Органы военного управления и их система. I. Общие положения Центральные органы военного

Органы военного управления

Принципы, которые характеризуют военное управление как специфическую часть государственного управления, реализуются военным аппаратом государства в процессе осуществления им повседневной исполнительно-распорядительной деятельности. Аппарат непосредственного управления военной представляет собой относительно обособленную систему органов военного управления, объединенную центральными органами военного управления. Эта система военного управления образуется из соответствующих частей (органов), действующих на разных уровнях и в определенных пределах. Каждая система, входящая в качестве структурного элемента в военную организацию государства, характеризуется своим видовым составом и иерархией органов военного управления, которые определяются строением каждой системы. И если в большинстве случаев структуры тяготеют к унификации, то исключения, тем не менее имеют место быть.

Отличительной особенностью органов военного управления является то, что последние всей своей деятельностью заняты вопросами осуществления военной политики государства. Данный предмет деятельности уже не составляет какую-либо часть полномочий органов военного управления, а полностью совпадает со всей компетенцией соответствующего органа. Реализуются такие полномочия исключительно на профессиональной основе специалистами со специальным образованием, неотъемлемой частью внешнего выражения которого служит определение "военный".

Еще одной особенностью органов военного управления является то, что последние, хоть и указаны в Военной Доктрине Республики Беларусь в качестве самостоятельного структурного элемента военной организации государства, но, по сути, входят в состав более крупных структурных элементов, таких как Вооруженные Силы или Транспортные войска. Однако, поскольку именно деятельность органов военного управления выступает тем "вечным двигателем", заставляющим каждую отдельную систему работать, обеспечивая тем самым эффективное функционирование военной организации в целом, то их подробное рассмотрение, безусловно, представляется необходимым.

Верхнюю ступеньку органов венного управления занимают республиканские органы военного управления и их структурные подразделения . Такие органы обладают своеобразным двойным статусом. С одной стороны они выступают как республиканские органы государственного управления либо их структурные подразделения, с другой - возглавляют систему органов военного управления. Данная группа органов военного управления представлена Министерством обороны и его структурным подразделением - Генеральным штабом, Комитетом государственной безопасности, Государственным комитетом пограничных войск, Главным управлением Командующего внутренними войсками в составе Министерства внутренних дел и Департаментом транспортного обеспечения в составе Министерства обороны.

Текущее законодательство предлагает различные варианты правового закрепления двойного статуса указанных органов. Так, статус республиканского органа государственного управления закреплен за данными органами Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006г. № 289. Статус органа военного управления закреплен в соответствующих положениях о структурных элементах военной организации государства. Так, Положение о транспортных войсках в пункте 4 закрепляет, что органом военного управления транспортных войск является Департамент транспортного обеспечения. Аналогичная норма в отношении Главного управления командующего внутренними войсками закреплено и в статье 1 соответствующего Положения, которое гласит, что Главное управление командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь является органом военного управления, обеспечивающим управление внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Однако аналогичных норм не содержится ни в Положении о министерстве обороны, ни в Положении о Государственном комитете пограничных войск, ни в Положении о Комитете государственной безопасности, где имеется лишь указание на то, что Комитет возглавляет единую централизованную систему органов государственной безопасности Республики Беларусь. Полагаю, что такая ситуация обусловлена недоработкой законодателя, а посему, в целях точного и четкого законодательного решения вопроса об органах военного управления, считаю необходимым в процессе совершенствования правовой базы деятельности военной организации государства включить норму аналогичного содержания в соответствующие нормативно-правовые акты.

Как видно из проведенного выше анализа, республиканские органы военного управления (их структурные подразделения) соответствуют структурным элементам военной организации государства, т.е. каждый самостоятельный элемент военной организации государства имеет свой "собственный" высший орган военного управления со статусом республиканского органа государственного управления (его структурного подразделения). При этом, полагаю, что управление следует рассматривать осуществляющимся именно с этого уровня и в случаях реализации правовых актов управления, исходящих "от имени" не только всего соответствующего органа (акты такого управления принимаются на коллегиях республиканских органов государственного управления и оформляются в соответствующем порядке), но и его структурных подразделений (департаментов, управлений, комитетов, инспекций; к примеру, Главное управление кадров в Министерстве обороны для Вооруженных Сил), а также принимаемые единолично, как от имени руководителя органа, так и лица, возглавляющего соответствующее структурное подразделение (Директива Министра обороны, Приказ начальника Главного управления кадров Министерства обороны).

