1492 год событие в истории. Правление Ивана III

Проект западного морского пути из Европы в Индию был разработан Христофором Колумбом в 1480‑е годы.

Европейцы были заинтересованы в поиске морского пути в Азию, так как в конце XV века все еще не могли проникнуть в азиатские страны наземным путем ‑ его перекрывала Османская империя. Торговцам из Европы приходилось перекупать пряности, шелк и другие восточные товары у арабских купцов. В 1480‑х годах португальцы пытались обогнуть Африку, чтобы проникнуть через Индийский океан в Индию. Колумб же выдвинул предположение, что в Азию можно попасть, двигаясь на запад .

Его теория была основана на античном учении о шарообразности Земли и неверных расчетах ученых XV века.

Монарх создал совет ученых, который рассмотрел и отклонил предложение Колумба.

Не получив поддержки, в 1485 году Колумб отправился в Испанию. Там в начале 1486 года он был представлен королевскому двору и получил аудиенцию у короля и королевы Испании ‑ Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской.

Королевская чета заинтересовалась проектом западного пути в Азию. Для его рассмотрения была создана специальная комиссия, которая летом 1487 года вынесла неблагоприятное заключение. Испанские монархи отложили решение об организации экспедиции до окончания войны с Гранадским эмиратом (последнее мусульманское государство на Пиренейском полуострове).

В 1492 году после длительной осады Гранада пала , и южные территории Пиренейского полуострова были присоединены к Испанскому королевству.

После долгих переговоров испанские монархи согласились субсидировать экспедицию Колумба.

17 апреля 1492 года королевская чета заключила с Колумбом договор ("капитуляция") в Санта‑Фе, пожаловав ему дворянское звание, титулы адмирала Моря‑Океана, вице‑короля и генерал‑губернатора всех островов и материков, которые он откроет. Должность адмирала давала Колумбу право выносить решение в спорах, возникающих по делам торговли, должность вице‑короля делала его личным представителем монарха, а должность генерал‑губернатора обеспечивала высшую гражданскую и военную власть. Колумбу предоставлялось право на получение десятой доли всего найденного в новых землях и восьмой доли прибылей от торговых операций с иностранными товарами.

9 августа она подошла к Канарским островам. После ремонта "Пинты", давшей течь, на острове Гомера корабли 6 сентября 1492 года, взяв курс на запад, начали переход через Атлантический океан.

16 сентября 1492 года на пути экспедиции стали появляться пучки зеленых водорослей, которых становилось все больше и больше. Через это необычное водное пространство корабли шли три недели. Так было открыто Саргассово море.

12 октября 1492 года с борта "Пинты" была обнаружена земля. Испанцы достигли островов Багамского архипелага - первой встреченной ими земли в Западном полушарии. Этот день считается официальной датой открытия Америки .

13 октября 1492 года Колумб высадился на берег, водрузил на нем знамя Кастилии и, составив нотариальный акт, формально вступил во владение островом. Остров был назван Сан‑Сальвадором. На нем проживали араваки ‑ народ, который через 20‑30 лет был полностью уничтожен. Туземцами Колумбу были подарены "сухие листья" (табак).

14‑24 октября 1492 года Колумб подходил еще к нескольким Багамским островам. В домах местных жителей европейцы впервые увидели гамаки.

Узнав от аборигенов о существовании на юге богатого острова, Колумб 24 октября покинул Багамский архипелаг и поплыл дальше на юго‑запад. 28 октября флотилия подошла к берегам Кубы, названной Колумбом Хуаной. Общаясь с местными жителями, Колумб решил, что находится на одном из полуостровов Восточной Азии. Ни золота, ни пряностей, ни крупных городов испанцы не нашли. Колумб, полагая, что достиг самой бедной части Китая, решил повернуть на восток, где, по его представлениям, лежала более богатая Япония. Экспедиция двинулась на восток 13 ноября 1492 года.

21 ноября 1492 года капитан "Пинты" Пинсон увел свой корабль, решив самостоятельно искать богатые острова. Два оставшихся судна продолжали путь на восток, пока не достигли мыса Майси на восточной оконечности Кубы.

6 декабря 1492 года Колумбом был открыт остров Гаити, названный Эспаньолой из‑за сходства его долин с землями Кастилии. Далее, продвигаясь вдоль северного берега, испанцы открыли остров Тортуга.

Двигаясь вдоль северного побережья Эспаньолы, экспедиция 25 декабря 1492 года подошла к Святому мысу (ныне Кап‑Аитьен), где "Санта‑Мария" села на рифы. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля был построен форт, названный Навидад ("Рождество"). Колумб оставил в качестве личного состава форта 39 моряков, а сам 4 января 1493 года вышел в море на "Нинье".

16 января 1493 года оба корабля взяли курс на северо‑восток, пользуясь попутным течением - Гольфстримом.

12 февраля 1493 года поднялась буря, и в ночь на 14 февраля корабли потеряли друг друга из виду.

15 февраля 1493 года "Нинья" достигла земли. Но только 18 февраля ей удалось пристать к берегу. Обнаруженный остров было решено назвать в честь погибшего корабля экспедиции Санта‑Мария (остров Азорского архипелага).

24 февраля 1493 года "Нинья" покинула Азорские острова. 26 февраля она вновь попала в бурю, которая 4 марта прибила ее к берегу Португалии. 9 марта 1493 года "Нинья" бросила якорь в порту Лиссабона. Жуан II дал Колумбу аудиенцию, на которой мореплаватель известил короля об открытии им западного пути в Индию.

13 марта "Нинья" смогла отплыть в Испанию. 15 марта, на 225‑й день плавания, она вернулась в порт Палос . В тот же день туда пришла и "Пинта". Колумб привез с собой туземцев (которых в Европе назвали индейцами), немного золота, а также невиданные ранее в Европе растения (кукурузу, картофель, табак) и перья птиц.

