Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота. Дмитровская родительская суббота. Смерти нет

Подходит старушка, приехала в собор из деревни: – Батюшка, вот сестра-покойница что-то нехорошо снится… Это к чему, молиться за упокой надо? – Надо, матушка… – Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть сестру-то…

– поминальная суббота перед днем памяти великомученика (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году . Читайте также.

Ди-мит-ри-ев-ская ро-ди-тель-ская суб-бо-та - один из ос-нов-ных по-ми-наль-ных дней рус-ско-го Пра-во-слав-но-го ка-лен-да-ря.

Во-об-ще же каж-дая суб-бо-та - осо-бый день для хри-сти-ан. К суб-бо-те, по биб-лей-ско-му по-вест-во-ва-нию, за-вер-ши-лось тво-ре-ние ми-ра, и она ста-ла «днем по-коя», - по-это-му мы на-зы-ва-ем этот - по-след-ний день неде-ли (под-чёр-ки-ваю - по-след-ний!) несколь-ко из-ме-нен-ным ев-рей-ским сло-вом шаб-бат ). Но в этот же день уснув-ший пло-тью Хри-стос за-вер-шил вос-со-зда-ние это-го «об-вет-шав-ше-го» - вет-хо-за-вет-но-го - ми-ра и, сой-дя во ад, воз-ве-стил на-ча-ло но-вой жиз-ни. Помни-те тро-парь из Пас-халь-ных Ча-сов? «Во гро-бе пло тски (пло-тью), во а де же с душе ю (ду-шой), я ко (как) Бог, в раи (раю) же с раз-бой-ни-ком, и на пре-сто-ле был еси , Христе , со Отце м и Ду-хом, вся ис-полня я неопи сан-ный».

По-это-му в каж-дую суб-бо-ту со-вер-ша-ет-ся по-ми-но-ве-ние усоп-ших, - не по-ки-нув-ших нас на-все-гда, но тер-пе-ли-во жду-щих по-след-не-го дня все-об-ще-го Вос-кре-се-ния. Сре-ди этих дней вы-де-ля-ют-ся осо-бые об-ще-цер-ков-ные еже-год-ные - «ро-ди-тель-ские суб-бо-ты», на-зван-ные так по-то-му, что каж-дый хри-сти-а-нин мо-лит-ся преж-де все-го за сво-их ро-ди-те-лей.

Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та по-лу-чи-ла своё на-зва-ние от име-ни свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ди-мит-рия, ко-мен-дан-та гре-че-ско-го го-ро-да Со-лу-ни (или Фес-са-ло-ник), каз-нён-но-го за ис-по-ве-да-ние хри-сти-ан-ства в 306 го-ду (его па-мять 26 ок-тяб-ря / 8 но-яб-ря). Он был че-ло-ве-ком во-ен-ным - и по-то-му счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем во-и-нов, а на ико-нах изо-бра-жа-ет-ся в до-спе-хах и с ко-пьем. Уста-но-вил же этот день, со-глас-но пре-да-нию, дру-гой Ди-мит-рий - наш слав-ный ве-ли-кий князь Ди-мит-рий Дон-ской - по-сле зна-ме-ни-той Ку-ли-ков-ской бит-вы, слу-чив-шей-ся 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, то есть в празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю).

«И оста-вал-ся ве-ли-кий князь за До-ном на том ме-сте во-семь дней, - от-ме-ча-ет ле-то-пи-сец, - до тех пор, по-ка не смог-ли от-де-лить хри-сти-ан от нече-сти-вых та-тар: ко-го смог-ли, схо-ро-ни-ли, а о про-чих зна-ет Бог, ведь со-вер-ши-лось это Бо-жьим су-дом. И ве-лел ве-ли-кий князь свя-щен-ни-кам петь над-гроб-ные пес-но-пе-ния над уби-ты-ми, и вос-пе-ли свя-щен-ни-ки веч-ную па-мять всем пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам, уби-тым та-та-ра-ми на по-ле Ку-ли-ко-вом, меж-ду До-ном и Ме-чей. И сам ве-ли-кий князь со сво-им бра-том и остав-ши-ми-ся во-и-на-ми воз-гла-си-ли гром-ким го-ло-сом с пла-чем и сле-за-ми мно-ги-ми веч-ную па-мять» (Ска-за-ния и по-ве-сти о Ку-ли-ков-ской бит-ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж-дый год суб-бо-та, пред-ше-ству-ю-щая дню па-мя-ти Ди-мит-рия Со-лун-ско-го, по-свя-ща-ет-ся хри-сти-ан-ско-му по-ми-но-ве-нию усоп-ших, в первую оче-редь - по-ми-но-ве-нию во-и-нов, «на по-ле бра-ни за Оте-че-ство жизнь свою по-ло-жив-ших» .