Однако среди органов данной группы существуют два органа, компетенция которых носит специфический надведомственный характер, а полномочия распространяются не только на Вооруженные Силы, но и на другие войска и воинские формирования. Такими являются Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб, имеющие, на ряду со статусом республиканского органа государственного управления (его структурного подразделения) и высшего органа управления в Вооруженных Силах, статусом центральных органов военного управления . Однако не следует данную норму толковать как наделяющую Министерство обороны и Генеральный штаб самыми важными полномочиями по управлению всей военной организацией государства. Анализ полномочий этих органов военного управления показывает, что надведомственный характер их управления ограничен сферой Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Это представляется вполне логичным, поскольку в случае военной угрозы государству эффективное обеспечение военной безопасности Республики Беларусь будет достигаться согласованным применением Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Именно поэтому для наилучшей согласованности такого применения наряду с высшими органами военного управления в каждом из перечисленных структурных элементов военной организации государства понадобился орган, который мог бы координировать, согласовывать и направлять на достижение совместного результата усилия каждого. Но отдельный орган не создавался, а соответствующие функции были возложены на Министерство обороны и Генеральный штаб как высшие органы военного управления самого крупного по численности личного состава и выполняемых задач элемента военной организации государства - Вооруженные Силы Республики Беларусь. Судите сами:

Минобороны в соответствии с возложенными на него основными задачами:

· осуществляет подготовку предложений по вопросам обороны, формированию государственной политики в области обороны, в том числе военной политики Республики Беларусь;

· организует взаимодействие и координацию деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам обороны;

· участвует в разработке и реализации концепций и программ военного строительства;

· организует перевозки воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, продукции военного назначения, воинских команд и отдельных воинских пассажиров в установленном порядке железнодорожным, автомобильным, речным и воздушным транспортом;

· руководит развитием систем комплектования войск (сил), подготовки офицеров, прапорщиков и младших командиров, военного образования и подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, а также для других войск и воинских формирований в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Не менее значительным объемом полномочий надведомственного характера обладает и другой центральный орган военного управления - Генеральный штаб. Так, генеральный штаб в соответствии с возложенными на него задачами:

o осуществляет во взаимодействии с органами военного управления других войск и воинских формирований анализ военно-политической и военно-стратегической обстановки, оценивает характер и уровень военных угроз Республике Беларусь;

o организует и обеспечивает взаимодействие Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями в области обороны, в том числе по вопросам мобилизационной подготовки, привлекает руководителей структурных элементов военной организации государства для решения вопросов в области обороны и военной безопасности государства;

o разрабатывает и уточняет план применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на военное время;

o планирует и организует все виды стратегического обеспечения совместного применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (в том числе выделенных в состав региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации) для вооруженной защиты государства;

o организует осуществление органами военного управления мер по обеспечению режима военного положения на территории, где ведутся боевые действия;

o координирует деятельность:

§ государственных органов, иных государственных организаций, органов военного управления Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в ходе стратегического и оперативного планирования совместного применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

§ органов военного управления Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:

§ республиканских органов государственного управления и других государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, при выполнении мероприятий по созданию и развитию единой системы управления государством в условиях военной угрозы и военного времени;

o обеспечивает развитие системы управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями;

o планирует и организует в пределах своей компетенции сопряжение сетей электросвязи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с другими сетями электросвязи;

o планирует и организует выполнение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в интересах обороны, осуществляет контроль за ее состоянием;

o планирует, организует и осуществляет контроль за оперативной и мобилизационной подготовкой в Вооруженных Силах, транспортных войсках, организует и осуществляет контроль за боевой подготовкой в соединениях и воинских частях, непосредственно подчиненных Генеральному штабу;

o разрабатывает и вносит для утверждения Министру обороны план подготовки Вооруженных Сил на учебный год, а также планы проведения совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (в том числе выделенных в состав региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации);

o осуществляет общее руководство военными комиссариатами, организует их деятельность по учету и планированию призыва граждан Республики Беларусь на срочную военную службу (службу в резерве) и поставкам транспортных средств в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования при объявлении мобилизации;

o разрабатывает во взаимодействии с органами военного управления других войск и воинских формирований теоретические вопросы повышения обороноспособности государства.

Таким образом, очевиден надведомственный характер полномочий центральных органов военного управления. При этом необходимо отметить, что юридическое закрепление разграничения военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил четко было проведено относительно недавно, на заключительном этапе реформирования военной организации государства. Министерство обороны сосредотачивает основные усилия на административном руководстве Вооруженными Силами, их всестороннем обеспечении, координации других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны и военной политики, в то время как Генеральный штаб занят вопросами стратегического планирования применения и оперативного управления Вооруженными Силами, а также в определенных случаях другими войсками и воинскими формированиями. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Главнокомандующим.

