Ольга кацалапова тренер фигурное катание. Александр Жулин: Ильиных нужен Кацалапов. Ильиных: "Любовь все равно побеждает"

Никита Кацалапов - российский фигурист, который своей спортивной биографией доказал, что любые преграды, как бы тяжелы они не были, в итоге могут стать ступенькой наверх, к новым достижениям. Спортсмену знакомы чувство триумфа и горечь неудач, однако Никита даже не собирается сдаваться, готовясь взять очередные Олимпийские вершины.

Детство и юность

Никита родился 10 июля 1991 года в Москве. Уже в четыре года мальчик впервые вышел на лед, и с тех пор фигурное катание стало главным делом в его жизни. Мама Никиты Кацалапова, которая и отвела сына в спортивную секцию, тоже профессиональная фигуристка. Однако из-за серьезной травмы женщине пришлось проститься со спортом.

Помимо фигурного катания, Никиту привлекало актерское мастерство. Мальчик играл на сцене детского театра «Алеко». В какой-то момент перед Кацалаповым встал выбор: лед или театральные подмостки. Никита выбрал фигурное катание и не прогадал.

Первое время талантливый фигурист тренировался под началом Марины Друзик, затем наставником начинающего спортсмена стала Наталья Лубинская. Как и многие звезды парного катания, Никита Кацалапов начинал с одиночных номеров, добившись неплохих результатов. Но затем мать мальчика настояла на том, чтобы сын попробовал силы в танцах на льду. Первую партнершу Никиты - - также помогла найти мама мальчика.


К сожалению, Никита и Лена сначала не смогли найти общий язык, и Ильиных через некоторое время уехала тренироваться в Соединенные Штаты. Никита же продолжил готовиться к одиночным выступлениям.

Фигурное катание

В 2007 году Никита Кацалапов, уже вполне сложившийся фигурист, начал тренироваться у именитого наставника . Пожалуй, с этого времени для молодого человека и началась профессиональная спортивная карьера. Новой партнершей Кацалапова стала Ангелина Кабышева. Однако и эта пара не сложилась: фигуристы «откатали» вместе только год.


Примерно в это время из Америки возвратилась Елена Ильиных. Фигуристы решили попытаться составить пару еще раз. И им это удалось: спортивный сезон 2010 - 2011 годов принес Кацалапову и Ильиных «золото» юниорского чемпионата мира, а также победу в двух этапах Гран-при среди молодежи.

Сразу после этих успехов пара Кацалапов - Ильиных стала выступать во взрослых соревнованиях. Первым испытанием для фигуристов стал чемпионат Европы, в котором они под руководством небезызвестного Николая Морозова завоевали сначала бронзовую медаль, а затем и почетное «серебро».


В интервью Елена Ильиных неоднократно подчеркивала, что Никита Кацалапов - надежный партнер, который всегда готов подстраховать и подставить плечо. Однако не обходилось и без конфликтов. По признанию Ильиных, когда оба партнера долгое время катались одиночно, довольно сложно подстроиться под второго человека и при необходимости уступить лидерство в паре.

В 2014 году Никиту Кацалапова и Елену Ильиных считали основными фаворитами российской сборной в танцах на льду. И даже несмотря на предыдущую неудачу в Чемпионате мира (там пара удостоилась только девятого места), к Олимпиаде-2014 партнеры подошли в отличной форме. Конкуренция в Сочи развернулась нешуточная. Главными соперниками российских фигуристов были Фабьян Бурза и Натали Пешала, пара из Франции, а также Тесса Вертью и Скотт Моир из Канады.

К сожалению, в танцах на льду победителями стали американцы Мерил Дэвис и Чарли Уайт. Канадская пара заняла второе место, а пара Кацалапова и Ильиных заняла третье место на сочинской Олимпиаде. Зато в командных соревнованиях Кацалапову и Ильиных не оказалось равных, и спортсмены добились заветного «золота».

В том же году поклонников фигурного катания шокировали слухи о том, что Никита и Елена . Вскоре эта информация подтвердилась. Новой партнершей Никиты Кацалапова стала спортсменка . Елена Ильиных начала кататься с Русланом Жиганшиным, а в 2017 году партнером фигуристки стал Антон Шибнев.


Первые совместные выступления оказались для обновленной пары Кацалапова-Синициной неудачными: один раз Никита даже уронил партнершу. Однако неудачи не испугали фигуристов. Уже в следующем спортивном сезоне пара Кацалапова и Синициной всерьез заявила о себе, получив первые награды. Спортсмены заняли второе место на этапе Гран-при “Skate America”. Следующий этап, состоявшийся в России, принес паре второе место. А вот Чемпионат мира фигуристы завершили только на девятой позиции.

Через некоторое время Никите Кацалапову пришлось перенести операцию на плечо. К счастью, это практически не сказалось на графике тренировок спортсменов, и уже в сентябре 2016 года пара заняла четвертое место на Кубке Китая. Спустя еще неделю фигуристы показали пятый результат среди участников этапа Гран-при в японском Саппоро. А вот чемпионат Европы прошел для Кацалапова и Синициной куда менее удачно: спортсмены замкнули десятку фигуристов.

Личная жизнь

Собственную личную жизнь красавец-фигурист (рост Никиты Кацалапова - 180 см, а вес - 76 кг) старается не афишировать. Однако есть информация, что первой любовью спортсмена стала Елена Ильиных. По слухам, причиной расставания пары стали не только спортивные противоречия, но и разлад в романтических отношениях фигуристов. В то время Никита и Елена тренировались у Николая Морозова, который якобы и стал героем нового романа Елены.


А вот информации о новом романе Никиты Кацалапова пока нет. Фигуристу уже приписывают отношения с новой партнершей Викторией Синициной, однако сам Никита эти сведения не подтвердил.

Никита Кацалапов сейчас

Сейчас Никита Кацалапов и Виктория Синицина готовятся к главному спортивному событию - Олимпиаде-2018, которая пройдет в корейском Пхенчхане.


Поклонникам же остается следить за новостями и фото Никиты в «Инстаграме» и других социальных сетях, а также болеть за своих кумиров. Сами спортсмены уверены в том, что подходят к соревнованиям в отличной форме.

Награды

  • 2012 - бронзовая медаль чемпионата Европы в танцах на льду
  • 2013 - серебряная медаль чемпионата Европы в танцах на льду
  • 2014 - серебряная медаль чемпионата Европы в танцах на льду
  • 2014 - золотая медаль Олимпийских игр в командных соревнованиях
  • 2014 - бронзовая медаль Олимпийских игр в танцах на льду

... "И некому тоски моей и горя да расказать, как грусто мне с Синициной программы да катать", - мог бы сказать Никита Кацалапов. А у нас есть кому собрать разбитых стаканчиков - все видят, что мы потеряли. Вот и Алла Шеховцова уже высказалась, что к вопросу состава пар надо бы вернуться.

