Русские Боги. Семаргл. Семаргл – бог огня в славянской мифологии Семаргл бог огня


Семаргл в ипостаси Переплута - крылатого пса или волка

Симаргл (Семаргл) — восточнославянский бог, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, также считается богом огня и Луны, входивший в пантеон князя Владимира.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.
По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло.
Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.


Семаргл - Огнебог Сварожич

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла - Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки.

Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Не известно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.

В Повести временных лет сказано о Семаргле, а в слове Христолюбца — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(е)маргл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получим Сима Ерыла, то есть Ярила; а слово Сим (или Сем) может быть объяснено древнесабинским semo, что означало гений, полубог. Разделение имени Семаргла на два в вышеуказанном источнике, возможно, основано на том, что это имя нелья было произносить всуе, так как Семаргл живет не только на Седьмом Небе, но и среди людей.

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово Smurg (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сефевидов — в XVI—XVIII веках — Симург был эмблемой Ирана. Таким образом, К. В. Тревер считает, что Симаргл представлялся в виде крылатой собаки. С этой точкой зрения был согласен и знаменитый археолог СССР Борис Александрович Рыбаков.


Крылатый пёс Сэнмурв

Б. А. Рыбаков склонялся к концепции, предложенной К. В. Тревер, согласно которой божество было заимствовано из иранской мифологии (персидское Smurg означает похожую на грифа сказочную птицу, или гибридный образ полусобаки-полуптицы). Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге. Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами.

В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков: "Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами."


К. Васильев. Огненный меч

Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме «многовертимого плясания» в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г. А. Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла.

Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. В. В. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию: "Переплут (рус. церковнослав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от „Peru“ (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам."


Семаргл-Переплут

Реконструкция образа Симаргла и его роли в славянской мифологии вызывает немало споров. Но тем не менее можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и бог огня, изображался в виде «собако-птицы». Этот образ является вполне архетипическим у индоевропейцев.

Подобные персонажи встречаются и за пределами индоевропейского мира. Например, у древних майя мифическая «небесная собака» связывалась с молнией и дождём. Близкое значение имела как раз крылатая собака, изображение которой часто встречается в древнеиранском искусстве.
Исходя из того, что наше божество Симаргл тоже изображалось в виде «крылатого пса», то есть выглядело как посредник между небом и землёй, можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами. И можно однозначно сказать, что Симаргл — это зооморфное божество.


В. Корольков. Семаргл

Симаргл — священный крылатый пес, охраняющий семена, посевы и, видимо, домашний очаг. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающие и кувыркающиеся (как бы летающие) вокруг молодых растений. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом.
Персидский Ахура-Мазда поручал Сэнмурву заботу о небесном «дереве всех семян». Симаргл-Сэнмурв был как бы олицетворением «вооруженного добра»: при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями; он — защитник посевов.

По сообщению «Повести временных лет» от 980 года, князь Владимир I Святославич: "...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь".
В поучениях против язычества имя этого божества стоит обычно рядом с именем Макоши, «матери урожая». Для церковников XI—XII вв., да, по всей вероятности, и для всех русских людей того времени, имя этого божества было уже непонятно и писалось различно.

Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
Елена Мадлевская Русская мифология. — ЭКСМО. — ISBN 5-699-13535-9
Повесть временных лет
Борьба христианства… § 11. Симаргл (рус.). Гальковский Н. М
A.A., Ишутин Восточнославянские боги и их имена
Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. — М.: «Индрик», 1999. — 326 с.
Мадлевская Е. Русская мифология. — СПБ.: «ЭКСМО», 2005.
Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // СА. 1967. № 2.
Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933.

Бог Семаргл (Огнебог) - Вышний Бог, хранитель Вечно живого Огня и блюститель точ-ного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений.

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертво-приношения на древних Славянских и Арийских праздниках, особенно на Красногор, в День Бога Купала и в Вышний День Бога Перуна, являясь посредником между людь-ми и всеми Небесными Богами.

Огнебог Семаргл является Богом-Покровителем Чертога Небес-ного Змея во Сварожьем Круге.

Огнебог с радостью благославляет всех людей из Родов Расы Великой, кои с чистой Душой и Духом соблюдают все Небесные Законы и Многомудрые Заповеди Светлых Богов и Предков.

Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пёс, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Гимн-Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали Боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья услада. Огнём очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Рождение Семаргла!

Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Верования связанные с Семарглом

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.

Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл посредник между людьми и богами

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.

Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Богъ Семаргл в Славянской мифологии:
Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

Упоминания имени Семаргла в летописях

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе" т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла - иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Функции Семаргла неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя Семаргла искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское. Лит.: Тревер К. В., Сэнмурв-Паскудж, Л., 1937; Jakobson R., While reading vasmer"s dictionary, в его кн.: Selected writings, v. 2, The Hague-P., 1971; Ворт Д., Dub-Simyrj, в кн.: Восточнославянское и общее языкознание, М., 1978, с. 127-32.
«Мифы народов мира»

Семаргл - самое загадочное божество славян

Этот культ сложился у славян под воздействием скифского влияния приблизительно 3 тыс.лет назад. Семаргл, по всей вероятности, обозначал "семя". Это божество у древних славян было не самым популярным, но, наверное, осталось самым загадочным до наших дней. Симаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, почитающийся наравне с древними русскими берегинями. Еще в эпоху бронзы у славянских племен встречается изображение прыгающих и кувыркающихся вокруг молодых ростков псов. Видимо, эти собаки охраняли посевы от мелкого рогатого скота: серн, косуль, диких коз. Семаргл у славян был воплощением вооруженного добра, "добра с зубами", а также когтями и даже с крыльями. В некоторых племенах Семаргла называли Переплутом; культ этого божества связывали с празднествами в честь русалок, а также птиц-дев, которые являлись божествами орошения полей дождями. Ритуалы в честь Семаргла и русалок проводились в начале января и состояли в молениях о воде для нового урожая. Другим крупным праздником Семаргла и русалок была русальная неделя с 19 по 24 июня, завершающаяся праздником Купалы. Археологи во многих женских погребениях X - XI вв. обнаруживали серебряные браслеты-обручи, которыми закреплялись длинные рукава женских рубах. Во время ритуальных языческих игрищ женщины перед плясками снимали браслеты и плясали "спустя рукава", изображая русалок. Этот танец посвящался крылатому псу Семарглу, и, видимо, от него пошла легенда о царевне-лягушке. Во время ритуала все участники пили приготовленный на травах священный напиток. Семарглу-Переплуту, его изображениям в виде пса приносились дары, чаще всего кубки с самым лучшим вином. На редких сохранившихся изображениях священный пес Семаргл изображался как бы растущим из земли. Из писменных источников становится ясно, что ритуал Семарглу проходил при обязательном участии боярынь и княгинь, приносивших идолу богатые дары.

"Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних". Составитель Ю.А.Матюхина. -М.:РИПОЛ классик, 2011. Стр. 150-151.
Отдельные исследоватили сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Б.А. Рыбакова, Симаргл на Руси в XII-XIII веках был заменен Переплутом, имевшим то же значение, что и Семаргл. Очевидно, Семаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Балязин В.Н. "Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007., стр.46-47

Вот мое видение Славянского бога Семаргла, рожденное на основании личного изучения легенд и преданий:

Семаргл Огнебог наверное один из самых загадочных светлых богов Славянского мира.

Загадочность его в том, что многие Славянские Боги были созданы человеком по “подобию своему” и имели вполне человеческий облик, а Семаргл имел образ крылатого огненного волка.

Скорее всего, образ Семаргла древнее “очеловеченных” образов богов……. И он может явиться ключом к вашей внутренней силе. Оглянитесь вокруг вы не увидите летающих огненных волков, снаружи их нет, пока вы не нашли его внутри. Наш внешний мир есть отражение внутреннего, не ищите богов снаружи, найдите их внутри себя и тогда они проявятся и снаружи.

Семаргл живет в вас - это ваш духовный огонь, сокрушающий цепи невежества, это огонь священной ярости, сметающий заставы врага на своем пути, это жар тела, побеждающий болезни организма, это огонь в печи, согревающий вас….в современном представлении - это даже ядерная энергия. Все это бог Семаргл, точнее его проявления

По легенде, появился Семаргл на свет от удара молота Сварога о камень Алатырь: от брызнувших искр взметнулось пламя, и в огне показался всадник на златогривом коне.

Образность древнего языка говорит о взаимодействии божественных сил, раскрывать которые нет смысла, потому что потеряется их божественность. Язык наш ограниченный инструмент, особенно после обрезания его образности и реформы проведенной большевиками. Появлению Семаргла способствует несколько сил и на всех уровнях бытия они схожи: это сила трения и удара. Удар молота Сварога о наковальню Алатыря порождает Семаргла, удар волны вашего гнева о непреодолимые обстоятельства зажигают в вас священную ярость, удар огнива и кресала друг о друга вызывают огонь материального мира, взаимодействие двух ядер вызывает ядерный взрыв…..взаимодействие вашего духовного и материального начала вызывают духовный огонь.

Миссия Семаргла проста и в то же время сложна: Крылатый Волк не пускает темное начало из явного мира в мир Прави, стоя на страже Яви с «горящим» мечом. Он хранитель междумирья яви и прави, хотя ему доступна и навь, может приходить и из нави…..

Он щит и меч мира людей - он может охранять, согревать, оберегать , лечить, а может разрушать, уничтожать все на своем пути.

Ключи и связь с Семарглом хранится в вашем подсознании. И получите вы их лишь тогда, когда станете целостным и не будете использовать эту силу в эгоистических целях, когда ваше сознание очистится от темных пятен невежества, тогда вы научитесь осознанно использовать его силу. Славянские Боги не доверят ядерную бомбу ребенку, так и сила Семаргла сокрыта за семью печатями, которые откроются только чистому сознанию.

Примите образ Семаргла, почувствуйте божественный огонь в своей душе, помогите понять и принять Родных Богов окружающим. Помогите Семарглу расправить крылья в каждом из нас, помогите пробудить силу, ярость и волчью прыть. Во Славу Богов и Предков Наших!

Славянская культура изобилует образами, которые отошли на второй план с приходом христианства. Пантеон языческих богов был многоликим. Сегодня его главными представителями считаются , и . Божеством, о котором не рассказывают в школьном курсе истории, оказался Семаргл.

История происхождения

Ряд исследователей трудился над восстановлением утраченных легенд, повествующих о том, что значил бог Семаргл для славян. Одни утверждали, что корни мифов о нем ведут к иранским повествованиям, другие напоминали о древнеперсидском божестве по имени Симург. Последний был гибридом собаки и птицы. Схожий облик имел и Семаргл. Артефакты, найденные археологами, доказывают связь между двумя образами. Теория, выдвинутая учеными, гласит: славяне, жившие неподалеку от иранской границы, переняли традиции у соседей, и поклонение Семарглу было одной из них.

В 9 веке политическая ситуация на Руси не была гармоничной. захватил власть, убив . Он заручился поддержкой единомышленников: хазар, иранцев и евреев. Дополнение божественного пантеона новым ликом стало продуманным политическим действием, объединившим тех, кто был угоден князю. Перун, как покровитель войска, стал главным богом.

Ученые, выясняя биографию божества и способности, которыми оно было наделено в славянской мифологии, отмечали, что информации по этому вопросу практически нет. Лишь пара-тройка записей подтверждает его существование в древних легендах наших предков. Славяне считали Семаргла посредником между людьми и Перуном. Он всегда был в боевой готовности, способен противостоять силам зла, и эта характеристика аналогична описанию Симурга иранцами. Они считали, что бог оберегает Древо жизни, хранящее на своих ветвях семена всех известных миру растений.


Семаргла часто изображали как крылатую собаку, напоминавшую грифона. Артефакты, на которые нанесен его образ, изготовлены в период с 9 по 12 век. Они изображают Семаргла в окружении из орнамента, что автоматически делало вещь оберегом. Амулеты, на которых был нарисован затейливый узор в виде трав и ветвей, хранились в семьях славян даже после принятия христианства. Об этом свидетельствует изображение, найденное на воротах одного их храмов в Суздали.

Значения и функции

Семаргл считался огненным божеством. Его называли огнебогом за то, что он хранил первозданное пламя. Передавая вести из мира смертных в мир богов, он становился своеобразным курьером и выступал во имя людей против темных сил. Славяне считали, что благодаря Семарглу остается под защитой первозданное небесное пламя, которое он бережно передавал союзникам, когда требовалось отразить атаку противника. Он увеличивал силу воинов, на чьей стороне выступал, и был сосредоточением божественной власти.


По легенде Семаргл, старший , объединил силы главных богов, чтобы выступить против Чернобога. Он заступался за мир Прави и мало чем уступал Перуну, приходившемуся братом божеству. Значение Семаргла нельзя преуменьшить, ведь он был олицетворением храброго воина, доблестного защитника и вестника.

