Работа вожатым в лагерь. Что творится в лагерях: рассказывают вожатые

Сначала нужно понимать, имеете ли Вы представление о том, кто такой "вожатый" и "аниматор". Это совершенно разные виды деятельности.

Вожатый - это почти родитель на всю смену (14, 18 или 21 день). Денно и нощно - пристальный и неусыпный контроль за группой детей по всем аспектам: сон, питание, досуг, внешний вид, экскурсии, конфликты, кто за кем ухлестывает, детские финансы, подготовка к выступлениям, их настроение, эмоции, их мысли и высказывания, их передвижения по территории.
Аниматор - это человек, увлекающий группу детей развлечениями на определенные часы.

Каждый вожатый может стать аниматором, но не каждый аниматор - вожатым.

И там и там нужно проходить обучение .

1) Вожатый.
1.1. Школа вожатых в вашем вузе/ссузе.
Обычно это региональные отделения движения "Российские Студенческие Отряды". Линейная единица - "студенческий педагогический отряд" - находится почти в каждом учебном заведении крупных городов и областных центров. Подробнее - на сайте РСО.
1.2. Школа вожатых городского уровня.
Школа, не относящаяся к РСО, которая обычно работает на покрытие кадровой потребности определенных лагерей.
1.3. Школа вожатых в лагере.
Действительно, как уже было отмечено, можно "вырасти" в лагере и перейти из ребенка в вожатые (пройдя минимальный инструктив), можно связаться с интересующим лагерем и пройти обучение непосредственно на их базе. Однако стоит учитывать, что в подавляющем большинстве лагерное обучение подходит только данному конкретному лагерю. Проще говоря - в ДОЛ "Березка" вас могут не взять, если вы учились и работали ранее в ДОЛ "Ромашка". Универсальные сертификаты только у детских центров федерального значения - МДЦ "Артек", ВДЦ "Орленок", ВДЦ "Океан", ВДЦ "Смена".
Обучение длится по-разному - от двух недель экспресс-курсов до года углубленного изучения. Средне статистически - начало школы вожатых дается в январе-феврале и заканчивается экзаменами в мае.
Сейчас к вожатским кадрам отношение строже, поэтому на официальную работу без сертификата о прохождении школы вожатых - в нормальный лагерь - вас не возьмут.
2) Аниматор.
Поскольку тут личного опыта нет, буду опираться на опыт знакомых. Это школа аниматоров и бесконечные часы практики. У аниматоров конкуренция будет похлеще чем у вожатых. Школы аниматоров в вашем городе легко находятся по запросу в вконтакте или поисковиках. Срок обучения - минимально два месяца (в нормальных школах, а не конторках).

Теперь - о том, как попасть в лагерь.

Должны быть следующие документы:
1. Паспорт (подтверждающий в частности, что вам 18+)
2. СНИЛС (это зеленая пенсионная карточка)
3. ИНН
4. Медицинская книжка (с пройденными анализами и отметкой о сан.минимуме)
5. Справка об отсутствии судимости (одного корешка о том, что вы ее заказали, недостаточно)
6. Трудовая книжка (при наличии)
У молодых людей - 7. Приписное свидетельство.

Если у вас все это есть и вы чувствуете, что готовы за малые деньги нести доброе и светлое подрастающему поколению (про зарплату сейчас на шучу), то тогда вы можете пойти следующими вариантами:

1. Сайты вакансий. Некоторые публикуют объявления о вакантных вожатских местах даже на Авито. Внимательно смотрите условия!
2. Сайты лагерей. Если вы уже сегментировали круг поиска по определенным факторам - регион, уровень з/п, бытовые условия, другое - то тогда ищите лагеря, находящиеся в данном сегменте, и связывайтесь с их отделами кадров.
3. Знакомства. Спросите у друзей, не нужны ли вожатые в лагерь на лето?..
4. Если вы проходите централизованную школу вожатых (РСО или город), то тогда на этот счет волноваться не нужно - организация сама направляет вас единым педсоставом в определенный лагерь.

