Святой патрик его жизнь и деятельность. Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты. Трилистник - символ Святой Троицы

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте

Согласно житию святого Патрика, он метал фаерболы и молнии из рук, превращался в животных, пережил нападение рейдеров и использовал мощнейшие заклинания против целых армий. А еще годы своей молодости он прожил в рабстве у друидов, но бежал и поклялся отомстить. С такими акцентами экранизация его жизни была бы невероятно увлекательным и остросюжетным фильмом.

Святой Патрик родился в богатой семье, но потерял все

На самом деле, «Патрик» - не его настоящее имя, а лишь прозвище. При рождении будущий святой получил имя Суккат, а при крещении - Майвин. Он был сыном небедного римского рабовладельца из Британии и внуком христианского священника. Отец Патрика, судя по всему, работал в налоговой сфере и даже имел загородную виллу. Но все это не спасло семью от катастрофы.

Его взяли в рабство разбойники-язычники

Когда Майвину-Патрику было 16 лет, на их земли напали ирландские рейдеры-язычники под предводительством одиозного вождя Ниалла Девять Заложников. Головорезы устроили грандиозный захват рабов - целые деревни и города увезли в плен, опустошая берега Британии. Патрик был среди захваченных и угнанных в рабство. Не слишком понятно, почему мажористого паренька не стали выменивать на золото - наверняка от него было мало пользы как от простого работника.

Он был в рабстве у четырех друидов

Гора Слемиш в Северной Ирландии. В ее окрестностях святой Патрик пас овец во времена рабства

Патрик пробыл в рабстве четыре года и все это время он прислуживал четырем друидам. В основном он пас для них скот, так что до 20 лет будущий святой сильно возмужал на свежем воздухе и попутно приобрел понятную ненависть к языческим священнослужителям. Спустя годы поста и молитв он услышал божественный голос, который помог ему сбежать и указал корабль, на котором можно уплыть домой.

Патрик путешествовал с головорезами

Измученный бегством Майвин нашел ладью, моряки которой согласились подбросить его на родину, хотя у парня явно не было ни гроша за душой. Те матросы были крайне мутными персонажами и, скорее всего, сами промышляли пиратством. Так будущий святой Патрик связался с разбойной шайкой, которая приплыла к берегам Галлии. Впрочем, грабить его никто не заставил - пираты сами попали в засаду, блуждали целый месяц по берегу и умудрились угодить в рабство. Оттуда Патрик сумел сбежать спустя пару месяцев после чего, в конце концов, попал на родину.

Звучит этот момент биографии святого так, что на ум приходит «Восхождение в Вальгаллу» Рефна.

В 20 лет будущий святой Патрик сразился с демоном
и победил

В те лихие времена, пока Майвин бродил по берегам Галлии с бандой головорезов, им выпала сомнительная радость повстречать демона или даже Дьявола лично. Патрик и его пираты сразились с порождением Ада и победили. Впрочем, зная, что было дальше, самим разбойникам это никак не помогло в дальнейшей жизни.

Патрик тренировался несколько лет,
чтобы вернуться к тем, кто его поработил

Патрик вернулся на родину, но был слишком неуемным. Он мечтал стать священником, и однажды сам Господь повелел ему вернуться, дабы крестить народ Ирландии, прозябавший в язычестве. Патрик провел годы в монастырях Британии и Галлии, где постигал все премудрости ремесла проповедника, а когда понял, что готов, уплыл в Ирландию, чтобы встретиться с опасностью.

Здесь перед нами классическая история, которая стала своего рода клише в Голливуде: герой получает взбучку от злых сил, усердно тренируется годы напролет и возвращается, чтобы победить.

Он победил Кромма (да, того самого, из «Конана-варвара»)

На посту проповедника святой Патрик был вынужден иметь дело с суровыми реалиями Ирландии Темных веков. Так себе перспективы с точки зрения выживания. Однако Патрику удалось не только выжить среди грубых людей, но и побороть грубых местных богов. В одной из легенд рассказывается, что Майвин лично сразился с Кроммом. Идол был свержен, а некогда суровое божество бежало в страхе, словно докучливый демон. Любопытно, что Кромм стал прообразом того самого Крома , которому поклоняется киммериец Конан. Роберт Говард, создавая своего героя-варвара постоянно обращался к мифам Ирландии. Легенды о святом Патрике - не исключение.

Святой Патрик метал огонь и молнии с двух рук

Сражаясь с Кроммом и другими противниками новой религии, Патрик использовал силы, скорее подходящие боевому магу, чем стереотипному святому. Послание Иоанна Златоуста про подставление левой щеки он явно понимал не буквально. Идол все того же злосчастного Кромма проповедник низверг с помощью молний и огня, а иные источники утверждают, что он повелевал и другими стихиями.

