Атомная подводная лодка "юрий долгорукий". Подводная лодка "юрий долгорукий"


"Юрий Долгорукий" - ракетный подводный крейсер стратегического назначения, головная лодка проекта 955 "Борей".

Постройка

АПЛ заложена в 1996 году на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске. Формирование прочного корпуса завершено только в 2005 году из-за недофинансирования. Подлодка вышла из цеха 15 апреля 2007 года и до октября 2007 года проходила швартовые заводские испытания у достроечной набережной. 21 ноября 2008 года на "Юрии Долгоруком" запущен атомный реактор. В марте 2009 года начались швартовые испытания АПЛ.

Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять-шесть выходов в море.

В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода "Севмаш", где она проходила "подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний".

В середине июня завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год. Из похода "Юрий Долгорукий" вернулся вместе с ТРПКСН "Дмитрий Донской".

28 июня 2011 года лодка выполнила первый пуск БРПЛ "Булава".

В начале 2013 года, 10 января, на подводной лодке состоялась церемония подъема Военно-морского флага. Таким образом, первый ракетоносец нового поколения официально принят в состав ВМФ России.

6 сентября 2013 года ПЛ прибыла к месту постоянного базирования в Гаджиево. На подводной лодке обновлено гидроакустическое покрытие. В 2014 году должно быть установлено новое вооружение.

29 октября 2014 года с "Юрия Долгорукого" впервые была выпущена ракета "Булава" в плановом режиме. Кроме того, впервые подводная лодка несла на борту полный боекомплект ракет этой системы.

Экипаж "Юрия Долгорукого" лучшим на Северном флоте по итогам 2014 года.

15 октября 2015 года атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий" прибыл в главную базу подводных сил Северного флота Гаджиево после успешного выполнения задач дальнего похода. Более двух месяцев головной корабль проекта 955 "Борей" находился в первом автономном плавании, выполняя задачи в Северном Ледовитом океане.

Тактико-технические характеристики и размеры

Надводная скорость АПЛ "Юрий Долгорукий" - 15 узлов, подводная – 29 узлов, рабочая глубина погружения – 400 метров, предельная – 480 метров, автономность плавания – 90 суток, экипаж - 107 человек.

Надводное водоизмещение АПЛ "Юрий Долгорукий" - 14720 тонн, подводное – 24000 тонн, максимальная длина – 160 метров, максимальная ширина – 13,5 метра, средняя осадка – 10 метров.

Энергетическая установка

На АПЛ установлены водо-водяной ядерный реактор на тепловых нейтронах ОК-650В мощностью 190 МВт, паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом, гребной вал, дополнительный водометный движитель.

Вооружение

"Юрий Долгорукий" вооружен торпедами, торпедоракетами, крылатыми ракетами. АПЛ оснащена 6 533 мм торпедными аппаратами, переносными зенитно-ракетными комплексами. В проекте вооружить 12 баллистическими ракетами "Булава".

Спуск на воду подводной лодки "Юрий Долгорукий". Северодвинск.

"Юрий Долгорукий" - ракетный подводный крейсер стратегического назначения, головная лодка проекта 955 "Борей".

Постройка

АПЛ заложена в 1996 году на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске. Формирование прочного корпуса завершено только в 2005 году из-за недофинансирования. Подлодка вышла из цеха 15 апреля 2007 года и до октября 2007 года проходила швартовые заводские испытания у достроечной набережной. 21 ноября 2008 года на "Юрии Долгоруком" запущен атомный реактор. В марте 2009 года начались швартовые испытания АПЛ.

Тактико-технические характеристики и размеры

Надводная скорость АПЛ "Юрий Долгорукий" - 15 узлов, подводная – 29 узлов, рабочая глубина погружения – 400 метров, предельная – 480 метров, автономность плавания – 90 суток, экипаж - 107 человек.

Надводное водоизмещение АПЛ "Юрий Долгорукий" - 14720 тонн, подводное – 24000 тонн, максимальная длина – 160 метров, максимальная ширина – 13,5 метра, средняя осадка – 10 метров.

Энергетическая установка

На АПЛ установлены водо-водяной ядерный реактор на тепловых нейтронах ОК-650В мощностью 190 МВт, паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом, гребной вал, дополнительный водометный движитель.

Вооружение

"Юрий Долгорукий" вооружен торпедами, торпедоракетами, крылатыми ракетами. АПЛ оснащена 6 533 мм торпедными аппаратами, переносными зенитно-ракетными комплексами. В проекте вооружить 12 баллистическими ракетами "Булава".

К-535 «Ю́рий Долгору́кий»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

К-535 «Ю́рий Долгору́кий» - российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 4-му поколению. Головной корабль проекта 955 «Борей», назван в честь князя Юрия Владимировича Долгорукого, считающегося основателем Москвы. В настоящее время находится в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ Российской Федерации.

Общие сведения

Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.

Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года. 12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд. рублей, из них 5 млрд. в 2007 году.

В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).

21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.

В марте 2009 года начались швартовные испытания.

История создания

Первая лодка пр.955 - К-535 «Санкт-Петербург» - внесена в списки кораблей ВМФ 19 августа 1995 года и 01 мая 1996 года переименована в «Юрий Долгорукий», заложена в цехе № 55 ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) 02 ноября 1996 года с заводским номером 201. Начиная с сентября 1998 года по середину 1999 года (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс с ракетами «Булава» по пр.09551. В 1990-е годы лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 годах.

Летом 2003 года в цехе № 55 ПО «Севмаш» произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 «Борей». Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 года.

Формирование прочного корпуса головной лодки проекта завершено на ПО «Севмаш» в 2005 году. Первый корпус - К-535 (зав.№ 201) - выведен из цеха 15 апреля 2007 года и спущен на воду из плавдока 12 февраля 2008 году. Ходовые испытания ПЛАРБ начаты 19 июня 2009 года в Северодвинске. Принятие флотом планировалось в 2008-2009 годах, но перенесено на первый квартал 2010 года. В 2009-2010 годах в ходе испытаний лодка совершила более 10 выходов в море. 26 сентября 2010 года завершен очередной этап заводских ходовых испытаний ПЛАРБ «Юрий Долгорукий». Очередной этап испытаний проведен в 2011 году.

После успешных 13-го и 14-го пусков БРПЛ «Булава» - в мае 2011 года планировалось начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ пр.955 с последующим завершением в августе 2011 года. Первый пуск БРПЛ «Булава» планировался произвести с ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» пр.955 17 декабря 2010 года. Пуск отменен официально по причине ледовой обстановки в Белом море, неофициально - из-за неготовности ПЛАРБ к пускам. В течение зимы 2010-2011 годов «Юрий Долгорукий» прошла доработки на ПО «Севмаш». 3 июня 2011 года состоялся испытательный выход ПЛАРБ "Юрий Долгорукий " в море совместно с ПЛАРБ «Дмитрий Донской» пр.941УМ. Первый пуск БРПЛ «Булава» (15-й пуск программы испытаний ракеты) осуществлен из подводного положения из акватории Белого моря с ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» 28 июня 2011 года. Командир ПЛАРБ - капитан 1 ранга Владимир Ширин. 22 октября 2011 года на ходовые испытания вышла первая серийная ПЛАРБ пр.955 - К-550 «Александр Невский». К 28 сентября 2012 года ПО «Севмаш» устранены все замечания к головному кораблю пр.955 - ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» - «подписан акт смотра корабля». 26 октября 2012 года директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что головная лодка завершила государственные испытания, замечаний нет. По неподтвержденным данным основная причина задержки приёмки первых лодок пр.955 - неготовность баз для приема лодок на базирование. 29 декабря 2012 года на ПО «Севмаш» был подписан приемный акт на головную ПЛАРБ и 10 января 2013 года на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955 «Борей» был поднят Флаг ВМФ России. Лодка принята в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота.

Всего по 2015 году включительно планируется построить 8 ПЛАРБ семейства пр.955. Согласно Госпрограмме вооружений запланирована постройка 5 ПЛАРБ пр.955. 27 ноября 2013 года, президент России В. В. Путин заявил, что до 2020 года на вооружение ВМФ страны поступит 8 ПЛАРБ семейства «Борей».

Постройка и испытания

Ходовые испытания

19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина, сменившего на этом посту капитана I ранга Константина Митькина. Результаты ходовых испытаний признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.

В начале августа 2010 года успешно завершился второй этап испытаний.

В середине ноября 2010 года крейсер вернулся с очередных заводских испытаний. По словам заместителя начальника производства № 1, начальника отдела № 5 В. А. Прокофьева план выхода был «в основном выполнен». Также отмечалось, что во время испытаний возникли вопросы, которые сразу решить не удалось.

В середине декабря 2010 года крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.

Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять-шесть выходов в море.

|

В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».

В середине июня 2011 года завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год. Из похода «Юрий Долгорукий» вернулся вместе с ТРПКСН «Дмитрий Донской».

Испытание вооружения

В октябре 2010 года «Юрий Долгорукий» осуществил выход на полигон в Белом море для учебных пусков торпед и проверок бортовых систем. Первый пуск «Булавы» с К-535 планировалось осуществить до конца 2010 года, причём перед этим корабль должен был впервые выполнить торпедные стрельбы.

28 июня 2011 года лодка выполнила первый пуск БРПЛ «Булава». Пятнадцатый испытательный пуск ракеты прошел успешно. 27 августа 2011 года и 28 октября 2011 года были произведены шестнадцатое и семнадцатое испытание межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», которые также прошли успешно. 23 декабря 2011 года был успешно осуществлен залповый пуск двух ракет «Булава» по полигону Кура.

Пуск МБР Р-30 «Булава-30» с РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий» произведен успешно 29 октября 2014 года из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

Описание конструкции

Корпус

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и элементы системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъемно-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью конструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включает в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные турбогенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

Вспомогательное оборудование

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На борту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Передача флоту

Торжественная церемония поднятия флага на атомном подводном крейсере «Юрий Долгорукий» состоялась 10 января 2013 года. Корабль зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется на Гаджиево.

27 августа 2011 года из акватории Белого моря с борта атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» был успешно произведен испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава ». Это был второй запуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого» и первый запуск ракеты на ее максимальную дальность. Ракета пролетела положенные ей 9,3 тысячи километров и приземлилась (вернее, приводнилась) в заданном районе Тихого океана. Это событие совпало с другой датой: дивизии подводных лодок Северного флота исполнилось пятьдесят лет.

На самом деле это важное, если не сказать эпохальное событие. Россия получила новое, грозное оружие. «Юрий Долгорукий» - это подлодка, которая относится к классу подлодок стратегического назначения, последнего четвертого поколения, способная нести на борту шестнадцать смертоносных ядерных ракет . Он является первым, головным кораблем проекта 955, был заложен на верфи в Северодвинске в 1996 году и был спущен на воду в 2007. Вслед за ним уже вступили в строй однотипные «Владимир Мономах» и «Александр Невский».

Одна из важнейших и наиболее опасных для противника составляющих российской «ядерной триады» наконец-то получила долгожданное усиление. В ближайшие годы ожидается спуск на воду еще трех кораблей проекта 955: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». В 2011 году озвучивались планы построить восемь подводных лодок данного типа к 2018 году, затем в СМИ появилась информация о планируемых десяти кораблях к 2020 году, но пока ее официально не подтвердили. Сегодня «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Владимир Мономах» и «Александр Невский» несут свою службу на Дальнем Востоке. По информации руководства «Севмаша», седьмая и восьмая подводная лодка проекта 995 будут заложены в 2015 году.


История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») - советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула » и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому, начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.


Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Так, например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но, несмотря на все трудности строительство первой лодки проекта 955 «Борей» были возобновлены в уже в 2000 году. Для выполнения работы корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.


В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта подлодка стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Описание подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.


Сборка корпуса выполнена по блочному принципу: все оборудование лодки установлено на амортизаторы, каждый такой блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего, третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» - это первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на принцип работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Использование движителя значительно уменьшает степень кавитации – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно уменьшает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Также лодка укомплектована спасательными плотами.


Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» представлена водо-водяным реактором на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичной установкой. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ состоит из МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть в наличие боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерение скорости звука и обнаружения торпед.


Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» - это корабль класса подводных ракетоносцев и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию и маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя, надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.


Кроме баллистических ракет АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2015 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

Видео о проекте Борей