Юрий Ру-бан
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия


За-упо-кой-ное Апо-столь-ское чте-ние

Я ни-че-го не мо-гу де-лать Сам от Се-бя: как слы-шу - так и сужу, и суд Мой спра-вед-лив; по-то-му что не ищу Мо-ей во-ли, но во-ли по-слав-ше-го Ме-ня [От-ца]».

При-ме-ча-ния

Хо-чу на-пом-нить, что в XIV ве-ке 8-е сен-тяб-ря по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю со-от-вет-ство-ва-ло 16-му сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му (хо-тя сам этот ка-лен-дарь был вве-дён позд-нее). Это и есть ис-то-ри-че-ски без-услов-ная да-та Ку-ли-ков-ской бит-вы. По-это-му по-пыт-ки от-ме-чать это со-бы-тие в на-сто-я-щее вре-мя 21 сен-тяб-ря, сов-ме-щая с празд-ни-ком Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ва-ны на эле-мен-тар-ной хро-но-ло-ги-че-ской без-гра-мот-но-сти. (Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы при-хо-дит-ся на 21 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю толь-ко в XX—XXI сто-ле-ти-ях; в XXII ве-ке сме-стит-ся на 22 сен-тяб-ря и т. д.)

Ра-ди ис-то-ри-че-ской спра-вед-ли-во-сти сле-ду-ет сде-лать уточ-не-ние. Эта суб-бо-та - наш на-цио-наль-ный по-ми-наль-ный день, ос-но-ван-ный на пре-да-нии. По-это-му Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты нет ни гре-че-ском, ни да-же в Рус-ском офи-ци-аль-ном Цер-ков-ном уста-ве (Ти-пи-коне). Непо-сред-ствен-ное уча-стие в его уста-нов-ле-нии Ди-мит-рия Дон-ско-го то-же под-вер-га-ет-ся обос-но-ван-но-му со-мне-нию. Как пи-шет из-вест-ный ав-тор мно-го-крат-но пе-ре-из-да-вав-ше-го-ся ру-ко-вод-ства по бо-го-слу-жеб-но-му уста-ву, «Ди-мит-рий Дон-ской, по-сле по-гре-бе-ния уби-тых на по-бо-и-ще, при-ка-зал там со-вер-шить па-ни-хи-ду по ним. За-тем, воз-вра-тясь в Моск-ву 21 сен-тяб-ря (29 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. - Ю. Р.), по-ве-лел по всем церк-вам её от-пра-вить па-ни-хи-ду об уби-ен-ных. На-ко-нец, по при-бы-тии в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву лав-ру, при-ка-зал и там со-вер-шить па-ни-хи-ду (Рус-ская ле-то-пись по Ни-ко-нов-ско-му спис-ку, изд. Имп. Ака-де-мии на-ук, т. IV, с. 124). В ле-то-пи-сях не ска-за-но, чтобы Ди-мит-рий Дон-ской ука-зал для по-ми-но-ве-ния во-и-нов суб-бо-ту пред Дмит-ри-е-вым днем <…>», то есть пред днём сво-е-го те-зо-име-нит-ства. «Есте-ствен-но ду-мать, что по-сле кон-чи-ны его на-зна-че-на суб-бо-та пред Ди-мит-ри-е-вым днём для по-ми-но-ве-ния усоп-ших» (Ни-коль-ский К., про-то-и-е-рей . По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

При опре-де-ле-нии да-ты Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты в кон-крет-ном го-ду на-до учи-ты-вать сле-ду-ю-щие ка-лен-дар-но-бо-го-слу-жеб-ные по-прав-ки (во из-бе-жа-ние пу-та-ни-цы, да-лее все да-ты - по но-во-му сти-лю). Ес-ли па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го (8 но-яб-ря) при-хо-дит-ся на вос-кре-се-нье, то мы по-лу-ча-ем са-мую позд-нюю Ди-мит-ри-ев-скую суб-бо-ту - 7 но-яб-ря. Ес-ли же па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го при-хо-дит-ся на суб-бо-ту, то эта суб-бо-та не мо-жет быть ро-ди-тель-ской - и па-ни-хи-да пе-ре-но-сит-ся на пред-ше-ству-ю-щую суб-бо-ту (1 но-яб-ря). Но ес-ли с суб-бо-той пе-ред па-мя-тью св. Ди-мит-рия сов-па-да-ет празд-ник Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри (4 но-яб-ря), то Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та со-вер-ша-ет-ся ещё од-ной неде-лей ра-нее. Ис-хо-дя из этих пра-вил, мож-но лег-ко опре-де-лить, что са-мая ран-няя Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та мо-жет быть 28 ок-тяб-ря.

«Сло-вом Гос-под-ним» в Древ-ней Церк-ви на-зы-ва-ли из-ре-че-ния цер-ков-ных про-ро-ков. Наи-бо-лее важ-ные за-по-ми-на-лись и в про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния Пре-да-ния ста-но-ви-лись мис-си-о-нер-ски-ми или ли-тур-ги-че-ски-ми фор-му-ла-ми. (Бла-го-да-рю за это уточ-не-ние ар-хи-манд-ри-та Иан-ну-а-рия. - Ю. Р.)

Хо-ро-шо зна-ко-мое нам гре-че-ское сло-во кри сис пе-ре-во-дит-ся как «раз-де-ле-ние», «суж-де-ние», «суд», «при-го-вор», «спор», «вы-бор», «окон-ча-ние», «пе-ре-лом-ный мо-мент», «кри-зис». Во-пре-ки од-но-знач-но от-ри-ца-тель-но-му ме-щан-ско-му зна-че-нию («ох, ко-гда же за-кон-чит-ся этот оче-ред-ной про-кля-тый кри-зис и на-сту-пит же-лан-ная ста-биль-ность »!), ра-зум-ный хри-сти-а-нин все-гда пре-бы-ва-ет в со-сто-я-нии кри-си-са - то естьв со-сто-я-нии ду-хов-но-го трез-ве-ния и су-да над сво-и-ми мыс-ля-ми, же-ла-ни-я-ми и по-ступ-ка-ми. Так он го-то-вит-ся к то-му, чтобы по-след-ний и окон-ча-тель-ный Страш-ный Суд (= Страш-ный Кри-зис!) Бо-жий не стал для него неожи-дан-ным и «страш-ным» в пря-мом смыс-ле это-го сло-ва.

Ближайшую субботу перед Днём памяти Дмитрия Солунского, который приходится на 8 ноября, православный мир называет Дмитриевской родительской субботой. Долгое время дата существовала, по установлению самого князя Дмитрия Донского, как день памяти по воинам, павшим в Куликовской битве. Однако, по прошествии некоторого времени, уже всех почивших христиан стали поминать в эту субботу.

Неизменными атрибутами Дмитриевской субботы являются панихиды и заупокойные богослужения, посещение могил родственников, особенно родителей, и поминальные трапезы. В церковь верующие приносят различные угощения для неимущих, ставят свечи не к иконам, а на специальный столик - канун, к Распятию, просят в молитвах блаженного упокоения для усопших родных.

В день родительской субботы
Помолись за души тех,
Кто ушел и не вернется,
Чей закончился уж век.

Отслужите панихиду,
Честь воздайте всем родным,
Кто над нами уж летает
Духом славным неземным.

Ведь они нас очень любят,
И помина очень ждут.
Нас от бед и от несчастий
С того света берегут.

В Дмитриевскую родительскую субботу,
Схожу я в храм, за упокой поставлю там свечу,
За упокой душ дорогих тех, кого нет с нами,
За тех, кого так в памяти я бережно храню.