Ильиных-Кацалапов снова должны кататься вместе. Вывод этот напрашивается однозначно при сравнении практически любого их проката с теми, что мы видели в исполнении российских пар в прошедшем сезоне, в том числе временно первой Ильиных-Жиганшин - до возвращения пары Боброва-Соловьёв и возможного, желанного воссоединения Елены и Никиты.

Ильиных-Кацалапов - это, в первую очередь, скорость. Это драйв. Это не ученические попытки выкатывать четвёртые уровни на невысокой скорости - попытки ещё и неудачные, нередко. А когда элемент делается лихо, на глубоких рёбрах и высокой скорости, то и впечатление совсем другое, что отражается в судейских оценках за качество исполнения.

Возможно, мой самый любимый короткий танец. Ильиных-Кацалапов - это и невероятная "химия". Жгучая брюнетка Ильиных и голубоглазый блондин Никита - такие противоположности... которые так притягиваются своей ярчайшей индивидуальностью. Оба очень хороши, никого не надо прятать за партнёром, что очень выгодно отличает пару от первой четвёрки последнего чемпионата мира.

На бис, мой любимый фрагмент параллельной дорожки шагов:

Лихо, на глубоких рёбрах и высокой скорости.

Катание Ильиных-Кацалапова - это кайф, это яркий артистизм, а не унылые попытки выкатать технику. Часто говорят, что Лена в паре с Никитой, дескать, переигрывала - не вижу этого никак. Она Играла - ярко, великолепно, талантливо. С Русланом она стала скучной.

А "Лебединое Озеро"? Это настоящая драма! Мне не нужен балет, да и не люблю я его, - я лучше посмотрю произвольный танец Ильиных и Кацалапова:

Вот такие танцы я готов смотреть вечно. Скорость, конёк, сложные поддержки (а не срываемые, как в паре с Жиганшиным). Великолепная постановка, отлично показанная ребятами. Да что там: даже с ошибками это - смотрится! Выдающийся мастер постановок - Николай Морозов.

Переигрывает Лена сейчас. Что это за страшные гримасы в "Кармен"?


Лене скучно, скучно придерживать скорость на твизлах, например. Вот и гримасничает. Никита о чём думал, когда решил менять партнёршу, вообще непонятно. Скатывать его с не очень быстрой Синициной - бесполезное дело, никогда результата не будет.

Но ещё всё можно исправить, ведь так? Ещё не поздно вернуть пару, с которой мы способны бороться за лидерство в мировых танцах. Пару уникумов, способных соответствовать самым высоким мировым стандартам. Ребята уже расставались раз и собрались ради большой цели. Надо ещё раз, для ещё большей. За золотом Олимпиады. Тренироваться - у Игоря Шпильбанда или снова у Николая Морозова. Вперёд.

Ильиных и Кацалапов катались вместе с детства, покончив с одиночным катанием. Это их судьба - кататься вместе. И выиграть Олимпиаду. От судьбы не уйти.

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

В начале апреля она осталась без партнера, вместе с которым успела пройти путь от чемпионки мира среди юниоров до золота и бронзы Олимпийских игр: Никита Кацалапов предпочел продолжить карьеру с другой фигуристкой. Переживания были тяжелыми. Но уже месяц спустя Ильиных сказала: "Я слишком долго была в роли девушки, которая борется за Никиту. История закончена. Мое дело сейчас - как можно быстрее начать следующий этап в жизни. Так, чтобы не делать на этом пути лишних и ненужных шагов..."

Перед отъездом спортсменки в короткий десятидневный отпуск мы встретились в Москве.

- Мне хотелось бы начать с того этапа, когда вы тренировались в Америке. Как вы туда попали?

Как попала, не помню, возможно, через каких-то знакомых. Просто тогда я осталась без партнера - Никита решил начать кататься с другой девочкой. То есть ситуация, которая возникла у нас после чемпионата мира, не нова. Семь лет назад все происходило очень похоже.

- Вы же только что сказали, что не помните этого?

Не помню, как уезжала. А вот расставание с Никитой помню очень хорошо. Я очень сильно тогда переживала по этому поводу, хотя мне было всего 13 лет.

- Как долго до этого вы вместе катались в паре?

Сначала мы просто занимались в одной группе на АЗЛК у Натальи Дубинской - как два одиночника. А потом наши мамы пришли к решению отдать нас в танцы. Или хотя бы попробовать - у Никиты тогда не очень складывалось с прыжками. Как раз в то время Илья Авербух и Ирина Лобачева открывали свою школу.

Никита всегда очень выделялся из группы. На него смотрели все. И вообще он был замечательным. Поэтому у меня не было никаких сомнений - вставать с ним в пару или нет. Вот с того момента все и началось. Я уже не прыгала, а каталась, училась стоять в паре… Было классно, в общем.

- Кто занимался с вами в большей степени - Авербух или Лобачева?

Первые программы ставил Илья. Это тоже сильно запомнилось, потому что работать с ним было очень интересно. К сожалению, Авербух не мог приходить на лед каждый день - он как раз начинал заниматься новым проектом. Но каждое его появление на катке для нас было праздником. И каждый раз мы успевали сделать за тренировку какое-то немыслимое количество нового. Ну а потом Никита решил уйти.

- Без предупреждения?

Мы часто ссорились, из-за любой ерунды. Совершенно по-детски. Никите казалось, что я недостаточно хорошая партнерша, слишком маленькая, с которой надо много возиться. В общем, глупо все получилось.

* * *

- С кем вы поехали в Америку?

С бабушкой. Мама должна была работать, чтобы всем нам было на что жить. Мы сняли жилье, бабушка даже научилась водить машину. У Игоря и Марины (Шпильбанда и Зуевой. - Прим. Е. В. ) тогда катался какой-то русский мальчик, меня попробовали поставить с ним в пару, но из этого ничего не получилось. И я стала снова кататься одна.

На тот момент у Игоря с Мариной была большая взрослая группа, в которой катались Танит Белбин с Бенджамином Агосто, Тесса Вирту со Скоттом Моиром, Мэрил Дэвис с Чарли Уайтом, Мэдисон Чок со старым партнером, Шибутани... Я была одной из самых маленьких, но при этом и у Игоря, и у Марины каждый день находилось время для того, чтобы со мной заниматься. Там вообще было какое-то уникальное расписание, в которое было вписано великое множество занятий: ОФП, хореография, растяжка, лед сначала с одним тренером, потом с другим, потом с тренером по вращениям, по поддержкам...

- Кто за все это платил?

Мы сами. Было тяжеловато, конечно, но оно того стоило. Считаю, что получила тогда совершенно неоценимые знания.

- Скованность в средствах не вызывала внутреннего отчаяния от того, что в Америке все есть, а позволить себе ничего толком нельзя?

Я с самых маленьких лет привыкла к достаточно скромному образу жизни. Родилась в Казахстане, а через два года родители развелись. Мама - очень сильный по характеру и цельный человек, поэтому просто не сумела простить отцу измены - ушла от него. Так что большой роскоши у нас в семье не было. Сейчас мне порой приходится общаться с очень обеспеченными людьми, и я вижу, что они реально не понимают, как можно жить, когда не хватает денег. Я же никогда не чувствовала себя ущемленной. Мне нравилось кататься, танцевать, заниматься балетом, проводить время с Игорем и Мариной. Разве можно было все это сравнить с возможностью покупать какие-то тряпки?

