Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения: описание, особенности и примеры

Дикорастущие и культурные растения

Цели урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием - внимательно рассматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям. Оборудование:

1. Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони,
крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька.

2. Зеленые и желтые фишки - у каждого ученика
Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья,

кустарники, травы)

Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями: Карточка 1 - Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

Карточка 2.

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы -
желтым:

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня , репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

Остальные приводят примеры растений разных групп.

А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные,
лиственные)

Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

. Изучение нового материала

3 1) Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют
растения? (Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста,
смородина и т. д. растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат
человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много
полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее деревья,
различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба
дерева приносят пользу человеку.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее
кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает
человек. А можжевельник - растение леса.)

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - травянистые растения,
мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор -- в огороде, человек сажает,
ухаживает, собирает урожай.)

На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа
растения, которые выращивает специапьно человек; вторая группа
растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно
встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме .)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую -дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья,
и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не
ухаживает человек, например, деревья: береза, осина, тополь, сосна;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик,
василек.

2) Знакомство с дикорастущими растениями

Детям показывается гербарий и рисунок василька.

Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее

подготовить детей.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке.
Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Правильно, василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому
цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в слепую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море - Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза - васильки.

Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?
(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)

Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда
васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к уроку).

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать истории и дикорастущих травах (см. Приложение к уроку).

3) Физкультминутка

Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принес чемодан,

(Показывают, как он нес чемодан) Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена -

(Дети присели, затем встали) Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются) Утром их поливал,

(Поливают) На ночь их укрывал

(Укрывают) И берег от холодной погоды

(Дети садятся, учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

4) Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения кроме дикорастущих.
Откройте учебники на странице 62. рассмотрите рисунок. Назовите
изображенные растения.

Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми - культурные
растения.

Дети выполняют задание.

А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:


5) Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т. д. выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Учитель может подробнее рассказать о зерновых растениях, выращиваемых на полях (см. Приложение к уроку) Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника) Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде. Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок) Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж , постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. (Флокс, тюльпан, гладиолус)

4. Закрепление изученного

Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 12)

Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой
группе они относятся:

Что красно снаружи, Бело внутри

С зеленым хохолком на голове?

(Редис)

Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурец)

Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква)

Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.

(Капуста) - Правильно, все это - овощные растения

5. Итог урока

О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные,
плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

Приведите по два-три примера растений каждой группы

Домашнее задание

1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы)


Тема: Культурные и дикорастущие растения. Цель: формирование у учащихся понятия о дикорастущих и культурных растениях. Ожидаемые результаты: 1.Предметные: учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные и дикорастущие растения – по назначению. 2. Метапредметные: умеют работать самостоятельно с информацией; делают общие выводы по теме. 3. Личностные : учатся объяснять материал самому себе и могут ставить перед собой цели, оценивать результаты своей работы. Тип урока : изучение нового материала. Средства, используемые на уроке: раздаточные ресурсы, опорные схемы, интерактивная доска. Организационная структура урока. 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)

Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха

Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?
(На деревья, кустарники, травы.) 1.Самостоятельная работа .
У всех ребят карточки с напечатанным заданием. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
Яблоня, боярышник, сосна, крыжовник, ромашка, тополь, клен, репейник, мать-и-мачеха, акация, малина, огурец. Взаимопроверка (Слайд 2)

Верные и неверные утверждения”. 1. Растение – это живой организм? 2. Ромашка – это кустарник? 3. Корень – это надземная часть растения? 4. У пшеницы мочковатый корень? 5. Горох имеет сочный плод? 6. Стебель - это подземная часть растения? 7. В листьях вырабатываются питательные вещества? 8. Плод развивается на месте цветка? Взаимопроверка (Слайд 3)

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку. Дышит, растет, А ходить не может . (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. -Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.)(Слайд 4)

Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами узнаем, на какие группы еще можно разделить растения. - Перед вами лежат карточки, вам нужно из них сложить слова (растения, культурные, дикорастущие) - Вы знаете, что означают эти слова? - Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают. 2. Стадия осмысления. Чтобы мы могли продолжить работу, вам нужно взять любой конверт, которые лежат у меня на столе. В конверте лежит загадка и разрезанное растение. Отгадав загадку и сложив растение, вы узнаете с какими растениями будете работать.

1 группа – яблоня – ель.

Я росту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня (ель !)

2 группа - крыжовник – можжевельник.

Спеют ягоды в саду,

Собирать я их пойду.

Рвал и рвал до темноты –

Ох, колючие кусты!

Только это не шиповник –

Оборвал я весь... (крыжовник)!

