Презентация аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Равноускоренное движение. Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое ускорение? Равноускоренное движение. Ускорение. Учитель физики Федоров Александр Михайлович МОУ Кюкяйская СОШ Сунтарский улус Республика С аха

При неравномерном движении определять перемещение тела по формуле уже нельзя потому что скорость в разных местах траектории и в разные моменты времени различна. Как же определить перемещение тела, а значит, и его координаты при неравномерном движении? Будем пользоваться понятием “ мгновенная скорость ” . Мгновенная скорость тела – это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Для простоты будем рассматривать такое неравномерное движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково, т. е. равноускоренное движение. Для характеристики быстроты изменения скорости вводится физическая величина – ускорение. Обозначается буквой а. S = V*t

Если в начальный момент времени тело уже имело некоторую скорость V 0 , то изменение скорости V - V 0 , а для ускорения получается формула: a = (v – v 0)/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Ускорение – векторная величина. Она имеет такое же направление, как и изменение скорости. За единицу ускорения в Международной системе единиц принимают такое ускорение прямолинейно и равноускоренно движущейся точки, при котором за 1 с ее скорость изменяется на 1 м /c. Эту единицу ускорения записывают так: 1 м /c 2

Равноускоренное движение - это движение с постоянным ускорением. Скорость при РУД: по определению a = (v – v 0)/t. Откуда получается, что: v = v 0 + a ·t Полученное выражение называют уравнением скорости РУД. Если v 0 = 0 , то формула принимает вид: v = a ·t Запишем уравнения для проекций векторов на ось координат: v x = v 0x + a x ·t , v x = a x ·t ,

При движении с возрастающей скоростью векторы v, v 0 и a сонаправлены

При торможении вектор а направлен противоположно векторам v и v 0

Графическое изображение скорости v x 0 t v x 0 t v x 0 t 1 2 3 1 – для случая v 0 =0, 2 - v 0 >0 тело движется с возрастающей скоростью, 3 – движение замедляется вплоть до остановки.

Итак, мы изучили что такое РУД - движение, при котором скорость тела за каждую единицу времени изменяется одинаково. Что такое ускорение - a = (v – v 0)/t. Ускорением тела при его равноускоренном движении называют величину, равную отношению изменения скорости к промежутку времени, за который произошло это изменение. Вывели уравнение скорости РУД: v = v 0 + a ·t

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Прямолинейное
 Прямолинейное
равноускоренное
равноускоренное
движение
движение
§ 5-6
§ 5-6
Вид урока: комбинированный
комбинированный
Вид урока:
ЦельЦель: способствовать формированию
: способствовать формированию
информационно – коммуникативной и

самоорганизационной компетенции
Задача: перечислить характеристики
: перечислить характеристики
Задача
равноускоренного движения; уметь описывать и
объяснять это движение
объяснять это движение


Мы говорили о равномерном движении

Как часто тела движутся равномерно?
Какое движение чаще всего имеет
место?
место?
НЕРАВНОМЕРНОЕ
НЕРАВНОМЕРНОЕ
А что изменяется при неравномерном
движении?
движении?
СКОРОСТЬ
СКОРОСТЬ
Имеет место сказать о мгновенной
мгновенной
Имеет место сказать о
скорости – скорость в каждой
– скорость в каждой
скорости
конкретной точке траектории в
соответствующий момент времени (в
данный момент))
данный момент


Введём величину, характеризующую
быстроту изменения скорости – это
– это
быстроту изменения скорости
УСКОРЕНИЕ
УСКОРЕНИЕ
Ускорением при равноускоренном
при равноускоренном
Ускорением
движении
движении
называется величина, равная
называется величина, равная
отношению изменения скорости
отношению изменения скорости
к промежутку времени, за которое это
изменение произошло
изменение произошло

Ускорение - векторная величина
Равноускоренное – с постоянным
ускорением
ускорением

