Расшифровка электронного билета аэрофлота. Читаем авиабилет

Date - Дата Бронирования

2

Номер агента - Компания производившая бронирование.

3

IATA - Код агента.
NAME - Фамилия и Имя пассажира
Указывается только в латинской транскрипции (написании). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до 3-х ошибок.

4

ISSUING AIRLINES - Авиакомпания
TICKET NUMBER - Номер Авиабилета
BOOKING REF - Международная система бронирования. Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE) . IATA Код Авиакомпании.
BAG - Норма бесплатного провоза багажа.
ST - Статус бронирования
Обычно статус - "OK". Иногда возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места - статус "NS".

5

FROM/TO - Маршрут перелета
Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами, которые на данном купоне выделены другим цветом (обычно темным). Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города.

FLIGHT - Перевозчик / Номер рейса
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация АвиационногоТранспорта)например:
SU-Аэрофлот,
LH-Lufthansa,
AF-AirFrance.

CL - Класс бронирования.
Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно:
F,P,A-первый класс.
J,C,D,I,Z-бизнес класс.
W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X-экономический класс.

DATE - Датавылета

TIME / ARRIVAL TIME - Время вылета / Время прибытия
Всегда указывается местное время пунктов вылета и прибытия.

FARE BASIS - Вид тарифа
Буквенно-цифровое обозначение кода тарифа.

NVB/NVA - Не действителен до/ не действителен после
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

6

FORM OF PAYMENT - Форма оплаты
Форма оплаты билета.
Бывают следующие варианты:
CASH (наличные),
INVOICE или INV (безналичная оплата),
CC---номер кредитной карты--- (кредитная карта).

AIR FARE - Стоимость Авиабилета

TAX - Такса
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается «общая» такса (сумма всех оставшихся).

TOTAL - Общая стоимость.

Билеты на самолет в электронном виде окончательно вошли в повседневную жизнь в 2008 году. Летом на выпуск авиабилетов подобного формата перешли все авиакомпании, входящие в Международную Ассоциацию Авиатранспорта. Раньше всех в России нововведение поддержали авиалинии S7 (Сибирь) и Sky Express. Сейчас приобрести электронный авиабилет без проблем можно у подавляющего большинства организаций, занимающихся воздушными перевозками.

Документ в распечатанном виде является обычным листом формата А4 и называется маршрутной квитанцией или Itinerary receipt. Фактически, можно не тратить бумагу на распечатку билета на рейс, поскольку при бронировании онлайн все пассажиры попадают в базу авиакомпании, где сотрудник видит подтверждение оплаты во время регистрации. Главное – иметь при себе документ, удостоверяющий личность, для жителей нашей страны им является паспорт гражданина Российской Федерации.

У путешественников, нечасто пользующихся услугами авиакомпаний, регулярно возникают вопросы по заполнению необходимых строк, которые нужно указывать при бронировании авиабилета. На самом деле, ничего сложного здесь нет, надо только один раз внимательно разобраться в правилах ввода информации.

В начале всегда пропечатывается имя, фамилия и отчество пассажира, последнее – при наличии, относится только к полетам внутри страны. При внесении этих данных необходимо использовать латиницу, поскольку именно она принята для заполнения информации о клиенте. Важно помнить, что при международных перелетах написание имени и фамилии должно совпадать с указанными в заграничном паспорте.

  • MR – мистер;
  • MRS – миссис;
  • MISS – ребенок женского пола, не достигший 12 лет;
  • MSTR – ребенок мужского пола, не достигший 12 лет.

В следующем пункте указываются города отправления и прибытия и код аэропорта, обозначающийся латинскими заглавными буквами. Уточнить его можно в интернете на сайте соответствующей воздушной гавани или позвонив сотруднику авиалинии, выполняющей данный рейс.

