (в соответствии с картой смазки автомобиля) и полное удаление старой смазки из некоторых узлов, и промывка различных систем автомобиля с заменой рабочей жидкости и т.д. Частично смазочно-заправочные операции проводятся и в зонах ТР, например при замене агрегатов.

Ранее, при рассмотрении видов трения и процессов, происходящих в узлах трения, уже говорилось о значении смазки деталей, качестве смазочных материалов и необходимости их своевременной замены ввиду чрезмерного загрязнения. Смазочно-заправочные и очистительные операции имеют специфический характер, и для их выполнения предусмотрен широкий спектр самого разнообразного оборудования и приспособлений.

Основная классификация смазочно-заправочного оборудования проводится по типу заправляемых в узлы и агрегаты смазочных материалов. Оно делится на оборудование для заправки жидкими маслами и оборудование для пластичных (густых) смазок. Соответственно, имеется и оборудование для сбора отработанных масел. В номенклатуру смазочно-заправочного оборудования входит, также вспомогательное оборудование - установки для заправки тормозной жидкостью соответствующих систем автомобиля, установки для отсоса отработанных масел и промывки маслосистем, компрессоры для обеспечения производства сжатым воздухом и установки для накачивания шин и т. д.

Вышеуказанное оборудование может быть стационарным или передвижным, а малогабаритное, используемое в основном в небольших гаражах, - переносным.

По типу привода рабочих органов эти приспособления бывают ручными или ножными. Механизированные высокопроизводительные установки для средних и крупных АТП классифицируют по типу привода на электромеханические (с приводом от электродвигателя) и пневматические (с использованием поршневых двигателей с золотниковым механизмом).

Классификация проводится также по типу применяемого основного рабочего органа - насоса. В современном оборудовании используют в основном три типа насосов: клапанного типа (с системой впускных и перепускных нагнетательных клапанов), шестеренного типа - для раздачи жидких масел и плунжерного типа - для пластичных смазок (с плунжером, совершающим возвратнопоступательное движение в камере высокого давления).

Вышеуказанное оборудование может выпускаться в одиночном (изолированном) исполнении для конкретной операции, а может быть комбинированным (комплексным) - с многофункциональным назначением.

В области разработки и создания смазочно-заправочного оборудования различного назначения накоплен большой опыт как в отечественной промышленности, так и зарубежными фирмами. Но из-за большого его разнообразия невозможно описать подробно каждый отдельный образец, поэтому в данном разделе рассматриваются лишь принципиальные основы конструкции и работы по основным типам оборудования, а для некоторых моделей воспроизводится лишь их внешний вид (для ознакомления) и приведены отдельные параметры технических характеристик.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ЖИДКИМИ МАСЛАМИ

В небольших гаражах или в полевых условиях, при отсутствии маслоскладов и установок для раздачи жидких масел, иногда возникает необходимость раздачи масла непосредственно из бочек в переносную тару для последующей заправки агрегатов. Этот процесс крайне неудобен и небезопасен. Поэтому для этой цели стали использовать переносные маслораздаточные колонки мод. 397А или С-207 (прилож. 9, рис. 1). Их устанавливают на бочку, вставляя составную трубку со всасывающим клапаном в горловину бочки. Крепление производится специальным винтовым зажимом или заворачиванием корпуса в резьбу горловины бочки. Основным узлом колонки является ручной насос двойного действия, крыльчатого типа мод. 397-1Д (рис. 2.51). В комплект установки входит счетчик отпускаемого масла поршневого типа, фильтр, шланг и раздаточный пистолет, снабженный ручным запорным клапаном и отсечным автоматическим микроклапаном с пружинкой, смонтированным на выходе из пистолета (он полностью перекрывает выходное сечение раздаточного пистолета, предотвращая «подкапывание» масла после прекращения работы насоса).

Насос состоит из корпуса 1 цилиндрической формы, в котором на оси смонтирован в виде планки корпус 2 нагнетательных клапанов 3. В нижней части корпуса насоса установлен с двумя всасывающими клапанами 4 корпус 5, разделяющий своим выступом нижнюю часть насоса на две самостоятельные полости.

