Особенности творческого мышления дошкольников. Креативное развитие дошкольников Развитие творческого мышления у малышей

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребёнок рос умным и творчески развитым человеком. Развитие творческого мышления подразумевает под собой способность ребёнка в раннем возрасте творчески мыслить.

Некоторые думают, что в дошкольном возрасте творческое мышление может быть хорошо развито лишь у одарённых детей, однако, это ошибочное мнение неуверенных родителей. Если с дошкольником заниматься и с раннего возраста развивать у него любовь к творчеству, например к музыке, то через некоторое время вы заметите, что и ваш ребёнок может творчески мыслить. Не зря во многих детских садах с ребёнком начинают заниматься музыкой, лепкой и художественной деятельностью с самого раннего возраста.

Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

Одним из важнейших факторов развития креативного мышления у детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития креативного мышления детей.

Первым шагом к успешному развитию креативного мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативного мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативного мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития креативного мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, воспитание креативного мышления детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

В своей практике мы следуем этим главным принципам создания оптимальных условий для развития креативных способностей у дошкольников. Преимущественно такая работа ведется в нашей деятельности средствами МХК. О возможностях решения подобных задач средствами МХК и пойдёт речь в третьем параграфе.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Мы определили уровень развития «образной креативности» у детей старшего дошкольного возраста и показали необходимость развития отдельных её показателей индивидуально у каждого ребенка.

Для того, чтобы определить, влияет ли использование специальных игр, упражнений и создание определенной предметной среды на развитие креативности, был проведен формирующий эксперимент. В процессе эксперимента в микросреду вносили следующие изменения :

  • а). регламентацию поведения понижали путем консультативно - тренинговой работы с воспитателями и родителями;
  • б). информационную обогащенность микросреды повышали за счет преподавания педагогами - специалистами разных предметов, актуализирующих творческие способности.

Для формирующего эксперимента мы разработали игры и специальные упражнения, направленные на развитие креативности при ознакомлении с элементами геометрии на базе программы «Развитие» с парциальным применением технологии ТРИЗ.

Основные цели и задачи которых были следующие:

  • 1. Развивать творческое воображение
  • - пластичность
  • - подвижность
  • 2. Развивать образную креативность
  • - беглость
  • - оригинальность
  • - разработанность
  • - абстрактность названий
  • - замыкание
  • 3. Учить решать задачи творческого характера
  • 4. Развивать умение сочинять математические сказки, используя двигательную и наглядную модели.
  • 5. Разработать алгоритм создания новых развивающих игр, используя прогрессивные педагогические технологии (ТРИЗ, Никитина, Воскобовича, Михайловой).
  • 6. Воспитывать качества, необходимые творческой личности:
    • - целенаправленность
    • - смелость решения
    • - способность принимать нестандартные решения
    • - высокую работоспособность
    • - умение отстаивать свои решения
    • - коммуникабельность
    • - навыки общения в коллективе
    • - объективно оценивать свои и чужие решения

Для решения вышеназванных задач был разработан специальный комплекс игр и упражнений (приложение № 1) и рекомендации по организации развивающей среды (приложение № 2).

Мы использовали потребности детей в осмысленном движении при ознакомлении с элементами геометрии, развивая при этом творческое мышление. Обучение математике в раннем возрасте, по нашему мнению, надо начинать с геометрии, так как она развивает ассоциативное мышление, которое является основой творческого мышления (51,стр. 16).

На занятиях и в совместной деятельности дети знакомились с элементами геометрии и закрепляли знания о геометрических фигурах.

Дети знакомились с различными видами линий, точкой пересечения, учились различать контурную и силуэтную модели треугольников.

Такие занятия развивают пространственное воображение, творческое мышление, дети фантазировали, когда рисовали любые фигуры, которые замыкались в замкнутую линию.

