Современные лыжные крепления для беговых лыж. Как правильно установить крепления на беговые лыжи

В этой статье речь пойдет об установке креплений на лыжероллеры. Каким набором инструментов нужно обладать для всего этого действия?

Есть небольшая хитрость. Шуруп проблематично вкручивается в металл (в платформу лыжероллеров). Смазываем его каким-нибудь вязким веществом (например, я всегда использую лыжную мазь), и все пойдет как по маслу.

Если не вдаваться в подробности – действует общее правило для установки креплений (как для классических лыжероллеров, так и коньковых): лыжное крепление в сборе прикладывается к платформе лыжероллера впритык к заднему брызговику и делается отметка для сверления шурупа передней части креплений. Далее делаем отметки для шурупов в соответствии с отверстиями креплений (если есть кондуктор, то по его отверстиям).

Использовать сверло диаметром 4-4,5 мм.

Для креплений типа «SNS» (Atomic, Salomon) – Передний шуруп крепления должен находиться на расстоянии 14,5 см от заклепки переднего брызговика.

Для креплений типа «NNN» (Rottefella, Fischer) – Передний шуруп сверлится на расстоянии 17 см от заклепки переднего брызговика.


SWENOR имеют свою таблицу для установки креплений на лыжероллеры. Из таблицы видно, что для металлических платформ использовать сверло 4мм, для платформ из стекловолокна сверло 3,6мм. В зависимости от модели лыжероллеров и вида креплений указано расстояние от начала платформы (начальная точка измерения разная у металлических и стекловолоконных платформ) до паза креплений (место, где ботинок зажимается в крепление). Измерения производить с задней части платформы!


Если у вас остались вопросы – буду рад помочь!

Небольшая памятка по уходу за лыжероллерами.

После использования в мокрую погоду промойте чистой водой и нанесите смазку в достаточном количестве на подшипники, прокрутите колеса, чтобы смазка равномерно распределилась, после высушите. Хранить лыжероллеры необходимо в сухом помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей на колеса, т.к. некоторые имеют свойство деформироваться. Всегда перед тренировкой проверяйте целостность колес, креплений и надежность фиксации гаек на оси.

Как на профессиональном, так и на и любительском уровне - пожалуй, один из самых популярных способов зимнего времяпрепровождения огромного количества людей. Кто-то предпочитает активно отдохнуть на ближайшем пункте проката этого спортивного снаряжения, ну, а кто-то целенаправленно едет на известные горнолыжные курорты, в принципе, за тем же.

От чего зависит выбор крепления?

Безусловно, одну из главных ролей в качественном и приятном катании играет непосредственно сам инвентарь. Ассортимент лыж сегодня очень велик, причем отличаются они как по маркам производителей, так и по своему назначению (беговые, горные, прыжковые). Широк и ценовой диапазон, поэтому стоит сразу определиться с планируемой на покупку суммой.

Порой любители зимних катаний сталкиваются с весьма серьезной проблемой. Как правильно установить крепления на лыжи? Доверить процесс монтажа можно и специалистам, но при желании сэкономить часть финансовых средств и просто приобрести дополнительный опыт стоит разобраться в технологии этой работы самостоятельно.

Из чего состоит лыжное крепление?

В конструкцию этого элемента, который призван обеспечивать безопасность, входят пятка и передняя головка, которые обязательно должны быть отрегулированы в соответствии с параметрами конкретного человека (вес, размер ботинка и т. п.).

На самом креплении находятся специальные штыри, функция которых заключается в фиксировании ботинка. Также имеются особые скобы и изгибы, позволяющие ноге свободно двигаться внутри, но не дающие ей соскользнуть. Обычно эти элементы имеют форму носка ботинка, что не может не сказаться положительно на удобстве катания.

Пятка крепления призвана обеспечивать лыжнику безопасность во время падений. В современных образцах такая способность называется вертикальной эластичностью. Кроме того, с помощью этой части крепления значительно снижается уровень вибраций, поступающих на ботинок.

Как обеспечить монтаж фиксатора?

Итак, правильное крепление лыж осуществляется отчасти с помощью надлежащего просверливания. Делать нужно это не на глаз и не с применением меток. Зачастую у производителя можно приобрести специальный кондуктор, благодаря которому будет гарантирован хороший результат.


