Ян амос коменский биография. Ян Коменский: педагогическое наследие

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...


Введение

1.1 Краткая биография

1.2 Педагогическое наследие

2. Материнская школа

Заключение


Введение


Ян Амос Коменский - знаменитый чешский педагог, "отец новой педагогики", гуманист, общественный деятель. Современен ли он сегодня - ведь его идеи родились несколько столетий назад? Большинство педагогов сходятся в едином мнении - конечно, современен. Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения "Великой дидактики" вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу "Материнская школа", очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: охарактеризовать основные положения педагогического наследия Яна Амоса Коменского.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Ян Коменский: педагогическое наследие


1.1 Краткая биография


Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Двагода проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году - учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более легкой грамматики".

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием "Дидактика" на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге "Единственно необходимое" (1668). Умер в Амстердаме в 1670 году.


1.2 Педагогическое наследие


Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

коменский педагогическое наследие педагог

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика ", т.е. общая теория обучения. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

"Материнская школа " - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни.

"Открытая дверь к языкам " - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках " - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в., который стал обязательной учебной книгой по "Уставу народных училищ в Российской империи" (1786).

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа-игра ", которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

"Пансофия " - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

Основные педагогические идеи Коменского: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами . Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

) принцип сознательности и активности;

) принцип наглядности;

) принцип постепенности и систематичности знаний;

) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность . Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому , от знакомого к незнакомому , от целого к частному , добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания . Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков". Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Коменский разработал классно-урочную систему обучения , которая заменила индивидуальную.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему - от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу , под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия . В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.


2. Материнская школа


В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей".

По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни." Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот.

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может "достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания?" Конечно, это "совершенно невозможно".

Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают".

"Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это…, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поручалось мужам мудрым, почтенным". Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Однако, со временем обучение детей "отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера" и стало "местом тяжелой работы и мучения". Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать. И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, они должны сами "изучить способы обращения со своими сокровищами…, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям".

По мнению Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы "как-нибудь не навредить ребенку". Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или "даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка".

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, "чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему". На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, "вялостью и бездельем", занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, "ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка".

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, "сама была его кормилицей" и подвергает порицанию тех матерей, которые "поручают это делать чужим женщинам". Он сожалеет, "что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно. природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания".

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. "Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой".

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также "горячего и острого". Когда дети подрастут и их отнимут от груди, "их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; нужно доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения".

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав "не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки". Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им "такой способ упражнения, который был бы безвредным".

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, "от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище". Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей "не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды", нужно во всем соблюдать умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести "упорядоченный образ жизни", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима "весьма полезно" и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, "тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно".

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу "Веселое настроение - половина здоровья". На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, "лишь бы все это происходило осмотрительно". Взрослеющему ребенку уже интересна "приятная" игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, "что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух".

Таким образом, "Материнская школа" Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Заключение


Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского - основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.

Коменский написал такие книги, как "Великая дидактика", "Материнская школа", "Открытая дверь к языкам", "Новейший метод языков", "Физика", "Астрономия", "Мир чувственных вещей в картинках", "Школа-игра", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" и др., которые еще при его жизни получили распространение во всеммире.

Самый известный теоретический труд Коменского "Дидактика", многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А "Материнская школа", написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.

Сегодняшние педагоги считают этого великого классика - учителем всех учителей. Когда говорят, что народы - великие педагоги, и великие педагоги - народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает пример Яна Амоса Коменского.

Список используемой литературы


1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 168 с.

2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред.А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.

.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с. - С.67-69.

.Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

.Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - С.31-33.

.Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Биография и деятельность

Родился в семье члена общины Чешских братьев . Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете , где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке , изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы , Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом , делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы , то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я.А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон , Ф.Рабле . Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .

Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина .

См. также

Медаль Яна Амоса Коменского (серия 1992 года выпуска)

  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского . Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет .
  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского .

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М .: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, -- (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, : в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, -
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, М .,
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М .,
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М .,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М .: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет:учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Память

  • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • В 1957 г Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон .

Примечания

Литература

  • Красновский А. А. Я. А. Коменский, М., 1953;
  • Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящённой 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
  • Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
  • Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский, М., 1970;
  • Kvačala J. J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
  • Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d "éducation. P., 1928;
  • Novák J., Hendrich J. J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932;
  • Kopecký J., Patočka J., Kyrašek J. J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957;
  • Kurdybacha Ł. Działalność Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957;
  • Larangé S.S. La Parole de Dieu en Bohême et Moravie. La tradition de la prédication dans l’Unité des Frères de Jan Hus à Jan Amos Comenius, Paris, L’Harmattan, 2008 ISBN 978-2-296-06087-6
  • Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetną rocznicę powstania Gimnazjum i w trzechsetną wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław - Warszawa, 1957;
  • Soupis děl J. A. Komenského v československých knihovnách, archivech a museích, Praha, 1959;
  • Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962;
  • «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životě a díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969;
  • Floss P. J. A. Komenský. Od divadla věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970;
  • Kožik F. Světlo v temnotách. Bolestný a hrdinský život J. A. Komenského, ;
  • Łibrt С. Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.
  • VeverkovÁ, Kamila . Идеи Коменского как инспирация образования в мультикультурном обществе/ Comenius" Ideas as an Isnspiration for the Education. In Muldma, Maia., Talts, Leida. Haridus kuidialoog mitmekultuurilises ühiskonnas. 1.vyd. Tallinn: Tallinn University, 2012. 216 s. ISBN 978-9949-29-033-8 , s. 20-31.

Ссылки

  • Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения (фото-файлы).
  • Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Материнская школа (html)
  • Коменский Я. А. «Пампедия» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Статьи в Сарос-Патаке. (html)
  • J.A.Comenius’ museum in Uherský Brod Официальный сайт музея Яна Амоса Коменского в Чехии (на английском).
  • The Comenius Medal . Международное бюро просвещения. (недоступная ссылка)
  • Коменский, Ян Амос - Биография. Библиография. Высказывания
  • Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках
  • Куприянов Н. И. Два жанра говорящей графики (о книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»).
  • Бим-Бад Б.М.

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

В 1614-20 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 веке.

В творчестве Коменского получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656 году), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский - ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a raj srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование , по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни .

Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к «Дидактике».

В 1631-32 годах Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В городе Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 гг. переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования . От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).

Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами.

На следующей ступени обучения - в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.

Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания .

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibuluai latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643-49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотноше­ния факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 века. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа - игра» («Schola - ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

В 1654 году Коменский вновь вернулся в Лешно.

С 1657 года жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития- «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе - в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, - «Всеобщий язык» («Панглотия»), «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунарная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» - «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 г. в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики . Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.

Цель воспитания , по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни . Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание . Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка -языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением .

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств , из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Сочинения в русском переводе :

Избранные педагогические сочинения, т. 1- 2, М., 1982.

Литература :

Красновский А.А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посв. 300-летию опубликова­ния Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Филосо­фия Коменского, М., 1982; Кратохвил М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Р о р е 1 о v a J., Коmenskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958; Blekastad M., Comenius, Praha - Oslo, 1969; Capkova D., Nektere zakladni principy pedagogickeho mysleni" J. A. Komenskeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uher­sky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993, с. 454-455

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.