Весеннее пробуждение растений. Урок окружающего мира «Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан. Построения проекта выхода из затруднения

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

Слайд 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.

Слайд 20

Описание слайда:





















1 из 20

Презентация на тему: Весеннее пробуждение растений

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Подтверждение гипотезы. Весной в лесу можно наблюдать одно из самых интересных явлений в жизни наших ранневесенних растений. Снег лежит в лесу ровным слоем, однако он сильно изменился по сравнению с рыхлым и легким белым покровом зимы. Тяжелый и пористый, он рассыпается на отдельные крупинки. Под снегом много мусора (хвоинки, листья и плоды деревьев, веточки).

№ слайда 6

Описание слайда:

Измерив температуру снега на поверхности, выяснили, что она +4,1º, а на глубине 10 см она падает до +2º, +1º, а на глубине 15 см колеблется от +1 до -1º. Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Мы увидели здесь: вечнозеленые стебли зеленчука, копытня и волосистой осоки, нежные, желтоватые и едва позеленевшие ростки, пробившиеся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. Весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, - они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

№ слайда 7

Описание слайда:

Весенние растения-подснежники являются многолетними. Они развиваются за счет подземных органов-корневищ, луковиц или клубней, в которых откладываются питательные вещества. . Вследствие этого развитие весенних растений гораздо меньше зависит от внешних условий. Провели опыт: разрезали корневище ветреницы, капнули йод и в результате реакции убедились в присутствии в нём крахмала. Как только у растений закончится период покоя и они начнут свое развитие, отложенный в корневищах и клубнях крахмал превращается в сахар. Опыт доказал присутствие в корне питательных веществ.

№ слайда 8

Описание слайда:

Прочитав разные источники информации, мы узнали: после того как почва в лесу в результате осенних заморозков промерзнет и находящиеся в ней подземные части весенних растений подвергнутся значительному охлаждению, растения начинают свое развитие в начале зимы под снегом. На то, что охлаждение действительно является необходимым условием для развития некоторых весенних растений, указывают опыты академика Любименко с клубеньками чистяка. Эти клубеньки начинают прорастать с осени, затем развитие их полностью приостанавливается. Вызвать его продолжение удается, лишь подвергнув клубеньки действию низкой температуры.

№ слайда 9

Описание слайда:

Шафран сетчатый Шафран сетчатый, пожалуй, самый первый весенний цветок в наших краях, он появляется в конце марта. Только-только появились первые проталины и солнышко чуть пригрело южные склоны холмов, как, пронзая пожухлую листву, пробиваются к свету его нежные ростки. Справедливо древние греки считали его цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы. С этим растением связана древнегреческая легенда. Меркурий, бог торговли и путешествий, упражнялся в метании диска и вдруг случайно сильно посланный диск угодил прямо в друга Меркурия - Крокуса. Крокус был смертельно ранен, а Меркурий в отчаянии просил Богов сохранить память о нём. И вот из капель крови Крокуса выросли нежные красивые цветы - Крокусы, в память о погибшем друге. С тех пор каждую весну радуют они глаза людей и напоминают нам о жизни бесконечной...

№ слайда 10

Описание слайда:

Пролеска двулистная Пролеска - цветок-первоцвет, как говорят у нас, подснежник. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещё по-весеннему прозрачным лесом.

№ слайда 11

Описание слайда:

Брандушка разноцветная Брандушка, как и пролеска, цветок-первоцвет. Но, в отличие от пролески, встречается в наших местах значительно реже. Цветёт в марте - апреле. Безжалостно вырывается на весенние букеты, почему и сохранилась лишь в укромных местах. Цветок имеет восхитительный бледно - розовый цвет. Это многолетнее растение; растёт из луковички, как и большинство первоцветов. В народе эти цветы ещё называют сиротками: одиноко сияют они среди пожухлой травы. Есть такая легенда, с которой и пошло это название. Было у злой мачехи две прекрасные дочки, красивые и пригожие. Да невзлюбила их мачеха, задумала их погубить и выгнала из дома в конце зимы на холод. Стоят сиротки на косогоре, умирают от холода, оплакивают свою сиротскую долю. Так бы и погубила их мачеха, но пришла Весна, а с ней и тёплое Солнышко. Отогрели, приголубили они сироток материнской лаской и теплом. И расцвели они волшебными весенними цветами. Вот с того времени, как символ победы добра над злом и появляются по весне цветы-сиротки.

№ слайда 12

Описание слайда:

Прострел раскрытый. Сон-трава. Сон-траву у нас называют лесным тюльпаном. Цветёт в конце марта - апреля и тоже сравнительно редко встречается в наших лесах. Интенсивно вырывается на букеты и через день оказывается в мусорном ведре. Прелестный цветок встречает вас лёгким поклоном, как бы умоляя не трогать его. И правда, как можно загубить такую красоту!

№ слайда 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

№ слайда 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

Слайд 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.

Слайд 20

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «Весенне пробуждение растений», проведёный учителем начальных классов МБОУ общеобразовательного лицея №22

Бобылевой Натальей Валентиновной

Урок ориентирован на достижение следующих результатов:

Предметные:

    Сформировать представление о причинах весенних изменений в жизни растений

    Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в малой группе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Информационные УУД

    Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.

Оборудование урока:

    Учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 2 класс 2 ч.

    Раздаточный материал: конверты с ситуативными заданиями, атлас-определитель растений. Листы самооценки.

    Электронная презентация (SMART Notebook).

    Интерактивная доска, проектор.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(К-коммуникативные,

Р-регулятивные,

П-познавательные,

Л-личностные)

1) Мотивационный

Побуждающий диалог

Задаёт вопросы

Какой сейчас у нас будет урок?

Проверьте готовность к уроку.

Что необходимо для этого урока?

Хотите, чтобы наш урок сегодня получился интересным?

Какие качества мы должны проявить?

− Вы правы, пожелаем друг другу удачи!

Слушают и отвечают на вопросы.

(быть внимательными, активными, собранными, дружными, любознательными).

Умение договариваться при распределении ролей

Самоопределение Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

2) Этап актуализации изученных знаний.

    Три фотографии весенних месяцев.

    Расставить фото в последовательности следования месяцев, подобрать народные названия для каждого месяца.

Загадка

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Какие изменения происходят в неживой природе?

Пользуясь фотографиями, составьте фенологический текст:

Отгадывают стихотворение, обосновывают свое мнение

На экране подбирают народные названия, обосновывают ответ (почему именно такие названия имеют весенние месяцы)

Солнце поднимается ____________, чем зимой. Дни становятся ______, а ночи _____. Температура воздуха______. Осадки в виде________. Почва _________. Тает _______. Бегут ________. Водоемы_________.

Проверка и самооценка.

Уметь совместно договариваться о правилах работы в паре.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение осуществлять самоконтроль.

Умение структурировать знания.

3) Целеполагание

Детям предлагается ситуативное задание

Какие изменения происходят в живой природе?

Составим план работы

– Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?

– Мы думаем, что нам нужно узнать:

1) Какие изменения происходят в жизни растений;

2) рассмотреть пути охраны растений.

В этом нам поможет учебник и атлас-определитель.

Какими путями мы будем решать поставленные задачи?

Ответы детей

Учащиеся предлагают свои суждения, но подтвердить фактами пока не могут. В результате дискуссии приходим к выводу, что не хватает знаний

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение ставить и формулировать проблему.

Умение планировать свою деятельность.

Умение держать задачу и осуществлять самоконтроль.

Умение слушать и понимать речь других.

4. Изучение нового материала

Задания для групп

    Найдите информацию в учебнике о травах, цветущих весной?

    Какие растения называются раннецветущими?

    Какие условия им необходимы для цветения?

    Раскройте смысл выражения «собственные кладовые»

    В атласе- определители найдите травы, цветущие весной и расскажите о них.

    Назовите признаки, по которым можно судить о пробуждении деревьев и кустарников после зимнего покоя.


Назовите деревья и кустарники, которые зацветают первыми.

Расскажите об изменениях, происходящих весной с хвойными растениями.

Дети отвечают на поставленные вопросы, используя информацию учебника и атласа-определителя.

Рассказывают о некоторых первоцветах

Находят ответы на поставленные вопросы в учебнике и атласе-определители

Составляют правила поведения в природе.

Защита своих открытий

Уметь искать, выделять и преобразовывать информацию: работа с текстом – составление модели.

Умение осуществлять расширенный поиск информации.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Уметь совместно договариваться о правилах работы в малой группе.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение слушать и понимать речь других.

5. Включение новых сведений в систему знаний

Найдите названия первоцветов,

пользуясь учебником.

Работая в парах, дети в таблице находят названия раннецветущих растений

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение слушать и понимать речь других.

6. Рефлексивный

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

Дома: найти интересный материал о первоцветах, легенды.

Дети заполняют тестовые листы, проверяют и оценивают свою работу

Ответы детей

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение оценивать (самооценка и взаимооценка).

Умение прогнозировать (д/з).

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Смыслообразование.

Класс: второй.

Технологическая карта урока окружающего мира

Целевой блок

Тема

Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан.

Цель

Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Республики Башкортостан

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, электронное приложение к учебнику, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: знать раннецветущие растения и уметь отличать их от остальных растений ; понять причины, по которым они зацветают первыми; узнать места их произрастания;

Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы.
Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни растений весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: расширить знания учащихся о жизни растений весной; научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, познакомить с причинами, по которым они зацветают первыми. Способствовать развитию: эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы.

Воспитывать: бережному отношению раннецветущих растений.

Тип урока

ОНЗ

Учебно-методический комплекс

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.

М. Ю. Новицкая. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

В.С. Мавлетов. Цветущий край благословенный…

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Первоцветы, подснежники, раннецветущие растения.

Организация простр-ва

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи

Чтение, трудовое обучение, русский язык.

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II . Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

    Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом ,
Сойдут снега , бегут ручьи,
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли.

О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

    Солнце

    Сириус

    Полярная

    Альтаир

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

    Лев

    Большая Медведица

    Волопас

    Кассиопея

    Полярная

    Регул

    Арктур

    Сириус

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

    Большая Медведица

    Лев

    Кассиопея

    Волопас

    Малая Медведица

    Дева

IV . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения )

Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Узнать:

Какие бывают первоцветы?

Где они растут?
Почему зацветают первыми?

    Изучение нового материала.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано – в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. (Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? (Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

(Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

- А какие условия необходимы им для раннего цветения?

Откуда эти растения получают питание для цветения?

(Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

Что такое подземные части растений? (Корни)

Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI . Физминутка

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам.

(Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини – проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

И последний первоцвет – чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата.

Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая. Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики!

    1. Физминутка.

      Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

- Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

- Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

Разделите их на группы кустарников и деревьев.

Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха - невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

Какое дерево зацветает следом? (И ва)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.)

Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник – это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко -это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения.Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X . Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

Назовите раннецветущие травянистые растения.

Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

Где они растут?
- Почему они зацветают первыми?

Проверочная работа в электронном приложении.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI . Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема урока была?

Чему научились на уроке.

Домашнее задание

Домашнее задание. С. 74-77 пересказ.

Задание по выбору:

    Нарисовать плакат в защиту первоцветов. На альбомном листе нарисовать раннецветущие растения и написать призыв к их сохранению. Например: «Берегите первоцветы!» «Руки прочь от подснежников!»

    Найти в интернете или в справочниках сведения, в которых говорится, почему такие первоцветы как мать и мачеха, чистяк, печеночница, хохлатка, гусиных лук и медуница имеют необычные названия.