Скажу одно - "по-быстрому" попасть в лагерь получается у единиц. В некоторых случаях вы можете попробовать опереться на опыт, в других - на знакомства. Но, повторюсь, сейчас надвигается волна активных проверок - особенно после инцидента на Сямозере, пожара в Витязевском лагере, других локальных случаев профессиональной некомпетентности.

Удачи вам в нелегком вожатском деле!

Вожатый — это больше чем должность

Лето - пора детских каникул и родительских отпусков. Родители приобретают путевки. Дети и подростки собираются и выезжают за город, на берега рек и озер, к морям.

Этот период характеризуется значительным оживлением на рынке труда организаторов детского отдыха и педагогов, специализирующихся на воспитательной работе не в стенах школ, а в различных городских и загородных лагерях: оздоровительных, спортивных, языковых, других специализированных тематических…

Ключевые профессии этого времени - воспитатели и вожатые. Штаты воспитателей комплектуются опытными педагогами, посвятившими себя работе с детьми один раз и на долгие годы. Поэтому воспитатели — это одна из самых стабильных категорий работников системы дополнительного образования, хотя она летом и пополняется во многом засчет учителей обычных городских школ, которые стараются получить дополнительную работу и неплохую прибавку к школьной зарплате.

Гораздо разнообразнее трудовая армия вожатых - более молодых помощников опытных воспитателей, однако их работа не менее ответственна. Ведь родители, хоть и на время, но доверяют им самое дорогое - жизнь и здоровье своих детей.

Вначале - анкета. Кто может стать вожатым?

Формальные требования к анкетным данным потенциального вожатого невелики. Но они вполне конкретны и однозначны. На момент начала работы юноше или девушке должно исполниться полных 18 лет . В некоторых лагерях разрешают работать в качестве помощника вожатого несовершеннолетнему. Условия такого допуска нужно уточнять в кадровой службе конкретного лагеря.

Кандидат в вожатые обязан пройти необходимое медицинское обследование и оформить в медучреждении санитарную книжку.

Конечно, чтобы работать с детьми, их надо любить. Но чадолюбие претендента на должность сложно проверить в отделе кадров. Поэтому работодатель при приеме опирается на свою интуицию и самоощущение соискателя.

Практически круглосуточное общение с детьми предполагает большую терпимость к их недостаткам, особенностям поведения, умение находить подход к различным характерам. Уместно сказать о таком качестве, как стрессоустойчивость.

Запрет на профессию. Кто не имеет права работать вожатым?

Как мы уже упомянули, есть медицинский минимум, без подтверждения которого никакой работник не может быть допущен к детям. Кроме стандартного пакета инфекционных заболеваний и психических отклонений, у соискателя не должно быть противопоказаний к работе с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Все, кто хоть когда-либо общался с детьми, знает, что педагоги должны обладать недюжинным терпением и неслабым здоровьем.

Трудовой кодекс РФ категорически запрещает работать с несовершеннолетними гражданам с непогашенной судимостью. Поэтому, направляясь в детский лагерь, не удивляйтесь, если работодатель попросит вас приобщить к документам справку об отсутствии судимости.

В России, как и во многих зарубежных странах, законом на территории детских заведений полностью запрещено курение. Поэтому вам хотя бы на время летней работы придется отказаться от этой вредной привычки.

Работа с детьми не для вас, если если у вас есть проблемы с алкоголем или вы употребляете наркотики.

Я в вожатые пойду - пусть меня научат! Где учат на вожатого?

При прочих равных условиях работодатель отдаст предпочтение кандидатам с высшим, средним, начальным педагогическим или психологическим образованием. Поэтому львиная доля всех вожатых - студенты или молодые выпускники педагогических вузов и колледжей, только начинающие свою профессиональную карьеру.

Однако отсутствие специального образования не шлагбаум на пути к трудоустройству вожатого. При тех же университетах, колледжах, да и отдельно работают специальные школы по подготовке кадров для детских лагерей. После курсов кандидаты получают вполне официальные документы, позволяющие работать вожатыми.

