Смотровая яма в гараже своими руками: поэтапное руководство. Как построить смотровую яму своими руками в гараже быстро и недорого? Чертежи ямы в гараже

Многие владельцы гаражей стараются обустраивать их с максимальной функциональностью. Это не просто место, где хранится автомобиль, в них делают погреба, складируют вещи, кто-то даже обустраивает жилое помещение. А для автолюбителей, кто предпочитает самостоятельно обслуживать свою машину, в гараже необходима смотровая яма. Именно о том, как ее правильно сделать, и пойдет речь в статье.

  • Прежде чем задаваться вопросом, как сделать смотровую яму в гараже, стоит задуматься над тем, а нужно ли это делать вообще? И если лет 20 назад вопрос этот даже не вставал (яма считалась однозначным преимуществом), то с развитием сети СТО появилась категория автовладельцев, которые утверждают, что не видят смысла в смотровой яме. Зачем тратить силы и время на самостоятельный техосмотр и ремонт автомобиля, если это могут сделать в специализированном сервисе, быстро и качественно?
  • Вторым аргументом против ямы называют влажные испарения, которые так или иначе будут из нее подниматься, образуя на поверхности автомобиля конденсат и тем самым подвергая его днище коррозии.
  • Естественно, очень многие с подобными утверждениями согласятся, тем более, что доля истины в них, конечно же, есть. Но в опровержение тоже можно привести достаточное количество вполне обоснованных фактов.

Преимущества смотровой ямы в гараже

  • Сначала об экономической стороне вопроса. Разумеется, это прекрасно, когда можно отдать свою машину в проверенные, профессиональные руки и получить обратно через короткое время, полностью готовую к дальнейшей эксплуатации. И еще лучше, когда счет за такое быстрое и качественное обслуживание не будет бить по карману.
  • Но к сожалению, в такое непростое время, как сейчас, рассчитывать, что деньги на ремонт машины найдутся в любом случае, достаточно легкомысленно. Поэтому рекомендуется обзавестись смотровой ямой, если имеется такая возможность. Это своеобразная гарантия того, что элементарный техосмотр своему автомобилю, в случае необходимости, вполне можно провести самостоятельно, причем в достаточно комфортных условиях.
  • Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все, у кого есть дорогой автомобиль и средства на его содержание, брезгуют заглянуть под кузов самостоятельно. Для многих автовладельцев это даже удовольствие и своего рода хобби.

  • По поводу влажных испарений, то это умозаключение скорее можно отнести к преувеличениям. Хотя, конечно, эта проблема существует, особенно в отапливаемых гаражах. Но плотно прилегающая крышка над ямой проблему эту решит практически на 100%. К тому же автомобиль явно не будет стоять на одном месте в гараже на протяжении нескольких лет (в этом случае, конечно, коррозии не избежать), а влажная погода на улице портит днище ничуть не хуже сырости в помещении.
  • Конечно, идеальный вариант - когда площадь гаража позволяет автомобилю периодически стоять на другом месте.

Когда обустройство смотровой ямы в гараже невозможно

Разумеется, далеко не каждый гараж можно оборудовать смотровой ямой. И зависит эта возможность, в первую очередь, от уровня залегания грунтовых вод. Если он выше 2 метров, то яма будет нецелесообразна, так как будет наполняться водой. Даже при достаточно критических показателях, эту проблему можно разрешить, сделав правильную дренажную систему гаража и хорошую гидроизоляцию самой ямы.

  • Дренаж - очень тонкий вопрос, поэтому заниматься им должны только знающие люди на стадии строительства гаража. Если пытаться воссоздать эту систему в уже существующей постройке, то это выльется в очень хлопотный, дорогостоящий и главное не всегда эффективный процесс.
  • Так что, если показатель уровня грунтовых вод под уже существующим гаражом подсказывает, что от устройства смотровой ямы лучше отказаться, то к этой подсказке стоит прислушаться. В крайнем случае можно попытаться оборудовать «лежачую» яму, как небольшую альтернативу полноценной.
  • Проверить уровень залегания грунтовых вод можно, пригласив соответствующих специалистов. Если нет желания затрачиваться на их услуги, то допускается осуществить проверку самостоятельно, правда займет это гораздо больше времени. Все очень просто: выкопав котлован под яму, не стоит сразу же его бетонировать, а дождавшись сезона паводка либо же просто сильного дождя, оценить его последствия.

Смотровая яма размеры

На самом деле такое, на первый взгляд простое устройство как смотровая яма, имеет достаточно много вариантов, помимо стандартного. Например:

  • совмещенная с подвалом (погребом);
  • узкая, когда для ее эксплуатации часто используется обычная приставная лестница;
  • уже упомянутая выше, лежачая.

И каждая из таких ям имеет множество подвидов. Габариты полноценной смотровой ямы в гараже тоже могут варьироваться. Все зависит от того, человек с какими параметрами будет пользоваться ею и габариты какого автомобиля будут над ней размещаться. Если пользователей и автомобилей может быть много, то тогда стоит исходить из таких расчетов:

  • ширина не менее 80 см, оптимально 1 метр;
  • глубина 1, 80 - 2 метра. Это самый сложный показатель, зависящий от роста человека. Самый оптимальный вариант, когда глубина ямы превышает рост на 10-15 см;
  • длина как правило, 2 метра.

Начиная работы по планированию ямы, надо учитывать, что данные показатели, это только ориентир для котлована. На практике, выкапывать его нужно делая припуски 40-50 см на длину и ширину, и 20-25 см на глубину. Если в планах стоит утепление стен, то габариты котлована придется увеличить еще и на ширину утеплителя (как правило, это 50 мм).

Как сделать смотровую яму в гараже

Обустройство пола в смотровой яме

  • После того как котлован с необходимыми параметрами вырыт, необходимо заняться полом будущей ямы. Грамотный и тщательный подход к этому строительному этапу гарантия того, что проблем с сыростью удастся избежать. В частности, с самого начала стоит помнить о том, что смотровой яме очень нужна вентиляция. Для этого в полу нужно оставить отверстие, через которое под землю, а затем на ее поверхность (на 20 см) вывести специальный гибкий шланг - воздуховод. Обязательно надо сделать на него крышку.
  • Сначала подготавливают «подушку» под бетон. Она представляет собой два слоя, состоящие из 10 см гравия и 5 см песка, каждый из которых надо тщательно выровнять и утрамбовать.
  • Затем поверхность смазывают глиной и размещают слой гидроизоляции (о том, какой материал выбрать будет сказано далее).
  • Следующий этап - укладка арматуры и непосредственно бетонирование.
  • После высыхания бетона, необходимо уложить еще один слой гидроизоляции и только после этого приступать к финишной отделке, либо же готовить основание под утеплитель.
  • Но кто-то предпочитает идти более легким путем и пол в смотровой яме выкладывает из кирпича. Но это рационально только в том случае, если грунтовые воды располагаются очень глубоко, так как сделать качественную гидроизоляцию не получится.

Материалы для гидроизоляции смотровой ямы

Гидроизоляционных материалов на рынке сейчас представлено очень много, каждый из них в разной мере обладает теми или иными качествами. Но какой выбрать именно для смотровой ямы? С одной стороны, материал должен эффективно справляться со своими функциями, ведь, как уже говорилось, яма несет на себе очень сильную нагрузку в плане переизбытка влажности, с другой - он должен находиться в доступном ценовом сегменте.

