Фасадная лепнина своими руками. Фасадная лепнина – материалы, характеристика, монтаж Особенности оформления фасада с помощью полиуретана

С помощью силиконовых форм для гипса возможно создание разнообразного декора для отделки стен и потолка: розеток, молдингов, заглушек, фризов, кронштейнов, колонн, пилястр, плашек, гипсовых светильников и т. д.

Такой классический вариант декора, как , несмотря на немалую цену отделочных работ в Москве, по-прежнему остается актуальным способом оформления интерьеров и экстерьеров задний. В отличие от полиуретана, все элементы украшения отливаются с помощью специальных форм.

Географически понятие Восток объединяет территории от Арабских стран до Китайской империи, поэтому включает довольно контрастные подходы к оформлению интерьера домов.

Рельеф представляет собой объемную гипсовую скульптурную композицию на плоскости. В зависимости от соотношения фона и различных плоскостей изображения выделяются следующие типы.

Гипсовая лепнина в декоре потолков считалась символом роскоши и респектабельности еще со времен античной архитектуры.

Кессон (caisson) в переводе с французского языка означает ящик. В архитектуре кессон представляет собой многоугольное углубление непосредственно в потолке или своде арки, купола.

Сегодня одним из незаслуженно забытых, но уже возрождающихся элементов декора является гипсовый фриз.

В зависимости от места расположения декоративных элементов в помещении выделяют следующие основные категории лепного декора.

В современном интерьере использование колонн обусловлено более эстетической ценностью, нежели практической необходимостью. В оформлении помещения используют как целые изделия, так и их фрагменты.

Правильно оформленный фасад является визитной карточкой хозяина дома. Красоту и индивидуальность любого архитектурного стиля создают именно элементы внешней отделки, и лепной декор выполняет в этом важную роль.

Искусство лепнины сегодня пользуется большой популярностью среди ценителей изысканных интерьеров. Когда-то оно было открыто гениями мысли времен Древнего Египта.

Декор лепниной потолков и стен – давняя архитектурная традиция. Пройдя через большинство стилей разных времен – барокко, ампир, модерн, рококо, – лепнина и сейчас удивляет своей изысканностью и красотой.

Стиль ампир возник во Франции в первой половине XIX века (в эпоху Наполеона I), став заменой классицизму. Созданные в это время произведения архитектуры прославляют военные победы и величие государства.

Камин – сердце любого помещения, согревающее и создающее уют: блики мерцающего огня и тлеющих углей притягивают к себе взгляды окружающих. Современные технологии позволяют создавать камины любых форм и стилей благодаря декорированию лепниной.

Современные технологии предлагают широкий выбор декоративных элементов для потолка. Декор лепниной, изготавливаемой из гипса, является одним из самых изысканных и уникальных.

Если вы решили отдекорировать потолок в квартире лепниной, то наверняка задумывались над тем, плиты из какого материала для этого выбрать. Можно купить лепнину из пенопласта, полиуретана и т. д., однако традиционным материалом для изготовления лепного декора является гипс.

В процессе ремонта квартиры многие сталкиваются с проблемами неровности стен и углов, разнообразных дефектов на потолке и др. Одним из вариантов решения данных проблем является установка лепных карнизов.

Модерн - это направление европейского искусства, стиля, архитектуры, дизайна, в том числе и лепного декора, возникшее в конце 19 - начале 20 века. Появление стиля явило собой ответ на существовавший тогда эклектизм, упадничество общественного вкуса, проявлявшееся в бездумном копировании классических стилей прошлых лет.

Барокко - это направление искусства Европы, характерное для 17 – начала 18 века. Стиль представляет собой не только новый этап развития классицизма в архитектуре, лепном декоре, живописи, дизайне и скульптуре, но и целую эпоху, систему взглядов, мировоззрение европейцев того времени.

Гипс, получаемый при обжиге гипсового камня, применялся еще при строительстве таких древних сооружений как легендарный древнеегипетский лабиринт, Великая Китайская стена, римский Пантеон. После того, как европейцы узнали о существовании гипса, его стали применять в строительстве в качестве штукатурки и материала для создания эскизов скульптур.

Арки из лепнины в наше время являются популярным архитектурным и дизайнерском решением в оформлении оконного или дверного проема помещения. Помимо придания эстетичного, праздничного внешнего вида пространству квартиры лепнина также имеет и функциональное значение.

Декоративные элементы лепного декора для потолка призваны не только украшать интерьер и делать его необычным и ярким, но и визуально расширять границы помещения, скрывать проводку, места крепления люстр или карнизов.
В настоящие время можно найти самые разнообразные элементы лепнины по цене от недорогих до элитных.

При возведении современных промышленных и жилых зданий используется так называемый строительный гипс, иногда также называемый «алебастр». Помимо изготовления лепного декора данный материал, а также другие производные природного гипса, используют в следующих направлениях.

Декоративная лепнина, представленная сегодня на рынке отделочных материалов, подразделяется на следующие группы.

Балюстрады представляют собой ограждения балкона, лестницы или террасы, выполняющие, помимо декоративной, важную защитную роль – они предотвращают случайные падения и служат опорой при передвижении. Данные архитектурные элементы состоят из балясин, соединенных между собой перилами.

В современных интерьерах с использованием лепнины все чаще присутствует стиль готика, который получил свое развитие на территории Восточной, Западной и Центральной Европы с 12 по 15 века. Название «готика» не совсем правильно отражает суть этого стиля, во Франции его заменили на более точное – «Style ogivat» (стрельчатый стиль).

Пилястра – это плоский, вертикальный выступ на поверхности столба или стены, который имеет капитель и базу, чем условно напоминает колонну. Впервые подобные элементы были созданы в Древней Греции для укрепления конструкций несущих стен и поддержания потолочных арок.

Несмотря на то, что лепные украшения ассоциируются с классическим стилем в интерьере, они могут соответствовать неординарным требованиям современных помещений и производиться по индивидуальному заказу. Они выглядят празднично и даже роскошно, но в то же время обладают рядом полезных функций.

На сегодняшний день производители постоянно выводят на рынок новые уникальные отделочные материалы. Но лепные элементы из гипса не теряют своих позиций, что обеспечивается рядом особенностей данного материала.

На сегодняшний день изделия из гипсовой лепнины являются популярным декоративным элементом оформления современных зданий. При этом, такой способ украшения сооружений существует уже не одно столетие.

Главная цель проведения реставрационных работ – сохранение всех элементов и индивидуальных черт памятников архитектуры. Восстановление лепных объектов подразумевает склеивание отбитых или добавление недостающих частей, проверку прочности соединения деталей, и при необходимости – установку дополнительного крепления.

Применение лепнины в интерьере позволяет сформировать тот или иной стиль помещения, придать ему индивидуальность, роскошь и изысканность. С давнего времени при декорировании использовались лепные украшения, различающиеся по внешнему виду и функциональному назначению.

Покраска лепнины является завершающим процессом создания фигур из гипса. Такая обработка позволяет имитировать цвета слоновой кости, дерева, античной бронзы и другие в зависимости от конкретной задачи.

Стеновые 3D панели – это лепная композиция, состоящая из разных деталей, на которые нанесено объемное трехмерное изображение. Для производства панелей используются плиты МДФ, фанера полимерный композит и другие материалы, поверхность которых обладает высокой гибкостью, что позволяет наносить глубокий узор.

С давних времен интерьеры и фасады зданий украшают изящным лепным декором. Такая отделка смотрится одинаково гармонично и в зданиях классического архитектурного стиля, и в современно оформленных помещениях.

Процессу изготовления лепнины из гипса, как правило, предшествует разработка эскиза отделки. Только после подготовки детального чертежа приступают к изготовлению литьевой формы и затем – созданию лепного орнамента в соответствии с технологией.

Орнамент – это периодически повторяющийся узор, составленный из реальных или абстрактных элементов и используемый для украшения колонн, потолков, оконных проемов и т. д. Лепной декор играет важную роль в композиции здания и гармонично дополняет его стиль.

Современные интерьеры поражают разнообразием стилей и форм. Прогулявшись по одному многоквартирному дому или по небольшой улице, можно в соседних квартирах встретить холодный хай-тек и броский модерн, эпатирующий фьюжн и яркий, броский поп-арт.

В домах старой постройки часто на потолках и стенах можно увидеть такое украшение, как лепнина. Лепнина украшает интерьер и придает ему индивидуальность, а лепнина на потолке вокруг люстры сама по себе прекрасный элемент декора.

Вы можете воспользоваться несколькими вариантами доставки:

  • транспортом компании по Москве. Стоимость доставки в пределах 15 км от МКАД - от 3000 рублей;
  • через транспортные организации в регионы. Тарифы можно узнать на сайтах транспортных компаний;
  • самовывозом.

Заказ передается в отдел доставки сразу после подтверждения поступления оплаты.

Художественная лепнина на фасаде Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства в Барселоне). Cобор заложен в 1882 году. Строительство ведется и в настоящее время. Архитектор А. Гауди

Художественная лепнина предполагает создание объемного изображения из мягких пластичных материалов. Самые первые образцы лепнины относятся к временам фараонов Первой династии в Древнем Египте - за 5 тыс. лет до нашей эры, именно тогда в убранстве храмов появились декоративные элементы, созданные методом лепки. Но настоящих высот искусство создания лепных изображений относится к временам Нового Царства, к тому периоду, когда правил легендарный Тутанхамон.

Расписанный рельеф западной стены второго гипостиля заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. Сюжет: Бог Хонсу, дающий царю Сети I дыхание жизни и могущество, автор фото Виктор Солкин, 2011

Шумеры - народ, который появился в Южной Месопотамии во второй половине 4-го тыс. до н. э. Для шумерского искусства характерен растительные или геометрический орнамент, стилизованные изображения животных и птиц, луны, звезд, фантастических чудовищ.

Изначально дворцы декорировались скульптурами из камня или из обожженной глины, однако, когда было обнаружено, что гипсовая крошка в соединении с водой становится пластичной и может принимать разные формы, декор художественный стали изготавливать из этого материала. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы, наличники, верхние части колонн, поддерживающих свод здания, стены украшали лепными полосами, розетками. Лепнина украшала не только дворцы живущих, но и жилища ушедших властителей - гробницы фараонов, погребальных камер в пирамидах. В лепном декоре также присутствовали мотивы и орнаменты, характерные для шумерской культуры.

Римляне во многом повторили греческий подход к созданию лепных изображений, усовершенствовав их и обогатив. В Древней Греции чаще использовали геометрический орнамент, римляне предпочли растительные узоры. Лепнина Римской Империи была более разнообразна виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов, стилизованные морские волны, дельфины, рыбы, раковины. Гипсовую лепнину в богатых домах золотили. Греки создали дорический, ионический и коринфский ордера, а римляне добавили тосканский и композитный. В Греции чаще использовали строгий стиль, которому больше соответствовал дорический ордер. А римляне больше тяготели к пышности, поэтому популярными были богато украшенные лепниной элементы коринфского и композитного ордеров: капители колонн украшали обильной лепниной, напоминавшей пышное убранство столов, цветочные клумбы. В Древнем Риме разработали технологию лепнины - стукко. Материалом служил гипс с добавлением мраморной крошки и пудры, алебастра, клея, что делало рельефы прочными и внешне напоминающими мрамор. В период правления Рима была воплощена в жизнь идея использования повторяющихся отформованных элементов художественной лепнины, что удешевило и упростило декорирование - в результате в архитектуре Древнего Рима лепка присутствовала во всех значимых строениях - в храмах, общественных зданиях, частных домах.