Лагерь лагерю рознь. Как устроиться на работу?

Главными поставщиками кадров вожатых для детских лагерей являются педагогические вузы, поэтому они информируют, готовят и направляют своих студентов на эту работу.

Кроме этого, информацию о потребности лагерей в летних кадрах можно найти на сайтах самих лагерей и служб занятости. Причем, если на ваш звонок в администрацию лагеря ответили, что все места заняты, очень возможно, что в этом же заведении откроются вакансии в июле или августе. Ведь большинство студентов работают в лагере не все лето, а лишь одну или две смены, которых, за три месяца, в зависимости от традиций и специфики лагеря, от четырех до девяти.

Поинтересуйтесь в турагентствах, многие из них занимаются детским туризмом и сотрудничают с детскими базами размещения.

От активности вашего мониторинга рынка труда интересующих вас лагерей зависит, получите ли вы заветную рабочую путевку уже в этом сезоне или вас пригласят на следующее лето. Кстати, многие лагеря не ограничивают прием детей летними месяцами, а продолжают работать в межсезонье. Есть немало и круглогодичных детских центров. Самые знаменитые из них известны вам с детства: «Орленок» в Туапсинском районе Краснодарского края, «Артек» в Крыму, «Океан» в Приморье… Наряду со знаменитыми приморскими лагерями работают детские оздоровительные учреждения и в Подмосковье, и в средней полосе, есть хорошие детские лагеря во всех регионах России.

Не за длинным рублем. Сколько платят вожатым?

Разброс в оплате труда, так же как и в условиях проживания вожатых и детей в разных лагерях очень значителен. От 3-х до 20 тысяч рублей за смену. Так же, как в остальной экономике, есть частные и государственные, малые и крупные лагеря, со стабильным финансированием и материальным обеспечением и с перебоями… И персонал лагеря получает соответствующие условия работы, довольствие и жалование.

Вожатый - организатор и добрый волшебник. Что нужно знать и уметь?

Итак, в чем же состоит работа вожатого. Каков функционал?

Даже если ваш лагерь расположен на берегу Черного моря или в живописном лесу у реки, вы едете не отдыхать, а работать! Практически круглосуточно общаясь с воспитанниками, отвечая за их жизнь и здоровье.

Направляясь в детский лагерь, вы должны понимать, что вы едете работать и жить с детьми, как в одной семье. Планировать, организовывать и контролировать их жизнь с утра до вечера. Вместе с ними трудиться и отдыхать, учить их общаться друг с другом и с природой. Вместе с воспитателем строить коллектив, увлекать детей интересными творческими делами, вести их за собой, помогать в трудных ситуациях и вместе с ними радоваться общим и личным ребяческим успехам.

Если конкретнее, то вам придется проводить воспитательную и организационную работу: планировать и осуществлять мероприятия внутри коллектива своих подопечных и по всему лагерю - творческие конкурсы, спортивные соревнования и культурные занятия, в быту следить за чистотой комнат и организовывать их уборку, не забывать о личной гигиене детей и обеспечивать соблюдение дисциплины и режима дня.

От вожатого зависит, каков будет отдых ребенка: скучный или насыщенный. Каковы будут отношения внутри детского коллектива, психологический климат.

Правила хорошего вожатого

  • Помогайте детям решать их проблемы.
  • Действуйте в интересах детей, они это оценят.
  • Проявляйте терпение в любой ситуации — важное качество успешного педагога.
  • Любите детей, даже если вам кажется, что в какой-то момент они этого не заслуживают.
  • Будьте уверены в себе, и вы найдете выход из трудной ситуации.
  • Будьте открыты к детям – и вы быстро наладите с ними контакт.
  • Сумейте пожертвовать своими мелкими амбициями в пользу ребенка, и он ответит вам сторицей.
  • Начните с дисциплины – это условие хороших взаимоотношений.
  • Помогите детям настроиться на творческий лад.
  • Сплотите детский коллектив, создайте команду.
  • Станьте детям лучшим товарищем.