Рис. 2.51.

мод. 397-1Д:

1 - корпус; 2 - корпус нагнетательных клапанов; 3 - нагнетательный клапан; 4 - всасывающий клапан; 5 - корпус всасывающих клапанов

Рассмотрим схему работы насоса. При повороте приводной рукоятки, жестко связанной с осью и корпусом нагнетательных клапанов, его левое «крыло» поднимается вверх, вытесняя находящееся на нем масло по трубопроводу к раздаточному пистолету, одновременно создавая разрежение в левой нижней полости. Открывающийся при этом всасывающий клапан впускает новую порцию масла. Одновременно происходит опускание правого «крыла», давление в правой нижней полости возрастет, впускной клапан

закроется, а нагнетательный клапан откроется, перепуская масло из нижнеи полости в верхнюю, где с правой стороны будет наблюдаться некоторое разрежение. При обратном ходе приводной рукоятки процесс повторится, но уже в обратной последовательности. Производительность описанных маслораздаточных колонок при нормальной вязкости масла составляет в среднем 8-10 л/мин.

Для заправки агрегатов трансмиссионными маслами, например с помощью установки мод. С-223 (прилож. 9, рис. 2) со сменным баком вместимостью от 50-100 л или с применением маслораздаточного бака мод. 133М (прилож. 11, рис. 1) вместимостью 20 л, а также в установках для раздачи жидких масел с использованием пневматических двигателей - мод. С-229 (прилож. 9, рис. 3), широко используют насосы клапанного типа с ручным рычажным приводом рукояткой.

Рис. 2.52.

В нижней части всасывающей трубы 2 (рис. 2.52) монтируется в бобышке впускной клапан 6 и сетчатый фильтр. На конце удлинителя 3 штока 1 с помощью гайки крепится опорная пята 5, над которой установлен поршень 4 с проходными сечениями. При подъеме приводной рукоятки рычажная система начнет опускать шток, в камере насоса увеличится давление, которое закроет впускной клапан и приподнимет поршень над пятой, открыв проходные сечения для перепуска масла в надпоршневое пространство всасывающей трубы. При опускании приводной рукоятки шток вместе с удлинителем и пятой начнет подниматься, пята перекроет проходные сечения в поршне и начнет поднимать его. В результате поршень подаст по всасывающей трубе «перепущенную» в предыдущем цикле порцию масла к раздаточному пистолету. При этом в

камере насоса возникнет разрежение и откроется впускной клапан, запуская очередную порцию масла. При многократном воздействии на приводную рукоятку производительность насоса при нормальной вязкости масла составляет в среднем 3-4 л/мин. Указанные установки используются в основном в небольших АТП и на СТОА.

Когда требуется высокая производительность, например на постах централизованной смазки, используют механизированные установки. Причем заправку моторными маслами производят обычно с использованием маслораздаточных колонок со счетчиками отпускаемого масла (прилож. 10, рис. 1; прилож. 11, рис. 3), а заправку агрегатов производят трансмиссионным маслом от насосных установок, практически идентичных установкам для заправки моторным маслом, напрямую, через шланги с раздаточными пистолетами или с использованием барабанов с само-наматывающимися шлангами (прилож. 11, рис. 2; прилож. 12, рис. 7).

Стационарная насосная установка мод. 3106М (рис. 2.53) состоит из электродвигателя 11 (мощностью 1,1 кВт), шестеренного насоса 12 типа Г11-22А, воздушно-гидравлического аккумулятора 13, автоматического выключателя 14, блока перепускных клапанов 15, всасывающей трубы 16 с сетчатым фильтром и фильтром очистки масла. Насосная установка монтируется на фундаменте на маслоскладе (обычно в подвальном помещении), рядом с цистерной с маслом.

Маслораздаточная колонка 18 мод. 367М состоит из корпуса, счетчика масла и раздаточного пистолета с рукавом. Масло к счетчику подается по трубе, проходящей внутри корпуса, на конце которой размещен запорный вентиль, разъединяющий магистраль, идущую от насосной установки к счетчику масла. Счетчик масла поршневой, четырехцилиндровый, состоящий из объемомера и счетного механизма. Счетный механизм имеет указатели разового и суммарного отпуска масла.