Характеристика ускорения
Характеристика ускорения
Векторная величина
Векторная
Характеризуется:
* модулем
модулем (показывает насколько
меняется модуль скорости)
* направлением
направлением
Чем больше ускорение, тем
быстрее меняется скорость


График скорости равноускоренного
движения
движения
выразим
выразим


Это проекция мгновенной скорости,
которую будет иметь тело к концу
любого заданного промежутка времени
, отсчитываемого от момента начала
tt, отсчитываемого от момента начала
наблюдения
наблюдения
Если, то
Если, то
Из курса математики известна
Из курса математики известна
линейная функция
линейная функция
А значит график – прямая
прямая
А значит график –
линия
линия

Ускоренное ((разгон
торможение) –) –
Замедленное ((торможение
1.1.Ускоренное
разгон) –) –
скорость увеличивается,
скорость увеличивается,
ускорение – по движению
ускорение – по движению
*V > *a >
*график –острый угол к оси ОХ
2.2.Замедленное
скорость уменьшается,
скорость уменьшается,
ускорение – против движения
ускорение – против движения
*V < *a <
*график–тупой угол к оси ОХ
Чем больше угол наклона
Чем больше угол наклона
графика скорости к ОХ,
графика скорости к ОХ,
тем ускорение больше
тем ускорение больше

МОУ СОШ № 31 г. Краснодар

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ

Провела: учитель высшей категории

Тарасова Ольга Анатольевна

ноябрь 2010 г.

г. Краснодар

2010-2011 учебный год.

Вид урока : урок обобщения, систематизации, актуализации опорных знаний.

Тип урока : комбинированный.

Методическая цель : систематизация знаний по теме, решение задач (графических и комбинированных) на конечном этапе урока.

Цели и задачи:

    Повторить формулы и определения темы «Равномерное и равноускоренное движение»;

    Совершенствовать навыки решения задач различных типов (качественных, графических, аналитических);

    Формировать представление о структуре и взаимосвязи физической теории и практики;

    Воспитывать интерес к предмету.

ПЛАН УРОКА:

Этап урока

Вид деятельности

Время

Организационный момент

Беседа

2 мин

Повторение теории

Фронтальный опрос

15 мин

Актуализация изученного

Решение задач

2 0 мин

Подведение итогов урока

Беседа

3 мин

    Организационный момент: постановка целей и задач урока, подготовка к контрольной работе.

    Повторение теории темы «Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение»

    повторение определений (фронтальный опрос на основе презентации- слайд №1-5): координата тела, путь и перемещение, скорость и ускорение, виды движения: равномерное и равнопеременное движение.

    Повторение формул по видам движения (беседа на основе презентации- слайд №4-7)

    Повторение графиков движения (беседа на основе презентации-слайд № 8-10)

    Актуализация изученного материала:

    Решение качественных задач :

    Может ли модуль перемещения тела быть равен длине пути, пройденного им? Ответ поясните.

    Надо проехать на лодке одинаковое расстояние туда и обратно: первый раз по реке, другой - в стоячей воде. Одинаковое ли время потребуется для этого в обоих случаях?

    При каких условиях тело движется с постоянным ускорением?

    Решение комбинированных задач (в т.ч. графических) :

    Опиши характер движения тела и определи величины, характеризующие движение тела по уравнению его движения

(слайд 11,12).

    По графику, на котором изображена зависимость скорости движения тела от времени, запиши уравнение зависимости скорости от времени (слайд 13.14).

    Решение аналитической задачи:

    86 –А.П. Рымкевич.

(Ответ:10с; 40м;45м; 120м)

    Подведение итогов урока : анализ решения задач, выставление оценок.

    Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, № 16,23,75-Рымкевич А.П. «Сборник задач по физике»

Литература:

1)А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика – 9», Москва:Дрофа 2009.

2) А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике»,Изд-во «Просвещение»

3) Е.С. Ерюткин, С.Г.Ерюткина, В.Г.Пайкес «Дидактические материалы по физике 9»Изд-во «Аркти» ,Москва 2000

4) А.И.Нурминский, И.И.Нурминский, Н.В. Нурминская, «ЕГЭ:шаг за шагом»,Москва «Дрофа» 2011.