3 группа –мать-и-мачеха и огурец.

Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
(Огурец)

А сейчас вы сделаете сравнительную характеристику, заполняя диаграмму Венна. Вам нужно найти сходство и различие данных растений.

1 группа Яблоня – небольшое лиственное дерево от 3 до 12 метров в высоту. доживают до 100 и даже до 150 лет. Растёт в саду и за ней ухаживает человек. Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, каротин, калий, железо и другие. Яблоки применяются при авитаминозе, малокровии.

Ель – вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25-30 м. долгожительница, живет она триста - четыреста лет, а предельный ее возраст - 500 лет. Растет в лесу. Эфирные масла, содержащиеся во всех частях растения, обладают мощным обеззараживающим свойством. Широко известен рецепт – прикладывать измельченные иголки этого дерева к свежим ранкам. Ранки действительно быстро затягиваются, и применение ели таким способом уменьшает заражение. Еловые опилки широко применяются в домашнем консервировании. Их считают аналогом аспирина - они убивают болезнетворные микробы.

2 группа. Крыжовник - многолетний лиственный кустарник, высотой до 1,5 м, Продолжительность плодоношения более 15 лет. Растет в саду, за ним ухаживает человек. Приносит пользу человеку. В крыжовнике находится много полезных веществ, среди витаминов – витамины группы В, Е, С, витамин А. Крыжовник в сочетании с медом его рекомендуют при малокровии, гипертонии и ожирении, кожных заболеваниях, при болезнях зубов и десен.

Можжевельник – вечнозеленый хвойный кустарник, Средняя высота можжевельника обыкновенного - до 3 метров. Растение долгожитель. 600 лет - далеко не предел продолжительности его жизни, встречаются экземпляры, которым порядка 2000 лет. Можжевельник растет в лесу. Приносит пользу человеку. Растение используют при бессоннице и общей усталости организма, для укрепления иммунной системы, возбуждения аппетита, что особенно актуально после перенесенной болезни. Можжевельник будет крайне полезен людям, страдающим диабетом.

3 группа. Ма́ть-и-ма́чеха -многолетнее травянистое растение. Растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, а также, как и любое сорное растение, может расти на полях. Приносит пользу человеку. В медицине листья мать-и-мачехи используют в грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство.

Огуре́ц - однолетнее травянистое растение. Растет в огороде. Человек сажает, ухаживает и собирает урожай. Приносит пользу человеку. По полезным и лечебным свойствам огурцы не уступают моркови, помидорам, луку и даже цитрусовым. Повышают аппетит, способствуют хорошему усвоению пищи. Свежие плоды полезны при заболевании желудка, печени, почек. Свежий огуречный сок употребляют при кашле, катарах дыхательных путей и болях в желудке и кишечнике.

Какой вывод можно сделать?

Все эти растения можно разделить на две группы. На какие группы подумайте и скажите сами. 1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения. 2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими. (Слайд 8) Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими . Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.

Вы, наверное, устали? А сейчас все дружно встали. Физминутка. Игра “Деревья, кустарники, травы”

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, осина, подорожник, можжевельник, тополь, малина, муха, крыжовник, помидор, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Кроме этого культурные растения ещё можно разделить на подвиды. А сделать нам поможет это - игра «Найди пару».(Слайд 9) Из слов на слайде: чеснок, яблоня, морковь, пшеница, смородина, лён, овёс, астра, хлопок, роза - выберите пару. Чеснок – морковь, яблоня – смородина, пшеница – овёс, лён – хлопок, астра – роза. - Объясните, почему именно так вы сгруппировали эти слова? - Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеничной муки изготавливают белый хлеб, из ржаной муки - чёрный хлеб. - Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? - Какие из них произрастают в нашем крае? В садах люди выращивают деревья - слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.
Это -
плодовые растения. - Какие плодовые растения растут в нашем крае? Чеснок - морковь . Они растут на полях и огородах.
Это -
овощные растения. Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Северо-Казахстанской области? Лён- хлопок . Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …
Пион- нарцисс . Это- цветы. Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями. (Декоративный – предназначен для украшения.) 3. Стадия рефлексии. - Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” Почему? (Слайд 11) - подорожник, астра, роза, гладиолус - береза, василек, тополь, осина - огурец, лук, лен, чеснок - груша, слива, малина, яблоня - пшеница, рожь, ячмень, картофель 2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?” - У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?”

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости

Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,

То посыпался из облака

Виноград. (слайд)

А теперь ответьте, может так быть или нет? - Почему? - Где такое может быть? (в сказке) Домашнее задание . Прочитать легенды о растениях. - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.) - Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Скажите, достигли ли мы с вами поставленной цели? Оцените свою работу на уроке.