Рис. 2.53.

а - маслораздаточная колонка мод. 367М; б - насосная установка 3106М (монтажная схема); в - автоматический

электровыключатель; г - насосная установка 3106М (вид сверху)

Указатель разового отпуска - двухстрелочный с пределами показаний от 1 до 10 л. Указатель суммарного отпуска роликового типа, с верхним пределом измерения 999,9 л.

Маслораздаточная колонка устанавливается на посту для смазочно-заправочных работ в зоне ТО, иногда на большом удалении от насосной станции (в среднем от 5 до 15 м). Подавать масло, обладающее определенной вязкостью, на такое расстояние по трубопроводам малого диаметра весьма сложно: требуется высокое начальное давление (в зависимости от длины трубопроводов - от 0,8 до 1,5 МПа. Причем тягучее масло подается не плавно, а толчками, с гидроударами. Для смягчения подачи масла и служит воздушно-гидравлический аккумулятор, в верхней части которого образуется амортизирующая воздушная подушка.

Включение и выключение насосной установки происходит автоматически, с помощью выключателя 14, при нажатии или отпускании рукоятки раздаточного пистолета. Автоматический выключатель 14 представляет из себя реле 4 давления, взаимодействующее с кнопкой концевого выключателя 10 через рычаг 1. По окончании заправки и отпускании рукоятки заправочного пистолета клапан в нем закрывается, и давление во всей системе резко возрастает и передается по трубопроводу 6 на мембрану 7, связанную со штоком 8; постепенно преодолевается сопротивление пружины 9, шток нажимает на рычаг 1 , а тот в свою очередь - на кнопку концевого выключателя 10,

и электродвигатель насоса выключается. Процесс включения происходит в обратном порядке. Регулировка давления производится гайкой 2. Контроль давления осуществляется по манометру 5.

При невыключении по какой-либо причине электродвигателя насосной установки в работу включается блок перепускных клапанов, отрегулированный специальным винтом 19 на давление несколько большее, чем развивает насос.

Помимо описанной насосной установки широко применяют установки погружного типа, которые устанавливаются на горловине цистерны (прилож. 10, рис. 1, б). Мощность электродвигателей на них - 1,5 кВт.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

Ввод пластичных (густых) смазок в узлы трения автомобилей производится в основном через специальные пресс-масленки при давлении (для различных точек смазки) от 6 до 10 МПа, в 20% случаев требуется давление от 10 до 30 МПа, а в некоторых случаях и более. Иногда для удаления сильно застывшей загрязненной смазки используют винтовые гидропробойники, развивающие давление до 150 МПа.

В целях ввода пластичных смазок в узлы трения под большим давлением используют самые различные типы нагнетателей смазки - от ручного рычажного до механизированных, с электроприводом или с пневматическими насосами.


Рис. 2.54. Ручной рычажной нагнетатель смазки: а - общий вид; б - схема работы нагнетателя мод. 03-1279

Рассмотрим устройство и работу простейшего нагнетателя, входящего в комплект инструмента для водителя. Ручной рычажный нагнетатель состоит из цилиндрического микробункера 4 (рис. 2.54) со штоком 5 и само-поджимным поршнем, продвигающим смазку под действием пружины к насосу плунжерного типа, в корпус 3 которого завинчивается микробункер. Насос снабжен приводной рукояткой 1 с рычагом, шарнирно связанной с плунжером 2, совершающим возвратно-поступательное движение при качании рукоятки в вертикальном канале с боковым отверстием для входа смазки (в дальнейшем будем называть ее камерой высокого давления - КВД).

В нижней части КВД установлен клапан 7.

Сбоку в корпус завинчена трубка со специальным наконечником для пресс-масленок. При подъеме рукоятки плунжер уходит вверх, открывая боковое отверстие КВД для поступления порции смазки. При нажатии на рукоятку плунжер, опускаясь, выдавливает под большим давлением смазку через клапан и наконечник в пресс-масленку узла трения. Этот процесс продолжают обычно до тех пор, пока не выйдет вся старая смазка.