В случае транзитного перелета в специальной строке также должен быть внесен Stopover, отмечающий длительность ожидания в стыковочном узле. Пометка «O» или пустая графа ставится, если время стыковки превышает сутки, пометка «X» — если ждать планируется 24 часа и меньше. Во втором случае цена авиабилета снизится, поскольку сборы, устанавливаемые аэропортами, различаются по величине до суток и больше суток.

Следом, в графе «Carrier» обычно стоит название авиакомпании, чьи лайнеры осуществляют перелет. Международная Ассоциация Авиатранспорта присваивает каждому воздушному перевозчику уникальный индивидуальный код, состоящий из двух букв. Там же можно увидеть название и модель самолета, выполняющего полет. Рядом располагается буквенно-цифровое сочетание, обозначающее номер бронируемого рейса.

После информации о рейсе следует выбранный класс, в зависимости от авиакомпании указанный либо полностью, либо только заглавной буквой в латинской кодировке. Все классы подразделяются на три группы с разным уровнем предоставляемых удобств. Каждая группа также делится на обычный тариф перелет с повышенной комфортностью:

Дороже всего цена авиабилета устанавливается в салон первого класса.

Места бывают:

  • P – для клиентов в особом VIP-статусе, имеющих право на использование спутниковой связи по предоставляемым авиаперевозчиком телефонам, индивидуальных мониторов и специальных спальных мест;
  • F – стандартный вариант первого класса, скидок на который обычно не бывает, а тариф включает намного более широкий ассортимент еды и напитков, кресла повышенной комфортности, больше места для каждого пассажира и другие удобства;
  • A – перелет в салоне первого класса по сниженной цене. Как правило, такие авиабилеты можно приобрести только в период пониженного спроса на перелеты, чтобы по максимуму заполнить лайнер.

Средним и более востребованным является салон бизнес-класса:

  • J – бизнес-класс с предоставлением расширенного пакета услуг и более удобными креслами, позволяющими незаметно перенести даже долгий полет;
  • C – обычный тариф, включающий стандартный сервис, являющийся, тем не менее, весьма привлекательным для путешественников, ценящих удобства;
  • D – льготная цена авиабилетов на перелет бизнес-классом, не предусматривающая дополнительных услуг, кроме собственно полета в соответствующем салоне.

Наиболее бюджетный вариант полета эконом-классом, пользующийся популярностью у большинства туристов. Цена авиабилета на рейсы является вполне приемлемой для множества пассажиров, желающих сэкономить на стоимости пути.

Буквенные обозначения следующие:

  • K и S обозначают тариф эконом-класса с фиксированной ценой, не подлежащей колебаниям, акционные скидки на такие тарифы не действуют;
  • Y – перелет эконом-классом по сниженной цене, часто применяется лоукостерами и включает в себя только сам полет без питания и багажа. Сюда же иногда относят перелеты группами, обозначенные буквой «G».

Стоит отметить, что высокая цена авиабилета классов повышенного комфорта (первого и бизнес) оправдана набором предлагаемых услуг. Обслуживание пассажиров осуществляется в приоритетном порядке индивидуально. Ассортимент блюд и напитков учитывает вкусы каждого конкретного клиента и отличается большим разнообразием. Алкогольные напитки предоставляются без ограничения.

Регистрация и оформление документов и багажа производится в первую очередь, а клиентам первого класса все процедуры проводят сотрудники аэропорта и авиакомпании.

На авиабилете всегда указывается дата вылета, за исключением случаев, когда билет на самолет является открытым – тогда на месте числа и дня можно увидеть слово «Open». Время вылета и прибытия лайнера обязательно соответствует пунктам отправки и прилета. К примеру, вылетая из Москвы, путешественник должен будет ориентироваться на время столицы, а если конечным пунктом значится Владивосток, то и час прибытия будет владивостокским.

В графе статуса, присвоенного бронированию, пассажир может прочитать данные о номере кресла, если таковой имеется:

  • буквы ОК ставятся, когда есть возможность забронировать место заранее, и пассажир ею воспользовался, далее идет собственно номер;
  • код NS используется в случае наличия на борту самолета малышей младше 2 лет, путешествующих по специальному тарифу со скидкой, не предусматривающему отдельного места;
  • если место можно зарезервировать только во время процедуры регистрации на рейс, пассажир увидит в авиабилете буквы RQ.

Строка Fare basis в электронном авиабилете указывает, на какую дату выпадает день отправления, если выбор числа вылета предусмотрен тарифным планом:

  • рядом с аббревиатурами NVB и NVA указаны даты, включительно в которые рейс разрешен;
  • если графа пуста, то пассажир может осуществить перелет в течение 12 месяцев после завершения покупки авиабилета;
  • также строка может быть аналогичной дате вылета, что обычно указано в авиабилетах эконом-класса, где дни вылета и прибытия фиксированы.

В электронном авиабилете можно расшифровать информацию о суммах, из которых складывается общая цена авиабилета. Сам тариф разложен на все сборы и комиссии и указан в принятой в стране валюте. Иногда цена обозначается в долларовом эквиваленте. Выбранный индивидуальный тариф будет содержать буквы IT, FORFAIT или прочерк. Пункт «TOTAL» содержит окончательную стоимость перелета вместе налогами, пошлинами и другими расходами и обозначается с помощью валюты, принятой в авиалинии.

Может произойти ситуация, при которой покупает авиабилет у авиакомпании одной страны, а вылетает из другой. В этом случае, эквивалентом тарифного плана будет служить именно валюта страны, где приобретался билет на самолет. Такса затрат на сборы аэропортов впечатывается также рядом с этими графами. Далее можно найти информацию о способе оплаты:

  • наличными в авиакассе – cash;
  • безналичный расчет по выставленному счету, предполагающий получение инвойса (INV, invoice);
  • использование банковской карты – СС.

Пункты вылета и прилета обозначаются аббревиатурами, разделенными слэшем «/». Следующая строка содержит наиболее важную информацию – код бронирования или «PNR Code», генерирующийся случайным образом из цифр и букв латинского алфавита во время процедуры оформления авиабилета. Далее идут графы, предназначенные для заполнения авиакомпанией в случае необходимости внесения изменений, пометок, корректировок и ограничений.

Если авиабилет менялся, то в строчку «Issued in exchange for» обязательно вносится номер сданного документа. Иногда такие варианты возможно при смене пункта назначения у пассажира. Сотрудник авиакомпании вправе произвести подобный обмен, соблюдая условия тарифа, выбранного пассажиром.

Если летит группа пассажиров, они могут оформить один общий авиабилет, включающий строчку «Conjunction tickets», в которой можно увидеть все номера отдельных билетов на самолет каждого клиента. Ниже идут дополнительные условия и ограничения, принятые по тарифному плану. Рядом остается место для валидаторной отметки авиалинии, содержащей вкратце информацию об авиакомпании, аэропорте и рейсе.

Расшифровать дополнительную информацию, указанную в электронном авиабилете с помощью латинских букв и разных символов, тоже довольно просто, касается она предоставляемого питания и других услуг:

  • пассажир может рассчитывать на завтрак, если видит значок тарелки или букву «В»;
  • если стоит буква «L» или нарисован нож, скрещенный с вилкой – в сервис входит горячий обед;
  • нарисованная булочка, просто вилка и нож рядом, буква «S» обозначают обеспечение только закусками;
  • буквой «Х» обозначены горячие обеды больше, чем один раз за перелет;
  • буквы «М» и «F» означают, что на борту будет транслироваться кино.

Прежде всего, билет на самолет, оформленный через интернет, гарантирует абсолютную надежность и конфиденциальность. Как только бронь подтверждается, авиакомпания получает все данные о пассажире, поэтому бумажный вариант авиабилета не требуется. Его не потребуется покупать через третьи руки, рискуя нарваться на подделку или потерять.

Электронные авиабилеты экономят огромное количество времени и сил пассажира, поскольку приобретаются прямо из дома. Кроме того, они обычно стоят дешевле обычных билетов на рейсы, продающихся в офисах, так как на них не требуется затрачивать ресурсы по оплате работы менеджеров. Хотя в последнее время авиабилеты в электронном формате используются почти во всех авиакассах, как более легкие в эксплуатации и оформлении. После расшифровки одного авиабилета расшифровать последующие не составит никакого труда.

Как выглядит электронный билет

На приобретенном авиабилете всегда находятся непонятные для человека надписи на иностранном языке, в частности, если он с ним не знаком. Попытаемся помочь вам в этом вопросе.

Name of passenger в переводе с английского языка обозначает имя пассажира. Причем данные пишутся в приемлемой для всех стран форме - в латинской транскрипции, именно так, как указано в загранпаспорте. После фамилии ставится слеш, а затем или первая буква имени, или указывается имя целиком. Там же указывается и пол человека: MR, указывающий, что пассажир принадлежит к мужскому полу, а MRS/MSS - к женскому. Согласно международным требованиям, в записях, которые отвечают данному полю, допускается 3 ошибки, если они не оказывают никакого влияния на общее звуковое звучание.

From/To - обозначает маршрут, по которому двигается путешественник. На специальном цветовом поле указывается пункт отправления для полетного купона. Запись делается также в латинской транскрипции. Следующая запись обозначает пункт прибытия. Если в городе, куда прибывает путешественник, находится несколько аэропортов, то вначале указывается название города, а затем код аэропорта, который состоит из трех букв.

Stopover обозначает специальный индикатор «стоповер». В нем, как правило, проставляется надпись X/O, которая значит да или нет. По своей сути это обозначает временную остановку по маршруту. Если оно длится больше 24 часов, тогда поле оставляют пустым или указывают букву О. Если же данный пункт указывается, как пункт транзита, тогда пишется буква Х. Наличие «стоповера» в некоторой степени влияет на стоимость авиабилета, поскольку присутствуют аэропортвые таксы, а при отсутствии транзитных остановок такие платежи не оплачиваются.

Carrier указывает, кто занимается авиаперевозкой. Здесь вписывается код авиакомпании перевозчика, который имеет только две буквы, согласно нормативам международной ассоциацией авиаперевозчиков. Некоторые из них для простого первопроходца могут быть достаточно очевидными. К примеру, SU обозначает Аэрофлот, такими буквами как LH обозначают Lufthansa. Буквы AF указывают на перевозчика Air France, а BA - на British Airways. Есть и не совсем понятные значения. Например, AY, указывающий на перевозчика Finnair, а также UN, обозначающий Трансаэро и т.п.

Flight указывают номер рейса, а Class - указывает на класс бронирования. Причем латинская буква всегда обозначает определенную квоту мест. Чаще всего используют обозначение R, которое обозначает «Сверхзвуковой», использующий на рейсах Concord. Такими буквами, как F, P, A, всегда значат первый класс. Буквы J, C, D, I, Z - указывают на то, что авиабилет принадлежит пассажиру бизнес класса. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X - всегда указывают на экономический класс.

Date обозначает дату вылета, а Time - точное время (указывается только местное время того пункта, откуда происходит вылет).

Status в своем значении указывает на статус бронирования. Как правило, в большинстве случаев здесь указывается подтвержденный статус «ОК». Лишь небольшая часть билетов имеют статус «RQ», обозначающий запрос места на регистрации. Если человек путешествует с ребенком, возраст которого менее 2 года, то на белеете указывают «NS», который обозначает билет без места.

Fare basis указывает, какой вид тарифа используется при покупке авиабилета. Тариф на купоне указывается благодаря буквам и цифрам. К примеру, запись NVB/NVA обозначает такие понятия, как Не действителен до/ не действителен после. Соответственно, даты, которые находятся до или после указанных данных в купоне, не предназначены для полета. В большинстве случаев, на купонах льготных авиабилетов обе даты полностью совпадают с датой вылета. Пустые графы указывают на то, что билет действителен на протяжении года.

Fare calculation всегда обозначает расчет тарифа. Здесь указывается подробный расчет тарифа, который определяет стоимость билета. В расчете большое значение имеют: города, которые обозначаются трехбуквенным кодом, перевозчики, которые обозначаются кодом из двух символов, а также тарифные компоненты в NUC, или другими словами в нейтральных единицах расчета. В данном пункте также указывается и аэропортная такса. Кроме всего прочего, пункт может также содержать и курс пересчета NUC, а также разные ограничители.

Fare обозначает тариф в валюте, в момент начала перевозки. Для простоты понимания простой пример. Если билет куплен на рейс Лондон-Москва и отправка происходит из Лондона, то тариф указывается фунтах. Страны, валюта которых считается «мягкой», имеют привязку к долларам США. Существует также и такое понятие, как конфиденциальный тариф, тогда данная графа не заполняется. А указывается просто значок «IT», или другой - «Forfait».
Поле Total, как правило, обозначает всего, включая полную стоимость авиабилета. В нем указывается валюта пункта, где был выписан билет. В России это могут быть как рубли, так и доллары. Конфиденциальный тариф предусматривает оставление графу пустой, либо же указываются буквы строки Fare.

Эквивалент тарифа указываются в поле Equiv/Fare PD . Валюта отвечает валюте, где была выписка только в том случае, если валюта пунктов выписки и начала перевозки отличаются друг от друга.

В поле Такса в надписи из двух букв указывается сумма сбора аэропорта.

Поле под именем Form of paint имеет значение формы оплаты. Указывается в таких вариантах, как:

Cash, если человек платит наличными;
- Invoce или INV - если безналом;
- CC - обозначает совершение платежа из кредитной карты покупателя. Там же пишется номер кредитки.

Пункты отправления или назначения вписываются в поле Origin/Destination . Весь маршрут указывается с помощью трех букв (пункт вылета и пункт прилета). В частности к ним относятся такие надписи, как SITI, SOTO и другие.
Для отметки авиакомпании выделена отдельная графа Airline data.

Номер бронирования, который состоит из букв и цифр, вписывается в PNR Code .

Любые ограничения или передаточные надписи указываются в графе Endorsements/Restrictions . Другими словами любые ограничения на перевозку тех или иных вещей и предметов, а также возможность воспользоваться другим перевозчиком. К примеру, если написано «SU/KL ONLY», то это обозначает, что данный билет предназначен для использования на рейсах перевозчика Аэрофлота и «KLM». По условиям билета пассажир может в любой момент воспользоваться услугами одного перевозчика, отказавшись от услуг другого. Изменения отмечаются согласно тарифу. К примеру, надпись «RES CHG USD50» может означать любые изменения в бронировании возможные только после оплаты 50 долл. штрафа.

Как правило, льготные билеты имеют следующие шаблоны: «XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT» - это обозначает, что билет действителен только для перевозчика ХХ, или билет невозможно возвратить, или невозможно изменить даты по билету, или невозможно изменить маршрут по данному билету.

Любая служебная информация также отображается в данной графе.
Надпись «Issued in exchange for» указывает на то, что билет выдан в обмен на другой. В таком случае здесь указывается номер первоначального билета. Суть такой «переписки» можно понять по следующему приведенному примеру. Человек приобрел билет, в котором вписан маршрут «Москва-Лондон-Москва». Прилет в Лондон произошел по графику. Затем человек по каким-то причинам решил изменить маршрут на «Лондон-Санкт-Петербург». В таком случае стоимость маршрута будет пересчитана и вычтена из стоимости «старого» билета. Если новый билет по своей стоимости дороже прежнего, то человеку придется доплатить некую сумму денег. В противном случае, агент выдает квитанцию, по которой можно получить оставшуюся сумму в Москве, где покупался билет и доказательством этого будет номер «старого» билета, который указывается в новом.
Номер дополнительного билета указывается в строке Conjunction tickets. Если число перелетов больше, чем граф в перелетном купоне, тогда такой билет подлежит вписыванию в несколько бланков, где указывают перекрестные ссылки на другие номера билетов.

Путешественник должен знать о том, что эти несколько бланков представляют собой единый билет, поэтому терять или выбрасывать один из них не стоит до момента завершения поездки.
Все дополнительные ограничения вписываются в графе Additional endorsements/restrictions. Здесь содержится вся информация, которая не поместилась в графе Endorsements/Restrictions.

Код тура, который используется при конфиденциальных и специальных тарифах, указываются в поле Tour code .
Штамп агентства, которое продало человеку билет, ставится в поле Validator place . Он содержит полное наименование агентства, адрес, номер офиса, а также номер ИАТА или указывается код Аэрофлота, референция агента, которая состоит из букв и цифр, выписавшего билет, а также дата, когда был выписан билет.

«ЧИТАЕМ» АВИАБИЛЕТ!
Где на билете написан номер рейса?

Казалось бы, просто, а тем, кто летает редко, этот вопрос покажется вполне оправданным. Итак, на примере наиболее распространенного типа авиабилетов мы расскажем, как правильно «сканировать» информацию обо всех деталях полета, маршрута, расчета тарифа и ограничениях, накладываемых данным тарифом на перевозку.

Верхнее поле билета подскажет, ожидают ли вас пересадки.

1. Выдан/ISSUED BY - наименование авиакомпании, билет которой вы покупаете. Передаточная надпись/ограничения / ЕNDОRЕSEМЕNТS / RЕSТRIСТIONS - в этой графе указываются ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность передачи пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано SU/КL ONLY, то это означает, что данный билет действителен на рейсах «Аэрофлота» (SU) и КLМ (КL), и если условия тарифа позволяют, то даже уже по выписанному билету вы можете «пересесть» с одной компании на другую. Если ваш тариф позволяет какие-либо изменения, то это должно быть отражено в этой графе. Например, RЕS СНG USD50 или ONЕ INВОUND RЕВ FRЕЕ означает: «ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США» или «ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО».

2. Код тура/TOUR CODE - обозначение для групповых и конфиденциальных тарифов (чаще всего дается в верхней части билета).

3. Пункт отправления/назначения/ORIGIN/DESTINATION трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слэш пункт прилета по всему маршруту.

4. Для отметок авиакомпании/AIRLINE DATA - буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).

5. Выдан в обмен на/ISSUED IN EXCHANGE FOR - если билет выписан в обмен на другой, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

6. Дополнительный билет/CONGUCTION TICKETS - Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках, и в графе 6 каждого указывается номер дополнительного билета. Эти несколько бланков считаются одним билетом, и даже если вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.

7. Дата и место выдачи/DАТЕ AND PLACE OF ISSUE- уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его адрес, уникальный номер офиса, буквенно-цифровую референцию агента, выписавшего билет, дату выписки билета. Среднее, расчерченное поле.

8. Фамилия пассажира/NАМЕ ОF PASSENGER указывается только в латинской транскрипции. За фамилией следует первая буква имени или все имя, а также пол (МR - мистер, МRS/МSS - мисс или миссис). По международным нормам это поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания (дается или в верхней или в средней части билета).

9. Маршрут полета/FROM/TO - в графе указываются все пункты отправления и прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов, за названием следует трехбуквенный код аэропорта.

10. Перевозчик/CARRIER- двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются Международной ассоциаций авиаперевозчиков и могут быть как достаточно очевидными: LH – Lufthansa, AF - Air France, ВА - British Airways, так и не очень: АY- Finnair, UN- Трансаэро, АZ - Alitalia.

11. Номер рейса/FLIGHT.

12. Класс бронирования/CLASS - не надо путать с классом размещения пассажиров. Первый класс обычно обозначается буквой F или J, бизнес-класс - буквой C, другие буквы обозначают экономический класс.

13. Дата вылета/DATE.

14. Время вылета/TIME - всегда местное.

