Игра и труд — рядом живут. Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников


игры для детей 3-5 лет.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать В космонавты мы пойдём
И работу выбирать. И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в лётчики пойдём, В комбайнёры мы пойдём Мы в пожарные пойдём
Самолёты поведём. И комбайны поведём. И пожар тушить начнём.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевают поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель?)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине молоко (хлеб, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию»
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры Воспитатель называет машины и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор – тракторист. Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнёр. Машина – шофёр.
Бульдозер – бульдозерист. Самолёт – лётчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Поезд – машинист.
Пожарная машина – пожарный.
Гоночная машина – гонщик и т.п.
Корабль – капитан.
Подъёмный кран – крановщик.
Игра «Угадай профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод. Телёнок – телятница. Овца – овцевод. Олень – оленевод. Виноград – виноградарь. Чай – чаевод. Хлеб – хлебороб. Сад – садовод. Цветы – цветовод. Пчела – пчеловод. Гаечный ключ – слесарь. Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор. Касса – кассир. Рубанок – столяр. Краска и кисти – маляр. Мастерок – штукатур. Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный. Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб. Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог. Доильный аппарат доярка и т.п.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

Консультация для педагогов:

«Использование

дидактических игр

в трудовом воспитании

дошкольников»

Подготовила: Соловей Л.А.

воспитатель II младшей группы

2016г.

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

· сюжетно – ролевая игра.

· театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

· дидактическая игра.

Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развиваютумственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.

Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

Рассмотрим все эти виды по отдельности.

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-мотрных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку . Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.

3. Примерная основная образовательная программа

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.

Александра Куянова
Дидактические игры «Труд взрослых»

«Назови профессию» .

(подготовительный возраст)

Цель : Закреплять знания детей о труде взрослых , развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия . Развивать внимание, мышление. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Игровое правило : Отвечает тот, кого выбрал воспитатель

Игровое действие : Выбор карточки, рассказ.

Ход игры : На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.

Итог : За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.

«Назови профессию»

(средняя группа)

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о средствах передвижения : автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера. Отмечать их особенности. Продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры .

Словарь : грузовик, такси, трактор, самосвал, трамвай, пожарная машина, скорая помощь.

Игровое правило : Рассматривание карточек, классификация их по месту передвижения, ответы на вопросы.

Игровое действие : Поиск нужной картинки.

Ход игры : Воспитатель показывает карточки детям, говорит о том, что существуют машины, которые едут по земле, плывут по воде и летают в воздухе. Нужно карточки разделить на три этих группы. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, называют и описывают машину, говорят для чего она служит и кладут карточку к аналогичным видам транспорта, классифицируя их.

Итог игры : Выигрывает тот , кто ни разу не ошибется и получит большее количество фишек.

«Назови профессию»

(средняя, старшая)

Дидактическая задача : Уточнить знания детей о рабочей одежде, учить по спецодежде различать людей разных профессий. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.

Игровое правило : по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.

Игровое действие : поиск карточки.

Словарь : форма, каска, фуражка, плащ, халат, фартук, комбинезон и т. д.

Ход игры : Воспитатель напоминает детям, что люди разных профессий носят разную одежду на работе. Дает задание по одежде найти врача. Дети находят нужную карточку и описывают форму одежды врача и т. д. игра продолжается.

Итог игры : за правильный ответ ребенок поощряется воспитателем.

«Я повар!»

(все возраста)

Дидактическая задача : Продолжать закреплять знания детей о профессии повара. Учить подбирать продукты в соответствии с приготовляемым блюдом. Закрепить название посуды и ее предназначение. Развивать внимание, память. Прививать уважение к людям данной профессии.

Словарь : сковородка, кастрюля, шумовка, половник, готовить, варить, жарить, вкусный, горячий, холодный, борщ, гарнир, напиток.

Игровое правило : не выкрикивать, не мешать играющим, дать возможность подумать.

Игровое действие : поиск карточки.

Ход игры : Воспитатель располагает перед детьми карточки с изображением предметов, имеющих отношение к профессии повара и не имеющих к ней отношение, и предлагает детям условия игры . Каждый повар должен отобрать нужные карточки и сварить «обед» . Кто раньше справится с заданием, рассказывают, что они варили, какую посуду использовали, в какой последовательности клали продукты. Один варит компот, другой – суп.

Итог игры : Кто быстрее справится с заданием, тот победил.

«Накрой на стол»

(2 младшая)

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о столовой посуде. Активизировать их речь. Воспитывать культуру поведения во время еды. Учить правильно сервировать стол. Развивать зрительное восприятие.

Игровое правило : правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы.

Игровое действие

Словарь : вилка, ложка, салфетка, тарелка, чашка и т. д.

Ход игры : Перед детьми на доске выставлены карточки вперемешку, среди которых посуда и разные предметы. Дети должны найти и взять только те карточки, на которых изображена посуда для обеда. Выложить их на столе. Каждый ребенок может взять и назвать только один предмет.

Итог игры : При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка – грозят пальчиком.

«Какие предметы нужны дворнику?»

(2 младшая)

Дидактическая задача : Закрепить знания об орудиях труда дворника . Развивать внимание, сообразительность. Воспитывать интерес к труду взрослых , желание помогать им.

Игровое правило : Отобрать орудия труда в соответствии с профессией, вспомнить, как они называются и используются.

Игровое действие : поиск карточки, называние предмета.

Словарь : метла, веник, савок, грабли, шланг, лопата, тележка, носилки.

Ход игры : Воспитатель предлагает вспомнить, кто наводит порядок на территории детского сада. Какими инструментами он пользуется в своей работе. Выкладывает на доске карточки, предлагает детям отобрать предметы, необходимые для работы дворника.

Итог игры : При правильном ответе дети хлопают в ладоши.

«Кому что нужно для работы?»

(старшая, подготовительная)

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда . Воспитывать интерес к труду взрослых , желание самим трудиться . Развивать память, мышление.

Игровое правило : закрывать карточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету.

Игровое действие : поиск карточек.

Словарь : носилки, кран, мастерок, витрина, бидон и т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает большие карточки с изображением людей определенной профессии. Предлагает отобрать среди маленьких карточек те, на которых изображены предметы необходимые людям данной профессии.

Итог игры : Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее всех.

«Кем быть?»

(старшая, подготовительная)

Дидактическая задача : Закрепление, уточнение и углубление знаний детей о труде людей разных профессий. Учить называть орудия труда , используемые в работе, предметы спец. одежды. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям труда , интерес к различным профессиям

Словарь : овощевод, птичница, садовод, тракторист, механизатор, музыкант, строитель, художник, ферма, сад, поле, вырастить, ухаживать, трудолюбие , заботливые, приносить пользу.

Игровое правило : о содержании картинки, рассказывает ребёнок, названный ведущим

Игровое действие : выбирать, рассказывать.

Ход игры : Воспитатель беседует с детьми о людях разных профессий. Рассказывает, что труд ценится всеми и приносит радость им самим, Люди труда заботливы , честны и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Они правдивы, трудолюбивы , скромны, веселы и радостны. Воспитатель показывает детям картинки, дети выбирают понравившуюся профессию, рассказывают о ней подробно и интересно. Говорят, кем хотели бы быть, когда вырастут

Итог : Дети наиболее удачно и полно рассказавшие о профессии, поощряются воспитателем.

Светлана Савинская
Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3–5 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Подготовила воспитатель

МБДОУ № 42

С. А. Савинская

1. АННОТАЦИЯ 3

2. РЕЦЕНЗИЯ 4

3. Картотека

в младшей группе 5

труде

(младшая группа) 10

5. Потешки для детей в режимных моментах

(младшая группа) 14

6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в средней группе 22

7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26

8. Потешки для детей в режимных моментах

(средняя группа) 29

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

АННОТАЦИЯ

Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения.

Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний о труде .

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку , вызывают интерес к труду взрослых , желание самим трудиться .

Игры , предложенные вниманию детей , должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно – образовательной работы.

Дети, которые умеют трудиться , знают цену трудовых усилий , уважают и труд других людей , скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи!

Приучая детей к труду необходимо использовать в работе методы , как «художественное слово» , народные пословицы и поговорки о труде , а также потешки для детей в режимных моментах .

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная методическая разработка предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Картотека игр разработана с целью оказать помощь педагогам в их творческой работе по трудовому воспитанию дошкольников через дидактические игры , народные пословицы и поговорки, народные приметы, сказки, загадки, песни, заклички, а также через потешки в режимных моментах.

Данная методическая разработка поможет воспитателю организовать труд детей и руководить их трудовой деятельностью таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд , труд товарищей и труд людей .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(пилотный вариант)

2. Куцакова Л. В. .

«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических миром

7. Сайт maam. ru

1. АННОТАЦИЯ 3

2. РЕЦЕНЗИЯ 4

3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в младшей группе

4. Народные пословицы и поговорки о труде

(младшая группа

5. Потешки для детей в режимных моментах

(младшая группа)

6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в средней группе

7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26

8. Потешки для детей в режимных моментах

(средняя группа)

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Цель трудового воспитания : формирование

положительного отношения детей к труду .

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ :

Младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда .

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым .

4. Приобщать детей к самообслуживанию

5. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности .

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду , желание трудиться .

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо) .

4. Разъяснять детям значимость их труда .

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в младшей группе

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель : Учить детей сервировать стол , называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры : Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда) . Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель : Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях ; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры : Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла) .

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы) .

Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.

А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия , в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов , соответствующих тому или иному виду труда , или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы . Например : ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена : один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах . Знакомить с профессиями.

Ход игры

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например : это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов .

Например : клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде .

«Кто это делает?»

Цель : упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.

«Кто что делает?»

Цель детей о труде (трудовых операциях ) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, и т. д.

«Исправь ошибку»

Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель : расширять представления детей о предметах , необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии) »

Цель : упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача : стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь» , швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.

(с мячом)

Цель : учить детей

Потешки для детей в режимных моментах

При умывании

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

Нам водичка - добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки все польем,

А потом играть пойдем.

Говорим тебе - спасибо,

Ты даешь ребятам силу.

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою :

Кипяченой, ключевой.

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, После сна и перед сном.

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в средней группе

«Угадайте, что я делаю?»

Цель : Расширять у детей представление о трудовых действиях . Развивать внимание.

Ход игры

Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят :

Что ты делаешь – мы знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия , показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.

Например :

Чистит пылесосом пол

Забивает гвоздь

Едет на машине

Стирает

Несет ведро с водой

Протирает зеркало

Трет на терке

«Назови профессию»

Цель : учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Ход игры

Воспитатель называет машины , транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Например :

Трактор – тракторист

Машина «Такси» – шофер (таксист)

Экскаватор – экскаваторщик

Комбайн – комбайнер

Подъемный кран – крановщик

Поезд – машинист

Корабль – капитан

Самолет – летчик (пилот)

Космический корабль – космонавт

Пожарная машина – пожарный

Бульдозер – бульдозерист

«Угадай профессию»

Цель : расширять у детей представление о профессиях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов . Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда .

Например :

Сад – садовод

Цветы – цветовод

Пчела – пчеловод

Гаечный ключ – слесарь

Ведро и швабра – уборщица

Билет – кондуктор

Касса – кассир

Рубанок – столяр

Краска и кисть – маляр

Мастерок – штукатур

Кульман – инженер

Компьютер – программист

Шприц – медсестра

Огнетушитель – пожарный

«Кто где работает?»

Цель : уточнить представления детей о том , где работают люди разных

профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду ;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель : расширять представления детей о том , какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель .

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры … музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель : учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель : упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,

Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты) .

Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)

Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.

«Кто на фото?» ; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель : закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада .

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке : как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

Пословицы и поговорки о труде

Человек рожден для труда .

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что потрудился , то и поел.

Воля и труд дивные всходы дают .

Не потрудиться , так и хлеба не добиться.

Кто хорошо трудится , тому есть чем хвалиться.

Труд человека кормит , а лень портит.

Наше счастье в общем труде .

Кто трудиться , тот и пользуется.

Без труда нет добра .

Без труда меду не едят .

Трудовая денежка - мозольная .

Труд кормит и одевает .

Не замочив рук, не умоешься.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.

Без хорошего труда нет плода .

Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится .

Зажиточно жить - надо труд любить .

Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

Дитя любит ласку, а станок - смазку.

Не следи за гудком, а следи за станком.

Труд при учении скучен , да плод от учения вкусен.

Труда много , а добычи мало.

Трудовая денежка до веку живет.

Трудовое беспорочно , хоть мало, да прочно.

В труде победить - мир укрепить.

В труде рождаются герои .

Где труд , там и счастье.

Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.

От бессонницы трудом лечатся .

Кто любит трудиться , тому есть чем похвалиться.

Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

Тот ничего не боится, кто честно трудится .

Труда не терпев , и чести не будет.

Чести без труда не сыскать .

Без труда в саду нет плода .

Без труда и отдых несладок .

Без труда и палку не выстругаешь.

Без труда не проживешь .

Без трудностей труд немыслим .

Без успеха в учебе нет успеха в труде .

Без учебы и труда не придет на стол еда.

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Без хлопот и труда растет не кукуруза , а лебеда.

Благо жизни - в труде .

Бог труды любит .

Старание и труд свое возьмут .

Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

Трудовая копейка впрок идет .

Трудолюбив как муравей .

Трудящиеся едят , нетрудящиеся глядят .

У нас самый счастливый - человек трудолюбивый .

Хотя с трудом , да шло бы в дом, а нет труда , нет плода.

Трудовая денежка всегда крепка.

Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет .

Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная - ребром торчит.

Трудовая копейка велика .

Здоров в еде, да хил в труде .

Без труда жить - только небо коптить.

Где успехи трудовые , там и горы зерновые.

Земля труд любит .

Кто первый в труде , тому слава везде.

Потешки для умывания

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Водичка – водичка.

Водичка – водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

С ухмылкою :

Если б грязнуля вспомнил

про мыло –

Мыло его, наконец бы отмыло.

Эй вечерняя звезда!

Эй, вечерняя звезда!

Поскорей лети сюда

И за стол со мной садись,

Кашей нашей угостись.

Кашкой толокняной,

Из чашки деревянной!

Люли, люли, люленьки.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить :

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет : «кашкою» ,

Другой – «Простоквашкою» ,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком»Ванечка Ванюша.

Ванечка, Ванюша,

Кашу всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладошки,

И погладь ты кошку.

Варись – варись кашка.

Варись – варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Ай, качи, качи, качи.

Ай, качи, качи, качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам оставили бараночки.

Лепим, лепим, пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки,

У нашей бабушки

Потешки при одевании

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся играть

Завязали Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки – сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н,Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. 352с.

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду .

Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.

3. Голицына Н,С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 2- я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

4. Голицына Н. С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2- 7 лет. - М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром : Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

Игра «Кому это нужно?»

Цель .
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Цель .
Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.