Боевое развертывание сил и средств на пожаре. Предложения по оптимизации работы командира мотострелковой роты по руководству боевой подготовкой и проведением боевого слаживания Предварительное боевое развертывание проводится

Этапы боевого развертывания Правила установки пожарной техники, прокладки рукавных линий, установки лестниц Рациональные схемы боевого развертывания Боевое развертывание при низких температурах Техника безопасности при боевом развертывании

Боевое развертывание это приведение сил и средств пожаротушения в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре

Каждое подразделение пожарной охраны, в зависимости от назначения и имеющегося пожарнотехнического вооружения, а так же сложившейся обстановки на пожаре имеет свои особенности боевого развертывания.

Основное требование предъявляемое к боевому развертывания (далее: Б. Р.) Быстрое сосредоточение всех сил и средств подразделений на исходных позициях в точном соответствии с принятым решением руководителя тушения пожара

Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей в зависимости от складывающейся обстановки включает 3 этапа: 1 этап - подготовка к боевому 2 этап 3 этап - развертыванию предварительное развертывание полное боевое развертывание

Подготовка к боевом развертыванию Проводится по прибытию подразделений на пожар одновременно с разведкой Подготовка к Б. Р. проводится по подаваемой РТП или командиром отделения команде: « Караул, готовсь!» , «Отделение, готовсь!» .

Командир должен указать водоисточники, на которые нужно установить пожарные автомобили. Подготовка к боевому развертыванию может проводиться как с установкой пожарного автомобиля на водоисточник, так и без установки.

а) подготовка к Б. Р. с установкой автомобиля на водоисточник включает: установку автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос снятие креплений с ПТВ проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий

б) без установки автомобиля на водоисточник: приведение насоса в рабочее положение присоединение рукавной линии со стволом к насосному патрубку снятие креплений с ПТВ

Предварительное развертывание Проводится в случае, когда по внешним признакам можно определить направление прокладки магистральных линий или это направление указано.

Предварительное развертывание включает: выполнение работ предусмотренных 1 -м этапом; прокладка магистральной рукавной линий, установка разветвлений; поднос к разветвлению напорных рукавов, стволов, лестниц и другого необходимого ПТВ

Подаваемые команды: « Отделение, автоцистерну на пожарный гидрант, предварительное развертывание (указывается направление прокладки рукавных линий и диаметр стволов)МАРШ!»

Полное боевое развертывание В зависимости от обстановки может проводиться сразу по прибытию подразделений на пожар, а также после подготовки или предварительного развертывания.

Включает: выполнение работ предусмотренных 1 и 2 этапом; прокладку рабочих линий и выход ствольщиков на позиции; подача воды в рукавные линии;

Подаваемые команды: «Отделение, ствол РС-50 (2 ствола РС_50 и т. п.) по выдвижной лестнице (по лестничной клетке) в 3 -й этаж здания, - МАРШ!»

При полном Б. Р. особое внимание следует обратить на быструю и правильное введение в действие первых стволов на решающем направлении. Ствольщики выходят на позиции работ кратчайшим путем.

Основные обязанности боевого расчета на АЦ и АНР АЦ Командир отделения Пожарный N 1 Ст. пожарный Подает команду отделению, идет руководит работой отделения по с людей, тушению пожара и эвакуац Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом выполняет работу по спасанию

Пожарный N 2 Пожарный N 3 людей или по вскрытию и разборке конструкций С пожарным N 3 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает рукава Д-66(77) мм, работает со стволом и инструментом для резки электропроводов, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию разборке конструкций С пожарным N 2 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, помогает прокладывать магистральную линию, устанавливает

разветвление, остается на посту безопасности, работает шанцевым инструментом, эвакуирует людей, разбирает конструкции, подносит электрофонарь и освещает место работы, прокладывает рабочую линию и работает со стволом, устанавливает эжектор (гидроэлеватор) Пожарный N 4 Вместе с водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, прокладывает магистральную линию, работает на разветвлении, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций,

устанавливает рукавные мостики и устанавливает связь с ЦППС по радиостанции или телефону Водитель С пожарным N 4 устанавливает автомобиль на водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает подачу воды (пены) в рукавную линию АНР Командир отделения Отдает команду или распоряжение отделению, идет в разведку и руководит работой отделения по

спасанию людей, тушению пожара и эвакуации имущества Пожарный N 1 Прокладывает рабочую линию, пе. Ст. пожарный реносит стволы, работает со стволом. Принимает участие в спасании людей, вскрытии и разборке конструкций, в составе звена идет в разведку Пожарный N 2 Прокладывает рабочие линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 1. С пожарным N 7 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает вторую магистральную линию,

участвует в составе звена в разведке, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 3 С пожарным N 4 прокладывает магистральную и рабочую линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 2 , выполняет работы поспасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 4 С пожарным N 3 прокладывает первую магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, подносит и устанавливает

Пожарный N 5 лестницы, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций С водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, устанавливает рукавные мостики, наблюдает за магистральной линией и работает на разветвлении, осуществляет временный ремонт рукавов или их замену, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций Пожарный N 6 Устанавливает связь по радиостанции или телефону с ЦППС или частью, идет в разведку, подносит

электрофонарь, работает с ножницами по обесточиванию электропроводов или резке решеток, выполняет работы по эвакуации людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 7 Вместе с пожарным N 2 прокладывает вторую магистральную линию, переносит и устанавливает выдвижную лестницу, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций, работает шанцевым инструментом и ножницами

Водитель С пожарным N 5 устанавливает автомобиль на водоисточник переключает работу двигателя на насос и обеспечивает бесперебойную подачу воды или пены в рукавные линии

При установке пожарных машин на ближайшие водоисточники необходимо учитывать возможность подъездов к горящим объектам автолестниц, автоподъемников и другой специальной техники. Расстановка пожарных машин по возможности не должна нарушать уличного движения у места пожара.

Следует избегать установки пожарных машин на те водоисточники, где может произойти сильное задымление или которые могут подвергнуться воздействию пламени, высоких температур и т. д. Пожарные автоцистерны размещают возможно ближе к позициям работ.

Резервную пожарную технику располагают таким образом, чтобы она не мешала проведению боевого развертывания и была при необходимости быстро использована для тушения пожара.

По назначению рукавные линии делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, проложенная от пожарной машины до разветвления, называется магистральной, линия, идущая от разветвления до стволарабочей.

По расположению рукавные линии могут быть горизонтальными, вертикальными и ползучими, проложенными по маршам лестниц. Рукавные линии к позициям стволов прокладывают наиболее удобными и кратчайшими путями.

Прокладку магистральных рукавных линий осуществляют из скаток, рукавных катушек и рукавов, соединенных между собой и уложенных в «гармошку» на пожарных автомобилях.

При остановке пожарного автомобиля у водоисточника или на значительном расстоянии от места пожара для прокладки магистральных рукавных линий в первую очередь используются рукава из скаток и «гармошек» , а затем уже из рукавных катушек, которые легче транспортировать.

Если пожарный автомобиль установлен у места пожара, с него снимают необходимое ПТВ и магистральную линию до водоисточника прокладывают с автомобиля.

На улицах, дорогах, во дворах рукавные линии прокладывают по одной или другой стороне проезжей части, вблизи тротуара; при пересечении проезжей части - под прямым углом (в этом случае их защищают рукавными мостиками); при пересечении железнодорожных путей - под рельсами между шпал.

Нужно избегать прокладки рукавных линий по острым или горящим предметам, в местах разлива кислот, щелочей и других едких веществ. Если это невозможно, то для прокладки рукавных линий устраивают настил из различных подручных материалов.

Не допускаются перекручивания и заломы рукавов, перегибы их при прокладке через заборы, окна и другие препятствия, а также удары соединительных головок о твердые покрытия дорог.

Магистральные рукавные линии к горящему зданию прокладывают под прямым углом. Разветвления устанавливают примерно на расстоянии 10 м от горящего объекта.

Место установки выбирают так, чтобы рабочие линии были наикратчайшими и можно было наладить связь между ствольщиками и бойцом, работающим у разветвления.

В зданиях, имеющих значительные площади, и при удаленности очагов горения от входов более чем на 100 м целесообразно устанавливать разветвления внутри здания - на площадках лестничных клеток, расположенных близко от места работы стволов.