15. Статус бронирования/STATUS - обычно: ОК/НК -- броня подтверждена, РQ/НL - лист ожидания/на свободные места (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет), летящих без места, указывается статус NS.

16. Вид тарифа/PARE BASIS - буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

17. Не действителен до/не действителен после /NOT VALID BEFORE /NOT VALID AFTER - дата, раннее которой и, соответственно, позднее которой нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат).

Норма бесплатного провоза багажа/ALLOW - ставится либо разрешенный вес в килограммах, либо количество мест. В нижней части авиабилета вы можете узнать.

18. Тариф/FARE - тариф в валюте начала перевозки. Страны с нестабильной валютой имеют тарифы, опубликованные в долларах США

19. Эквивалент тарифа/EQUIV. FARE PD - эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен в графе 1 или 23.

20. Такса/ТАХ - двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки.

21. Всего/TOTAL - полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) может быть как в рублях, так и в долларах.

22. Расчет тарифа/FARE CALSULTATION - подробный расчет стоимости авиабилета. Абсолютно бесполезная информация для обычного пассажира.

23. Форма оплаты/FORM OF PAYMENT- форма оплаты билета. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOCE или INV (безналичная оплата), CC - (кредитная карта).

Классификация авиарейсов:

Регулярные рейсы выполняются крупными авиакомпаниями строго по расписанию и с любым количеством пассажиров (даже с одним). Салон самолета, как правило, разделен на три класса (первый, бизнес- и эконом-класс), во время полета подают прессу, продукцию duty-free и обед с вином. Эконом класс, обычно подешевле, зато в бизнес классе, расстояния между креслами существенно больше и лучше кормят. Кроме того, покупая билет на регулярный рейс, можно приобретать билет только в одну сторону, выбирать между несколькими тарифами, рассчитывать на скидки для молодежи, пенсионеров, или часто летающих пассажиров.

В отличие от регулярного рейса, консолидатор (хозяин) чартерного рейса – туркомпания, которая договорилась с авиакомпаний, забронировала целиком самолет и отправила его в нужном направлении. При этом часто турфирма "поднимает чартер" не сама, а вместе с несколькими другими компаниями. Чаще всего под чартеры берутся Ил-86, Ту-154, а на западноевропейских маршрутах – Ту-154М. Тип самолета может определяться за 1-2 дня до вылета, в зависимости от загрузки: если много билетов продано - полетит Ил-86, если пассажиров мало, то Ту-154. Большинство чартерных авиарейсов выполняются "регулярными авиакомпаниями" на своих обычных машинах. Чартеры летают в "окнах" между регулярными рейсами и выполняются в виде цепочки «туда и сразу обратно» (самолет привозит новых туристов и тут же увозит предыдущих).

Билет на чартерный перелет значительно (иногда в 2-3 раза) дешевле, чем на регулярный. Кроме того, на ряд популярных “пляжных” курортов регулярные рейсы просто не летают, или их число минимально.

Билеты на чартерные рейсы чаще всего входят в стандартный "турпакет". Однако, "остатки" можно всегда приобрести и без турпутевки. Билеты на чартерные рейсы не подлежат возврату, стоимость за авиабилеты при аннуляции тура не возвращается.

Бывают еще так называемые "отстойные" рейсы - это обычный чартерный рейс, при котором самолет ждет туристов в аэропорту весь период их отдыха (чаще всего такие одиночные чартерные рейсы выполняются на праздничные дни).

Обозначения на авиабилете:

Р - первый класс улучшенный. Обычно предоставляется на самолетах Boeing 777-200. К услугам пассажиров спутниковые телефоны, индивидуальные телемониторы и спальные места.

F - первый класс.

А - первый класс со скидкой. Авиакомпании имеют базовые тарифы на выполняемые ими рейсы, которые они могут снижать, если им это выгодно в какой то период времени.

J - бизнес-класс улучшенный. Пассажиру предоставляется место в салоне с более просторными креслами, чем в обычном бизнес-классе, меню отличается большим выбором блюд, предоставляются развлечения (например, компьютерные игры).