Руководствуясь этими соображениями, из всего многообразия материалов можно выделить следующие:

  • мембраны из полимера, однослойные (от 1,5 до 2,00 мм) и двухслойные (максимально 3,10 мм). Очень долговечный и стойкий материал. Но одновременно и самый дорогостоящий. Вернее дорогой является не сама мембрана, а работа по его установке, которая требует определенных навыков и инструментов;

  • битум, точнее битумные материалы (рубероид, например) и битумная смазка. В противовес полимерам, эти материалы являются самыми недорогими и простыми в установке, но при этом и максимальный срок их службы не превышает 20 лет. Провести ими гидроизоляцию самостоятельно вполне реально. Материал продается в рулонах, его можно нарезать под нужный размер и клеить с нахлестом в 15 см. Стыки склеивают либо путем нагревания, либо при помощи битумного растворителя;
  • гидроизолирующая смазка. Может стать альтернативным вариантам двум вышеперечисленным способам. Это современный, относительно недорогой, и, главное - легкий в нанесении материал. Главное - наносить смазку на влажную поверхность, тогда она полностью пропитает бетон и будет прекрасно оберегать от переизбытка влаги.

Чем утеплить смотровую яму

  • Утепление смотровой ямы делается достаточно редко. И, надо отметить, зря. Если есть время и материальная возможность, эту процедуру стоит осуществить, особенно если весь гараж отапливается. Это поможет минимизировать расходы на обогрев, которые повышаются от резкого перепада температур.
  • Утеплитель клеится непосредственно на бетон или кирпич, затем уже стены и пол можно подвергать финишной отделке.
  • И, если для гидроизоляции в выборе того или иного материала можно засомневаться, то в качестве утеплителя все профессиональные строители назовут один оптимальный вариант - пенополистирол. Надо только учитывать его маркировку, на пол класть ПСБ-С-35, на стены - ПСБ-С-25.

Возведение стен смотровой ямы

Здесь существует два популярных решения - бетонирование и кирпичная кладка. При желании оба варианта можно подвергнуть декоративной отделке, оштукатурить, уложить плитку или стекловолокно.

Подготовительные работы под бетон и кирпич обязательны и выглядят одинаково. Стены следует покрыть слоем глины, на него уложить плотную пленку, затем установить опалубку толщиной 10-15 см.

На этом этапе необходимо предусмотреть два важных момента:

  • страховочную рейку, функция которой предотвратить возможное попадание колеса автомобиля в яму. Также она будет препятствовать попаданию влаги с колес в яму. Представляет собой планку в форме буквы «Т» из металла, которая крепится к опалубке вровень с полом и выступает в роли опоры для крышки ямы;
  • выступы и ниши в стене, которые будут служить полками для инструментов и прочих нужных вещей. То, насколько это удобно оценится при первой же эксплуатации ямы по назначению.

Освещение в смотровой яме

Даже те, кто единодушны в том, что смотровая яма в гараже вещь очень нужная, находят повод для споров, самый яркий из которых вопрос освещения. Нужно ли оно в смотровой яме?

  • Очень многие утверждают, что вполне можно обойтись переноской или пользоваться лампой с мощным аккумулятором. Но, исходя соображений об уровне комфортности, при обустройстве ямы об ее внутреннем освещении стоит все-таки задуматься.
  • Правда, здесь обязательно нужно учесть нормы СНиПа, которые гласят, что напряжение в розетке внутри смотровой ямы не должно превышать 36 В. Под такое напряжение существуют и специальные лампы. А вот стандартные 220 В категорически противопоказаны, т.к. могут нести угрозу для жизни.

Крышка смотровой ямы

Завершающий, но тоже очень важный этап. Как правило, для крышки используют древесину толщиной 50 мм, хотя вполне может хватить и 35 мм, т.к. больших нагрузок доски все равно испытывать не будут, зато поднимать их будет немного легче.

Крышки на яму, кроме стандартных откидных, могут быть нескольких типов, которые зависят от того, чем поверхность ямы окантована:

  • если это металлический уголок, то крышка может быть изготовлена из нескольких (3-4) щитов, в нижней части которых на полосках металла крепятся маленькие ролики. Они и помогают щитам сдвигаться. Каждый щит, в свою очередь, состоит из деревянных планок, шириной 30-35 мм;
  • если по контуру ямы прикреплены два уголка, сваренные между собой, то крышка может быть изготовлена из двух больших щитов, расположенных на разных уровнях. На подвижный щит нужно установить ролики, а по краю планок ограничители. Это позволяет с легкостью открыть только половину ямы, сдвинув один щит;
  • крышка, открывающаяся по принципу роллет, изготовляется следующим образом. Берутся доски толщиной 35-40 мм и длиной, соответствующей ширине ямы. На каждой доске, в обоих концах делаются пазы, в которые продевается трос из металла. Между планкой и тросом монтируются пружины, это поспособствует мобильности конструкции. Трос закрепляется на последней доске, а на противоположной, с другого конца, ставится ручка. Стоит немного за нее потянуть и можно открыть яму на любой размер. Такая крышка очень удобна, но требует обработки гидроизоляционной пропиткой, иначе она будет недолговечна.

Еще немного в пользу смотровой ямы

  • Из всего вышесказанного становится понятно, что создание смотровой ямы своими руками - это дополнительные затраты как в готовом гараже, так и при его строительстве.
  • Но, подсчитывая убытки, стоит учесть, что такая опция, как смотровая яма в разы повышает стоимость строения в целом, в случае, если его нужно будет продать. К тому же в инженерной документации яму можно не упоминать.

Смотровая яма видео

  • О выгоде самостоятельно проведенного ремонта автомобиля говорилось выше, но ведь можно шагнуть и дальше, организовав в гараже небольшое СТО. Некоторые, продлевая яму в подвал, устаивают в последнем полноценную мастерскую, что, кроме финансовой прибыли, существенно экономит место в гараже. Вход в такой подвал можно сделать как из смотровой ямы, так и сбоку, тогда стоящая в гараже машина не будет помехой для любых передвижений.

Время чтения ≈ 4 минут

Наличие смотровой ямы в гараже обеспечивает возможность проведения самостоятельного ремонта собственного авто. Сделать ее можно с минимальными познаниями в сфере строительства и наличием подробной инструкции. Используя пошаговый мастер-класс, не составит труда аккуратно и качественно выполнить подготовку и самостоятельное строительство ямы, независимо от размеров и планировки гаража .

Определение оптимальных размеров и формы смотровой ямы

Готовая смотровая яма должна быть и безопасной, и удобной для использования. Поэтому перед началом работ рекомендуется изучить данные геологических изысканий по состоянию грунта и расположению грунтовых вод под гаражом. Это позволит определить оптимальную глубину ямы. Если грунтовые воды находятся довольно глубоко, то рекомендуемая высота от пола до «потолка» может составлять около 2 м или меньше (рост владельца + 20-30 см). С размерами можно ознакомиться на чертеже.

Изготавливается смотровая яма в гараже своими руками после составления плана-проекта объекта. Ее ширина определяется согласно колесной базе авто: должна быть меньше, обеспечивая возможность безопасного заезда машины. Длина должна составлять хотя бы на 1 метр больше, чем длина авто: это позволит удобно работать в яме.

Допускает устройство смотровой ямы наличие небольших ниш. Они могут использоваться для хранения деталей, удобного расположения инструментов. Их не следует делать слишком глубокими. Размеры ниш рекомендуется определять согласно имеющемуся количеству автоинструмента и запчастей.

Выкладка стен и ниш в смотровой яме

После рытья котлована с заранее определенными размерами, следует приступить к укреплению стен, их защите и последующей укладке кирпича. Применение кирпича является оптимальным ввиду простоты работы с ним и легкости закупки. О том, как построить смотровую яму в гараже из наиболее доступного стройматериала, можно узнать в следующей инструкции:

1. Для начала необходимо сделать пол смотровой ямы в гараже: выровнять дно котлована, постелить рубероид (с заплывом на стены примерно в 0,5 м для каждой из них). Бетонирование выполняется маркой М-200, толщина пола должна составить порядка 10 см. Размер длины и ширины пола должен включать сумму толщины двух стен, саму длину/ширину ямы и прибавку в 10 см. После заливки оставить бетон застывать на 4 дня.