Моя мама любит всем рассказывать, что за всю свою жизнь я ни разу ничего у нее не попросила. Даже когда мы вместе ходили по магазинам. Я действительно никогда ничего не просила, но маме каким-то образом всегда удавалось читать мои мысли: когда я очень хотела какую-то игрушку, именно эта игрушка чудесным образом вдруг у меня появлялась.

На какие-то невероятные развлечения в Америке у меня просто никогда не было времени. Жили мы в хорошем доме, ездили на машине, что еще нужно?

- Не страшно было, когда бабушка впервые села за руль?

Она постоянно твердила, что никогда этого не сделает. А потом мы вдруг увидели на улице, как очень старая женщина, лет, наверное, девяноста, сморщенная, скрюченная, с дрожащими руками, на костылях, доковыляла до громадного "Лексуса", села в него и поехала. Я тогда сказала: "Ба, ты что? Ты у меня молодая, красивая, все умеешь - и боишься какой-то машины?" Вот она и начала ездить.

А летом перед Играми в Сочи я уже сама привезла бабушку в Америку - знала, что она мечтает об этом. Мы провели вместе неделю, и эта неделя стала для меня откровением. Мы никогда раньше не разговаривали с бабушкой о жизни. Мне казалось, что у нас вообще не может быть общих тем для разговора. А в последний день бабушкиного пребывания в Америке я отвела ее в русский ресторан, и там мы проговорили несколько часов обо всем на свете. Я открыла для себя очень многое - относительно своего собственного характера в том числе.

После того разговора я много думала: как же так? У меня всегда были прекрасные отношения и с мамой, и с бабушкой, а все общение с ними большей частью сводится к дежурным фразам на бегу.

- Язык вы выучили быстро?

Да. В Москве я с шести лет занималась с преподавателем, но это был совершенно не американский язык. Поэтому когда оказалась в среде, где вместо "How are you?" принято спрашивать "What"s up?" сначала сильно терялась. Интуитивно улавливала, что имеется в виду, но совершенно не понимала, что отвечать.

Но мне все помогали. Поправляли, подсказывали правильные слова, поэтому общаться я начала достаточно быстро.

* * *

- Что творилось в вашей душе, когда Кацалапов предложил снова кататься вместе?

Дикое счастье. К тому времени я уже довольно часто задумывалась, что иметь возможность учиться у выдающихся тренеров - это, конечно же, хорошо. Но когда вокруг все - парами и все танцуют, не говоря уже о возможности выступать в соревнованиях, невольно начинаешь чувствовать себя не очень комфортно. Я сказала Шпильбанду, что возвращаюсь, он сразу все понял и поддержал. Именно Игорь, кстати, стал первым, кто сказал, что мы с Никитой созданы друг для друга. Это было еще до того, как мы расстались. А тогда отреагировал сразу: "Езжай. Это - твоя судьба".

Правда, когда я приехала в Москву, то узнала, что Никита еще ничего не решил. Был устроен своего рода кастинг с большим количеством девочек. И он тогда катался со всеми нами по очереди.

В итоге все как-то сложилось, мы поставили программы и уже за первый год добились очень большого прогресса - стали четвертыми на чемпионате России. Встал даже вопрос о том, чтобы послать на юниорский чемпионат мира нас, а не третью пару. Потом тренеры все-таки решили этого не делать, а еще через год мы выиграли мировое первенство.

Тот период стал в какой-то степени переломным. Люди, которые видели наши выступления на юниорских соревнованиях, в один голос говорили о том, что нас нужно посылать третьей парой на Олимпийские игры в Ванкувер. Нас действительно очень хорошо тогда судили - все элементы были четвертого уровня сложности. Но, несмотря на прогресс, мы все еще оставались детьми. Не говоря уже о том, что юниорские программы достаточно серьезно отличаются от взрослых. Поэтому, когда мы перешли во взрослое катание и стали оказываться совсем не на тех местах, которых ожидали, я впервые задумалась: что у нас не так?

Тогда, собственно, и начало приходить понимание, что те же пары Шпильбанда и Зуевой не просто в чем-то способнее других, но очень много лет каждодневно и тяжело работают. Помню, Мэрил на каких-то соревнованиях невзначай сказала, что они с Чарли катаются вместе 16 лет. Я тогда весь день под впечатлением от этой фразы ходила. Вспомнила даже карточку, которая до сих пор висит на стене в Detroit Skating Club, где Мэрил и Чарли стоят в паре, смеются, и у обоих нет передних молочных зубов.

А тут мы с Никитой... Ну да, сделали за два года какое-то количество хороших программ, какие-то поддержечки. Но все это не делает фигуристов чемпионами. Очевидные в принципе вещи, но нам понадобилось несколько лет, чтобы полностью это осознать, набраться опыта, сделать все те ошибки, которые мы сделали.

- Этих ошибок было много?

Хватало. Я, в принципе, нормально к этому отношусь. Можно сколько угодно говорить о том, что нужно учиться на чужом опыте, но учатся-то все всё равно на своем. Другими словами, надо самому подхватить ангину, чтобы раз и навсегда усвоить, что после тренировки нужно выходить на улицу, замотавшись в шарф. То же самое касается еды, многих других вещей.

Да и судьи, наверное, всегда делают разницу между теми, кто на протяжении лет рос и развивался у них на глазах, и "выскочками", пусть даже талантливыми.

Так что если рассуждать объективно, наш с Никитой дуэт по-настоящему сложился только в этом сезоне. Еще летом вдруг возникло какое-то абсолютное единство. Мы выучили новые поддержки, прекрасно работали, понимали друг друга с полувзгляда. Наиболее сильным было, пожалуй, именно ощущение партнерства - того, что все, чего мы добились, было сделано вдвоем. Поэтому до такой степени обидно, что все так получилось в марте.

- Но предпосылки-то к расставанию были?

Вы знаете, нет. Я помню свои ощущения, когда через три дня после Олимпийских игр мы вернулись в Москву и вышли на первую тренировку. Это был такой полет! Дело было не в медалях. А в том, что все, что копилось в нас на протяжении очень многих лет - работа, стили, танцы, актерское мастерство, - вдруг начало выходить наружу. Мы даже не разговаривали, просто периодически бросали друг на друга взгляды, закладывая какие-то умопомрачительные дуги, и видели, что наши чувства совершенно схожи. Это был такой кайф! Нам в тот момент даже не нужен был никакой тренер.

А за день до вылета в Японию на чемпионат мира я узнала, что накануне Никита пробовался с другой партнершей. У меня случился шок.

* * *

- Отношения между вами, тренером и партнером в тот момент сильно испортились?

