Диего Веласкес. Триумф Вакха
1629. Музей Прадо, Мадрид.
Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».
Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.
Итак, мы остановились на неком очень важном рубеже: конец II века до н.э., утверждение римской державы, триумф её, апофеоз. Римская цивитас становится властительницей всего Средиземноморья. Но в этом апофеозе таилась огромная опасность, огромная угроза, поскольку огромные противоречия подтачивали эту державу. Прежде, чем я скажу о причинах этого кризиса (о самом кризисе речь пойдёт уже в следующей лекции), надо сказать о том, что эта эпоха – эпоха не только завоевания Эллады (Греции) Римом, но и бурное распространение греческого влияния.
Сначала римляне не очень хорошо воспринимали греческую культуру. Например, был известный случай, когда в середине II века до н.э. греческие полисы послали в Рим посольство из нескольких философов. В это посольство входили философы, в частности скептик Карнеад. Скептицизм говорит, что всё можно доказать, всё можно опровергнуть. И вот этот скептик Карнеад, приехав в Рим, выступил там как гастролёр с несколькими философскими речами. Причём в первый день он нечто доказывал, например, что есть справедливость и надо её соблюдать, а на второй день он так же убедительно доказывал противоположное.
Непривычные к такому философствованию римляне совершенно (как бы помягче сказать), в общем, удивились и растерялись. И цензор Рима, то есть человек, надзиравший над нравами, Марк Порций Катон Старший (знаменитый) приказал изгнать поскорее послов и философов из Рима, чтобы не было порчи. Марк Порций Катон говорил своему сыну: «Греческие книги надо читать, но не надо изучать». Он выступал против распространения эллинской культуры, и по-своему он был прав. Он видел в ней утончённость, не нужную римлянам, разврат и т.д. Он говорил, что надо держаться старины: земледелия, практичности, верности долгу. Марк Порций Катон Старший был сторонником старо-римских традиций, которые уже нуждались в защите в то время.
А вот победитель, а точнее потомок победителя Ганнибала, того самого Сципиона, Публия Сципиона Корнелия Африканского, которого тоже звали Сципионом и которому было суждено разрушить Карфаген и победить в Третьей Пунической войне — вот он, как раз был горячим сторонником греческого влияния, вокруг него сложился кружок образованных римлян, к нему приехал из Греции историк Полибий, появились философы-стоики (Панетий, Посидоний), и с помощью этого кружка начала распространяться греческая образованность, культурность. Но повторяю, Марк Порций Катон Старший предвидел от этого большие неприятности. Как напишет впоследствии Гораций, великий поэт: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила».
Теперь хотелось бы сказать, подведя некую черту, о тех противоречиях, к которым пришла римская держава в конце II века до н.э., к тому моменту, когда начинается тотальный, нарастающий кризис римской цивитас, римского полиса, римской республики. Этот кризис растянется на 100 лет. И в чём же состоял этот кризис?
Итак, мировое господство достигнуто. Но эта победа пиррова, потому что всё внутреннее устройство преображается, все старые структуры не могут работать, старая мораль меняется, все полисные устои должны быть изменены. Фактор внешней опасности, борьбы за выживание сплачивал римлян несколько столетий, теперь Риму некоторое время некого бояться, и граждане просто перестают служить в легионах. Раньше война постоянно занимала их, теперь они, чтобы развлечься, ходят смотреть гладиаторские бои. Теперь полисные порядки начинают стремительно рушиться. Кратко перечислю, а потом конкретизирую некоторые линии, по которым шло крушение римского полиса (цивитас).
В Рим отправляли послов и просили устроить триумф. Сенат давал разрешение на его проведение только при действительно значительных успехах римского оружия. Впоследствии возникли четкие границы триумфа: оный можно было получить, если в одном сражении противник потерял не менее 5000 убитыми. В торжественных случаях триумфатор получал наградное оружие, украшенную золотом тогу и лавровый венец. Триумф военных – это парад. Это было зрелище красочное и довольно редкое, ибо вступление войск в священные пределы города Рима строжайше запрещалось римскими законами и рассматривалось как святотатство. Кстати говоря, на Марсовом поле, вне пределов города, стоял и древний алтарь бога войны Марса. Там власть принадлежала военным. В самом же Риме власть была у гражданских лиц – магистратов. Народ обладал высшей формой власти – империем. Народное собрание вручало империй высшим должностным лицам, а в эпоху Империи его стали давать императору при вступлении на трон. «Империя» означало «власть» и со временем стало обозначать территорию, на которую распространялось правление магистратуры. Получить право на триумф можно было лишь в том случае, если полководец полностью и окончательно завершил военные действия. Обязательной была не просто победа, но крупная, в итоге которой Римское государство расширило границы.
