Шелкография дома сделай сам. Технология домашней шелкографии. Создание собственного дизайна

Скажите, кому не хочется внести что-то свое в одежду, уникализировать и декорировать, подчеркнуть свою индивидуальность, а может быть и донести свой образ мышления или протест обществу (особенно если вы молоды)? Для этого кто-то даже идет на такой шаг как на нашей родной плотской одежде — коже, а кто-то делает шелкографию на одежде из ткани. И то и другое имеет право на жизнь, но мы сегодня поговорим о шелкографии, а о татуировках вы можете почитать , если вам интересно.

Шелкография на толстовке сделанная своими руками

Чтобы сделать шелкографию своими руками дома, не потребуется сверх-умений, нужно лишь желание и чуточку терпения. Понадобится сама одежда на которой будет делаться шелкография, краски акриловые для ткани (спрей), тонкая полупрозрачная бумага (для шелкографии холодного отделения с клеевой основой — можно заказать в интернет-магазине; но если таковой нет, то это может быть и другой материал для изготовления трафаретов для декорирования), утюг, кисть, острый монтажный нож (не забываем что работать им нужно осторожно), бумажный монтажный скотч , и какой нибудь на ваш вкус.


То что нужно для шелкографии

Шаг 1: картинка (эскиз)

Исходное изображение у нас должно быть абсолютно контрастным — то есть черно-белым. Так его будет лучше видно через тонкую бумагу которую мы будем прикладывать сверху. Нужную картинку можно найти в интернете и распечатать на принтере. Будет ли это нарушением авторским прав… не не знаю, все зависит от источника.

Итак, кладем эскиз на ровный стол, сверху него шелковую бумагу, которую крепим по углам к столу бумажным скотчем (см. фото ниже).


Тонкая бумага прикрепленная поверх эскиза рисунка

Шаг 2: вырезание

Вот это самая долгая часть, и потребуется определенное терпение, особенно если у вас рисунок сложный, со множеством мелких деталей и кусочков (поэтому при выборе рисунка заранее рассчитайте свои возможности, возможно не стоит останавливать свой выбор на слишком сложных узорах). «Плавающие» кусочки трафарета можно пронумеровать и отложить в сторону, чтобы потом аккуратно вернуть их на должное место, когда мы будем наносить краску.


Вырезание трафарета нужно делать очень осторожно

Шаг 3: дополнительная детализация

Чтобы наша шелкография не была скучной, можно дополнительно детализировать ее. Например можно сделать полосы — просто наклеиваете бумажный малярный скотчи полосами, и затем слегка распылите краску (см. как на фото ниже).

Техника шелкографии пришла в графику в 20 веке из китайской и японской печати на тканях. Развиваться это искусство в советских странах начало с 1930-х годов. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения, качественную художественную трафаретную печать.

Мы решили представить технику шелкографии в условиях hand-made. Кому-нибудь это точно будет интересно. Если что-то будет непонятно, задавайте вопросы.

Итак:

ПОДГОТОВКА

Вам потребуется:

1) Сетка (специальный шелк), размер 40-50 см (цена - ориентировочно 12-15 у.е. за погонный метр). Это - редкая сетка, для среднего качества рисунков. Рисунки высокого разрешения (например, фотографии) получаются только на шелке 80 единиц и выше (цена - ориентировочно 20-25 у.е. за 1 пог. метр)

2) Рамки деревянные, лучший размер - 40х50, 40х60 см, желательно с очень выровненными углами (оттого, плоско ли будет натянута сетка, зависит качество трафарета и рисунка), желательно из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного смачивания водой

3) Cветочувствительная эмульсия (цена ориентировочно 25-45 у.е.)

Существует множество фирм и марок, производящих продукцию для типографий; я пользуюсь последнее время продукцией английской фирмы "Autotype", эмульсия называется Autotype 6000. Вообще они бывают 4 типов, в зависимости от сетки, краски и материала, на котором печатается рисунок, а также оборудования, на котором все делается. Самая удобная в домашних условиях именно фиолетовая эмульсия, которая засвечивается под лампой 500 Вт от 15 до 20 минут.