Следующая ступень органов военного управления характерна исключительно для Вооруженных Сил Республики Беларусь. Такое исключение, на мой взгляд, связано со значительной численностью самих Вооруженных Сил, что в свою очередь ведет к усложнению и системы органов управления. Данный уровень представлен командованиями видов Вооруженных Сил : сухопутных войск и военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (далее - ВВС и войск ПВО). Каждое из двух командований, в свою очередь, имеет по две крупные составные части, что связано исключительно с географическим фактором в размещении воинских частей и соединений, а также направлениями, на которых в военное время будет сосредоточена основная деятельность указанных органов. В роли таких подсистем выступают западное и северо-западное оперативные командования Сухопутных войск и, соответственно, западное и северо-западное оперативно-тактическое командования военно-воздушных Сид и войск ПВО.

Органы управления войсковыми соединениями и воинскими частями составляют следующую ступень органов военного управления, характерную для всех структурных элементов военной организации государства. Они представлены командирам соединений и отдельных воинских частей, их заместителями, а также подчиненными ими штабами и службами.

В отличие от органов военного управления командований, органы управления соединений и частей строятся не по территориальному признаку. Они способны к быстрому передвижению вместе с управляемыми ими войсками. Поэтому их принято именовать органами строевого управления. Осуществляя преимущественную командную деятельность, эти органы управления наделены также необходимыми правами и в области административно-хозяйственной.

Структура управления отдельной воинской частью и обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы ВС РБ.

Командир части несет полную ответственность за боевую и мобилизационную готовность полка, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние личного состава, за состояние вооружения, боевой техники, боеприпасов и транспорта, за финансовое и хозяйственное состояние полка.

Заместитель командира части, являющийся по должности его первым заместителем, отвечает за организацию и состояние боевой подготовки и поддержание внутреннего порядка и дисциплины в части.

Основным органом командира но управлению полком является штаб полка. Для проведения в жизнь решений командира полка начальнику штаба предоставлено право отдавать приказания от имени командира полка. О всех наиболее важных отданных распоряжениях (приказаниях) начальник штаба докладывает командиру части.

Хозяйственной деятельностью части и специальными службами командир части руководит через заместителя по тылу, а также через начальников специальных служб (артиллерийского вооружения, химической, медицинской, юридической и др.).

Низшую ступень образуют местные органы военного управления. К таковым принадлежат военные комиссариаты, начальники гарнизонов и военные коменданты военных комендатур.

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты учреждаются Министерством обороны и являются военными органами, входят в единую систему органов военного управления. Одновременно военные комиссариаты наделены правами отделов (управлений) соответствующих исполнительных комитетов областных, городских и районных Советов депутатов. Общее руководство военными комиссариатами осуществляет Генеральный штаб.

Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с источниками их формирования и пополнения. Они представляют собой то звено управления, в котором военный аппарат непосредственно соприкасается с аппаратом Советов депутатов на местах. В частности, в тесном взаимодействии с этими и другими местными органами военные комиссариаты ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, военно-патриотическом воспитании.молодежи.

В число основных задач военных комиссариатов входит проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах Вооруженных Сил, подготовке и осуществлению мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах, призыву граждан на военную службу, учебные сборы.

На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и назначение пенсий офицерам, прапорщикам, военнослужащим, проходившим службу по контракту, а также их семьям.

Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении социальной защиты офицеров, прапорщиков и военнослужащих контрактной службы, увольняемых из Вооруженных Сил; подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, на учебные сборы, а также в воинские части на должности прапорщиков и военнослужащих-контрактников.

Военные комиссариаты рассматривают и разрешают жалобы и заявления призывников, военнообязанных, военнослужащих, инвалидов войны, членов семей этих лиц, а также членов семей погибших воинов.

Военные комиссары имеют право: издавать приказы в пределах полномочий, предоставленных им Законом о воинской обязанности и воинской службе, уставами и наставлениями, касающимися вопросов компетенции соответствующих военкоматов; применять в соответствии с действующим законодательством меры административного воздействия к военнообязанным и призывникам за нарушение правил воинского учета.

Военные комиссары передают органам прокуратуры материалы о привлечении к ответственности граждан, уклоняющихся от очередного призыва, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, которые препятствуют своевременной явке граждан на призывные участки.

Начальники гарнизонов и военные коменданты организуют руководство гарнизонной и комендантской службой.

Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы различных мероприятий; выделяет с разрешения Начальника Генерального Штаба подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями или для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознаний и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу частей данного гарнизона, за совершенные ими проступки.

Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины среди военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте. Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и указывает причины их задержки в гарнизонe. В некоторых случаях комендант гарнизона имеет право продлить отпуск военнослужащим на срок до семи суток.

В целях улучшения организации комендантской службы, повышения ее роли в поддержании воинской дисциплины и порядка в войсках и осуществления контроля за соблюдением правил движения и эксплуатации машин в районах расположения и при передвижениях войск учреждены комендантские части и подразделения. Они действуют в соответствии с положением о комендантских частях и Наставлением по комендантской службе.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что структура органов военного управления обширна, сложна, во многом зависит от внутренней структуры каждой конкретной государственной венной организации. Тем более сложен и механизм функционирования данной системы органов. Однако такая сложность данного вопроса должна подтолкнуть соответствующих специалистов к более глубокому исследованию поставленных вопросов.

Перед началом рассмотрения системы и полномочий военных органов, осуществляющих исполнительную власть в ВС РФ, необхо­димо заметить, что руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется на двух уровнях:

1. На высшем (политическом):

· Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим;

· Министром обороны РФ.

2. На уровне органов военного управления:

· Министерством обороны РФ;

· Генеральным штабом ВС РФ;

· Главными командованиями видов ВС РФ;

· иными органами.

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Пре­зидент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Верховный Главнокомандующий ВС РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет ми­нистр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управле­ния ВС РФ.

Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления ВС РФ, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включает:

· - центральные органы военного управления - Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, а также главные командова­ния видов ВС РФ;

· органы военного управления военных округов и флотов;

· органы военного управления соединениями и воинскими час­тями;

· местные органы военного управления (военные комиссариа­ты);

· начальников гарнизонов (старших морских начальников), во­енных комендантов.

Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав ВС РФ. Функции Мини­стерства обороны определены Федеральным законом «Об обороне».

В структуру Министерства обороны РФ входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление делами Министерства обороны РФ и др.).

К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб ВС РФ, который является основным органом опе­ративного управления ВС РФ. Его функции также определены Феде­ральным законом «Об обороне».

Генеральный штаб ВС РФ:

· разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;

· разрабатывает и координирует планы строительства и разви­тия ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;



· координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

· разрабатывает с участием федеральных органов исполнитель­ной власти, в составе которых или при которых имеются другие вой­ска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мо­билизационный план ВС РФ и Федеральную государственную про­грамму оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

· устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъ­ектов РФ, исходя из общего количества граждан РФ, подлежащих при­зыву в соответствии с указом Президента РФ;

· осуществляет разведывательную деятельность в целях оборо­ны и безопасности и другие функции.

В Генеральный штаб ВС РФ входит ряд главных управлений и управлений. Начальник Генерального штаба ВС РФ является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиня­ется министру обороны и является прямым начальником всего лично­го состава ВС РФ. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность ВС РФ и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на ГШ ВС РФ.

К центральным органам военного управления относятся и глав­ные командования видов ВС РФ: Главное командование Сухопутными войсками, Главное командование Военно-воздушными силами, Глав­ное командование Военно-Морским Флотом.

Главное командование вида ВС РФ возглавляет главнокоман­дующий видом ВС РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняет­ся непосредственно министру обороны РФ. Он является прямым на­чальником всего личного состава вида ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид ВС РФ.

Главнокомандующий видом ВС РФ в пределах своей компе­тенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида ВС РФ, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида ВС РФ является основ­ным органом оперативного управления войсками (силами) вида ВС РФ. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокоман­дующего видом ВС РФ. Он подчиняется главнокомандующему и яв­ляется прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ; руко­водит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида ВС РФ и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложен­ными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.



Военный округ ВС РФ является основной военно-административной единицей РФ, общевойсковым оперативно стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназна­чен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы от­ветственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ.

В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволж­ско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной во­енно-административной единицей, не входящей в состав военных ок­ругов ВС РФ, является Калининградский особый район.

В состав военного округа как объединения входят органы воен­ного управления, объединения, соединения, воинские части, организа­ции ВС РФ и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны РФ и начальником Генерального штаба ВС РФ.

Руководство военным округом осуществляет министр обороны РФ. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление воен­ным округом в соответствии с решениями министра обороны и обес­печивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основные задачи военного округа - выявление непосредствен­ной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против РФ в грани­цах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.

Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.

Командующий войсками военного округа подчиняется минист­ру обороны РФ, а также начальнику Генерального штаба ВС РФ - пер­вому заместителю министра обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Командующий войсками военного округа является прямым на­чальником всего личного состава военного округа и несет персональ­ную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, со­стояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного ок­руга, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и ор­ганов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполне­нию задач в области обороны.

Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соеди­нения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты.

Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непо­средственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты применяются и выпол­няют поставленные задачи по решениям и планам командующего вой­сками военного округа.

Министром обороны РФ (Генеральным штабом ВС РФ) в опе­ративное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части ВС РФ, дислоцирующиеся на территории военного округа.

В соответствии с Планом применения ВС РФ, распоряжением Президента РФ (Верховного Главнокомандующего ВС РФ), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов испол­нительной власти, в составе которых имеются войска, воинские фор­мирования и органы, для решения задач в области обороны в опера­тивное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объ­единений, соединений и воинских частей сохраняется непосредствен­ное подчинение соответственно главным командованиям видов и ко­мандованиям родов войск ВС РФ, главным и центральным управлени­ям Министерства обороны РФ, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.

Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.

Командующий войсками военного округа осуществляет поста­новку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), пла­нирует, организует и контролирует их выполнение, организует совме­стную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.

Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчи­нение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизон­ной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, морально­психологического и специального обеспечения, а также по иным во­просам, определенным нормативными правовыми актами РФ.

По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учре­ждения, организации, военные образовательные учреждения профес­сионального образования ВС РФ, не входящие в состав военного ок­руга, а также другие войска, воинские формирования и органы, дисло­цирующиеся на территории военного округа.

Командующий войсками военного округа возглавляет управле­ние военного округа (оперативно-стратегическое командование).

Организационно-штатная структура управления военного окру­га (оперативно-стратегического командования) устанавливается Гене­ральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного ок­руга.

Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами под­чиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.

Органы управления объединения, соединения и воинских час­тей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и админист­ративно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдель­ной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц оп­ределены Уставом внутренней службы ВС РФ.

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республи­ках, краях, областях, городах федерального значения, автономной об­ласти, автономных округах (субъектах РФ), а также в районах и горо­дах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и горо­дов. Военные комиссариаты входят в состав ВС РФ. Руководство дея­тельностью военных комиссариатов осуществляется ГШ ВС РФ через командующих войсками соответствующих военных округов.

Военные комиссариаты являются организаторами военной ра­боты на местах, осуществляют тесную связь ВС РФ с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборон­но-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.

В число основных задач военных комиссариатов входят прове­дение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ре­сурсов в интересах ВС РФ, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагается также подготовка мате­риалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщи­кам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в ВС РФ по контракту, и членам их семей. Они со­действуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из ВС РФ, подбирают и на­правляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сер­жантов и старшин, желающих поступить на военную службу по кон­тракту.

Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.

Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ве­дению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц во­инских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разраба­тывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские час­ти, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожа­рами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи граж­данскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назна­чает производство дознания и привлекает к ответственности военно­служащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гар­низона, за совершенные ими правонарушения.

Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гар­низона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воин­ской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на ули­цах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными ка­раулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.

Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в команди­ровку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также вы­полняет ряд других функций, определенных общевоинскими устава­ми.

Как мы видим система государственных органов уполномоченных осуществлять военное управления, имеет чётко организованную структуру, что в свою очередь даёт возможность ВС РФ своевременно выполнять поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Изучены понятие и роль военного управления,

Военное управление - организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

На мой взгляд самое удачное деление военного управления приведено Корякиным В.М. который в военном управлении выделяет два вида управления: административно хозяйственное и оперативное управление.

Роль военного управления заключается в своевременном реагировании военных сил государства на внешние «раздражители».

Определены основные принципы военного управления:

· единоначалие;

· централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

· твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

· оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

· личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

· высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Так же мной внесено предложение о расширении данного перечня принципов;

· принцип неотвратимости наказания командира за отдачу заведомо незаконного приказа как в мирное, так и военное время;

· принцип точности и своевременности подачи приказов командиром;

· принцип неразглашения полученного приказа.

Так же в моей работе был определён перечень обстоятельств посредством осуществления которого в РФ достигается качественное военное управление:

· правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; - настойчивым проведением в жизнь принятых решений;

· созданием, своевременным развертыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб;

· проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения;

· поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими соединениями и частями;

· умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления.

