Не с причастиями пишется раздельно. Правила написания не с краткими причастиями. VII. Правописание НЕ и НИ

Одна из не самых простых тем русского языка - это правописание причастий. Особенно много вопросов возникает при изучении правописания «не» с причастиями (слитно и раздельно). Примеры написания, а также правила и основные моменты, касающиеся этой темы - все это вы найдете в данной статье.

Немного теории

Перед тем как начать изучать вопрос правописания "не" с причастиями, нужно разобраться в терминах.

Итак, причастием называют такую часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Она образуется от глагола и отвечает на вопросы имени прилагательного («какой?», «чей?»). Различают краткую и полную формы причастия.

Полная форма:

  • изданная книга;
  • сделанный проект;
  • собранный урожай.

Краткая форма выглядит так:

  • книга издана;
  • проект сделан;
  • урожай собран.

Важным моментом в этой теме является различение причастия и отглагольных прилагательных. Причастия описывают процесс, тогда как прилагательные являются признаком предмета. Рассмотрим это на примере.

Допустим, вы посетили театральное представление, и оно показалось вам просто блестящим. Так вот, «блестящий» в данном случае - это прилагательное, образованное от глагола «блестеть». Это легко определить, потому что слово не описывает процесс.

Однако на представлении вам запомнилась актриса в блестящем в свете прожекторов костюме. Здесь «блестящий» является причастием, поскольку описывает процесс того, как костюм сиял под лучами света. Это можно определить еще одним способом - нужно задать вопрос «что делающий?».

Можно писать причастие с «не» и слитно, и раздельно, примеры и алгоритм, приведенные далее в статье, помогут вам выбрать правильный вариант.

Раздельное написание "не"

Немного сложный пункт правил - это раздельное написание. Прежде всего, раздельно пишутся краткие формы причастия с «не». Примеры:

  • не издан;
  • не сделан;
  • не слышим;
  • не видим и т. д.

А вот правописание полных форм несколько отличается. Пишутся такие причастия с «не» и слитно, и раздельно. Примером может послужить слово «незамеченный», которое можно написать по-разному. От чего зависит его правописание? От окружающих его слов.

Раздельно с "не" пишутся причастия, когда есть противопоставление с союзом «а». Например:

  • не пробежавший, а проползший дистанцию;
  • не опоздавший, а задержавшийся член комиссии и т. д.

Также раздельно причастия пишутся при наличии зависимых от них слов. Например:

  • не замеченная мною ошибка;
  • не исправленный редактором журнал .

Последнее правило, касающееся раздельного написания «не» с причастиями, - это правописание словосочетаний со словами «далеко», «вовсе», «отнюдь», «нисколько». Их наличие говорит о том, что «не» с причастием в данном случае всегда будет писаться раздельно. Например:

  • далеко не вычищенные ботинки;
  • вовсе не расстроившаяся девочка;
  • отнюдь не написанная статья;
  • нисколько не спящий мальчик .

Вот и все правила, касающиеся написания «не» с причастием раздельно. Примеры слитного написания еще впереди.

Когда «не» пишется слитно

Слитно «не» с причастиями пишется в том случае, если без «не» его нельзя употребить. Например, ненавидимый - слова «навидеть» и его производных в русском языке просто нет, а значит, писать нужно слитно.

Также слитно причастие пишется, если нет ни противопоставлений, ни каких-либо зависимых слов. Здесь, однако, имеется оговорка - если зависимым словом выступает наречие в значении меры, то написание будет слитным. То есть не всегда зависимое слово является индикатором того, что «не» с причастием нужно писать раздельно.

Самыми часто употребляемыми такими наречиями являются:

  • в высшей степени»;
  • очень;
  • совершенно;
  • слишком;
  • почти;
  • полностью;
  • абсолютно;
  • довольно;
  • вполне;
  • крайне;
  • отчасти;
  • весьма.

Конечно же, это далеко не весь список.

Алгоритм работы с причастием

Облегчить работу с причастиями поможет следующий алгоритм:

  1. Сначала нужно понять, определяется ли слово без «не». Если нет, пишется слитно, если да - следующий пункт алгоритма.
  2. Далее нужно определить его форму - краткое или полное? Если краткая, то пишется раздельно, если полная - следующий пункт.
  3. Установка наличия противопоставления с союзом «а». Если такой факт имеется, пишем раздельно, если нет, двигаемся дальше.
  4. Нужно определить наличие зависимого слова. Если его нет, то пишется слитно. Если оно есть - какое оно?
  5. Если зависимым словом выступает наречие в значение меры, то «не» с причастием пишется слитно.
  6. Если зависимыми словами являются все остальные части речи, то написание раздельно. Это же касается слов «далеко», «вовсе», «отнюдь», «нисколько».

Чтобы было проще понять ход работы, алгоритм приводится в следующей схеме.

Примеры

Разберем правильное правописание «не» с причастиями на примерах. На каждое правило будет приведено соответствующее словосочетание, иллюстрирующее его работу.

Написание

краткое причастие

раздельно

письмо не написано

противопоставление

раздельно

не прогулявший, а заболевший студент

зависимые слова

раздельно

не доделанный мною проект

далеко не, вовсе не, нисколько не, отнюдь не

раздельно

нисколько не увлекающий тон лектора

нельзя употребить без "не"

ненавидимый всеми дождь

нет зависимых слов

непрочитанная книга

наречия в значении меры

почти не проголодавшийся работник

Как уже было сказано, можно писать «не» с причастиями и слитно, и раздельно, но примеры и правила, приведенные в этой статье, достаточно полно раскрывают эту тему.

Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

  • уметь правильно писать не с причастиями;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • разграничивать приставку не - и частицу не с причастиями;
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного.

Выборочный диктант.

1. Но Гарри пришлось признать, что от этого пореза на пальце ему всё равно было (не)спастись .

2. Позже я с ужасом узнал, что семью постигло ещё одно (не)счастье - смерть сестры Альбуса Арианы.

3. Альбус даже (не)пытался отрицать, что его отец (которого отправили в Азкабан), совершил это преступление…

4. Он (Дамблдор) оставил много следующим поколениям, его (не)обыкновенная мудрость проявлялась, когда он был Заведующим Магом Уизенгамота.

5. На следующей (не)деле выйдет шокирующая история о бесспорном гении, которого многие считали величайшим волшебником своего времени.

6. Утро Гарри провёл, полностью опустошая свой школьный сундук, чего он (не)делал с тех пор, как впервые отправился в школу шесть лет назад.

7. К сожалению, потеря Арианы привела не к сближению братьев, а к их большему отдалению. (Со временем это прошло, вернулись если (не)близкие , семейные отношения, то достаточно дружеские).

8. Читателям придётся купить мою книгу, но я могу сказать, что Дамблдор проявлял к мальчику (не)здоровый интерес.

9. Это (не)секрет , что у Поттера было тяжёлое отрочество.

10. - Ну, не хочу выдавать много, - всё будет в книге - но свидетели в замке Хогвартс видели, как Поттер бежал со сцены происшествия сразу после того, как Дамблдор упал, спрыгнул или его столкнули. Позже он обвинил Северуса Снегга, человека, к которому питал огромную (не)приязнь .

11. Гарри замер, его палец снова тронул (не)ровный край зеркала.

12. - Эти случаи - не просто (не)счастные случаи… аварии, взрывы, всё, что сейчас происходит. Люди исчезают и умирают, и он стоит за этим, Волан-де-Морт.

13. - И ты утверждаешь, - сказал дядя Вернон, снова бегая по комнате. - Что этот какой-то там Лорд…

- … Волан-де-Морт, - сказал Гарри. - И сто раз я вам говорил, что это (не)догадка , а факт!

14. Он думал, что все проблемы решатся сами собой, но что сказать при расставании человеку после шестнадцати лет (не)нависти ?

15. Пользоваться магией в вашем доме нельзя, это может спровоцировать Министерство арестовать Гарри, потому что он ещё (не)совершеннолетний .

16. Но только теперь Гарри понял, что чашка холодного чая была вовсе (не)злой шуткой.

17. Но он (Гарри) до сих пор помнил свои сны, странные, (не)понятные , с зелёными вспышками.

18. По (не)известной причине он (Гарри) чувствовал злость.

19. Он посмотрел на миссис Тонкс, желая извиниться за ту тревогу, в которой он оставляет женщину и за то, что он чувствует себя виноватым в этом, но ему на ум не пришло слов, которые (не)показались бы пустыми и (не)искренними .

20. Отбросив в сторону уже (не)пылающую расческу, Гарри поднялся, немного пошатываясь, и увидел миссис Уизли и Джинни, выбегающих из черного хода дома, и Хагрида, который тоже упал на землю и сейчас пытался встать на ноги.

Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ со словом в последнем словосочетании? (варианты ответов учеников)

Определите часть речи.

Вспомните, в чем особенность этой части речи? (совмещает признаки глагола и прилагательного)

Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия)

3. Объяснение нового материала.

Самым популярным художественным произведением на сегодняшний день является 7 книга (Приложение 1) Джоан Кэтлин Ролинг “Гарри Поттер и дары смерти”. На днях я познакомилась с ней и обнаружила, что одной из наиболее часто употребляемых частей речи является причастие. Перевод очень грамотный, и я решила, что данное произведение поможет нам освоить тему “Правописание НЕ с причастиями”.

Каковы будут цели нашего урока?

Анализ предложений позволит нам сформулировать правило о правописании НЕ с причастиями.

Предложения для анализа.

О том, чтобы не получивший в наследство сколько-нибудь значительных средств Альбус…сопровождал меня, теперь не могло быть и речи.

Получив сегодня утром от почтовой совы свернутый в трубку номер, он лишь взглянул на украшавший первую страницу заголовок и отметил про себя, что о Волан-де-Морте в нем ничего не сказано .

В глазах Гермионы заблестели невыплаканные слезы…

Одно из условий слитного или раздельного правописания НЕ с причастиями не проиллюстрировано примером. Какое? Ответить на этот вопрос поможет правило.

Правописание не с причастиями

  1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли.
  2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 2. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).

Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована , цитаты не проверены , работа не выполнена .

Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный , а только начатый рассказ.

4. Закрепление изученного.

Правописание НЕ с причастиями

2. С краткими причастиями

Н-р, работа не выполнена

3. С причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление

Н-р, не законченный , а только начатый рассказ

Кто на этом этапе понял тему, могут работать самостоятельно (Приложение2) . С оставшимися ребятами мы составим алгоритм правописания НЕ с причастиями. <Рисунок 1>

I. Задание 1-го уровня сложности.

Задание 876.

Задание 880.

II. Задание 2-го уровня сложности.

Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

III. Задание 3-го уровня сложности.

  1. Он сложил осколок на утренний выпуск Ежедневного Пророка, который (не)прочитанным лежал на кровати…
  2. “Виктор!” - радостно закричала Гермиона и уронила сумочку, которая упала с громким стуком явно (не)соответствующим её размерам.
  3. Я спрашиваю, имеет ли Скитер в виду брата Дамблдора Аберфорта, который пятнадцать лет назад спровоцировал скандал в Уизенгамоте за (не)подобающее использование магии.
  4. Огромная рука схватила Гарри за шиворот и вытащила из (не)сущейся вниз коляски.
  5. Звезды были рассыпаны по небу, (не)мерцающие, безразличные, (не)затененные летящими друзьями.
  6. Хагрид еще боролся с дверью, не пропускавшей его огромную тушу.
  7. “Насколько я понимаю, вы (не)лишены интеллекта, но страдаете узостью мышления”, - сказал Ксенофилиус Гермионе.
  8. “Артур малость поколдовал над этой штукой”, - сказал Хагрид, совершенно (не)заметивший неудобства, которое испытывал Гарри.
  9. Гарри порылся (не)гнущимися пальцами в мешочке на шее.
  10. “А чё ж ты меня не проверяешь?” - пропыхтел Хагрид, так пока и (не)справившийся с дверью.
  11. Гарри, рассерженный, но (не)желающий ссориться с Гермионой, скользнул внутрь.
  12. Вокруг них взлетали в воздух последние предметы, еще (не)пораженные огнем.

5. Подведение итогов.

Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Исправьте ошибки (работа в парах).

  1. В груди Гарри заструился холодок, никакого отношения к ледяному шампанскому неимевший.
  2. Целую неделю они отрабатывали трансгрессию с мантией-невидимкой, тайком добыли волосы у двоих ничего не подозревающих маглов.
  3. Грин-де-Вальд, исключенный из Дурмстранга за нападения на других учеников, едва неповлекшие за собой человеческие жертвы, бежит из страны.
  4. Том Реддл, недоверявший никому и действовавший всегда в одиночку, имел наглость думать, что он один проник в тайны Хогвартского замка.
  5. Крэбб сделал быстрый выпад волшебной палочкой в сторону высоченной стены из старой мебели, помятых чемоданов, книг, одежды и всякой неподдающейся опознанию рухляди.
  6. Очки немного защищали глаза Гарри от едкого дыма, и он нырнул в огненную бурю внизу, пытаясь разглядеть что-нибудь живое, не почерневшее от пламени.
  7. Фред глядел перед собой неподвижными не видящими глазами.
  8. Не победимые повелители смерти, Грин-де-Вальд и Дамблдор!
  9. Я не желал слышать, что не могу отправиться на поиски Даров Смерти, волоча за собой больную, неуправляемую сестру.

Кодовый диктант (взаимопроверка).

  1. Его спутник, не понявший, откуда исходило заклятие, снова выпалил в Рона.
  2. Ещё секунда – и до дракона дошло, что он больше не привязан.
  3. Все было кончено, Гарри это знал, и несделанным оставалось только само дело: смерть.
  4. Гарри наконец понял, что ему не предназначено остаться в живых.
  5. Даже Рон, к поклонникам Кикимера не принадлежавший, выглядел расстроенным.
  6. Мы оба неплохо умели становиться невидимыми и без мантии.
  7. Речь о Волан-де-Морте, о том, чтобы его победить. Или вы в этом не заинтересованы?
  8. Волан-де-Морту понадобилось место, где он мог ба залечь на дно, никем не тревожимый.
  9. Гарри знал, что его тело не оставят неоскверненным в Запретном лесу.
  10. Гарри, до этого не замечавший никого, кроме пары у окна, узнал своего отца.

Домашнее задание (на выбор).

Выписать из текстов художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.

Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (25 словосочетаний).

Выполнить задание по учебнику № 877, 878.

Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

(Не)… понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не).., а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не).., осознать (не)... И главное расстаться с ничем (не)… уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)… интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (не)… любому.

Ключ. Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт любому.

Напишите сочинение по одной из фотографий, используя в своей работе причастия с частицей НЕ.

Рефлексия

Мои успехи на уроке

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.
Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно (ср. § 66, п. 6, примеч. 2), например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно (ср. § 66, п. 6), например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т. е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т. е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована , цитаты не проверены , работа не выполнена .

4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный , а только начатый рассказ.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва