Титановые подводные лодки вернутся в состав вмф рф. Титановые часы

50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 - подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения - носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» - акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метра, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было - только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Сегодня часы выполняют роль незаменимого аксессуара каждого современного человека, с помощью которого можно выгодно подчеркнуть свой высокий статус, а также выделиться из серой массы. Поэтому весьма важно подходить к выбору наилучшего варианта. Особой популярностью характеризуются часы из титана и стали через отличные эксплуатационные характеристики.

Стальные часы

Часы из нержавеющей стали – наиболее распространенные. Массовое и сравнительно недорогое производство этого материала позволяет предлагать часы в широком ценовом диапазоне. Инертность стали защищает корпус и детали механизма часов от окисления и «старения». Сталь отличается повышенной вязкостью, которая дает устойчивость к внешним повреждениям: при ударе стальные часы не раскалываются и не трескаются. Формул стальных сплавов довольно много, лучшая в плане прочности сталь, используемая для изготовления корпуса часов, – низкоуглеродистая 316L.

Преимущества:

  • ударопрочность;
  • неприхотливость в эксплуатации;
  • соотношение качества и цены;
  • устойчивость к износу;
  • при появлении царапин возможность легко восстановить внешний вид при помощи полировки.

Недостатки:

  • большой вес.

Титановые часы


Титан в часовом производстве

Трудоемкость процесса добычи, переработки титановой руды. Дороговизна производства черновых заготовок – технология предполагает плавление титана при высоких температурах и литье в вакууме. Сложности механической обработки изделия, ввиду высокой прочности титана. Все это существенно сказывается на стоимости конечного изделия, и до конца 20-го века считалось не рентабельным использование титана в изготовлении часов.

Но как случалось не раз «ход делу» задали военные. В конце 80-хпрошлого века, для войск немецкого бундесвера, фирмой IWC были выпущены часы в титановом корпусе – Ocean Bund.

Данные модели и сейчас пользуются широким спросом у коллекционеров, особенно вариант «Водолаз – сапер» (нем. Minentaucher). Разрабатывались они для подводных минеров, поэтому наряду с требованиями по точности, противоударности, водозащите, предполагалось, что часы должны быть легкими,стойкими к морской воде, не восприимчивыми к воздествию магнитных полей. Этим требованиям идеально соответствовал титан. Стоит отметить, еще в 1978 благодаря марке IWC появились титановые часы Porsche Design Compass Watch созданные совместно с внуком знаменитого Порше – дизайнером Фердинандом Александром. С 1982 начали

выпускаться первые серийные титановые часы Ocean 2000 от IWC. Предназначались дайверам, имели водозащиту 2000 метров и так же разрабатывались совместно с Порше.


Впоследствии, титан уверенно закрепился как один из материалов для изготовления корпусов и браслетов часов, и стал использоваться многими производителями. В часпроме титан пользуется популярностью еще и потому, что абсолютно не вызывает аллергии.

Вследствие низкой теплопроводности (в 13 раз ниже теплопроводности аллюминия) титановые часы теплые и не вызывают у владельца дискомфорта даже в холодное время года. Из титановых сплавов сначала делали только некоторые детали часового механизма, позже – браслеты и корпус. Такие сплавы отличаются абсолютной инертностью, т.е. они не взаимодействуют с другими веществами, не ржавеют и не меняют цвет. Более того, титановые сплавы не реагируют на магнитное воздействие, что обеспечивает более точный ход, необходимый для профессиональных хронографов. Также титан считается самым безопасным металлом, сплавы с ним в отличие от нержавеющей стали не вызывают аллергических реакций.

Преимущества:

  • в сплавах титан в 5 раз прочнее стали;
  • выдерживает давление в 1000 Мпа;
  • малый вес;
  • 100% устойчивость к коррозии;
  • на титане менее заметны царапины, хотя появляются они легче, чем на стали;
  • гипоаллергенность;
  • более точный ход.

Недостатки:

  • пластичность;
  • высокая стоимость;
  • опасность «срастания» крышки с корпусом из-за склонности к диффузии, то есть крышку необходимо периодически открывать;
  • сложный уход.

Титановые соединения и часы


Рассматривая титан в производстве часов, стоит упомянуть и о соединениях — карбид и нитрид титана.

Карбид титана используется в качестве напыления часов. Данное покрытие имеет благородный черный цвет и достаточно устойчиво к истиранию. Напыление нитридом по цвету схоже с золотом. Может использоваться самостоятельно, и в качестве промежуточного слоя между основой корпуса и наносимой на него позолотой. Это удешевляет производство, ввиду того, что подобное покрытие дешевле золота. При истирании же верхнего слоя, изъян на корпусе менее заметен. Если н.титана наносится на корпус из латуни (металл относительно мягкий) — это дополнительно делает покрытие более износостойким.

Сравнение материалов

Титановые часы являются незаменимым устройством для всех любителей активного образа жизни, так как их технические характеристики позволяют использовать их в самых неблагоприятных средах. Их основным качеством можно назвать исключительную прочность. Титановый сплав по своей структуре достаточно пластичен, что позволяет не бояться чрезмерных повреждений связанных с сильными ударами корпуса о твердую поверхность.

Титан в отличие от стали изначально обладает гипоаллергенными свойствами и не требует, каких либо мер по предотвращению соприкосновения поверхности часов с кожей.

Еще одно свойство титана – низкая теплопроводность. На практике это означает, что, нагревшись от руки со временем, наручные титановые часы будут сохранять комфортную для человека температуру. И это несмотря на любые перепады температуры на улице. Можно купить титановые часы и не беспокоиться за свои ощущения ни летом, ни зимой во время путешествий по самым экзотическим местам. Они не подведут.


Ну и, наконец, еще одно немаловажное свойство титановых часов – легкость. Титановые часы зачастую выглядят практически как стальные. Но при этом их вес отличается на порядок. При длительном использовании это может оказаться важным и очень удобным качеством.

Стоит ли переплачивать за титан? Плюсы титана – он легче стали, не обладает аллергическим действием и, действительно, на нем менее заметны царапины (за исключением полированных поверхностей). А решение принимать Вам! 😀

Граф

Сейчас ищу часы. Иногда встречаются модели с одинаковыми механизмами и дизайном, но одна – в стали, а другая – титановая. Последняя обычно процентов на 20 дороже. Я вот и думаю, стоит ли переплачивать за титан? Обычный титан легко царапается (легче чем обычная сталь). Поэтому для титана часто применяют всяческие хитрые покрытия, которые, однако, со временем могут вполне стереться. В целом, по ощущениям, когда я держу в руке часы из титана, то впечатление такое, что часы сделаны из пластмассы.

Аноним

глядя на свои стальные часы довольно сложно будет выдавить из себя, что сталь царапается меньше всего — в смысле это сложно назвать словом меньше… точнее сказать все остальное царапается еще больше.

И титановые и стальные часы, которые прошли через мои руки, царапались примерно одинаково, то для себя давно уже решил – никаких полированных до блеска поверхностей в часах на каждый день и для отдыха. только матовые. На самом деле «матовость» (по крайней мере, стандартная) царапается даже лучше, чем

«полированность». Кстати, на некоторых ножах делают покрытие stonewash, специально «царапая» их таким образом, что потом другие царапины не особо и заметны.