Когда закончится лето… Где применить мастерство вожатого после каникул?

Работа вожатым в детском лагере может быть не только временной возможностью подработки в необычных условиях. Она может послужить хорошей ступенькой освоения педагогической профессией. Кстати вожатская работа обязательно включается в педагогический стаж, который впоследствии повлияет на профессиональный рост, а затем и уровень пенсионного обеспечения.

В школах и других учреждениях среднего профессионального образования существует должность организатора внеклассной работы. Ее обычно занимает педагог в статусе заместителя директора.Он занимается организацией учебного-воспитательного процесса и всесторонним развитием воспитанников.

Опыт воспитательной работы вожатым в детском лагере может быть высоко оценен при продвижении по карьерной лестнице в профессиях, на предприятиях и должностях, где важно умение общаться с людьми, выстраивать коммуникации внутри коллектива и с представителями контрагентов.

С опытом работы в детских и педагогических коллективах, получив высшее образование, например, в области муниципального и государственного управления, в иных гуманитарных сферах, его обладатели способны достигать больших карьерных успехов.

Вожатый в современном детском лагере - это молодой, но уже состоявшийся человек, который сознательно предпочитает именно такой вид отдыха всем прочим. Такая мода появилась главным образом благодаря бывшему главному редактору Esquire Филиппу Бахтину и его лагерю «Камчатка» в Псковской области. Это, конечно, самый знаменитый, но далеко не единственный пример детского лагеря новой формации. The Village поговорил с вожатыми четырёх таких лагерей о том, почему они решили работать с детьми.

Творческий лагерь «Камчатка»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Все двенадцать дней смены дети ставят спектакли и мюзиклы, снимают кино, участвуют в хитроумных играх, разработанных специально для лагеря.














ДанИл Перушев

сооснователь
«Теорий
и практик»

Первый раз я поехал работать вожатым в прошлом году по приглашению моего друга Филиппа Бахтина в лагерь, который он придумал, в «Камчатку». Мне было просто интересно попробовать новое занятие. Я ничего не знал про детей и не понимал, насколько я буду в лагере на своём месте. То есть не думал о какой-то миссии. Я очень люблю лес и палаточный образ жизни, поэтому мне показалось, что я могу рискнуть: в крайнем случае проведу пару недель на свежем воздухе.

Но всё оказалось гораздо интереснее: две недели в лагере стали самым запоминающимся временем в году. Ты занимаешься там очень интересным и правильным делом - общаешься с детьми, да ещё и в компании странных и приятных взрослых-вожатых. Я не уверен, что за пару недель можно научить чему-то детей. Я просто пытаюсь дать им возможность здорово провести время. А чему они научатся в процессе, трудно сказать. Хотелось бы, конечно, чтобы они могли сами, без взрослых, организовываться для решения задач: мне кажется, это полезный навык. Поэтому я как вожатый - не распорядитель, а скорее ресурс для детей.

Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах
и хорошим парнем, даже если вы девушка

Думаю, что у нас детям хорошо, потому что они свободны - в расписании, в самовыражении, в общении с вожатыми. А минимум правил, которые всё-таки есть, или ежедневные творческие задания - это просто фундамент, на котором эта свобода строится. У меня, как, видимо, у всех наших вожатых, нет особой теоретической подготовки для работы с детьми, но чтобы провести с ними две недели и модерировать их активность (к этому и сводится задача), не нужно быть педагогом. Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах и хорошим парнем, даже если вы девушка. Тут работает чутьё Бахтина, он зовёт в вожатые своих друзей-приятелей, про которых думает, что они адекватны. Пока, насколько я знаю, провалов не было.

Я от лагеря ничего не хочу получить - просто фактом своего присутствия я получаю возможность несколько дней жить в каком-то вымышленном, но при этом очень правильном мире, где занимаешься действительно важными вещами.

«Школа друзей природы»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

Стоимость:

Бесплатно

Лагерь находится в национальном парке «Мещёра». Попасть в него могут лишь дети, участвующие в школьных экологических проектах во Владимирской области. В лагере они наблюдают за научными исследованиями, каждый день посвящён определённой теме: ребятам рассказывают об экологическом следе человека, об особо охраняемых природных территориях, экотуризме и так далее.








Ива Лебедева

генеральный директор издательства «Индекс Маркет»

В лагерь меня пригласила Елена Книжникова из экоцентра «Заповедники», который был одним из организаторов лагеря. Я была не вожатой даже, а скорее волонтёром - участвовала в разработке и проведении мероприятий. Для меня это не первый волонтёрский проект, экологическими программами я занимаюсь последние лет 15. И когда я услышала про то, что создаётся такой лагерь, сама напросилась туда.

Пляжный отдых никогда не был для меня интересным, мне всегда казалось, что лучше тратить время на что-то, что имеет дополнительный смысл. Я давно наблюдаю за тем, что сейчас происходит в стране, проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства. Я не верю, что можно что-то изменить в сознании поколения, которое сейчас находится у власти, которое принимает решения. Но шанс есть, если сегодня работать с новым поколением. Если детям сейчас задать правильные ориентиры относительно охраны окружающей среды, роли экологии в нашей жизни, тогда, может быть, в будущем что-то и изменится.

проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства

В лагере есть опытные педагоги, психологи, а волонтёры вносят свой посильный вклад, мы как специалисты работаем над содержательной программой: придумываем игры, викторины, занятия. Для себя я каких-то больших задач не ставлю, мне просто очень приятно общаться с людьми, которые туда приезжают: педагогами, вожатыми и, конечно, детьми.

«Никола-Ленивец»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан компанией, которая управляет территориями деревни Никола-Ленивец в Калужской области и там же проводит фестиваль «Архстояние». Этим летом будет первая смена. Лагерь исходит из ценностей «Никола-Ленивца»: гармония с природой вне города в компании творческих людей. Лагерь должен показать детям, как можно уйти от городского образа жизни и вернуться в мир, где люди умели сами выращивать еду, делали что-то своими руками и обходились без компьютеров.









Линор Горалик

писатель

Я первый раз еду в лагерь, но работаю с детьми очень давно. В Никола-Ленивце буду заниматься двумя довольно разными делами. Во-первых, я, наверное, буду помогать тем детям, которым интересно писать тексты. Не учить их писать - ни в коем случае, - но быть человеком, с которым ребёнок, пишущий стихи, или рассказы, или что угодно ещё может об этом поговорить. А во-вторых, я надеюсь провести несколько мастер-классов на тему refashioning - это когда из старых вещей разными способами делаются новые. Мне бы очень хотелось дать детям возможность создать для самих себя ровно такую одежду, которая им нравится, вне всяких взрослых правил.

Понятно, что для меня как для человека, интересующегося refashioning в рамках теории костюма, это уникальный опыт, но важнее то, что работа с детьми - самое благодарное дело на свете. Она даёт ощущение, что ты предлагаешь людям идею, а они у тебя на глазах развивают её так, как ты в силу своей взрослой зашоренности никогда бы не смог. Это захватывающе. Я стараюсь заниматься с детьми тем, что сейчас острее всего интересует меня саму (тексты и работа с костюмом - хорошие примеры). А дети всегда чувствуют искреннюю вовлечённость в тему и охотно вовлекаются следом.

Мне кажется, что любой случай, когда рядом с ребёнком находится благожелательный взрослый, готовый разговаривать с ним по-человечески, - это достаточно хорошо, и обычно мне удаётся быть взрослым, которому интересно разговаривать с детьми.

Городской лагерь
«Музеона» «Классики »

рабочих дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан в парке «Музеон» на Крымской набережной при участии проекта «Булки не растут на деревьях», где детей знакомят с разными взрослыми профессиями. Каждый день, помимо игр, йоги и других развлечений, у детей было по два мастер-класса со специалистами разных профессий, которые показывали им азы своей специальности.














Катя Малютина

ландшафтный дизайнер

О проекте «Булки не растут на деревьях» я узнала от любимого человека, который помогал им на этапе создания, и с интересом следила за тем, как он развивается. Мне очень понравилась их идея - творчески рассказывать детям о разных профессиях. На одном из занятий, куда мой любимый водил сына, я познакомилась с директором проекта Марией - тогда и родилась идея дополнить курс «Архитектор» занятием по ландшафтному дизайну. К лету идея выросла в отдельный курс занятий по ландшафтной архитектуре на базе летнего лагеря в «Музеоне».

Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки,
а в итоге они дрались из-за лопат

Мы с детьми сделали два проекта. Первый - клумба в «Музеоне» в виде улыбающейся рожицы. Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки, а они, наоборот, дрались из-за лопат. Наш второй проект мы делали в рамках фестиваля «Яркие люди» в парке Горького - «Вторая жизнь старых ботинок». Мы собирали всем миром старую обувь, вместе с детьми красили её в яркие цвета и сажали в неё цветы, чтобы получилась ходячая клумба.

Было приятно, что дети искренне отзывались на все идеи и им действительно нравилось что-то вскопать, посадить и полить. Это было общение с живой природой, чего так не хватает городским деткам. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать полноценный курс по ландшафтному дизайну в рамках «Булок». Я от этого проекта получила огромное удовольствие и с радостью продолжила бы заниматься с детворой.

Фотографии: Kamchatka-camp.ru , Nikola-lenivets.com , Александра Филиппова для лагеря «Школа друзей природы»

Моё долгожданное лето... Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас...

Что же, завтра мне нужно будет отправиться в самое длинное путешествие в моей жизни - поездка в лагерь ждёт меня. Думаете, еду отдыхать? Ага, конечно, работать вожатой!

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна - в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: "Мам, валерьянку положила?". Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: "Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут - и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится".

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску "Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!" мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти. С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами - да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: "Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток". Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: "Мы вас ждали", "Вы лучшие", "Мы рады вашему приезду". В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Первый рабочий день

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут - и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место - КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей "семье" никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу - туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый "отрядный совет", я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: "Я ничего не упустил?". Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети - дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше - вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в "Страну чудес", как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

Ты куда собрался?

Куда-то.

Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

Нет, я иду искать "Страну чудес".

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что "Страна чудес" - это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки "пиратов, крушащих всё подряд" до "мамонтёнка, который хочет к маме". Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: "Я сюда больше ни ногой", собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Алина Жданова

Комментировать статью "Как я работала вожатой в летнем лагере"

Вожатые -студенты с приблатнеными песнями под гитару, тоже память сохранила:"Сорок тысяч лет до нашей эры, я ещё любви Я была классическим гиперактивным ребёнком с ключом на шее, с крыши многоэтажки воздушных змеев запускала и гуляла по железнодорожным мостам.

Обсуждение

а я такая ненормальная, что опять стала в лагерь ездить, работаю теперь там в отпуске
но это надо прочувствовать)
главное отличный коллектив и тогда и сортир не страшен))) хотя найти теперь обычный сортир в лагерях это еще потрудится надо)

Ни разу не была в пионерском лагере.
Моим пионерским лагерем была строящаяся родителями 10 лет дача с огородным участком.
Нормально:)

26.06.2018 19:53:29, НачинкаЯ

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Раздел: Дети и общество. О безопасности в детских лагерях. Лагерь в Сямозере закрыли. А кто задавался вопросом, как обстоят дела с безопасностью в остальных детских лагерях, особенно с элементами экстремального туризма.

Обсуждение

Ничто не поможет, пока исполнение закона не для всех обязательно, а судебная система не имеет цели защищать права всех граждан подряд. Понимая это, в суд с претензиями против действий организации или администрации никто не обращается, пустая трата времени и денег.
Скорее посадят уличного музыканта, который собрал вокруг себя слушателей.