  • 1. Конспект № 1 «Линии пересекаются. Точки пересечения».
  • 2. Конспект № 2 «Штриховка горизонтальными линиями».
  • 3. Конспект № 3 «Веселое путешествие».
  • 4. Конспект № 4 «Наклонная линия».

Мы постарались привлечь к работе родителей. Например, для родителей с низким уровнем образной креативности провели консультацию «Геометрические фигуры для развития творческого мышления» (Приложение № 3), которая посвящена играм, развивающим воображение. Родители поняли, что творческие способности ребенка раскрываются благодаря работе над развитием воображения с раннего возраста.

В группе также была оформлена папка - передвижка «Линии пересекаются. Точка пересечения» (Приложение № 4). Совместно с детьми были придуманы тетради «Сказки из теремка» с блоками - рамочками для составления наглядных моделей.

Сначала дети сочиняли сказку, используя двигательную модель, затем составляли наглядные модели.

«Сказка про точку, которая жила в стране Геометрии» (Марина Я.).

Жила была точка в стране Геометрии. Пошла она гулять и встретила ещё одну точку, они подружились и пошли гулять. По дороге им встретился круг, и они стали жить в нем, превратившись в глазки. Но им не хватало точки - ротика и линии - носика. Встретить им их помог волшебник и получился человечек.

«Сказка про линию» (Настя К.).

Жила была прямая линия, пошла она гулять, но на пути стоял лес, линия стала пробираться через лес и зацепилась за ветки, изогнулась и стала волнистой. Вдруг она увидела ёжика, испугалась, свернулась в клубок, и превратилась в спираль.

Дети с низким уровнем образной креативности вначале отказывались сочинять сказки, с ними провели серию занятий и игр на развитие творческого воображения. «Дорисуй круг так, чтобы получился какой либо предмет» (Таблица № 5), «Дорисуй картинку» (Таблица № 6), «Подумай, на что похожи фигурки? Дорисуй» (Таблица № 7), «Преврати фигуры в интересные предметы» (Таблица № 8), «Придумай узор для ковриков» (Таблица № 9), «Найди фигуры, изображенные в квадратах» (Таблица № 10).

Дидактическая игра «Собери бусы» (Таблица № 11) формирует у детей умение видеть закономерность и продолжать её, развивая системность мышления.

Очень нравиться детям решать математические сказки:

  • - «Торбочка - самобранка» (Таблица № 12),
  • - «Старик и волк» (Таблица № 13),
  • - «Кот - серый лоб, козел да баран» (Таблица № 14),
  • - «Череп - терем» (Таблица № 15).

У детей со средним и низким уровнем развития образной креативности вызывало затруднение решение задач творческого характера и решение геометрических задач (Таблица № 16), так как у них развита шаблонность мышления. Целью таких занятий было помочь в развитии не шаблонности мышления, умении решать задачи творческого характера на сказочном материале.

Очень часто мы играли с детьми в игру «Да - нетку», автор игры Лучо Ломбардо Родиче писал: «это одна из самых плодотворных игр с точки зрения интеллекта и культурного багажа». В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащать речевую практику.

Сначала дети познакомились с алгоритмом отгадывания, затем мы загадывали какой-нибудь предмет, или геометрическую фигуру, а дети, используя схему вопросов, отгадывали её.

Дети низкого уровня испытывали трудности, задавали неточные вопросы, с ними занимались дополнительно.

Главное правило в нашей работе: «Ни какой критики!», это позволяло застенчивым детям (Арсению, Маше) проявлять инициативу. Применение на занятиях «мозгового штурма» дает детям возможность говорить, что только придет в голову, и всегда, чей то ответ служит ключевым к решению проблемы.

Используя этот метод, нам легко было поддерживать малоактивных детей, обратив внимание на их ответы.

Дети учатся кратко и четко выражать свои мысли, не повторять ответы товарища, а это развивает творческий стиль мышления.

Нам очень нравиться использовать на занятиях и в совместной деятельности фантастические гипотезы:

«Что было бы, если бы …?»