Фердинанд II Арагонский и Изабелла Кастильская оказали Колумбу торжественный прием и дали разрешение на новую экспедицию.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Предсказания о последних временах смущали не только сектантов, но и православных. Хотя не в человеческой власти знать "времена и сроки", в России скорое наступление конца света ожидали и в 1000 году, и в 1492, и в 1666 и еще много раз вплоть до наших дней

1000 год

Первый раз известия о конце света пришли на Русь аж в 1000 году. Апокалиптические "новости" доносились из Европы, давным-давно принявшей христианство. Но первый блин вышел, так сказать, комом – Русь только-только становилась православной, и летоисчисление велось еще не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. Поэтому то, что для европейцев было пугающим тысячным годом, имеющим привкус "тысячелетнего Царствия Божьего", после которого, согласно Апокалипсису Иоанна Богослова, и должен был начаться конец света, на Руси было всего лишь 6508 годом от Сотворения мира. Дата, как видим, ничем особо не примечательная. Да и христианство на Руси еще толком не прижилось, не распространилось. Поэтому общеевропейский конец мира мы пропустили.

1037 год

Но долго ждать не пришлось – всего через три с лишним десятка лет, в 1037 году, был объявлен новый конец света. Высчитывался он следующим образом: отмерялась тысяча лет не со дня Рождества, а со дня Распятия Христова в 33 году, и прибавлялось еще 3,5 года, отводимое на правление Антихриста (непонятно, кстати, почему эти антихристовы годы не были предусмотрены в прошлый раз). В этот раз Русь вместе с Европой ждала Апокалипсиса уже напряженнее, но все еще без лишнего фанатизма. Пронесло и на сей раз, 1037 год прошел, а ни Антихриста, ни Конца Света не случилось.

1492 год

Зато воображение русского народа вовсю разыгралось спустя четыреста лет – в 1492 году. И дело было вовсе не в том, что Колумб в это время открыл Америку. Нет, просто 1492 год, если считать от Сотворения мира – 7000. Семь тысяч лет приравняли к семи дням творения, после которых Господь "опочил от всех дел Своих". Про восьмой день в книге Бытия, как известно, ничего не сказано – следовательно, его и нет! И не будет…

Вера в то, что семью тысячами лет все и закончится, была настолько сильна в народе и в Церкви, что Пасхалии на следующий год не рассчитывались – а зачем? – а крестьяне не пахали и не сеяли, поля стояли пустыми, народ постился, молился и усиленно готовился к Апокалипсису.

Великий Князь Иоанн Васильевич III был уверен, что Господь Иисус Христос во время Своего славного Второго Пришествия придет именно на Русь. Была легенда, что Он въедет через ворота Спасской башни, выстроенной в 1491 году (6999 год от Сотворения мира).

В это время возникла на Руси и ересь жидовствующих, призывавшая Церковь вернуться к корням "чистого" иудаизма. Хотя, судя по тому, что жидовствующие несли с собой любовь к астрологии и прочим "эзотерическим" знаниям, логично предположить, что подлинным их источником был не ветхозаветный иудаизм, а каббала или богомильские секты с иудейским уклоном.

Жидовствующие критиковали власти Православной Церкви, но за этим усматривалось, скорее, европейское влияние, нежели какое-либо иное. В Европе-то как раз 1492 год в качестве Конца Света не рассматривался, а почему бы не воспользоваться эсхатологическими настроениями на Руси?

На это время приходится и спор преподобного Нила Сорского с преподобным Иосифом Волоцким. Весы колебались между отказом Церкви и монастырей от светских владений ради полного обеднения и спасения через отрицание всех земных благ – и сохранением монастырских уделов при обителях.

А тем временем конец света снова не настал! Наступил 1493 год, 7001 от Сотворения мира, жизнь продолжалась без изменений… точнее, продолжалась бы, если бы русский народ не устроил себе Апокалипсис собственными руками. Ведь прошлым годом не пахали и не сеяли! Наступил голод на Руси, и для многих в самом деле пришел Суд Господень.

Еще трижды в том столетии ждали конца света: в 7007, 7070 и 7077 годах – но уже не с той же уверенностью и экзальтацией.

1666 год

Наверное, больше всего горя и смуты на Русь принес 1666 год – самый страшный по апокалиптическим ожиданиями. Шутка ли! Страшные три шестерки так и намекали, что "зверь, выходящий из бездны" близок. Незадолго до этой даты появились новые движения, предвещавшие близкий конец света – например, заволжские "лесные старцы", отличавшиеся крайним аскетизмом, запредельно строгим постом и полным отказом от всего мирского. Пост в их исполнении нередко приводил к смерти постящихся… И везде, всюду раздавались речи о "порче" церковной иерархии.

В этом зловещем году происходит разрыв в симфонии Церкви и государства. Патриарх Никон мечтает о превосходстве Церкви над светской властью. Он проводит известную обрядовую реформу, унифицируя православие под новогреческий обряд (похожий на то, что было в то время у Польши, Малороссии, Белоруссии и у южных славян). Унификация, с точки зрения Никона, должна была в конечном итоге вознести престол Русской Церкви над прочими православными Церквями, и Москва должна была стать неким подобием Ватикана.

Но не духовными путями, не так, как мечтал, скажем, прп. Иосиф Волоцкий, говоривший, что во времена всеобщий апостасии верные Христу люди сами придут на Русь и под власть Руси. Нет – все должно было свершиться административными методами, будто бы патриарх Никон не верил в идею Москвы, как Третьего Рима.