Мария

Примерно одну ценовую нишу со стальными часами занимают часы с корпусами из титана. Этот металл назван «крылатым», т. к. он активно применяется в авиации и ракетостроении благодаря малому весу и высокой прочности. Сам титан достаточно хрупок, и для изготовления часов используют сплавы титана, которые более пластичны. Титан, как и сталь, не требует покрытий, он гипоаллергенен, не вызывает кожных заболеваний. Часы из титана имеют два преимущества перед стальными: они очень легкие и как бы «теплые» на ощупь. Последнее ощущение возникает из-за того, что титан обладает низкой теплопроводностью. Большинство часов из титана имеют специфический матовый серый цвет, но некоторые производители делают корпуса из полированного титана, и тогда получается интересное сочетание: часы внешне выглядят как стальные, но почти ничего не весят. Едва ли не единственный недостаток часов из титана в том, что на них легко появляются небольшие поверхностные царапины. Помимо малого веса и низкой теплопроводности титан обладает и еще одним интересным свойством: если сжать между собой два куска титана, то они могут «свариться». Поэтому часы с титановым корпусом и титановой задней крышкой необходимо иногда открывать, иначе крышка может «прирасти» к корпусу.

Выводы

Стальные часы


Особой популярностью и востребованностью пользуются стальные часы через доступную цену. Это можно объяснить низкой себестоимостью материала, а также оборудование для производства часов. Поэтому на рынке представлен широкий ассортимент различных вариантов стальных часов, что относятся к бюджетному варианту.

Среди преимуществ стальных часов можно выделить:

  • Устойчивость к механическому воздействию.
  • Простота и легкость при эксплуатации.
  • Низкая цена соответствует хорошему качеству часов.
  • Длительный эксплуатационный срок.
  • Способом полировки можно легко восстановить мелкие недостатки на металлическом корпусе.

Кроме преимуществ стальные часы также имеют недостатки, среди которых можно выделить:

  • Большой вес.
  • Бюджетный вариант часов, что не способен подчеркнуть высокий статус в обществе.

Титановые часы


Во многих промышленных сферах используют титан через свои отличные эксплуатационные характеристики. Сегодня также с этого прочного и надежного материала изготавливают мужские наручные часы.

Среди преимуществ титановых часов можно выделить:

  • В первую очередь стоит выделить обеспечения точного хода часов через уникальную способность титана реагировать на магнитное поле.
  • Кроме того, титан считается экологически чистым и безопасным для организма человека. Материал не вызывает аллергических реакций и других раздражений на коже.
  • Также стоит выделить невероятную прочность титана. Это позволяет создавать ударопрочные часы, что не боятся механического воздействия.
  • Кроме того, титан также выдерживает высокое давление и характеризуется малым весом по сравнению со сталью.
  • Также титан характеризуется отличной устойчивостью к негативному воздействию факторов внешней среды. Иными словами корпус таких часов не боится влаги. Высокая цена титановых часов и потребность в особом уходе является главным недостатком титановых часов.

Ассортимент наручных часов представлен огромным количеством разных марок, которые предлагают модели на любой вкус. Особой популярностью среди покупателей пользуются аксессуары, материалом для изготовления которых служит титан. И в этом нет ничего странного, так как являются незаменимым атрибутом современного человека, который привык постоянно находиться в движении и вести активный образ жизни. Благодаря уникальным техническим характеристикам изделия из титана можно использовать даже в неблагоприятных условиях. Они ни при каких обстоятельствах не подведут своего владельца, что для многих сделало их выбором номер один.

Основные преимущества титановых часов:

1. Прочность.
Титан относится к числу очень прочных металлов. Поэтому изделия из данного материала отличаются особой ударостойкостью и долговечностью. Они не склонны к деформированию и возникновению царапин на поверхности корпуса.
2. Гипоаллергенность.
В отличие от стали, титан не вызывает появление раздражения на кожных покровах в виде аллергической реакции. Именно поэтому многие люди, которые страдают кожными заболеваниями, останавливают свой выбор на титановых часах, которые не провоцируют появление аллергической сыпи или других повреждений на кисте руки.
3. Низкая теплопроводность.
Многие владельцы титановых аксессуаров отмечают, что они являются «теплыми» на ощупь. Это ощущение возникает благодаря такому свойству титана, как низкая теплопроводность. Объясняется данное явление довольно просто: титан способен быстро нагреваться от человеческого тела и поддерживать комфортную температуру, несмотря на изменения температурных показателей в окружающей среде. Носить такие часы удобно и приятно, независимо от того, какая погода за окном, будь-то знойное лето или холодная зима.
4. Легкость.
Еще одно уникальное свойство титана — легкость. Не секрет, что часы из данного материала очень похожи на стальные, поэтому создают впечатление массивности. На самом деле их вес, как правило, находится в пределах 100 граммов. Такое качество особенно важно для тех людей, которые носят часы постоянно, в связи с чем, из-за их внушительного веса могут ощущать дискомфорт в области запястья.