Рис. 2.55. Нагнетатель смазки 390М: а - кинематическая схема; б - схема работы плунжерного

пистолету

На большом производстве, когда требуется высокая производительность, хорошо зарекомендовал себя нагнетатель смазки мод. 390М (рис. 2.55 и прилож. 12, рис. 1). Он состоит из бункера 3 со шнеком 4 и лопаткой-смесителем, который смонтирован на тележке 11 с четырьмя колесами 1. В полом корпусе тележки, закрытом крышкой 2 , в масляной ванне смонтированы две пары приводных шестерен. Приводная шестерня 9 вначале передает крутящий момент на кривошипный механизм 1 (рис. 2.55, б) с роликом 2, обеспечивающий вместе с пружиной 4 возвратно-поступательное движение штока 5 в КВД 6. При крайнем положении плунжера смазка поступает через боковое отверстие в КВД через сетчатый фильтр 7. При перемещении роликом кривошипа плунжера он выдавливает смазку через шланг 8 к раздаточному пистолету. Вторая

пара шестерен (рис. 2.55, а) приводит в действие шнек с мешалкой (разбивающей сгустки смазки), и тот подает смазку по каналу через сетчатый фильтр к плунжерному насосу. Включение и выключение электродвигателя нагнетателя происходит автоматически (с помощью реле давления 7 и концевого выключателя). Вместимость бункера - 16 л; производительность - до 150 г/мин; максимальное развиваемое давление - 40 МПа, регулируется изменением натяжения пружины реле давления. Очень похож по конструкции и принципу работы нагнетатель мод. 03-9903 (при-лож. 12, рис. 2).

Сейчас выпускается более современный компактный передвижной нагнетатель смазки с электромеханическим приводом мод. С-321. Вместимость бункера увеличена до 40 л, остальные показатели (включая мощность электродвигателя равную 0,55 кВт) идентичны вышеописанной мод. 390М.

Все чаще стали использовать в качестве привода механизированных установок для раздачи жидких масел и для нагнетателей смазки пневматические двигатели с золотниковым механизмом. Это отечественная разработка. Она появилась в начале 60-х годов. Затем постепенно ее выпуск был прекращен. Но в последнее время пневматические насосы стали широко использовать зарубежные фирмы по выпуску гаражного оборудования, и наша промышленность снова возобновила их выпуск.

Пневмодвигатель состоит из цилиндра 2 (рис. 2.56, а), закрытого снизу крышкой 1 с сальником для штока 11, закрепленного с помощью втулки 9 и резьбой муфты 10 в поршне 8. Поршень с помощью поводка 6 связан с золотниковым механизмом распределения подачи сжатого воздуха, расположенным в корпусе 5. Золотниковый механизм в различных моделях пневмодвигателей имеет свою конструкцию.

На рис. 2.56, б дана схема работы пневмодвигателя совместно с насосом клапанного типа, работа и конструкция которого уже были рассмотрены.

Рассмотрим работу насоса плунжерного типа совместно с пневматическим двигателем на установке для нагнетания пластичных смазок на примере мод. С-322 (рис. 2.57).


Рис. 2.56. Устройство (а) и схема (б) работы Рис. 2.57. Нагнетатель смазки мод. С-322

пневматического двигателя

Установленный на бункере вместимостью 63 л пневматический двигатель с рабочим давлением сжатого воздуха 0,6-0,8 МПа связан со штоком 8 плунжерного насоса высокого давления до 40 МПа, расположенного в нижней части приемной трубы 2, помещенной в бункере установки. В отличие от предыдущих вариантов, камера высокого давления 4 с боковыми входными отверстиями для смазки сама вместе со штоком совершает по вертикали возвратно-поступательное движение, а плунжер 3, закрепленный в основании насадки 1 с сетчатым фильтром, остается неподвижным. Насос снабжен клапаном 6 с пружиной 7 и поршнем 5, смонтированным сверху на КВД, и при ее возвратно-поступательном движении неподвижно закрепленный поршень при подъеме засасывает смазку через сетчатый фильтр в нижнюю часть приемной трубы, а при опускании создает давление, способствуя вводу смазки через отверстия в КВД, одновременно превращая ее в пластичную однородную массу. При опускании штока с КВД плунжер вытесняет смазку через полый шток и через шланг к пистолету.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СМАЗКИ, ЗАПРАВКИ МАСЛАМИ, ВОЗДУХОМ И РАБОЧИМИ ЖИДКОСТЯМИ

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 4.