За тех, кто был любимым очень важным,
За тех, кто очень редко навещает сны мои,
Прошу тебя, и ты почти скорее память,
Предков дорогих твоих, им свечку запали.

Дмитриевская родительская суббота пусть будет светлым днём тёплых воспоминаний и уважения усопших близких. Пусть в этот день сердце каждого вспомнит родных, а душа пусть помолится за их упокой.

Если потеряли вы кого-то,
И они уже на небесах,
То невольно в Дмитревску субботу
Слезы появляются в глазах.

Помолитесь вы о милых душах,
Что уже покинули наш мир,
Каждому на свете очень нужно
Помнить тех, кого он так любил.

В День субботы родительской этой
Время вспомнить ушедших родных.
Наполняли родители светом
Нашу жизнь... мы их помним таких...

Пусть их души спокойными будут,
В небесах им пусть будет легко.
Ну, и нас пусть Господь не осудит,
Чтоб все было вокруг хорошо.

Наступила сегодня суббота,
Но совсем не такая, как всегда.
Напомнить мне сегодня вам охота,
Что ее родительской назвали навсегда.

Давайте ж вспомним мы тех близких,
Что покинули уже сей бренный мир,
Лишь светлые воспоминания сохраним мы
О тех, кто был так дорог и любим!

Всех усопших поминаем
Мы, мой друг, сегодня вновь,
Помним их и точно знаем:
Вечно с нами их любовь.
Мы в день Дмитриев особо
Память тех с тобой почтим,
Кто так жизнь любил до гроба
Да судьбу благодарил,
Тех, кто верил, жил, рискуя,
Кто спокойно век прожил...
С праотцами связь такую
Нужно, каждый чтоб хранил.

Ты помяни сегодня всех усопших,
Безвременно покинувших наш свет,
Всех тех, кто в хаты не вернется больше,
Но в наших душах их остался след.

И нищих одари деньгами щедро,
Чтобы родным спокойнее спалось,
Не пожалей ни золота, ни хлеба,
Чтоб в душах их доверие зажглось.

Родители давно уж смотрят с неба,
За тем, что происходит на земле.
Но, кажется, что вот они здесь, рядом,
Как прежде провожают тебя взглядом.
Но стоит лишь открыть глаза -
На волю просится слеза.

В день субботы Дмитриевской
Помяните близких,
Чтобы душ полет
Поднимал лишь в высь их.

Помолитесь тихо,
Свечи все зажгите,
Память об усопших
В душах сохраните.

Мы в Дмитриевскую субботу
Всех усопших вспоминаем,
В церковь ходим, свечки ставим
И молитвы мы за упокой читаем.
А история у этой даты непростая,
Вот она глубокая какая.
Просьба была Димитрия Донского
Про солдат убитых не забыть,
Всем погибшим на Мамаевом побоище
Панихиду попросил он отслужить.

Поздравлений: 30 в стихах, 4 в прозе.

История Дмитриевской субботы достаточно неоднозначна - с одной стороны каждый православный христианин вам скажет, что этот день имеет только православные корни, но историки отметят, что Дмитриева суббота связана также и с языческим прошлым славян. Что ж, сейчас мы постараемся "расставить все по полкам" и подробней разобраться в этом вопросе.

По официальной версии, Дмитриевская родительская суббота установлена в честь воинов, которые пали в Куликовской битве. После победы князь Дмитрий Донской предложил православной церкви каждый год справлять поминовение по павшим в этом сражении воинам. Священнослужители согласились, мотивируя это тем, что во время Куликовской битвы погибли, прежде всего, православные христиане. С течением времени Дмитриевскую субботу отмечали в честь всех воинов, которые когда-либо погибли за русские земли, а затем и вовсе Дмитриевская суббота стала днем поминания всех усопших.

Но, по мнению историков, Дмитриев день имеет более глубокие, языческие, корни. Он приурочен к середине осени, когда наши далекие предки почитали своих умерших пращуров. Вряд ли мы узнаем, чья версия более верна, так что давайте просто узнаем, какие традиции и обычаи существуют у славянских народов и как рекомендует проводить этот день православная церковь.