1. Сплав, парусный спорт на озере, поход с ночевкой в палатках, скалолазание, лошади, горные лыжи
2. Возраст детей 10-14 лет, в отряде 7-12 чел. Группы для активных занчтий формировались исходя из подготовки детей, 1 инструктор на 5-6 детей
3. Частный лагерь, макс 35 чел детей, на всю эту компанию - инструкторов (включая сертифицированных по определенному виду деятельности) - из расчета 1 взрослый (18-35 лет) на 5-6 детей, админ. состав (старший инструктор, начальник) и свой врач. Все инструктора проходят подготовку к данной конкретной смене в Москве.
4. Все в пределах 2-х часов на машине.
5. Все продумано хорошо, насколько я могу судить. Нештатные ситуации - травмы. Решение принимает врач, при необходимости отправляется вместе с ребенком в больницу для оказания необходимой помощи. Родителям сообщают в этот же день. Обычно после установки точного диагноза. Все смены проходили заграницей. Доверенность оформлены на врача и на начальника смены, чтобы была возможность кому-то одному транспортировать ребенка домой.
6. По самочувствию - врач. По погодным условиям - старший инструктор и начальник.
7. Образца договора нет. Могу дать ссылку на сайт лагеря.

Вся эта безопасность дорого стоит. Я лично знаю организатора, поэтому могу доверять. Безопасность и комфорт ребенка там на первом месте, поэтому о заработанных миллионах речи не идет. Путевки стоят дорого, иногда бывали случаи, что смены проводились с небольшим недобором и еле-еле выходили в плюс по деньгам, потому, что экономия на безопасности недопустима.

Посещение детей в лагере. Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими Сегодня существует много детских лагерей, совсем не похожих на пионерские лагеря, в которых выросло старшее поколение.

Обсуждение

Девочки, спасибо всем, кто поучаствовал в теме. Все уладилось (ттт) : ребенку мою переселили, деньги вернули. Как оказалось, одна из бывших соседок настроена к моей дочери очень тепло, даже плакала, когда та переселялась... В родительский день мы гуляли вместе с этой девочкой и ее родителями. Выяснилось, чтр наши девочки неплохо находят общий язык и с удовольствием играют вместе. Вторая девочка действительно нагловатая, но она по комплекции заметно мельче моей дочки, хотя и старше на 2 года. Не понимаю, почему моя растерялась и не смогла оказать должное сопротивление ее наглости, да еще и первая девочка оказалась ведомой...

На 7е бывает директор этого лагеря, Баядерка, если не ошибаюсь. Звоните! И просите урегулировать все эти вопросы прям сегодня

31.07.2015 13:40:38, Агар

Вожатой в лагере не понравилось обращение ребенка за помощью к родителям. Сначала все было в пределах разумного - ребенок позвонил с проблемой, я позвонила вожатой, ситуация вроде бы нормально разрешилась. Но параллельно свое "фи" ребенку именно по поводу...

Обсуждение

Это ребенок в первою очередь, и это абсолютно нормально что он звонит вам, если вы корректно разговаривали с вожатой, вожатая не должна была ничего говорить ребенку. Но это в идеале, вожатые на мой взгляд сейчас случайные люди.
Вы ребенку объясните что он сделам все правильно, в след раз когда возникнет минорная ситуация может ведь и в себе держать. А так учить взаимодействовать с детьми со взрослыми самостоятельно, но и вам все рассказывать. Это ребенок не надо на него взрослую модель взваливать, он все поймет и разберется, а пока если не уверен, сомневается, родители должны помогать.

а ребенку в лагере нравится? вариантов от забрала в ту же секунду, а вожатый полетела бы на крыльях с выговором,до забить и забыть.От ребенка зависит.

Я отправляю своего ребенка в лагерь со словами,что это всего лишь оплаченный из нашего кармана отдых.И никто не имеет право его омрачать.
А кто решит,что у него есть на это право,будет доказывать его в других местах.