Существует специфичная трактовка, в которой Семаргл предстает практически богом смерти. Он покровительствует плодородию, времени сбора урожая, приходящегося на осень, когда все живое умирает или погружается в сон до весны. Семаргл напрямую связан с землей. Поклонники называли своего кумира богом Луны, так как верили, что он еженощно покидает мир, чтобы, вооружившись пламенеющим мечом, обходить с дозором вверенные его защите земли. Удивительно, но этот образ напоминает архангела , который с подобным мечом стоит во главе небесного воинства.


Славяне старались не упоминать имени Семаргла вслух, памятуя о том, что он живет в мире смертных и без призывов знает о происходящем в их жизни. Его дух призывали, чтобы укрепить семейный очаг и защитить от болезней.

Семаргл в культуре

На изображениях, наносимых на одежду и украшения, Семаргл изображался в виде гибрида пса и орла. В писаниях о Заратустре он упоминался под именем Симурга, что в переводе означало «жар-птица». Упоминания о нем или его прообразе находятся в персидских поэмах, датированных 11 веком. Ритуалы, связанные с восхвалением бога или жертвоприношением ему, проходили при использовании огня.


Его числом считалась семерка. В имени Семаргл усматривали связь с этой цифрой, делая вывод, что такое название у нее появилось в честь божества. Учитывая, что в славянском пантеоне шесть богов, можно допустить, что седьмым изображали Семаргла.

В книге «Русколань – древняя Русь» Семаргл изображен в облике коня с золотой гривой и серебристой шерстью. Автор А.И. Асова ассоциирует божеством с Симургом, популярным в Иране, и , почитаемым в Древней Греции

Славянская мифология включает огромное количество божеств, у которых есть свои конкретные задачи и области влияния. Хоть религия и является распространенной в современном мире, количество язычников огромно. Одной из значимой фигуры является бог Семаргл.

Кто такой Семаргл?

Высшее божество, хранитель вечного огня и блюститель соблюдения всех обрядов, связанных с огнем, все это про Семаргла или Огнебога. Считают, что он покровительствует чертогу небесного змея во Сварожьем Круге. Семаргл – это старший сын верховного бога . Славяне считали, что он является покровителем Луны, домашнего очага и других сфер, связанных с огнем. Когда у человека жар, то говорят, что Огнебог вселился в душу человека, поэтому раньше специально сбивать температуру, было запрещено.

Семаргл – символ

С богом, который является хранителем огня, связано несколько символов. Главным знаком является руна Волка (еще ее называют руной Семаргла), а еще используют изображение крылатого пса или Рарога – знамени князя Владимира Святославовича. Поскольку Семаргл Сварожич является образом первородного огня, его символом считают стилизованные языки пламени. Многие говорят о еще одном символе –солярном знаке с головой пса вместо верхней лопасти, но на самом деле нет этому документальных подтверждений.


Семаргл - славянская мифология

Культ этому божеству возник примерно 3 тыс. лет назад. Есть предположение, что имя божества связано со словом «семя». Стоит отметить, что бог славян Семаргл не пользовался популярностью в те времена, но люди все же поклонялись ему.

  1. Представляли его крылатым псом, который охранял семена и посевы. Его почитали наравне с другими берегинями.
  2. Идолы Семаргла устанавливали на капищах вместе с другими божествами. Почитали его в дни, которые связаны с приметами огня.
  3. Божество – посредник между реальным миром и богами. Он обладает силами быстро переходить от Яви к Прави и в обратном направлении. Его обязанность – защищать людей и не пускать на землю зло.
  4. Семаргл в отличие от других божеств живет непосредственно среди обычных людей, поэтому он охватывает многие области жизни.
  5. Обращались к нему, когда болеют люди и животные. Воины перед битвой молились Семарглу, чтобы тот даровал им победу.

Бог славян Семаргл – оберег

Используя доступные материалы, можно сделать своими руками мощный . В качестве основы берется береста, которая является отличным проводником энергии. Если достать ее не получается, то можно взять кусок мягкой кожи, замши или скол любого дерева. Необходимо вырезать руну и нанести на нее символ, а затем, провести обряд, чтобы оберег Семаргл начал действовать.

  1. Приступать к ритуалу стоит натощак, при этом надеть нужно чистую и нарядную одежду.
  2. Алтарь следует создать на северо-западе, для чего постелите чистую скатерть, зажгите свечку и положите руну, изображением вниз.
  3. Сконцентрируйтесь, закройте глаза и прочитайте заговор.