В данной работе мы детально рассмотрели специфику становления военного управления в России, а так же провели анализ документов посредством которых осуществлялось военное управление начиная со второй половины XII века и до настоящего времени.

Так же мы рассмотрели структуру и полномочия органов осуществляющих военное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, которое в свою очередь осуществляется на двух уровнях:

1. На высшем (политическом):Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим; Министром обороны РФ.

2. На уровне органов военного управления: Министерством обороны РФ; Генеральным штабом ВС РФ; Главными командованиями видов ВС РФ; иными органами.

Таким образом, цель курсовой работы, которая заключалась в установление особенностей военного управления и выработке предложений по его совершенствованию на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, считаю достигнутой.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимосвязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления, которые направлены на поддержание обороноспособности страны.

Как мы видим, что сегодня ведётся активная работа органов государственной власти в целях укрепления вооруженных сил РФ, что приводит систему государственных органов уполномоченных осуществлять военное управления в чёткую организованную структуру, что в свою очередь предоставляет возможность ВС РФ своевременно выполнять поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время, а так же активно отстаивать интересы РФ на мировой арене.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - военно-техническое сотрудничество).

4. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.

5. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

6. Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.


Перед началом рассмотрения системы и полномочий военных органов, осуществляющих исполнительную власть в ВС РФ, необходимо заметить, что руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется на двух уровнях:
  1. На высшем (политическом):
  • Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим;
  • Министром обороны РФ.
  1. На уровне органов военного управления:
  • Министерством обороны РФ;
  • Генеральным штабом ВС РФ;
  • Главными командованиями видов ВС РФ;
  • иными органами.
Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Верховный
Главнокомандующий ВС РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления ВС РФ.
Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления ВС РФ, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включает:
  • центральные органы военного управления - Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, а также главные командования видов ВС РФ;
  • органы военного управления военных округов и флотов;
  • органы военного управления соединениями и воинскими частями;
  • местные органы военного управления (военные комиссариаты);
  • начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов.
Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав ВС РФ. Функции Министерства обороны определены Федеральным законом «Об обороне».
В структуру Министерства обороны РФ входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление делами Министерства обороны РФ и др.).
К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб ВС РФ, который является основным органом оперативного управления ВС РФ. Его функции также определены Федеральным законом «Об обороне».
Генеральный штаб ВС РФ:
  • разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;
  • разрабатывает и координирует планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;
  • устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ, исходя из общего количества граждан РФ, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента РФ;
- осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности и другие функции.
В Г енеральный штаб ВС РФ входит ряд главных управлений и управлений. Начальник Г енерального штаба ВС РФ является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава ВС РФ. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность ВС РФ и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на ГШ ВС РФ.
К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов ВС РФ: Главное командование Сухопутными войсками, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.
Главное командование вида ВС РФ возглавляет главнокомандующий видом ВС РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны РФ. Он является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид ВС РФ.
Главнокомандующий видом ВС РФ в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида ВС РФ, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида ВС РФ является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида ВС РФ. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом ВС РФ. Он подчиняется главнокомандующему и является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ; руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида ВС РФ и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложенными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.
Военный округ ВС РФ является основной военноадминистративной единицей РФ, общевойсковым оперативностратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ.
В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов ВС РФ, является Калининградский особый район.
В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны РФ и начальником Г енерального штаба ВС РФ.
Руководство военным округом осуществляет министр обороны РФ. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основные задачи военного округа - выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против РФ в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.
Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.
Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны РФ, а также начальнику Генерального штаба ВС РФ - первому заместителю министра обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.
Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты.
Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.
Министром обороны РФ (Генеральным штабом ВС РФ) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части ВС РФ, дислоцирующиеся на территории военного округа.
В соответствии с Планом применения ВС РФ, распоряжением Президента РФ (Верховного Главнокомандующего ВС РФ), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.
Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованиям видов и командованиям родов войск ВС РФ, главным и центральным управлениям Министерства обороны РФ, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.
Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.
Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.
Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, моральнопсихологического и специального обеспечения, а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами РФ.
По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования ВС РФ, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся на территории военного округа.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).
Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа.
Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.
Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и административно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы ВС РФ.
Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах РФ), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав ВС РФ. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется ГШ ВС РФ через командующих войсками соответствующих военных округов.
Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь ВС РФ с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.
В число основных задач военных комиссариатов входят проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах ВС РФ, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в ВС РФ по контракту, и членам их семей. Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из ВС РФ, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.
Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.
Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона, за совершенные ими правонарушения.
Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.
Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также выполняет ряд других функций, определенных общевоинскими уставами.