Славянские обычаи в Дмитриевскую субботу

Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к суровым морозам.

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота . Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Что нужно было старались побелить или починить. Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда - кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

К поминальным пирогам в этот день относились особенно, так как на столе можно было встретить их огромное разнообразие с разными начинками - с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса - жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах. Но вот традиционное и основное было - фаршированная свиная голова.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Так считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Ведь раньше верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома. Потому и старались собрать семью в родовых жилищах. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы. В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим - давали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.

Православные традиции Дмитриевской родительской субботы

Те верующие христиане, кто четко придерживается церковных канонов, приходят на богослужение в церковь вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу в церквях совершают заупокойную Божественную литургию, после чего проводится служба общей панихиды.

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать. Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты - хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Что такое Дмитриевская Родительская Суббота

Родительская суббота — это день поминовения усопших. Подобных дней в году несколько, их устанавливает православная церковь. Некоторые из них имеют фиксированные даты, а некоторые отсчитываются в связи с переходящими православными праздниками. Чтобы не запутаться в датах на следующий год и не пропустить родительские субботы, следите за всеми постами и важными христианскими датами по православному календарю на 2017 год . Дмитриевская суббота особенна тем, что она фактически является последним днем поминовения усопших в году. Как и всегда, в 2016 году он будет 5 ноября. При этом само название и дата выбраны не случайно.

Почему родительская суббота называется Дмитриевской

Правильнее ее называть Дмитровской, и связана она с событиями далекого XIV века. Это были времена правления Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Возвращаясь после битвы и победы, князь посетил Троице-Сергиеву лавру, в которой по погибшим воинам отслужили заупокойную службу и почтили их память всеобщей трапезой. Именно эти события и стали началом поминовения усопших 8 ноября или в ближайшую к этому дню субботу. Однако, Дмитриевской субботой этот день назван по почитании памяти святого Дмитрия Солунского, а не в честь великого русского князя.


Святой Дмитрий Солунский

В православной церкви 5 ноября почитают память святого великомученика Дмитрия Солоунского, который, как и многие другие святые, принял смерть за веру христову. Он был сыном богатого и знатного человека, который тайно исповедовал христианство и крестил сына. Приняв после смерти своего отца значительный пост в государстве, он стал открыто проповедовать христианство и обратил к вере многих горожан. В этот день очень важно молиться о спасении своей души. Например, сильное действие окажет молитва «Верую» , которую можно читать наравне с другими.

Императору об этом доложили и он заключил Дмитрия Солунского под стражу. Христиане были также арестованы и вынуждены сражаться на арене с гладиатором-любимцем императора. Святой Дмитрий укрепил дух одного из христиан и тот смог победить сильного бойца, что очень разгневало императора. Он казнил христианина в тот же день, а на следующий отправил своих воинов в темницу к святому Дмитрию. Они застали его в молитве и тут же пронзили его копьями.

Традиции Дмитровской родительской субботы

Верующие люди в этот день посещают кладбища и заказывают молебны по усопшим родственникам. Церковь почитает в этот день воинов, павших на войне за Отечество. Но поминать можно и нужно в этот день всех усопших близких. Ведь Дмитровская суббота — последний поминальный день в году, в противоположность весенним родительским субботам.

Дмитрию Солунскому молятся о помощи во многих недугах и болезнях. Как считается, этот святой возвращает зрение. Он прибавляет мужества и терпения, которые просто необходимы для многих дел в жизни. Также к Дмитрию Солунскому обращались воины перед битвой, прося о победе.

В народе прекращался осенний брачный сезон и люди начинали готовиться к рождественскому посту. Традиция поминать усопших в начале ноября свойственна не только восточным славянам, но и многим другим народам. В католической церкви за несколько дней до этого также проходит родительская суббота. Македонцы и сербы оставляли в этот период для умерших хлеб и воду, а у хорватов в начале ноября отмечался «День Душ».

Помимо молитв и посещения церкви всегда есть много других очень важных дел. Как их правильно распределить и привлечь удачу вы всегда узнаете в . Желаем вам всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и