Учреждение государственного совета российской империи год. Образован Государственный Cовет Российской империи. Особенности оформления решений

Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав)

Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого императора, искать новые средства его усовершенствования.

В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его работе "Введение к уложению государственных законов".

Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся Сперанским системы государственных органов должны были стать представительные органы - местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать для обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества.

Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет, который должен был представлять собой "сословие, в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти". Госсовет предстает во "Введении" в качестве универсального, многофункционального, но совещательного органа. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлся его председателем. Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе в главных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия имел много нового. Иной стала его структура - теперь наряду с общим собранием создавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.

Вопреки логике записки "О необходимости учреждения Госсовета" и самому смыслу этой реформы проект "Образования госсовета" не обсуждался ни в Сенате, ни Непременном совете, ни в каком-либо другом органе.

Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из важнейших органов - госсовету.

"Коренные законы" госсовета, изложенные Сперанским еще во "Введении к уложению госзаконов", вошли в "Образование" с незначительными изменениями. "Образование" пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам быть председателями департаментов госсовета.

В "Образовании госсовета" было немало недостатков и противоречий, которые лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана преобразований Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на даже одобренная императором реформа Сената не проводилась, и поэтому организация Совета, которая должна была по мысли создателя, упорядочить работу госаппарата и установить режим законности, на практике привела не к разделению, а напротив, к смешению функций высших государственных органов. Вместе с тем, как правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав самодержавной власти сводилось на нет значение госсовета как органа, устанавливающего порядок в деле законодательства. Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре, продолжал оставаться универсальным совещательным органом, в котором также постепенно возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела.

"Образование Государственного Совета" по структуре представляет собой двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно "Образования". В первом раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его первоочередные задачи. "Образование" состоит из двух отделений, которые по содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого отделения, названного "Коренные законы госсовета", разделяется цифрами на 16 частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8 разделов.

Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения.

По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В департамент законов входит все то, что по существу составляет предмет закона. Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого департамента все законопроекты.

В департамент военных дел входили предметы ведения военного и морского министерств.

В департамент гражданских и духовных дел "Образование" включало дела юстиции, духовного управления и полиции.

А к департаменту гос экономии относились предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов.

Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы, открывал и закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе госсовета должен был охранять порядок и единство предмета рассмотрения.

В департаментах так же были председатели. Они возглавляли департаменты, открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета).

Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью находилась точность сведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их изложения, а также изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.

При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и несколько помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных сведений, нужных для слушания дел.

К компетенции госсовета относились:

  • изменение или отмена действующих законов
  • дача разъяснений по текущему законодательству
  • внутренняя политика
  • гос бюджет
  • налоги??
  • отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей

Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть госсовету. Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение госсовета.

Государственный совет в 1906-1917 годах - высшее наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.

Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и, после утверждения императором, получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входили 35 человек, к 1890 году - 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812-1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале - апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах - Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах - Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.

Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году, с созданием Государственной думы, Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).

[Политический анекдот. 1906 г.]

После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент - рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент - по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви - 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов - 6 человек (АН и каждый университет избирали 3-х выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

Литература:

  • Зайончковский П.А. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 646-647;

Госсовет - высшее законодательное учреждение России - был создан указом Александра I в 1810 году. Предшественником его был Непременный совет , учреждённый указом императора Александра I 30 марта 1801. Членов Госсовета назначал лично император. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов. Все законы и законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Госсовете.

1906-1917

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых Императором членов и избираемых членов. Выборные члены Государственного совета избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку на 3 года; от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек; от Православной Российской Церкви - 6 человек, избиравшихся Синодом по представлению епархиальных архиереев; от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской Академии наук и университетов - 6 человек; от Финляндского Сейма - 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет; каждые 3 года обновлялась треть состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях.

См. также

  • Общий хронологический список членов Государственного совета Российской империи с 30 марта 1801 г. по 1917 г.

Литература

  • Шилов Д. Н. , Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: Биобиблиографический справочник. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. 992 с. ISBN 5-86007-515-4.
  • Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008. 343 с. ISBN 978-5-8243-0986-7.

Ссылки

  • Свод законов Российской империи. ТОМ ПЕРВЫЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Основные государственные законы. Издание 1906 года. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий .
  • С. В. Кодан.¨Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…¨: Государственный Совет в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный совет … Википедия

    Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. Художник И. Репин (1903). Холст, масло. 400 × 877 см. Государственный Русский музей. Санкт Петербург Государственный совет высший… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - учрежден 1 января 1810 г. как высший законосовещательный орган. Иначе говоря, все законы сначала представлялись в Г. с. Р. И. и лишь после его одобрения поступали к Императору на утверждение. В русской литературе высказывалось мнение о том, что… … Энциклопедический словарь конституционного права

    - … Википедия

    Государственный банк Российской империи - был основан по Указу императора Александра II от 12 июня (31 мая по старому стилю) 1860 г. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 г. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Государственный Банк Российской империи. Харьковское губернское отделение, 1900 Государственный банк центральный банк в дореволюционной России был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного … Википедия

Государственный совет при Президенте РФ впервые был создан в 1991-м году, 19 июля. В то время главой страны был Б. Ельцин. Далее рассмотрим, что сегодня представляет Государственный совет РФ: полномочия, статус и значение этого органа.

Историческая справка

В 1991 году Государственный совет РФ выступал в качестве совещательного органа. Он участвовал в формировании структур высшей власти в стране. Первый Государственный совет РФ, состав которого включал порядка 15-20 членов, был упразднен 6 ноября 1991-го года. Фактически просуществовал этот орган 4 месяца и особенного следа в деятельности власти не оставил. Однако проблема о необходимости создания совещательного органа осталась. Впоследствии проекты по формированию Государственного совета разрабатывались в 1995 году Шахраем, в 1996-1997 - Чубайсом. Однако наиболее востребованной идея о создании этого органа стала в 2000-м году. В то время Президентом уже являлся Владимир Путин. Он внес проект закона об установлении нового порядка формирования совета Российской Федерации.

Основные предпосылки

Указанный законопроект находился на рассмотрении Госдумы. В процессе обсуждения она обратилась к Главе страны с просьбой. В ней содержалось предложение создать Государственный совет РФ. Функции, которые должны были на него возлагаться, касались решения проблем в регионах. В 2000 году (26 июля) был принят рассматривавшийся законопроект о порядке, в соответствии с которым должен формироваться совет РФ. На следующий день Глава страны подписал особое распоряжение. В нем он одобрил просьбу от должностных лиц регионов о создании Госсовета.

Нормативная база

Официально Государственный совет РФ был образован 1 сентября 2000 года. Основанием для этого стал указ Главы страны. В соответствии с ним утверждено специальное Положение о Госсовете. Согласно этому документу, Государственный совет РФ является совещательной структурой. Его основная задача заключается в обеспечении содействия деятельности Президента по вопросам регулирования взаимодействия органов госвласти. Полномочия совета Государственной Думы РФ определены Конституцией, федеральными законами. В своей деятельности этот орган также руководствуется распоряжениями и указами Главы страны.

Первое заседание

Оно состоялось в 2000 году, 22 ноября. На повестке дня стоял вопрос о стратегии развития страны на период до 2010-го года. Президент, открывая заседание, отметил, что Государственный совет должен стать политической структурой стратегического назначения. Именно это будет отличать его от прочих госорганов.

Задачи

В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.

Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма. В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.

В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.

Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.

На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.

Порядок формирования

Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.

Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.

Организация деятельности

Президиум обсуждает план работы Госсовета, рассматривает повестку дня предстоящего заседания. Вместе с этим он также проводит анализ деятельности и решений совещательного органа. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но обычно не реже раза в месяц.

Работа Председателя

Это должностное лицо устанавливает время и место проведения очередного заседания Госсовета и Президиума. Председатель также дает поручения членам органа и его секретарю. На основе предложений Президиума он формирует план работы Госсовета, а также повестку дня планируемого заседания. Должностное лицо также председательствует на совещаниях.

Деятельность Секретаря

В его обязанности входит:

  • Обеспечение подготовки проекта предполагаемого плана работы Госсовета, составление схемы повестки дня, сбор материалов к заседаниям, проектов решений.
  • Информирование членов о времени и месте проведения совещания, вопросах, которые будут рассматриваться, обеспечение их необходимыми документами.
  • Исполнение поручений Председателя.
  • Подписание протоколов заседаний.

Секретарь Госсовета несет ответственность за обеспечение функционирования совещательного органа.

Работа участников

Членами Госсовета вносятся в Президиум предложения, касающиеся плана деятельности, повестки дня и порядку, по которому будут обсуждаться вопросы. Они также участвуют в подготовке документов к совещаниям и проектов решений. Члены Госсовета могут передавать полномочия другим компетентным лицам.

Дополнительные сведения

Госсовет и его Президиум вправе формировать временные и постоянные рабочие группы. Их деятельность включает в себя подготовку вопросов, предполагаемых к рассмотрению на заседаниях, привлечение специалистов и ученых для выполнения определенного вида работ, в том числе на основе договоров. Обеспечение функционирования Государственного совета выполняют соответствующие подразделения административного аппарата Президента и Управление делами Главы страны.

Порядок работы

Созыв заседаний проводится регулярно, не реже раза в три месяца. Согласно решению Председателя могут проводиться и внеочередные совещания. Заседание Госсовета считается правомочным в случае, если на нем присутствует большая часть от общего количества членов совещательного органа. Собрания проводятся, как правило, в Кремле. Принятие тех или иных решений по поставленным вопросам осуществляется посредством их обсуждения.

По решению председательствующего может проводиться голосование по любому пункту в повестке дня. Высшее должностное лицо вправе устанавливать порядок, по которому будут приниматься решения по проблемам, имеющим особое значение для государства, посредством достижения консенсуса.

Особенности оформления решений

По результатам обсуждений составляются соответствующие документы – протоколы. Все оформленные таким образом решения подписываются Секретарем Госсовета. В случае необходимости результаты обсуждений могут оформляться распоряжениями, указами либо поручениями от имени Главы страны. В том случае, если решения были приняты по вопросам, касающимся необходимости принятия конституционного федерального закона, государственного нормативного акта или внесения в них дополнений, а также поправок, изменений в проекты действующих на момент созыва заседаний законов, разработанный план соответствующего нормативного акта передается в Госдуму Федерального Собрания. Данная процедура оформляется в порядке законотворческой инициативы. Она реализуется Президентом РФ.

Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 годпредседателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич, потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;

вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;

ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);

отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);

чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.

С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником.

В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.

Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.