Тютчев - поэт-философ, а потому главное содержание его творчества - это раздумья о жизни, человеке, мироздании. Философский взгляд поэта окрашивает все темы его лирики. По своим основам философия Тютчева близка идеям Шеллинга, получившим широкое распространение в России через участников литературно-философского кружка «Общество любомудров» (1823-1825), среди которых был и молодой поэт. Вселенная воспринималась Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. «Мертвой природы нет», - утверждал Шеллинг, рассматривая все явления природы как органы Мировой Души. Это учение получило название натурфилософия, полнее всего в русской поэзии его отразило творчество Тютчева. С этим связано своеобразие темы природы в его лирике.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык -
утверждает поэт вслед за немецким философом. Природа жива, считает Тютчев, только люди не хотят видеть ее осмысленной самостоятельной жизни:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах…
Идея одушевленности природы - пантеизм - пронизывает всю пейзажную лирику Тютчева. Природа для него - одушевленное целое, а явления природы представляются «большой драмой, задуманной и поставленной по всем правилам искусства», как писал поэт. В этом вселенском спектакле, как в мифе, действуют Солнце, День, Ночь, Океан, Земля, а разнообразные природные стихии превращаются в мифологические образы. Так известное стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» завершается неожиданным сравнением грозы с богиней юности Гебой из древнегреческой мифологии:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Столь же мифологичны образы Зимы и Весны в стихотворениях «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою», «Весенние воды» и других. Как древний идолопоклонник, поэт замирает перед величием и красотой природы. Она восхищает многообразием его красок, звуков, запахов. «Как хорошо ты, о море ночное!» - восклицает поэт. «Люблю грозу в начале мая…» - признается он.
Пристально вглядываясь в таинственный лик природы, поэт стремится уловить в нем малейшие изменения, запечатлеть быстротекущие мгновения. Вот почему так часто в его стихах изображаются переходные, промежуточные моменты жизни природы. Осенний день напоминает ему о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), а осенний вечер несет в себе предчувствие зимы («Осенний вечер»), он стремится запечатлеть первое пробуждение природы, когда весна еще только начинает заявлять о своих правах («Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…», «Весенние воды»). Даже грозу он рисует не летом, когда она бывает часто, а «в начале мая», когда впервые после долгой зимы слышится «весенний первый гром».
Природа у Тютчева изменчива, динамична, не знает покоя, она находится в постоянной борьбе противоборствующих сил: хаоса, стихии бунта и разрушения, и космоса, стихии примирения и гармонии. Они воплощают извечную борьбу демонических и божественных сил, исход которой еще не решен:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
(«Последний катаклизм»)
С этим соотносится и антитеза дня и ночи, характерная для лирики Тютчева. Ночь как «неразгаданная тайна», «пылающая бездна», воплощение хаоса одновременно пугает и влечет к себе человека:
О! Страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!..
(«О чем ты воешь, ветр ночной?..»)
Картины природы у Тютчева всегда являются поводом для размышления о человеке, его отношениях с мирозданием, о природе самой человеческой личности. Параллели природного и человеческого мира постоянно присутствуют в стихах поэта («Еще земли печален вид…», «Осенний вечер», «Фонтан»), Вместе с этим он по- новому осмысливает проблему личности, которая вбирает в себя противоречия мира. Ведь, согласно концепции Тютчева, борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не в природе, а в общественной жизни и в человеческой душе. При этом романтическая идея двоемирия органично входит в систему представлений поэта о человеке и его месте в мире. Человек, по мнению Тютчева, утратил свою целостность, его душа оказывается сопричастна двум мирам:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Вот почему человек у Тютчева оказывается бесконечно одинок. Особенно это ощущается ночью, когда хаос сильнее всего проявляет себя в мире. Именно тогда человек ощущает себя на краю бездны, вслушиваясь в пучину мировой ночи. Лирический герой страшится ее и одновременно жаждет прикоснуться к этой тайне:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир!
Человек у Тютчева не просто двуедин, он - такая же тайна, как и природа. Мир души человека исконно трагичен, в нем кроются стихии разрушения и саморазрушения. Личность, находясь «на пороге как бы двойного бытия», испытывает неразрешимость раздирающих ее противоречий, вступая в безнадежную борьбу с окружающим миром и самим собой.