Славление Семарглу

По старому стилю 1 апреля, а по новому 14 апреля почитают Семаргла. Это праздник огня, с которым связаны разные традиции и приметы. В древности в этот день из веток делали куклу Морены и сжигали ее на костре, чтобы распрощаться с зимой. Призывают богиню плодородия и весну. Обязательно разводят костер и прыгают через него, чтобы пришел бог Семаргл и растопил огонь. Кроме этого, обязательно прославляют его, читая специальный текст.


Молитвы Семарглу

В древности люди часто обращались к этому божеству, поэтому известно много ритуалов, которые помогают справляться с разными проблемами и получать многочисленные блага. Например, земледельцы считали, что славянский бог Семаргл является духом плодородия, поэтому проводили специальный обряд, чтобы обезопасить посевы. Поля для богатого урожая выжигали огнем, а оставшуюся золу использовали для удобрения. Во время выжигания читали специальный заговор, чтобы помог Семаргл.


В современном мире к богу огня чаще обращаются с просьбами об исцелении, налаживании чувств между супругами, счастье в доме и с другими проблемами. Стоит заметить, что заговоры, посвященные этому богу похожи на гимны. Чтобы исцелиться от болезни, над человеком необходимо поместить изображение Семаргла, а у изголовья кровати воду. Зажгите свечу и нараспев прочитайте заговор. После этого больному нужно дать выпить подготовленную воду, а вот свечу оставьте полностью сгореть. Картина, на которой изображен Семаргл Огнебог, должна находиться возле больного до выздоровления.


Обращались к богу огня, чтобы наладить личную жизнь, поскольку он заботится о сохранности чувств. Лучше всего молиться ему в день осеннего равноденствия. Чтобы бог Семаргл у славян помог, необходимо зажечь большую свечу, поставить рядом зеркало и изображение божества. Смотря на пламя, скажите заговор №1. После этого под свечу положите монетку в качестве откупа и оставьте ее полностью сгореть. После этого монетку бросьте в любой костер, сказав заговор №2.


Семаргл (Симаргл) – славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, живущих в мире Яви. Семаргл был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю. Семаргл – один из Богов-воинов, защитников Яви. Его огненный меч помогает побороть всякое зло, а силу огня славяне призывают в обрядах очищения. Здесь огонь родственен с солнцем – так же боится его всякое худо.

Семаргла часто представляют в образе крылатого пса. Именно такие изображения Бога встречаются на старинных украшениях. Ещё одно воплощение Бога – огненная птица Рарог.

Оберег – символ Бога Семаргла

Со славянским Богом Огня, Семарглом, связывают несколько символов. Прежде всего, изображения крылатого пса , которые встречаются на старинных русальных браслетах и других оберегах. Ещё один вариант изображения Семаргла – огненная птица Рарог .

Есть и знак, посвященный Богу Огня. Он называется Огонь Небесный и напоминает искры костра. Обереги Семаргла носят для защиты от зла, особенно от нечистой силы . Славяне верили, что символ Бога Огня способен прогнать нечисть подобно тому, как это делает костер. Второе значение символа – оберег для защиты от неудач, стихийных бедствий, особенно от пожаров .

Атрибуты Бога Семаргла

Животное – крылатый пес.

Птица – Рарог (птица с огненными крыльями)

Геральдика, предметы – костер, пламя свечи.

Треба (подношение) – свечи, выпечка, масло.

Семаргл в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Семаргла изображен один из его символов – Огонь Небесный.

Номер Резы – 17.

Реза Бога Семаргла появляется в раскладе, когда жизнь спрашивающего стала слишком размеренной, скучной, когда человек начал бояться перемен. Семаргл приходит, чтобы принести вместе с собой бурю событий и чувств. От спрашивающего потребуется храбрость, сила, бесстрашие. Нужно суметь встретиться с огненной стихией в своей жизни, но не дать ей сжечь всё вокруг.

Подробнее о значении Резы Бога Семаргла в гадании в статье «Реза Рода Семаргл »

В славянских обрядах к Семарглу обращаются с просьбами об очищении. Этого Бога вспоминают во время обрядов на многих славянских праздниках. Каждый раз, когда в обряде разжигают костер, сжигающий всё старое, худое, здесь присутствует сила Семаргла.

Праздники, где чествуют Семаргла, Бога славян

Семаргла вспоминают в Купальскую ночь , когда огонь становится одной из значимых очищающих сил. Вспоминают его и во время Весеннего Равноденствия, сжигая чучело Морены Зимы. Но есть особый день, посвященный именно Богу Огня.

14 апреля – день Семаргла. Считается, что в этот день Бог Огня сжигает последние снега на полях, чтобы после оберегать семена до появления всходов.