Как ни странно, нет. Все вели себя как ни в чем не бывало. Я ведь никому не сказала о том, что все знаю. Боялась.

- Чего?

Наверное, в глубине души продолжала надеяться, что все это неправда. А потом вдруг обо всем этом в интернете появилась статья. В ночь перед коротким танцем.

Я тут же позвонила нашему тренеру Коле Морозову и сказала, что не хочу выступать. Потом позвонила руководству федерации. В общем, меня убедили в том, что статья - всего лишь "утка", которая, возможно, рассчитана как раз на то, чтобы повлиять на наше выступление, и что нужно обязательно кататься.

- Вы ведь понимали, что это - не "утка"?

Да. Не понимала другого: зачем нужно было все делать так непрофессионально, устраивая за моей спиной совместный прокат с другой партнершей до начала чемпионата? Не хочу называть это словом "предательство". В конце концов это жизнь Никиты и его решение. Но с профессиональной точки зрения тот чемпионат мира нужно было выигрывать, как ни крути. И настраиваться прежде всего именно на это - шансы-то были огромные. Знаете, за все годы наших совместных выступлений я никогда в жизни ни в чем не винила Никиту. Но это тот самый случай, когда вина за наш провал стопроцентно лежит на нем. Хотя истинных причин его поступка я не могу понять до сих пор.

- Ваш бывший тренер еще до Олимпиады неоднократно говорил о том, что не собирается оставаться в России. Вы как-то обсуждали с ним свое будущее?

Нет. В олимпийском сезоне мы были слишком заняты тренировками и нацелены на результат, так что никаких отвлеченных разговоров у нас не возникало в принципе. Думаю, кстати, что именно поэтому мы были очень хорошо готовы и к чемпионату Европы, и к Играм, и к чемпионату мира. Хотя известие о другой партнерше очень сильно выбило меня из колеи. Я перестала понимать, зачем вообще в таком случае мы едем в Японию? И какая разница, будем выступать на чемпионате или нет?

- Не мотивировала даже возможная победа?

После двух медалей на Олимпиаде? Совершенно нет.

* * *

- Знаю, что когда вы с Кацалаповым катались у Александра Жулина, ваш партнер попал в достаточно неприятную ситуацию, из которой его вытащил тренер. После чего Никита сказал, что будет благодарен Жулину всю оставшуюся жизнь и никогда в жизни его не предаст.

Это правда.

- Однако уже через пару месяцев вы ушли к Морозову. Почему так случилось? Или за вас тогда все решили родители?

Безусловно, родители сыграли в той истории какую-то роль, но я считаю, что было бы неправильно переводить все стрелки на них. В конце концов, мы с Никитой и сами были уже достаточно взрослыми для того, чтобы брать на себя ответственность за собственные поступки. Было принято такое решение. Нами в том числе.

Могу сказать, что сама я до сих пор очень благодарна Жулину за все, что он сделал для нашей пары. Именно с ним мы выиграли юниорский чемпионат, Саша стал тем самым тренером, кто довел нас до взрослого уровня, и для меня он - родной человек. Поэтому, собственно, мне было очень тяжело с ним расставаться.

Жулин, например, был одним из немногих, кто знал, что я всегда вожу с собой на соревнования крошечную иконку и стараюсь где-то на бортике ее во время выступления пристроить. На каких-то соревнованиях это оказалось невозможным. Я тогда дико расстроилась, чуть ли не до слез. Саша молча забрал у меня иконку и положил в нагрудный карман. Мы тогда выиграли, и с того момента тренер как бы стал хранителем моего талисмана. И каждый раз, когда, стоя у борта, он клал иконку в карман, я чувствовала себя совершенно защищенной. Уже за это чувство я буду благодарна ему до конца жизни.

- Как вы реагировали, когда начались разговоры о том, что Кацалапов может встать в пару с Яной Хохловой? Или вас те разговоры не коснулись?

Еще как коснулись. Помню, на чемпионате мира я вышла в микст-зону после короткого танца, и мне, вместо того чтобы спросить о прокате, задали вопрос: "Это правда, что в следующем сезоне ваш партнер будет выступать с Хохловой?"

Я тогда, помню, подумала: "Почему бы не дать нам откатать произвольный танец, а уже потом спрашивать о таких вещах?" Конечно, было неприятно. Все-таки мы с Никитой к тому времени уже довольно долго катались, чего-то достигли вместе. Естественно, в таких случаях мысленно начинаешь строить все более и более грандиозные планы и искренне полагаешь, что твой партнер думает точно так же.

- Вы так эмоционально сейчас рассказываете о совместных выступлениях с Кацалаповым, что меня не покидает ощущение: если вдруг бывший партнер снова захочет к вам вернуться, вы, позабыв обо всем, тут же броситесь ему на шею.

Мне действительно жаль, что мы расстались после всего, что пережили вместе, тем более что после Игр в Сочи много разговаривали о своем будущем. О том, что из танцев уходят две сильнейшие пары, что сами мы вышли на уровень, позволяющий решать любые задачи. В общем, планов было множество. А сейчас я все чаще думаю о том, что, наверное, наш совместный путь в спорте просто подошел к концу.

Я очень рада на самом деле, что сейчас оказалась в руках Кустаровой. Лена произвела на меня очень большое впечатление еще перед Играми в Сочи, когда мы кратковременно работали вместе. Нам с Никитой тогда действительно нужна была помощь, потому что Морозов уехал на какие-то соревнования. Как раз Кустарова стала человеком, от которого мы эту помощь получили. Лена вообще не была обязана с нами столько возиться - могла просто стоять у борта, периодически делая какие-то замечания. Мы были для нее совершенно чужой парой, но она возилась с нами, как с родными детьми. И прогресс за ту неделю совместной работы получился такой, о котором мы даже не мечтали.

- Морозов не ревновал, вернувшись?

Он сам тогда просил Кустарову присмотреть за нами. Вообще Коля - абсолютный фанат профессии. Может работать на льду круглосуточно. Сам всегда точит коньки, подбирает и режет музыку, дает советы по костюмам, ставит программы. Другой вопрос, как мне кажется, что ты сам должен понимать: когда берешься за все сразу, в любой из этих областей всегда найдутся люди, которые знают эту профессию лучше тебя. Особенно когда речь идет об узкопрофессиональных вещах. Поэтому лично мне всегда нравилось иметь возможность учиться у самых разных людей.

В то же время Морозов - очень сильный психолог. Он не всегда действует какими-то традиционными методами, но все они так или иначе направлены на достижение результата. И добиваться этого результата Коле безусловно удается. Поэтому с какого-то момента я перестала болезненно относиться к тому, что у тренера по нескольку раз на дню может меняться настроение, что он вдруг ни с того ни с сего начинает совершать какие-то недоступные моему пониманию поступки...

* * *

- Когда ваша мама решила взять в семью приемного малыша, вы не ревновали?