Реформы Никона сеяли смуту в и без того смущенных умах. В 1666 году на Руси. Люди ждали, что Царь-Колокол возвестит Конец Света, и готовились к нему, как могли: строжайшим постом, вплоть до полного отказа от пищи и голодной смерти. Среди тех, кто не принял реформы Никона, распространялись страшные мечтания: сохранить свою душу можно путем "огненной смерти", сожжения себя живьем. И горели люди, горели целыми избами, веря, что таким образом спасаются для жизни вечной. Те, кто не готов был гореть, уходили в леса и там ждали конца света, лежа в гробах. О таких свидетельствует народный духовный стих тех времен:

"Уйду в лес еловый,

Лягу в гроб сосновый,

Буду там лежать,

Конца света поджидать.

Ангелы вострубят

И меня разбудят".

Но ангельских труб в ту годину вновь не дождались. Впрочем, удар Церкви был все же нанесен, но не дьявольскими, а человеческими руками. Патриарх Никон со своими мечтами о "православном папстве" был низложен, и Собор 1666-1667 годов поставил почитание царя выше духовной власти. Чем это аукнулось – известно нам из истории Петра I, его издевательств над Церковью, "Всепьянейшего собора" и прочих кощунств… Старообрядцы считали Петра антихристом.

1812 год

После такого тяжелого "конца света своими руками" требовалось немного перевести дух прежде чем назначать новый. Но прошло несколько сотен лет, наступил XIX век. И на горизонте замаячил новый Антихрист – французский император Наполеон Бонапарт. Вылезший из грязных кровавых пеленок Французской революции, дравший на части Европу Наполеон быстро завоевал почетное звание "врага рода человеческого". А уж когда он напал на Россию, то его практически единодушно признали Антихристом.

Наполеона проклинали во всех церквях. Вновь всплыли злосчастные три шестерки – петербуржский свет, пользуясь модными в то время масонскими методами, высчитал, что значение букв в словосочетании "l’EmpereurNapoleon" составляет 666, число апокалиптического зверя.

Немудрено, что победа над Наполеоном приравнивалась к победе над антихристом и воскресила в русских сердцах веру в то, что именно Россия стала защитницей всего мира от дьявольского правления. Вера в это была настолько сильна, что в 1814 году, когда составлялся Рождественский молебен о "победе над галлами" святитель Филарет Московский предложил в качестве паремийного чтения на молебне использовать текст Апокалипсиса:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".

Но Синод не разделил мнение святителя и все-таки не захотел толковать Апокалипсис сообразно сиюминутной политической ситуации.

1991 год

В этот год в один день праздновались Воскресение Христово и Благовещения. Такое совпадение бывает чрезвычайно редко, и называется "Кириопасха". В переводе с греческого это означает "Пасха Господственная". Предыдущий раз Кириопасха приходилась на 1912 год, а в следующий раз будет только 2075 году. В тогда СССР на всех парах к распаду несся, люди боялись голода, войнами и военными слухами новостной эфир полнился исправно: в Персидском заливе только что прошла операция "Буря в пустыне", и Америка победила "царя вавилонского", в Югославии уже шли "события", да и сам "Союз нерушимый" раздирали межнациональные конфликты. После тысячелетия Крещения Руси церкви только-только стали открываться, но среди верующего народа нет-нет, да и возникали слухи, что открываются, но "на малое время".

11 января были переданы Церкви обретенные осенью 1990 года в запасниках Музея религии и атеизма мощи прп. Серафима Саровского, с именем которого связывается много пророчеств о грядущих судьбах России и мира.

Так что разговоров о том, что время близко, было много. Это сейчас комментарий священника на ТВ событие рядовое, а в те времена он был еще в диковинку. И вот по советскому центральному телевидению накануне Кириопасхи выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский. Он объяснял, что бояться нечего, и такие совпадения бывают, и не всегда предвещают крупные события.

Конца света в 1991 году не наступил, но 1 августа мощи прп. Серафима были поставлены в Дивеево после крестного хода через всю Россию, 19 августа, на Преображение, был путч, а в декабре распался Советский Союз.

1999 год

Очередной громкий "конец света", ожидаемый в России, помнит, наверное, каждый из нас. Его предрекали на 1999 год – мол, если не случилось в 1666 году, то наверняка случится сейчас: коварные три шестерки просто-напросто перевернулись и представились девятками. 1999 год прошел (по меркам 90-ых годов) более-менее мирно, если не считать внезапного ухода в отставку президента России Бориса Ельцина за несколько часов до нового 2000 года и даже компьютерные коды не повредились, несмотря на широко обсуждавшуюся в те времена "проблему миллениума".

В 2000 году от Рождества Христова, кстати, конца света ждали так же, практически не переводя дыхания, но это ожидание не было основано ни на чем серьезном, кроме как на обывательской "мистике" круглых дат.

3 августа 1492 года началась первая экспедиция испанского мореплавателя, уроженца Генуи, Христофора Колумба на трех судах - «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья», которые он вывел из гавани испанского города Палос-де-ла-Фронтера.

Опираясь на античное учение о шарообразности Земли и неверные расчеты ученых XV века, Христофор Колумб рассчитывал открыть кратчайший морской путь из Европы в Индию. В период между 1492 и 1504 годами путешественник предпринял четыре исследовательских экспедиции по указу испанских Католических королей. События этих экспедиций он описывал в своём бортовом журнале. К сожалению, оригинал журнала не сохранился, однако монах-доминиканец Бартоломе де Лас Касас сделал частичную копию этого журнала, дошедшую до наших дней, благодаря которой стали известны многие детали описанных походов.

В свою первую экспедицию Колумб снарядил три судна. Флагманом этой эскадры была каракка «Санта-Мария» (капитан Хуан де ла Коса), вторым судном была «Пинта» (капитан Мартин Алонсо Пинсон) и третьим было судно под названием «Нинья» (капитан Висенте Яньес Пинсон, штурман Санчо Руис да Гама). Общая численность команды всех судов составила 100 человек. 3 августа 1492 года эта флотилия покинула кастильскую гавань Палос-де-ла-Фронтера и взяла курс на Канарские острова.