2. Вывод стен начинается с укладки 4 рядов и последующей гидроизоляции смотровой ямы с наружной стороны с помощью битумной мастики. Это исключит разрушение стен из-за воздействия влаги от земляного покрова, примыкающего к кирпичу. После выкладки стен нужно засыпать оставшийся отступ от земли к кирпичу.

3. Завершающим этапом работ станет установка металлического обрамления вокруг входа в яму. Оно должно немого выступать над уровнем пола гаражного бокса.

Обрамления ниш должны также выполняться из металлического уголка. Это исключит проседание кирпича или их разрушение.

Особенности устройства вентиляции и выбор лестницы

Качественная вентиляция в смотровой яме гаража предупредит появление плесени и постепенное разрушение стен. Ее можно делать исключительно вытяжной или приточно-вытяжной. В первом случае необходимо при выкладке последних рядов кирпича установить трубу, которая позволит отводить воздух из ямы через бокс гаража вверх (будет подходить к вентиляционной трубе гаража или выводиться сразу на улицу). Во втором случае устанавливается дополнительная труба, которая отводится наружу. Ее конец должен располагаться на расстоянии 15 см от пола.

Изготовить удобную лестницу для смотровой ямы можно из дерева, металлических уголков. Для небольшого блока переставляемая лестница будет намного удобней. На прилагаемых фото можно увидеть и примеры ям, в которых ступени выкладывались из кирпича или бетонировались.

Подведение освещения

В процессе кладки ниш нужно подвести провод на 36В в изоляционном резиновом шланге. Это позволит подключить свет в яме и удобно проводить освещение авто при ремонте. Желательно при выполнении данных этапов работы пригласить квалифицированного электрика, который поможет правильно определить оптимальное расположение провода и гарантировать его защиту, осуществит его корректное подключение к сети питания. При самостоятельном выполнении работ следует изучить вспомогательные видео уроки по созданию правильного освещения в смотровой яме.

Видео строительства смотровой ямы в гараже своими руками



Собственный гараж со смотровой ямой - мечта любого автовладельца. Так почему бы не воплотить её в жизнь своими руками? Ведь гаражная яма обеспечит доступ к важным узлам автомобиля, что позволит выполнять техосмотр и ремонтные работы, не обращаясь к мастерам автосервиса.

Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть?

Гаражная яма - главный помощник автолюбителя. Она позволяет выполнять диагностику, обслуживание и мелкий, а то и капитальный ремонт автомобиля самостоятельно.

Стоит помнить о том, что смотровая яма является повышенным источником влажности. А значит, важнейшей задачей при её строительстве является гидроизоляция.

Сырая смотровая яма быстро сведёт на нет микроклимат в помещении гаража, что обязательно повлечёт за собой появление ржавчины и плесени.

Сырость, идущая из смотровой ямы, резко снижает комфорт при нахождении в гараже, особенно в холодное время года. А это уже опасно для здоровья, поэтому яму нужно содержать идеально сухой: потёки масла или лужи воды не допускаются.

Прежде чем проводить любые капитальные мероприятия в гараже, необходимо:

  • изучить особенности почвы под гаражным сооружением и установить глубину залегания грунтовых вод;
  • оценить состояние фундамента.

Опираясь на достоверные геодезические данные, а также требования строительных норм, можно будет принять технически грамотное и экономически обоснованное решение.

Внимание: при планировании смотровой ямы обязательно следует предусмотреть материал для закрытия на время простоя. Это исключит воздействие чрезмерной влажности на днище и нижнюю часть кузова автомобиля.

Размеры

Смотровую яму разумно располагать не посередине, а ближе к одной из боковых стен и в глубине гаража. И без того небольшую площадь тесного или узкого помещения уменьшать, конечно, не стоит. Но строить смотровую яму длиной менее 2 м вряд ли будет целесообразно.

Оптимальная глубина принимается равной среднему человеческому росту (170–180 см) в сумме с небольшим запасом в 15–20 см для увеличения угла обзора днища авто.

Главные требования ко входу в смотровую яму - безопасность и эргономика. Если гараж имеет небольшую длину, но достаточно широк, вход смотровой ямы можно сделать боковым.

Ширина гаражной ямы напрямую зависит от размеров помещения и, конечно же, габаритов авто. В частных автогаражах эта величина принимается равной 70–80 см для легковых авто и 110–120 см для грузовиков и микроавтобусов.

Внимание: глубину смотровой ямы лучше принять с некоторым запасом. На дне сооружения всегда можно обустроить возвышение, что обеспечит удобство выполнения отдельных технических операций, в то время как проход под поставленной на яму машиной не будет ничем стесняться. Кроме того, на стенах ямы стоит предусмотреть специальные ниши и углубления, в которых можно будет складывать инструмент или автомобильные запчасти.

Особенности гидроизоляции и теплоизоляции гаражной ямы

Выбирать материалы для гидроизоляции и утепления смотровой ямы необходимо на стадии планирования. Это позволит правильно рассчитать параметры сооружения и принять решение по его внутренней отделке.

Материалы для гидроизоляции

В качестве гидроизоляции для гаражной смотровой ямы можно использовать:

  • битумные материалы (рубероид и его разновидности, битумную смолу; срок эксплуатации 10–15 лет);
  • полимерный геотекстиль (одно- и многослойные полимерные мембраны на самоклеящейся основе; срок службы составляет не менее 50 лет);
  • проникающие составы (сухие минеральные или минерально-органические смеси, разводимые водой непосредственно перед применением; срок службы равен сроку эксплуатации обрабатываемых поверхностей);
  • жирная глина в сочетании с продуктами нефтепереработки (в комбинации с современными материалами жирная глина увеличит эксплуатационный период основной гидроизоляции);
  • жидкая резина (эмульсия, в состав которой входят латекс, полимеры и стабилизирующие вещества; срок службы около 25 лет);

Гидроизоляцию гаражной ямы необходимо выполнять в комплексе с теплоизоляционными мероприятиями. Последние позволяют снизить утечки тепла через пол и стены сооружения, а также минимизировать количество конденсата, образуемого вследствие перепада температур.

Теплоизоляционные мероприятия

Для теплоизоляции смотровой ямы прекрасно подходят экструдированный пенопласт и керамзит. Первый укладывается на гидроизоляцию стен сооружения и укрывается пароизоляционной плёнкой, после чего заливается бетонная стяжка.

Керамзитом засыпается песчано-гравийная подушка, обустраиваемая на дне ямы. На утрамбованную подушку устанавливается пароизоляция, после чего выполняется заливка или укладка пола.

Внимание: при высоте залегания грунтовых вод менее 2,5 м необходимо организовать дренажную систему с водоотводом за пределы помещения гаража.

Освещение и вентиляция смотровой ямы

Наличие в смотровой яме системы освещения является обязательным условием комфортной и безопасной работы. Осветительное оборудование должно иметь невысокую мощность и ему необходима надёжная защита от влаги и механических повреждений.

В гаражной яме можно устанавливать:

  • светильники напряжением до 36 В (люминесцентные лампы);
  • низковольтные лампы напряжением 12 В (светодиодные светильники);
  • лампы напряжением 220 В во влагозащищённом исполнении (не ниже IP54);
  • аккумуляторные светильники с герметичным корпусом.

Одним из наиболее популярных решений являются лампы дневного света 36 В в защищённом водонепроницаемом корпусе. Они потребляют незначительное количество электроэнергии, что выгодно при длительных периодах освещения. То же можно сказать и о светодиодах, применение которых обеспечивает высокий уровень электробезопасности.

При освещении смотровой ямы оборудованием, работающим под напряжением 220 В, необходимо выполнить скрытую прокладку электропроводки с обязательной гидроизоляцией последней, а светильники закрыть плафонами с решёткой; все металлические элементы системы заземлить от единого контура, выведенного за пределы помещения гаража.

Светильники на аккумуляторах применяются для освещения смотровых ям редко ввиду высокой стоимости, а также сложности ремонта или замены повреждённых элементов. Однако при невозможности обустройства стационарного освещения такое оборудование является наиболее подходящим решением.