После 5 века нашей эры при нашествии варваров Рим пал, и Европа погрузилась во мрак Средневековья. Романский стиль, характерный для ранних Средних веков, предполагал минимум художественного декора, созданного в основном из тяжелых каменных рельефов. В 12 столетии романский стиль вытеснила готика, в которой использовалась лепнина в виде трилистников, крестоцветов, листьев винограда, клена, ясеня и дуба на колоннах, потолках и наличниках окон, которая подчеркивала возвышенность архитектуры нового стиля. Архитектурные памятники готики - собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор и другие сооружения этой эпохи до сих пор радуют глаз великолепной лепниной.

Рельефы цоколя портала северного трансепта собора Парижской Богоматери.

В 16 веке на смену готике пришел стиль Ренессанс, который и зодчие, и живописцы представляли возрождением античных традиций. В декоре художественном эпохи Возрождения торжествовали архитектурные принципы Древнего Рима: упорядоченность, пропорциональность, равновесие, симметрия. Лепнина, созданная по античным образцам, украсила храмы, дворцы вельмож, общественные здания и жилые дома горожан. Большой популярностью пользовались пышно украшенные колонны коринфского ордера. Основным материалом для изготовления рельефов были составы из гипсо-цемента. Образцы лепнины Ренессанса сохранились в сооружениях той эпохи - их можно увидеть, например, на соборе Святого Петра в Риме, во Флоренции на фасадах дворца Пандольфини, созданного Рафаэлем и на многих других зданиях.

Лепнина собора Святого Петра в Риме. Стиль Ренессанс

Эпоха Ренессанса фактически завершилась в мае 1527-го, когда великий Рим снова был полностью разграблен. Разграбление Рима произошло 6 мая 1527 г. из-за продолжающейся распри за влияние в Италии. Чтобы ослабить растущее влияние клана Габсбургов под руководством папы Климента VII (из рода Медичи) была создана Коньякская лига. В апреле 1527 г. началось восстание во Флоренции против Медичи, которое отвлекло внимание папы от того, что в стране присутствовало несколько десятков тысяч наемников, которым давно не платили жалованье. В результате наемники (основной контингент составляли германцы и испанцы) вместе с императорской армией двинулись в сторону Рима. Защитников Рима было намного меньше, чем нападавших, наемники вошли в город и подвергли его полному и разрушительному разорению. Через несколько лет город опустел, уехали художники и архитекторы. Падение Рима стало концом эпохи Возрождения и началом художественного стиля маньеризм (16- начало 17 вв.) Он разрушил сбалансированность и пропорциональность форм Ренессанса, стал основанием для развития барокко. Лепнина нередко заменялась на псевдорельефы, изображенные прямо на стенах и потолках с такой точностью, что на первый взгляд были неотличимы от настоящих. Многие дворцы приобрели вид расписных шкатулок. Примером маньеризма может служить здание Галереи Уффици во Флоренции, лоджия Джорджо Визари. Появившийся стиль в 17 в. барокко вернул художественную лепнину в оформление фасадов. Барокко внесло в архитектуру и ее оформление асимметрию, изогнутость, текучесть, объем. Лепнина покрывала стены зданий, фронтоны, она присутствовала на колоннах, украшала внутренние помещения, использовалась на мебели, окнах, ею декорировали дверные порталы. Объемный художественный декор: амуры, букеты из цветов, гирлянды с бутонами, листьями, плодами, медальоны, маски животных, - покрывал различные архитектурные элементы карнизы, плафоны, розетки, волюты, пальметты, картуши, пилястры, кронштейны. В то время рельефные изображения часто окрашивали золотом и серебром. Примеров оформления зданий в стиле барокко много в разных странах Европы и России - например, в С.Петербурге - сооружения Растрелли, в Брюсселе - ансамбль Гранд-плас, в - Париже Люксембургский дворец и другие.

Позолоченная лепнина барокко в Екатерининском дворце в Царском селе. Строительство с 1717 по 1756 годы. Архитектор Иоганн Брауншейн (проект и начало строительства), М. Земцов и А. Квасов участвовали в доработке строения. С 1752 года над созданием царского дворца трудился Франческо Растрелли

В первой половине 18 века барокко сдал свои позиции стилю рококо, художественный декор которого выразился в изящной лепной отделке, украшающей стены, проемы, порталы дверей, окон плафонов, в виде причудливых листьев, завитков, раковин, гирлянд.

Дворец Аугустусбург (Augustusburg), парадная лестница, построена в 1748 году по проекту Бальтазара Нейманна (Balthasar Neumann)

К концу 18 века рококо уже стало историей. Во Франции период правления Людовика XV (1715-1774 гг.) ознаменовался строительством архитектурных городских и загородных ансамблей в греко-римском духе. Новый стиль - классицизм - вернул систему ордеров, благородную лаконичность декора. Стиль покорил Европу, Россию и Америку. Художественная лепнина в этом стиле использовалась умеренно, для декорирования использовались изображения лент, гирлянд, букетов, музыкальных инструментов, греческих ваз. Колонны коринфского и ионического ордеров, арки, кессоны также декорировались лепниной. После Французской революции в 1789 г. под влиянием Наполеона распространение получил стиль ампир, который прославлял военные подвиги Наполеона. В лепнине того времени использовались рельефы с военными мотивами: это были изображения шлемов, колчанов, копий, луков, стрел, факелов, листьев аканта, гербов, затем к ним добавилась лепнина на египетские темы.