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Дикорастущие и культурные растения. Разработка урока для 2 класса Презентация

Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: Природа.
Тема урока : Дикорастущие и культурные растения
Тип урока : Изучение нового материала.
Цели и задачи : Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.
Ожидаемые результаты : Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.
Форма организации работы детей : на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.)
Формы организации работы учителя : урок – изучение нового материала.
Технические условия : компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование : карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

Описание урока:

*Организация класса.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
К гостям красиво повернитесь
И очень дружно поклонитесь.
Все развернулись, раз, и два,
И тихо сели на места.
Глаза проверят: всё ль в порядке?
На парте – книжки и тетрадки.
Все улыбнулись. Собрались!
Работать дружно мы взялись!

*Актуализация опорных знаний.

*Работа в тестовых тетрадях (работа в парах, взаимопроверка)

Где могут произрастать растения?

На какие группы мы можем поделить все растения по месту произрастания?

Растения, растущие в садах, парках, на клумбах, каким словом мы можем их назвать?(варианты ответов)

-Вот сегодня на уроке мы выясним, на какие две группы делятся растения по месту произрастания и как они называются, научимся делить растения на группы, будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.

Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?(местом произрастания). Для чего человек сажает растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)
-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)
-Какие растения лечат людей? (Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)
-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? (Дуб, сосна,…)
- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу.

Как вы думаете, как называются растения, посаженные человеком?

-Они называются культурными.

А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека, как они называются?

-Дикорастущие растения.

- Тема нашего урока, назовите?

-*Тема урока:»Культурные и дикорастущие растения» .

* Работа над темой урока.

*работа в рабочих тетрадях

раскройте рабочие тетради на с.48 №1: заполните таблицу, приведите примеры не менее трёх в каждом столбце.

-Назовите, какие дикорастущие растения вы записали?

-Назовите, какие культурные растения вы записали ?

*Физминутка

Культурные растения можно разделить на другие группы. На какие вы узнаете, выполнив задание в рабочей тетради на с.48 №2(1,2)

Так на какие ещё группы можно разделить растения?
- Назовите растения на этом слайде. - Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)

-( слайд) Назовите эти растения (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.)
- Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

- ( слайд) Назовите эти растения. (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)
- ( слайд) Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

-( слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-( слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)
- ( слайд) Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

Физминутка


ГРУППОВАЯ РАБОТА Дети делятся на 6 групп, каждая из групп получает по одному растению, вам нужно рассмотреть растение, обсудить в группе, какое это растение по месту произрастания, ярус растения, найти в атласе-определителе информацию об этом растении, обсудить значение этого растения. Затем вы будете выступать по очереди, сами оценивая выступления группы по таким критериям: всё понятно, вопросов нет – жёлтый пушистик, требуется уточнение, возникают вопросы – зелёный пушистик, вопросы по каждому пункту – красный пушистик

Давайте вспомним правила работы в группе, план работы на экране:

1. Название.

2.Культурное/дикорастущее.

3.Дерево, кустарник, трава.

4.Особенности.

5. Значение.

I группа:

1.берёза.

2.Дикорастущее.

4.Берёзу мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.

5. Почки и молодые листья берёзы применяются в лечебных целях. Высаживают берёзу как декоративное украшение возле домов, в парках, скверах.

II группа:

1.осина.

2. Дикорастущее.

4. Примечательна тем, что её округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые серёжки. Кора у осины зеленоватая.

5. Древесина мягкая, белая, без ядра, идет на различные поделки. С лечебной целью используют ее почки и сок. В научной медицине не используется. В народной лечебной практике известны полезные свойства осины.

III группа:

1.липа

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Липа имеет листочки в форме сердечка. Летом она цветёт распространяя чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешкиЮ сидят по несколько штучек под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать зимой и осенью.

5 . Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный излипы, обладает целебными свойствами.

IV группа:

1.малина

2. Дикорастущая/культурная.

3.кустарник.

4.Колючие стебли.

5.Лекарственное растение. Малина ценный целебный продукт. В медицине используют плоды малины.

V группа

1.дуб

2. Дикорастущее.

4. Дуб можно узнать по листьям пятиконечным.Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших плодов. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.

5.Ж елуди служат пищей для лесных зверей. Древесина используется для изготовления мебели, в строительстве.

VI группа

1.тополь

2.Дикорастущее.

4.Высокое до 40м дерево. Растёт обычно по берегам рек. Цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер.