Про детские лагеря. -- посиделки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков. А вот по поводу...

Обсуждение

Всё зависит от того, куда Вы собрались дитя отправить. Детские лагеря бывают ОЧЕНЬ разные. Я в этом году Эдичку (10 лет) отправила летом в супер-пупер дорогой лагерь с миллионным штатом вожатых, кучей развлекаловок, всё супер модно, современно, ребята из очень хороших семей, по крайней мере из семей высокого достатка. И что? В комнате Эдика мальчики его обзывали, дитя мне звонил - плакал. Правда сам лагерь ему понравился и вожатые тоже, но без душевных травм не обошлось.

Детский коллектив - это всегда жестокость. Надо очень тщательно отбирать детские лагеря, желательно знать, что там и как.

Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков.

А вот по поводу одежды я бы не беспокоилась, обычно вожатые следят за ними, хотя будет зима и дитя может здорово простудиться, если будет ходить в мокрых вещах.

Огромное спасибо всем, кто ответил. Еще больше захотела отправить на неделю в лагерь. Если еще есть места. Правда, муж к этому не расположен. Но поговорим. Ответе еще на вопрос – санаторно-курортную карту оформляют в школе или поликлинике?

14.10.2012 00:08:06, ----------

спортивный лагерь, крик души. Я первый раз отправила ребенка,смена короткая - 10 дней. Попробовать. Всего 4 дня прошло,и в воскресенье я его навещала,но меня цжас как потряхивает:(Ему не нравится. Но это пол-беды. У детей забрали телефоны,по факту прибытия,до оплаты...

Обсуждение

Ну вот меня бы тоже потряхивало-поддерживаю. Я вообще не могу понять отъема телефонов у детей в каком бы то ни было лагере, хоть бы и в олимпийского резерва, по двум причинам: я вполне адекватна, и не буду названивать каждые пять минут, вполне адекватен мой ребенок, который знает и время и место как разговорам по телефону, так и всяким развлекательным манипуляциям. Если Вас проинформировали о том что телефоны не забирают, то по факту я бы предложила Вам позвонить тренеру, и твердо но вежливо и спокойно, сообщить о том что наличие телефона в свободном доступе является существенным моментом и оговорен был вами заранее до поездки, и соответственно попросить вернуть телефон, уточнив что он не будет использован в ущерб чему-либо.

Знаю, что сейчас периодически случается без всякого лагеря. так что мне кажется, что для мальчика ранний секс и лагерь не особо связаны. у нас тоже дача и почти все лето он там. соблазнов там больше, и шансов на секс не меньше, чем в лагере.
в лагерь отправляю сейчас с английским языком, они там и больше заняты и условия там лучше. как-то отправила в обычный через 3 дня пришлось забрать, очень плохо кормили

Мой рассказ про лагерь. Родительский опыт. Другие дети. Мой рассказ про лагерь. С чего бы начать? Наверное с того что поехали мы втроем - я, Сеня и наш папа. Одна я ехать побоялась, да и оказалось что была права.

Раздел: Как поступить? (Завтра дите приезжает из лагеря. То. что она рассказывала по телефону о вожатых). Очень мне хочется вожатым этим мозги на место вправить, но реально что я могу? Была бы еще одна смена, я бы добилась, чтобы их от работы отстранили и...

Обсуждение

есл вы решите "накапать" на них, может следует сделать (для себя) объективный вывод? Попробуйте поговорить с др.детьми, сопоставить, проанализировать...
Обратитесь в организацию, от кот. набирали штат лагеря, тогда вы можете "избавить" смену след.года от "головной боли".

Детям, безусловно, нужно верить. Но не стоит верить огульно. :)

« (четверостишье из песни, так глубоко тронувшее меня на моей первой в жизни вожатской смене в детском лагере Хагларе:)

И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная заботаКусочек сердца отдавать кому-то –Такая, брат, у нас с тобой работа.

Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).

Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!

Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.

Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.

К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…

Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.

Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.

Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.

Атор: Люба Образцова стажер программы Хаглар