В России художественная лепнина начала использоваться в оформлении интерьеров на рубеже 17-18 веков. Барочный декор украсил строения нового города Санкт-Петербурга. При этом здания окрашивали в желтые, голубые, бирюзовые, зеленые тона, и белая лепнина выглядела на этом фоне ярко и торжественно. Лепнина в российском зодчестве связывала в единый ансамбль внутренние покои и внешнее оформление. Архитектор Растрелли привлек для оформления Зимнего дворца около тысячи резчиков по гипсу (квадраторы). Елизавета, при которой началось строительство нового комплекса с модной художественной лепниной, не увидела окончания работ, здание принимал Петр III (1762г.) Дворец приобрел современный вид при Екатерине Великой, пришедшей к власти летом 1762 г. Она отстранила Растрелли, и внутренним декором занялись Савва Чевакинский (сторонник барокко), Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, предпочитавшие классицизм. В конце 18 века здание украшали Иван Старов и Джакомо Кваренги - сторонники классицизма - парадная лепнина, созданная под руководством этих мастеров, украсила залы и галереи Зимнего дворца. Однако, в 1837 г. произошел пожар, при котором пострадали второй и третий этажи. При восстановлении, которое продлилось более двух лет, художественная интерьерная лепнина дополнилась элементами ампира, национального русского декора, неоготики, рококо.

Военная галерея Зимнего дворца. Петербург. После пожара 17 декабря 1837 г. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В.П. Стасова

Выделялся декор художественный и во дворцах российских вельмож. Например, в Гатчинском дворце под Петербургом (1766-1781 гг.), построенного Антонио Ринальди для графа Григория Орлова - здесь была создана высокохудожественная лепнина, изображающая плоды, растения, цветы. В 1790-х гг. Винченцо Бренна переделал дворец для Павла I, здесь появилась барочная роскошь - сложные позолоченные лепные композиции. Это убранство было уничтожено во время пожара в 1944 г. Московские архитектурные ансамбли 18 века - здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском - тоже украшал пышный лепной узор. К середине 19 века и до его конца в архитектуре преобладала эклектика, включающая элементы классики, неоготики, древнеегипетсткие, древнеримские мотивы, рококо и барокко. На смену эклектике в конце 19 века пришел модерн (ар-нуво, юген-стиль). Идеи модерна стали источником фантазийных мотивов художественного декора, лепнина обрела текучесть, плавность изгибов, напоминая прихотливые растения, цветы, волны, раковины, стилизованных животных. Знаменитые авторы строений и декора в этом стиле - испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель и другие.

В 20-м веке в российско-советской архитектуре после долгих лет войн и разрухи, времени преобладания архитектурного авангарда - рационализма и конструктивизма с архитектурой без декоративных излишеств - произошел переход к сталинскому ампиру. Временем появления этого стиля в Советской России можно считать проект Дворца Советов, принятый в 1932-м г. (он не был реализован): на месте разрушенного храма Христа Спасителя должно было быть построено здание 415-метровой высоты, на вершине которого была бы воздвигнута 80-метровая статуя Ленина. С этого момента стиль официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов, воплотившего государственное величие и парадность. Так триумфально вернулась художественная лепнина в архитектуру России, она проявилась в декорированных карнизах, колоннах, картушах, венках, акантах, розетках, барельефах с изображением государственной символики и скульптур, олицетворяющих представителей народа. В 1940-1950-х гг. стиль воплотился в московских высотках и архитектуре метро.

Лепнина на здании Московского университета. Сталинский ампир

После Отечественной войны постановление ЦК КПСС и Совмина (1955г.) «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху сталинского ампира. Декоративную лепнину постановление признало пережитком прошлого, стало относить к церковным атрибутам, запрещенным в СССР. В результате архитекторы стали убирать из уже созданных проектов весь художественный декор. Ситуация изменилась только к концу 20 века. Сейчас лепнина востребована при строительстве зданий в исторических стилях, особенно в частном строительстве. Благодаря современным технологиям теперь производят лепнину не только из гипса, сейчас используются более легкие, экономичные и удобные в монтаже материалы, такие как полиуретан, полистирол. Самые разнообразные лепные элементы могут собираться в любую композицию, становясь стилеобразующим элементом здания, создавая атмосферу аристократических домов 17-19 веков.

К этому классу принадлежит продукция массового серийного производства - декор из полистирола, полиуретановая или пенополиуретановая лепнина заданных размеров. Технология изготовления - машинная штамповка в металлических пресс-формах. Реализуется через розничные торговые сети в виде ассортимента изделий заданных размеров. Тиражи изделий: сотни тысяч и миллионы. Изделия унифицированы согласно технологическим ограничениям серийного производства и вкусам массового потребителя. Ассортимент изделий ограничен по причине высокой стоимости металлических пресс-форм для производителей. Технологические ограничения накладывают определенный и легко распознаваемый отпечаток на всю продукцию класса массового декора. Рельеф полиуретановой лепнины упрощен, однообразен, поверхностен, лишен индивидуальных черт и художественной выразительности. В силу этих признаков полиуретановая лепнина не претендует на историческое правдоподобие стилям классической архитектуры и является серийной продукцией наряду с прочими отделочными материалами массового производства. Соответственно ассортименту полиуретановой лепнины возможность декорирования ограничивается поверхностным украшением помещений. Как и другие виды декоративной продукции массового серийного производства полиуретановая (пенополиуретановая) лепнина рассчитана на внешний эффект и краткосрочную перспективу. Полиуретановая лепнина хорошо сочетается с материалами, видами отделки и предметами интерьера эконом-класса - ламинатом, недорогими обоями, мебелью из лдсп серийного производства и т.п. Использование полиуретановой лепнины в домах более высокого класса может в итоге произвести впечатление занижения статуса дома. Эффект дешевизны будет бросаться в глаза тем сильнее, чем выше реальный статус помещения и чем более высокого класса в нем другие виды отделки и предметы интерьера. К лепнине эконом класса также следует отнести продукцию представленную в виде лепнины из гипса, но скопированная с изделий из полиуретана массовых серий . Эта продукция распространена в Москве и регионах, исключая Санкт-Петербург, и выдается за лепнину более высокого класса.


2. Типовая лепнина.