Autotype 6000 - как раз такого типа. Эмульсии как правило поставляются отдельно с катализатором химической реакции, который нужно замешать в нее непосрдественно перед началом работы. Тут имеется секрет: активизированная катализатором эмульсия портится со временем (в течение примерно полугода), поэтому лучше всего активизировать ее непосредственно перед большим куском работы.

Эмульсия поставляется в объемах не меньше 1 литра (примерно на 50-70 среднего размера трафаретов), поэтому имеет смысл делить ее на части при работе, и активизировать только 1 часть, потом еще одну и т.д. Существуют и безкатализаторные эмульсии, срок годности которых до 2 лет в домашних условиях, но они, как правило в два раза дороже.

Эмульсию нужно хранить в холодном и темном месте (нижний ящик холодильника как раз подойдет) все время, пока вы ей не пользуетесь. Это продлевает срок ее годности.

4) Лампа 500 Вт, с зеркальными отражателями в корпусе (те, что подсвечивают бигборды как раз подойдут), с вилкой на 220 В, разумеется:)

5) Cтекло размером чуть больше самой большой вашей рамки, желательно высокого качества, без непрозрачных полос, толщина 5-8 мм

6) Красная лампа

7) Рисунок на кальке (или промасленной бумаге), хорошего качества, очень черный - это важно!

ПЕЧАТЬ

1) Краска (цена 10 - 25 у.е.)

Для печати по ткани с помощью трафаретов, сделанных методом шелкографии (или просто сеток) есть множество красок, но они все отличаются по своим свойствам, последующей обработке и цене. Некоторые краски просто невозможно использовать в домашних условиях,потому, что, например, для закрепления рисунка вам потребуется специальная очень дорогая инфракрасная обработка, иначе этот рисунок никак не закрепить. Поэтому рекомендую для начала краски для шелкографии на водной основе, типа Манукян, Аргон (они не требуют никакой обработки после печати, легко смываются и быстро высыхают, почему сетку после работы с такой краской нужно мыть после 5-10 прогонов, причем очень тщательно, иначе трафарет забьется краской и испортится).

Потом можно использовать и пластизолевые краски, дающие очень качественные и прочные отпечатки, допускающие печать больше 100 экземпляров за 1 раз, смывающиеся только растворителями, но требующие последующей тепловой обработки (можно утюгом), температура и продолжительность зависят от каждого конкретного вида краски (цена зависит от производителя и цветности краски, белая и черная как правило самые дешевые у каждого производителя, цветные - подороже). Можно также использовать акриловые краски, они легки в употреблении,правда дают неяркий и не очень прочный отпечаток, и также обрабатываются температурой в течении 5 минут после нанесения на ткань. Такой акрил должен быть в пасте (потому что жидкий, в большинстве своем представленный на нашем рынке, будет растекаться по трафарету, он подходит только для рисования рукой). Его можно было купить в Польше в любом магазине с арт-принадлежностями. Есть ли в Беларуси аналоги неизвестно, в магазинах "Все для художника" ничего подобного нет. Цена в Польше - 8-10 у.е. за 1 кг

2) Ракель - специальная толстая и эластичная резинка, с помощью которой наносится краска (также продается вместе с материалами для типографий). Цена - 10-12 у.е. за 1 пог. метр, вам потребуется около 30 см. Ракель лучше прибить к деревянной ручке, удобнее будет работать, вполне возможно, что они продаются в готовом виде тоже

3) Материал или майка

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАФАРЕТА

Трафарет изготавливается в темной комнате при свете красной лампы. Сетку (шелк) нужно натянуть на рамку, сильно оттягивая от центров к углам. Сетка должна быть натянута очень сильно, так, чтобы нельзя было продавить пальцем. сетку можно закрепить на деревянной рамке степлером или кнопками. В темной комнате (обязательно отсутствие прямого света), при свете красной лампы на рамку с сеткой наносится предварительно активированная эмульсия. Нанести нужно с обоих сторон сетки.

Лучший инструмент для нанесения эмульсии - крышка от кассеткой коробки, которой эмульсию можно просто зачерпывать из банки.