5.Техническое, лекарственное, медоносное. Древесина используется в строительстве, для производства мебели, в спичечном производстве. Почки и кора используются в народной медицине как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее. Люди сажают в полезащитных полосах.

1.шиповник

2. Дикорастущее.

3.Кустарник

4.Шиповник – дикая роза. Плоды шиповника очень богаты витаминами.

5.Лекарственное.

Закрепление изученного материала.

Игра “Что здесь лишнее?”

Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?Почему?” (слайд).

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

Итог урока:

По какому признаку мы сегодня делили растения?

- На какие группы можем разделить растения? Чем они отличаются?

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.

-Что было интересно?

-Кто испытывал затруднения на уроке?

- В чём испытывали затруднения?

хлопните в ладоши один раз, кто может определить,

- дикорастущее или культурное растение?

-знает, где можно найти информацию о растениях?

-Кому на уроке легко работалось?

-У кого хорошее настроение?

Домашнее задание

Наш попугай Кеша приготовил для вас интересное задание в рабочей тетради на с.49 №3:

- Всем спасибо!

В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.

Культурные и дикорастущие растения. Названия

2 класс общеобразовательной школы - это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.

Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

После проделанной работы дети легко приходят к выводу, что все растения делятся на две большие группы. Те, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут повсеместно. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

Основные отличия дикорастущих растений от культурных

Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.

Дикорастущие растения, название которых можно найти в многочисленных справочниках, не нуждаются в создании специальных условий. Они сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Основания для классификации

Дикорастущие растения, названия и фото которых так привычны для нас, появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Другими словами, изначально планета была заселена лишь дикорастущими растениями. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда.

Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.

Природные зоны и распространение растений

Видовое разнообразие, которым представлены дикорастущие растения, названия и значение их в напрямую связаны с той областью Земли, где они произрастают.

Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.

Дикорастущие растения: ценность для человека

Названия которых приведены в школьных учебниках и дополнительных справочниках, имеют в своем составе очень много полезных для организма человека веществ. Сегодня продолжается изучение этой группы на предмет содержания в них белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов, растительных масел.

Человек издавна искал способы употребления дикорастущих растений в пищу. С древних времен распространен сбор ягод клубники, черники, голубики, клюквы и многих других. Плоды, листья, стебли употребляются как в свежем, так и в переработанном виде.

Лечебные свойства

Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.

Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.

Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.

Правила сбора сырья

При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.

Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.

Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.

Проверка домашнего задания. (Самостоятельная работа)Подчеркните деревья
красным карандашом,
кустарники – синим,
травы – желтым:
Слива,
можжевельник,
пихта,
крыжовник,
одуванчик,
лиственница,
вишня, репейник,
мать-и-мачеха,
кедр, малина.

Проверка самостоятельной работы.

Слива, можжевельник,
пихта, крыжовник,
одуванчик, лиственница,
вишня, репейник, матьи-мачеха, кедр, малина.

На какие группы делятся растения по виду листвы?

Растения
Лиственные
Хвойные
Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

Какое значение для человека имеют растения?

Растения кормят человека
– рожь, пшеница, яблоня,
капуста…
Растения одевают
человека –лен, хлопок.
Растения лечат человека
– мать -и- мачеха,
зверобой, береза…
Растения дают много полезных
вещей – мебель, строительные
материалы, топливо…

Растения

Человек сам
высаживает,
ухаживает за
всходами,
собирает
урожай,
использует в
пищу.
Растут
независимо
от
человека.Деревья
Приносят
пользу
человеку.
Растет в саду, за
ней ухаживает
человек.
Растет в лесу.Кустарники
Растет в саду, за
ним ухаживает
человек.
Растение леса.Чем похожи мать-имачеха и помидор?
Травянистые
растения
Человек сажает.
Ухаживает,
собирает урожай.
Растет повсюду.

Растения

Выращивает
специально
человек.
Никто не сажает,
они растут сами по
себе. Их можно
встретить в лесу,
на лугу, на водоеме.
Культурные
Дикорастущие

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками).
Посмотрели вправо, влево
(Наклоны вправо, влево).
Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте).
Стоп! Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих
ногах).
- На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и
продолжаем говорить о растениях.

Дикорастущие растения

Колосится в поле
рожь,
Там во ржи
цветок найдешь.
Ярко-синий и
пушистый,
Только жаль,
что не
душистый.

Василек

С чем можно сравнить
цветы васильков?
Васильки называют
сорняками. Они не
приносят пользы
человеку и мешают расти
хлебу. Но все-таки они
любимы в народе. Эти
цветы прелестные,
синие, как небо, многие
собирают, плетут из них
венки. Про василек
народом придумано
много песен и легенд.