«Гипотеза » - писал Новалисс - «подобна сети, забросишь её, и рано или поздно что - нибудь, да выловишь». Например: «Что было бы, если бы ты попал в страну Геометрию», или «Что было бы, если бы на земле все стало круглым, квадратным?»

С детьми высокого и среднего уровня проводили упражнения «Точка» (Таблица № 17), «Комбинирование» (Таблица № 18), дети придумывали различные предметы, проявляя творчество.

Используя прием «синектики » предлагали детям отождествлять себя с различными предметами (например игра «Пантомима», игры на эмпатию). Дети изображали различные геометрические фигуры, разные виды линий: прямая, дуга, волнообразная, спираль, окружность.

Закреплять знания о линиях и развивать воображение помогали такие упражнения: «Назови линии, изображенные в квадратах» (Таблица № 19), «На какие геометрические фигуры разделены квадраты» (Таблица № 20).

Развивать творческое мышление, логику и пространственное воображение помогают игры: «Колумбово яйцо» (Таблица № 21), «Монгольская игра» (Таблица № 22). Затем в самостоятельной деятельности дети придумывали различные предметы и фигуры (Таблица № 23). Дети с низким уровнем сначала с трудом придумывали предметы, но после предварительной работы стали лучше справляться с заданием.

Игра «Поиск девятого» хорошо развивает внимание, мышление, пространственное воображение (Таблица № 24).

Используя алгоритм подбора и создания развивающих игр (Таблица № 25), который был нами составлен, мы разработали ряд игр, используя педагогическую технологию ТРИЗ.

  • 1. «Учимся моделировать » - развивающая игра, метод - «Моделирование маленькими человечками» (Таблица № 26).
  • 2. «Юный изобретатель » - развивающая игра, метод - «Морфологический ящик» (Таблица № 27).
  • 3. «Страна Фантазия » - развивающая игра, метод - «Произвольный префекс» (Таблица № 28). Игра учит детей словотворчеству, исследованию возможностей слов, стимулирует речевую свободу (например «Замкруг - кто это?» или «Биотреугольник», «Полуквадрат»).
  • 4. «Найди родню квадрату » (Таблица № 29) - развивающая игра, помогающая расширить словарный запас, развивать творческое воображение, фантазию, учит находить сравнения и моделировать свойства объекта. Дети находили родню квадрату - это подушка, стол, кубик.
  • 5. «Придумывание новых геометрических фигур » - развивающая игра, метод - «Фокальные объекты» (Таблица № 30). Дети придумывали, какой это мягкий треугольник, лысый треугольник и т.д. Дети пытались найти объяснение, смеялись, удивлялись неожиданным свойствам треугольника.

Дети с высоким уровнем образной креативности с удовольствием сочиняли сказки методом «Каталога»

Сочинение математической сказки методом «каталога».

«Как шар подружился с окружностью»

Цель:

  • 1. Учить детей связывать в одну сюжетную линию наугад выбранных героев и действия;
  • 2. Развивать креативное мышление и творческое воображение;
  • 3. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Методы и приемы:

Метод каталога, мозговой штурм, поощрение.

Материал:

Книга В.Г. Житомирской, Л.Н. Шеврин, «Путешествие по стране геометрии», М. 1996., лист бумаги, ручка.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре кто где хочет или на мягких геометрических фигурах. Педагог должен использовать правила, союзы, местоимения или слова, которые невозможно связать, можно отступить на одно, два слова вправо, влево, вверх, вниз. Сегодня мы будим сочинять сказку, героев которой мы пока не знаем. Попробуем узнать о них с помощью этой книги. Каждый из вас поочередно будет указывать пальчиком на любое слово. Итак…

  • - Жил - был кто? «Шар»
  • - Какой он был? «Лучей»… «У него было много лучей, то есть он был похож на «морского ежа» или на «Солнышко»»
  • - Жил был кто, плохой герой? «Окружность»
  • - Какая она была? «Оригинальная»… «То есть необычная, она вся сверкала и была похожа на радугу. И так, сверкая, она ослепляла всё вокруг, в том числе и шар, который был похож на морского ежа»
  • - Кто помог ему? «Карандаш»… «Он разделил окружность, и у неё стало два конца, то есть она превратилась в скакалку. И шар стал скакать на скакалке».