Важно! нужно стараться, чтобы эмульсия была равномерно распределена тонким слоем, покрывала всю рабочую поверхность сита (до внутренних сторон деревянной рамки) без пробелов и дырок с обеих сторон. Лишнюю эмульсию нужно снять, затем эмульсию на сетке нужно просушить с помощью фена с обоих сторон.

Под рамку положить что-нибудь черное (майку или кусок материала), затем уложить ее стороной с сеткой вверх, на нее положить рисунок (на кальке или промасленной бумаге), рисунок прижать стеклом. На расстоянии 45-50 см над сеткой закрепляется 500-ваттная лампа (лучше всего подготовить все заранее). Лампа включается на 16-20 минут - трафарет засвечивается. Эмульсия Autotype 6000 засвечивается за 16-19 минут. Каждую новую эмульсию лучше всего предварительно попробовать засветить, засечь точное время. По истечении времени засвечивания трафарет нужно быстро промыть душем, с сильным напором воды, желательно холодной, можно слегка теплой до полного проявления рисунка на сетке.

Трафарет готов, но печатать им лучше всего на следующий день (эмульсию еще можно нарушить, могут образоваться дырочки и неровности на рисунке), тогда он полностью закрепляется.

ПЕЧАТЬ

Трафарет кладется на материал сеткой вниз. Краску накладывают на трафарет по всей ширине рисунка с запасом (здесь краски не жалейте, лишнюю можно снять потом). Трафарет нужно прижать к рабочему столу как можно сильнее (в идеале печатать лучше вдвоем: один держит рамку, второй возится с краской). Ракелем резким и сильным движеним краска протягивается через весь рисунок так, чтобы равномерно и толстым слоем ее проложить в область рисунка. Когда краска распределена на всю область рисунка, обратной стороной ракеля (она без краски) нужно с нажимом провести назад, чтобы убрать излишки краски. Потом рамка аккуратно поднимается, материал откладывается в сторону для просушки.

Чтобы научиться ровно печатать, потребуется какое-то время, поэтому не нервничайте, если не получится сразу.

Печатать можно сразу большие тиражи (если краска не будет сильно забивать рисунок). Последующая обработка материала с рисунком - в зависимости от типа краски. Вне зависимости от типа краски советую сразу же после окончания печати тщательно промыть рамку с сеткой (если краска останется в сетке, в последующем рисунок может пропечатываться хуже, а если она там затвердеет, то саму рамку можно потом выбросить). Рамку с сеткой можно использовать несколько раз.

Эмульсия смывается специальной смывкой (цена 12-15 у.е. за 1 л.), и если сама сетка осталась в полном порядке (нет разрывов, оставшейся краски и т.д.) на этой сетке вы можете сделать новый трафарет.

Вот вроде и все! Удачи!

текст подготовила Sazska la Contra

Желание нанести эксклюзивное изображение на одежду или предметы однажды возникает у каждого. Одни решают вопрос легко, обращаясь в салон по изготовлению полиграфической продукции, другие не ищут легких путей и решают организовать «мастерскую» по нанесению изображений на носитель способом домашней шелкографии, используя трафарет.

Шелкография как способ печати

Сегодня уже никому не нужно объяснять, что такое шелкография. Эта технология печати , позволяющая наносить изображения на разнообразные поверхности из тканей, пластика, стекла, керамики, кожи, картона и др. Для нанесения качественного и яркого изображения, состоящего из множества сложных деталей, особенно если нужно изготовить целую партию продукции с одинаковым изображением, обычно необходимо громоздкое дорогостоящее профессиональное оборудование и те, кто имеет опыт работы на таком оборудовании.

Салоны берутся за изготовление любой партии изделий с рисунком, но именно от количества зависит итоговая стоимость единицы. Наиболее оптимальным тиражом для шелкографии является кол-во в 100 единиц. На его изготовление потребуется не так много времени, а себестоимость будет в разы ниже, чем, например, при заказе одного изделия. При желании сэкономить и проверить свои способности можно попробовать организовать мастерскую прямо дома. И для того, чтобы нанести на одну сумку, толстовку или футболку достаточно простую картинку, вам потребуется только специальный набор, в составе которого – трафаретная пленка, десять листов формата А4 (пять для обычных рисунков, пять – для изображений высокого разрешения), экспонирующая рамка и пластиковая лопатка. Все эти инструменты продаются в свободном доступе в специализированных полиграфических магазинах, но их использование требует особых навыков и мастерства. В этом случае может помочь «домашний» способ трафаретной печати.

Технология домашней шелкографии пришла к нам из Америки, и потихоньку завоевывает популярность. Для работы с ней помимо основного понадобится немного: Принтер и компьютер, возможно (но не обязательно) – цифровой фотоаппарат и сканер. В общем все, что есть практически в каждом доме. А если вы хорошо рисуете, то и принтер с компьютером не понадобятся.

Несколько нюансов о шелкографии

Используя шелкографию, как способ переноса изображения на носитель на дому, необходимо тщательно изучить все ее плюсы и минусы.

К преимуществам способа печати относятся:

  • Возможность использования любого оттенка цвета.
  • Получение яркого четкого рисунка на выходе.
  • Возможность нанесения изображения на любую поверхность.
  • Стойкость готового изделия к воздействию внешних факторов: температуры, погоды, ультрафиолета.

К минусам домашней шелкографии можно отнести:

  • Большой расход краски и возможность появления запечаток, на местах которых изделие теряет слой краски.
  • Необходимость затрат на материалы и инструменты.
  • Длительная просушка.
  • Необходимость затрат на инструменты, стоящие дороже, чем изготовление термотрансферов для наклейки изображения.

Если недостатки «исторического» способа переноса изображения на носитель не смущают, и вы готовы заплатить ими за шикарный эксклюзивный вариант – смело включайтесь в работу.

Этапы работы

Печать изображения в домашних условиях потребует особой внимательности и усидчивости. Но в целом не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Сперва нужно изготовить негатив изображения. Для этого:

  1. Нарисуйте на бумаге или распечатайте на принтере эскиз желаемого изображения в зеркальном отражении;
  2. Сняв контрольку, наклейте на эскиз трафаретную пленку;
  3. Поместите эскиз с пленкой в рамку и положите на солнечный свет (или под ультрафиолетовую лампу);
  4. Спустя несколько минут (в инструкции к пленке должно быть указано точное время) положите пленку в воду, сполосните, удалите мягкой кисточкой остатки покрытия;
  5. Высушите готовый негатив, положив его на ткань или салфетку – опять же, на солнечный свет или под ультрафиолетовую лампу.

«Изображение» подготовлено. Теперь переносим его на носитель:

  1. Подложив под носитель что-нибудь твердое и ровное (желательно, пластиковое), положите негатив на носитель – в то место, где должно быть будущее изображение;
  2. Плотно приложите негатив к носителю и нанесите на негатив пластиковой лопаткой краску для шелкографии – подойдут любые трафаретные краски.
  3. Засеките время, также указанное в инструкции к краскам.
  4. Тщательно просушите готовое изделие с изображением на ровной поверхности.

Кстати, промытый негатив можно использовать несколько раз. Этот факт и снижает стоимость массовой шелкографии, так как основная часть средств уходит именно на создание негатива.

При желании еще больше удешевить себестоимость изделия, можно попробовать изготовить краску самостоятельно. Но не стоит сразу рассчитывать на идеальный результат. Не рискуйте сразу наносить изображение на «чистовой» носитель, лучше потренируйтесь на «черновой» поверхности.

Изготовление краски для шелкографии

Сам процесс приготовления краски не так сложен, сложнее поиск всех необходимых элементов.

Для изготовления красителя нужны:

  • офсетная краска,
  • настой казеина (одну столовую ложку казеинового порошка разводят в холодной воде – восемьсот миллилитров),
  • хозяйственное мыло, натертое на терке, смешанное с водой и на водяной бане сваренное до состояния солидола,
  • олифа,
  • сиккатив,
  • прозрачный лак и
  • уайт-спирит.

А также любая банка из жести и весло-рейка с сечением двенадцать на три миллиметра.

Для приготовления красителя офсетная краска кладется на дно банки двухсантиметровым слоем, в нее вливается столовая ложка сиккатива - перемешивается, затем добавляется пара столовых ложек жидкого хозяйственного мыла – и снова перемешивается. Теперь мелкими порциями вливается казеиновый настой, профильтрованный сквозь марлю. Сперва краска станет чересчур жидкой, но вскоре загустеет снова.

Футболки и куртки с красочными рисунками и задорными надписями, спортивные вымпелы и флажки, модные эмблемы - как наносится на многоцветный рисунок? Наверное, это возможно только па специально оборудованных предприятиях, с помощью сложной техники?
Представьте себе, есть способы, которые позволяют делать это вручную! 11 оборудование - самое простое, вполне посильное домашнему умельцу. Один из таких способов — шелкография.
Это сравнительно новый вид трафаретной печати. Сначала изображение наносится на сетку из шелка, натянутую на раму. Отсюда и название «шелкография». Участки сетки, которые соответствуют пробельным местам рисунка, покрывают непроницаемым для краски материалом. После этого краска наносится на сотку и продавливается на поверхность, которую хотят по крыть рисунком, специальным инструментом ракелем.
Этим способом можно получить большое число оттисков.
Вот несложное оборудование, необходимое для такой работы.
Во-первых, нужен небольшой столик, у которого верхнюю крышку заменяет толстое стекло. Под столик ставится лампа для подсветки (рис. 1, а). Подойдет и обычный раздвижной обеденный стол. Раздвинув его, положите вместо дополнительной секции толстое стекло.
Во-вторых, не обойтись без хорошего резака для бумаги. Конечно, можно использовать специальные ножи из набора для инкрустаций, которые бывают в продаже. По можно и самим сделать хороший резак из обломка ножовочного полотна (рис. 1, б).

В-третьих, понадобится прочная деревянная рама, па которую туго натянута очень топкая шелковая ткань. Рама не должна перекашиваться, поэтому самое лучшее соединенное ее деталей — «в шип» (рис. 2). Натянуть на раму можно и тонкую синтетическую ткань, например выцветший платок из синтетического шелка, лучше прозрачный. Годится п тонкий капроновый чулок. Отрежьте его верхнюю и нижнюю части, разрежьте чулок вдоль - получится почти квадратный лоскут. Чтобы не «побежали» петли, проведите вдоль краев лоскута нагретой на огне металлической полоской.

Натягивать подготовленный материал па раму нужно, предварительно смочив его горячей водой, тогда, высохнув, он плотно сядет. Края материала закрепляют с боков рамы гвоздиками с большими шляпками и дополнительно клепкой лентой. Сверху рамки шелк прижимают тонкими деревянными планкам п.
Очень ответственный инструмент — так называемый ракель. Это пластина из твердой толстой (С-8 мм) резины, для жесткости укрепленная полоской из жести на заклепках (рис. 3). Рабочий край ракеля должен быть тщательно выровнен. Желательно иметь несколько таких инструментов разной ширины. За одни проход ракель должен перекрывать всю ширину рисунка, по но выходить излишне за его пределы.

Для сушки готовых оттисков изготовьте многоярусные рамки п натяните на них марлю (рис. 4).
Технологию шелкография рассмотрим па примере изготовления эмблем п вымпел св. Лучший материал для этого - атлас, белый пли цветной. Раскроите его па куски нужного размера.

