Построить моторную лодку своими руками из фанеры. Чертежи лодки из фанеры своими руками. Терминология. Характеристики листов. Требования условий эксплуатации. Размеры. Параметры будущей лодки

Наша основная задача в данном случае показать реальность сборки такого устройства, как самодельные лодки из фанеры под мотор. То есть, мы разберёмся, как можно сделать такую плавающую конструкцию, на которую этот двигатель можно было бы подвесить, чтобы привести её в движение.

Помимо этого вам будет продемонстрировано видео в этой статье, которое соответствует данной теме.

Преимущества метода строповки и клея

Провод используется для временного сшивания частей лодки путем сшивания фанеры через небольшие отверстия. Утолщенные эпоксидные и стекловолоконные ткани используются для крепкого склеивания и укрепления суставов лодки. После того, как корпус сделан и жестко, лодка завершена. Сюда входят ружья, сиденья, кинжал колодцы и т.д. флотационные корпуса, парусные приспособления.

  • Фанерные части лодки измеряются и разрезаются в соответствии с планами.
  • Небольшие отверстия сделаны вокруг краев кусков.
  • Это очень похоже на создание головоломки вместе или шитье.
Метод стежка и клей можно использовать для изготовления небольших лодок, байдарки и каноэ, ловушек для лодок, или больших и сложных лодок.

Материалы и устройство


Самодельные плоскодонные лодки из такого материала (см. фото вверху) обладают, по крайней мере, тремя неотъемлемыми достоинствами, которые всегда будут выступать в пользу приобретения или самостоятельного изготовления такой конструкции.

Благодаря своей простоте он позволил относительно неквалифицированным новичкам сделать хорошие сильные красивые лодки без большого количества инструментов или высокоразвитых навыков деревообработки. Многие дизайнеры предлагают планы для швов и клееных фанерных лодок. У меня есть ссылки на планерные лодки. Большое количество традиционных конструкций перепроектировано так, чтобы быть подходящим для стежкового и клеящего метода судостроения. У дизайнеров будут деревянные планы лодок для начинающих и менее опытных строителей, и это будет ясно указывать на это.

Прежде всего, это её лёгкость, ведь клееный шпон имеет гораздо меньшую удельную массу, нежели сплошной массив дерева. Во-вторых, это остойчивость корпуса, который монтируется из цельных кусков фанеры и имеет чёткие геометрические пропорции, придающие лодке для такого качества .

Материалы и сборочные детали


Из чего состоит лодка

Другим преимуществом метода строчки и клея является то, что он позволяет легко заменять фанеру, которую можно заменить на высококачественную древесину, которая использовалась в прошлом и которая намного дороже и труднодоступна. Фанера сортируется, а сорта маринованной фанеры однородны по качеству и обладают высокой устойчивостью к повреждению воды.

Помимо того, что он является легким методом судостроения и позволяет судостроителям использовать более доступные материалы, шов и клей дают еще одну значительную выгоду для судостроителей. Поскольку в строчке и клеи требуется меньше структуры, готовые лодки могут быть намного легче, чем традиционно построенные лодки. Благодаря тщательному контролю материалов экономия веса может быть весьма выдающейся.

  • Пожалуй, самым привлекательным в такой конструкции, как самодельные моторные лодки из фанеры является тот момент, что любой человек, имеющий определённые навыки в столярном мастерстве или даже тот у кого (как это принято называть) «руки откуда надо растут», сможет собрать её буквально за полдня.
    Согласитесь, что для дачника или просто отдыхающего, этот фактор имеет далеко не последнее значение, ведь чаще всего фанеру с досками можно приобрести в ближайшем магазине, а вот везти готовую лодку…


Как построить стежок и клей-лодку

Первый шаг - решить, какую лодку вы хотите. Вам нужно будет ответить на некоторые вопросы, такие как. Проведите немного времени, затачивая зубила и плоскости, смазывая зажимы и просто следя за тем, чтобы ваши инструменты были в порядке.