Дети пересказывают сказку и придумывают название («Как шар подружился с окружностью»).

Почти все задания давались детям в продуманной игровой мотивации, широко использовались пальчиковые игры из сборника «Через игру к творчеству» (Т.В. Ляшко, Е.И. Синициной).

Описанная выше работа способствовала развитию творческого воображения, креативного мышления, целенаправленного творчества. Для точности нашего предположения о том, что разработанные специальные игры и упражнения способствуют развитию креативного мышления, было произведено контрольное обследование детей.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют с игры способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

  • 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
  • 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
  • 3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте.

  • 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
  • 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. Как развивать творческое мышление. [Приложение №3]

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие творческого воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. с.52.

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

  • 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
  • 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Наилучший вариант - это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр..

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".

У многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. [Приложение №4]

Образование уделяет мало внимания развитию творческого мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые решения. Вследствие чего дети редко ищут решения самостоятельно, так как использовать готовые способы быстрее и легче. Но при таком обучении опускается важное значение творческого мышления в процессе психического развития ребенка, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на познавательную деятельность, активизирует коммуникативную и эмоциональную сферы личности, способствует развитию социальной компетентности. Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и др. показывают, что творческое мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

А. В. Брушлинский писал: «Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового». По его мнению, мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

В учебнике Н. С. Ефимовой можно встретить следующее определение: «Мышление − психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира».

Р. С. Немов отмечал, что мышление − это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

В психологии принята условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, включающий такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактное мышление; характер решаемых задач, включающий в себя практическое и теоретическое мышление; степень развернутости куда входят дискурсивное и интуитивное мышления и наконец новизна и оригинальность представленная репродуктивным и творческим (продуктивным) мышлением.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление позволяет представить результат труда до его начала, при этом не просто придумать что-то новое, но и продумать все части, пользу и возможное использование задуманного, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. При этом процессе отражение действительности происходит путем оперирования понятиями и поэтому создание с помощью творческого мышления образа конечного или промежуточного продукта труда ведет к его предметному воплощению.

Исследователи выделяли различные причины, оказывающие влияние на формирование творческого мышления. К примеру, Эдвард де Боно считал, что оно начинает развиваться при решении любых проблемных ситуаций, а вот П. Торренс предполагал, что на формирование творческого мышления влияют лишь проблемы с естественной и легко достигаемой мотивацией, близкие к области интересов человека.

То, на сколько хорошо будет развито творческое мышление, оказывает влияние уровень развития творчества или творческих способностей ребенка.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у любой личности творческих способностей, а так же мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Способность к созданию принципиально новых идей изначально присуща ребенку, и она формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. В начале все проявления творческой деятельности (пение, рисование, игра-драматизация, танец и т. д.) являются подражаниями действиям взрослого, которые связанны с попыткой самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем становятся основой творческой инициативы. Дошкольники начинают проявлять активность и инициативу в применении уже освоенных ими приемов работы по отношению к новому содержанию, в нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, в использование разных видов преобразований и т. п.

Субъективно дошкольник постоянно открывает что-то новое, и творчество в этом возрасте можно расценивать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, личностного роста, накопления опыта, знаний и т. д. Ребенок 4 − 6 лет восприимчив ко всему новому, его отличает своеобразие воображения и чувств. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для развития будущей творческой деятельности и как следствие творческого мышления. Поэтому к середине дошкольного возраста из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимыми являются внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.

Творческое мышление у детей обычно начинает проявляется к началу старшего дошкольного возраста. Воссоздаваемые ребенком этого возраста образы применяются в различных ситуациях, но характеризуются низкой содержательностью и специфичностью, так как дошкольник ещё плохо осознает проблемную ситуацию и не умеет выделять существенные свойства объектов.