Довольно забавно, что святой Патрик, сражающийся с друидами, сам остался в легендах как великий друид. Соревнуясь со жрецами Ирландских богов, он превращал себя и других людей в животных, управлял холодом и жаром и объяснял догматы христианства на примере привычных языческих символов - того же трилистника, например.

Святой Патрик потерял друга во время покушения

Еще одна архетипичная история, которая в том или ином виде встречается и в Голливудских фильмах и в легендах. Святой Одран , соратник Патрика и его товарищ, постоянно путешествовал вместе с ним. Причем, из уважения к старшему другу, Одран выступал в роли возничего, возя проповедника по всей Ирландии. Однажды местный языческий царек по имени Фольге решил отомстить за унижение Кромма и подослал наемников, или даже лично пошел на убийство. Одран подозревал о засаде и на всякий случай упросил друга на этот раз самому побыть возницей. Покушение действительно состоялось и Одран, которого приняли за Патрика, был убит, а Фольге обрек себя на попадание в Ад.

Святой Патрик превращает мясо в рыбу
(но это неточно)

Вообще, строго говоря, привычка заливать на день святого Патрика - не такая уж каноничная, скорее наоборот. Изначально в это время кабаки закрывались, а идущий пост не позволял оторваться и за поеданием снеди. Позже ситуация изменилась и ирландцы начали выпивать в этот день так, словно покровитель их страны вернется буквально завтра и возвестит Второе пришествие. В каком-то смысле так и есть - для тех, кто пил неумеренно, утро 18 марта будет похоже на Апокалипсис.

Как была решена религиозная проблема с элем, портером и виски - не очень понятно, но вот возможность жирно и калорийно поесть в этот день объясняется очень своеобразно. Дескать, святой Патрик своим незримым присутствием превращает мясо в рыбу и овощи, так что жаркое из баранины будет учитываться как вегетарианский салат. Но надо понимать, что это, скорее, - уловки хитрецов, которые пытаются обманом нарушить пост, нежели чудо.

В итоге святой Патрик оказывается персонажем, которого, судя по всему, не использовали в блокбастерах, только из опасений прогневить ирландцев. Патрик выглядит крайне колоритным человеком - эдакой смесью из блаженного святого, Гэндальфа, а местами и Конана-варвара. Его неуемность, судьба, жизнь, полная опасностей, годы в рабстве и месть друидам делают его прекрасным персонажем для байопика. А его умения метать огонь и молнии, вместе с регулярными битвами против друидов, разбойников и демонов заставляют видеть в нем героя мрачной фентези-саги. С такими характеристиками святого Патрика должен играть либо Макконахи, либо Дэнни Трехо.

Я очень слабо соображаю во всяких религиях и потому удивился, прочитав, что Церковь в России будет отмечать каждый год 30 марта День святого Патрика — покровителя Ирландии. Такое решение было принято в начале марта 2017 на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве.

Причем тут Ирландия и Россия? Святой Патрик у меня почему то ассоциируется с алкоголем и с чем то зеленым.

Давайте все же немного подробнее выясним что там к чему...

17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы — сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно — компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук. Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, а также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.

Русская православная церковь приняла решение включить в месяцеслов «святителя Патрикия, просветителя Ирландии», а также некоторых других святых из стран Запада, живших до окончательного разделения церкви на римско-католическую церковь и православную (это событие, вошедшее в историю под названием «Великая схизма», произошло в 1054 году). Таким образом, День святого Патрика с этого года официально присутствует в официальном церковном календаре Московской патриархии, однако он приходится на 30 марта - так же, как и, к примеру, Рождество, его решено отмечать по юлианскому календарю. Кроме того, в месяцеслов были включены имена преподобной Женевьевы Парижской, епископа Парижского святителя Германа, мученика Виктора Марсельского, мученика Албана Британского и других западноевропейских святых.

Святой Патрик - покровитель Ирландии и Нигерии, большая часть информации о котором почерпнута из его собственных автобиографических произведений.

А вот возможно некоторые заблуждения касаемо этого Святого Патрика:

17 марта - день смерти

Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

Не был ирландцем

Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее — то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

Рабство

В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

Трилистник - символ Святой Троицы

Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

Изгнание змей из Ирландии

Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

Не зеленый… Синий!

На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

Трилистник не является символом Ирландии

Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

В США больше ирландцев, чем в Ирландии

По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

День Святого Патрика в России

Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий — по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви».

17 марта, до 1970 года, не пили

Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями и пивом в частности. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Однако сегодня пивные вечеринки в этот день стали традицией и, более того, в некоторых направлениях христианства в этот день смягчаются ограничения, связанные с постом, и разрешается употребление алкоголя.

А как у нас интересно будут относится к пивным возлияниям в этот праздник?


Давайте я вам еще напомню про или например и . Вот еще и что это за

Это христианский миссионер и епископ романо-британского происхождения, который в V веке популяризировал христианство в Ирландии.

Звали его, по разным версиям, Майвин Суккат или Магон, а Патрик или Патрикий (Patricius - «знатный человек, патриций») было прозвищем, которое ему дали ирландские пираты, захватив его в плен и продав в рабство.

Сейчас святой Патрик ассоциируется с ирландской культурой. Он стал национальным символом вместе с трилистником, на котором, согласно легендам, объяснял ирландцам принцип тройственности Бога.

Почему День святого Патрика начали праздновать по всему миру?

День святого Патрика начали праздновать в в XVII веке в честь годовщины смерти святого Патрика. Позже этот праздник проник в Америку вместе с ирландскими иммигрантами, которые продолжали праздновать День святого Патрика и носить зелёный цвет, чтобы подчеркнуть свою любовь к родине.

В 1990-х правительство Ирландии начало кампанию по пропаганде культуры страны в мире с помощью Дня святого Патрика. В 1996 году был проведён фестиваль, приуроченный к этому празднику, а позже такие фестивали распространились по всему миру.

Сейчас День святого Патрика отмечается фестивалями и парадами в разных странах: Канаде, Малайзии, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, Японии и России.

Как День святого Патрика проник в Россию?

Летом 1991 года в Москве открылся «Ирландский торговый дом на Арбате», и через год в День святого Патрика решили провести парад под руководством ирландцев, которые участвовали в этом проекте. Напротив «Ирландского дома» сделали трибуну и устроили парад по всем правилам - так, как он уже проводился во всём мире.

С тех пор в Москве проходят парады с национальной ирландской музыкой и танцами. Шествия и фестивали кельтской культуры также можно увидеть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калуге, Екатеринбурге и других городах России.

Ирландская музыка и танцы, изображение трилистника, лепреконы и очень-очень много зелёного цвета.

Как святой Патрик связан с зелёным цветом?

Поскольку святой Патрик стал ассоциироваться с Ирландией, праздник окрасился в зелёный цвет, который можно считать национальным цветом этой страны.

Впервые зелёный флаг использовали ирландские повстанцы во время восстания в 1641 году, затем зелёный цвет стал отличительным знаком членов Общества объединённых ирландцев, которые боролись против английского владычества в 1790 году.

Сейчас во время Дня святого Патрика люди одеваются в зелёную одежду и даже пьют .

РПЦ признала святого Патрика?

Да, и совсем недавно. На заседании Священного Синода 9 марта 2017 года было решено добавить в православный календарь 15 святых, почитаемых на Западе.

Их выбирали по нескольким критериям: чтобы святого почитали ещё до разделения церкви на католическую и православную (великой схизмы), чтобы его имя не упоминалось в трудах по борьбе с восточной церковью и чтобы его почитали православные прихожане в западноевропейских епархиях РПЦ.

Святой Патрикий, просветитель Ирландии, или просто святой Патрик, подошёл по всем параметрам, и его тоже включили в этот список, а днём его памяти установили 30 марта.

Почему вообще решили признать западных святых?

Есть несколько версий, почему РПЦ неожиданно решила признать западных святых:

  • Ради сближения двух христианских церквей - православной и католической - и, возможно, налаживания политических отношений с Западом. В феврале 2016 года состоялась первая встреча патриарха Кирилла и Папы Римского в аэропорту Гаваны для подписания совместной декларации. Можно считать признание католических святых продолжением работы по сближению.
  • Из-за увеличения православных иммигрантов в странах Запада. Поскольку они живут в сложившейся культурной среде с почитанием своих святых, епархии православной церкви должны как-то подстроиться под эту среду и выразить отношение к почитаемым святым.

И как признание святого Патрика отразится на этом празднике в России?

Скорее всего, никак. День святого Патрика в России решили праздновать 30 марта (17 марта по юлианскому календарю), а в это время у верующих продолжается пост. Поэтому пить алкоголь, есть недозволенную еду и радоваться в этот день запрещено.

Другое дело - люди, которые празднуют День святого Патрика как весёлый праздник, посвящённый кельтской культуре, ходят на парады и одеваются в зелёное. В таком случае это не имеет никакого отношения к религии и признанию святого Патрика церковью. Поэтому нет никаких ограничений на зелёное пиво, виски, костюмы лепреконов и безудержное веселье.

(кон. IV в. – V в.)

Биография

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедь ю Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедь ю в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь , не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.