Триумф был не только важным социальным стимулом, но и психологическим инструментом в деле воспитания народа, становления всей системы римских ценностей. Реставрировавший старые памятники император Август специально ставил статуи выдающихся людей Рима в триумфальном облачении на форуме. Он говорил, что делается это с одной целью: чтобы и его, и других правителей сам народ при выполнении ими долга побуждал бы брать пример с победителей. Таких полководцев-триумфаторов прославляли статуи, надгробные памятники и особые надписи (элогии). Так, в храме Матер Матуты была установлена доска с перечислением подвигов Тиберия Семпрония Гракха (174 г. до н. э.). Воинам вручались и различного рода венки (за спасение граждан, за храбрость и т. п.).
Поощрение венками в то время было принято римлянами, македонцами, да и в других армиях мира. Наградой за проявленную в боях выдающуюся храбрость был золотой венок. Такие венки вручались тем, кто подавал примеры мужества остальным, скажем, взобравшись первым на крепостную стену во время осады города или штурма укрепленного лагеря противника. После захвата Карфагена Сципион наградил золотым венком сразу двоих – центуриона легиона и солдата абордажной команды, которые первыми из римлян взобрались на стену города. Того воина, кто в бою спас жизнь товарища (будь то римлянин или их союзник), награждали дубовым венком. Венок ему лично вручал спасенный им человек. При этом тот, кого спасли, должен был до конца жизни относиться к спасшему его воину как к родному отцу. Эти сердечные связи обычно сохранялись на всю жизнь. Пример тому Сократ и Фемистокл. Командир конницы римлян Минуций Руф так относился к диктатору Фабию Максиму Кунктатору, ибо он спас его от Ганнибала в битве при Герунии (217 г. до н. э.). Человека, который оказал решающую помощь армии и спас ее, подобно Фабию, обычно награждали самой высшей из наград – «венком за освобождение от осады» (corona obsidionalis). Сей травяной венок считался у римлян самой желанной из всех наград. Плиний Старший (I в. н. э.) насчитал только восьмерых награжденных таким венком людей. В случае проявления традиционной отваги и мужества любым воином в бою (убийство командира, захват оружия противника) храбреца награждали чашей, оружием. Самым простым и понятным вознаграждением солдата был кабачок и женщина.
Героям воздавали должное и в произведениях литературы, науки, искусства. Тема триумфа, писал историк архитектуры В. Поплавский, находила отражение в творчестве историков, живописцев, скульпторов, архитекторов или у мастеров декоративно-прикладного искусства. Известны описания наиболее знаменитых триумфов республиканского периода – у Плутарха (Луция Эмилия Павла), Аппиана (Корнелия Сципиона Африканского), Плиния (Гнея Помпея Великого). Такого рода описания можно найти у Тацита, Светония, Флавия. Триумфальные празднества и военные победы римлян часто были запечатлены в декоративно-прикладном и изобразительном, монументальном искусстве. Конечно, это было сугубо заказное искусство, но римляне считали это абсолютно в порядке вещей. Покоритель Греции – Эмилий Павел – даже специально привез с собой из Афин греческого живописца Метродора и поставил перед ним задачу – создавать большие батальные сцены, которые бы славили подвиги римских легионеров… Такого рода батальные сцены порой находят в Риме во время археологических изысканий. Во время триумфального шествия воины несли упомянутые сцены и картины, хранили их у себя дома, выставляли в общественных местах, в том числе для воспитания. Эти же сюжеты в дальнейшем будут украшать и большие архитектурно-скульптурные ансамбли (такие, как ансамбль Форума Августа).
Смотрите также
Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран...
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить...
ТРИУМФ (Triumphus). Слово « триумф» , вероятно, происходит от возгласа « triumphe » (связанного с θρίαμβος ), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L . L . VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin , с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro, l . c . : « Triumphare appellatum quod cum imperatore milites redeuntes clamitant per urbem in Capitolium eunti Io triumphe » . Ранний триумф такого рода описан у Liv. III. 29, 4.) Он происходил после каждой успешной кампании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония и вследствие этого возросла важность триумфа, естественно, возникла тенденция, совпавшая с ослаблением власти, ограничивать его проведение только случаями исключительных успехов, и постепенно возник комплекс правил, обусловливающих и ограничивающих получение того, что стало желанной милостью. Прежде всего, стало необходимым согласие сената.
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B . C . I. 6; Plin. Pan . 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis : Suet. Aug . 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord . 4; ср. Vita Alex . Sev . 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron . 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H . N . XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v . inf .). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. S ACERDOS .