Особенно ясно эта позиция поэта чувствуется в любовной лирике. Для Тютчева любовь - это «поединок роковой», в котором губительная и упоительная сила сливаются, наполняя человеческую жизнь смыслом и страданиями:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой.
«Предопределение»
В этом понимании любви как губительной силы сказался личный душевный опыт поэта, отраженный в «денисьевском цикле». Так называется цикл стихотворений, созданных в 1850-1864 годах, который отражает сложные и противоречивые отношения поэта с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь Тютчева принесла ей и счастье, и страдания: от нее отказалась семья, ее не принимали в свете, ее незаконнорожденные дети не могли наследовать имени Тютчева. Вот почему лирический герой с горечью восклицает: «О как убийственно мы любим». Поэт переносит внимание на внутренний мир любимой, образ которой наделен у него ярко индивидуализированными психологическими чертами: это страдающая, но страстно любящая женщина, готовая к самоотречению в борьбе за свое счастье. Смерть Денисьевой оборвала этот трагический роман, но образ ее навсегда сохранил в своей памяти поэт: «Ангел мой, ты видишь ли меня?» - вопрошает он ушедшую в мир иной возлюбленную.Так тема «памяти сердца» становится основой многих стихотворений поэта, самым знаменитым из которых является стихотворение «Я встретил вас…» («К.Б») - шедевр поздней лирики Тютчева. Положенное на музыку, это стихотворение стало одним из популярнейших романсов. Оно посвящено Амалии фон Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер), с которой Тютчев познакомился еще в 1823 году. В течение полувека их связывали романтические отношения, сопряженные с драматичными разрывами, расставаниями и встречами. Одна из последних встреч в 1870 году послужила толчком для создания стихотворения «Я встретил вас…». «Время золотое», о котором вспоминает поэт, оказывается настолько живо в его памяти, что это уже не просто воспоминанье:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Но такая гармония и успокоенность, которая позволяет усмотреть параллели с шедевром пушкинской лирики стихотворением «Я помню чудное мгновенье…», - для Тютчева лишь краткий миг в бесконечной борьбе человека с миром и самим собой. Близкие, любимые люди уходят из жизни, оставляя только свет памяти в одиноком и страдающем человеке. Но в этом одиночестве заключена не только трагедия. Ведь человек в романтическом мире Тютчева - это творец, создающий свой мир. «Есть целый мир в душе твоей / Таинственно-волшебных дум», - утверждает поэт. Но этот таинственный мир души недоступен никому, а потому тема одиночества неразрывно связана у Тютчева с темой «невыразимости» - столь характерной для русской романтической поэзии, начиная с Жуковского.
Страница: [ 1 ]
Идейно-тематическое содержание. Трагикомедия «Мартын Боруля» написана в 1886 г., во время новочеркасской ссылки. Этим произведением Иван Карпенко-Карый сатирически разоблачает тогдашние общественные порядки — бюрократизм, судебную систему, основанную на взяточничестве. В основе сюжета — настоящий факт: многолетнее ходатайство отца драматурга Карпа Адамовича с целью документально восстановить утраченное предками дворянство. Интересные размышления о своем герое высказал уже на склоне лет сам автор: «Вспоминаю Борулю, хотя люди смеются над ним, так как им кажется, что они не такие чудаки, как Боруля, а когда хорошенько присмотреться, то и смеяться нечего: кто бы не хотел вывести своих детей на дворянскую линию, чтобы они не черствый кусок хлеба имели?!».
Жанровые и стилевые особенности. Эта позиция И. Карпенко-Карого очень интересна, так как ориентирует читателя увидеть в комедийных ситуациях не такие уж и смешные стороны действительности, как и в «Ревизоре» Н. Гоголя: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь». Именно этот гоголевский смех сквозь слезы и определяет пафос произведения И. Карпенко-Карого. Отсюда и жанровая особенность этой пьесы — трагикомедия. Сюжет произведения (своеобразная, ярко национальная версия известной комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич») представляет юмористические сцены из жизни зажиточного земледельца Мартына Борули, который добивается утраченных дворянских прав.
Правда, у Мольера морализаторство имеет абстрактно-поучительный характер, а у Карпенко-Карого оно направлено против конкретных бытовых и социальных явлений, представленных в национальном художественном срезе. В этом, кстати, одно из существенных отличий между произведениями классицизма («Мещанин-Шляхтич») и реализма («Мартын Боруля»). В отличие от Пузыря («Хозяин»), Мошны («Сто тысяч») Мартын Боруля не трясется за каждую копейку, не издевается над теми, кто беднее его, но он, как и мольеровский Журден, в своем стремлении официально стать дворянином, в сущности, теряет здравый смысл. Боруля старается завести в своем доме «дворянские порядки». Комизм здесь достигается через разительное несоответствие между давно упроченным образом жизни крестьянина-земледельца и овеянным мечтой господским благородством.
В частности, Мартын Боруля:
Приказывает и себе, и членам семьи долго спать, хотя от сна ему скучно, да и бока болят; планирует развести собак и ездить на охоту; хочет отдать дочь Марисю за «благородного», который потом из-за смешного недоразумение убегает от нее; стремится официально оформить свое «благородное» происхождение, но выясняется, что в документах закралась фатальная для нашего героя ошибка (запись сделана по фамилии Беруля, а не Боруля).
Все начинания Борули, направленные на достижение призрачного счастья, завершаются поражением. Иначе и быть не могло, ведь для Борули дворянство — это то, чем можно извне прикрыть свое мужицкое происхождение, ему не доступны понятия «духовность», «культура», «образованность», «благородство», «этика». Автор саркастически изображает эту черту героя в эпизоде, где он приказывает жене Палажке научиться, как подавать чай и кофе «благородному» гостю: «Ну, довольно! Садись, душка! Омелько привезет самуварь, чая, сахарю и… кофию. Чай я пил и знаю, как его настаивать, то сам тебе расскажу, а кофию не знаю, как делают. Пойди ты сейчас к Сидоровичке — она знает — и поучись у нее. И расспроси хорошенько, как его делают и когда его подают: или к борщу, или на ночь?». Смех сквозь слезы вызывает и эпизод, в котором Боруля старается разрушить добрые народные обычаи:
«Марися. Отец, Степан, идите: мать зовут! Мартын. Марися, сколько раз я уже тебе приказывал, не говори так по-мужицки: мама, отец. А ты все по-своему… Ты этими словами, будто кнутом, по уху меня хлещешь. Марися. Ну, а как же? Я забываю. Мартын. Вон как Степан говорит: папинька, маминька… Степан. Или: папаша, мамаша. Мартын. Слышали: папаша, мамаша… нужно так говорить, как дворянские дети говорят. Марися. Я так и не выговорю. Мартын. Приучайся: ты на такой линии».
Вообще Марися — наиболее стойкая к изменениям, так как имеет крепкую моральную основу, она старается сохранить свое счастье, ей господская жизнь, которой грезит отец, ни к чему. В самом деле, Мартын Боруля воспитывал своих детей в духе здоровой народной морали, о чем свидетельствуют Марисины слова: «Первое отец говорили, что всякий человек на миру живет затем, чтобы делать, и что только тот имеет право есть, кто пищу зарабатывает».
Полной противоположностью Марисе выступает ее брат Степан: он стремится добиться чиновничьей должности не столько путем каких-то интеллектуальных усилий, работой над собой, ежедневной старательной работой, сколько обманом, хитростью — то есть так, как в чиновничьем кругу было заведено. И отец учит, как выжить в этой прогнившей системе: «Ну, теперь с Богом! (Встает). Прощай. (Целует Степана). Слушай старших, выписывай почерка, заучивай бумаги наизусть… трись, трись с людьми — и из тебя будут люди!». Печальной тональностью окрашена картина, в которой отец советует сыну порвать с другом детства Николаем, так как он теперь, как Боруле кажется, уже неровня их роду: «Ты, сын, не дружи с неровней, лучше с высшими, чем с низшими. Какая тебе компания Николай? Мужик — одно слово, а ты на такой линии, трешься между людьми иного колена… глянь на себя и глянь на Николая. Это таки мужик репаный, а ты канцелярист!».
Яркий сатирический персонаж — поверенный Тренделев. Его специализация — махинации с документами, он олицетворяет бюрократическое общество, морально выродившееся и охваченное коррупцией. Писатель постоянно имел дело с такими дельцами, работая чиновником, хорошо знал их психологию, а потому пренебрегал их до глубины души. Характеры в драматических произведениях раскрываются через диалоги или монологи.
Идейно-тематическое содержание трагикомедии «Мартын Боруля»
Другие сочинения по теме:
- Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме; Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и...
- Литература Европы нового времени исчисляется уже не по эпохам. Периодизация по столетиям, учитываются и национальные признаки. Литература нового времени развивается...
- Цель: систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме; презентовать творческие работы; развивать монологическую и диалогическую речи; закреплять умение доказывать...
- Поднятая целина (идейно-художественное содержание) Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не...
- Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать...
- Тарас Шевченко «садок вишневый круг дома», «За солнцем тучка встает» 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
- Тарас Шевченко «садок вишневый круг дома», «за солнцем тучка встает» 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
- Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и...
- Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе...
- Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове. Рассказывая во всех подробностях о двадцати...
- Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая Пример сочинения для Тютчева — хаос, заключенный в...
- В браке разбойника и крепостной родилась девочка — чистая, нетронутая. Как воплощение народных представлений о красоте, душевном здоровье, моральной чистоте...
- Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал...
- Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения,...
- «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете...
- В романе много внимания уделено личным отношениям этих героев. Но «Сестры» не становятся от этого просто семейно-бытовым романом. Жизнь главных...
- Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по...
- Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое...
- ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу...
- Жанровые особенности: Каждая глава представляет собой как бы отдельный очерк жизни семейства Головлевых в тот или иной период времени. Публицистичность...
Идейно-тематическое содержание. А.А. Фет (настоящая фамилия Шеншин) - русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова. Фет - ярчайший представитель поэзии «чистого искусства», идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века. В основе теории «чистого искусства» лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление совершенства классических (античных) форм несовершенству и «грязи» окружающей действительности. В соответствии с этими положениями тематика лирики Фета несколько ограниченна: он сознательно уходит от так волновавших его современников общественных проблем, избегает реалий «низкого» быта и всего того, что не относится к сфере «прекрасного». «Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, - тех периодических веяний, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью, - писал Фет, определяя свое поэтическое кредо. - Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас … по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтоб на мгновенье вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание - наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчества. Все это и составляет основные темы его поэзии. Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отнести к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец! Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных страстей, звать его от земного в «синеву небес», возвышать и окрылять. Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах «роятся и летят», он чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут» его «раскинутые крылья». Свою поэзию он называет «ласточкой с молниевидным крылом». В минуты вдохновения он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца: Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Муза Фета - «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня». Она приносит на землю «исцеление от муки». Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской поэзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли. На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему «бедности слова», начатую в русской литературе еще Жуковским. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» - мечтает поэт. Для него эта тема становится особенно актуальной, потому что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душевные движения, которые трудно назвать точным словом. Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии». Всему этому, как говорит поэт, «нет названья». Но в том и состоит, как считает он, основная задача поэзии - суметь выразить эти неясные движения души: Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами - Звуком на душу навей. В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, «бессильны», «речи незначащи», только звуки - природные, музыкальные и поэтические - передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу… «Вечер» Это придает совершенное особое звучание даже такой традиционной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета - средство выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная тональность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: «Это утро, радость эта…». Примечательно то, что такой восторг вызывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая природа: «чудные извивы на коре возле дуба», «густая крапива», которая «шумит под окном». Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая детализация, конкретность, в которой проявляется необычайная наблюдательность поэта. Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь. Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы («запах медовый», «весны душистой нега»), звуки («полуночные образы стонут», «валежник свистал на огне»), цвета («вдоль сонного озера быстро река / Бежала змеей золотистой», «серебряные слезы»). В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопоставлен житейскому миру «земной, гнетущей злобы». «Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ», - отмечал С. Я. Маршак. Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возможность единения с природой, поэтому при всей конкретности описаний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько «кажущийся». Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет: В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты… Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лирического героя, одушевляется и оживляется им, поэтому «травы в рыдании», а «цветы глядят с тоской влюбленной». Такие образы у современников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о «лирической дерзости» Фета (Л.Н. Толстой). В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую картину живого единства мира: разнообразных связей человека и природы, духовного слияния с ней. Природа представляется ему «всемогущей» и «бессознательной» силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос: Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит, Она лучом алмазным пышет И говорит… Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, которая, по мнению поэта, является «зерном и центром, на котором навивается всякая поэтическая нить». При этом чувство любви оказывается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы. Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», самое «фетовское» из стихотворений поэта, его своеобразный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний. Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Единство настроения и чувства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодическим строем стиха. Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности («трели соловья»), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимости красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся «тени без конца», - это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием. Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстрагирована от конкретных условий, образы лирического героя и его возлюбленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит потому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах. Для лирического героя любовь - это радость, счастье, восторг: «О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!», «Счастию сердце легко предается». Радостью любви навеяны такие стихотворения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» и знаменитое, ставшее романсом «На заре ты ее не буди…». Возлюбленная поэта прекрасна, как сама природа, с которой она слита неразрывно. Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали. Образы весеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие счастливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Образ сгоревшей (в буквальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: «Твоя душа, красы твоей звезда, / Передо мной, умчавшись, загорится», «Там человек сгорел!». Теперь даже счастливая любовь «отзывается чем-то горьким». Но при этом она не теряет своей красоты и притягательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта. Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедевром русской поэзии, «Сияла ночь. Луной был полон сад…»: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончайших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии.
1.Литературоведение как наука.
Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды Аристотеля Платона. Буало итд В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.
^ 2.Взаимодействие литературоведения с другими науками.
Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками , одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близкие к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика , общее искусствознание ), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием , основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.
3 .Происхождение искусства .Слово искусство первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта искусство мышления, искусство ведения войны. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях фантазии романтизм, многообразном стремлении к изменению Шиллер, стремлении к подражанию Аристотель, современный натурализм, стремлении к символическому изображению немецкий идеализм, экспрессионизм и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.
^ 4.Литература как искусство слова . Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытаетсяувлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.
^ 5.Литературно-художественная критика как часть литературоведения. Своего рода авангард читающей публики (точнее ее худож. образовательной части) составляют литературные критики.Их деятельность явл. весьма существенным компонентом функционирования литературы. Призвание и задача критики оценивать худ. произведения, и при этом обосновывать свои суждения.Лит. критика своего рода посредник между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность.
^ 6. Художественный образ.
Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен : он объединяет живое созерцание , его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
7.
^
Идейно-тематическое содержание литературного произведения. Проблематика.
Ядром худ-ной системы, ее центром принято считать идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темя и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства, и его авторского осознания,распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы. Проблематика- развертывание проблемы(более менее осознанного противоречия) в процессе размышления. Например, анализ чувства долга и свободы относящиеся к нравственной проблематике
^
8.Содержание и форма литературного произведения.
Содержание и форма литературного произведения - противоположные «полюса» в художественной целостности произведения. Оно не просто сообщает о чем-то или указывает на что-то, оно содержит в себе эстетическую реальность художественного мира, в которой преображаются изображаемые события, переживания, действия, их осмысление и оценка. Художественный мир - это содержание литературного произведения. Именно художественный текст и становится единственно возможной формой воплощения этого содержания «Стихи живые сами говорят / И не о чем-то говорят, а что-то».(С.Я.Маршак).
Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. «Содержание - это не что иное как переход формы в содержание. А «форма - это не что иное как переход содержания в форму»
^
9.Художественное время и пространство.
Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство. Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства наиболее свободно общается со временем и пространством.В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Дискретность пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время.
10.Композиция литературного произведения. Внешняя композиция произведения делятся на главы (в лиро-эпических произведениях они могут быть небольшие по объему), подглавки, части, тома, книги. Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений от завязки и до развязки + внесюжетные элементы.
внутренняя композиция: мотивы, система персонажей, обрамление сюжета, точка зрения.
Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.
^ 11.Сюжет и фабула литературного произведения.
Сюжетом называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы. Фабула - это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает. Сюжет - это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения. фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Исходное содержание слова «фабула» -басня , сказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение . Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели».
^
12.Конфликт литературного произведения
.Конфликт
- столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Любовный- взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Социально-бытовой(общественный)-социальныевзаимоотношения,характерен для реалистических произведений. Философский-постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Идейный-столкновение различных идей, имеющих право на существование. Психологический- внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Символический- противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.
Идейное содержание включает: 1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в "Грозе" и Ларисы в "Бесприданнице" Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.