Почему стоит выбрать именно титановые часы?

Аксессуары из титана выглядят весьма оригинально и изысканно. Они имеют великолепный внешний вид и массу функциональных достоинств, которые отличают их от других моделей. Производители гарантируют длительный период эксплуатации таких часов, делая особый акцент на их прочности и стойкости к ударам. Применение титана позволило сделать корпус очень твердым, что надежно оберегает его от появления вмятин и царапин. Такие часы никогда не вызовут чувства усталости в руке и подарят только положительные впечатления от их использования.



Моделей из титана на современном рынке не так уж много, поэтому каждую из них можно назвать уникальной. Самыми известными и популярными являются , а также некоторые модели Casio, Citizen и Romanson. Огромным уважением у покупателей пользуются часы Boccia, поэтому, делая выбор, стоит уделить особое внимание именно этой марке, как одной из самых лучших и рекомендуемых в мире.

Титановые часы являются незаменимым устройством для всех любителей активного образа жизни, так как их технические характеристики позволяют использовать их в самых неблагоприятных средах. Их основным качеством можно назвать исключительную прочность. Титановый сплав по своей структуре достаточно пластичен, что позволяет не бояться чрезмерных повреждений связанных с сильными ударами корпуса о твердую поверхность.

Титан в отличие от стали изначально обладает гипоаллергенными свойствами и не требует, каких либо мер по предотвращению соприкосновения поверхности часов с кожей.

Еще одно свойство титана — низкая теплопроводность. На практике это означает, что, нагревшись от руки со временем, наручные титановые часы будут сохранять комфортную для человека температуру. И это несмотря на любые перепады температуры на улице. Можно купить титановые часы и не беспокоиться за свои ощущения ни летом, ни зимой во время путешествий по самым экзотическим местам. Они не подведут.

Ну и, наконец, еще одно немаловажное свойство титановых часов — легкость. Титановые часы зачастую выглядят практически как стальные. Но при этом их вес отличается на порядок. При длительном использовании это может оказаться важным и очень удобным качеством.

Первый образец металлического титана получил в 1825 году Й. Я. Берцелиус. Из-за высокой химической активности титана и сложности его очистки чистый образец титана получили голландцы А. ван Аркел и И. де Бур только в 1925 году путем термического разложения паров иодида титана.

Металл получил свое название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи. Название элементу дал Мартин Клапрот в соответствии со своими взглядами на химическую номенклатуру в противовес французской химической школе, где элемент старались называть по его химическим свойствам. Поскольку немецкий исследователь сам отметил невозможность определения свойств нового элемента только по его оксиду, он подобрал для него имя из мифологии, по аналогии с открытым им ранее ураном.

Первая модель титановых часов вошла в историю часового искусства совсем недавно. В 1980 году Porsche Design в сотрудничестве со знаменитой швейцарской мануфактурой IWC выпустили первые в истории часы в корпусе из титана. До этого считалось, что титановые часы производить невыгодно, так как требуются колоссальные технологические затраты, во много раз превышающие расходы на производство стальных и золотых часов. А вот будут ли покупать такие часы люди, было неизвестно.

«Будут! — был уверен Фердинанд Александр Порше, внук «дедушки» мирового автомобилестроения Фердинанда I Порше и автор дизайна одного из красивейших автомобилей ХХ века легендарного Porsche 911. — А все расходы я оплачу!»