Краску нужно готовить заблаговременно. Используется обычная масляная художественная краска в тюбиках. Причем ее цвета выигрывают в яркости и сочности, если разводить краску на основе цинковых белил.
Краска добавляется к белилам в отношении. 1: 2 или 1: 3 (по объему); к черной краске тоже лучше добавить белил.
Смешивайте краску на толстой оберточной бумаге. Готовую смесь выдержите некоторое время (от половины до трех суток для разных красок). Это необходимо, чтобы избыточное масло впиталось в бумагу. Иначе нанесенная на ткань краска образует вокруг себя масляный ореол.
Когда смесь готова, выложите ее па кусок стекла, добавьте пентафталевый лак ПФ-28 или ПФ-28С и сиккатив (другое его название - резинат кальция жидкий). К «лепешке» краски диаметром 12-15 см добавляется примерно три пластмассовые крышечки сиккатива (такими крышечками закрываются обычно бутылки с сиккативом). И тоге краска должна приобрести консистенцию густой сметаны.
Смесь готовят и впрок. Краска со временем покроется пленкой, которую перед работой снимают п добавляют одну неполную крышечку сиккатива.
Все готово - можно приступать к делу.
Сначала разрабатывается рисунок. Например, вы решили изготовить эмблему наподобие той, что изображена на рис. 5. Она выполняется двумя красками — оранжевой и коричневой. Третий цвет - это цвет ткани, на которую будет нанесен рисунок. Это полается не только для красоты, благодаря краске края ткани станут жесткими и не будут осыпаться.

Справа и слева от готового рисунка поставьте метки, которые помогут правильно совместить цвета. У вымпела пли флажка не забудьте разметить подгиб для подвески.
Теперь возьмите небольшой кусок кальки (лучше всего той, что предназначена для тунги), наложите ее на эскиз и обведите все детали оранжевого цвета (рис. 5б). На другом листе кальки обведите коричневые детали (рис. 5в). Причем учтите, что та краска, которая будет накладываться второй, должна немного перекрывать рисунок, нанесенный первой краской. Так вы избежите нежелательного разрыва линии п пустот.
Заостренным кончиком резака вырежьте из обеих калек все детали рисунка.
После этого возьмите небольшой кусок толстого стекла и натрите очку его сторону кусочком мыла, макая его в воду. Это для того, чтобы потом калька могла легко отделиться от стекла.
Подготовленное стекло наложите на основной рисунок обработанной поверхностью кверху. Па стекло - кальку с вырезанными деталями, совместив их с рисунком. Рамку с натянутым шелком наложите па кальку, стекло и рисунок под ним и прижмите на время (рис. 6). Если в задуманной композиции есть детали, которые вырезаны отдельно, то после того как наложена рама, их точно совмещают с рисунком прямо через шелк, двигая каждую деталь кончиками двух иголок.


Теперь начинайте топкой кисточкой наносить через шелк па кальку лак IIЦ. Лучше наносить лак точками и потом осторожно растирать. Прихватив кальку к шелку, наносите лак на рабочий край ракеля и через шелк проведите им но кальке. Эту операцию надо повторить четыре раза, давая лаку высохнуть. В результате лак должен тонким ровным слоем покрыть всю кальку, лежащую под шелком.
На толстый деревянный брусок положите промокательную бумагу. На нее поместите перевернутую раму с шелком так, чтобы калька оказалась сверху. Кисточкой, смоченной в ацетоне, осторожно снимите лак с шелка на вырезанных участках и промокните кусочком хлопчатобумажной ткани.
Вот наконец кальки, соответствующие одному цвету, наклеены лаком на шелк и лак удален с открытых участков шелка.
Приготовленную атласную ткань тщательно разгладьте утюгом. Раскроите ее по размеру с некоторым запасом. Па стол положите вырезанный лоскут, а сверху раму - так, чтобы калька оказалась между атласом и натянутым на рамку шелком. Резиновый ракель обмакните в краску а проведите по рисунку сверху вниз (рис. 7). Проводя ракелей первый раз, следите, чтобы его плоскость находилась под углом 43° к поверхности. При этом краска остается на открытых участках рисунка. Второй раз проведите ракелем но рисунку, держа его под углом 80° к поверхности шелка. Этой операцией с оттиска снимается лишняя краска. Нажим ракеля должен быть таким, чтобы не растянуть шелк, но продавить краску.