5) Физика, 9 класс:Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник /авт.С.В.Боброва.-Волгоград:Учитель,2005/.


Графическое представление равномерного прямолинейного движения Упр 4 (2) V ; км/ч (Время) t, с




Ускорение [а] = м/с 2 а = V /t м/с: с = м/с 2 - быстрота изменения скорости. (на сколько изменяется скорость тела за секунду) (величина, равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, за который это изменение произошло) V 0 - начальная скорость V - конечная скорость V - изменение скорости t - время










1 вопрос. Выберите верное(-ые) утверждение(-я): А. Равноускоренное движение является неравномерным движением. Б. равноускоренное движение является равномерным. 1) только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б. Какая из формул соответствует определению ускорения? 1) а =υ 2 /2s; 2) а =(υ-υ 0)/t; 3) а =υ/t ; 4) а =(υ 0 -υ)/t


2 вопрос. В каких единицах измеряется ускорение? 1)км/ч; 2)м/с 2 ; 3) км/ч 2 ; 4) м 2 /с; Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. Б. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. 1)Только А; 2) только Б; 3) и А и Б; 4) ни А ни Б.


3 вопрос. Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)? А. Если направление ускорения противоположно направлению скорости, то модуль скорости уменьшается. Б. если направление ускорения совпадает с направлением скорости, то модуль скорости увеличивается. 1) и А и Б; 2) ни А ни Б. 3)Только А; 4) только Б; Какая физическая величина является векторной? 1)ускорение; 2) проекция перемещения; 3)время; 4)путь.


4 вопрос. Мотоциклист начинает движение из состояния покоя. Через 30 с он достигает скорости 15 м/с. С каким ускорение происходит движение? 1)2 м/с 2 ; 2) 30 м/с 2 ; 3) 15 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2. Санки равноускоренно съехали со снежной горки. Их скорость в конце спуска 12 м/с. Время спуска 6 с. С каким ускорением происходило движение, если спуск начался из состояния покоя. 1) 2 м/с 2 ; 2) 6 м/с 2 ; 3) 12 м/с 2 ; 4) 0,5 м/с 2.


5 вопрос. Санки съехали с горы и въехали на другую. Во время подъёма на гору скорость санок, двигавшихся прямолинейно и равноускоренно, за 4 с изменилась с 12 до 2 м/с. При этом ускорение равно: 1)-2,5 м/с 2 ; 2) 2,5 м/с 2 ; 3) -3 м/с 2 ; 4) 3 м/с 2. При прямолинейном равноускоренном движении в течение 2 с скорость шарика уменьшилась с 8 до 3 м/с. С каким ускорением двигался шарик? 1) - 0,4 м/с 2 ; 2) 4 м/с 2 ; 3) -2,5 м/с 2 ; 4) 2,5 м/с 2.


6 вопрос. Велосипедист съезжает с горки двигаясь равноускоренно и прямолинейно. За время спуска скорость его увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с 2. Сколько времени длился спуск? Ускорение тела при прямолинейном равноускоренном движении равно 2 м/с 2. За какое время его скорость увеличится на 10 м/с 2 ?


7 вопрос. Лыжник начинает спускаться с горы, имея скорость 4 м/с. Время спуска 30 с. Ускорение постоянно и равно 0,5 м/с 2. Какой будет скорость в конце спуска? Автомобиль начал тормозить имея скорость 20 м/с. Какой станет скорость автомобиля через 4 с, если он двигается с постоянным ускорением -2 м/с 2 ?





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения.
  • Учить учащихся рассуждать, опираясь на имеющееся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала.
  • Учить устанавливать зависимость между величинами, отвечать на поставленные вопросы.
  • Воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.
  • Развивать счетные навыки, умение применять знания законов математики при решении физических задач.

Оборудование: наклонная плоскость, шарик, брусок, презентация “равноускоренное движение. Ускорение”, учебник, рабочие тетради.