Как построить стежок и клей-лодку, пойдите по магазинам

Когда у вас есть свои планы, и вы хорошо посмотрели на них и поняли, что вам нужно, вы можете получить свои материалы. Если у них нет списка материалов, сделайте это. Очень полезно иметь полный список на начало, так что вы можете избежать необходимости продолжать возвращаться в магазины.

  • Для сборки рассматриваемой конструкции нам понадобится фанера, толщиной 6 мм, только обязательно нужно проследить за состоянием шпона, чтобы на листе нигде не присутствовало каких-либо трещин или вздутий. Доска нужна 25 мм толщиной из пород хвойного дерева (ель, сосна, кедр, лиственница), но опять-таки без сучков и трещин.

Рекомендация. При выборе породы древесины для лодки, нам чаще всего попадается ель и сосна и вам здесь необходимо учесть некоторые моменты.
Ель белее сосны и обладает большей водостойкостью, чем очень хороша для обшивки, но при этом не забывайте, что еловые доски легко могут расколоться при забивке гвоздей.
Учитывайте эту особенность при выборе материала.

Многие строители лодок хотят выходить на воду так же дешево и быстро, как они могут, и будут использовать более низкий материал, или воспользоваться шансом на недоказанных фанерах. Истории изобилуют строителями, используя дешевую фанеру, а затем, когда она промокнет, когда лодка расслаивается. Мои личные предпочтения - использовать хорошие материалы и дольше ловить лодку. По крайней мере, используйте фанерную фанерную фанеру, если вы не можете найти или не можете позволить себе морской слой. Внешний вид может иметь пустоты внутри, но клей будет хорошим.

  • Помимо древесины, нам нужны определённые геометрические параметры досок, так, их ширина должна соответствовать 305 мм и толщина – 25 мм. А вод для кормы и бортов нам потребуется определённая длина – 864 мм, причём все размеры должны быть подогнаны максимально точно, так как крепиться детали будут саморезами к корпусу и любая погрешность приведёт к его деформации.

Детали и сборка

Буква обозначения на схеме Наименование детали Количество штук Параметры в мм
Длина Ширина Толщина
А Борт 2 1800 305 25
Б Корма 1 864 205 25
В Распорка 3 864 100 25
Г Сиденье 2 864 254 25
Д Палуба 1 914 305 6
Е Бруски для сиденья 4 254 25 25
Ж Рейка решетки 8 1200 50 20
З Брусок для палубы 2 200 25 25
И Весло (заготовка) 1 1200 140 35
К Ручка 1 120 - 30

Параметры и количество деталей самодельной фанерной лодки

То же самое касается эпоксидной и красок, используйте качественные материалы при строительстве своих лодок. Стоит упомянуть, что вам понадобится ряд других расходных материалов, таких как палочки для пэсикла, пластиковые перчатки, дешевые кисти для рисования, наждачная бумага, смесительные чаши. Следите за покупками в долларовом магазине. Также попросите своих родственников повесить на йогурт и маргариновые контейнеры. Если вам придется покупать их в лодках, они могут значительно увеличиться.

Благодаря эпоксидной смоле возможно использование стежка и клея. Хотя некоторые строители иногда использовали полиэфирную смолу, большинство любительских стежков и строителей клеящих лодок используют эпоксидную смолу. В отличие от полиэфира и отвердителя, эпоксидная смола практически не имеет запаха и может использоваться внутри. Эпоксид поставляется в двух частях, которые необходимо смешивать в точном соотношении. Полиэфирную смолу отверждают путем выпаривания нескольких разбрызгиваний пероксида метилэтилкетона.


  • Фанерные или дощатые детали сами по себе вряд ли вызовут какие-либо затруднения при изготовлении, так как их форма достаточно проста. Но, тем не менее, очень важно выдерживать точные размеры при подготовке. Дело в том, что самодельные мотолодки из фанеры могут стать плавсредством лишь в том случае, если сборка произведена правильно и отсутствуют любые щели и зазоры.
    Именно поэтому все стыкуемые кромки нужно очень тщательно подгонять, чтобы они становились впритык друг к другу (для плотного стыкования кромок их желательно шлифовать, чтобы убрать все заусенцы и неровности).

Совет. Для монтажа всех имеющихся на лодке деталей используйте только оцинкованные или лужённые саморезы.
Для обшивки наиболее приемлемы короткие шурупы 18×3 мм или 25 x 3 мм, а вот для таких элементов как сиденье, борт, корма (более крупных) лучше использовать саморезы 60×4 мм или 60×5 мм.

Эпоксид дороже, но стоит того. Существует много разных типов эпоксидной смолы, и это очень запутанно для начинающих строителей лодок. По сути, ваш выбор должен быть скоростью настройки. Большинство поставщиков эпоксидной смолы будут предлагать стандартную смолу и несколько различных отвердителей. Используя более медленный отвердитель, вы купите вам время. Более быстрая настройка отвердителей сократит время сборки. В очень теплую погоду используйте более медленную настройку для противодействия температуре.

Есть выдержки, предназначенные для холодной погоды. Есть много брендов.

В Европе есть несколько более длинные, но большинство судостроителей должны научиться объединять листы вместе, чтобы делать большие куски. Классический способ обфуфирования фанеры состоит в том, чтобы вырезать, размалывать, размалывать или песка наклона на каждой стороне листов для соединения, а также перекрывать и склеивать склоны с использованием эпоксидной смолы. Наложение должно быть в 8 раз больше толщины.

  • Днище у , но, тем не менее, его нужно стыковать с бортами и кормой, поэтому инструкция требует применения на стыках клея. Можно использовать различные водостойкие марки, например, ВИАМ-Б/3, но если такового не окажется, то используйте густотёртую масляную краску – с учётом сжатия и разбухания стыка он не пропустит воду.
    Помимо проклеивания стыка, его стягивают саморезами, причём минимальный шаг должен составлять 40 см (можно меньше), а так же швы нужно проконопатить полотном или перкалью, замочив их клеем АК-20.
  • Очень важным и ответственным моментом можно назвать грунтовку и окраску уже собранного изделия своими руками, ведь от этого во многом зависит вся его водонепроницаемость. Грунтуется лодка олифой, но не в обычном режиме, а только после кипячения жидкости.
    Горячую олифу наносят на внутреннюю и наружную часть лодки, заполняя при этом все стыки, изгибы и неровности, а после этого дают ей полностью просохнуть. После этого вы можете покрасить ваше детище в любой понравившийся вам цвет или разделить оттенки – до ватерлинии и после неё.


Как построить стежок и клей-лодку, марку и вырезать

Использование блок-плоскости легко и быстро. После того, как скосы вырезаны, они склеены эпоксидной смолой, сгущенной кремнеземом. Как только эпоксидная смола установит соединение, он будет столь же прочным, как и фанера. Он может слегка сгибаться. Многие судостроители успешно использовали этот метод. Фанера создает приятные ровные линии, когда вы прорезаете разные слои.

Тщательно измерьте и нарисуйте различные части вашей лодки на своей фанере.

  • Весло для лодки можно сделать из 35-ти миллиметровой берёзовой доски, но на конце обязательно (К) запилите шип и сделайте там ручку. (см. также ) На веретено (ручку) наденьте кольцо из резины, чтобы предотвратить стекание воды, а конец лопасти оббейте полоской латуни, загнув её по обе стороны. Весло, точно так же, как и лодку, нужно обработать олифой и покрасить.

Заключение

Сейчас вам осталось только установить двигатель на корму лодки, основательно его закрепить и смело выходить на простор пруда или озера. Не забудьте только на дно постелить обрешётку из бруса 50×25 мм или 50×30 мм, чтобы днище не продавливалось.

Обычно планы дадут вам ряд точек, которые вы измеряете и отмечаете на фанере. Затем вы помещаете маленькие гвозди в точки и соединяете длинный гибкий кусок дерева. Это иногда называют баттеном. Это дает вам гладкую кривую, соединяющую все точки. Вам понадобится осевая линия, положение любой переборки и сидений, положение корпуса в центре, ватерлиния или любая другая значимая точка. Также пометьте внутри и снаружи, слева и справа, лук и корму вашей лодки. Как только куски вырезаны, они не выглядят ничем, пока вы не начнете сборку лодки.



Используя пилу, это может быть джип-пила или одна из меньших круговых пил, вырезать ваши детали. Ручку можно вырезать вручную. Это займет только больше времени, но это будет работать так же хорошо. Сократите свои части чуть больше фактического размера. Это позволяет вам отшлифовать линию и иметь более точную часть.

Несмотря на обилие в профильных магазинах рыбацких и туристических лодок самых разных форм и размеров, многие все же интересуются, как сделать самодельную лодку из фанеры. Главная причина подобного интереса заключается, пожалуй, в неистребимой тяге наших соотечественников к созидательному труду.

Пускай купить сегодня можно все, что угодно, но в самодельной шлюпке или швертботе, сделанных по чертежам чуть ли не из журнала «Рыболов», есть какое-то непередаваемое очарование.

Поскольку эпоксидная смола, которая используется для склеивания кусочков вместе, может быть заполнена, чтобы получить довольно толстую заполняющую пасту, не имеет значения, если вы делаете небольшие ошибки, а при сборке деталей лодок образуются щели и зазоры. Они будут заполнены и не покажутся, когда вы приклейте свою лодку. Точнее лучше, но не разбойник. Стежок и клей - очень прощающий метод лодочного строительства для новичков.

Используя наждачную бумагу, деревянный файл или небольшой самолет, сгладьте разрез до линии. Не уменьшайте его, если вы сократили меньше, чем ваша линия. Передайте любую важную отметку на плоские кусочки, если вы еще не сделали этого, когда лофт лодки. Его трудно измерить на кривой после сборки лодки. Проведите быструю проверку ваших измерений.

В статье мы приведем несколько советов, используя которые, вы сможете довольно быстро научиться делать лодки — самоделки из фанеры.

Материалы и инструменты

Не так давно самодельные мини лодки из фанеры были весьма популярны. Это дало возможность отработать методики по их изготовлению, а также определиться с наиболее подходящими материалами.

Положите части вниз и отметьте точки вдоль краев, где 2 части будут вместе. Положите их бок о бок, если у вас есть какие-то сомнения и проверьте свои маленькие пятна. Как только вы удовлетворены тем, что они выровнены достаточно хорошо, затем сверлите их немного большим сверлом, чем диаметр вашего провода. Подготовьте несколько коротких кусков проволоки, мне нравится около 5 дюймов в длину.

Шитье и клей

Некоторые люди используют медный провод, некоторые стали, другие предпочитают пластиковые молнии. Медь может оставаться в лодке и просто становится гладкой. Не промойте его, потому что ржавчина может пометить ваш лес, если вы планируете лак вместо краски.

Следующий шаг - самый захватывающий для меня, потому что именно здесь ваши плоские части фанерных лодок превращаются в лодку.

Конечно, сегодня перечень доступных лаков, пропиток и клеев для фанеры существенно шире, чем был даже десять лет назад – но для изготовления маломерного плавсредства своими руками нам ничего сложного не понадобится:

  • Фанера – самый главный компонент . Для изготовления лодок чаще всего используются листы из проклеенного натурального березового шпона толщиной около 5 мм. Отдельные детали, такие как шпангоуты или киль, вырезают из более толстого (10 – 15 мм) материала.

Обратите внимание!
Чтобы обеспечить бортам достаточную надежность, для обшивки следует использовать исключительно качественную фанеру, без трещин, расслоений, сучков и т.д.
Конечно, цена материала первого или второго сорта будет выше, но зато вы будете уверены в безопасности вашей лодки.

Провода не должны быть напряженными в этот момент. лучше раскрутить их, пока не соберете лодку. Дополнительная пара рук полезна. Также удобнее работать на столе или на конях или на коротких скамьях. Рано или поздно вы посмотрите на свою работу и увидите форму формы лодки.





Лодка слева теперь сшита вместе и готова к фиксации. Планы сочетаются несколько иначе. Иногда дизайнер хочет, чтобы вы перекрыли куски. Иногда фанера должна быть собрана в углу. Независимо от вашего плана, убедитесь, что фанера находится в правильном положении. При необходимости затяните провода. Углы, как правило, нуждаются в некоторых колебаниях и настройках. Небольшой зазор хорош и позволяет эпоксидному клею касаться всех поверхностей. Если вам нужно сделать больше отверстий для дополнительных проводов вперед, это иногда упрощает.


  • Древесина применяется для установки внутренних распорок, оформления бортов, сидений и т.д. Желательно использовать обрезную оструганную доску из легких пород дерева.
  • Шовный материал задействуется для соединения отдельных деталей обшивки в единое целое . Швы можно оформлять с помощью достаточно тонкой и гибкой проволоки, пластиковых хомутов, толстой капроновой лески и т.д.
  • Клей нужен, чтобы обеспечить швам должную герметичность . На сегодняшний день мастера практически отказались от натуральных составов на основе казеина, и отдают предпочтение современным полимерным смолам.

Кроме этого нам будут нужны специальные лаки и пропитки, защищающие древесину от набухания и гниения. Также стоит запастись стеклотканью или аналогичным материалом для проклейки всех швов. В качестве альтернативы стеклоткани можно использовать стеклопластик – тогда им будет оклеено все днище и борта.

Ну, и не нужно забывать о краске – ведь мы же хотим, чтобы наше судно было красивым!

Что касается инструментов, то набор будет практически стандартным:

  • Пила по дереву.
  • Электролобзик с набором полотен разной длины.
  • Шлифовальная машинка.
  • Ручной инструмент (молоток, пассатижи, стамески и т.д.)
  • Струбцины для зажима фанеры при склеивании.
  • Кисти для пропитки, лакировки и .

Делаем лодку

Чертежи и планировка

Прежде чем приступить к работе, определяемся, какое именно судно нам нужно. На сегодняшний день в сети можно найти самые разные чертежи самодельных лодок из фанеры, так что ни в постройке плоскодонки для рыбалки, ни в сборке туристической байдарки ничего невозможного нет.


Если же ни один из найденных чертежей нас не устраивает, можно заняться проектировкой самостоятельно.

Правда, в этом случае от вас потребуются определенные навыки для расчета грузоподъемности, а то лодка может получиться исключительно декоративной.

  • Изучив доступные проекты самодельных лодок из фанеры, или изготовив собственный, переносим на бумагу контуры основных деталей.
  • Используя бумажные шаблоны, на листах фанеры рисуем линии, по которым будет проводиться выпиливание шпангоутов и листов для обшивки.
  • Если фабричная длина вас не устраивает (а так происходит в 99% случаев), то необходимо провести их сращивание. Для этого торцы фанеры стесываем под острым углом таким образом, чтобы длина получившегося скоса составляла 7-10 толщин самого листа.


  • Приложив скошенные части друг к другу, промазываем их клеем и зажимаем струбцинами. Такая методика носит название соединения «на ус».
  • Параллельно заготавливаем деревянные брусья, из которых будет делаться каркас нашей будущей лодки.

Совет!
Чтобы облегчить работу над проектом, можно собрать специальные козлы из брусьев сечением 50х50 мм.
На этих козлах будет гораздо удобнее размещать все детали в процессе соединения, особенно если вы работаете без помощников.


Сборка корпуса

Когда все готово, начинаем работу:

  • Используя пилу по дереву или электролобзик, . Отступ от проектного размера не должен составлять больше 1 мм, иначе борта при сшивке «не сойдутся».
  • Транцевые части (задний борт) и шпангоуты склеиваем для получения нужной толщины и прочности. Клееные детали будут несколько тяжеловаты, но это не страшно!
  • Если планируется установка лодочного мотора, то транец стоит дополнительно проклеить стеклотканью и усилить доской из дерева твердых пород.


Совет!
Для повышения прочности соединения шпангоуты и транцы можно дополнительно зафиксировать саморезами.
При этом длина саморезов должна быть такой, чтобы острие не прошивало деталь насквозь.

  • Устанавливаем транец на предварительно сделанные козлы и начинаем крепить к нему днище и борта, сводя их на носу друг с другом.
  • Детали обшивки крепим либо с помощью шовного материала (если используется не очень толстая фанера), либо исключительно на клей, стесывая край фанеры под углом.


  • На данном этапе очень важно, чтобы все элементы сошлись по размерам, поскольку для уменьшения щели придется разбирать всю конструкцию и частично подрезать шпангоуты.

После «черновой сборки» можно приступать к проклейке.

Клеевые работы

Инструкция по проклейке и герметизации нашего судна имеет следующий вид:

  • Готовим смесь из эпоксидной смолы и аэросила (двуокись кремния). Компоненты смешиваем в промоции 1:1 с использованием насадки на дрель. Оптимальная консистенция смеси — как у густой сметаны.
  • Углы между днищем, бортами и транцем усиливаем с помощью деревянных галтелей – небольших уголков, обеспечивающих жесткость соединения.
  • Полосы из стеклоткани и стеклопластика наклеиваем на все швы изнутри, тщательно промазывая стыки эпоксидно-аэросильным составом.

Обратите внимание!
Поскольку большинство клеевых составов содержат летучие токсины, все лакокрасочные работы следует выполнять с применением средств защиты для органов дыхания!

  • После высыхания клея устанавливаем шпангоуты на выбранные места.
  • Для фиксации шпангоутов используем тот же клей. Если габариты судна достаточно велики, то с целью усиления конструкции шпангоуты следует дополнительно зафиксировать на дне и бортах полосами стеклоткани внахлест.


  • Укладываем настил на днище, крепим уключины, сидения и другие детали, предусмотренные конструкцией.
  • Если в лодке планируется обустроить кокпит (закрытое пространство в носовой части), устанавливаем крышку, фиксируя ее на бортах и шпангоутах.

Дождавшись, пока вся конструкция просохнет, снимаем лодку с козлов, переворачиваем ее и шлифуем наружную поверхность. Затем обрабатываем эпоксидной смесью швы и проклеиваем днище стеклотканью.

Окраска

На завершающем этапе нам необходимо обеспечить нашей лодке защиту от влаги и придать ей привлекательный вешний вид:

  • Вначале тщательно обезжириваем все детали.
  • Затем обрабатываем древесину пропиткой. Здесь вполне подойдет состав для морских или речных судов от «Tikkurila».
  • Шпатлюем все плоскости, маскируя щели и неровности, а потом обрабатываем специальной грунтовкой.
  • Красить самодельные фанерные лодки можно практически любой краской, но если вы хотите обеспечить судну долговечность, то лучше использовать специальные пигментные смеси, предназначенные для обработки деревянных судов.

  • Средний расход краски составляет 1 – 1,5 л/м 2 . Наносить ее лучше всего с помощью кисти, но допускается и использование краскопульта.

Вывод


Самодельная лодка из фанеры, изготовленная по данной технологии, будет вполне пригодна для выездов на рыбалку, семейных прогулок и т.д. Конечно, в открытое море выходить в ней не стоит, но как показывает практика, для больших рек и озер нашей страны такая конструкция является вполне надежной. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.