Абсолютно. Мама пришла к этому решению достаточно неожиданно. В том смысле, что оно не было запланированным. До этого она два года каждые выходные ездила с компанией знакомых в областные детские дома. Основной своей задачей они считали помогать деткам не только материально, но и устраиваться в жизни. Например, одному мальчику очень нравилось готовить. Сейчас он учится в кулинарном техникуме. То есть у человека будет прекрасная профессия. Девочек учили всяким женским "штучкам": как сварить мыло, как приготовить косметические маски из подручных средств, ну и так далее.

У меня уже тогда начала закрадываться мысль, что рано или поздно в семье может появиться приемный ребенок. Это было бы как минимум логично. Никакого протеста по этому поводу я не чувствовала с самого начала. Я маме так и сказала: пусть нам придется в чем-то сильнее себя ограничивать, но малышу в любом случае в нашей семье будет лучше, чем в детском доме. Вот у меня и появился двухлетний братик. Сейчас ему шесть.

- Брат на коньках катается?

Ой... Я так хотела, чтобы он стал хоккеистом... Но он совсем, конечно же, не хоккеист. Как-то я пришла на тренировку, тренер вбросил шайбу, все побежали за ней, а мой даже не дернулся - остался у борта. Я кинулась к нему, тормошу, ты что стоишь-то? А он посмотрел на меня совершенно по-взрослому и говорит: "Куда бежать-то? Ты видела, сколько их там?"

- Как в семье отнеслись к тому, что у вас появился новый партнер?

Мама была на нашей с Русланом (Жиганшиным. - Прим. Е. В. ) первой совместной тренировке, и я на самом деле боялась услышать ее оценку: мама никогда не скрывает, если что-то ей в моем катании не нравится. Поэтому я очень старалась. В какой-то момент повернула голову, перехватила мамин взгляд и заметила, что она одобрительно кивнула. Для меня этот жест значил очень много. Сразу появилась уверенность.

- Вы с Русланом уже начали работать над новыми программами?

Только в общих чертах.

- Но с постановщиком уже определились?

Пока нет. Хотя представление о том, какой я хочу видеть произвольную программу, у меня есть. Как и понимание, что сразу добиться желаемого будет очень непросто.

- Золотая олимпийская медаль не вызывает хотя бы подсознательного чувства, что жизнь удалась - независимо от того, получится или нет добиться результата с новым партнером?

Уверенность в связи с этим, безусловно, появилась. Медаль - это еще и определенная ответственность. Ты уже не можешь наплевательски относиться к тому, что делаешь. Но ощущения, что в фигурном катании я уже достигла всего, чего хотела, конечно же, нет.

- Большую часть жизни вы работали под руководством мужчин. Сейчас оба тренера - женщины.

Ой, мне это так нравится! Мне так этого всегда не хватало! Тренеры-мужчины обычно в большей степени обращают свое внимание на партнера - это им более привычно, они лучше понимают мужскую психологию. Поэтому, кстати, в таких связках партнеры всегда начинают сильнее развиваться.

- Вы в сложившейся ситуации выступаете в роли лидера. Как это сочетается с распространенным мнением, что лидером в паре должен быть мужчина?

На данном этапе нашей работы мы понимаем, что у меня просто больше опыта. Хотя женский опыт подсказывает мне, что никогда нельзя давить на партнера сверх меры. Ни в жизни, ни в спорте, ни в бизнесе.

Многие хотят знать о личной жизни Никиты Кацалапов и Виктория Синицыной - одной из лучших российских танцевальных пар мирвого фигурного катания. Как ребята достигли успеха, какие отношения их связывают, и что было до встречи- об этом и многом другом читайте в статье.

Биография

Виктория родилась 29 апреля 1995 г. в Москве. Начиная с 4 лёт, мама фигуристки стала приводить её на каток с целью улучшить здоровье девочки. Поначалу выступала как одиночница. Но затем её тренером стала Светлана Алексеева, которая включила её в пару с Русланом Жиганшиным. Созданная пара просуществовала 10 лет. После чего их пара распалась, и фигуристка стала выступать с Никитой Кацалаповым.


Её новый партнёр 1991 года рождения. В первые встал на лёд, когда ему было ещё 4 года. С того времени катание стало его основным делом в жизни. Изначально его тренером была Марина Друзик, затем Наталья Лубинская. Как и многие знаменитые фигуристы, начинал свою карьеру с одиночных соревнований, но в дальнейшем его мать настояла на том, чтобы он попробовал в себя в танцах на льду. Тогда он начал выступать в паре с Еленой Ильиных. С ней он выступал до 2014 года, после чего его новой партнёршей стала Виктория Синицына, с которой, по мнению поклонников, у него завязались отношения.

Личная жизнь


Никита старается не афишировать свою личную жизнь публике. Но последние новости донесли информацию, что его первой любовью была Елена Ильиных, с которой он выступал на соревнованиях.

Виктория также не рассказывает о своей личной жизни. Многие поклонники фигуристов считают, что они встречаются. Однако официальных подтверждений этому не последовало.

Карьера фигуристов до встречи

До создания представленной пары, фигуристы успели поучаствовать во многих соревнованиях и добились немалых успехов. Подробнее о достижениях каждого участника пары, смотрите ниже.

Виктория Синицина


С 2004 года тренировалась совместно с Жиганшиным под руководством Светланы Алексеевы. Поначалу их пара не могла добиться особых успехов, однако спустя несколько лет тренировок начались настоящие победы:

  • 2008 г. стали членами сборной команды России;
  • 2010 г. их произвольная программа позволила получить 2 место в юниорском Гран-при, а уже через год смогли выиграть на этом же соревновании;
  • 2012 г. победа на юниорском ЧМ, который проходил в Минске, в этом же году получили третье место на Гран-при в Москве;
  • 2013 г. пара входит в состав российской сборной для зимней Универсиады, проходившей в Италии (получили третье место), также взяли бронзу на ЧР и 4 место в европейском первенстве;
  • 2014 г. были включены в состав олимпийской сборной в Сочи, где заняли лишь 16-е место, в этом же году прошло последнее соревнование пары в Японии (заняли 7-е место).

Изначально выступал в одиночном катании, где добился неплохих достижений. Так, в 2001 г. он стал победителем первенства России по специальной программе.


После чего стал выступать в паре с Еленой Ильиных и достиг следующих результатов:

  • 2009 г. четвёртое место на первенстве страны среди юниоров, победа в финале Кубка России, вступление в юниорскую сборную страны;
  • 2010 г. две победы в Гран-при Венгрии и Польши, серебряная медаль в Гран-при Токио, победа на чемпионате мира в Гааге, 4 место во взрослом этапе Гран-при;
  • 2011 г. третье место на ЧР, 4 место на ЧЕ, 7 место на ЧМ, бронза в Гран-при NHK Trophy и 4 в Гран-при Trophee Eric Bompard;
  • 2012 г. серебро в ЧР, бронза в ЧЕ;
  • 2014 г. серебро ЧР, бронза на Олимпийских играх в одиночных соревнованиях и золото в командных, серебро ЧЕ и ЧР.