Ход урока

I орг. этап.

Мы знаем, что физика – наука о природе.

Вспомним слова Федора Ивановича Тютчева

Не то, что мните без природы:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Слайд1 (презентация урока)

Да, у природы, есть свой язык, и мы должны его понимать. И мы с вами на каждом уроке физики, при изучении любого явления или закона учимся понимать язык природы. В природе все находиться в движении, ни чего не остается в покое. Движение тоже относится к явлениям. Тема нашего сегодняшнего урока: “Равноускоренное движение. Ускорение”. Что бы вы хотели узнать для себя на этом уроке?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужит стихотворение Пушкина.

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадокса друг....

II. Целепологание.

А путь познания таков, открытие – исследование- объяснения. На предыдущих уроках мы с вами “открыли” для себя такие понятия как, траектория, путь, равномерное движение, скорость, а сегодня мы с вами “ откроем” для себя что такое равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения и будем с вами решать задачи.

III. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Достичь поставленных задач могут только знатоки физики.

Для того, чтобы принять вас в знатоки вы должны ответить на следующие вопросы.

Основные вопросы для повторения.

Что характеризует скорость? Дается три варианта ответа учащиеся должны отметить правильный ответ на слайде (на интерактивной доске использую карандаш стрелочкой показывают правильный ответ).

Подтверждения утверждения ранее на картинках.

Назвать основную единицу скорости.

Найти и исправить на интерактивной доске ошибку.

Путь это - ...

Равномерное движение...

Предлагаются 3 устных задачи на определение скорости, времени, пути.

Молодцы! Вы приняты в знатоки физики.

IV. Изучение нового материала.

В эпиграфе урока есть слова “ просвещенья дух”, их можно воспринимать, как теорию, а “опыт” как один из методов подтверждения теории.

Наше первое задание: проведем опыт. Наклонная плоскость, шарик и секундомер. (учителю помогают учащиеся в проведении опыта). Хорошо ребята вам было видно, прохождение шариком расстояние? Какой вы можете сделать вывод?

Вывод: шарик скатывается по наклонной плоскости за равные промежутки времени, проходит разное расстояние, при этом скорость увеличивается.

Вы можете охарактеризовать движение шарика? (Рассуждения уч-ся)

Анимационный пример со школьником идущим в школу.

Показываем детям на рисунк6е расстояние, время, изменение скорости.

Предлагается учащимся самим сформулировать равноускоренное движение.

Приведите примеры равноускоренного движения.

Определение равноускоренного движения.

Вводится новая величина – ускорение. Формулируется определение и записывается формула.

Слайд 14 -15

Единица ускорения. За единицу ускорения принимают ускорение такого равноускоренного движения, при котором за 1с скорость изменяется на 1 м/с.

Например, если мотоцикл движется с постоянным ускорением 5 м/с, что это означает?

(что его скорость за 1 с изменяется на 5 м/с)

Ставятся проблемные вопросы. Ускорение имеет положительный знак и отрицательный.

Например, автобус трогается с остановки, то в этом случае ускорение будет увеличиваться, а если автобус подъезжает к остановке и затем останавливается, то в этом случае, что мы можем сказать об ускорении? (Оно уменьшается).

V. Закрепление нового материала.

Помните, что вы знатоки, перед вами стоит следующая задача. Решить жизненные задачи.

Слайд 16-17, работа с рабочей печатной тетрадью стр. 33 № 70, 71, 72

VI. Подведение итогов урока.

В начале урока мы говорили, что путь познания природы таков: открытие исследование - объяснение. На предыдущих уроках вы прошли I этап, а теперь подумайте и скажите, выполнили вы задачи сегодняшнего урока?

Выставление оценок.

VII . Задание на дом.

Рефлексия. Слайд 19.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя...
  • Мне понравилось на уроке то, что...
  • На уроке меня порадовало...
  • Я удовлетворён своей работой, потому что...
  • Мне хотелось бы порекомендовать...
  • Если бы я был учителем, то...