Внутри лестничных клеток рукавные линии прокладывают по маршам (ползучие линии) и между маршами (вертикальные линии), снаружи здания - по пожарным лестницам и с помощью веревок. При прокладке рукавных линий снаружи здания их располагают против простенков.

Внутри здания целесообразно применять прорезиненные рукава, а рукавные линии располагать так, чтобы они не загромождали проходы и лестничные клетки.

Прокладка рукавных линий заканчивается выводом стволов на позиции работ. При этом предусматривают запас рукавной линии для продвижения ствольщика и обеспечения маневрирования струей. Рукавную линию наращивают у ствола.

Число рукавов, необходимое для прокладки рукавных линий, определяют расчетом: - для горизонтальных линий - на 1 м местности 1, 2 м рукава (с учетом неровного рельефа)

- для вертикальных линий - на один этаж жилого дома 4 м рукава, на один этаж производственного здания 6 м рукава: для ползучих линий длину рукава принимают в 2 раза больше, чем для вертикальных линий.

Пожарные лестницы используются спасения людей с этажей зданий, подачи стволов и подъема личного состава на высоту для проведения работ по тушению пожаров. Лестницу-палку применяют при тушении пожаров внутри помещений.

Выдвижная лестница используется для работы снаружи здания при подъеме на высоту до 10 м (в окно третьего этажа или на покрытие двухэтажного жилого дома), а также внутри производственных и других зданий.

Штурмовая лестница служит для подъема на этажи зданий. Автолестница и коленчатые подъемники применяют при тушении пожаров в многоэтажных зданиях.

Места установки лестниц определяют так, чтобы они не оказывались в зоне огня и не мешали проведению других работ по тушению пожара. Нельзя устанавливать лестницы против арок и входов в здание.

Ручные пожарные лестницы устанавливают на твердые и ровные площадки, исключающие их сползание. Если лестницу необходимо установить против окон, из которых выбивает пламя, ее защищают водяными струями.

При работе с лестницы со стволом или инструменто м пожарный должен закрепиться за ступеньку лестницы карабином.

Лестницы переставляют с одной позиции на другую после того, как личному составу, поднявшемуся по ней, указаны пути возвращения или перехода на другую позицию. Не допускается переставлять лестницы в выдвинутом положении.

Автолестницы и коленчатые автоподъемник и устанавливают на свободной площадке с твердым покрытием или уплотненным грунтом.

Не допускается устанавливать автолестницы и коленчатые автоподъемники на крышки колодцев, люков и т. п. Лестницу выдвигают на 11, 5 м выше подоконника, карниза кровли, балкона площадки или ограждения.

При работе стационарного закрепленного лафетного ствола на автолестнице рукавные линии прокладываются посередине лестницы и надежно закрепляют рукавными задержками. Давление воды в рукавной линии понижают или повышают постепенно.

При наличие ветра автолестницы крепят веревочными оттяжками. При ветре более 10 м/с работать с коленчатых автоподъемников запрещается.

Категорически запрещается производить маневрирование лестницей механическим или ручным способом, если на ней находятся люди, а также переставлять с места на место в выдвинутом состоянии автолестницы и коленчатые автоподъемники.

Схемы боевого развертывания без установки АЦ на водоисточник 70 1, 2 рукава d=66, 77 1 рукав

50

Схемы боевого развертывания от АЦ при заборе воды с помощью гидроэлеватора с одним Г- 600 через насос

70 50

Зимой боевая работа на пожарах осложняется низкой температурой, снежными заносами и обледенениями. Подача воды к месту пожара зимой затрудняется тем, что ее температура в водопроводе снижается до 0, 5 - 1 С, а в открытых водоемах, реках и озерах - до 0 С.

Если температура наружного воздуха -15 С и ниже, целесообразно использовать для тушения воду из водопроводных сетей. В этих случаях на гидрант устанавливают пожарную колонку и проверяют наличие воды в сети без подачи ее в насос.

Воду из колонки в насос подают по напорно-всасывающим рукавам. Из открытых водоисточников воду забирают с максимально возможной глубины, так как температура воды в нижних слоях несколько выше, чем в верхнем.