Достигнув Канар, экспедиция повернула на Запад, пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где высадилась 12 октября 1492 года. Этот день стал официальной датой открытия Америки.

Однако сам Колумб считал эти новые земли Восточной Азией - окрестностями Китая, Японии или Индии. В дальнейшем, довольно долго, эти новооткрытые территории именовались европейцами Вест-Индией, буквально «Западной Индией». Название родилось от того, что к этой «Индии» нужно было плыть на запад, в противовес собственно Индии и Индонезии, которые в Европе долгое время назывались Ост-Индией или, буквально, «Восточной Индией».

Известно, что ранее в своем обращении к испанским монархам Фердинанду и Изабелле об организации экспедиции Колумб писал, что он намеревается плыть «в Чипангу, оттуда в Катай, а оттуда - в обе Индии». «Обеими Индиями» в средневековой картографии назывались современные Индия и Эфиопия, «Катаем» - Китай, а под «Чипангу» понимали Японию, о которой ещё Марко Поло рассказывал небылицы, будто бы там «крыши домов устланы чистым золотом». Таким образом, первоначальной своей целью Колумб считал именно Японию, а вовсе не Индию, как это часто утверждается.

Колумб посетил ряд других Багамских островов, а в декабре открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря 1492 года - открыт остров Гаити, который Колумб назвал Эспаньолой, потому что его долины показались ему похожими на земли Кастилии. Продвигаясь вдоль северного берега, испанцы открыли остров Тортуга.

В ночь на 25 декабря корабль «Санта-Мария» сел на риф, но людям удалось спастись. В январе 1493 года Колумб завершил обследование северного берега Гаити и двинулся в обратный путь. В феврале два его оставшихся корабля попали в жестокий трехдневный шторм и потеряли друг друга. К счастью оба судна уцелели и в один и тот же день - 15 марта вернулись в Кастилию.

Свою вторую экспедицию 1493−1496 годов Колумб возглавил уже в чине адмирала и в должности вице-короля вновь открытых земель. Она состояла из 17 судов с экипажем свыше полутора тысяч человек. В ноябре 1493 года Колумб открыл острова Доминика и Гваделупа, повернув на Северо-Запад - еще около 20-ти Малых Антильских островов, в том числе Антигуа и Виргинские. В последующих экспедициях Колумб открыл Большие Антильские острова, побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.

Открытия Колумба имели всемирно-историческое значение, поскольку лишь после его плаваний американские земли появились на географических картах Европы. Они также способствовали пересмотру средневекового мировоззрения и возникновению колониальных империй.

04:12 pm - Год 1492: конец света или начало истории?
Предисловие
Краткое содержание

Далее следует тезисное изложение основного содержания этой книги. Доказательства тезисов приводятся в соответствующих главах. Там же читатель найдет обсуждение и других тезисов и сюжетов, связанных с общей темой главы.

Вся книга делится на две части
Первая, состоящая из трех книг, носит название «Днепр и Волга».

Принято считать началом российского государства Киев на Днепре, могучую некогда Киевскую Русь. Однако существует достаточное количество аргументов, опровергающих возможность существования такого государства. Критике концепции Киевской Руси на Днепре, а также поиску источника мифа о ней и определению, кто, когда и зачем внедрил этот миф в русскую историографию, посвящена Первая книга «Кто написал Киевскую Русь? ». Мы также поговорим о том, какая реальность стоит за мифом о Киевской Руси на Днепре.

Глава 1 «Испытание топографией»
В «Повести временных лет» (ПВЛ) в рассказе о крещении Руси святым Андреем и о его путешествии говорится, что Днепр впадет в Черное море тремя руслами. Но ведь у Днепра одно русло, а тремя руслами в Черное море впадает Дунай.
Если Киевская Русь находилась на Дунае, то сразу снимаются многие противоречия традиционной версии. Логичным становится путешествие святого Андрея в Рим через Дунай, в отличие от странного маршрута в Рим из Черного моря по Днепру. Крайне сомнительными выглядят и походы киевских князей и купцов в Константинополь по несудоходному вплоть до 18 века из-за порогов Днепру. А вот торговый путь из Варяжского Поморья или Померании в Константинополь (из варяг в греки) по Эльбе и Дунаю был известной и важной торговой артерией Европы. Населенные пункты с названиями из так называемой древнерусской истории - Киев, Киевец, Новград, Ростов, Переяслав, Тутракань, Русе - издавна существуют на Дунае. Дунай как место действия упоминается во многих «русских» былинах. О Дунайской Руси говорится и во многих западноевропейских средневековых текстах. Русь упоминается в них в соседстве с другими странами и, исходя из этого соседства, расположить ее на Днепре можно только с огромными натяжками, но все легко становится на свои места, если мы размещаем эту Русь в Дунайском регионе.
Анализ текста ПВЛ показывает, что все известные доныне киевские топонимы – такие, к примеру, как Подол или Печерский монастырь – вставлены в текст одним из его редакторов, который осуществлял «локализацию», то есть привязку текста к Киеву на Днепре.
Сведения о якобы днепровских русах, которые приводят византийские историки Константин Багрянородный и Лев Диакон, указывают на дунайское расположение их державы. К примеру, возвращаясь восвояси из Болгарии, князь русов Сфендослаф плывет к Боспору (Бычьему броду) Киммерийскому. Традиционная версия гласит, что Боспор Киммерийский – это Керченский пролив. Но зачем же плыть из Болгарии в Киев через Керченский пролив, делая крюк вокруг всего Крымского полуострова? Мы укажем «бычьи» топонимы на Дунае, причем мменно у истоков Дуная, согласно Страбону, жили кимвры, они же киммерийцы.