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht , I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, « exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet » . Это правило сформулировано также в Plut. Pomp . 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ ). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только после истечение годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, - это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio ) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam . I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht , I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium , принимаемый народом ex auctoritate senatus , Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus , не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad . pr . II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att . VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr . I. 123); Он принимал fasces laureati (Cic. pro Lig . 3, 7, ad Att . VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae (Liv. V. 28, 13; Plin. H . N . XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr . 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия , которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam . XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr . I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr . I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep . XIX), либо, в случае двух консулов, - тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv. l . c . Битва при Метавре состоялась в провинции М. Ливия: ср. Liv. X. 37, XXXIV. 10). Исключения из этих правил появляются после Первой Пунической войны, и малый триумф (ovatio ) обычно предоставлялся в том случае, если в более значительных почестях было отказано. В соответствии с этим же принципом тот, кто командовал alienis auspiciis , т. е., как представитель отсутствующего полководца или подчиненный присутствующего, не имел права на триумф (Dio Cass. XLIII. 42). Цезарь нарушил это правило в конце жизни в отношении своих легатов (Dio Cass. l . c . , Кв. Фабий Максим и Кв. Педий: ср. Mommsen, Staatsrecht , I. 127, прим. 3). Этому примеру следовали в правление триумвирата (например, П. Вентидий, легат Антония: Dio Cass. XLVIII. 41, 5). Наконец, несмотря на правило, сформулированное Цицероном (de Leg . Agr . II. 12, 30) о необходимости куриатского закона для военного империя, в конце республики имеется пример триумфа, полученного человеком, которому империй никогда не был вручен таким образом (Cic. ad Att . IV. 16, 12; C . I . L . I. с. 460, XXVII).
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis , Cic. pro Deiot . 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes . 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max. l . c . , будто Капуя принадлежала Риму, а триумф предоставлялся только pro aucto imperio , неверна: Mommsen, Staatsr . I. с. 129, прим. 3). Триумфы Цезаря после Тапса и Мунды и Октавиана - после Акция не нарушали этого правила, ибо в каждом случае победа была представлена как одержанная над иноземцами; хотя, с другой стороны, Цезарь не праздновал триумфа за Фарсал. Такое отношение встречается еще у Септимия Севера (Herodian, III. 9, 1).
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis . 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum ), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus ); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом - битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann . I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben . V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael . 14, 34; Suet. Tib . 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio , за согласием сената следовало privilegium , разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr . VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine , vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug . 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem . Paul . 32; Ov. Trist . IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B . J . VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H . N . XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus, l . c .). Обычно соблюдался следующий порядок, но, естественно, в определенных обстоятельствах могли быть отклонения (хороший пример таковых - триумф Аврелиана, описанный в Vita Aurel . 33).
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines : Plut. Aem . Paul . 33; Appian, Pun . 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil . VIII. 6, 18;. Tac. Ann . II. 41; Plin. H . N . V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem . Paul . 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae и serta , которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem . Paul . 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun . 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr . I. 129; L ICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae ) или ludiones , танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian, l . c . : ср. Dionys. VII. 72).
Триумфальная колесница: с рельефа. (Montfaucon, Ant . Exp . IV. pl. CV).
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam . 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero , 25; Plin. Pan . 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A . A . I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug . 94; Ov. Ex Pont . II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus ), колесницу везли четыре слона (Vita Alex . Sev . 57, 4; Gord . Tert . 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales , VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp . 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung , II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun . 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata ) и шитой золотом мантии (toga picta ), то и другое - пурпурного цвета (Plut. Aem . Paul . 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem . Paul . 32; Plin. H . N . XV. § 137), а в левой - скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H . N . XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H . N . XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H . N . XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor . 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia , и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus ) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H . N . XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat . I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: « Respice post te, hominem te memento» (Tertull. Apol . 33, подтверждено в Arrian, Diss . Epict . III. 24, 85, и Plin. H . N . l . c . : ср. Juv. X. 41). Вряд ли можно предположить, что раб присутствовал при триумфе императора. На памятниках почти всегда позади императора изображена Победа, держащая у него над головой лавровый венок. Видимо, триумфатору принадлежало также государственное кресло (sella ), ибо оно упоминается в связи с другими триумфальными отличиями (Liv. X. 7, 9; Dio Cass. XLIV. 6; Suet. Jul . 76; Mommsen, Staatsr . I. с. 423). Несовершеннолетние дети триумфатора (и мальчики, и девочки) ехали вместе с ним в колеснице или верхом (Liv. XLV. 40, 8; Val. Max. V. 7, 1; 10, 2; Tac. Ann . II. 41; Vita M . Ant . Phil . 12, 10; Cic. pro Mur . 5, 11; Suet. Tib . 6). Его взрослые сыновья ехали верхом позади (Liv. XLV. 40, 4), после аппариторов (Appian, Pun . 66), вместе с его легатами и трибунами (Cic. in Pis . 25, 60; Appian, Mithr . 117). Затем иногда шли римские граждане, которых он спас от рабства своей победой, в образе вольноотпущенников (Liv. XXX. 45, 5; XXXIII. 23, 6; XXXIV. 52, 12). Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке, с украшенными лавром копьями (Plin. H . N . XV. § 133), кричащая « Ио, триумф!» (Varro, L . L . V. 7; Hor. Od . IV. 2, 49; Tibull. II. 6, 121) и поющая песни, как с похвалами, так и с грубейшими непристойностями в адрес полководца (Liv. IV. 20; 53, 11, &c.; Suet. Jul . 49, 51; Mart. I. 5, 3; прочие ссылки приведены в Marquardt, Staatsverw . II. с. 588, прим. 2. См. также Munro, Criticisms and Elucidations of Catullus , с. 90).