Рис. 6.

Рис. 5.

СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫЕ УСТАНОВКИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Рис. 1.

насосная установка мод. 3106М (в)


мод. 1101-В5

Предназначена для накачки шин, очистки и обдува деталей после мойки, привода пневматического инструмента, пневматических солидоло-нагнетателей и другого оборудования.

В состав компрессора входят головка с цилиндрами и кривошипно-шатунным механизмом, ресивер, электродвигатель, приводные ремни, воздухопроводы и ограждение.

Головка компрессора и электродвигатель установлены на ресивере, что создает компактную конструкцию. Передача вращения от электродвигателя на коленчатый вал компрессора осуществляется тремя клиновидными ремнями, которые в целях безопасности закрыты ограждением.

Компрессор двухступенчатого действия, с охлаждением воздуха после первой ступени. С целью облегчения обслуживания в компрессоре предусмотрено автоматическое выполнение следующих операций:

  • поддержание давления в заданных пределах с помощью реле давления;
  • разгрузка электродвигателя при пуске специальным пневмо-разгружателем;
  • отделение конденсата при помощи вла-гомаслоотдел ителя;
  • удаление конденсата при помощи вла-гоудалителя.

СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Рис. 2.

Рис. 1. Бак маслораздаточный мод. 133М

Рис. 4.

Рис. 5.

Ножной солидонагнетатель БМв-ЗОО является передвижным устройством с ножным приводом. Вертикальный цилиндрический резервуар для смазки изготовлен из стальной трубы. Сверху он закрыт закручиваемой крышкой. Резервуар прикреплен к основанию, изготовленному из стального листа. Основание оснащено двумя колесами. В нижней части резервуара смонтирован плунжерный насос для нагнетания масла. Поршень насоса соединен с педалью, приводимой в движение ногой. Обратный ход педали совершается под действием двух пружин. Внутри резервуара смонтирован поршень, сжимающий смазку, прикрепленный к винту с прямоугольной резьбой. Поршень смещают с помощью двухстороннего воротка, прикрепленного к винту. Смещение поршня ведет к начальной компрессии смазки, находящейся внутри резервуара. Солидонагнетатель оснащен шлангом высокого давления и двумя сменными наконечниками для смазки.

Следует отметить принципиально новую конструкцию нагнетателя пластичной смазки мод. С-104 (прилож. 9, рис. 4) с электроприводом и дополнительным переходным насосом. Он обеспечивает работу одновременно двух постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары (для транспортирования смазки) к раздаточным пистолетам на посты. Конструктивной особенностью нагнетателя является сочетание в одном блоке общего электропривода насоса высокого давления, нагнетающего смазку к двум раздаточным пистолетам, и погружного перекачного насоса, обеспечивающего подачу смазки из тары. Кроме того, нагнетатель снабжен встроенной тросовой лебедкой, с помощью которой можно вывешивать нагнетатель на специальной опоре, поднимая его при смене тары со смазкой. Привод плунжерного насоса высокого давления осуществляется от электродвигателя мощностью 0,75 кВт через червячно-цилиндрический редуктор с помощью эксцентрика с подшипником. Выходной вал редуктора через промежуточный вал обеспечивает привод шестеренного перекачного насоса, подающего смазку через сетчатый фильтр к плунжерному насосу. Перекачной насос снабжен шнеком (с размешивателем смазки) для подачи смазки к нему непосредственно из тары. Над перекачным насосом смонтирован барабан лебедки с храповиком. Установка снабжена двухрежимным реле давления, которое может переключать на давление 25 или 40 МПа. Производительность насоса, обеспечивающая работу двумя раздаточными пистолетами, составляет 300 г/мин. Нагнетатель рекомендуется монтировать в отдельном помещении, с выводом шлангов с пистолетами на посты смазки.