В Главе 2 «Археология миражей» мы разбираемся, есть ли подтверждения тому, что летописная Древняя Русь со столицей в Киеве могла существовать на Днепре. Анализ археологических находок в Киеве свидетельствует, что никаких подтверждений они не дают. Сравнение киевского собора святой Софии с якобы его прототипом – собором святой Софии в Константинополе показывает, что это принципиально разные сооружения, как по своему типу, так и по масштабу. Киевский собор гораздо ближе по своему облику, скажем, к знаменитому храму святого Антония в итальянской Падуе. Киевский владыка Петр Могила в 17 веке восстанавливал из руин (или строил заново?) этот собор при помощи итальянского архитектора Оттавио Манчини. Мы задумаемся над странным исчезновением древних киевских валов и увидим, что существующие валы сооружены в 17 и 18 веке, а дошедшие до 20 века так называемые Золотые ворота были построены после 1799 года. А вот это и вовсе поразительно: традиционная история признает, что если свое денежное обращение у Киевской Руси на Днепре когда-то и существовало, то, начиная с 12 века, его уже точно не было. У мощной державы не было своей монеты, и по одной из версий традиционной истории в качестве платежного средства использовались камешки с дырочками.

Глава 3 «От Герберштейна к ПВЛ» показывает, как последовательно формировался миф о Киевской Руси на Днепре.
«Древнерусские летописи» появились в России в 18 веке, главным образом, благодаря отцу русской историографии Василию Татищеву. Современные историки характеризуют методы Татищева словом «фальсификация». До 18 века основными книгами, которые содержали сведения о Киевской Руси на Днепре, были: «Московия» Сигизмунда Герберштейна (1549), «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Мацея Стрыйковского (1582) и «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» (т.н.Киевский Синопсис) (1674). Сравнение «Московии» с ПВЛ показывает, что автор ПВЛ использовал текст Герберштейна. Так в ПВЛ вошли все сведения Герберштейна о Киевской Руси. А вот любитель ярких деталей Герберштейн отчего-то проигнорировал многие из тех, что содержатся в ПВЛ. Кроме того, о путешествии Андрея Первозванного на Киевские горы Герберштейн рассказывает отдельно от истории Киевской Руси, после повествования о Василии Иоанновиче (Василии III) . А в ПВЛ рассказ об Андрея Первозванного помещен в хронологическом порядке, но это очевидная вставка, разрывающая текст о расселении славянских племен. То есть у автора ПВЛ возникли трудности с размещением в ее тексте фрагмента о святом Андрее из «Московии» Герберштейна.

Анализ Киевского Синопсиса показывает, что его автор не использовал ПВЛ.
Так Синопсис рассказывает о путешествии святого Андрея на Киевские горы практически в тех же выражениях, что и Герберштейн. ПВЛ также следует этому рассказу, однако то, что в «Московии» и Синопсисе является авторским комментарием к событию, в ПВЛ преобразовано в прямую речь апостола Андрея. Чтобы апостолу Андрею было к кому обратиться с речью, ПВЛ добавляет его учеников, которых нет ни у Герберштейна, ни в Синопсисе. Также ни Герберщтейн, ни Синопсис не приводят яркий анекдот из ПВЛ о святом Андрее и бане.
Кроме того Синопсис приводит почти полностью отличный от ПВЛ список идолов, воздвигнутых Владимиром, позаимствовав имена идолов у польских хронистов. Также Синопсис сообщает, что убийцу князя Игоря звали не Мал, как в ПВЛ, а Низкиня, позаимствовав последнее имя из Хроники Стрийковского.
Но ведь, по свидетельству Синопсиса, ПВЛ написана монахом Печерского монастыря – того самого, где Синопсис был издан. Если автор Синпсиса не использовал ПВЛ, то очевидно, что в его время, то есть во второй половине 17 века, ПВЛ еще просто не существовало. Что полностью согласуется с фактом появления «древнерусских летописей» в 18 веке.
Таким образом хронологический порядок написания источников о Киевской Руси на Днепре следующий: «Московия» Сигизмунда Герберштейна - «Хроника…» Мацея Стрийковского - Киевский Синопсис - ПВЛ.

Рассказы о Киевской Руси на Днепре являются в первую очередь генеалогией правящей династии. В эпоху абсолютизма происходила приватизация власти: из выборной она становилась наследственной. Для обоснования смены принципа получения власти понадобились уходящие в древность генеалогии. Одними из первых такие генеалогии были созданы при венском дворе императора Священной Римской империи Максимилиана. По тому же типу была написана и «Московия» выпускника Венского университета Сигизмунда Герберштейна. Много совпадений между походами киевских князей на Константинополь и германских императоров на Рим. Полностью совпадают биографии крестителя Венгрии святого Стефана и крестителя Киевской Руси святого Владимира.
Создав себе генеалогию, идущую от Юлия Цезаря, австрийские императоры уже не нуждались в скромной дунайской генеалогии и «подарили» ее России. Тем более, что незадолго до выхода книги Герберштейна состоялся раздел Венгрии между Габсбургами и Османской империей и дунайские истории лучше было отправить подальше, чтобы ими не воспользовалась венгерская фронда.