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота . Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B . J . VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull . 37, Joseph. B . J . l . c .), и, вероятно, вступала непосредственно в город через Карментальские ворота, так как мы знаем, что она пересекала Велабр (очевидно, Этрусскую улицу) и Бычий рынок (Suet. Jul . 37; Cic. Verr . I. 59, 154). Далее процессия огибала Палатинский холм через Большой цирк (Cic. l . c . ; Plut. Aem . Paul . 32) и по улице между Палатином и Целием, достигая в конце Священной дороги, которая вела шествие на форум (Hor. Od . IV. 2, 35; Epod . 7, 8). Маршрут, вероятно, пролегал по южной стороне форума (Jordan, Capitol , Forum , und Sacra Via , Berlin, 1881). В конце Священной дороги начинался Капитолийский спуск, и когда полководец приближался к нему, главных пленников вели в сторону, в расположенную рядом тюрьму, и там казнили (Cic. Verr . V. 30, 77; Liv. XXVI. 13; Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22. Первоначально им отрубали голову топором, позднее - удушали: ср. Liv. XXVI. 13, 15 с Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22, 8, и см. Mommsen, Staatsr . I. 129). Сохранение жизни подобным пленникам было возможно лишь как исключение. Самый ранний случай - это Персей, помилованный Эмилием Павлом (Plut. 37), примеру которого последовал Помпей (Appian, Mithr . 117), Тиберий в паннонском триумфе в 12 г. н. э. (Ov. ex Pont . II. 1, 45) и Аврелиан в отношении Зенобии (Trebell. Poll. Trig . Tyr . 30, 27). Жертвоприношение в храме не могло начаться прежде, чем состоится казнь (Joseph. B . J . VII. 5, 6).
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita , 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol . ad Helv . 10; Plin. H . N . XV. § 40; Plin. Pan . 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv . IV. 1, 41; Pacatus, Paneg . in Theod . 9, 5), а позднее - пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw . II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi , т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, - Вара, Tac. Ann . II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug . 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, - несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest . Rom . 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull . 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска - очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem . Paul . 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях - в vestis triumphalis (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir . ill . 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus (Plin. H . N . XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C . I . L . I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H . N . XXXV. § 7; Cic. Phil . II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest . Rom . 79; Mommsen, Staatsr . I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio ), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; - Plut. Marc . 22).
Морской триумф (triumphus Navalis) . - Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep . XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H . N . XXXIV. § 20). Другие примеры - это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis) . - Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug . 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib . 20), Германиком (26 г. н. э.
triumphus ) в Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы , преторы , проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в.
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона , и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм , подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок .
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны , олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.
Культурные страны, особенно Греция , Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией , Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс . Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий . Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа - права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом . Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».
См. также
Ссылки
- Fasti Triumphales - Триумфальные фасты (англ.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Триумф (Древний Рим)" в других словарях:
ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Император (значения). Император (лат. imperator повелитель, хозяин, полководец) древнеримский почётный воинский титул, наиболее распространённый в период Поздней республики. Почётный титул… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Овация (значения). Овация (лат. ovatio) представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне… … Википедия
Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия - Основание Рима … Википедия
Марк Порций Катон Утический/Младший лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) … Википедия
Статуя императора Августа в Ватиканском музее Первым императором (в современном смысле) Рима стал Октавиан Август: после победы над Марком Антонием и возвращением из … Википедия