Внимание: в смотровой яме нельзя устанавливать розетки и выключатели. Для удобства выполнения отдельных видов работ гаражную яму рекомендуется оснастить переносным светильником со специальным корпусом (с ручкой для переноса, подставкой для стационарной установки и крюком или зажимом для подвешивания) на защищённом электрическом шнуре длиной не менее 4 м.

Что касается вентиляции гаражной ямы, в большинстве случаев её оставляют естественной.

Принудительный воздухообмен целесообразно организовывать в тесных помещениях, где быстро скапливаются выхлопные газы, а также в гаражах, установленных на участках с высоким уровнем грунтовых вод.

Вентиляция в гараже обустраивается следующим способом:

  1. Вытяжное отверстие с защитой от задувания ветром и попадания дождевой воды обустраивается под потолком гаража с подветренной стороны.
  2. Приточное отверстие выполняется на расстоянии не более 50 см от пола, желательно поближе к смотровой яме, с наветренной стороны.
  3. Вытяжное и приточное вентиляционные отверстия закрываются металлической или пластиковой решёткой.

Внимание: для повышения интенсивности воздухообмена вытяжное отверстие гаражной вентиляции можно снабдить вентилятором небольшой или средней мощности с питанием от распределительного щитка или аккумулятора.

Строим смотровую яму в гараже своими руками (с чертежами)

Гаражная яма должна быть расположена таким образом, чтобы можно было выполнять постановку автомобиля на неё под некоторым углом. Это облегчит доступ к определённым узлам машины, а также упростит выполнение многих технических операций. Длина сооружения зависит от длины машины (с учётом запаса 1 м).

Проект

Основательно подойти к делу при строительстве гаражной ямы поможет не что иное, как предварительный расчёт её параметров. А выполняется он исходя из размеров машины, но с некоторым запасом на случай смены последней в будущем. Например, если длина автомобиля Opel Kadett равна почти 4 м, то у Scoda Octavia она составляет 4,6 м.

Возьмём среднее значение 4,5 м и получим, что при учёте запаса в 1 м длина смотровой ямы составит 5,5 м.

Глубину сооружения следует принять в соответствии с ростом владельца гаража. При среднем показателе 175–185 см нормальная для работы глубина смотровой ямы составит не менее 195 см, а ширина, достаточная для свободного передвижения и выполнения технических операций, - минимум 0,8 м. Для ровного счёта примем последнюю величину равной 1 м и получим основные параметры смотровой ямы:

  • длина 5,5 м;
  • ширина 1 м;
  • высота 1,95 м.

Перенести полученные размеры на бумагу можно с помощью аксонометрической проекции или плоского изображения.

Во втором случае понадобятся два рисунка - для проекций сооружения на вертикальную и горизонтальную плоскости.

При создании чертежа смотровой ямы необходимо учитывать толщину гидро-, тепло- и пароизоляции, а также бетонной стяжки. Это позволит более точно определить объём земляных работ.

Внимание: если гараж используется только для хранения автомобиля, смотровую яму удобнее располагать по центру помещения. В том случае, если по совместительству помещение используется как мини-мастерская или кладовка, центральную ось сооружения лучше переместить ближе к одной из стен. При поставленном на яму автомобиле в таком гараже останется достаточно места для прохода и работы за верстаком.

Подготовка инструмента и сбор материалов

Утвердив строительный проект, можно приступать к закупке материалов. Чтобы не терять время, стоит параллельно подготовить инструмент, который понадобится в процессе работы. В список необходимого не помешает включить:

  • строительную рулетку, маркер, нож;
  • кирку, лом, совковую и штыковую лопаты;
  • строительный уровень;
  • бетономешалку;
  • сварочный аппарат;
  • мощный перфоратор или отбойник;
  • бетонорез;
  • молоток, плоскогубцы и набор отвёрток;
  • дисковую пилу с обрезными кругами по металлу;
  • строительный мастерок;
  • электродрель с миксером для замешивания раствора;
  • вёдра и ёмкости для воды, строительных смесей и раствора.
  • ёмкость для нагрева битума;
  • горелка для проклейки рубероида;
  • вал для укладки битума;
  • тёрка для выравнивания бетонных поверхностей.

В поисках сил и средств для реализации проекта в жизнь не стоит забывать и о внушительном списке строительных материалов. В него входят:

  • цемент, песок и щебень или гравий (для производства цементного раствора, бетона и уплотнительной подушки);
  • керамзит и/или гравий (в качестве стабилизирующей и теплоизолирующей подушки под стяжкой пола);
  • утеплитель (экструдитрованный пенопласт);
  • поверхностная гидроизоляция (проникающий состав для обработки бетонных поверхностей);
  • дренажная труба;
  • арматура диаметром 10–12 см (для армирования пола смотровой ямы);
  • доски, деревянные бруски, гвозди и проволока (для сооружения опалубки);
  • кирпич (в случае строительства стен методом кирпичной кладки)
  • пароизоляционная плёнка (для предотвращения скопления конденсата на стенах и полу смотровой ямы);
  • стальной уголок 20*20 мм (для обрамления верхнего периметра смотровой ямы);
  • обработанные антисептиком и водонепроницаемой краской доски и брусья (для изготовления крышки смотровой ямы);
  • рулонный рубероид;
  • битумная смола (мастика).

Внимание: количество стройматериалов принимается в зависимости от размеров ямы с 2–10% запасом.

Разбор гаражного пола и земляные работы

Для реализации строительного плана первым делом нужно освободить территорию. Всё лишнее из гаража придётся на время убрать, а также подготовить площадку за пределами помещения для складирования земли.

Порядок последующих действий будет таким:

  1. На полу гаража с помощью мела, уголка и правила наносятся очертания смотровой ямы.
  2. Получившийся прямоугольник увеличивается на 10–15 см с каждой стороны, что необходимо для удобства выполнения земляных работ.
  3. По линиям, которые получились на этот раз, выполняется разборка пола.
  4. Если пол гаража сделан из бетона, сначала придётся поработать бетонорезом, а также познакомиться с возможностями найденного по такому случаю отбойника (в крайнем случае перфоратора высокой мощности, вооружённого зубилом).
  5. При работе с железобетоном нужно помнить об арматуре. В стандартной ЖБ-плите она находится на глубине от 5 до 10 см. Металлический скелет бетонной стяжки нужно аккуратно разрезать дисковой пилой, для чего прежде понадобится расширить место среза перфоратором или отбойником.
  6. После удаления слоя бетона с арматурой остаётся удалить остатки стяжки.
  7. Разобранный бетонный пол открыл доступ к грунту под гаражным помещением, в котором нужно вырыть котлован глубиной 195–200 см, шириной 115 см и длиной 5,5–5,6 м.
  8. При выполнении земляных работ следует регулярно контролировать вертикальный уровень стен котлована и глубину последнего, а также позаботиться о том, чтобы в яме не было воды, а стены её по мере углубления не осыпались.

Внимание: при необходимости стены котлована можно временно укрепить с помощью деревянных брусьев. Землю, полученную в процессе рытья траншеи, желательно выносить за пределы помещения, дабы его не загромождать. В процессе подготовки котлована работать нужно в тёплой одежде, поскольку по мере углубления ямы будет расти уровень влажности, а также снижаться температура в гараже.

Гидроизоляция гаражной ямы: важные моменты

Никакие ухищрения не спасут смотровую яму от подтопления в случае поднятия грунтовых вод или обильных осадков, а сам гараж от сырости, грибка и плесени, если не уделить должного внимания отводу воды. Сделать это можно лишь с помощью дренажной системы: она обеспечит защиту от проникновения дождевой воды и почвенной влаги под внутренний периметр помещения.

Самостоятельная установка дренажа

Для установки дренажной системы понадобятся дренажные трубы, обёрнутые геотекстилем, а также отрезок трубы ПВХ диаметром 100 мм и соединительные элементы.