Глава 4 «Русский от слова руда» говорит о причинах, по которым комплекс сказаний о киевских князьях мог появиться только на Дунае, а вовсе не на Днепре. Главная причина – отсутствие на Русской равнине вплоть до 17 века разведанных месторождений железа и меди. Железо там могло добываться только из болотной руды (бурого железняка). Современные эксперименты показали, что таким образом можно получить железо только низкого качества, не пригодное для изготовления оружия. В то же время, Дунай всегда был известен своими металлургическими регионами, в частности, Словацким Рудогорьем и Рашской областью. Поэтому именно венгерский инженер Урбан отлил для османского войска пушки, которые взяли Константинополь. Недаром, прежде чем взять Константинополь, Османы установили контроль над Рашской областью в Сербии. Именно за нее, по всей видимости, шла битва на Косовом поле.
Вот этот промышленно высокоразвитый Дунайский регион закономерно породил и комплекс литературных сказаний, впоследствии перенесенных на Днепр. От украинского Закарпатья, населенного русинами, на юго-запад до Сербии протянулась область с постоянным присутствием топонимов и этнонимов рус-руд-рас, известная давними традициями добычи руд и металлургии. На наш взгляд, это и есть земля русская начальных глав Повести временных лет. Само название «русский», произошедшее за счет выпадения «д» от прилагательного «рудсый» (рудный) мы производим от слова руда: русы = рудсые = рудные, то есть народ или группа людей, ведущих добычу и обработку руды.

В Главе 5 «Drang nach Bosporus» мы продолжаем разговор о причинах создания Герберштейном мифа о Киевской Руси на Днепре. Основным его мотивом было вовлечение Московии и впоследствии Российской империи в совместные с Габсбургами войны против Османской империи. Якобы полученная от Константинополя через Киев власть «по преданию святыя восточныя Церкви» давало московским владыкам права на Константинопольский престол. От папского посланника Антонио Поссевино Ивану Грозному поступило предложение: являясь «законным наследником и приемником той власти, которую … через 500 лет унаследовал от Владимира» стать «восточным императором, если ты приблизишься к правильной вере. И в этом деле примут участие и христианские государи, которые стали бы с разных сторон поддерживать твое могущество». При этом, являясь главой Восточной (греческой) церкви и «восточным императором», Иван Грозный признал бы над собой главенство папы римского.
Идея эта начала осуществляться со времени Азовского похода Петра Первого. Претензии России на контроль над Босфором стали причиной Крымской войны. В ходе Первой Мировой Россия заявила о намерении включить Босфор и Константинополь в свой состав. На весну 1917 года была назначена «Босфорская операция» под командованием вице-адмирала Колчака.
Все это послужило одной из причин крушения Российской империи.

В Главе 6 «Киев как Троя» обсуждаются причины, по которым именно сегодняшний Киев на Днепре стал точкой приложения мифа о Древней Руси. Идея translatio imperii (перенос власти) была официальной доктриной немецкой историографии, выводившей власть Габсбургов напрямую от римских императоров. Вместе с переносом власти осуществлялся и translatio nominis (перенос имени), то есть перенос «святого города». К примеру, Константинополь считался Вторым Римом, а патриарх Никон построил под Москвой Иерусалим (т.н. Ново-Иерусалимский монастырь). Вторым Иерусалимом стали называть свой город в 16-17 вв. и монахи Печерского монастыря на Днепре. Пещеры этого монастыря обладали редким свойством мумифицировать человеческие останки. В связи с чем возникла легенда, что на месте этих пещер некогда находилась древняя Троя. Сигизмунду Герберштейну оставалось сделать всего один шаг – заменить троянских героев на древнерусский князей. Тем более, что Печерский монастырь стоял на впадающей в Черное море большой реке, на которой, в принципе, могли происходить события из «Повести временных лет». Кроме того, Печерский монастырь, а также Подол и Верхний город (в один город они, по существу, были соединены только в 19 веке) находились на далеком пограничье Речи Посполитой и о них без боязни опровержения можно было рассказывать любые легенды. Окраинной положение Киева на Днепре стало также причиной того, что туда в начале 17 века переместилась православная фронда. Кроме того, Киев был своего рода воротами из Речи Посполитой в находившуюся ниже по Днепру Запорожскую Сечь. Для австрийской дипломатии, разыгрывавшей антипольскую карту, все это было, очевидно, весомым аргументом в пользу создания мифа о Древней Руси на базе днепровского Киева. Миф этот был развит базировавшейся в Киеве так называемой православной партией. Одним из результатов киевской «культурной революции» стало издание в 1674 году Киевского Синопсиса. Его политические идеи пересказала ПВЛ. Идеи эти таковы:
1)Власть на Руси всегда была наследственная, а не выборная.
2) Существовали две раздельные ветви власти: светская и церковная..
3) Русь и Московия получили христианскую веру из Константинополя.
О том, что власть в доромановской Московии была выборной, уже говорилось в Главе 3. О достоверности остальных двух тезисов Синопсиса речь пойдет в Книге 3 «Трава под камнем»

1492 год - это не только год открытия Колумбом Америки. Это ещё и 7000 год от сотворения мира, год предполагаемого конца света. Мало к какому мероприятию русские люди готовились так тщательно и вдумчиво, как к наступлению Страшного суда. Грешить не перестали, но «пахать или не не пахать» задумались. Многие смастерили себе гробы заранее. Многие поменяли себе имена. Ангелы с огненными мечами будут сыскивать Семёна Четверика, а его и нет!

На фоне всеобщего упадка настроения одна только светская московская власть в лице Ивана Васильевича III Грозного (да, он как и внук его тоже был Грозным) старалась не унывать. Для начала Иван Васильевич решил убрать с наиболее перспективных для застройки участков московской земли старые кладбища. Москвичи смотрели на это начинание широко раскрытыми глазами. Редкий раз можно повидать такое - целые кладбища разрывались, кости сваливали в чёрные телеги и увозили в неизвестном направлении. Ладно ещё, что многие из москвичей у себя по домом в собственных гробах лежали под чужим именем.