Подняв раму, отделите ткань от шелковой сетки. Кончиком иголки осторожно отлепите приставшие к шелку волоконца ткани.
Сделав нужное число оттисков, промойте шелковую сетку тряпочкой, смоченной скипидаром. Лоскутки с оттисками (пока одноцветными) разложите сушить.
Через сутки можно приступать к наложению другого цвета. Вторую кальку тщательно совместите с цветным эскизным рисунком, используя метки. На этом этане работы вам понадобится нижняя подсветка. Вся процедура наложения краски повторяется, как уже было описано. Еще через сутки, если потребуется, можно наложить третий цвет.
Когда краска высохнет, обрежьте края эмблем или вымпелов так, чтобы срез проходил но окрашенным участкам. Тогда ткань не будет осыпаться.
Способом шелкографии можно наносить многоцветные рисунки п надписи также па одежду -это сейчас в большой моде. Лучше всего подходят для этого хлопчатобумажные ткани. Нанесенный па них рисунок выдерживает осторожную стирку. Что касается трикотажных вещей, то описанный здесь способ мало для них подходит, нужны другие красители. Недостаточно эластичная масляная краска про растяжении трикотажа может осыпаться. Возможно, позже мы вернемся и к другим, более практичным способам нанесения на одежду рисунков.

Многие часто задумывались о том, как различные принты попадают на одежду, каким образом осуществляется печать на кружках и прочей сувенирной продукции. Ведь запускать отдельную линию производства довольно затратный процесс. Здесь на помощь приходит шелкография.

Шелкография — что это такое?

Шелкография – это способ нанесения трафаретной печати на разнообразные носители. Характерным преимуществом для данного метода является возможность делать изображения на любых видах продукции. Например, очень часто используют шелкографию для работы с тканевыми материалами (например, платки, футболки, рубашки), авторучками, кружками и другой сувенирной продукцией. Также неоспоримым плюсом является низкая себестоимость печати.

Как происходит процесс печати шелкографией?

Возникновение шелкографии

Многие исследователи связывают возникновение шелкографии с мастерами из поднебесной. Ведь именно там задолго до европейцев стали применять печать на тканях. Также определенного успеха в области нанесения изображений на одежду достигли древние финикийцы и греки. Они использовали пурпурный пигмент, добываемый из различных видов моллюсков. Сложность производства краски делало этот метод очень дорогим. Позволить его себе могли только состоятельные люди.

Также многие мастера в Японии применяли принципы шелкографии при производстве одежды для самураев. В качестве нитей сетки при этом процессе использовались человеческие волосы. Однако качество прорисовки изображения и стабильность нанесения рисунка в данном методе оставляли желать лучшего. В 1907 году один из инженеров предложил новый метод трафаретной печати. В этом случае уже применялась шелковая нить. Благодаря данному подходу глубина нанесения краски стала значительно больше, натяжение устойчивее и стабильнее.

Свой современный вид шелкография приобрела в пятидесятых годах прошлого века. В результате чего в наше время данный вид трафаретной печати используется очень широко. Многие компании стали применять шелкографию в керамической, стекольной и электронной промышленности. Нередко подобный способ нанесения печати применяется и в автопроме.

Шелкография — оборудование для производства

Развитие технологий продолжается и в области печати. Для проффесиональной печати шелкографией используется специальный принтер, изображён на фото. Сейчас процесс шелкографии проработан на столько скрупулезно, что им могут заняться даже неподготовленные люди. Для самостоятельной печати потребуются персональный компьютер, принтер, фотоаппарат, специальная краска, пленка для нанесения рисунка.

Шелкография в домашних условиях — возможно ли?

Сам процесс шелкографии можно разделить на два этапа: подготовка изображения и нанесение его на объект. Первым делом нужно нарисовать или распечатать через персональный компьютер нужные изображения. После этого полученный эскиз наклеивается на трафаретную пленку. После чего подготовленная заготовка помещается под специальную ультрафиолетовую лампу. Если специальной лампы нет, достаточно просто подержать под солнечными лучами. После этого необходимо вымочить эскиз и удалить лишнее при помощи обычной кисточки. Изделие сушится также под лампой или прямыми солнечными лучами. Затем рисунок прикладывается к носителю и покрывается краской.

В принципе, для самостоятельного выполнения шелкографии, процесс достаточно простой. Если же ставится цель в заработке на данном типе печати, то здесь уже будет необходимо приобрести специализированное и более дорогое оборудование.