Для проделывания отверстий существует большой выбор сверл, каждое из которых подходит тому или иному типу лыж: сечение 4,1x9,5 мм - для металлических покрытий, 3,5x9,5 - для деревянных, а 3,5x7 мм станет хорошим решением для юниорского спортивного снаряжения, толщина которого меньше, чем у взрослых моделей.

После просверливания всех необходимых отверстий в полотне лыж в каждое из них добавляется небольшое количество клея, а затем уже монтируется само крепление. Винты должны входить плотно, без сдвигов.

Эта информация может стать полезной во время размышлений над тем, как установить крепление на лыжи.

Беговые лыжи: установка креплений

Именно эти элементы позволяют четко передавать усилия и устанавливать направление скольжения при движении как в классическом стиле, так и в коньковом. Очень важно сделать акцент на том, как правильно установить крепления на лыжи для бега, поскольку без этих знаний даже хорошо подобранное снаряжение не только не сможет доставить от катания абсолютно никакой радости, но и способно подвергнуть владельца серьезной опасности.

Одно из них - устаревшее Nordic Norm 75мм, называемое в массах "рантовым". Главным его достоинством является относительно невысокая цена, но в остальном его технические характеристики оставляют желать лучшего. Стопу оно фиксирует плохо и, несмотря на жесткое крепление мыска ботинка, вся подошва скользит из-за недостаточной поперечной и продольной устойчивости. Коньковый стиль бега в этом случае практически невозможен, а классический выходит немногим лучше. Такая установка креплений на не принесет владельцу удовольствия от катания, поэтому следует уделить внимание двум другим типам фиксаторов.


Эти образцы принадлежат моделям нового, инновационного поколения. К ним относятся система SNS и система NNN.

Будет довольно непросто сравнивать эти два крепления, поскольку каждое из них представляет собой устройство с крайне высокими эксплуатационными показателями.

В основе функционирования этих двух систем лежит технология применения флексоров и направляющих, что существенно упрощает задачу того, как поставить крепления. На лыжи с такими фиксаторами подошва ботинок ложится крепко и удобно, а дополнительная стабилизация при катании и классическим, и придает ощущение уверенности и весьма облегчает процесс передвижения.

Функциональные особенности систем крепления SNS и NNN

Уровень фиксации каждого из этих двух образцов является туристическим, иногда даже оснащенным автоматическим застегиванием. Такой вариант прекрасно подойдет для лыжников-любителей, чьи навыки катания еще не слишком хорошо развиты.

Система SNS появилась немного раньше, и главное ее отличие заключается в том, что в конструкцию крепления входит всего одна продольная составляющая, в то время как у типа NNN их две.

Не секрет, что основная разница между беговыми и горными лыжами - это связь ботинок у первых с тем или иным образцом креплений. А поскольку различия двух вышеназванных систем совсем незначительные, то здесь акцент должен делаться исключительно на выбор обуви. Определившись с тем, как правильно установить крепления на лыжи, следует подобрать ботинки, которые будут соответствовать стилю катания и отличаться неповторимым комфортом и дизайном, а уже затем разобраться со стандартом их фиксации.

Крепления для горных лыж

Этот вид спортивного снаряжения подходит, как становится ясно из названия, только для катания по склонам. Для бега такие лыжи не приспособлены, так как они имеют иные параметры длины и ширины, а также отличаются от других образцов своими техническими характеристиками . Но, так или иначе, крайне важно знать, как поставить крепления на лыжи этого типа, поскольку спуски с вершин требуют повышенного уровня безопасности, обеспечить который можно только благодаря надежной фиксации всей конструкции на ноге.

Порядок установки креплений для горных лыж

Во избежание некачественного результата работы все действия для снаряжения этого типа нужно выполнять строго по следующей инструкции:

1. В центре тяжести лыжи, найти который можно и собственноручно, очерчивается линия.

2. Крепление укладывается так, чтобы его передний край доходил как раз до нарисованной метки. В фиксатор аккуратно вставляется ботинок, который поправляется так, что все его основание располагается по центру, поскольку только в этом случае установка креплений на горные лыжи будет правильной.