Совместные турниры спортсменов

Спустя неделю после чемпионата мира, проходившего в 2014 г., была подтверждена информация о распаде пары Синицына/Жиганшин. В это же время Кацалапов заявил о том, что будет выступать с Викторией, и подал официальную заявку в Федерацию фигурного катания. Новый дуэт начал свои тренировки в США, тренер Марина Зуева.


Достижения:

  • 2014 г. 7 м. Гран-при NHK Trophy, 4 м. Кубок России и 4 м. в ЧР;
  • 2015 г. 9 м. в ЧМ, 4 м. в ЧЕ, бронза в Кубке России, серебро Skate America и серебро на ЧР;
  • 2016 г. проведя все контрольные прокаты, остались тренироваться в Москве и достигли следующих результатов: 10 м. ЧЕ, 4 м. Кубок Китая, 5 м. Гран-при NHK Trophy и бронзовые медали в ЧР;
  • 2017 г. бронза на Skate America и на Ice Star 2017;
  • 2018 г. впервые получили серебро в Канаде на соревновании Skate Canada, а также завоевали золото на международном соревновании Nepela Trophy.

Поначалу, вновь созданная пара фигуристов, не могли достигнуть выдающихся результатов. Однако в этом году им удалось получить сразу два призовых места (золото и серебро). После чего они остались вместе тренироваться и готовятся к новым выступлениям.

Из простой с виду программы сделали золотую? В какую такую любовь играют Синицина и Кацалапов? И кто на самом деле нужен Елене Ильиных ?

Ильиных нужен Кацалапов

Александр, где же наши танцы? Одно мнение гласит, что мы сильно уступаем североамериканцам, другое - что нет никакого отрыва, надо просто попасть в программу.

Общая ситуация такова: мне кажется, двукратные чемпионы мира (Пападакис/Сизерон) находятся в особом статусе. Здорово катаются, абсолютные фанатики своего дела, фантастически владеют телом, коньком, и, что самое важное, у них элементы очень чистые. До хрусталиков, до бриллиантиков - все четвертого уровня и на "+3". Даже "+2" для них редкость. Совершенно до блеска вычищенная программа и есть секрет их успеха. С ними бороться очень тяжело любым парам.

- А нашим?

Если моим, то, к сожалению, Дима с Катей не участвовали в чемпионате мира, но у меня ощущение, что они поборолись бы там за какое-то пятое-шестое место. При условии года пропуска, всяких судейских дел. А сейчас, в связи с этим мельдонием, ситуация еще усложнилась. Но, я вам скажу, неспроста они пятикратные чемпионы России. Пара сильная, мощная.

Что касается Никиты с Викой… Пара красивая. Но… Но. Чего-то не хватает, в элементах, работе коленей, в самой программе, вернее в ее смысле, в том, как они коммуницируют во время проката. Сохраняется восприятие, что каждый у них катается сам по себе. Всё в совокупности пока не выглядит тем самым, что может позволить ребятам бороться за мировую тройку.

Саша с Ваней - пара хорошая, красивая, но, на мой взгляд, не лишена недостатков. Очень хорошие элементы, эксклюзивные твиззлы, классные вращения сопутствуют с чувством, от которого я никак не могу избавиться - дуэт смотрится так, будто он только что перешел из юниоров во взрослые. Я, конечно, не последняя инстанция в этом вопросе, но мнение у меня формируется именно такое, и я имею на него право.

- Ребята, которые не попали на чемпионаты Европы и мира совершенно по-спортивному принципу, Елена Ильиных и Руслан Жиганшин , отправились искать победного счастья за океан, к .

Оба спортсмена хорошие - и по коньку, и по эмоциям, но создается чувство, что они настроены на разные радиоволны. Партнеры не совсем сочетаются и в этом отношении, как дуэт, они уступают многим американским и канадским конкурентам именно в сочетании. Может быть, конечно, Шпильбанд сотворит чудо…

- Игорь сказал, что паре нужно кардинально поменяться, и особенно Руслану. Елене нужен…

- …Лене нужен Кацалапов.

- Второго такого нет?

- Ну а Сизерон?

Совсем не то. Сизерон - это совершенно другая харизма. Ильиных/Кацалапов были адской смесью. И в этом они были безумно привлекательны. Связка двух лидеров, которые друг друга подстегивали даже руганью. Их программы пробирали до мурашек. Сейчас мурашками и не пахнет.

Пападакис не помнила имя партнера, но у нее все получилось

Когда-то эта пара была вашей, и вы готовили ее к наградам Олимпийских игр в Сочи, до того, как они ушли к Николаю Морозову. Сейчас у нас есть танцоры, которые смогут претендовать на медали Пхенчхана?

На медали? Может, я вам покажусь самонадеянным, но я очень большие надежды возлагаю на пару Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро (дуэт, тренирующийся у Жулина - прим. "Р-Спорт"). Они абсолютно не похожи на русскую пару по стилю, очень по-западному нестандартны, и это очень подкупает. Правда, я не хотел бы говорить об Олимпиаде в Южной Корее, но та, которая состоится через шесть лет, возможно, будет актуальна для ребят с точки зрения реальности пьедестала.

- То есть в них вы видите тех хулиганов, которые, по вашему же высказыванию, побеждают на Играх?

Нет, наоборот - у Тиффани с Джоном отменная чистота линий и потрясающие ребра при скольжении. Это то, чем порой грешат русские пары, ведь на недостаточно вычищенных ребрах в дорожках мы теряем много баллов. Также у этих фигуристов мощные поддержки и само катание, по площадке они перемещаются с огромной скоростью. В прошлом году мы упустили много времени, так как было непонятно, даст ли федерация фигурного катания Франции официальное добро на выступление Загорски за Россию. Ребята тренировались в подвешенном состоянии. Я им говорил: "Делайте прокат". Они вихрем летели по льду, а у самих в голове: "А для чего? А если не дадут релиз? А зачем нам это надо?". После получения открепления у них возникла совсем другая мотивация, и за месяц они совершили огромный качественный скачок.

- Как-то разговаривал с Татьяной Тарасовой по попсовой теме с вариантами развития карьеры Евгения Плющенко , и она по ходу ответа давала понять, что если в двукратного олимпийского чемпиона поверит его тренер Алексей Мишин, то она поверит не в самого Плющенко, а в Мишина. И потом она упомянула Загорски/Гурейро, сказав, что верит на слово Жулину, который в "новороссийский" дуэт готов вложить силы. Ощущение, что специалисты доверяют вашему умению, но не столь видят потенциал в самой паре.

Нет, как раз масса людей, включая Татьяну Анатольевну, которую я безмерно уважаю, (члена технического комитета по танцам на льду) Аллу Викторовну Шеховцову, которая очень боролась за то, чтобы наша страна получила эту пару именно в сочетании Тиффани и Джона, видят потенциал ребят. И он очень большой. Главное, чтобы они не ленились, делали невозможные совершенно вещи и реализовались.

- Чтобы Сизерона догнать, нужно быть именно "вычищенным", и по сути всё?