Длина дренажа будет соответствовать внешнему периметру отдельного гаражного строения. Выход системы обустраивается на расстоянии не менее 5 м от гаража. Очень желательно, чтобы слив осуществлялся в близлежащий овраг или другое естественное углубление почвы.

Если таковое на участке отсутствует, вывод дренажа необходимо будет вывести в специальную ёмкость, которую нужно закопать минимум на 20 см ниже уровня дренажа и оснастить насосом для откачки воды с поплавком.

Дренаж обязательно оснащается смотровым колодцем, в роли которого можно использовать вертикально установленную и подсоединённую к дренажному периметру трубу ПВХ. Верхний конец последней закрывается защитной крышкой.

Установка дренажной системы выполняется в несколько этапов:

  1. Вокруг строения гаража на расстоянии до 0,5 м выкапывается траншея глубиной, равной глубине фундамента гаража, и шириной до 0,5 см.
  2. На дно дренажного рва укладывается 10-см подушка из песка и гравия (для защиты системы от разрушения под воздействием давления почвы).
  3. Песчаная подушка устилается геотекстильной плёнкой.
  4. В траншею укладываются дренажные трубы и соединяются в замкнутую систему с выводом на ёмкость или естественное углубление на местности.
  5. Дренаж засыпается подушкой из смеси песка и щебня (гравия), которую в процессе необходимо тщательно, но аккуратно (чтобы не повредить трубу) утрамбовать.

С установкой дренажа самое слабое место в системе гидроизоляции гаража - подошва его фундамента - будет надёжно защищено от проникновения воды извне сооружения. В результате снизятся требования к влагозащите смотровой ямы.

Внимание: сверху дренаж можно укрыть грунтом, дёрном или бетонной стяжкой (выбор осуществляется на усмотрение владельца гаража). Ёмкость для отвода воды лучше устанавливать пластиковую, поскольку прослужит она намного дольше металлической, а дренажный сток использовать для полива огорода при условии, что в него не попадают химические вещества, используемые при уходе за автомобилем.

Защита от влаги и сырости

С гидроизоляции котлована начинается основное строительство. Решается эта задача в несколько шагов:

  1. На дно котлована укладывается и утрамбовывается подушка из гравия толщиной 10–15 см, которая сверху укрывается 5 см песка.
  2. Стены смотровой ямы укладываются слоем жирной (красной) глины.
  3. На поверхности пола расстилается рубероид. Делать это необходимо внахлёст на 10–15 см и с таким же запасом, выступающим на поверхность стен.
  4. Линии нахлёста уложенного на дно котлована рубероида пропаиваются горелкой или проклеиваются расплавленной битумной мастикой. Последняя укладывается с помощью специального вала.
  5. Аналогичным образом рубероид укладывается на стены. Вертикальные и горизонтальные углы котлована дополнительно проклеиваются битумом или пропаиваются с помощью специальной горелки.
  6. Поверх рубероида с обязательной проклейкой всех углов и стыков укладывается пароизоляция из толстой полиэтиленовой плёнки.

Пол и стены смотровой ямы своими руками

Если гидро- и пароизоляция котлована готовы, пора приступать непосредственно к строительству. Для этого нужно заранее подготовить строительную площадку, инструмент и материалы, необходимые для приготовления бетона, утепления и армирования стяжки.

Заливка пола

Начинается строительство со стяжки пола. Её заливка осуществляется по следующей методике:

  1. На дно котлована, укрытое гидроизоляцией, необходимо уложить 10–15 см чернового бетона (марки не ниже М200). Последний готовится на бетономешалке в пропорциях от 1:3:4,5 (цемент:песок:щебень).
  2. После частичного высыхания поверхность черновой стяжки выравнивается с помощью специальной тёрки из дерева или твёрдого пенопласта.
  3. При необходимости черновая стяжка укрывается слоем утеплителя (экструдированным пенопластом толщиной 5 см).
  4. Поверх термоизоляционной прокладки или, в случае отсутствия таковой в проекте, черновой стяжки монтируется арматурный каркас стяжки пола. Для этого понадобится стальная арматура диаметром 10мм и проволока или сварка, с помощью которых сетка будет фиксироваться перед заливкой стяжки.
  5. На бетономешалке или с помощью миксера готовится цементно-песчаный раствор в пропорции приблизительно 1:4, который заливается на армирующий каркас так, чтобы толщина стяжки составила не менее 5 см.
  6. Через 2–3 часа после заливки бетона его поверхность выравнивается с помощью тёрки, после чего можно приступать к строительству стен смотровой ямы.

Внимание: заливку чернового бетона и армированной стяжки необходимо выполнить за 1 приём. Поэтому для работы понадобится как минимум 2, а лучше 3 пары рук. Черновому бетону перед утеплением необходимо дать полностью высохнуть, для чего понадобится как минимум 3 дня. Такой же срок необходим верхней армированной стяжке для того, чтобы по ней можно было свободно ходить при строительстве стен смотровой ямы.

Строительство стен

Стены смотровой ямы можно выполнить как из кирпича, так и из бетона. Во втором случае перед началом работы придётся установить опалубку. Для этого подойдёт обрезная доска или фанера и деревянные брусья. Кроме того, желательно армировать стены смотровой ямы сеткой из стальной проволоки или арматуры.

На этой стадии необходимо заняться прокладкой электропроводки, которая, согласно требованиям электробезопасности, должна быть скрытой. Для этого нужно спрятать провод в гофру, протянуть его по поверхности стен и вывести к точкам установки светильников, после чего закрепить на армирующей сетке, например, с помощью пластиковых стяжек.

Заливка стен осуществляется ярусами по 30–40 см в высоту. В процессе заливки стен раствор следует тщательно утрамбовывать с помощью лома или штыковой лопаты - это позволит удалить воздух из бетона. Перед заливкой каждого последующего яруса необходимо дать высохнуть предыдущему, для чего понадобится выждать около 2–3 дней.

При строительстве стен из кирпича толщина кладки принимается равной ширине последнего. Кладка выполняется в шахматном порядке с обязательным связыванием углов и тщательной затиркой швов. На завершающей стадии строительства стен необходимо позаботиться о том, чтобы последние выступали над стяжкой пола в помещении гаража минимум на 5 см. Это исключит возможность соскальзывания в яму посторонних предметов или случайного заезда колесом автомобиля при постановке на яму.

После укладки кирпичных стен необходимо завернуть гидро- и пароизоляцию внутрь сооружения и выполнить обратную отсыпку грунта с внешней стороны стен. При этом почву следует тщательно утрамбовать.

Внимание: при кладке стен из кирпича или их заливке из бетона нужно не забыть о вспомогательных нишах. Для того чтобы их сделать в бетонных стенах, обязательно понадобится соорудить из досок вкладыши для опалубки соответствующего размера. При работе с кирпичом в таких вкладышах необходимость отсутствует, однако с ними будет гораздо удобнее укладывать кирпич вокруг ниши. По завершении заливки бетонных стен смотровой ямы опалубку можно снимать не ранее чем через 6–7 дней. Кирпичную кладку можно считать готовой к дальнейшей работе уже через 4–5 дней.

Как и чем закрыть смотровую яму?

Ещё перед началом заливки или кладки стен смотровой ямы необходимо подготовить закладную раму. Она будет венчать борт сооружения - последний обустраивается немного выше гаражного пола или вровень с последним.

Для изготовления рамы понадобится заранее припасённый стальной уголок, дисковая пила с обрезными дисками по металлу и сварочный аппарат с электродами.

Размер рамы подбирается по внутреннему или внешнему периметру стен - уголок должен стоять так, как того требует полотно крышки. Кстати, если смотровую яму планируется оснастить таковой, раму нужно развернуть углом вниз.