Гипсовая лепнина и лепнина из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и пр.). Изготавливается в лепных мастерских методами ремесленных технологий. В розничных торговых сетях отсутствует. Подбирается из ассортимента «готовых изделий», «из того что есть», а точнее говоря - из ассортимента моделей заданных размеров, которым располагает та или иная лепная мастерская. Тиражи изделий: сотни, тысячи, десятки тысяч. В лепных мастерских за время их работы накапливается определенный набор моделей декора, состоящий из ранее отреставрированных изделий квартир исторических доходных домов, особняков или из изделий выполненных когда-то по индивидуальному заказу. Несмотря на то что ассортимент моделей каждой мастерской разнороден, часто одни и те же модели встречаются в ассортименте многих мастерских. Могут встречаться и редкие модели которые имеются только в данной мастерской. Технология изготовления типовых изделий существенно отличается от технологии изготовления декора серийного производства. Продукция рассчитана не на массовый, а на групповой спрос. Тиражи типовых изделий на порядок меньше. Так как нет ограничений и унификации, присущих массовому производству, изделия выполнены с вниманием и с учетом нюансов которые совершенно отсутствуют в декоре эконом класса. Отливка производится вручную в эластичных, а не металлических формах. В той или иной степени модели типовой лепнины имеют пластически сложные, выразительные рельефы и композиции. В некоторых изделиях можно обнаружить признаки исторической достоверности. Впечатление «настоящей» лепнины производит типовой декор тех мастерских, которые так или иначе принимали участие в реставрации исторических архитектурных памятников культуры. В России наиболее качественная типовая лепнина локализована в мастерских Санкт-Петербурга, так как в этом городе сложилась наиболее развитая и обширная реставрационная деятельность, обеспечивающая воссоздание и поддержание исторических архитектурных объектов. Типовая лепнина интегрируется в интерьер помещения или фасад здания в большей степени, чем декор серийного производства. Технология типового декора позволяет использовать разнообразные и сложные методы декорирования, которые не доступны или существенно ограничены в серийном декоре. К примеру, в ассортименте типовой лепнины сохранилось большее число врезных элементов (потолочные розетки, углы и пр.), чем в ассортименте серийного декора, состоящем в основном из накладных изделий. Врезные элементы естественнее и гармоничнее вписываются в интерьер, чем накладные. Еще один пример. Лепные карнизы и молдинги типового декора – наборные. Это позволяет помимо большого разнообразия вариаций элементов добиться одинакового и правильного рисунка стыковочных углов в помещении. При использовании карнизов и молдингов серийной полиуретановой лепнины эта задача практически недосягаема, так как они цельнолитые.

Характерным признаком типовой лепнины является то, что, как и серийный декор, она подбирается из ассортимента «готовых» изделий заданных размеров. Это ограничение безусловно влияет на конечный результат. Затруднительно добиться цельности и гармоничности ограничиваясь лишь готовыми изделиями. Результат зависит не только от удачного выбора из разнородного ассортимента мастерской, но и от грамотности и профессиональности применения этого ассортимента дизайнером, архитектором или самим клиентом. Интерьеры или фасады выполненные с применением типовой лепнины более выразительны, чем при использовании серийного декора, при условии если ассортимент подобран удачно и грамотно применен. Но как продукт компромисса и он редко производит цельное впечатление. Типовая лепнина хорошо интегрируется в интерьер при условии грамотного применения ассортимента изделий. Не стоит стараться добиться при помощи типового декора индивидуальной выразительности. Сам принцип подхода «сделать из готового» не позволит этого достигнуть. Чем упорнее эта попытка, тем больше результат будет являть собой компромисс. Типовой декор рассчитан на сдержанное использование. Его уместно применять в том случае, когда лепнина не играет сколь-нибудь существенной роли, а используется лишь в качестве приятного но второстепенного дополнения. Когда типовой декор занимает свое место, компромисс будет наименее заметен. Или другими словами, чем меньшее значение имеет лепнина в отделке дома, тем более выгодно она будет в нем смотреться.


3. Лепнина на заказ. Элитная лепнина.

И из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и проч.) изготавливаемая в лепных мастерских методами ремесленных технологий на заказ , т.е. специально и как правило по архитектурному дизайн проекту для конкретного дома. В розничных торговых сетях отсутствует. Тиражи изделий: единичные. Принцип производства меняется кардинально по сравнению с серийной и типовой лепниной. Если два предыдущих класса жестко привязаны к ассортименту готовых изделий заданных размеров, сделанных в соответствии со вкусами массового потребителя или в лучшем случае для других домов, то здесь первоисточником становится сам дом и индивидуальные предпочтения клиента. Лепнина не подбирается из ассортимента, а изготавливается комплексно, целенаправленно для конкретного дома и конкретного клиента. Не размеры изделий, а их пропорции, согласованные друг с другом и с геометрией помещений данного дома, становятся принципом архитектурного декорирования. Все достоинства, которые присутствуют с известными ограничениями в типовой лепнине, в лепнине сделанной на заказ раскрываются во всей своей полноте. Изделия не разнородны, а спроектированы в заданной стилистике. В едином соразмерном ансамбле для каждого конкретного помещения, под размеры и геометрию данного помещения, с учетом всех особенностей и исходя из предпочтений конкретного клиента. Эта технология возвращает лепнину к своему изначальному смыслу – архитектурным языком выражать и конкретизировать индивидуальный характер дома и его владельцев. Подбор из готовых лепных изделий заданных размеров подобен подбору готовой одежды на человека. Ассортимент готовой одежды разнообразен, но в большинстве своем соответствует вкусам массового потребителя. Требовательному клиенту с развитым вкусом подобрать для себя что-либо подходящее из всего этого кажущегося многообразия очень не просто. Многое просто не нравится, не соответствует его вкусу. Бывает и так что некая вещь может произвести на человека впечатление и понравиться ему в общем и целом, но она не подходит конкретно ему или даже портит его фигуру. Часто понравившаяся модель не подходит по размеру. И даже если это его размер - одежда не сидит идеально. Потому что размеры унифицированы, а тело человека индивидуально. Дом в этом смысле ничем не отличается от человека. Клиент сталкивается с теми же проблемами – выбрать подходящее из готового ассортимента изделий заданных размеров для своего дома часто очень затруднительно и почти всегда компромиссно. Только в отличие от одежды ассортимент менее разнообразен, а заменить убранство дома на более подходящее существенно сложнее чем сменить наряд из гардероба. Сделанная на заказ лепнина раскрывает и конкретизирует предпочтения клиента. Он позволяет выявить персональный характер дома во всей своей полноте. Перед дизайнером и исполнителями ставится задача профессионально реализовать эти предпочтения. Это означает не только раскрыть мотивы, часто находящиеся в представлении клиента в зачаточном, смутном состоянии, но и избежать воплощения неподходящих и ошибочных решений которые могут казаться на первый взгляд привлекательными.