В самый роковой год, 7000 от сотворения мира. (1 сентября 1491-31 вгуста 1492) Иван Васильевич решил, наперекор всему, построить себе первый в истории России каменный дворец. Раньше Иван Васильевич жил в деревянном великокняжеском дворце, очень уютном, со всем необходимым для нормальной великокняжеской жизни: в подземелье старого дворца одна половина занималась государственной казной, а вторая половина была тюрьмой для государственных преступников, в основном, родственников Ивана Васильевича. Родственники сидели на цепи, их немного морили голодом, на головах родственников были тяжеленные железные шапки, солому им меняли довольно регулярно. Все условия у великого князя для полноценного досуга были. Спустился в подвал - полюбовался на казну, всё потрогал, пересчитал, пересыпал из рук в руки, улыбнулся. Потом и к родственникам можно зайти - они тут же, напротив сидят. Повидаешь безопасных теперь родственников, вспомнишь с ними детские года, шалости милой юности, пошутитшь, послушаешь как из под железной шапки доносится смех со свистом от разъеденных цингой лёгких. Потом подберёшь полы богатой шубы и к себе наверх поднимашься мерной поступью собирателя земли русской, со спокойной совестью, значит. Всё прочно, всё надёжно, всё просто.

Правда, в самом Кремле жилось тогда неуютно. В Кремле жило тогда много всякого ненужного народа. Кремль был весь застроен монастырями, и усадьбами московской аристократии. Кремль как место жительства был элементом боярской чести. Ради этого престижа знать московская терпела соседство друг с другом, приходилось поддерживать хоть какие-то правила боярского общежития. Допустим, огороды. Не все бояре имели в Кремле огороды. Как не крути бородой, а репа своя, брюква, морква там, не знаю, зеленушка какая, хрен. Боярам без огородов в Кремле было, конечно, неуютно и обидно. Не у многих бояр имелись в Кремле и сады с яблонями и прочим белым наливом. Остальные в зависти корчились - всем хотелось садов за кремлёвской стеной. Единичные счастливцы имели в Кремле коровники.

Конечно, вокруг кремлёвской недвижимости плелись страшные интриги. Первое, что делали соседи, когда какой-то боярский род попадал в опалу, это вламывались на осиротевшее подворье и устраивали безобразные сцены друг перед другом. У всех кремлёвских бояр были жалованные грамоты от прежних великих князей, пожалования и милости, у каждого боярского рода были амбиции насчёт коровника. Крики, ор, кремлёвский перепляс, тряска перед носами друг у друга грамотами с пудовыми печатями, драки, ещё и монахи прискакивали, тоже чего-там хотели. Хорошо, что напротив старого великокняжеского двора стоял дворец тататского посла. Татары иногда наводили порядок, стреляя из окон тупыми стрелами.

В целом, не Кремль был, а удушье какое-то нездоровое. Топили дровами, татары, понятно, сухим навозом топили, скот мычит, дворовых людей толпы, очереди у колодцев, басурманы гололобые скачут туда-сюда, заборы кругом - не пройти-не проехать, собаки, лошади, куры. Из-за заборов плещут помоями, в безветрие - дым куполом над башнями. Никакого византийского благолепия на российском Палатине. Какой-то посёлок, а не резиденция. И, конечно канализации тоже не было.

Когда-то Кремль все москвичи называли детинец. И именно в детинце должны были искать укрытия от всех невзгод и врагов. Все москвичи надеялись на спасительные силы своего детинца. Потом москвичей попроще в детинец пускать перестали, потом перестали пускать туда вообще почти всех и детинец стал кремлём - особым городом в городе, мало связанным со всей прочей Москвой. А уж с шушерой, которая жила у будущего Садового кольца и внутри этого самого кольца вообще всерьёз не считались из-за того, что понаехали какие-то тверичи с новгородцами, говорят на каком-то диалекте, хрен поймешь что, дикари.

Выселять всю эту боярскую шушеру из Кремля было очень муторно. Надо же целое дело составить, обвинить главу рода, чернил два ведра извести, бумаги с полпуда, очные ставки, дыба, казнить того-другого, родню казнённых - на подводы… Вой, плач, пух по воздуху летит. И всё это ради каких-то квадратных саженей. Плюс ещё ногами отбиваешься от желающих заселиться на опустевшее подворье. А они все чуть ли не родственники, все ветераны, у всех ордера.Вспотеешь весь от такого.

Но тут, слава тебе госопди, настал последний час. Всё! Конец света! И первое что делает набожный великикй князь Иван Васильевич - это, правильно, присваивает кремлёвскую усадьбу осуждённого на пожизненное заключение своего близкого родственника Василия Серпуховского. Вася поехали в подземелье, примерять шапочку из железа, а Иван Васильевич державно склонился над планом модернизации Кремля. Следующей жерствой модернизации стал кремлёвский Спасский монастырь, колокола которого били в двух шагах от княжеской спальни. Так что москвичи, понаблюдав за вывозом человеческих костей из Кремля и окрестностей, смогли насладиться и видом бредущих из кремлёвских ворот монахов, тащивших на себе всякий нужный для них религиознй инвентарь. Монахов, конечно, не бросили посреди улицы. Их отвели в «урочище Крутицы», что на юго-восточной окраине Москвы. И оставили в урочище, пожелав удачи. Потом очередь дошла до блатных. В период гражданской войны 15 века в Кремле окопались несколько видных купеческих фамилий. С этими поступили проще - проложили через их дома кремлёвские дороги и помогли с переездом, взяв заранее денег на строительство кремлёвских дорог.