Фиксацию металлической конструкции лучше всего осуществлять с помощью анкеров или дюбелей, для которых придётся выполнить соответствующие отверстия в бетоне или кирпиче, а также в металле. Наконец, чтобы рама не ржавела в процессе эксплуатации гаражной ямы, перед монтажом её необходимо обработать наждаком, огрунтовать и покрасить.

Для изготовления крышки смотровой ямы можно использовать различные материалы. Например, можно выполнить её секционной из металлических рам, обтянутых стальной сеткой, или же в виде деревянного щита из обрезной доски толщиной от 35 мм.

Следует помнить о том, что чем тоньше будет полотно, тем легче его поднимать, поэтому слишком толстое дерево или щиты с тяжёлой рамой брать не стоит.

Сделать крышку для смотровой ямы можно следующим способом:

Внимание: при закрытии ямы внешний край полотна крышки контактирует с закладной рамой. Поэтому часто конструкцию дополнительно обшивают по краям стальной или пластиковой лентой. Толщину такой обшивки придётся учесть ещё перед порезкой полотна, а для её фиксации заранее купить специальные крепежи. К слову, крышку можно оснастить специальными механизмами, которые позволят частичное открытие смотровой ямы.

Видео: пошаговое самостоятельное строительство гаражной ямы

Строительство в гараже смотровой ямы - задачи не из простых. Поэтому к их решению следует приступать, основательно подготовившись и, желательно, проконсультировавшись с теми, кто имеет опыт подобной работы. Грамотная планировка, а также внимательное отношение к вопросам тепло- и гидроизоляции помещения, антисептической отделки и электрификации обеспечат комфортную эксплуатацию погреба и позволят расширить объём домашнего продовольственного запаса. При правильной организации работы на сооружение смотровой ямы должно уйти не более 10 дней, тогда как для строительства погреба может понадобиться около месяца при графике средней плотности.

В нашей стране смотровая яма планируется первой во время строительства гаража. Она является отличным помощником любого автомобилиста, т. к. позволяет провести мелкие ремонтные или профилактические работы, а также диагностику, причем без особых материальных затрат. Из этой статьи вы узнаете, как сделать смотровую яму в гараже, какие материалы для этого потребуются, а также то, в чем вообще заключается ее польза.

Для чего нужна смотровая яма?

Ответ очевиден: она нужна для того, чтобы было удобнее обслуживать транспортное средство. Некоторые при поломках обращаются в специальные технические центры, однако большая часть автолюбителей предпочитает самые сложные операции проводить своими руками. И делать это в уютной и спокойной обстановке намного удобнее

Помимо практических работ, смотровая яма способна обеспечивать беспрепятственный доступ к:

  • ходовой автомобиля;
  • выхлопной трубе;
  • днищу;
  • поддону картера;
  • коробке переключения скоростей;
  • глушителю.

Теперь, ознакомившись с предназначением смотровой ямы, приступаем непосредственно к работе.

Как сделать смотровую яму самому

Процесс состоит из нескольких этапов, рассмотрим их.

Этап первый. Предварительная разметка

Вначале вы должны определить форму и размеры смотровой ямы в гараже. Этот крайне важный момент, поскольку яма будет обустраиваться в уже наличествующем гараже, из-за чего, соответственно, задача будет усложнена, да и условия для работы будут стесненными.

При выполнении разметки руководствуйтесь тем, что почва, которая образует стенки ямы, будет иметь некоторый уклон, в то время как сами размеры сооружения должны быть такими, чтобы работа в нем была максимально удобной. Это во-первых. А во-вторых, в дальнейшем вы должны с легкостью парковаться над ямой, не опасаясь того, что транспортное средство провалится в нее. Существуют определенные меры защиты от соскальзывания, но о них несколько позже.

Исходя из всего этого, рабочая ширина ямы должна составлять 70 см – в таком случае даже у самых малогабаритных моделей автомобилей будет порядка 15-20 см для маневров. При необходимости ширину можно увеличить.

Обратите внимание! Если вы счастливый владелец «Жигулей» с шириной колеи в 1,3 м, то можете увеличить ширину ямы до 80-85 см.

Длина конструкции также определяется из соображений удобства работы, однако при этом следует учитывать и площадь самого гаража. В любом случае это должно быть как минимум 2 м.

При помощи колышков с веревкой или небольшого количества извести обозначьте на полу периметр ямы, добавьте с каждой стороны толщину стенок (зависит от устойчивости почвы) и сделайте небольшой запас для уклона. Если речь идет, к примеру, о плотном суглинке, это должно быть приблизительно 25-30 см. А вот глубина должна быть такой, чтобы от макушки вашей головы до днища машины оставалось около 25 см. Приведем небольшой пример.

Пример .

Для этого используем все те же «Жигули». Клиренс этого автомобиля составляет примерно 16 см. И если ваш рост составляет, скажем, 1,8 м, то «чистая» глубина ямы должна колебаться в пределах 1,7-1,8 м. Хотя лучше сделать ее несколько большей, ведь в дальнейшем всегда можно обустроить фальшпол до требуемой высоты или, как вариант, подставить скамейку.

Этап второй. Подготовка оборудования и расходных материалов

В ходе работы понадобится:

  • правило;
  • бетономешалка;
  • емкость;
  • лопата;
  • саморезы;
  • бетон;
  • доски;
  • сыпучие стройматериалы;
  • шуруповерт;
  • рулетка.

Количество того или иного материала зависит от размеров будущего сооружения.

Этап третий. Земляные работы

Вам предстоит выкопать порядка 9 м³ земли, что сложно, особенно если почва прочная, а работы будут выполняться вручную. Это самый трудный из этапов, однако к работе можно привлечь профессиональных землекопов.

Выкопав траншею, оставьте часть земли в гараже либо рядом с ним – с ее помощью вы засыплете пазухи по окончании строительства стенок. Все остальное вывозите. Чтобы правильно рассчитать технику, необходимую для вывоза, помните: объем разрыхленной почвы будет примерно на ¼ превышать объем самой ямы.

После этого выровняйте дно траншеи и утрамбуйте его, используя мелкофракционный щебень. Для этого насыпьте щебень слоем толщиной 5-7 см и уплотните его при помощи трамбовки.

Обратите внимание! Работать в смотровой яме будет гораздо удобнее, если сделать в стенах ниши для материалов, инструментов и запасных частей. Такие ниши предусмотрите заранее, еще на этапе выполнения земляных работ.

Этап четвертый. Сооружение стен и пола

Есть два возможных материала, которые в данном случае могут использоваться:

  • кирпич;
  • бетон.

Рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, т. к. он обойдется дешевле. Кроме того, конструкция получится более надежной, да и закладные элементы будут закреплены качественнее. Поэтому рассматриваем вариант с монолитным бетоном.

Шаг 1. Вначале поверх щебня соорудите бетонный пол толщиной 6-7 см. Упрочните его армирующей сеткой толщиной 3-4 см и размерами ячеек максимум 15х15 см.

Шаг 2. Приготовьте бетон в следующей пропорции (для 1 м³): «четырехсотый» цемент (300 кг) + щебень с размером фракции от 0,5 до 2 см (1210 кг) + вода (210 л) + песок (680 кг). Если замешиваете вручную, то воды понадобится несколько больше, хотя рекомендуется все же использовать бетономешалку – так готовый раствор будет более подвижным.

Шаг 3. Полученным раствором залейте пол.

Обратите внимание! Коэффициент прочности на сжатие такой поверхности будет составлять примерно 200, чего в данном случае вполне достаточно.

Шаг 4. Приготовьте раствор для стен. Пропорции здесь должны быть несколько иными: 360 кг того же цемента + 1168 щебня + 670 кг песка. Объем воды такой же – 210 л. Толщина стен будет составлять 15 см.

Шаг 5. Из ОСП-плит толщиной 1-1,2 см соорудите опалубку. В дальнейшем эти плиты могут потребоваться и для других нужд.

Шаг 6. Армируйте стены. Многие этим пренебрегают, но на качестве лучше не экономить. Для этого можете использовать ту же сетку, что и для пола.