3. Затем ботинок снимается, а в месте его расположения через дырочки в фиксаторе делаются небольшие отверстия, которые можно проделать шилом или сверлом с сечением 1,5-2 мм в диаметре. Далее при помощи отвертки или шуруповерта заворачиваются прилагающиеся в комплекте саморезы.

4. Ботинок плотно закрепляется в проделанных дырках. При этом важно соблюсти весь алгоритм действий так, чтобы в конце всей работы фиксатор был в меру жестким, комфортно облегал ногу и соответствовал всем требованиям норм безопасности при катании.

Эта инструкция поможет разобраться в том, как правильно установить крепления на лыжи, предназначенные для езды по горам и крутым склонам.

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях



Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.



Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.



Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Крепления – это металлические скобы, которые крепятся к лыжам, и ремни с пряжками, предназначенные для того, чтобы удерживать обувь в скобе. Этот вид креплений является довольно распространенным, так как они надежны и подходят для любой обуви, то есть специальные ботинки не требуются. Полужесткие крепления менее прочные и удобные, чем жесткие, к тому же они тяжелее.

Жесткие крепления предназначены для специальных лыжных ботинок, но при подгонке могут быть пригодны для разной обуви. Расположение шипов и размеры – стандартные.

Как правильно установить крепления на лыжи

Чтобы установить крепления на лыжи самостоятельно, прежде всего, нужно определить центр тяжести лыжи. Для этого необходимо перевернуть ее, положить серединой на острое ребро ножа или линейки и перемещать предмет вдоль лыжи, пока она не примет положение равновесия (лыжа должна встать горизонтально). Отметьте найденную линию на внешней стороне.

После того, как центр тяжести определен, приступаем к следующему этапу установки. Обычно в комплекте с креплением имеется шаблон, с помощью которого можно наметить положение каждого отверстия для шурупов, чтобы установить крепления на лыжи правильно. Здесь вам и пригодится отмеченная ранее линия центра тяжести: по ней определяют верное расположение шаблона на лыже.

Наметив местоположение шурупов, просверлите отверстия, глубина которых будет немного меньше длины шурупов. В них нужно налить небольшое количество эпоксидной смолы (иногда в комплект поставки входит специальный клей). Теперь можете прикручивать крепление.

Проверяем

Всегда необходимо проверить – правильно ли установлены крепления. Для этого возьмитесь за ботинок и приподнимите его и прикрепленную лыжу. Если вы все сделали верно, ее передняя часть будет перевешивать, а грузовая площадка при этом прижмется к подошве ботинка.

Совет 2: Как установить крепления на лыжи для конькового хода

При покупке новых лыж приходится сталкиваться с установкой креплений на них. В магазинах, конечно, предлагают установить крепления на купленные лыжи , но это связано с дополнительными затратами. Поставить крепления самому – не такая уж сложная задача, главное – тщательно рассчитать все параметры и детально следовать инструкции, приложенной к купленным крепления м.

Если у вас крепление современного образца типа NNN или SNS от Salomon, тогда вам жутко повезло. Так, как они сами по себе могут определить центр тяжести лыжи. Достаточно взять лыжу, найти самую тонкую ее часть (как линейка) и поставить ее ребром на пол, после берем вторую лыжу и кладем ее поперек, очень желательно положить ее под прямым углом. После чего наблюдаем процесс, того, как работают весы (передний и задний конец лыжи должен висеть в воздухе на одинаковой высоте). Но если вы приобрели крепление достаточно тяжелое, тогда вам следует измерять центр тяжести немного иначе. С первой лыжей все так точно, но вторую нужно положить через паз фиксации ботинка.

После того, как лыжи станут в нужное положение, вам нужно будет отметить перпендикулярную черту на верхней стороне лыжи и обязательно над самим креплением. Данную процедуру повторите со второй лыжей. Читаем дальше и даем ответ на вопрос, как правильно установить крепления на лыжи?

Итак, теперь нужно определить центр тяжести ботинка. Важно понять он старого или современного образца. Первые стоит крепить у самого среза ботинка, а у вторых центр тяжести установлен по срезу ботинка. Но мы ориентируемся по креплениям стандарта SNS, не пугайтесь, разница для других абсолютно отсутствует. Кроме этого, неважно какой стиль вы используете при беге. Найдите на ботинке стержень, который войдет в специальный паз в креплении, именно этот паз и должен находиться там, где у нас центр тяжести у лыжи.

