Идейно тематическое содержание произведения. Литературоведение как наука

Тютчев - поэт-философ, а потому главное содержание его творчества - это раздумья о жиз­ни, человеке, мироздании. Философский взгляд поэта окрашивает все темы его лирики. По своим основам философия Тютчева близка идеям Шеллинга, получившим широкое распространение в России через участников литературно-философского кружка «Общество любомудров» (1823-1825), среди которых был и молодой поэт. Все­ленная воспринималась Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. «Мертвой природы нет», - утверждал Шеллинг, рассматривая все явления природы как органы Мировой Души. Это учение получило название натур­философия, полнее всего в русской поэзии его отразило творчество Тютчева. С этим связано своеобразие темы природы в его лирике.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык -

утверждает поэт вслед за немецким философом. Природа жива, считает Тютчев, только люди не хотят видеть ее осмысленной само­стоятельной жизни:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах…

Идея одушевленности природы - пантеизм - пронизывает всю пейзажную лирику Тютчева. Природа для него - одушевленное це­лое, а явления природы представляются «большой драмой, задуман­ной и поставленной по всем правилам искусства», как писал поэт. В этом вселенском спектакле, как в мифе, действуют Солнце, День, Ночь, Океан, Земля, а разнообразные природные стихии превраща­ются в мифологические образы. Так известное стихотворение «Люб­лю грозу в начале мая…» завершается неожиданным сравнением грозы с богиней юности Гебой из древнегреческой мифологии:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Столь же мифологичны образы Зимы и Весны в стихотворениях «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою», «Весенние воды» и других. Как древний идолопоклонник, поэт замирает перед вели­чием и красотой природы. Она восхищает многообразием его кра­сок, звуков, запахов. «Как хорошо ты, о море ночное!» - восклицает поэт. «Люблю грозу в начале мая…» - признается он.

Пристально вглядываясь в таинственный лик природы, поэт стре­мится уловить в нем малейшие изменения, запечатлеть быстротеку­щие мгновения. Вот почему так часто в его стихах изображаются пе­реходные, промежуточные моменты жизни природы. Осенний день напоминает ему о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), а осенний вечер несет в себе предчувствие зимы («Осенний вечер»), он стремится запечатлеть первое пробуждение природы, когда весна еще только начинает заявлять о своих правах («Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…», «Весенние воды»). Даже грозу он рисует не летом, когда она бывает часто, а «в начале мая», когда впервые по­сле долгой зимы слышится «весенний первый гром».

Природа у Тютчева изменчива, динамична, не знает покоя, она находится в постоянной борьбе противоборствующих сил: хаоса, стихии бунта и разрушения, и космоса, стихии примирения и гар­монии. Они воплощают извечную борьбу демонических и божест­венных сил, исход которой еще не решен:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
(«Последний катаклизм»)

С этим соотносится и антитеза дня и ночи, характерная для лири­ки Тютчева. Ночь как «неразгаданная тайна», «пылающая бездна», воплощение хаоса одновременно пугает и влечет к себе человека:
О! Страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!..
(«О чем ты воешь, ветр ночной?..»)

Картины природы у Тютчева всегда являются поводом для раз­мышления о человеке, его отношениях с мирозданием, о природе самой человеческой личности. Параллели природного и человече­ского мира постоянно присутствуют в стихах поэта («Еще земли пе­чален вид…», «Осенний вечер», «Фонтан»), Вместе с этим он по- новому осмысливает проблему личности, которая вбирает в себя противоречия мира. Ведь, согласно концепции Тютчева, борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не в природе, а в обществен­ной жизни и в человеческой душе. При этом романтическая идея двоемирия органично входит в систему представлений поэта о че­ловеке и его месте в мире. Человек, по мнению Тютчева, утратил свою целостность, его душа оказывается сопричастна двум мирам:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Вот почему человек у Тютчева оказывается бесконечно одинок. Особенно это ощущается ночью, когда хаос сильнее всего проявляет себя в мире. Именно тогда человек ощущает себя на краю бездны, вслушиваясь в пучину мировой ночи. Лирический герой страшится ее и одновременно жаждет прикоснуться к этой тайне:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир!

Человек у Тютчева не просто двуедин, он - такая же тайна, как и природа. Мир души человека исконно трагичен, в нем кроются стихии разрушения и саморазрушения. Личность, находясь «на по­роге как бы двойного бытия», испытывает неразрешимость разди­рающих ее противоречий, вступая в безнадежную борьбу с окру­жающим миром и самим собой.

Особенно ясно эта позиция поэта чувствуется в любовной лири­ке. Для Тютчева любовь - это «поединок роковой», в котором губи­тельная и упоительная сила сливаются, наполняя человеческую жизнь смыслом и страданиями:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой.
«Предопределение»

В этом понимании любви как губительной силы сказался личный душевный опыт поэта, отраженный в «денисьевском цикле». Так на­зывается цикл стихотворений, созданных в 1850-1864 годах, кото­рый отражает сложные и противоречивые отношения поэта с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь Тютчева принесла ей и сча­стье, и страдания: от нее отказалась семья, ее не принимали в свете, ее незаконнорожденные дети не могли наследовать имени Тютчева. Вот почему лирический герой с горечью восклицает: «О как убийст­венно мы любим». Поэт переносит внимание на внутренний мир лю­бимой, образ которой наделен у него ярко индивидуализированными психологическими чертами: это страдающая, но страстно любящая женщина, готовая к самоотречению в борьбе за свое счастье. Смерть Денисьевой оборвала этот трагический роман, но образ ее навсегда сохранил в своей памяти поэт: «Ангел мой, ты видишь ли меня?» - вопрошает он ушедшую в мир иной возлюбленную.Так тема «памяти сердца» становится основой многих стихотво­рений поэта, самым знаменитым из которых является стихотворе­ние «Я встретил вас…» («К.Б») - шедевр поздней лирики Тютчева. Положенное на музыку, это стихотворение стало одним из попу­лярнейших романсов. Оно посвящено Амалии фон Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер), с которой Тютчев познакомил­ся еще в 1823 году. В течение полувека их связывали романтиче­ские отношения, сопряженные с драматичными разрывами, рас­ставаниями и встречами. Одна из последних встреч в 1870 году послужила толчком для создания стихотворения «Я встретил вас…». «Время золотое», о котором вспоминает поэт, оказывается настолько живо в его памяти, что это уже не просто воспоминанье:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Но такая гармония и успокоенность, которая позволяет усмотреть параллели с шедевром пушкинской лирики стихотворением «Я пом­ню чудное мгновенье…», - для Тютчева лишь краткий миг в беско­нечной борьбе человека с миром и самим собой. Близкие, любимые люди уходят из жизни, оставляя только свет памяти в одиноком и страдающем человеке. Но в этом одиночестве заключена не только трагедия. Ведь человек в романтическом мире Тютчева - это тво­рец, создающий свой мир. «Есть целый мир в душе твоей / Таинственно-волшебных дум», - утверждает поэт. Но этот таинственный мир души недоступен никому, а потому тема одиночества неразрыв­но связана у Тютчева с темой «невыразимости» - столь характерной для русской романтической поэзии, начиная с Жуковского.


Страница: [ 1 ]

Идейно-тематическое содержание. Трагикомедия «Мартын Боруля» написана в 1886 г., во время новочеркасской ссылки. Этим произведением Иван Карпенко-Карый сатирически разоблачает тогдашние общественные порядки — бюрократизм, судебную систему, основанную на взяточничестве. В основе сюжета — настоящий факт: многолетнее ходатайство отца драматурга Карпа Адамовича с целью документально восстановить утраченное предками дворянство. Интересные размышления о своем герое высказал уже на склоне лет сам автор: «Вспоминаю Борулю, хотя люди смеются над ним, так как им кажется, что они не такие чудаки, как Боруля, а когда хорошенько присмотреться, то и смеяться нечего: кто бы не хотел вывести своих детей на дворянскую линию, чтобы они не черствый кусок хлеба имели?!».

Жанровые и стилевые особенности. Эта позиция И. Карпенко-Карого очень интересна, так как ориентирует читателя увидеть в комедийных ситуациях не такие уж и смешные стороны действительности, как и в «Ревизоре» Н. Гоголя: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь». Именно этот гоголевский смех сквозь слезы и определяет пафос произведения И. Карпенко-Карого. Отсюда и жанровая особенность этой пьесы — трагикомедия. Сюжет произведения (своеобразная, ярко национальная версия известной комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич») представляет юмористические сцены из жизни зажиточного земледельца Мартына Борули, который добивается утраченных дворянских прав.

Правда, у Мольера морализаторство имеет абстрактно-поучительный характер, а у Карпенко-Карого оно направлено против конкретных бытовых и социальных явлений, представленных в национальном художественном срезе. В этом, кстати, одно из существенных отличий между произведениями классицизма («Мещанин-Шляхтич») и реализма («Мартын Боруля»). В отличие от Пузыря («Хозяин»), Мошны («Сто тысяч») Мартын Боруля не трясется за каждую копейку, не издевается над теми, кто беднее его, но он, как и мольеровский Журден, в своем стремлении официально стать дворянином, в сущности, теряет здравый смысл. Боруля старается завести в своем доме «дворянские порядки». Комизм здесь достигается через разительное несоответствие между давно упроченным образом жизни крестьянина-земледельца и овеянным мечтой господским благородством.

В частности, Мартын Боруля:

Приказывает и себе, и членам семьи долго спать, хотя от сна ему скучно, да и бока болят; планирует развести собак и ездить на охоту; хочет отдать дочь Марисю за «благородного», который потом из-за смешного недоразумение убегает от нее; стремится официально оформить свое «благородное» происхождение, но выясняется, что в документах закралась фатальная для нашего героя ошибка (запись сделана по фамилии Беруля, а не Боруля).

Все начинания Борули, направленные на достижение призрачного счастья, завершаются поражением. Иначе и быть не могло, ведь для Борули дворянство — это то, чем можно извне прикрыть свое мужицкое происхождение, ему не доступны понятия «духовность», «культура», «образованность», «благородство», «этика». Автор саркастически изображает эту черту героя в эпизоде, где он приказывает жене Палажке научиться, как подавать чай и кофе «благородному» гостю: «Ну, довольно! Садись, душка! Омелько привезет самуварь, чая, сахарю и… кофию. Чай я пил и знаю, как его настаивать, то сам тебе расскажу, а кофию не знаю, как делают. Пойди ты сейчас к Сидоровичке — она знает — и поучись у нее. И расспроси хорошенько, как его делают и когда его подают: или к борщу, или на ночь?». Смех сквозь слезы вызывает и эпизод, в котором Боруля старается разрушить добрые народные обычаи:

«Марися. Отец, Степан, идите: мать зовут! Мартын. Марися, сколько раз я уже тебе приказывал, не говори так по-мужицки: мама, отец. А ты все по-своему… Ты этими словами, будто кнутом, по уху меня хлещешь. Марися. Ну, а как же? Я забываю. Мартын. Вон как Степан говорит: папинька, маминька… Степан. Или: папаша, мамаша. Мартын. Слышали: папаша, мамаша… нужно так говорить, как дворянские дети говорят. Марися. Я так и не выговорю. Мартын. Приучайся: ты на такой линии».

Вообще Марися — наиболее стойкая к изменениям, так как имеет крепкую моральную основу, она старается сохранить свое счастье, ей господская жизнь, которой грезит отец, ни к чему. В самом деле, Мартын Боруля воспитывал своих детей в духе здоровой народной морали, о чем свидетельствуют Марисины слова: «Первое отец говорили, что всякий человек на миру живет затем, чтобы делать, и что только тот имеет право есть, кто пищу зарабатывает».

Полной противоположностью Марисе выступает ее брат Степан: он стремится добиться чиновничьей должности не столько путем каких-то интеллектуальных усилий, работой над собой, ежедневной старательной работой, сколько обманом, хитростью — то есть так, как в чиновничьем кругу было заведено. И отец учит, как выжить в этой прогнившей системе: «Ну, теперь с Богом! (Встает). Прощай. (Целует Степана). Слушай старших, выписывай почерка, заучивай бумаги наизусть… трись, трись с людьми — и из тебя будут люди!». Печальной тональностью окрашена картина, в которой отец советует сыну порвать с другом детства Николаем, так как он теперь, как Боруле кажется, уже неровня их роду: «Ты, сын, не дружи с неровней, лучше с высшими, чем с низшими. Какая тебе компания Николай? Мужик — одно слово, а ты на такой линии, трешься между людьми иного колена… глянь на себя и глянь на Николая. Это таки мужик репаный, а ты канцелярист!».

Яркий сатирический персонаж — поверенный Тренделев. Его специализация — махинации с документами, он олицетворяет бюрократическое общество, морально выродившееся и охваченное коррупцией. Писатель постоянно имел дело с такими дельцами, работая чиновником, хорошо знал их психологию, а потому пренебрегал их до глубины души. Характеры в драматических произведениях раскрываются через диалоги или монологи.

Идейно-тематическое содержание трагикомедии «Мартын Боруля»

Другие сочинения по теме:

  1. Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме; Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и...
  2. Литература Европы нового времени исчисляется уже не по эпохам. Периодизация по столетиям, учитываются и национальные признаки. Литература нового времени развивается...
  3. Цель: систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме; презентовать творческие работы; развивать монологическую и диалогическую речи; закреплять умение доказывать...
  4. Поднятая целина (идейно-художественное содержание) Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не...
  5. Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать...
  6. Тарас Шевченко «садок вишневый круг дома», «За солнцем тучка встает» 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
  7. Тарас Шевченко «садок вишневый круг дома», «за солнцем тучка встает» 1. Т. Г. Шевченко родился: А) в с. Моринцы; б)...
  8. Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и...
  9. Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе...
  10. Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове. Рассказывая во всех подробностях о двадцати...
  11. Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая Пример сочинения для Тютчева — хаос, заключенный в...
  12. В браке разбойника и крепостной родилась девочка — чистая, нетронутая. Как воплощение народных представлений о красоте, душевном здоровье, моральной чистоте...
  13. Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал...
  14. Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения,...
  15. «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете...
  16. В романе много внимания уделено личным отношениям этих героев. Но «Сестры» не становятся от этого просто семейно-бытовым романом. Жизнь главных...
  17. Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по...
  18. Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое...
  19. ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу...
  20. Жанровые особенности: Каждая глава представляет собой как бы отдельный очерк жизни семейства Головлевых в тот или иной период времени. Публицистичность...

Идейно-тематическое содержание. А.А. Фет (настоящая фа­милия Шеншин) - русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова. Фет - ярчайший представитель поэзии «чистого искусства», идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века. В основе теории «чистого искусства» лежит утверждение независимо­сти художественного творчества от общества, провозглашение само­достаточности искусства, противопоставление совершенства класси­ческих (античных) форм несовершенству и «грязи» окружающей действительности. В соответствии с этими положениями тематика лирики Фета несколько ограниченна: он сознательно уходит от так волновавших его современников общественных проблем, избегает реалий «низкого» быта и всего того, что не относится к сфере «пре­красного». «Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, - тех периодических веяний, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью, - писал Фет, определяя свое поэтическое кредо. - Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас … по временам отворачиваться от них и про­бивать будничный лед, чтоб на мгновенье вздохнуть чистым и сво­бодным воздухом поэзии». Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание - наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчест­ва. Все это и составляет основные темы его поэзии. Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отне­сти к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец! Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных стра­стей, звать его от земного в «синеву небес», возвышать и окрылять. Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах «роятся и летят», он чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут» его «раскинутые крылья». Свою поэзию он на­зывает «ласточкой с молниевидным крылом». В минуты вдохнове­ния он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца: Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Муза Фета - «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, не­тленная богиня». Она приносит на землю «исцеление от муки». Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской по­эзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли. На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему «бедности слова», начатую в русской литературе еще Жуковским. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» - мечтает поэт. Для него эта тема становится особенно актуальной, пото­му что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душев­ные движения, которые трудно назвать точным словом. Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии». Всему этому, как говорит поэт, «нет названья». Но в том и состоит, как считает он, основ­ная задача поэзии - суметь выразить эти неясные движения души: Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами - Звуком на душу навей. В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, «бессильны», «речи незначащи», только звуки - природ­ные, музыкальные и поэтические - передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу… «Вечер» Это придает совершенное особое звучание даже такой традицион­ной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета - средст­во выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная то­нальность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: «Это утро, радость эта…». Примечательно то, что такой восторг вы­зывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая при­рода: «чудные извивы на коре возле дуба», «густая крапива», которая «шумит под окном». Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая де­тализация, конкретность, в которой проявляется необычайная на­блюдательность поэта. Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь. Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы («запах медовый», «весны душистой нега»), звуки («полуночные образы сто­нут», «валежник свистал на огне»), цвета («вдоль сонного озера быст­ро река / Бежала змеей золотистой», «серебряные слезы»). В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопос­тавлен житейскому миру «земной, гнетущей злобы». «Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ», - отмечал С. Я. Маршак. Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возмож­ность единения с природой, поэтому при всей конкретности описа­ний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько «кажущий­ся». Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет: В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты… Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лириче­ского героя, одушевляется и оживляется им, поэтому «травы в ры­дании», а «цветы глядят с тоской влюбленной». Такие образы у со­временников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о «лириче­ской дерзости» Фета (Л.Н. Толстой). В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую кар­тину живого единства мира: разнообразных связей человека и при­роды, духовного слияния с ней. Природа представляется ему «все­могущей» и «бессознательной» силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос: Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит, Она лучом алмазным пышет И говорит… Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, кото­рая, по мнению поэта, является «зерном и центром, на котором на­вивается всякая поэтическая нить». При этом чувство любви оказы­вается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы. Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», самое «фетовское» из стихотворений поэта, его своеоб­разный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний. Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Единство настроения и чув­ства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодиче­ским строем стиха. Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности («трели соловья»), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимо­сти красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся «тени без конца», - это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием. Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», кото­рое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстраги­рована от конкретных условий, образы лирического героя и его воз­любленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит по­тому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах. Для лирического ге­роя любовь - это радость, счастье, восторг: «О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!», «Счастию сердце легко предается». Радо­стью любви навеяны такие стихотворения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» и знаменитое, ставшее романсом «На заре ты ее не буди…». Возлюбленная поэта прекрас­на, как сама природа, с которой она слита неразрывно. Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали. Образы ве­сеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие сча­стливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Образ сгоревшей (в бук­вальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: «Твоя душа, красы твоей звезда, / Передо мной, умчавшись, загорит­ся», «Там человек сгорел!». Теперь даже счастливая любовь «отзывает­ся чем-то горьким». Но при этом она не теряет своей красоты и притя­гательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта. Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедев­ром русской поэзии, «Сияла ночь. Луной был полон сад…»: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончай­ших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии. Билеты по Основе теории литературы.

1.Литературоведение как наука.

Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды Аристотеля Платона. Буало итд В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

^ 2.Взаимодействие литературоведения с другими науками.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками , одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близкие к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика , общее искусствознание ), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием , основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

3 .Происхождение искусства .Слово искусство первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта искусство мышления, искусство ведения войны. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях фантазии романтизм, многообразном стремлении к изменению Шиллер, стремлении к подражанию Аристотель, современный натурализм, стремлении к символическому изображению немецкий идеализм, экспрессионизм и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

^ 4.Литература как искусство слова . Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытаетсяувлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

^ 5.Литературно-художественная критика как часть литературоведения. Своего рода авангард читающей публики (точнее ее худож. образовательной части) составляют литературные критики.Их деятельность явл. весьма существенным компонентом функционирования литературы. Призвание и задача критики оценивать худ. произведения, и при этом обосновывать свои суждения.Лит. критика своего рода посредник между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность.

^ 6. Художественный образ.

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен : он объединяет живое созерцание , его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
7. ^ Идейно-тематическое содержание литературного произведения. Проблематика. Ядром худ-ной системы, ее центром принято считать идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темя и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства, и его авторского осознания,распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы. Проблематика- развертывание проблемы(более менее осознанного противоречия) в процессе размышления. Например, анализ чувства долга и свободы относящиеся к нравственной проблематике
^ 8.Содержание и форма литературного произведения.

Содержание и форма литературного произведения - противоположные «полюса» в художественной целостности произведения. Оно не просто сообщает о чем-то или указывает на что-то, оно содержит в себе эстетическую реальность художественного мира, в которой преображаются изображаемые события, переживания, действия, их осмысление и оценка. Художественный мир - это содержание литературного произведения. Именно художественный текст и становится единственно возможной формой воплощения этого содержания «Стихи живые сами говорят / И не о чем-то говорят, а что-то».(С.Я.Маршак).
Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. «Содержание - это не что иное как переход формы в содержание. А «форма - это не что иное как переход содержания в форму»
^ 9.Художественное время и пространство.

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство. Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства наиболее свободно общается со временем и пространством.В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Дискретность пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время.

10.Композиция литературного произведения. Внешняя композиция произведения делятся на главы (в лиро-эпических произведениях они могут быть небольшие по объему), подглавки, части, тома, книги. Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений от завязки и до развязки + внесюжетные элементы.
внутренняя композиция: мотивы, система персонажей, обрамление сюжета, точка зрения.
Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.

^ 11.Сюжет и фабула литературного произведения.

Сюжетом называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы. Фабула - это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает. Сюжет - это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения. фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Исходное содержание слова «фабула» -басня , сказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение . Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели».

^ 12.Конфликт литературного произведения .Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Любовный- взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Социально-бытовой(общественный)-социальныевзаимоотношения,характерен для реалистических произведений. Философский-постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Идейный-столкновение различных идей, имеющих право на существование. Психологический- внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Символический- противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.

Идейное содержание включает: 1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в "Грозе" и Ларисы в "Бесприданнице" Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.