С - бизнес-класс.

D - бизнес-класс со скидкой.

W - экономический класс улучшенный. Расстояние между рядами несколько большее, чем в обычном экономическом классе.

К, S - экономический класс с фиксированными тарифами. На такие билеты никакие скидки не предусмотрены.

В, Н, L, M, Q, Т, V, Y - экономический класс со скидкой. Здесь приведены все возможные варианты букв, обозначающих данный тариф.

Авиакомпании могут вводить различные ограничения на бронирование билетов. Наиболее часты ограничения по времени заказа и количеству билетов. В этом случае используется код G.

Некоторые авиаперевозчики на рейсах малой дальности осуществляют "челночное" обслуживание по экономическому классу, которое обозначается литерами Е),онирование не производится, место подтверждается при регистрации) или U (бронирование не требуется, место гарантируется).

Тип предоставляемого питания указывается литерами или рисунками: В или чашка - завтрак; L, D или скрещенные вилка и нож - горячий обед или ужин; S или булочка, или нож с вилкой - холодные закуски; Х - многоразовое питание.

Если в расписании значится литера M , то во время полета пассажирам будет показан полнометражный фильм, литера F - короткометражный.

NAME OF PASSENGER - имя пассажира. Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.

FROM/TO - маршрут полета.

На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.

STOPOVER - Индикатор "стоповер". X/O (нет/да). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х". Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии "стоповер", некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет.

CARRIER - Перевозчик. Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.

FLIGHT - Номер рейса.

CLASS - Класс бронирования. Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X -экономический класс.

DATE - Дата вылета по данному купону.

TIME - Время вылета. Всегда местное время пункта вылета.

STATUS - Статус бронирования. Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом - "OK". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".

FARE BASIS - Вид тарифа. Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону:

NVB/NVA (NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER) - Не действителен до/ не действителен после. Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

FARE CALCULATION - Расчет тарифа. В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы). В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные.

FARE - Тариф. Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы, опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

TOTAL - Всего. Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

EQUIV/ FARE PD - Эквивалент тарифа. Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

TAX - Такса. Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки.

FORM OF PAYMENT - Форма оплаты. Бывают следующие варианты:

CASH - наличные,

INVOICE или INV - безналичная оплата,

CC - номер кредитной карты - (кредитная карта).

ORIGIN/DESTINATION - Пункт отправления/назначения. Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту. Бывают также обозначения SITI, SOTO и так далее.

AIRLINE DATA - Для отметок авиакомпании.

PNR CODE - Буквенно-цифровой номер бронирования.

ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS - Передаточная надпись/ограничения. В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT" - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация.

ISSUED IN EXCHANGE FOR - Выдан в обмен. Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию, по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в этом билете.

CONJUNCTION TICKETS - Дополнительный (соединенный) билет. Если маршрут включает в себя больше перелетов, чем есть полетных купонов в бланке, такой билет выписывается на нескольких бланках, и здесь ставятся перекрестные ссылки на другие номера билетов. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия. Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер дополнительного билета (при групповых путешествиях).

ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS - Дополнительные ограничения. Содержит информацию, не поместившуюся в графу ENDORSEMENT/RESTRICTIONS.

TOUR CODE - Код тура. Условное обозначение, применяемое при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

VALIDATOR PLACE - Поле валидатора. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер ИАТА или код Аэрофлота. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

Норма бесплатного провоза багажа.

Во всем мире существуют ограничения по весу и количеству мест багажа, который

пассажир имеет право перевозить. В зависимости от класса обслуживания существуют разные нормы бесплатного провоза багажа. Для "весовой" системы:

В эконом классе - 20 кг

В бизнес классе - 30 кг

В первом классе - 40 кг

Для системы "мест" - "PC".

Сверхнормативный багаж оплачивается обычно исходя из следующей стоимости 1 кг - 1-2% от стоимости наивысшего тарифа экономического класса "в одну сторону". Причем оплата эта производится обычно в местной валюте.