Сделанная на заказ лепнина тем качественнее, чем более профессионально работает с лепниной дизайнер и исполнители. Зачастую, идя на поводу у поверхностных представлений и сиюминутных желаний клиента, дизайнер может допустить заведомую ошибку. Но его профессионализм заключается кроме прочего и в том, чтобы обоснованно объяснить клиенту, в чем именно состоит ошибка и какое решение будет в данном случае наиболее уместным.

Чем выше класс декора, как и класс самого дома, тем более исключительным он является. Тем большее число нюансов имеют значение. Начиная от особенностей проекта и заканчивая покраской лепнины, которая редко бывает однотонной и часто используется в сочетании с позолотой, патинированием и другими видами финишной отделки декора. Наиболее гармоничное использование лепного декора удается достичь в разработке в составе проекта дома еще до начала строительства. Сделанная на заказ лепнина изготавливается комплексно для конкретного дома и для конкретного клиента. С учетом всех особенностей этого дома и предпочтений клиента. Такая степень конкретизации и точности недосягаема средствами серийной или типовой лепнины. Каждая деталь этого ансамбля изделий работает на свои 100%, потому что привязана к определенному месту и выполняет заданную роль. К такой отделке лепниной правомерно приложимы эпитеты эксклюзивной и элитной. При помощи сделанной на заказ лепнины появляется возможность воплотить выразительные архитектурные стили, - барокко, рококо, ренессанс, модерн, дворцовые и замковые стили, - в во всей их полноте и реалистичной исторической подлинности. По большому счету, производящая сколь-нибудь запоминающееся впечатление в доме всегда изготавливалась индивидуально и специально для этого дома . Элитная лепнина рассчитана на длительное «многослойное» эстетическое впечатление. Разглядывать ее можно долго и многократно. Скрытые за первым впечатлением наблюдательный взгляд будет находить более глубокие и тонкие эстетические впечатления второго, третьего плана. Согласованность между собой отдельных элементов, композиционная слаженность, художественная пластичность, многочисленные нюансы деталировки – все то что является признаками гармоничного искусного произведения – будет давать и соответствующие богатые впечатления, которые так трудно описать и выразить формальным языком.

Тщательная проработка изделий, выполненных с художественным вкусом и примененных с архитектоническим чутьем , с учетом многочисленных нюансов, - все это производит эффект подобный тому, каким обладает хорошее вино, оставляющее длительное послевкусие в котором чувствуются определенный сбалансированный букет тех или иных ароматов. Сделанная на заказ лепнина выдерживает взгляд многократного внимания и не надоедает, открывая в следующий раз новые, ранее не заметные грани. Эта лепнина рассчитана на долгосрочную перспективу.


P.S. Как можно заметить, эта классификация лепнины построена на 2-х исходных очевидных принципах.
1. Степень индивидуализации. От массового к индивидуальному, персональному . Чем выше класс лепнины, тем ограниченней ее тираж и тем более индивидуальна и конкретна эта лепнина. И наоборот чем ниже ее класс, тем более массовый и серийный характер она приобретает. Тем более она обобщенна и поверхностна, теряя индивидуальность и приобретая утилитарность характерную для любой продукции массового производства. Конечная продукция неизбежно выражает собой методы производства.
2. Степень профессионализма. От профанации к профессионализму . Чем выше класс лепнины тем с большим профессионализмом она сделана и, что не менее важно – тем более профессионально она применена. Тем большее число нюансов имеет значение. Качество лепнины не станет значительно выше только лишь потому, что лепнина эта выполнена по индивидуальному заказу. Если исполнители или декоратор лишь поверхностно знают эту узкоспециализированную сферу, то результат может оказаться сомнительным или даже плачевным. Вероятность допустить существенные ошибки увеличивается, а принять во внимание важные обстоятельства и детали уменьшается. Выполненная на заказ работа, производившая поначалу на клиента определенный внешний эффект, впоследствии предстанет в объективном свете. Ведь клиенту в этом доме предстоит провести немалое время. Допущенные в дизайн-проекте или производстве ошибки рано или поздно дадут о себе знать. Серийная лепнина не является профессиональной по своему определению. Поскольку утилитарна, поверхностна и рассчитана на максимальное большее число покупателей. Профессионализм и качественное исполнение становятся уместны лишь в продукции количественно ограниченной – типовой и сделанной на заказ. Наиболее вероятные профессионалы в этой сфере – это узкоспециализированные мастера, как исполнители так и дизайнеры и архитекторы, имеющие длительный опыт работы с лепниной, и в особенности с опытом реставрации исторических дворцов, особняков и т.п. В лепнине высшего класса, помимо профессионализма в исполнении всегда заметен развитый и тонкий архитектурно-художественный вкус.

Подбирая варианты оформления для современного интерьера, мы довольно редко рассматриваем такой вариант отделки как лепнина, поскольку считаем его подходящим только для классических интерьеров. В то же время этот очень красивый и эффектный способ декора полностью соответствует нормам современных стилей. Красивая лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей. Даже в интерьерах, чья отделка отвечает требованиям минимализма или хай-тек, лепнина на стене в интерьере при грамотном использовании может стать деталью, воспринимающейся не менее органично, чем стеклянные панели или металлическая мебель.