Оборудование для смазочно-заправочных работ предназначено для выполнения работ: по заправке моторными маслами картеров автомобильных двигателей, трансмиссионными маслами картеров коробок передач, задних мостов, рулевых управлений; по сбору отработавших масел; по смазке через пресс-масленки отдельных узлов пластичными смазками; по заправке систем охлаждения, тормозных систем рабочими жидкостями; по проверке давления воздуха в шинах и накачке шин.

Это оборудование может быть переносным, передвижным и стационарным, а по виду привода - с ручным, пневматическим и электрическим приводами.

К маслораздаточному оборудованию для выдачи моторных масел относятся различные маслораздаточные баки, установки и маслораздаточные колонки.

Переносные маслораздаточные колонки с ручным приводом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла непосредственно из стандартной тары (бочки вместимостью 100‑200 л) при заправке картеров двигателей автомобилей. Основным узлом колонки является насос двойного действия.

Кроме маслораздаточных колонок с ручным приводом для дозированной раздачи моторного масла применяют передвижные маслораздаточные устройства с пневматическим приводом (рис. 7.1).

При подаче воздуха от компрессора в пневматический двигатель 3под давлением 0,8 МПа масло непрерывно подается в магистраль до тех пор, пока при закрытии клапана раздаточного пистолета 5 в напорной магистрали не возникнет противодавление порядка 2,4 МПа. Подача насоса - 12 л/мин при температуре масла 18°С.

Передвижные маслораздаточные установки с пневматическим приводом для удобства перемещения размещают на двухколесной тележке.

Наибольшее распространение получили стационарные колонки с электромеханическим приводом. Стационарные маслораздаточные колонки с электроподогревом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла из маслохранилища при заправке двигателей автомобилей или выдаче в тару потребителю с одновременным его нагревом в случае необходимости.

Основными узлами колонки являются утепленный корпус, внутри которого монтируется счетчик масла, барабан с самонаматывающимся рукавом и раздаточным краном, нагревательный бак с трубчатыми электродвигателями мощностью 4 кВт и терморегулирующим устройством, гидроаккумулятор с реле давления, пускорегулирующая аппаратура, расположенная в аппаратном шкафу.

Маслораздаточное оборудование для заправки трансмиссионными маслами может быть передвижным и стационарным. При заправке картеров агрегатов автомобилей трансмиссионным маслом применяются передвижные маслозаправочные установки с ручным приводом. Установки состоят из двухколесной тележки-подхвата, специального бака, насоса, раздаточного шланга с наконечником.

Стационарные заправочные установки предназначены для заправки трансмиссионным маслом агрегатов автомобилей непосредственно из масляного резервуара. Установки являются автоматическими, состоят из насосной установки и могут иметь до двух раздаточных рукавов с пистолетами.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей используются многофункциональные смазочно-заправочные установки. Такие установки предназначены для централизованной механизированной дозированной выдачи моторного и трансмиссионного масел, пластичной смазки, охлаждающей жидкости и воздуха с измерением давления в шинах.

Для сбора отработавшего масла служат переносные и передвижные баки с воронками и стационарные сборники-резервуары, установленные под полом помещения с маслоприемными воронками.

Передвижные установки для сбора отработавшего масла, сливаемого из агрегатов автомобилей на постах, не оборудованных стационарными сливными устройствами, состоят из специального приемного бака (баллона), оборудованного для его перемещения группой колес, приемной воронки со съемным поворотным лотком.

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей предназначено для подачи пластичной смазки через пресс-масленки в трущиеся узлы транспортных средств. К нему относятся различные нагнетатели смазки.

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом (рис. 7.2) состоят из специального бака (баллона), размещенного на тележке, и насосной установки с насосами высокого и низкого давления.



В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пистолетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перекачивающим насосом обеспечивают работу одновременно нескольких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.

Оборудование для заправки тормозной жидкостью предназначено для заливки тормозной жидкости в тормозную систему автомобилей с гидроприводом, приведения ее в рабочее состояние и выполнения, в зависимости от требований, отдельных контрольных операций. Оборудование для заправки тормозной жидкостью может быть переносным, передвижным и стационарным.