Ассортимент титановых часов был расширен в 1982 году первыми подводными часами Ocean 2000, водостойкость которых составляет 2000 метров.

После этого началось триумфальное шествие титановых часов по планете.

Наверное нет ни одного часового бренда в линейке которого отсутствуют титановые часы.

Свои первые титановые часы Traser H3 швейцарская компания mb¬microtec AG разработала в 1999 году. В 2013 году она полностью обновила линейку своих флагманских титановых часов Commander.

На смену моделям этой серии пришли две новые — Traser P6506 Commander Force и Traser P6506 Commander 100 Force. Часы претерпели ряд изменений, которые делают их еще более надежными.

При изготовлении часов была использована новая марка матового титана, которая менее подвержена внешним воздействиям. Кроме того, полностью изменена форма титанового браслета. Он стал более интересным, а самое главное, надежным. Вместо пустотелой оконцовки браслета используется цельнолитой титановый элемент. Этот шаг позволил добавить запас прочности часам.

Титановые часы пользуются популярностью среди людей, ведущих активный образ жизни. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ. Среди них надо отметить антимагнитность. Титановые часы наименее подвержены влиянию различных электромагнитных воздействий, что дает дополнительную надежность кварцевому механизму Ronda, который установлен внутри часов. Кроме того, титановые часы легкие. Например, модель Commander 100 Force на ремешке НАТО весит всего 52 граммов. Антиаллергенность и экологичность титановых часов — важный фактор для людей с проблемной кожей.

Еще одним изменением в часах стала 24 часовая шкала на циферблате рядом с основными метками. Это дополнительное удобство при контроле суточного времени. На стрелках часов, в том числе и секундной, установлены самоактивируемые тритиевые элементы — тригалайты, которые позволяют контролировать время при любой освещенности. Данная технология подсветки разработана и принадлежит швейцарской компании mbmicrotec AG, владельцу часового бренда Traser H3 watches. Гарантия на подсветку составляет 10 лет при сроке службы более 25 лет.

Циферблат в часах закрыт сапфировым стеклом, которое не подвержено царапинам. Это в совокупности с завинчивающейся по резьбе головкой позволяет обеспечить водостойкость часам 20 атм/200 метров. В часах можно заниматься активными видами спорта и дайвингом.

Однонаправленный безель (Commander 100 Force — титановый, Commander Force — карбоновый) имеет минутную разметку. Что делает простой и удобной функцию обратного отсчета времени. Ночью эту функцию поддерживает тригалайт оранжевого цвета, установленный в безеле над цифрой «12».

Все эти качества делают данные модели очень популярными среди сотрудников спецслужб. Часы серии Traser P6506 Commander Force являются надежным инструментом при выполнении любых самых сложных задач. Немаловажно, что все эти изменения не повлияли на цену, и она осталась прежней.

Специально для России выпущена новая модель часов лимитированной партией Traser Р6507 Commander 100 Pro Black. Часы в черном титановом корпусе с PVD покрытием в сочетании с самоактивируемой тритиевой подсветкой не имеют аналогов. Надежность часов, кроме прочного титанового корпуса, обеспечивает сапфировое стекло и противоударный механизм. Титановый корпус позволяет обеспечить антимагнитность часов, легкость (всего 108 граммов на титановом браслете) и антиаллергенность.

Строгий дизайн циферблата, контрастные белые цифры не черном циферблате обеспечивают абсолютную читаемость времени днем, а тритиевая подсветка (GTLS) — читаемость ночью. Секундная стрелка тоже с подсветкой.

Часы выпущены ограниченной серией всего 200 экземпляров. Кроме индивидуального семизначного номера на задней титановой крышке указан номер внутри серии — 001/200.

Сегодня титановые часы пользуются популярностью среди любителей активного образа жизни и занимают основную долю рынка спортивных часов.


Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар » принадлежит рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час). Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.
Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент. С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога » пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались. Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили. Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец, являющийся гордостью ВМС США. Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей. Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла авианосец лишь на одной из своих турбин. Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?
Это была субмарина особо секретного проекта по определению создателей «убийца авианосцев». По причинам секретности о некоторых важных событиях происходящих в советском флоте мы узнали спустя десятки лет, причем это относится не только к катастрофам и крупным авариям, но и бесспорным достижениям победы. Парадоксально, но лишь сообщению о трагедии с подлодкой «Комсомолец» мы узнали, что у нас была подлодка способная погружаться на глубину до одного километра. В истории с американским авианосцем принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных, не говоря уже о гражданских.
что заставило создать подлодку проекта 661?
В середине XX века США разработали новый военный план - стратегия реалистического устрашения. В его рамках появилась так называемая океанская стратегия. Американцы шли на резкую перестройку военно-морского флота с тем, чтобы перенести основную мощь своих наступательных сил на просторы мирового океана. Основой этой силы становились авианосные ударные группы.
В 60-е года у Советского Союза авианосцев не было и прежде всего, по причинам экономическим. На строительство больших кораблей не хватало денег, и все же Никита Хрущев хотел заставить Америку считаться с геополитическими амбициями СССР. Американским авианосцам можно было что-то противопоставить и ставку сделали на подводный флот. Существенным недостатком подлодок начала 60-х годов было то, что для запуска ракеты субмарина должна была вплывать на поверхность, а ведь себя обнаружить значит на половину проиграть. Перед ракетными конструкторами была поставлена задача - создать крылатую ракету с подводным стартом для поражения крупных надводных кораблей.
Созданный в конце 60-х годов под руководством Челомея подводный ракетный комплекс «Аметист » был принят на вооружение. Это и стало первой в мире ракетой с подводным стартом. Хотя дальность стрельбы и масса ее боеголовки ниже, чем головки надводного старта, эти недостатки с лихвой компенсировались фактором скрытности и внезапности удара. Кроме того новые ракеты имели автономную систему управления и наведения на движущуюся цель, так что сразу у после ракетной атаки советская подлодка могла не обнаруженной уйти от кораблей сопровождения противника. Однако и такая уникальная крылатая ракета это только средство доставки заряда. Сразу родилась идея создания подлодки, которая могла нести на борту несколько таких крылатых ракет.
как создавалась подлодка проекта 661
Над созданием этого уникального корабля работало тысячи специалистов, и каждый из них был обязан хранить тайну. Конструкторам этой подлодки были поставлены условия - запрещалось использовать решения отработанные на подводных лодках построенных ранее. Речь шла не просто о создании новой подлодки, разработчикам предписывалось создать субмарину будущего. По замыслу военных заказчиков эта подлодка должна была развивать максимально возможную скорость. Крылатые ракеты «Аметист » имели не большую дальность полета всего 80 км, именно по этой причине и необходима была высокая скорость движения подлодки , чтобы максимально быстро подойти к авианосцу на дистанцию ракетной атаки. Руководить проектом должен был по-настоящему крупный ученый, способный бросить вызов времени. Таким был академик Николай Исанин. Один из ведущих специалистов в области кораблестроения. Всю жизнь он был одним из самых секретных людей страны - он не давал интервью и не выступал публично. Инструкторы под его руководством работали круглыми сутками, и в декабре 1960 года проект подлодки будущего был завершен. В нем обрели жизнь 398 совершенно новых технических решений.
Описание множества компонентов и узлов этой подлодки можно смело начинать со слова впервые. У этой субмарины вместо типичных рулевых органов был штурвал как у самолета. Никогда еще в таком объеме не применялась телемеханика. Для наблюдения за работой систем в опасных для человека отсеках стали использовать телекамеры. Гораздо шире, чем ранее, работу отдельных узлов подлодки и их взаимодействия контролировала автоматика. Конструкторы подводной лодки обратились к новой для того времени науке - эргономике. На суше собирались макеты командных пунктов и постов управления в натуральную величину. Энергетику подлодки должны были обеспечивать два новых атомных реактора. На подлодке проекта 661 была применена новая специально для нее разработанная двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу. Эта мощность превосходила в два раза показатели зарубежных и отечественных подлодок. Установка включает в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состоит из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществляется оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Эта технология была на порядок экономичнее и безопаснее. Подобных реакторов до сих пор нет ни у кого в мире, а для США эта разработка является предметом неприкрытой зависти.
Особое внимание при проектировании подлодки было обращено на снижение подводной шумности и уровня акустических помех и работе гидроакустических станций. С этой целью впервые в практике отечественного подводного судостроения амортизирован блок паропроизводительной установки, создан главный турбозубчатый агрегат в моноблочном исполнении, применены регулируемые приводы наиболее шумных вспомогательных механизмов паротурбинной установки, использованы более эффективные амортизирующие крепления механизмов. Широкое применение средств автоматизации позволило сократить численность личного состава, а также обеспечить управление всеми техническими средствами и оружием подлодки из пяти постов централизованного управления. Условия обитаемости обеспечивало подводникам благоприятные возможности для труда и отдыха. На подлодке находились комфортабельные каюты с кондиционированием воздуха и люминесцентного освещения, кают-компания, столовая команды, медицинский блок, душевая и другие помещения. Была обеспечена необходимая вентиляция, очистка и регенерация воздуха, рациональное водоснабжение и отопление, приготовление горячей пищи, прохладительных напитков и мороженного.
Даже внешне подлодка К-162 не была похожа на своих предшественниц. Если все предыдущие дизельные и атомные субмарины все-таки напоминали надводный корабль, то эта подлодка была похожа на кита. Сохраняя живой символ соединения морской биологии и корабельной архитектуры. Впрочем, на советском флоте К-162 звали не китом, а золотой рыбкой.
Революционным решением стал выбор материала для внешнего корпуса подлодки. Рассматривались три варианта - корабельная сталь, авиационный алюминий и титан. Взвесив все за и против, конструкторы остановились на последнем. Впервые в мире корабль стали строить из титанового сплава. Примененный на подлодке в качестве конструкционного материала титановый сплав обладает такими отличительными качествами как высокая прочность, малый удельный вес, немагнитность, коррозия стойкость. Это стало решающим фактором достижения подлодкой рекордных скоростей. До середины XX века титан не находил практического применения из-за сложности обработки. Сварку титановых конструкций приходилось производить в аргоновой среде. Эти работы требовали ювелирной точности и хирургической чистоты.
Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса. Титан не корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло. Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». Также торопили военные. В итоге было решено, в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. Этот заказ был передан Горьковскому конструкторскому бюро - конкурентам Исанина. Горьковчане умело использовали аргумент, что военным нужен был любой корабль с ракетами подводного старта, причем в серийном производстве.
Коммунистической партией ставилась задача - за каждым американским авианосцем закрепить «подводного пастуха» с крылатыми ракетами для чего нужны были подлодки в количестве не меньшим числа американских авианосцев.
подлодка проекта 670 «Charlie»



В 1967 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670. На вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. Именно они войдут в историю как «убийцы авианосцев». В справочниках НАТО эти подлодки получили название «Charlie », а титановая субмарина все еще стояла на стапелях.
боевая служба атомной подлодки «Анчар»
На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Спуск на воду в это время года было трудным. Несколько суток рабочие кололи лед буксирами, растапливали паром, чтобы подлодка могла спуститься в воду.
Приближалась ритуальная дата 17 декабря день рождения Брежнева и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком генеральному секретарю, но для Советского Союза это был дорогой подарок - стоимость атомной подлодки было равно 1 проценту бюджета страны.
«Золотая рыбка» вышла на ходовые испытания в 02:30 в понедельник 13 декабря, но подводникам было не до суеверия, так как это было время максимального прилива. Канал, по которому спускались к морю, не был рассчитан на восьмиметровую осадку атомохода.
Подлодка должна была идти на глубине 100 метров. Напряженно застыли на постах горизонтальные и вертикальные рулевые, счёлкнуло реле автопилота. Подлодка стала набирать скорость. Чтобы не упасть все в центральном посту схватились за закрепленные предметы. В уши ворвался гул обтекающей корпус воды. Он нарастал, превращаясь в самолетный надсадный рев. Матросы следили за счетчиками лага и глубиномера. Скорость постепенно возрастала - 20 узлов, 30 узлов, 42 узла (77 км/час) под водой и всего лишь при 80 процентах мощности реактора. Это был рекорд. Ни один эсминец США теперь был не в силах настичь летящую подлодку К-162 в те далекие годы. И вот подлодка подошла к первой поворотной точке. Подводники впервые ощутили ускорение и крен как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. Еще чуть-чуть и подлодка могла бы свалиться в самый настоящий авиационный штопор со всеми печальными последствиями. Над рубкой было 100 метров. В это время приборы показали скорость 44,7 узла, что равняется скорости торпеды.
Представьте себе подлодку размером с четырехэтажный дом, несущуюся со скоростью автомобиля. Вот уже более 30 лет и до сегодняшнего дня это абсолютное мировое достижение. Из-за секретности оно не попало в книгу рекордов Гиннеса, но в историю советского подводного флота этот рекорд вписан золотыми буквами.
После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы.
Вскоре подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота. В сентябре 1971 года К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел знаменитый случай с американским авианосцем «Саратога ».
скоростной титановый подводный атомный ракетоносец проекта 661 «Анчар» фото




Созданная, советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев. По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар. И все же подлодка была сложна и неудобна в эксплуатации. Часто находилась в ремонте. За все время службы подлодки К-162 не было человеческих жертв, а аварии были.
Самая серьезная авария произошла в конце 70-х. Плановый ремонт предполагал перезарядку обоих реакторов. Ремонт затягивался, техников торопили. Из-за спешки монтаж системы управления защиты реактора был проведен по старым чертежам, и это дало о себе знать. В один момент реактор стал набирать мощность или как говорят атомщики - разгонятся, без подачи воды второго контура. Однако всех спасло чудо, лопнул компенсатор главного насоса, который сработал как нештатный предохранительный клапан. Несколько тонн радиоактивной воды вытекло в один из отсеков. К счастью людей там не было. Решение госкомиссии звучало как приговор подлодке - замена вышедших из строя агрегатов и механизмов. Но запасных комплектов не существовало, ведь подлодка была в единственном экземпляре, а чтобы их изготовить, надо было восстанавливать давно уничтоженные производственные линии, на что могли уйти годы. Ситуацию спасли специалисты технического управления флота - сумели заварить трещину. После испытаний шов выдержал. Через несколько дней подлодка вышла в море. Так с заваренной трещиной в первом контуре атомная подлодка К-162 и ходила еще 10 лет до конца своей морской службы. Подлодка проекта 661 находилась в боевом составе ВМФ 17 лет.
Сегодня легендарная подлодка доживает свой век у последнего своей жизни причала - готовят к утилизации. Даже через 30 лет все поверхности ее корпуса находятся в идеальном состоянии. Переоборудовать и перевооружить ее оказалось дороже, чем построить новую субмарину. По натовской классификации подлодка К-162 называется «Papa ». Говорят, что такое имя ей было дано совершенно случайно, однако, по сути, подводный крейсер К-162 является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. За эти годы были разработаны другие корабельные системы, повышена живучесть и скрытность отечественных субмарин. Появились новые типы ракет более эффективные и мощные, и все же именно этот проект стал подлинным родоначальником целого направления в подводном кораблестроении.
модель подлодки атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»





Технические характеристики подводного атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение - 8000 тонн;
Длина - 106 м;
Высота - 14,5 м;
Глубина погружения - 550 м;
Экипаж - 85 человек;
Вооружение :
Ракетный комплекс «Аметист» - 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (боекомплект 12);