Красивый интерьер лепнина — отличный способ украшения

Разумеется, такой обязывающий вид отделки, как декоративная лепнина в интерьере, в современной обстановке должен выглядеть совершенно иначе, чем в интерьерах, оформленных в стилях барокко или классицизм. В первую очередь необходимо придать всем элементам этого декора строгость и исключить ощущение аляповатости. Используя лепнину, не забывайте, что она будет прекрасно смотреться не только на потолке, но и на стенах. Объединяйте отделку стен и потолков общим узором и отдавайте предпочтение однотонным рисункам. Позолота или серебрение лепнины допустимы в исключительных случаях и должны быть оправданы наличием других элементов декора подобного цвета: мебелью или габаритными аксессуарами. Лепнина в интерьере фото:

Легкий потолочный декор и настенные панели

Практически безошибочным вариантом оформления является композиция из очень нежной лепнины на потолке и едва заметного рельефного рисунка на настенных панелях. Панели можно дополнить небольшими вмонтированными светильниками или зеркалами, а потолок — узким плинтусом.

Смотрите видео: Лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей

Акцентируем внимание на верхней части помещения

В высокой комнате вполне уместна лепнина в дизайне интерьера, предусматривающая нежный потолочный рисунок и более насыщенный объемный узор, обрамляющий верхнюю часть дверных и оконных проемов. На стенах хорошо будут смотреться молдинги, подчеркивающие неслучайный выбор подобного оформления. Лепнина в интерьере фото:





Используем молдинги и панели нестандартной конфигурации

Традиционно настенные гипсовые панели, имеющие вертикальное расположение, устанавливаются на высоте 1,5 метров. Но в хай-тек или в модернистском интерьере вполне уместен и эксперимент, предполагающий, что панели будут находиться на любой высоте, их расположение красивого интерьера с лепниной станет горизонтальным, а форма изменится до неузнаваемости и станет походить на любую геометрическую фигуру. Естественно, данное решение повлияет и на расположение мебели, но в комнате с минимальным количеством элементов обстановки данный вариант оформления создаст ощущение завершенности и снимет вопрос о необходимости каких-либо других предметов.

Лепнина с функциональной нагрузкой

Декоративная лепнина в интерьере может быть не только частью декора, но и иметь функциональное значение. Полки или даже столики из гипса, прикрепленные к стене, активно применяются в минималистском интерьере. С помощью лепнины можно исправить и недостатки комнаты, спрятав за молдингом неровную поверхность или, специально закруглив угол и дополнив его объемным рисунком, сделать его пригодным для размещения дивана с округлой спинкой, что сразу внесет в интерьер интересные черты. Лепнина в интерьере фото:



Лепнина для создания необходимого колорита

При создании интерьера с греческим, римским или средиземноморским колоритом лепниной оформляют не только потолки, но и пилястры, рекомендованные дизайнерами как прекрасная альтернатива колоннам, которые не всегда вписываются в обстановку обычной стандартной квартиры.

Создаем соединяющиеся линии

Лепнина на стене в интерьере — вертикальные линии, идущие от пола и соединяющиеся с горизонтальными на потолке, не только украшают комнату, но и позволяют разбить ее на несколько жилых зон, что особенно важно при открытой планировке. Чтобы данный декор не выглядел перегруженным линиями, сделайте объемные полосы достаточно широкими, но расположенными на значительном расстоянии друг от друга. При подобной отделке в больших комнатах можно ввести в интерьер и арки, включающие в свое оформление такой же лепной узор, как и у линий. Лепнина в интерьере фото:





Лепнина в дизайне интерьера — при выборе конечного внешнего вида Ваших стен следует брать в расчет многие компоненты будущего интерьера и, в том числе цвет пола, цвет дверей, наличников и плинтусов, цвет окна и цвет потолка. Также немаловажно взять в расчет цвет люстры и цвет ручек двери и ручек окна. В идеале, цвет дерева пола, дверей, плинтусов и наличников должны быть одинаковым. Лепнина в интерьере фото:




То есть, если Вы выбрали дубовый паркет или ламинат, то двери нужно подбирать под цвет дуба пола, наличники и плинтуса тоже должны иметь дубовую фактуру и цвет дуба дверей и наличников. Разные тона в цвете или фактуре дерева пола, дверей, наличников и плинтусов негативно скажутся на дизайне помещения и в классическом дизайне недопустимы.

Здесь надо внимательно относиться к цветам дуба, расхождения в цвете дуба (как и бука или другого дерева) значительны. Также достаточно трудно выбрать одинаковые цвета для редких пород дерева – акации, граба, вишни, груши и т. д. Как правило, при продаже этих дверей предлагаются и наличники одного цвета. Но цена комплекта возрастает значительно.

Красивый интерьер лепнина, плинтуса (особенно пластиковые, с кабель-каналами) придётся подбирать самостоятельно на специализированных стендах продавцов плинтусов. Самое простое решение – светлые буковые двери или потемнее дубовые. Эти двери и смотрятся привычно глазу и выбрать плинтуса и наличники под них довольно просто – продажи дубовых и буковых плинтусов и наличников производятся повсеместно. Пластиковые плинтуса цвета дуба и бука тоже продаются повсеместно. Лепнина в интерьере фото:





Цвет помещения целиком и полностью зависит от вкуса заказчика и цвета обстановки его мебели. Неудачно подобранное сочетание – это когда, пытаясь всё подобрать под цвет, заказчик приобретает мебель, которая сливается с цветом стен и пола.
Стены должны служить фоном для предметов мебели и обстановки помещения. Здесь стены, строго говоря, могут быть не только под цвет мебели, но и иметь совсем другой цвет.