К шести годам у детей появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных свойств. Так же дети в этом возрасте обучаются совершать действия в уме, т. е. в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Кроме того, в этом возрасте появляется и развивается внутренняя позиция, которая дает ребенку возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, что выражается в способности создавать системы образов, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок уже активно использует деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Дошкольник способен анализировать свойства объекта, выделять очевидные и скрытые существенные свойства, ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте, в связи с развитием творческого мышления, а также с увеличившимся опытом и знаниями, у детей усложняется содержание игр. Игровые сюжеты, воплощаемые детьми, представляют собой уже не привычные для младших дошкольников последовательности событий, схожих с реальной действительностью, а их комбинирование и преобразование, зависящее от индивидуальных желаний и намерений. В своих играх дети старшего дошкольного возраста отождествляют предметы и действия с ними, создают различные новые ситуации, а благодаря мышлению игра может протекать во внутреннем плане или переноситься на другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство и т. д.

Так же стоит отметить, что от уровня развития творческого мышления напрямую зависит будущее обучение в школе, так как данный процесс выступает предпосылкой к эффективному усвоению учебного материала. Благодаря развитому творческому мышлению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника, так как он может воссоздавать объективную реальность, достраивать целостную картину мира, получать новые впечатления. Опираясь именно на творческое мышление дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Для эффективного развития творческого мышления родителям нужно стараться не допустить появления у ребенка внутренних барьеров, таких как:

боязнь показаться глупым и быть обсмеянным. Чаще всего названные барьеры возникают у детей из-за того, что взрослые, совершенно не задумываясь о последствиях своих слов и действий, не принимают всерьез необычные идеи детей и вместо этого навязывают им свои собственные;

боязнь критики так же может возникнуть в детстве, так как чаще всего в моменты, когда ребенок что-то делает, взрослый может сказать о том, что действия ребенка бесполезны, не несут никого смысла, или запретить ребенку этим заниматься, так как сам взрослый это сделал бы на много лучше;

высокая тревожность, когда ребенок просто боится высказывать свои мысли из-за неуверенности в себе, так же может возникнуть из-за взрослых, которые не поддерживают ребенка.

В противоположность вышеназванным барьерам выступает чувство завышенной значимости собственных мыслей и идей. Данный барьер, мешающий развитию творческого мышления, возникает при низко развитом критическом мышлении, которое конкурирует с творческим и направлено на поиск и оценивание недостатков создаваемых идей. Поэтому творческое мышление, связанное с созданием чего-то нового, при отсутствии критического мышления не будет развиваться, так как ребенок не сможет замечать собственные недочеты. В этом случае мнения других ребенком совершенно не воспринимаются, так как у него есть полная уверенность, что лучше собственной идеи нечего быть не может.

После окончания дошкольного возраста способность к творчеству начинает угасать, так как ребенок идёт в школу и вся его деятельность нацелена на школьное обучение, а значит у него отсутствуют стимулы к проявлению творческой активности. Основной задачей становится учебная деятельность, предполагающая изучение стандартного и творческая деятельность, которая развивает в детях способность к созданию новых решений, то есть развитие творческого потенциала отодвигается на второй план. Это связанно с тем что в процессе образования уделяется мало внимания развитию творчества детей как навыка, так как существует стереотип о том, что любая идея должна быть логична, вследствие чего может образоваться лишь благодаря логическим методам.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого мышления у детей. От того, насколько эффективно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал будущего школьника. Именно период дошкольного детства отличается своеобразием воображения и чувств, т. е. он расположен к развитию творчества. Если в этот период творческое мышление специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение данной способности. Грамотно подойдя к творческому воспитанию ребенка можно будет по максимуму развить у него творческое мышление, что в свою очередь в будущем приведет к его успешному обучению в школе.