Шаг 7 . Бетон заливайте послойно, высота каждого яруса должна составлять 30-40 см. Каждый ярус уплотняйте при помощи штыковой лопаты. В последнем ярусе обустройте «стаканы» цилиндрической формы, в которые потом установите светильники. Для этого в отверстия в опалубке поместите куски канализационной трубы (обязательно под углом).

Шаг 8. Из предварительно сваренных металлических уголков выполните обрамление ямы, для крепления используйте закладные анкеры, сделанные из кусков арматуры. Обрамление будет выполнять сразу несколько функций:

  • укрепление углов;
  • «обойма» для настила из досок;
  • поребрик для страховки (чтобы машина не соскальзывала).

Шаг 9. Обратная засыпка. В образовавшиеся зазоры засыпайте землю слоями по 15-20 см, тщательно утрамбовывая каждый из них.

Этап пятый. Гидроизоляция

Если в вашем регионе уровень подземных вод достаточно высокий, то дополнительно позаботьтесь о качественной изоляции. Здесь есть несколько возможных вариантов.

  1. Рубероид . Укладывается двумя слоями поверх битумной мастики. Нахлесты должны составлять 20 см, всех их также проклеивают горячим битумом. Срок годности такой изоляции – до 15 лет.
  2. Сухие проникающие смеси . Их разводят водой непосредственно перед применением. Смеси проникают вглубь структуры, но используются преимущественно в качестве дополнительной изоляции.
  3. Полимерные мембраны . Отличаются большим эксплуатационным сроком (до 50 лет). Монтаж предусматривает обустройство армированного каркаса и укладки слоя геотекстиля. Мембраны самоклеящиеся, нахлест должен составлять 10-30 см.
  4. Жирная глина + отходы нефтеперерабатывающей промышленности . Практически не используется.

На что еще обратить внимание?

  1. Если освещение будет обеспечиваться упомянутыми выше цилиндрическими углублениями, то потребуется прокладка кабеля и монтаж розетки. Если источник света будет переносным, то все это не нужно.
  2. Вентиляция может потребоваться для защиты ямы от конденсата, притока свежего воздуха и оттока различной химии. Проще всего сделать этого при помощи гибкого воздуховода, который следует вывести из ямы на высоту 25 см над уровнем пола.
  3. При проведении земляных работ крепите стены котлована в обязательном порядке! Используйте для этого доски с распорками.
  4. Наконец, при выполнении работ используйте средства индивидуальной защиты (ботинки, перчатки, при необходимости – респиратор и очки).

Смотровая яма в гараже своими руками: видео

Итог

Смотровую яму легко сделать самому. Конечно, проще делать ее еще на этапе строительства гаража, но и в готовом сооружении сделать это не составит труда. С таким «бункером» вам будет намного легче ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.

В итоге отметим, что работать лучше с помощником. Он не только будет помогать или подавать инструменты, но и придет на помощь в экстренной ситуации.

Март 24th, 2016 Admin

Ремонт автомобиля зачастую связан с обширным комплексом работ. В некоторых случаях получить доступ к узлам и агрегатам можно только снизу, чего невозможно сделать без подъемника или смотровой ямы. Первый в силу своей дороговизны и большого энергопотребления используется в автосервисах, а вот вторую вполне возможно сделать в собственном гараже.

Наличие ямы существенно облегчит ремонт и обслуживание машины, однако чтобы сделать ее, придется немало потрудиться. Сегодня мы расскажем вам о том, каким образом можно самостоятельно обустроить смотровую яму.

Как сделать смотровую яму в гараже

Сначала вам надо будет сделать несколько предварительных шагов:

1) Отыскать и изучить документы о том, какого типа почва в районе вашего гаража, насколько глубоко она промерзает, на какой глубине располагаются грунтовые воды и др. Эти данные сильно повлияют на конфигурацию вашей ямы (глубину и степень гидроизоляции);

2) Составить подробный чертеж с указанием размеров ямы и ее расположения относительно стен гаража;

3) Определить необходимые строительные материалы, купить их и привезти в нужное место, то же касается и инструментов.

Проектирование смотровой ямы для гаража

На стадии составления чертежа важно определиться, где конкретно будет яма:

  • По центру гаража, если в нем располагается только автомобиль и необходимые для него предметы, вроде эксплуатационных жидкостей, запасной резины и пр.;
  • Ближе к одной из стен, если гараж – это еще и хранилище различных хозяйственных вещей, т.е. используется и в роли сарая. Но помните, слишком близко к стене яму располагать нельзя, иначе она может рухнуть!

Не забудьте также предусмотреть настил для ямы из досок, который будет закрывать ее, когда она не используется.

Какие должны быть размер смотровой ямы для легкового автомобиля

1) Длина должна совпадать с таковой у автомобиля с прибавкой в 1 м., который нужен для обустройства ступеней;

2) Ширина опять же зависит от ширины авто, но не желательно делать ее более 80 см.;

3) Глубину следует сделать, исходя из вашего роста. При этом надо учесть, что у вас, стоящего в яме, над головой должно быть 15 см. – это комфортное расстояние, позволяющее не тянуться к днищу машины, а спокойно доставать до него.

Рассчитав все размеры, наметьте контуры будущей ямы на полу гаража и приступайте к делу.

Что нужно для рытья траншеи под смотровую яму

На данном этапе вам понадобиться лопата и, вероятно, бур. Последний нужен, если почва каменистая, и лопатой ее не взять. Выбранный грунт можно использовать для сельскохозяйственных целей, переместив плодородную почву на огород (если он у вас есть). Глину и камни лучше сложить отдельной кучей – они пригодятся, если вам понадобятся компоненты для бетона. Также их можно употребить на поднятие пола гаража.

В процессе рытья котлована не забудьте, что по краям у ямы должно быть не менее 50 см. (это нужно для создания стен), а запас по глубине надо сделать в размере 30 см. (на гидроизоляцию), и еще не забудьте сделать припуск на пол для ямы, толщину которого определите самостоятельно.

Возводим стены смотровой ямы

Перед возведением стен необходимо сделать ровный пол. Лучший способ – это бетонная стяжка, но можно применить и асфальт.

У смотровой ямы в обязательном порядке должны быть стены, иначе она неминуемо начнет осыпаться. Вариантов создания стен довольно много, ниже рассмотрены самые распространенные из них:

1) Наиболее простой вариант – это применить рубероид или фольгоизол, поверх которого будет ряд «покрашенных» отработкой досок (это замедляет процесс гниения) или шифер, но не волнистый, а плоский.

2) Можно оштукатурить стену, накинув грубую «шубу» на металлическую сетку, а после ее высыхания вывести ровные стены с помощью новой порции раствора.

3) Если вы настроены, построить по-настоящему долговечное сооружение, и размеры вашего гаража позволяют сделать это, то стены лучше возвести из кирпича.

Оптимальная толщина стены – это 0,5 или 1 кирпич. В идеале они должны быть новыми, но если бюджет ограничен, можно воспользоваться и б/у. Главное, чтобы они были ровными и не пережженными. Если кирпичи старые, их надо очистить от загрязнений. Раствор для кладки лучше выбрать классический, состоящий из цемента и песка в пропорции 1:3. Если вы новичок, в смесь лучше добавить жидкого мыла или побольше воды. Раствор станет более жидким и будет дольше застывать, что даст вам большой запас времени на кладку и исправление огрехов.

Естественно, стены надо делать ровными. Для этого перед кладкой следует натянуть шнурку. Для контроля в процессе кладки используйте отвес или строительный уровень.
При желании в кирпичных стенах можно соорудить небольшие ниши. Во время ремонта в них будет удобно складывать инструменты, запчасти и прочую мелочевку.

Какой бы способ возведения стен вы не выбрали, их необходимо укрепить обвязкой, чтобы конструкция была прочной и не могла разрушиться. Для этой цели отлично подходит стальной уголок 50×50×5 мм. Из него надо сварить контур, причем таким образом, чтобы, сверху можно было беспрепятственно уложить крышку из досок, о которой говорилось выше.