Красивый интерьер лепнина — попытки создать в помещении большое количество оттенков одного цвета не всегда удаются заказчику, всё начинает сливаться и помещение выглядит скучным.
Слишком резкие сочетания цветов – также на любителя.

Красота помещения очень относительна и в этом месте сложно угодить каждому, кто увидит Ваше помещение. Одному понравится, а другому – нет. Три человека с трудом согласуют все цвета в одном помещении, а 10 человек не согласуют никогда. При этом, всегда другие люди найдут замечания по расцветкам квартиры, исходя из своего вкуса. Однако, более или менее вы можете полагаться на мнение дизайнера, если Вы знаете его работы и они Вам нравятся. Лепнина в интерьере фото:

Несмотря на свое античное происхождение, декоративная лепнина и декор и сегодня не утратила своей востребованности. Но если раньше украшение стен и потолков декоративными элементами было доступно ограниченному кругу очень состоятельных людей, то сегодня новые технологии и материалы сделали лепнину значительно дешевле. При этом без потери качества - полиуретановая лепнина не утратила праздничности, изысканности и изысканности античных предшественников.

Лепной полиуретановый декор: достоинства и недостатки

На сегодняшний день лепнина и декор из полиуретана стали достойной альтернативой изделиям из гипса – она прочнее, не осыпаются и не желтеет со временем.

Кроме того, полиуретановая лепнина имеет и ряд других преимуществ:

  • небольшой вес, что значительно упрощает монтаж лепнины, она закрепляется на клей типа «жидкие гвозди»
  • устойчива к влаге, поэтому может монтироваться в ванной, на кухне или прихожей
  • проста в уходе – полиуретан не притягивает пыль, он легко моется
  • не впитывает и не накапливает запахи
  • прекрасно выдерживает значительные перепады температур
  • на ней не заводится и не размножается грибок или плесень
  • ударопрочность – изделия из полиуретана способны выдержать достаточно большие механические воздействия
  • возможность окрашивания – поверхность из полиуретана можно окрашивать масляными или водорастворимыми красками , противопоказаны нитролаки и нитрокраски

Совет! Чтобы визуально «состарить» полиуретан, необходимо акриловой краской бежевых оттенков аккуратно пройтись по вогнутым поверхностям

Кроме того, что полиуретан горюч и имеет синтетическое происхождение, остальные недостатки во многом вызваны ошибками в производстве, характерными, в основном, для китайских производителей. Прежде всего, это визуально различимая зернистость поверхности, а так же «скачущий» неровный рисунок, который может возникнуть при стыковке изделий из разных партий.

Полиуретановая лепнина в интерьере: возможности применения

Лепной декор из полиуретана – это широчайший ассортимент декоративных деталей для интерьера:

  • карнизы – их основное предназначение – оформление стыка стен и потолка, но при этом они могут использоваться и для разделения стены на ярусы. Карнизы бывают гладкие (достаточно универсальные, их можно использовать в разных стилистических решениях) и с рисунком (требуют взвешенного подбора, чтобы орнамент соответствовал основной стилистике комнаты)

Совет! В небольших комнатах потолочные современные карнизы необходимо красить в один цвет со стенами – это смягчит переход, раздел будет не таким явным, а визуально приподнимется

  • фризы – орнаментальная композиция, заключенная в плоскость ленты. Она позволяет придать стенам утонченности, изящества и легкости, разбавив общую монотонность
  • капители и кронштейны – достаточно сложный вид украшения, который выглядит как опора для других элементов, но при этом не способны выдержать значительные нагрузки. Они могут использоваться и как подставки для декоративного фарфора , не тяжелых ламп или ваз, так и в качестве самостоятельного элемента декора. Наиболее востребованы капители и кронштейны при декорировании помещений в классическом или античном стиле, барокко
  • молдинги – кроме украшения потолка и стен комнаты, они используются для обозначения границ, их установка помогает визуально добавить объема помещению. Кроме того, их используют для маскировки стыков разных материалов или обрамления вставок. Молдинг может быть изготовлен в современном (без орнамента) и классическом (простой или витиеватый орнамент) стиле

Совет! Молдинги и карнизы можно использовать для маскировки электрической проводки, которая может закладываться под них

  • пилястры – половинные или трехчетвертные колонны, в общих чертах повторяющие классические колонны, но не имея утолщения ствола, позволяют создать визуальную иллюзию колоннады, не загромождая пространства. Активно используются для проведения зонирования пространства
  • розетки – потолочные украшения, позволяющие скрыть (замаскировать) крепежные элементы люстр . В оформлении розеток на потолке используются различные типы орнаментов (восточный, растительный и т.д.), они могут иметь разную форму – круглые, овальные, квадратные, ромбовидные

Такое разнообразие поможет подобрать и гармонично вписать декоративные лепные элементы в интерьер практически любого стиля:

  • древнеримский – в нем можно использовать максимальное количество элементов декоративной лепнины: пилястры, карнизы, колонны и ниши. Розетки могут крепиться и на потолке, и на стенах, где они будут выступать в качестве художественного панно
  • готический стиль – лепнина задействована в нем достаточно сдержанно и дозировано – это касается как количества используемых элементов, так и их декоративности. В основном это консоли, колонны (колоннады) классической формы и кессоны
  • эпоха Возрождения – для неё характерны ниши, разнообразные розетки, карнизы с орнаментом, кессоны. Очень часто орнаменты окрашены в серо-голубой гамме
  • барокко – раздолье для любителей лепнины, но характерной особенностью стиля является несимметричность элементов. Все используемые элементы – объемные, колонны могут быть классическими и витыми с преобладанием пилястров. В барокко лепнину часто окрашивают, получая различные эффекты: потертость, патинирование, золочение
  • рококо – лепной декор носит ярко выраженный античный характер, в орнаменте присутствуют шлемы, копья и луки, а так же животные и вазы. В интерьере в основном используется для обрамления дверей, картин, панно и зеркал