Кстати, под этим пазом, по центру, находится еще один паз, в котором крепится средняя часть крепления. Затем берем крепление, прикладываем к нашей разметке и в местах, где должны быть шурупы мы шилом делаем маленькие отверстия. После того, как отметили, можно убрать крепление и проверить, совпадает ли центральная метка с центром, а задние метки одинаково отдалены от краев. Повторяем операцию со второй, чтобы можно было установить крепления на лыжи.

Берем, жило и меряем насколько глубоко шуруп зайдет в лыже – это делается, что бы потом лыжу не просверлить насквозь. Когда померили, берем сверло диаметром 6-4 мм, можно меньше и сверлим. Важно: после того как измеряли глубину, отметить ее изолентой или же вообще отлично если на сверле есть линейка.

Теперь, когда у нас 3 готовых отверстия в каждой лыже мы можем снять пластиковую скобу, которая отстегивает лыжу. Затем в ней фиксируем крепление шуруповертом. Полностью закручивать не нужно, где-то до половины. Кстати, не пользуйтесь клеем. Раньше лыжи были деревянными, а на современные лыжи клей пагубно влияет.

Ставим на место снятую скобу. Собираем крепление и устанавливаем «встык» закрывая при этом предыдущие шурупы, до упора. Не забываем отметить отверстия на обеих лыжах, после чего прикрутить болты (тут точно клей не понадобится). После всего этого закрываем «пятки» заглушками. Вот и все, надеюсь, у вас получилось.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.

Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:

1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;

2. Запастись необходимым инструментом:

  • сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
  • рулетка;
  • отвертка;
  • шуруповерт;
  • карандаш либо маркер;
  • сверло;
  • шурупы.

Этапы и виды установки

Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция - это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.

  • По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
  • Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
  • Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
  • Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
  • Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.

Можно выделить два вида установки крепежей:

  1. С использованием сверлений;
  2. С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.

Поговорим про каждый способ подробнее.

С использованием сверлений

Установка креплений с использованием сверлений - это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:

  • Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
  • Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.

Минусы этого вида установки:

  • Наличие инструмента для монтажа;
  • Опыт и навыки в данном виде работ;
  • Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.

Важно: При переустановке крепежей с использованием сверлений, количество отверстий от шурупов в лыже увеличивается. Это плохо отражается на прочности инвентаря. Переустановка данным способом не желательна.

Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:

  • Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
  • Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
  • Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
  • Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
  • Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.

Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;

  • Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.

Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ

Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:

  • Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
  • Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
  • Возможность сместить центр ботинка.

К минусам можно отнести:

  • Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
  • Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
  • Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.

Правила настройки крепления

После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:

  • Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
  • Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
  • Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.

Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.

Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:

  • Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
  • Манера езды (спокойная либо агрессивная);
  • Состояние и сложность лыжной трассы.

Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:

Вес/кг Рост/ см Размер подошвы ботинка/ мм
255 и менее 250-270 271-290 291-310 311-330 331 и более
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 148 и менее 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
95 и более 195 и более 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.

Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.

  • Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
  • В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.

При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:

  • Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
  • Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
  • Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:

Тоже интересно

После покупки лыж и ботинок, выбирают крепления. С их помощью удерживается стопа на лыже и контролируется весь процесс езды. Если были выбраны неправильно, катание будет некомфортным и опасным.

  1. Первое что нужно сделать, это определить центр тяжести. Для этого, лыжу устанавливают на любой предмет, чтобы получились своеобразные «качели». Точка, в которой лыжа будет находиться в равном соотношении с обеих сторон и есть центр тяжести.
  2. Отмечаются габариты крепления, и выбирается центр. Для этого, нужно провести продольную линию, разделив лыжу на две равных части.
  3. Когда все метки сделаны, необходимо приступать к фиксации. Для этого нужно просверлить дырки и зафиксировать изделие шурупами. Можно дополнительно покрыть поверхность конструкции клеем.

После того как все действия сделаны, необходимо оставить лыжи на просушке. Это процесс занимает не менее 12 часов. Желательно оставить их на сутки.

При , необходимо учитывать индивидуальные параметры человека. Чтобы они были комфортными, необходимо учитывать анатомию человека и обувь, используемую для езды.

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях

Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.


Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.

Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки