Ход восстания степана разина. Восстание степана разина началось с обычных разбоев, а закончилось крестьянской войной

Восста́ние под предводи́тельствомСтепа́на Ра́зина , 1670−1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина - война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины:

1) Окончательное закрепощение крестьянства;

2) Рост налогов и повинностей социальных низов;

3) Стремление власти ограничить казачью вольницу;

4) Скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону.

Предыстория:

К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «Поход за зипунами» (1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгуи тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захвативЯицкий городок, летом1669 годаРазин двинулся кКагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе наМоскву.

Военные действия:

Весной 1670 годаначался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватилиЦарицыни подошли кАстрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе сВасилием УсомиФёдором Шелудяком.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья(Саратов,Самара,Пенза), а такжечуваши,марийцы, [татары],мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

В сентябре 1670 годаразинцыосадили Симбирск, но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким . Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне1671 годаон былчетвертованвМоскве; через несколько лет был также казнён его братФрол.

Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Итоги:

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек

Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворяникрепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

Главными причинами поражения восстания Разина явились:

Его стихийность и низкая организованность,

Разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина,

Отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.

  1. Борьба России за возвращение древнерусских земель при первых Романовых

Воссоединение Левобережной Украины с Россией

В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

К ХIУ в. на основе древнерусской народности вокруг Москвы сложились русские, к ХV - ХVI вв. на землях юго - западной Руси (Галиция, Киев, Подолье, Волынь) - украинцы, к ХVI - ХVII вв. на землях Чёрной Руси (бассейн реки Неман) - белоруссы. В 1922 г. большевики издали декрет, по которому земли юго-западной Руси были названы "Украиной", а их население "украинцами". До этого Украину называли "Малороссией", население - "малороссиянами" Кревинков, Т.С. История России [Текст]: учебник \ Т.С. Кревинков. - М.: Юнити, 2001. - 166с..

К началу ХVII в. Польша стала одним из крупнейших государств в Европе. Как великое государство Польша складывалась дважды. В 1385 г. между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния (союз). Затем польская королева Ядвига вышла замуж за литовского князя Ягайло - произошло объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского. Объединение между двумя государствами не было тесным. Польша и Литва были автономными и жили каждая по своим законам. Литва на 3/4 состояла из земель бывшей Киевской Руси. Население древнерусских земель - белорусы и украинцы исповедывали православие и не притеснялись.

В 1569 г. под давлением Польши между двумя государствами была подписана Люблинская уния, которая предполагала более тесное объединение двух государств. На этот раз общим стал король, законы, армия. В Восточной Европе возникло новое сильное государство - Речь Посполитая - Польша "от моря до моря". На этот раз польское правительство насильно стало вводить польские порядки и законы на всей территории Речи Посполитой. Так, владеть землёй в Речи Посполитой могла только польская шляхта. И польские короли стали раздавать земли белорусских и украинских крестьян полякам, а самих крестьян превращать в крепостных. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: польские дворяне имели право карать смертной казнью своих крестьян.

В 1587 г. польским королём стал Сигизмунд III Ваза - ярый поборник католичества и враг православия. Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г. в Бресте киевский митрополит и несколько епископов западной украинской православной церкви подписали унию с римской католической церковью. По унии православные признавали главенство папы римского над собой (а не православного патриарха), переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды. Так, в Западной Украине возникло униатство.

В Речи Посполитой преимущественными правами обладали поляки, католики, униаты. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне.

С этого времени начался национальный и религиозный гнёт украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство.

От национального и религиозного гнёта население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь. Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счёт набегов и грабежей на соседние территории - Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи.

Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки - реестры. Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман (польск. - военначальник)

Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки.

Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания украинцев. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков - украинцами. В 1648 г. во главе восстания стал гетман запорожского войска Богдан Хмельницкий. Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооружённая борьба запорожцев с поляками. В 1649 г. Речь Посполитая признала Б. Хмельницкого гетманом Украины. Весной 1652 г. Б. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой сил не хватало.

Украина в середине ХVII оказалась между тремя сильными государствами - Речью Посполитой, Россией, Османской империей. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своей промышленности, она не могла противостоять внешней экспансии. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужно одно из трёх государств - союзник. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении к Москве поступали с Украины с 20- х гг. Но Польша была для России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла Кондак, А.В. Новейшая история [Текст]: учебник \ А.В. Кондак. - М.: Университет, 2000. - 299с.

В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с известием, что украинцы обращаются к московскому царю с последней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654 г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.

В 1654 г. в г. Переяславле (совр. Киевская обл.) собралась рада (совет, сход). На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю.

Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

Вхождение Украины в состав России означало для России войну с Польшей. Она продолжалась 14 лет и закончилась в 1667 г. Андрусовским перемирием. Речь Посполитая признала за Россией Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Речью Посполитой.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств:

освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации;

способствовало укреплению российской государственности. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

С ХVI в. Россия и Польша вели борьбу за гегемонию в восточнославянском мире. Россия эту борьбу выиграла.

Итоги деятельности первых Романовых. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы. Историческая заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их. Благодаря их усилиям, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй

В истории России не так много восстаний, продолжавшихся длительное время. Но восстание Степана Разина исключение из этого списка.

Оно было одним из самых мощных и разрушительных.

В данной статье приводится краткий рассказ об этом событии, указываются причины, предпосылки и результаты. Данную тему изучают в школе, в 6 - 7 классе, вопросы включаются в экзаменационные тесты.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Степан Разин стал казачьим предводителем в 1667 году. Он смог собрать под своим началом несколько тысяч казаков.

В 60-х годах отдельные отряды беглых крестьян и горожан неоднократно совершали грабежи в разных местах. Сообщений о таких отрядах было много.

Но воровским шайкам нужен был умный и энергичный руководитель, с которым небольшие отряды могли бы собраться и составить единую силу, сносящую все на своем пути. Таким руководителей стал Степан Разин.

Кто такой Степан Разин

Предводитель и лидер восстания Степан Разин был донским казаком. О его детстве и юности почти ничего не известно. Нет точных сведений также и о месте и дате рождения казака. Существует несколько различных версий, но все они неподтвержденные.

История начинает проясняться лишь к 50-м годам. К тому времени Степан и его брат Иван уже стали командирами больших казачьих отрядов. Сведений о том, как это произошло, нет, но известно, что отряды были большими, и братья имели большое уважение среди казаков.

В 1661 году они совершают поход против крымских татар. Правительству это не понравилось. Казакам был отправлен доклад с напоминанием, что они обязаны нести службу на реке Дон.

Недовольство и неподчинение власти в казачьих отрядах начало расти. В итоге брат Степана Иван был казнен. Именно это и стало поводом, подтолкнувшим Разина к восстанию.

Причины восстания

Главной причиной события 1667 — 1671 гг. на Руси являлось то, что на Дону собралось население, недовольное правительством. Это были крестьяне и холопы, сбежавшие от феодального гнета и усиления крепостного права.

Слишком много недовольных собралось в одном месте. Кроме того, на этой же территории жили казаки, целью которых было получение независимости.

Участников объединяло одно – ненависть к порядкам и власти. Поэтому их союзничество под руководством Разина не было удивительным.

Движущие силы восстания Степана Разина

В восстании принимали участие разные группы населения.

Состав участников:

  • крестьяне;
  • казаки;
  • стрельцы;
  • посадские люди;
  • холопы;
  • народы Поволжья (преимущественно нерусские).

Разин писал письма, в которых призывал недовольных совершать походы на дворян, бояр и купцов.

Территория, охваченная казацко-крестьянским восстанием

В первые месяцы восставшие захватили Нижнее Поволжье. Затем в их руках оказалась большая часть государства. Карта восстания охватывает огромные районы.

К городам, которые захватили повстанцы, относятся:

  • Астрахань;
  • Царицын;
  • Саратов;
  • Самара;
  • Пенза.

Стоит отметить: большинство городов сдавались и переходили на сторону Разина добровольно. Этому способствовало то, что предводитель объявлял свободными всех переходивших к нему людей.

Требования восставших

Повстанцы предъявляли Земскому собору несколько требований:

  1. Отменить крепостное право и полностью освободить крестьян.
  2. Сформировать войско казаков, которое входило бы в состав царской армии.
  3. Децентрализовать власть.
  4. Уменьшить крестьянские подати и повинности.

Власть, естественно, не могла согласиться на такие требования.

Основные события и этапы восстания

Крестьянская война длилась 4 года. Выступления повстанцев были очень активными. Весь ход войны можно разделить на 3 периода.

Первый поход 1667 — 1669 гг.

В 1667 году казаки захватили Яицкий городок и остались в нем зимовать. Это было начало их действий. После этого войска повстанцев решили отправиться «за зипунами», т. е. добычей.

Весной 1668 г. они уже были в Каспийском море. Разорив побережье, казаки отправились домой через Астрахань.

Есть версия, что при возвращении домой главный воеводы Астрахани согласился пропустить повстанцев через город с условием, что они отдадут ему часть добычи. Казаки согласились, но после не сдержали слова и уклонились от выполнения обещаний.

Бунт Степана Разина 1670-1671 гг.

В начале 70-х казаки под предводительством Разина предприняли новый поход, имеющий характер открытого восстания. Повстанцы двигались по Волге, захватывая и разоряя города и поселения на своем пути.

Подавление восстания и казнь

Восстание Степана Разина слишком затянулось. Наконец власти решили предпринимать более решительные действия. В то время, когда разинцы осаждали Симбирск, царь Алексей Михайлович отправил к ним карательную экспедицию в виде 60-тысячной армии для подавления восстания.

Войска Разина насчитывали 20 тысяч. Осада города была снята, а повстанцы разгромлены. Товарищи вынесли раненого руководителя восстания с поля боя.

Схватили Степана Разина лишь спустя полгода. В результате его доставили в Москву и казнили на Красной Площади посредством четвертования.

Причины поражения Степана Разина

Восстание Степана Разина одно из самых мощных в истории. Так почему же разинцы потерпели поражение?

Главная причина состоит в отсутствии организованности. Само восстание имело стихийный характер борьбы. В основном оно заключалось в разбойных нападениях.

Внутри войска не было управленческой структуры, в действиях крестьян присутствовала разрозненность.

Итоги восстания

Однако нельзя сказать, что действия восставших были абсолютно бесполезны для недовольных слоев населения.

  • введение льгот для крестьянского населения;
  • свободное казачество;
  • снижение налогов на приоритетные товары.

Еще одним последствием стало то, что было положено начало освобождению крестьян.

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин, также известный как Стенька Разин, - одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

Восстание или война с захватчиками?

При Алексее Михайловиче в России в 1667 г. разгорелся мятеж, названный впоследствии восстанием Степана Разина. Этот мятеж называют также крестьянской войной.

Официальная версия такова. Крестьяне вместе с казаками взбунтовались против помещиков и царя. Мятеж длился долгих четыре года, охватив большие территории имперской России, но усилиями властей был всё-таки подавлен.

Что мы сегодня знаем о Степане Тимофеевиче Разине?

Родом Степан Разин, как и Емельян Пугачёв, был из Зимовейской станицы. Подлинные документы разинцев, которые проиграли эту войну, почти не сохранились. Официоз считает, что будто бы их уцелело всего 6-7 штук. Но и сами историки говорят, что из этих 6-7 документов только один можно считать подлинником, хотя и он крайне сомнителен и больше похож на черновик. Да и то, что документ этот был составлен не самим Разиным, а его сподвижниками, находившимися далеко от его главной ставки на Волге, сомнений не возникает ни у кого.

Российский историк В.И. Буганов в своей работе «Разин и разинцы», ссылаясь на многотомный сборник академических документов о разинском восстании, писал, что подавляющее большинство этих документов вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание фактов, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь.

Что требовали восставшие от правителей?

Известно, что разинцы выступали под знаменем великой войны за русского государя против изменников – московских бояр. Историки объясняют этот, на первый взгляд, странный лозунг, тем, что разинцы были очень наивны и хотели защитить бедного Алексея Михайловича от собственных нехороших бояр в Москве. Но в одной из разинских грамот есть такой текст:

В нынешнем, во 179 году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско донское с Дон к нему, великому государю на службу, чтобы нам, сем от них изменников бояр вконец не погибнуть.

Отметим, что в грамоте имя Алексея Михайловича не упоминается. Историки считают эту деталь незначительной. В других своих грамотах разинцы высказывают явно пренебрежительное отношение к романовским властям, а все их действия и документы они называют воровскими, т.е. незаконными. Здесь возникает явное противоречие. Восставшие почему-то не признают Алексея Михайловича Романова законным правителем Руси, но идут за него воевать.

Кем был Степан Разин?

Предположим, что Степан Разин был не просто казачьим атаманом, а воеводой государя, но не Алексея Романова. Как такое может быть? Следуя новой хронологии, после великой смуты и прихода к власти Романовых в Московии, Южная часть России со столицей в Астрахани захватчикам не присягнула. Воеводой именно астраханского царя и был Степан Тимофеевич. Предположительно, астраханский правитель был из рода князей Черкасских. Имени его сегодня назвать невозможно ввиду тотального искажения истории по приказу Романовых, но предположить можно…

Черкасские были из старых русско-ардынских родов и являлись потомками египетских султанов. Это отражено на гербе Черкасского рода. Известно, что с 1380 по 1717 г. в Египте правили черкесские султаны. Сегодня историческую Черкассию ошибочно помещают на Северный Кавказ, добавляя при этом, что в конце XVI в. это название исчезает с исторической арены. Но хорошо известно, что в России вплоть до XVIII в. словом «черкасы» называли днепровских казаков.

Что касается присутствия кого-то из князей черкасских в разинских войсках, то этому можно найти подтверждение. Даже в романовской обработке история доносит до нас сведения, что в войске Разина был некий Черкашенин Алексей Григорьевич, один из казачьих атаманов, названный брат Степана Разина. Возможно, речь идёт о князе Григории Сунчелеевиче Черкасском, служившем воеводой в Астрахани до начала разинской войны, но после победы Романовых его убили в своей вотчине в 1672 году.

Перелом в войне

Победа в этой войне далась Романовым нелегко. Как известно из соборного положения 1649 года царь Алексей Романов установил бессрочное прикрепление крестьян к земле, т.е. утвердил в России крепостное право. Походы Разина на Волгу сопровождались повсеместными восстаниями крепостных крестьян. Вслед за русскими крестьянами восстали огромные группы других поволжских народов: чувашей, марийцев, и др. Но кроме простого населения на сторону Разина переходили и романовские войска! Немецкие газеты того времени писали: «К Разину попало такое множество сильных войск, что Алексей Михайлович настолько испугался, что не хотел больше посылать против него свои войска».

Переломить ход войны Романовым удалось с большим трудом. Известно, что Романовым пришлось укомплектовывать войска западноевропейскими наёмниками, потому что после частых случаев перехода на сторону Разина, у Романовых татарские и русские войска считались ненадёжными. У разинцев же, напротив, отношение к иностранцам было, мягко, сказать, плохое. Пленных иностранных наёмников казаки убивали.

Все эти масштабные события историки преподносят лишь как подавление крестьянского бунта. Эта версия стала активно внедряться Романовыми сразу после своей победы. Были изготовлены специальные грамоты, т.н. «государевы образцовы», в которых была изложена официальная версия разинского восстания. Велено было читать грамоту на местах у приказной избы не единожды. Но если четырёхлетнее противостояние было всего лишь восстанием черни, значит, против Романовых бунтовала большая часть страны.

По реконструкции Фоменко-Носовского т.н. восстание Разина было крупной войной между южным Астраханским царством и подконтрольными Романовым частями Белой Руси, северной Волги и Великого Новгорода. Эту гипотезу подтверждают и западноевропейские документы. В.И. Буганов приводит очень интересный документ. Оказывается, восстание в России, возглавляемое Разиным, вызвало огромный резонанс в Западной Европе. Иностранцы-информаторы рассказывали о событиях в России как о борьбе за власть, за престол. Интересно также и то, что бунт Разина называли татарским мятежом.

Конец войны и казнь Разина

В ноябре 1671 года Астрахань была захвачена романовскими войсками. Эта дата считается окончанием войны. Однако, обстоятельства разгрома астраханцев, практически, неизвестны. Считается, что Разин в результате предательства был захвачен и казнён в Москве. Но даже в столице Романовы не чувствовали себя в безопасности.

Яков Рейтенфельс, очевидец казни Разина, сообщает:

Дабы предупредить волнения, которых царь опасался, площадь, на которой преступник понёс наказание, была по приказанию царя окружена тройным рядом преданнейших солдат. И только иностранцы допускались в середину огороженного места. А на перекрёстках по всему городу стояли отряды войск.

Романовы приложили немало усилий, чтобы обнаружить и уничтожить неугодные документы разинской стороны. О том, как тщательно их разыскивали, говорит такой факт. На допросе Фрол (младший брат Разина) показал, что Разин зарыл кувшин с документами на острове реки Дон, на урочище, на прорве под вербой. Романовские войска перелопатили весь остров, но так ничего не нашли. Фрола казнили только через несколько лет, вероятно, пытаясь добиться от него более точных сведений о документах.

Наверное, документы о разинской войне хранились и в казанских, и в астраханских архивах, но, увы, эти архивы бесследно исчезли.

Источник http://slavyane.org/history/stepan-razin.html

Наиболее мощным народным восстанием XVII в. была крестьянская война 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина. Она явилась прямым результатом обострения классовых противоречий в России во второй половине XVII в.

Тяжелое положение крестьян приводило к усилению побегов на окраины. Крестьяне уходили в отдаленные места на Дон и в Поволжье, туда, где они надеялись укрыться от гнета помещичьей эксплуатации. Донское казачество не было социально однородным. «Домовитое» казачество по преимуществу жило в привольных местах по нижнему течению Дона с его богатыми рыбными угодьями. Оно неохотно принимало в свой состав новых пришельцев, бедных («голутвенных») казаков. «Голытьба» скапливалась главным образом на землях по верхнему течению Дона и его притоков, но и здесь положение беглых крестьян и холопов было обычно тяжелым, так как домовитые казаки запрещали им пахать землю, а новых промысловых мест для пришельцев не оставалось. Голутвенные казаки особенно страдали от недостатка хлеба на Дону.

Большое количество беглых крестьян оседало также в районах Тамбова, Пензы, Симбирска. Здесь крестьяне основывали новые села и деревни, распахивали порожние земли. Но вслед за ними немедленно шли помещики. Они получали от царя жалованные грамоты на якобы пустующие земли; крестьяне, осевшие на этих землях, опять попадали в крепостную зависимость от помещиков. В городах сосредоточивались гулящие люди, которые добывали пропитание случайными заработками.

Тяжелый колониальный гнет испытывали народы Поволжья - мордва, чуваши, марийцы, татары. Русские помещики захватывали их земли, рыбные ловли и охотничьи угодья. Одновременно увеличивались государственные налоги и повинности.

На Дону и в Поволжье скапливалось большое количество людей, враждебных крепостническому государству. Среди них было немало поселенцев, сосланных в дальние поволжские города за участие в восстаниях и разного рода выступлениях против правительства и воевод. Лозунги Разина нашли горячий отклик среди русских крестьян и угнетенных народов Поволжья.

Начало крестьянской войны было положено на Дону. Голутвенные казаки предприняли поход к берегам Крыма и Турции. Но домовитое казачество помешало им прорваться к морю, боясь военного столкновения с турками. Казаки во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным перебрались на Волгу и поблизости от Царицына захватили караван судов, шедший в Астрахань. Беспрепятственно проплыв мимо Царицына и Астрахани, казаки вошли в Каспийское море и направились к устью реки Яика (Урала). Разин занял Яицкий городок (1667 г.), к его войску присоединились многие яицкие казаки. На следующий год отряд Разина на 24 судах направился к берегам Ирана. Разорив Каспийское побережье от Дербента до Баку, казаки достигли Решта. Во время переговоров персы внезапно напали на них и убили 400 человек. В ответ казаки разгромили город Ферахабад. На обратном пути у Свиного острова, близ устья Куры, на казачьи суда напал иранский флот, но потерпел полньй разгром. Казаки вернулись в Астрахань и распродали здесь захваченную добычу.

Удачный морской поход на Яик и к берегам Ирана резко повысил авторитет Разина среди населения Дона и Поволжья. Беглые крестьяне и холопы, гулящие люди, угнетенные народы Поволжья только и ждали сигнала для того, чтобы поднять открытое восстание против своих угнетателей. Весной 1670 г. Разин вновь появился на Волге с 5-тысячным казацким войском. Астрахань открыла ему ворота; стрельцы и посадские люди всюду переходили на сторону казаков. На этом этапе движение Разина переросло рамки похода 1667-1669 гг. и вылилось в мощную крестьянскую войну.

Разин с основными силами пошел вверх по Волге. Саратов и Самара встретили восставших с колокольным звоном, хлебом и солью. Но под укрепленным Симбирском войско задержалось надолго. К северу и к западу от этого города уже бушевала крестьянская воина. Большой отряд восставших под командой Михаила Харитонова взял Корсунь, Саранск, овладел Пензой. Объединившись с отрядом Василия Федорова, он направился к Шацку. Русские крестьяне, мордва, чуваши, татары поднимались на войну почти поголовно, даже не дожидаясь прихода отрядов Разина. Крестьянская война все ближе подступала к Москве. Казацкие атаманы овладели Алатырем, Темниковом, Курмышем. К восстанию примкнули Козьмодемьянск и промысловое село Лысково на Волге. Казаки и лысковцы заняли укрепленный Макарьев монастырь в непосредственной близости от Нижнего Новгорода.

На верхнем течении Дона военными действиями восставших руководил брат Степана Разина Фрол. Восстание распространилось на земли к югу от Белгорода, населенные украинцами и носившие название Слободской Украины. Всюду «мужики», как называли крестьян царские документы, подымались с оружием в руках и вместе с угнетенными народами Поволжья ожесточенно сражались против крепостников. Город Цивильск в Чувашии осаждали «русские люди и чюваша».

Дворяне Шацкого уезда жаловались, что они не могли пройти к царским воеводам «от шатоcти изменников-мужиков». В районе Кадома такие же «изменники-мужики» устроили засеку для того, чтобы задержать царские войска.

Крестьянская война 1670-1671 гг. охватила большую территорию. Лозунги Разина и его сподвижников поднимали на борьбу угнетенные слои общества, составленные разницами «прелестные» грамоты призывали всех «кабальных и опальных» покончить с мирскими кровопийцами, присоединиться к войску Разина. По рассказу очевидца восстания, Разин говорил крестьянам и посадским людям в Астрахани: «За дело, братцы. Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам свободу и избавление».

В ряды восставших вливались донские и запорожские казаки, крестьяне и холопы, молодшие посадские люди, служилые люди по прибору, мордва, чуваши, марийцы, татары. Всех их объединяла общая цель - борьба против крепостнического гнета. В городах, перешедших на сторону Разина, воеводская власть уничтожалась и управление городом переходило в руки выборных. Однако, борясь против феодального гнета, восставшие.оставались царистами. Они стояли за «хорошего царя» и распространяли слух, что с ними идет царевич Алексей, которого в это время в действительности уже не было в живых.

Крестьянская война заставила царское правительство мобилизовать все свои силы для ее подавления. Под Москвой в течение 8 дней производился смотр 60-тысячного дворянского войска. В самой Москве был установлен строгий полицейский режим, так как боялись волнений среди городских низов.

Решительное столкновение между восставшими и царскими войсками произошло под Симбирском. В отряды к Разину стекались большие подкрепления из татар, чувашей и мордвы, но осада города затянулась на целый месяц, и это позволило царским воеводам собрать большие силы. Под Симбирском войска Разина потерпели поражение от полков иноземного строя (октябрь 1670 г.). Рассчитывая набрать новое войско, Разин отправился на Дон, но там был предательски схвачен домовитыми казаками и отвезен в Москву, где его подвергли в июне 1671 г. мучительной казни - четвертованию. Но восстание продолжалось и после его смерти. Дольше всех держалась Астрахань. Она сдалась царским войскам только в конце 1671 г.

Семнадцатый век - один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса ожесточенных классовых битв. В начале века в стране бушует первая крестьянская война, завершают его стрелецкие восстания. Между этими событиями Соляной бунт 1648 года в Москве, народные движения в Воронеже, Курске, Чугуеве, Козлове, Сольвычегодске, Великом Устюге, Соликамске, Чердыни, а позднее - в Новгороде и Пскове, Третья четверть XVII века по размаху классовой борьбы не только не уступает, но даже превосходит его середину. В 1662 году местом острого социального конфликта вновь становится столица, где проявления народного недовольства дороговизной товаров и продуктов в связи с выпуском казной медных денег, ходивших в одной цене с серебряными, привело к так называемому Медному бунту, а в 1667 году в России занимается пожар второй крестьянской войны-еще более внушительной и сильной по своему классовому накалу, чем первая.

Восстания середины XVII века и Медный бунт грозные предвестники мощного народного движения, возглавленного С.Т. Разиным. Эти предвестники - реакция угнетенных масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего его интересы феодального государства.

ХVII век стоит как бы на переломе двух эпох - средневековья с его мракобесием и религиозным фанатизмом и времени поразительного взлета и многоцветья российской культуры, которыми ознаменовано следующее - ХVIII столетие. По отзывам современников, XVII век это время, когда «старина и новизна перемешалися». И действительно, новые явления материальной и духовной жизни причудливо переплетались тогда с приметами косной старины.

Пространство жизнедеятельности людей было сужено до предела. Правительственный чиновник доезжал отнюдь не до каждого уезда. Если в захолустную глушь добирался по бездорожью казенный обоз из Москвы, это было целое событие, долго потом обсуждавшееся и вспоминавшееся.

В деревне крестьянин жил своим мирком, своей общиной, замыкался интересами своего двора, своей семьи. Жизнь носила архаичный, привычный характер, люди жили древними нравами и обычаями, и господствующий класс феодалов стремился сохранить эти патриархальные черты в незыблемом виде. Традиции, неписаный и писаный церковный - кодексы поведения нормировали и регламентировали каждый шаг человека.

Соответственно ограниченности жизненного пространства до предела было сужено и сознание людей. Но те, кто находился у кормила власти, уже убеждались неоднократно в том, что это устойчивое, дремучее спокойствие весьма обманчиво, что задавленный беспросветной нуждой народ способен явить непокорство господам и восстать против них.

XVII век - это время раскола русской церкви в результате острой идейно - политической борьбы между сторонниками поворота к государственным реформам и ревнителями старины. Это время беспримерного идейного поединка между царем и патриархом, заявившим: «священство царства преболе есть» на столько, «елико земля от неба».

Между бурным XVII и блестящим XVIII веком так же много сходства и различий, как между царем Алексеем Михайловичем, с именем которого связано окончательное оформление общегосударственной системы крепостного права в России, и его сыном Петром 1, вошедшим в историю как император-преобразователь.

В правление Алексея Михайловича Б.И. Морозов достиг невероятного могущества. Он лично владел территорией, равной среднему западноевропейскому государству, сотнями сел и деревень, железоделательными, винокуренными, кирпичными, поташными (от слова поташ-продукт получаемый из древесной золы) заводами, в его власти были десятки тысяч зависимых крестьян. Морозов был крупнейшим землевладельцем, купцом, ростовщиком, промышленником в одном лице. Вокруг Морозова группировалась новая знать - люди, подобно Милославскому выдвинувшиеся по его протекции и обязанные ему своей карьерой.

IIровинциальное дворянство, имевшее ранг «городовых» дворян или детей боярских, в основной своей массе далеко отстояло от привилегированной и малочисленной группы думных людей, хотя в некоторых случаях в среду думцев и проникали выходцы из служилого сословия, а в ряды последних опускались по тем или иным причинам представители высшего слоя класса феодалов.

Помимо высоких чинов, существовали особые должности, Которых именитые отцы домогались для своих сыновей. Например, всегда много было охотников на место «спальника» - лица, несшего службу в царских покоях, так как с этой должности можно было продвинуться в «комнатные» или «ближние» бояре или окольничие.

Раздача чинов и должностей верным людям - излюбленный прием, которым широко пользуется клика Б.И. Морозова. Морозов с одобрения царя прибрал к рукам управление рядом приказов - государственных учреждений, ведавших важнейшими делами в стране, а во главе большинства других оказались ставленники властолюбивого боярина, причем в основном из фамильного ряда Милославских.

В середине XVII века в России еще были обширные земли, не захваченные феодалами. Но их количество быстро и неуклонно сокращалось под натиском бояр, дворян, церкви и самого феодального государства. Крестьяне, искони вольготно жившие и хозяйствовавшие на этих землях, теряли свою независимость, попадали в крепостную кабалу. Особенно стремительно господствующие классы и государство прибирало к рукам территорию с нерусским населением. Крупнейшим феодалом было само государство. В России были так называемые тяглые сословия, или тяглецы. К ним относились черносошные (закрепленные за государством) крестьяне и посадские люди - торгово-ремесленное население городов и промысловых местечек. Они должны были нести «тягло» - выполнять особые повинности в пользу феодального государства. Отсюда и их название.

Тяглецы должны были вносить в пользу государства многочисленные подати, выполнять до двадцати видов обременительных повинностей. С них брали сборы деньгами и натурой за провоз товаров, за пользование баней, за лавки и харчевни, если они вздумают их открыть, за землю и всякие угодья. За соль была предусмотрена специальная соляная пошлина. Пьющие платили кабацкие деньги за употребление спиртного, курящие - за табак, причем оба эти налога были введены отнюдь не из человеколюбия, не в заботе о здоровье людей, а исключительно в целях пополнения государственной казны. Тягло тянули и посадские люди. Это было имущественно крайне неоднородное сословие. На одном его полюсе - городские низы: ремесленники, которым «прокормиться нечем», мелкие торговцы, весь товар которых помещался на скамье или небольшом лотке, мастеровые, не находившие применения своим рукам, скитавшиеся по чужим дворам, вынужденные ночевать под лодками и питаться, как тогда горько шутили, похлебкой из яичной скорлупы. На другом полюсе - посадская верхушка, наиболее привилегированную часть которой составляла корпорация «гостей» - купцов и промышленников, купивших у государства право сбора с населения различных налогов. Например, именно на гостей было возложено взимание крайне непопулярной в народе, но очень выгодной соляной пошлины. Гости буквально выколачивали из тяглецов налоги. Они сосредоточили в своих руках торговлю наиболее прибыльными товарами. Низы и средние слои посадских людей терпели произвол не только со стороны представителей власти, гостей, богатых купцов. Они были беззащитны и перед сильными феодалами.

Возмущение посадского люда вызывали «белые» места и слободы - городские феодальные владения, «обеленные» (отсюда «белые»), то есть освобожденные от выплаты пошлин, налогов и выполнения натуральных повинностей в пользу государства. Правда, население «белых» слобод вынуждено было отдавать изрядную долю доходов деньгами и натурой своему господину, но это было несравненно меньше, чем вносили в казну посадские тяглецы, которых к тому же разоряли алчные государевы сборщики и те же владельцы «белых» слобод - феодалы.

Обстановка в стране накалялась. По городам и селам ходили тревожные слухи: «делается-де на Москве нестройно, и разделилась-де Москва натрое, бояре-де себе, а дворяне себе, а мирские и всяких чинов люди себе ж». Народная молва не ошибалась: дворянство набирало силы и требовало уравнять его в правах с аристократией, разрешить ему передавать свои поместья по наследству. Это вызывало протест у владельцев вотчин, считавших претензии дворян посягательством на свои льготы и привилегии.

Крестьян особо волновал вопрос о сроках их сыска в случае побега от феодала. Розыск и возврат беглых с 5 лет в 1613 году вырос до 15 в 1647 году. Прошел слух и о полной отмене «урочных лет», что не могло не взбудоражить огромную массу крестьянского населения.

Нижегородский сын боярский Прохор Колбецкий, находясь в столице, писал своему отцу, что «на Москве смятение стало великое» и что «боярам быть побитым…». Толпы челобитчиков осаждали приказы. У каждого, кто пришел в Кремль, были свои обиды, свой повод для недовольства. Из Москвы люди возвращались, не найдя правды, неудовлетворенные. И снова начиналось тяжкое, с горем пополам житье бытье.

Поистине бедственным было положение крестьянства - основного трудового класса тогдашней России. Задавленное нуждой, замученное подневольным трудом, кормившее множество ненасытных ртов, оно само нередко голодало. Конец сороковых годов XVII века выдался неурожайный. Не поднялся хлеб, от засухи зачахли травы. Начался падеж скота. Правительство официально заявляло, что «уездные и сошные люди от хлебной скудости стали бедны и с промыслов отбыли». Изнемогала под тяжестью феодального гнета городская беднота - мелкие ремесленники, торговцы, поденные работники. Роптали на свою рабскую долю холопы - люди, попавшие в полную зависимость от господ и лишенные всяких прав. Трудно приходилось военному люду, независимо от того, были ли это стрельцы и казаки, составлявшие старое российское войско, или солдаты новых, сформированных по европейскому образцу полков («нового строя»). Те и другие весьма скупо вознаграждались за свою нелегкую службу. И без того невысокое денежное и хлебное жалованье выплачивалось им в неполном объеме и с частыми перебоями. Они терпели рукоприкладство и произвол высших чинов. Последние расхищали деньги и продовольствие, предназначенные рядовому составу, принуждали своих подчиненных работать на себя, «наряжали службами маломочных людей» и за взятки освобождали от караулов тех, кто побогаче. Нараставшие исподволь глухое недовольство и брожение масс прорвались грозным возмущением 1 июня 1648 года в Москве. Негодование народа вылилось в разгром боярских усадеб. Уничтожались обнаруженные там крепостные документы, учинена была расправа над давними недругами - Н. Чистым, Л. Плещеевым, П. Траханиотовым.

События середины века были красноречивым проявлением непокорства угнетенных масс. Волнения в стране еще долго не улегались. Не затихали слухи о том, что «мир весь качается», «еще-де у нас замятне быть и кровопролитию великому».

Грозное предупреждение народа заставило правящий класс незамедлительно на него прореагировать и спешно перегруппировать свои силы. Верхи феодального общества предприняли двоякие меры: с одной стороны, пошли на некоторые уступки недовольным существующим порядком вещей дворянам и посадской элите, с другой - усилили крепостнический зажим основной массы подданных Российского государства.

По настоянию думных чинов, московских и провинциальных дворян, церковных иерархов, гостей, «лутчих людей» на Земском соборе в июле 1648 года было решено в срочном порядке приступить к составлению нового свода законов - Уложения, «чтобы впредь по той уложенной книге всякие дела делать и вершить».

В начале 1649 года Уложение было принято Земским собором, почему и получило название соборного. На этом своде законов лежит отблеск пламени прокатившихся по стране народных восстаний. В статьях Уложения, где говорится о запрете подавать царю челобитные в церкви во время службы, о недопустимости всяких бесчинств и брани на государевом дворе, явно ощущаются отголоски «Соляного бунта».

В начале 60-х годов Степан Разин - заметная фигура на Дону. О нем идет слава не только ратного умельца и лихого рубаки, но и большого знатока тактики казацкого боя.

На своем коротком веку С.Т. Разин испытал и повидал немало: пережил утрату отца, расправу со старшим братом, в жарких сражениях не раз был на волосок от смерти, познал тяготы и невзгоды полукочевой казацкой жизни, половина которой проходила на стругах, а другая в седле. Он прошел Русь от Азовского до Белого моря, путь его пролегал через Валуйки и Воронеж, Елец и Тулу, Ярославль и Тотьму, Великий Устюг и Архангельск. Трижды побывал Разин в Москве, причем в первый раз - вскоре после Соляного бунта и принятия Соборного уложения, а в третий - за год до восстания 1662 года.

Столица поразила молодого казака сказочной красотой Кремля, прочностью и затейливостью искусно возведенных боярских хором, множеством окон и изукрашенных узорами колонн. В городе, особенно в центре, возвышались выстроенные на европейский лад каменные и кирпичные здания. В далеких Соловках, куда ходил Разин по казацкому обычаю, на богомолье, и в златоглавой Москве, на родном Дону и на Слободской Украине, где жила названая мать Степана вдова Матрена Говоруха, - везде, где приходилось ему бывать, он сталкивался с одним и тем же - со злом, несправедливостью, гнетом и насилием, которые богатые и власть имущие чинили по отношению к тем, кто был от них в зависимости и, терпя нужду, голод, лишения, работал на них до седьмого пота. Насмотрелся Степан на народные страдания, наслушался стонов, жалоб и обид запоротых до полусмерти за недоимки, иссеченных до костей на правеже, обманутых и ограбленных воеводами и приказными, незаконно - без очереди и сроку - взятых в даточные люди (в войско), оставшихся из-за господского произвола без кормильца вдов и сирот, больных и калек, заезженных и изувеченных в прошлом непосильной работой. Часто натыкался Разин на бродяг - людей, хлебнувших лиха и некогда снявшихся с насиженного места, но так никуда и не приткнувшихся. Как перекати-поле скитались они с места на место, держась подальше от дорог, пробираясь рощами, перелесками да опушками.

Перенаселенность дона, скученность там массы беглого элемента, бедственное положение голутвенного казачества толкали недовольных выступить, несмотря на все препоны и преграды, в большой поход. доброхоты (добровольцы) стали группироваться вокруг слывшего удачливым головщиком (казачьим командиром) Степана Разина. Старшина, с одной стороны, косо смотрела на это происходившее помимо нее формирование казачьей ватаги, с другой - ее вполне устраивал отток с дона лишних ртов и голов, будораживших весь край. Однако она отнюдь не безучастно наблюдала за приготовлениями Разина и решительно воспрепятствовала попытке его отряда пробиться к Азовскому морю. «Домовитые» понимали, что такие действия могут нарушить мир с Турцией, а, следовательно, привести к новым осложнениям, а то и разрыву с Москвой, что вовсе не входило в их планы. Но когда в начале мая 1667 года Разин, собравший под своим началом более 600 человек, обосновался близ Паншина городка, между реками Тишиной и Иловлей, на высоких буграх, окруженных водой, старшина ему не препятствовала, хотя богатеи-донцы потерпели от разинцев немалый урон, поскольку те, снаряжая поход, запасаясь продуктами, одеждой, оружием, порохом и свинцом, силой взяли у «домовитых» немало добра и провизии. Не выступила старшина против, и когда в первой Половине мая Разин направился к Волге, где для него и его отряда открывался гораздо больший простор, чем на запертом у устья дону. У казачьей верхушки был свой прямой расчет, который заключался вовсе не только в том, чтобы сбагрить беспокойную голытьбу, но и в ожидании своей половинной доли добычи, ибо многие «домовитые» именно на этих условиях снабдили разинцев оружием, амуницией, предоставили свои речные суда и т.п.

Во второй половине мая 1667 года флотилия Разина по реке Камышенке вышла на Волгу. Крестьянская война начиналась как традиционный поход «за зипунами». Разве что на казачьих стругах следовало не 150-200 человек, как обычно во время таких рейдов, а около 1500.

Севернее Царицына повстанцы взяли на абордаж торговые струги и насады гостя Василия Шорина, других именитых купцов, патриарха Никона, а также самого царя. В атакованном разинцами караване были и суда с кандальниками - ссыльными, которых везли в Астрахань и на Терек. В короткой схватке донцы одолели сопровождавших корабли государевых стрельцов, расправились с начальными чинами и купеческими приказчиками. Разин да и другие казаки хорошо знали богатея Шорина как одного из тех, против кого был направлен Медный бунт в Москве в июле 1662 года. Сборами пятой деньги (поимущественного налога) этот финансовый магнат вызвал жгучую ненависть народа. В разгроме разинцами стругов Шорина, думается, правомерно без натяжки усматривать мотив социальной мести купцу-душегубу. Ссыльных восставшие не только не тронули, но и тотчас освободили. Им, как и ярыжкам (судорабочим), дали волю, «кто куда хочет», и «пошло в казаки работных людей человек со сто» с патриаршего насада, а с шоринского - шестьдесят. Раскованные кандальники не преминули воспользоваться возможностью проучить свой бывший конвой. Как говорится в документах, они набросились на государевых ратных людей «пуще прямых донских казаков».

Изображая Разина неуязвимым, народ переносил на него черты любимых героев, популярных в своей среде. Так, тут очевидна, например, аналогия с Егорием Храбрым - персонажем эпического духовного стиха, известного многим угнетенным и обездоленным в России XVII столетия. Егория мучают муками различными, его рубят топорами и пилят пилами, бросают в кипящую смолу и закапывают в погреба, но он остается невредимым. Преодолев все препятствия и невзгоды, Егорий Храбрый идет по светло-русской земле, возрождая ее.

23 марта 1668 года, упредив подход к Яицкому городку из Астрахани крупного карательного войска, Степан Тимофеевич Разин начал свой легендарный, воспетый в народных песнях и сказаниях поход на Каспий. Его маршрут проходит от устья Терека к Дербенту, из Дербента - к Ширвану и Баку, затем - к Свиному острову с заходом по реке Куре в «Грузинский уезд», далее через города Решт, Фарабат, Астрабат к полуострову Миян-Кале, где флотилия останавливается на зимовку.

На Каспий повстанцы вышли многочисленным отрядом, насчитывавшим около двух тысяч человек. В его первоначальный состав влились несколько сотен донских, яицких и терских казаков под предводительством своих атаманов. Они спешили на соединение с Разиным, чтобы действовать с ним заодно. Например, известный на Волге дерзкими налетами на купеческие караваны Сергей Кривой привел к западному каспийскому побережью, где был в это время Разин, 700 удальцов, разгромив преградивших ему путь стрельцов под командованием головы Г. Авксеньтьева. Значительно пополнились силы восставших и за счет переходивших на их сторону ратных людей, крестьян, по весне покинувших свои оголодавшие зимой деревни, чтобы наняться в бурлаки, городской бедноты, жившей судовой работой.

Разинцы плыли на десятках легкоманевренных, удобных на каспийском мелководье стругов, у них были свои и захваченные у стрельцов пушки, запас пороха и провианта. В целом они были неплохо экипированы для длительного похода. Документы свидетельствуют, что повстанцы не обращали оружия против низов местного населения. Это немедленно снискало симпатии к справедливым россиянам среди персидской бедноты. Известно даже, что к отряду Разина «пристали иноземцы скудные многие люди». Сочувствие и поддержка угнетенных масс Персии - вот одна из основных разгадок того, почему персидский щах, располагающий огромной армией, сильным флотом, почти в течение двух лет не мог сокрушить отважных разинцев.

Участники каспийского похода добывали «зипуны», не брезговали никакими попадавшими к ним в руки восточными товарами, но захват всякого добра, обогащение для них скорее не цель, а средство, которое они традиционно избрали, чтобы обеспечить существование своему отряду, чтобы сохранить его на будущее. Как в России, так и в Персии Разин не желает мириться с всесилием аристократии, с не знающими удержу в обирании и обмане простого люда толстосумамикупцами и по своему разумению стремится защитить народ и наказать виновников его бед.

С плаваньем к персидским берегам Разин связывал надежду отыскать «вольную землицу». Он посылает к шаху трех своих товарищей с просьбой «указать ему место, где им жить и питатца». Правитель Персии, ища способ положить конец хозяйничанью казаков в своем государстве, велел выделить им зону для поселения, но с явным расчетом заманить их в ловушку и расправиться с ними. Заподозрив это, Разин «на то место прийти не похотел, а просил себе… крепкого острова, на котором взять было ево… не мочно».

Сейчас трудно сказать, как устроили бы жизнь разинцы, если бы шах все-таки выделил им подходящую территорию для колонизации. Вероятно, эта область стала бы чем-то вроде второго дона. Однако главными помыслами Разин оставался на родине. Ряд фактов позволяет судить о том, что повстанческий атаман одно время вынашивал план собраться в Персии с силами и, учитывая напряженность русско-персидских отношений, давнее соперничество двух стран в восточной торговле, поссорить шаха с Москвой, а затем в союзе с ним двинуться вверх по Волге к центру России. Политическая наивность этих иллюзий была очевидна: устоявшиеся экономические связи с Москвой, опасность союза с казачьей ватагой против могущественного северного соседа, полное несовпадение классовых интересов и многое другое удерживали правительство Персии от совместных действий с разинцами. К тому же от царя Алексея Михайловича пришла грамота, в которой «шахову величеству» предлагалось «своей персидской области околь моря Хвалынского велеть остереганье учинить», позаботиться о том, чтоб «воровским людем пристани бы нихто не давал и с ними не дружился, а побивали бы их везде и смертью уморяли без пощады».

Получив такие «рекомендации», шах не только немедленно прервал всякие переговоры с Разиным, но и распорядился одного его посла отдать на растерзание голодным псам, а двух других заковать в кандалы. Эта расправа ожесточила участников похода. Они больше не пытаются дипломатическим путем склонить шаха на свою сторону, а отправляются «воевать многие кызылбашские городы и уезды». Опять в ход идет уже не раз выручавшая разинцев казацкая хитрость. Понимая по-персидски, Степан Тимофеевич, переодевшись в старое платье, неоднократно самолично отправлялся в Исфагань - богатейший персидский город послушать, о чем там говорят. Благодаря такой разведке он хорошо знал, что творится в неприятельском стане, и упреждал действия противника. В крупный торговый город Ферабат разницы проникли под видом купцов. Поскольку у них были полные трюмы самых завидных товаров, они в течение пяти дней продавали их по умеренным ценам и за это время узнали наперечет всех местных богатеев. Обобрав их до нитки, мнимые купцы покинули Ферабат, а в городе еще долго рассказывали о том, как Разин обвел вокруг пальца тех, кто столько лет обирал и обманывал других.

Персидский поход вошел в историю как победоносный. Действительно, поразительные успехи повстанческого отряда ошеломили не только персов, но произвели сильное впечатление и на царские власти. Разин чувствовал себя уверенно в сражениях как на суше, так и на море. Огромную славу ему принес бой у Свиного острова весной 1669 года. Опытный персидский флотоводец Мемед-хан, бросивший против разинцев 50 кораблей с почти четырьмя тысячами человек на борту, потерпел тогда катастрофическое поражение. У него уцелело всего три судна с жалкими остатками воинства. В плен попал сын Мемед-хана Шабын-дебей, а по преданию - также и его дочь, девушка необычайной красоты, широко известная из фольклора как персидская княжна. Вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, позднее якобы принесенная Разиным в дар матушке-Волге, реальным историческим лицом или вымышленной фигурой.

В лучах славы вернулись князья казачьей вольницы на родной дон. Овеянное легендами, имя Степана Разина становится социальным магнитом, притягивающим к нему сотни и сотни обездоленных. Весть о народном заступнике «батюшке Степане Тимофеевиче разнеслась далеко по России. Простому люду не столько кружила голову молва о несметных богатствах, привезенных разинцами с персидских берегов, сколько согревала сердце мысль о том, что нашелся человек, посмевший спорить с боярами и вельможами, предъявлять им свои требования, а если надо, то и способный примерно их наказать, чтоб другим неповадно было обижать беззащитных.

На дону участники каспийского похода и его предводитель сильно потеснили казацкую старшину, поколебали ее авторитет и власть войскового атамана. Городок Кагальник, близ которого встал лагерем полуторатысячный отряд Разина, быстро затмил старую столицу казачьего края Черкасск. Обычно собранные тем или другим атаманом для похода за «зипунами» ватаги по возращении быстро распадались, - численность разинского воинства, напротив, неуклонно росла. В ноябре 1669 года оно насчитывало уже 2700 человек, к весне 1670 года достигло 4000.

Когда повстанческий отряд, несмотря на попытки задержать его, покинул пределы России, царское правительство приняло это известие с определенным облегчением: его куда больше устраивало, что Разин устремился к чужеземным берегам, чем если бы он действовал внутри страны. На первый раз социальная опасность, исходившая от князей казачьей вольницы, благополучно для класса феодалов миновала. Сравнительно быстро улеглись волнения и в связи с возвращением разинцев с Каспия через Астрахань и Царицын на дон.

Однако администрация Алексея Михайловича получала все новые и новые подтверждения тому, что после плаванья за «зипунами» его участники и не думали возвращаться к прежней жизни на дону. У властей были серьезные основания для опасений. Разин слишком явно продемонстрировал, что свободно может стать хозяином на Нижней Волге и Москва будет не в состоянии тягаться там с ним силами.

Крестьянская война привела к разделу обширной территории европейской части страны на две зоны: в одной по-прежнему заправляла царская администрация, в другой вся полнота власти была в руках восставших. Оба эти региона очень трудно географически разграничить. поскольку обстановка чуть ли не каждодневно менялась, населенные пункты переходили из рук в руки. Почти весь уезд мог находиться в руках повстанцев,

а его центр и отдельные города оставались за правительством. Бывало и наоборот. В общей сложности на разных отрезках крестьянской войны разинцы контролировали свыше 50 городов, некоторые из них, как Царицын, Астрахань, были очагами восстания более года, другие, подобно Пензе, Саранску, Темникову и др. - от осени до зимы, третьи - в их числе Алатырь, Козьмодемьянск и прочие - не больше месяца. Раздавленное в одном месте, восстание подымалось в другом. И все же к концу 1670 года в ходе затяжного классового единоборства произошел перелом в пользу правительственных сил. В декабре царские войска заняли Пензу. Жестокий бой, закончившийся поражением разинцев, разгорелся в районе Алатыря, под селом Тургеневом. «Они воры, - гласит воеводское донесение, - обоз и пехоту построя, и рогатками обметався, и конные их полки стали у их пехоты, и пушки постановили около обозу и около конных полков, и… ратные люди начали на них наступать, пехота на пехоту, а конные на конных, и учинился бой большой; побили воров наголову, пехоту их многую посекли и живых воров на том бою много, и… их велели всех казнить смертью». В последних числах января 1671 года восстание в Тамбовско-Пензенском районе, потопленное в крови, было подавлено.

Силы повстанцев были на исходе. Многие из них полегли на полях сражений, многие попали в плен к карателям. Немало было и таких, которые после разгрома своего отряда разуверились в движении и, считая дальнейшую борьбу бессмысленной, разошлись по домам.

Государевы войска захватывали местность за местностью, уезд за уездом. Один за другим под ударами правительственных ратей пали города, где долго держалась разинская вольница. Последними оплотами восстания стали Царицын и Астрахань. В Астрахани среди представителей повстанческой власти уже не было Василия Уса. Славный атаман умер от тяжелой болезни (предположительно - конского сапа), и основную роль в руководстве городом играл его товарищ и сподвижник Федор Шелудяк,

Оправившийся от ран Разин вынашивал планы начать новый поход и очень рассчитывал как на опорные пункты движения на Царицын и в особенности на Астрахань. Но события на дону помешали повстанческому атаману осуществить свои намерения. 14 апреля 1671 года Кагальницкий городок, где находился Разин с несколькими сотнями казаков, был атакован многотысячным отрядом «домовитых» донцов во главе с К. Яковлевым. Они подожгли деревянные стены Кагальника, проникли в городок и захватили в плен отчаянно отбивавшегося Разина, Позднее в их руки попал и брат Степана Фрол. Ценой выдачи братьев Разиных казацкая старшина надеялась купить себе прощение за прежнее потворство грозному атаману, за то, что изрядно поживилась от его щедрот. Монаршья милость по отношению к Яковлеву и другим «добрым» донцам превзошла их ожидания: они не только были прощены, но и получили в благодарность от «Тишайшего» 100 золотых червонцев.

2 июня 1671 года Степана и Фрола под усиленным конвоем, в кандалах доставили в Москву. 6 июня 1671 года Степан Разин при большом людском скоплении был казнен на Красной площади. Сказав по русскому обычаю «прости» и поклонившись на все четыре стороны народу, Разин мужественно принял страшную смерть - он был приговорен к четвертованию. Ему отсекли сначала правую руку, потом левую ногу у колена и лишь затем отрубили голову.