Да не только. Растянутым до безумия. Смотреть балет, жить фигурным катанием, читать книжки по истории, культуре, быть эрудированным… И этого будет мало. Сизерон вобрал в себя все возможные данные, не имея практических недостатков. Шаг сумасшедший, руки пластичные. При их с Пападакис чистом прокате очень сложно другим соперничать. А сейчас в эту компанию добавляются два фанатика по фамилиям Вирчу и Мойр (Тесса Вирчу/Скотт Мойр, олимпийские чемпионы 2010 года и серебряные призеры Игр-2014 - прим. "Р-Спорт"). Эту выдающуюся пару тоже никак не сбросишь со счетов.

- Что из них сделают тренеры Мари-Франс Дюбрёй и Патрис Лозон?

Представляю, что теперь за связочка будет на их канадском льду (Вирчу/Мойр и Пападакис/Сизерон тренируются у Дюбрёй и Лозона в Монреале - прим. "Р-Спорт"). Это будет что-то подобное, когда Мерил и Чарли (Дэвис/Уайт, олимпийские чемпионы 2014 года, серебряные призеры Игр-2010, работавшие под руководством Марины Зуевой в американском Кэнтоне - прим. "Р-Спорт"). Сейчас канадцы будут подстегивать друг друга с французами и сформируют мощнейший кулак.

Не станут ли Тесса со Скоттом повторением истории Джейн Торвилл и Кристофера Дина, которые откатали на века в Сараево-1984, а спустя десять лет вернулись в "любители" и завоевали "всего лишь" бронзу Лиллехаммера-1994?

Посмотрим, как они выйдут из этого двухлетнего пропуска. Возвращаться непросто, но когда-то вернулись спустя те же два сезона Гордеева и Гриньков (Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, олимпийские чемпионы 1988 года в парном катании, которые после паузы в карьере победили на Играх 1994 года - прим. "Р-Спорт"), и вопроса, кто станет олимпийскими чемпионами, ни у кого не возникло.

- Причем у Вирчу имелись серьезные проблемы с коленом.

У Пападакис в это межсезонье тоже были немалые трудности, она не каталась три месяца вообще и не помнила, как зовут партнера. Но у них всё получилось.

Сизерон - унисекс, Соловьев - "мэн"

- Шпильбанд говорил, что французы катаются "на двух ногах", слишком просто.

Я сам прекрасно вижу, что программы их построены в основном на беговых шагах, кросс-роллах и красивых проездах. Но красивых же! Это первое. Второе - судьи обязаны оценивать элементы, а они у французов на "+3". Третье - всё, что между элементами, создаёт атмосферу. Получается очень атмосферное катание на очень большой скорости со множеством очень интересных перестроений и с прекрасными элементами. Я думаю, что судьи просто забывают о том, что "две ноги" у них на льду, три ноги, четыре… Сделано восхитительно и в таком контексте программы, что совершенно ее, программу, не портит.

А я тем временем вижу много пар, которые вставляют помимо двух дорожек шагов, которые занимают чуть ли не полторы минуты со всеми этими скобками, крюками и выкрюками, те же самые сложные шаги и в остальной части проката, чтобы показать, что они ими владеют. Но на самом деле наблюдать за крюками и выкрюками - скучнейшее занятие. Их интересно смотреть, только когда они сделаны, как у Патрика Чана или Юдзуру Ханю. Или да, у него самого - у Сизерона. Когда крюки эти незаметны. Глянешь на лед и ловишь себя на мысли: а по-другому и не поставишь танец. Пападакис/Сизерон перебивают общепринятое такой цельностью, что вопросов нет.

Делает Патрик Чан скобу - это ведь наслаждение. А когда люди корячатся и повторяют как бы то же самое, чтобы был эффект насыщенности программы, то у судей никакого впечатления и не остается. Посмотрят и скажут: ну да, трудно им, стараются, молодцы. Есть искусство, а есть работа, и первое стоит намного дороже. Языком чесать легко, но совместить всё в программе не каждому под силу. Каждый из нашего тренерского цеха хотел бы, чтобы его фигуристы катались, как Пападакис и Сизерон или как Торвилл и Дин. Но не всегда получается. Ты тоже зависишь от «материала».

Максим Ставиский в недавнем интервью "Р-Спорт" заметил, что Сизерон толкает вперед танцевальную моду, а Кацалапов и Букин стали подражать французу в пластике.

Подражать можно кому угодно, но нужно, чтобы движения шли изнутри. В каждом движении должен быть смысл, а если ты понимаешь, что твое тело недостаточно пластично работает, то начинаешь самого себя шлифовать в зале. Вначале долго корячишься, а потом достигаешь или нужной мягкости, или, наоборот, жесткости. Но если в программе ты открываешь руку и не понимаешь - зачем, то никакого впечатления ты не произведешь.

- С другой стороны, Соловьев как-то не стремится быть похожим на француза.

У Димы есть своё лицо. У Пападакис/Сизерона катание в стиле, я бы сказал, унисекс, где непонятно, кто партнер, а кто партнерша - настолько они совпадают во всех своих пертурбациях. Эдакий балет "Видение Розы". А Дима - это "мэн". Я строю программы для него и Кати по принципу "мужчина/женщина". Для меня это безумно важно, и ведь этого контраста никто не отменял. И если теоретически представить, что наша пластика не будет уступать Пападакис/Сизерону, то мы все равно будем ставить программу не такую кантиленную, как у французов, а с историей.

Но всё это - пластику и историю - нужно еще совместить - ни одной завернутой пятки, ни одного проходного движения с откляченной задницей… Неспециалист может не разглядеть этих нюансов, но в них Пападакис/Сизерон пока лучшие в мире. Ощущение их превосходства не покидает. И Катя с Димой понимают, чего им не хватает.

"Анна Каренина" (произвольная программа Бобровой/Соловьева - прим. "Р-Спорт") в начале сезона и на чемпионате Европы - это две разные программы. Только к середине сезона пришло понимание, что же действительно они катают. Кто он, а кто - она. И люди в Братиславе к нам стали подходить, говоря, что мы показали самую интересную историю из тех, что были на чемпионате Европы. Именно историю в театральном плане. Поэтому превращать Боброву/Соловьева в Пападакис/Сизерона совершенно не нужно. Точно так же, как не нужно было когда-то превращать Пападакис/Сизерона в Ильиных/Кацалапова. Другими вещами надо брать.

Синицина/Кацалапов: вроде бы любовь, рядом с любовью

- В танцах намечается столкновение вот этих историй и влюбленных взглядов?

У русских пар всегда неплохо получалось направление "мэн энд вуман".

- Но у Синициной/Кацалапова тоже "мэн энд вуман".

Я это называю программой "Из жизни голубей". Вроде влюблены, но настолько сладко всё, что становится приторно. Любовь ведь разная бывает, поэтому у них "вроде бы любовь", рядом с любовью.

- Не хватает истории?

Наверное, и истории, и исполнения, ведь у любви несколько этапов и граней. Зарождение, встреча у кинотеатра, конфетно-букетный период, секс, конфликт. А тут они встретились с цветочками у кинотеатра, программа закончилась, а они так же с этими цветочками у кинотеатра стоят.

- Точнее мнение и не выразишь.

Музыка красивая, они сами красивые, в начале посмотрели друг на друга, в конце посмотрели. Всё смотрят, смотрят…

- Степанова/Букин отличаются в этом плане?

Они просто другие. Но здесь важно понять пару при работе с ней. Когда я работал с Леной и Никитой, я понимал - это моя пара. Когда стал работать с Катей и Димой, тоже понял - моя. Я понимаю, на свой взгляд, что Степановой/Букину чего-то не хватает, но чего?.. Моя-то пара не поехала на чемпионат мира, поэтому критиковать их мне не с руки. Мне просто обидно, что 9-е и 11-е места на чемпионате мира - это… Давно такого не было. А может, и никогда. Печально и беспросветностью отдает, потому что проблема даже не в том, что на каких-то соревнованиях не попали на пьедестал, а в том, что судьи начали привыкать к тому, что нас не должно быть в призерах.

Раньше танцами очень плотно занималась Алла Викторовна Шеховцова, а сейчас федерация ее немножко отодвинула от этой роли. Она спокойно работает в техкоме, и ей нынче нет особого дела до российского фигурного катания, на которое она положила четыре Олимпиады. И так за нас билась! И такую мы в ней имели поддержку! Человек был фанатом своего дела, как и (бывший президент Федерации фигурного катания на коньках России Валентин) Писеев. Это были люди, которые реально двигали танцы на льду вперед. Я очень благодарен им за поддержку, когда (Татьяна) Навка с (Романом) Костомаровым катались. А сейчас Алле Викторовне просто обидно, и вот вам, пожалуйста, результат. Таких людей нельзя убирать. Это мое мнение.

У федерации всё хорошо в парном катании и женском одиночном, и, видимо, танцы волнуют их постольку-поскольку. Медали в Пхенчхане, судя по всему, должны быть в парном, женском видах и командных соревнованиях. Но с такими танцами я правда сомневаюсь, что нам гарантированы командные награды. Нельзя отметать всё хорошее, что было, и пускать в танцах на самотек.

- Соловьев сказал в интервью "Р-Спорт", что следующий сезон будет временем крайних экспериментов.

Если они кататься будут…

- …ну давайте пока исходить из того, что будут.

Все будут стараться находить моменты собственного отличия в широкой массе танцев на льду. Очень много программ стало схожих по стилю с тем, что делают Пападакис/Сизерон. Люди понимают, в каком направлении работают лидеры, и пытаются этому соответствовать. Здесь два пути: идти этим путем и стараться стать лучше или найти совершенно другую колею. С другой пластикой. Какая дорога правильная, я сам очень сомневаюсь. Технический комитет ISU просит, чтобы мы все вернулись к ритмам, чему-то более понятному, чтобы публика могла аплодировать. Но, помимо аплодисментов публики, нам нужно еще хорошо сделать элементы, чтобы восторг был от поставленного колена, от мягкого катания. Но на это нет рецепта.

Танцы движутся в непонятную стезю

- При этом важно создавать "мужчину/женщину"?

Если бы у меня катались Пападакис/Сизерон, я бы не пытался из них сделать ярко выраженных мужчину и женщину. Я бы создавал атмосферность. Дуновение ветра. То, что они с таким успехом и творят. Но потом выйдет кто-то с кардинально другим подходом… Это как смотрел я в сезоне Ханю , а потом думал: ну лучше и программу поставить нельзя, и откатать нельзя, тот же (Хавьер) Фернандес проигрывает ему и по хореографии, и программа у него более обычная, но потом проходит чемпионат мира, и я ловлю себя на мысли, что лучше, чем Фернандес, прокататься нельзя, а у Ханю и программа какая-то немного не та. Важно, чтобы многое сошлось в одно время - и посыл, и техника, и хореография, и банальная физическая форма.

- Я пытаюсь представить в будущем Катю с Димой. Это должны быть "мужчина/женщина ", но кардинально в другом обличии, без русской классики?

Необязательно. Можно придумать миллион идей. Когда Дима играл сумасшедшего, он ни разу не посмотрел на Катю за две с половиной минуты. Потому что он по сценарию болен, не в себе, и задача была поставлена, чтобы он катался вообще без эмоций, только Катя на него смотрела. И это прочиталось.

- На следующий год будет хип-хоп…

- …и свинг. Пока мы в стадии выбора музыки, ребята работают со специалистами по хип-хопу и свингу. Я сам изучаю материал, но работаем мы так же и над "мельдонием". Этот вопрос надо решить, а там, глядишь, и до свинга дойдем. Главное, чтобы наша проблемная ситуация не затянулась надолго, поскольку программы надо ставить, а делать это в безвестности неприятно и им, и мне. Стимул должен быть конкретизирован. Как только будет понимание по этому вопросу, то мы вступаем либо в работу, либо заканчиваем.

- Если вердикт будет печальным, что ожидает дуэт?

Мы для себя так решили: когда вердикт объявят, тогда и будем думать. Жизнь на фигурном катании не заканчивается, Дима вправе решать сам, продолжать ли ему кататься, с кем, либо он уйдет с Катей в шоу…

Надеемся, что они будут вскоре думать о свинге. Но вы как-то, еще перед сочинскими Играми, сказали, что в олимпийский год никаких экспериментов, ваша пара будет катать привычную "Кармен". Тогда еще вы работали с Ильиных/Кацалаповым.

Было такое мнение у меня, сейчас - не знаю. Время изменилось, появилось много других направлений. Раньше всё же было понятно. Едешь на Олимпиаду - показывай "Кармен", "Тоску" или другую железобетонную музыку, которую Пётр Ильич написал будто специально для олимпийских побед.

- Или ваш нелюбимый Нино Рота...

Нино Рота как раз проиграл Олимпиаду рок-н-роллу. (Майя Усова/Александр Жулин завоевали серебро на Играх-1994 с программой на музыку Роты вместо подходящей для них классической музыки. Золото выиграли Оксана Грищук/Евгений Платов с программой на тему «Rock Around The Clock» - прим. «Р-Спорт»). Кстати, удачное сравнение, актуальное и сегодня. Тогда Грищук/Платов просто взяли и поменяли в своем стиле вообще всё. Взяли и убрали всех рок-н-роллом. Никто не ожидал.

Раньше вообще у нас идейные были программы, мы над Паганини долго работали. А сейчас катают в основном песни какие-то модные, тягучие, ни о чем. Мода меняется. То клёш носили, потом прямые джинсы, затем перешли на узкие. Движение в танцах идет в более непонятную стезю, и у меня нет ответа, где мы окажемся в итоге. И что будем катать в олимпийский сезон. У меня даже нет ответа - с кем.

Спина болит, Ксюша в раздумьях, стоит ли ей продолжать кататься или нет. Пока добавить нечего.