При подготовке к боевому развертыванию всасывающую линию в водоем не спускают. При пуске насоса открывают насосный патрубок, к которому еще не присоединена рукавная линия, и подают воду на излив.

Это позволяет шоферу пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе насоса. Только после этого увеличивают обороты насоса, плавно подают воду в рукавную линию и одновременно закрывают свободный патрубок.

От пожарных автомобилей, установленных на водоисточники, прокладывают одну магистральную линию из прорезиненных рукавов, по которой подают воду к месту пожара.

При температуре -15 С и ниже на расстоянии не менее 1, 5 -2 м от действующей рукавной линии предусматривают резервные рукавные линии, в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении.

Рукавные линии прокладывают без заломов и по возможности изгибов. Соединительные без головки рукавных линий засыпают снегом (для утепления).

Рабочие рукавные линии присоединяют сначала к крайнем штуцерам разветвления, чтобы в дальнейшем использовать средний штуцер, менее подверженный замерзанию.

При наружных пожарах разветвления на рукавных линиях желательно не устанавливать. В этом случае рекомендуется применять стволы с большим расходом воды. Если разветвление необходимо, его утепляют чехлами из войлока и других материалов или засыпают снегом.

При пожарах внутри зданий разветвления устанавливают на лестничных клетка, в вестибюлях, коридорах и других утепленных помещениях так, чтобы они не мешали эвакуации людей и другим работам на пожаре.

Действующие рабочие линии не допускается крепить на пожарных лестницах и рядом сними, чтобы они не обледенели. Большая опасность замерзания воды в рукавной линии и стволах создается при температуре 40 С и ниже.

Это происходит потому, что в период пуска воды в рукавную линию температура рукавов близка к наружной температуре воздуха. При подаче в рукавную линию вода охлаждается, превращается в ледяную массу (шугу) и закупоривает линию и стволы.

Потери тепла при подаче воды по рукавной линии зависят от разности температур окружающего воздуха и воды, проходящей по рукавной линии. Они увеличиваются с уменьшением скорости движения воды и увеличением расстояния, на которое подается вода.

Поэтому магистральные и рабочие рукавные линии прокладывают из прорезиненных напорных рукавов, внутренний резиновый слой которых уменьшает потери тепла через стенки.

Сущность подогрева заключается в том, что при работе насоса на больших оборотах и при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса.

Степень нагрева зависит от количества воды, подаваемой насосом в рукавную линию, напора на насосе и температуры окружающего воздуха.

При температуре воды в водоисточнике, близкой к 0 С, и наружной температуре воздуха, равной 40 С, в зависимости от расхода воды, подаваемой в рукавную линию, ее можно нагреть в насосе от 0, 4 до 1, 3 С.

При температуре воздуха -35 С и ниже не допускается прекращать подачу воды от пожарных машин в магистральные линии, а также из стволов, работающих на пожаре, поскольку это может привести к замерзанию рукавных линий и стволов.

1. Перед отдачей команды «на боевое развертывание» РТП обязан: а) выбрать и указать личному составу наиболее безопасные и кратчайшие пути прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря

б) убедиться и постоянно следить за выполнением мероприятий по безопасности проведения работ при развертывании на транспортных магистралях,

установить автомобили и оборудование так, чтобы не затрудняли расстановку прибывающих сил и средств, их сосредоточения на боевых участках и по возможности не препятствовали нормальному дорожному движению

При необходимости принять меры к остановке всех видов транспорта (кроме железнодорожного вне предприятий народного хозяйства).

В случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями выставить посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении

в) установить единые сигналы для быстрого оповещения людей об опасности и известить о них весь личный состав, работающий на пожаре (аварии и т. п.). При явной угрозе взрыва, обрушения, вскипания и т. п. Немедленно вывести личный состав в безопасное место

2. При проведении боевого развертывания запрещается: а) приступить к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля б) освещать колодцы пожарных гидрантов, газо-и теплокоммуникаций открытым огнем

в) спускаться в колодец водокоммуникаций без изолирующего противогаза и спасательной веревки г) одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоту д) находиться под грузом при его подъеме или спуске на веревках (ПТВ и др.)

ж) подавать воду в незакрепленные рукава, до выхода ствольщиков на закрепленные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав)

3. При развертывании отделений специальных служб необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности, определяемые особенностями применяемой специальной техники и изложенные в инструкции заводов-изготовителей.

4. При прокладке рукавной линии с рукавного автомобиля необходимо контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков рукавного автомобиля.

При наматывании рукавов на рукавную катушку необходимо держаться за поручни барабана, не допуская повреждений рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.

5. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо: а) во избежании попадания осколков заклепок в лицевую часть пользоваться оправкой с полукруглой выемкой б) не соприкасаться с нагретой поверхностью вулканизационного аппарата

в) при работе с клеем периодически проветривать помещения Запрещается держать клей в непосредственной близости от нагреваемых приборов.

6. При укладке рукавов на стеллажи рукавной базы следует пользоваться лестницей-стремянкой или передвижной площадкой. Соединительные головки рукавов укладывать вниз скатки на лицевую часть стеллажа.

Л Е К Ц И Я

по пожарной тактике для курсантов и студентов первого курса

специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» на тему №5:

«Боевое развёртывание. Действия при боевом развёртывании»

Обсуждена на заседании кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № ___ от «___» ________ 201_ г.

Санкт-Петербург


I. Цели занятия

1. Обучающая: Изучить особенности прогнозирования и развития пожаров.

2. Развивающая: Развить тактическое мышление у курсантов (студентов).

3. Воспитательная: Воспитать у курсантов (студентов) чувство ответственности за принятие тактических решений.

II. Расчет учебного времени

III. Литература

Основная

1. Артамонов В.С., Бессмертнов В.Ф., Скопцов А.А., Ширинкин П.В. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

2. Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.

3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. Пожарная тактика.: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

2. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утверждены 24.06.2007 г.)



Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.

2. Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.

3. ГОСТ 12.1.114-82г. Пожарная техника. Обозначения условные графические. 1982 г.

4. ПОРЯДОК тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 31.03.2011 156 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20970 от 09.10.2011

5. ПОРЯДОК организации службы в подразделениях пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 05.04.2011 167 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20868 от 25.05.2011

IV. Учебно-материально обеспечение:

1. Технические средства обучения: компьютерная техника, мультимедий-ный проектор.

Этапы боевого развертывания

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию;

Предварительное боевое развертывание;

Полное боевое развертывание.

Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводится в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Выполняют подготовку к боевому развертыванию;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

Выполняют подготовку и предварительное боевое развертывание;

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

Максимальная численность боевых расчетов составляет: на автоцистернах 5-6 человек, на автонасосах 7-9 человек, однако численность боевых расчетов бывает значительно меньше.

Учитывая, что тактико-технические данные основных пожарных автомобилей значительно шире физических возможностей боевых расчетов, а уровень механизации трудоемких работ, связанных с боевым развертыванием подразделений, недостаточный, в гарнизонах применяют различные приемы боевого использования основных пожарных автомобилей и взаимодействия между номерами боевых расчетов в отделениях и между ними.

Период боевого развертывания подразделений на пожаре от начала развертывания первого подразделения до окончания последнего составляет продолжительность ввода сил и средств на тушение пожара.

Мы же рассмотрим, от каких факторов зависит время боевого развертывания одного подразделения, участвующего в процессе введения сил и средств.

Скорость боевого развертывания зависит от условий обстановки на пожаре, физической тренированности, тактической и психологической подготовки личного состава подразделений, а также от их количества в боевом расчете, типов и видов вводимых стволов, места их введения, способов и приемов боевого развертывания.

В практике работы пожарных подразделений существуют способы боевого развертывания: ручной, механизированный, комбинированный. Наиболее эффективными являются механизированные способы развертывания, однако они еще недостаточно разработаны. Чаще всего применяются комбинированные способы развертывания.

Основным показателем боевого развертывания является скорость прокладки рукавных линий, которая зависит от способов прокладки рукавных линий: из скаток, из гармошки или с помощью рукавных катушек и автомобилей по горизонтали; по маршам лестниц, между маршами, из скаток сверху вниз, подъем линий по спасательной веревке, автолестницам, коленчатым подъёмникам по вертикали.

Время боевого развертывания во многом зависит от оптимальности его схемы. В основу боевого развертывания может быть положен принцип выбора насосно-рукавных систем, позволяющих обеспечить необходимую подачу огнетушащих средств на наибольшее расстояние или на наибольшую высоту за минимальное время.

Схема должна пропускать не только расход огнетушащего средства, требуемый в данный момент, но и максимальный при работе насоса на полную мощность.

Согласно этому принципу любая схема подачи огнетушащего средства, если она не рассчитана на максимальную подачу насоса, должна быть выполнена так, чтобы имелась возможность, например, путём присоединения второй магистральной линии к насосу или рабочей к разветвлению, увеличить пропускную способность схемы до максимальной.

Схема боевого развертывания должна обеспечить необходимый напор огнетушащего средства в контрольной точке (у насадки ствола, генератора пены и т.д.) и быть оптимальной в данной обстановке на пожаре.

Определение оптимальных насосно-рукавных систем можно осуществлять аналитическим методом, т. е. Путем гидравлического расчета или с помощью специальных таблиц, графиков, номограмм, счетных линеек или экспонометра.

Для решения рассматриваемой задачи необходимо располагать следующими исходными данными: тип и расход вводимых стволов на тушение или защиту; высота отметок боевых позиций ствольщиков; характеристика рельефа местности, прилегающей к месту пожара; расстояние от водоисточников до места введения стволов; тактико-технические данные пожарных автомобилей.

Общие сведения

Магистральные рукавные линии как правило прокладывают из напорных пожарных рукавов диаметром 77мм или более. длиной до нескольких километров. Для прокладки рукавных линий такой длины, как правило используются

Пожарные рукавные автомобили

Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов
и напорные пожарные рукава диаметром 150мм.

Вопрос определения максимальной длины магистральной рукавной линии, является одним из прикладных вопросов расчета насосно-рукавных систем . Задача определения максимально возможной длины магистральных рукавных линий часто возникает при тушении крупных пожаров .

Подробнее о расчете предельной длины рукавных линий можно прочесть в статье: Определение предельного расстояния подачи ОТВ>>

При прокладке магистральных рукавных линий через проезжие части дорог, для защиты пожарных рукавов от порыва при наезде на них автотранспорта, применяются рукавные мостики .

В зимнее время, при отрицательных температурах воздуха, рекомендуется прокладывать резервные рукавные линии, для быстрой замены в случае замерзания основных.

87. При боевом развертывании сил и средств осуществляются мероприятия по приведению прибывшей к месту пожара пожарной и аварийно-спасательной техники в состояние готовности к выполнению основной боевой задачи.

Боевое развертывание сил и средств подразделяется на следующие этапы:

Подготовка к боевому развертыванию;

Предварительное боевое развертывание;

Полное боевое развертывание.

88. Развертывание от первого прибывшего на место пожара основного ПА с установкой или без установки на водоисточник осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

89. Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара. При этом должны выполняться следующие действия:

Устанавливается на водоисточник ПА и приводится в рабочее состояние пожарный насос;

Открепляются и сосредоточиваются у ПА необходимые пожарный инструмент и оборудование;

Присоединяется рукавная линия со стволом к напорному патрубку насоса.

90. Предварительное боевое развертывание на месте пожара проводится в случаях, когда очевидно дальнейшее проведение боевых действий по тушению пожаров или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Выполняются действия, предусмотренные для этапа "Подготовка к боевому развертыванию";

Прокладываются магистральные рукавные линии;

Устанавливаются разветвления, возле которых размещаются рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

91. Полное боевое развертывание на месте пожара проводится по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

Выполняются действия, предусмотренные для этапов "Подготовка к боевому развертыванию" и "Предварительное боевое развертывание";

Определяются места расположения сил и средств подразделений пожарной охраны, осуществляющих непосредственное проведение боевых действий по тушению пожаров, связанных со спасением людей и имущества, подачей огнетушащих веществ, проведением АСР и специальных работ на месте пожара, к которым прокладываются рабочие рукавные линии;

Заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

92. При прокладке рукавных линий:

Выбираются удобные пути к боевым позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;

Обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

Устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;

Создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

93. Для обеспечения безопасности участников боевых действий по тушению пожаров, возможности маневра прибывающей пожарной и аварийно-спасательной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

94. При тушении пожаров с повышенным номером (рангом) пожара, в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете, недостаточно, РТП принимается решение о привлечении техники опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.

Билет №1

По прибытии подразделения на по­жар одновременно с разведкой произ­водится боевое развертывание, т. е. приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения бое­вой задачи.

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание состоит из следующих этапов: подготовки к раз­вертыванию, предварительного раз­вертывания и полного развертывания. Выполнение того или иного этапа зависит от полноты сведений об обста­новке на пожаре и решающего направ­ления в действиях подразделений. Принятый этап боевого развертыва­ния должен соответствовать резуль­татам оценки обстановки на пожаре на данный момент времени и выпол­няться рациональным и экономичным способом. Полное боевое развертыва­ние предусматривает прокладку ру­кавных линий для подачи огнетушащего средства к месту пожара и выход ствольщиков на боевые позиции.

Каждый этап боевого развертыва­ния регламентирован БУПО.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

1. установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

2. открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

3. присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП. Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП. При предварительном боевом развертывании:

1. выполняют действия, предусмотренные подготовкой к боевому развертыванию;

2. прокладывают магистральные рукавные линии;

3. устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

Полное боевое развертывание на месте вызова(пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ. При полном боевом развертывании:

1. выполняют действия, предусмотренные предварительным боевым развертыванием;

2. определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

3. заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

В.2. Г - 600, принцип действия, ТТХ, схемы использования.
Лестница - палка, устройство, порядок применения, испытание.


Гидроэлеватор (далее – Г-600) пожарный, модернизированный предназначен для комплектации пожарных автомобилей и применяется для отбора воды из водоисточников с уровнем воды, превышающим геометрическую высоту всасывания пожарных насосов и открытых водоисточников с заболоченными берегами, к которым пожарные автомобили и мотопомпы могут подъехать не ближе, чем на 7 м.

Г-600 можно использовать как эжектор для удаления из помещений воды, пролитой при пожаротушении.

2. диффузор;

3. головка соединительная ГМН-80;

4. обечайка;

6. кольцо уплотнительное;

7. головка соединительная ГМН-70;

8. колено.

Г-600 состоит из следующих основных частей: сопла, диффузора, головок соединительных (ГМН-80 и ГМН-70), обечайки, сетки, кольца уплотнительного и колена.

Диффузор имеет комбинированную камеру смешивания, состоящую из конфузорного и цилиндрического участков, четыре ребра жесткости и прилив в виде кронштейна, который вместе с другим приливом в нижней части диффузора и кронштейном на колене служит для опоры при установке гидроэлеватора на плоскость.

Нижняя часть диффузора выполнена в виде цилиндра внутри, которого при помощи обечайки и заклепок крепится сетка.

Диффузор имеет фланец для присоединения колена. Во фланце выполнена расточка для крепления сопла, представляющего собой конический насадок, имеющий на выходе цилиндрический участок длиной 6 мм.

Уплотнительное кольцо уплотняет одновременно сопряженные плоскости трех деталей, диффузора, колена и сопла.

Струя воды от насоса подводится к колену и, выходя из сопла, создает в камере смешивания диффузора разрежение, в результате которого в камеру поступает определенное количество воды через сетку - эжектируемой расход. Подаваемая от насоса и эжектируемая вода смешивается и из гидроэлеватора поступает в цистерну

Из цистерны вода отбирается насосом. Часть ее вновь направляется в гидроэлеватор, а другая часть может быть использована для целей пожаротушения.

Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в год и после ремонта. На каждом гидроэлеваторе, на видном месте должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:

а) инвентарный номер;

б) дата проведенного испытания;

в) номер пожарной части;

Маркировка должна сохраняться в течение всего срока службы Г-600. Нанесение инвентарного номера на металлический корпус гидроэлеватора производится путем кернения или гравировки. Допускается нанесение даты испытания, номера пожарной части краской. Нанесение инвентарного номера на металлический корпус водосборника стирающимися, выцветающими средствами (маркер, фломастер) запрещается.