Переносный бак для заправки тормозной жидкостью представляет собой закрытый стальной резервуар, давление в котором контролируется с помощью манометра. Заправка бака тормозной жидкостью осуществляется через горловину.

Передвижные установки для заливки и прокачки гидравлических тормозов автомобилей предназначены для проведения комплекса работ по обслуживанию гидравлического привода тормозов.

Современные авторемонтные хозяйства и специализированные станции для централизованного управления системой раздачи, сбора и утилизации всех видов масел, смазок и технических жидкостей применяют средства компьютерного контроля.

Централизованная компьютерная система раздачи технических жидкостей позволяет одновременно отслеживать раздачу нескольких видов технических жидкостей на всех постах, контролировать наличие всех видов жидкостей и автоматически оповещать о необходимости доливки определенного вида жидкости. Эта система обеспечивает автоматическое запрещение выдачи жидкости, уровень которой в резервуаре сравнялся с минимально допустимым для безопасной работы насоса.

Воздухораздаточное оборудование предназначено для подачи поступающего в него сжатого воздуха на накачку шин автомобилей или при необходимости снижения давления в них с обеспечением контроля величины давления в шинах. Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга (рис. 7.3) предназначен для подключения оборудования к шине и контролю давления в ней.

Стационарные воздухораздаточные колонки позволяют выполнять работы по накачке, снижению давления, контролю его в шинах в автоматическом режиме. Современные колонки состоят из пульта и двух воздухораздаточных рукавов с наконечниками для подсоединения к вентилям шин. Воздухораздаточные рукава могут размещаться в барабанах в виде самосматывающихся шлангов.

На электрической панели смонтированы приборы, управляющие включением и выключением электропневматических клапанов, а также для установки величины подаваемого давления. Конструкция колонки для различных модификаций может обеспечивать возможность монтажа как в напольном, так и в настенном варианте. Подача воздуха к колонке осуществляется от воздушной магистрали через фильтр влагоотделителя.

Контрольные вопросы к разделу

1. Для чего предназначено смазочно-заправочное оборудование?

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом

В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пи­столетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перека­чивающим насосом обеспечивают работу одновременно несколь­ких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.

16. Оборудование для заправки тормозной жидкостью

Оборудование для заправки тормозной жидкостью предназначе­но для заливки тормозной жидкости в тормозную систему авто­мобилей с гидроприводом, приведения ее в рабочее состояние и выполнения, в зависимости от требований, отдельных контрольных операций. Оборудование для заправки тормозной жидкостью мо­жет быть переносным, передвижным и стационарным.

Переносный бак для заправки тормозной жидкостью представля­ет собой закрытый стальной резервуар, давление в котором кон­тролируется с помощью манометра. Заправка бака тормозной жид­костью осуществляется через горловину.

Передвижные установки для заливки и прокачки гидравлических тормозов автомобилей предназначены для проведения комплекса работ по обслуживанию гидравлического привода тормозов.

Современные авторемонтные хозяйства и специализированные станции для централизованного управления системой раздачи, сбора и утилизации всех видов масел, смазок и технических жид­костей применяют средства компьютерного контроля.

Централизованная компьютерная система раздачи технических жидкостей позволяет одновременно отслеживать раздачу несколь­ких видов технических жидкостей на всех постах, контролировать наличие всех видов жидкостей и автоматически оповещать о не­обходимости дозаказа определенного вида жидкости. Эта система обеспечивает автоматическое запрещение выдачи жидкости, уро­вень которой в резервуаре сравнялся с минимально допустимым для безопасной работы насоса.

17. Оборудование для подачи пластичных смазок

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей пред­назначено для подачи пластичной смазки через пресс-масленки в трущиеся узлы транспортных средств. К нему относятся различ­ные нагнетатели смазки.

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом (рис. 4.2) состоят из специального бака (баллона), размещенного на тележке, и насосной установки с насосами высокого и низко­го давления.

Рис. 4.2. Передвижной на­гнетатель смазки с пневма­тическим приводом

В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пи­столетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перека­чивающим насосом обеспечивают работу одновременно несколь­ких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.