Дальше пошло как-то легче. Иван Васильевич вцепился в боярина Ивана Юрьевича Патрикеева - боярина знатного и к полководческому искусству не чуждого. Как бы мы выселяли этого енерала Патрикеева? Пришли бы к нему в чёрных плащах и стали бы ему руки крутить и бить. А он бы выл и играло бы танго «Утомлённое солнце нежно с морем прощалось». Иван Васильевич нам не чета был. Он спокойно дождался, когда Патрикеев закончит строительство своего нового кремлёвского дома, пожалованного ему за ратные успехи. А потом Иван Васильевич быстро начал ломать свой старый дворец. Когда от дворца отлетела крыша, Иван Васильевич пришёл к Патрикееву и попросился у Патрикеева пожить не время из-за своей великокняжеской бездомности и сирости. Вот открываете вы дверь, а перед вами мокрый от дождя великий князь Иван Васильевич, а в руках у него клеточка с попугаем и узелок с шапкой Мономаха. «Вань!»,- говорит великий князь, - " а мне жить теперь совсем негде! Кроме как у тебя ненадолго остановиться. Буквально обсушиться нам надо на несколько дней. Дом у тебя хорошой, новый, человек ты добрый, семья у тебя небольшая, жить, поди, хочет, же, Ванюшь, хочет жить-то семейка твоя родная? а?! да?! Хочет… Вот… Так. Хорошие они у тебя, им жить, ох, как надо! Пусти пожить меня с Соней (жена великокняжеская Софья Фоминишна, в девичестве Зоя Палеолог, тут же стоит в мокром кокошнике, византийская принцесса, между прочим, любимица папы). Пусти, говорю, пожить, Ваня! Добром прошу! Люди, вносите пожитки и этого вон родственника нашего любимого, Васю Серпуховского, прямо в клетке вносите, он сам ходить счас не очень может! Ну, что… как… договорились… да?! Давай, Вань, давай! Раз-два! Раз-два! Колени выше!" Короче, очнулся Иван Юрьевич Патрикеев где-то около полуразобранной церкви Рождества Богородицы. А Иван Васильевич расположился в кремлёвском своём временном пристанище. но не подумайте только, что Иван Васильевич был человеком неблагодарным и нахальным. Всего через семь лет приговорят боярина Патрикеева по ложному доносу к смерти. А великий князь Патрикеева простит! В последний момент! Голову ему рубить не стал, давить шапкой тоже, а отправил навечно в Троицкий монастырь, в подземелье.

Я отвлекусь сейчас. Замы мои хорошие, руководители подразделений! Вы когда меня в гости зовёте, вы скромней как-то себя ведите-проявляйте. Это я пока к слову, просто вспомнил. Хотя в Студёном овраге три этажа в стиле альпийское убежище я запомнил.

Извините.

На освободившемся месте Иван Васильевич решил построить себе настоящий модерновый дворец. И сим строительством предвосхитил судьбы всех модернизаций в моей стране навечно.

Скорее всего архитектором нового дворца был Пьетро Антонио Солари, главный наследник Аристотеля Фиораванти, сгинувшего безвести после того, как решил вернуться домой в Италию. Тоже смешной человек был, Фиораванти этот. Жил тут у нас, хлеб наш ел, строил, возводил, стал нам как родной и вдруг домой захотел, в Италию. Ну не смешно ли? Он же все наши тайны узнал! Все секреты! И неблагодарный ещё какой оказался… Вообщем, не доехал Фиораванти до Италии. Нечего ему там было делать. И всё, хватит о нём.

Вот Солари был молодцом! Выстроил здание, обращённое фасадом к Москве-реке. Стиль Ренессанс. Ренессанс вообще очень удачно смотрится среди деревянных изб, я вам скажу. Как Барокко в Набережных Челнах. В отделке фасада использовались мраморные фигуры. Здание было симметричным, что показалось русским странным. Использовались при проектировании циркуль и линейка. Но гвоздём модернизации было использование арочных галерей в несколько ярусов, огромных окон и балконов, тоже уставленных скульптурами. Был даже вдосточный желоб в виде дракона.

Неописуемо! Современно, по европейски, изящно, красиво, просторно!

Потом началась зима. Окна тепло держать не могли - окна заложили кирпичом, оставив оружейные бойницы на всякий случай. Галереи стало заваливать снегом. Упаришься очищать. Галереи забили досками. Скульптуры сняли. Напомню, что сажа-копоть над Кремлём была приличная. Скульптуры из белоснежных быстро стали сначала серыми, а потом пятнистыми. И только что была в углу прелестная нимфа, а теперь на её месте разлеглась пятнистая кикимора с нездоровым цветом тела. Убрали. Таже беда с колоннами из мрамора. Обложили булыжным камнем. потом, когда камни стали сыпаться сверху на проходящих, обложили ещё одним слоем кирпича. Узорчатые, резные башенки заменили нормальными башенками, с «луковками». «Луковки» позолотили. Лишние двери и проходы замуровали и затёрли известью. Вырубили из дерева перильцы для каменных расходящихся лестниц. Крышу покрыли надёжным брусом. Внутри дворца поставили печи. Первый этаж отвели под дровяной склад и кладовую для мочений и солений. Потом присторили сбоку двухэтажную мыльню с парной баней.

Иван Васильевич был счастлив.

Он решил строить новый дворец в итальянском стиле. И построил. И стену вокруг него тоже построил. Но новый дворец сгорел, а Иван к тому времени уже умер.

И вывод: экстремальная гонка модернизации в России - это когда кости трещат, люди воют, двадцать пять замесов в смену, эшелоны туда-сюда, истерика из-за невыполнения встречных обязательств, инфаркты, кровь из ушей и т.п. - она часто объясняется внешними причинами отставания, внутренними причинами развития и всё такое. Но я думаю, что дело ещё в том, что любой властитель нашей Отчизны совершенно не уверен, что начатое им будет продолжено его преемником. Напротив, властитель отчего-то уверен, что продолжения его начинаниям не будет, а будет критика и ругань. Поэтому надо гнать и гнать. Ломать, разбирать, строить на живую нитку. Пока ещё жив, пока ещё можешь. Наслаждаться процессом быстроты, а не надёжности. Ну, а реальность российская она свои коррективы вносит, конечно: кирпич там, брус, шпалы для бани.