Готовую кладку можно оставить в исходном виде или оштукатурить, а потом покрасить в любой цвет. Кроме того, пол для теплоты можно покрыть деревянным настилом.
Если вы житель Крайнего Севера, важно позаботиться о теплоизоляции. В качестве утеплителя лучше применить 5-ти сантиметровый пенополистирол. Несмотря на небольшой объем, данный материал обладает замечательными теплоизолирующими свойствами.

Что делать если близко грунтовые воды?

Как уже было сказано выше, при рытье ямы крайне важно знать, где начинаются грунтовые воды. Если отыскать соответствующие документы не получилось, придется бурить скважину или копать яму. Вода появилась уже на глубине 2 м.? Тогда без гидроизоляции не обойтись, иначе весной ваша яма превратится в мини-пруд с талой водой. Причем делать гидроизоляцию надо, строго до начала заливки пола и возведения стен.

Как подобрать гидроизоляционный материал

В настоящий момент наиболее широкое распространение получили 3 типа гидроизоляции:

  • Полимерные мембраны.

Считаются самым надежным материалом. Срок эксплуатации – неограниченный. Ввиду столь выдающихся качеств материал очень дорогой, и не всякий автовладелец сможет осилить его покупку. К тому же для его нанесения требуется особое оборудование, пользоваться которым могут лишь специалисты. Из-за этих факторов подробно рассматривать его мы не будем;

  • Рулонные материалы на основе битума (рубероид, рубемаст, фольгезол, бризол и пр.).

Имеют доступную цену и очень просты в использовании – специальных знаний не требуется. Но срок службы у такой гидроизоляции ограничен – 10, максимум, 15 лет, после чего ее надо полностью менять.

  • Проникающая гидроизоляция.

Весьма действенный способ предотвратить поступление воды. Дороже по сравнению с рулонными материалами, но зато имеет неограниченный срок эксплуатации.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже: этапы проведения

Начинать гидроизоляцию следует с пола. Вначале плотно утрамбуйте поверхность, далее насыпьте на нее ровный слой глины, на глину – песок, а на него – щебенку. Каждый из слоев тщательно утрамбовывайте. Общая толщина всех этих слоев должна составлять30 см.

  • Рулонно-битумные материалы

Прежде, чем укладывать их, на поверхность надо нанести особую грунтовку (глубокого проникновения) в 2 слоя. Каждый из них должен полностью высохнуть перед нанесением нового или укладкой рубероида.

Рулонную гидроизоляцию правильнее всего будет укладывать П-образными полосами, давая нахлест20 см. Углы надо подворачивать, дабы полосы оставались на ровном участке пола или стены.

Стыки проклеиваются с помощью расплавленного битума, но можно использовать и растворитель для битума, который подплавит рубероид, и он схватится. Излишки полосы выведите по ступеням за пределы ямы – обрежете потом. После 1-го слоя (вдоль и поперек), дайте битуму в стыках остыть, и приступайте к слою №2. В процессе следите, чтобы стыки слоев не совпадали друг с другом.

  • Проникающая гидроизоляция

Этот тип гидроизоляции представляет собой сухую смесь, которая перед применением разбавляется водой. Чтобы приготовить раствор, на1 кг. смеси требуется около0,3 л. воды.

Очень важно тщательно промешать смесь, чтобы не осталось комков. Затем раствор наносится на стену 1-миллиметровым слоем. Если стены у ямы кирпичные, то требуется нанести еще один слой на готовую стену, чтобы надежно закупорить все поры в кирпичах. Принцип работы герметика основан на том, что он, покрывая поверхность сплошным слоем, не дает влаге просочиться, как бы «связывая» ее.

В совокупности с гидроизолированной кирпичной стеной он выдерживает давление воды вплоть до 20 атм. Срок службы у него не ограничен.

Как сделать вентиляцию смотровой ямы в гараже

Система вентиляции в яме – это вещь, без которой совершенно невозможно обойтись.

Особенно это актуально для автомобилистов, чьи «железные кони» работают на сжиженном газе, так как при утечке пропан стремится вниз (он тяжелее воздуха), а значит, он неминуемо попадет в яму.

Вытяжку сооружают до этапа гидроизоляции, чтобы не повредить герметик или рубероид. Правильная вентиляция состоит из 2-х частей – приточной и вытяжной.

Первая представляет собой трубу, выведенную через стену на улицу. Через нее в яму будет попадать чистый воздух. Вторая – это тоже труба, установленная напротив проточной, однако выводится она не через стену, а через крышу. Верхний ее конец должен возвышаться над гаражом не более чем на метр. Трубы могут быть как стальными, так и пластмассовым, но предпочтение лучше отдать изделиям из пластика – они гораздо меньше весят, проще монтируются и совершенно не подвержены коррозии.

Освещение смотровой ямы в гараже – как провести свет

Работать в смотровой яме можно и без стационарных источников света, ограничившись лишь налобным фонариком. Однако света он дает мало и лишь в ограниченном секторе. Поэтому все же лучше обзавестись нормальным освещением. Как и при прокладке любой проводки, важно соблюдать ряд правил:

1) Если у вас нет соответствующего образования, работу по созданию электросхемы лучше доверить специалисту, чтобы он сделал ее с соблюдением всех норм по безопасности;

2) Освещение должно быть равномерным, возможно, вам понадобятся несколько световых приборов;

3) Все выключатели, предохранители и розетки не должны располагаться в яме – только в самом гараже;

4) Если вы планируете установить розетку, рассчитанную на 3-х фазный ток, не забудьте надежно заземлить ее.

Провод, по которому электричество будет подаваться в яму, должен иметь сечение 4 мм2 или более. Желательно, чтобы материалом, из которого он сделан, была медь. Провод должен быть с ненарушенной изоляцией, в идеале, двойной.

Лампы, подходящие для освещения гаража, бывают низко- и высоковольтными:

  • 12-ти вольтовые лампочки;
  • светильники на 36 вольт;
  • лампы различных классов на 220 вольт.

Для работы низковольтных ламп рядом со счетчиком необходимо смонтировать понижающий трансформатор.

Что касается типа ламп, то в самой яме лучше использовать лампы дневного света. Из-за их продолговатой формы размещать их целесообразно в небольших углублениях в стенах, иначе они могут мешать. Приобретать такие светильники лучше с защитным кожухом, поскольку открытая лампа долго не прослужит из-за влаги и загрязнений.

Лампы накаливания в яме использовать не надо. Они нагреваются во время работы, и если их задеть, легко обжечься. Свет от них чересчур яркий, что вредит зрению. Кроме того, они потребляют много энергии, а при перепаде напряжения могут заискрить и лопнуть, что чревато травмами и возгоранием.

Люминесцентные лампочки хороши, поскольку обладают широкой вариацией оттенков, потребляют немного электричества и долго служат. Однако для ямы они не подходят, поскольку чувствительны к холоду – когда температура окружающей среды опускается ниже 5 градусов, они становятся ненадежными. Утилизировать их надо особым образом, поскольку они содержат ртуть.

Энергосберегающие лампы обладают всеми достоинствами люминесцентных и почти полным отсутствием недостатков, за исключением более высокой цены и сложной утилизации: в них тоже есть ртуть.

Светодиодные лампы наиболее совершенны, поскольку они сочетают все положительные характеристики других лампочек. Ртути в них нет, однако цена весьма высока, а для хорошего освещения их нужно несколько штук, что не всем по карману.

Также в гараже полезно иметь лампу-переноску или мобильный 36-вольтовый светильник. Они могут пригодиться, если понадобится рассмотреть место ремонта получше.

При монтаже проводки и осветительных приборов строго соблюдайте правила противопожарной безопасности! Помните, любые недоработки в этом вопросе могут обернуться трагедией.