Елена Бритова
Академический менеджер компании «ТрансЛинк-Образование», сертифицированный тренер по скорочтению и развитию памяти.
В английском алфавите 26 букв и 44 звука. Если в некоторых языках каждая буква отвечает только за один звук, то в английском одна буква может передавать до четырёх звуков, а в некоторых случаях даже до семи. Отсюда и любимая поговорка англичан: «Пишем „Ливерпуль“, а читаем „Манчестер“».
Кроме того, артикуляция (движение языка, губ, рта) существенно отличается от русской. Есть звуки, схожие с русскими, но при их произнесении органы артикуляции работают по-другому.
Если вы хотите избавиться от акцента или хотя бы приблизиться к англоязычной речи, все отличия нужно учитывать. Вот несколько советов, как поставить себе правильное английское произношение.
1. Учите алфавит
Многие взрослые считают это детским упражнением. Но однажды вас обязательно попросят: «Please, spell your name» («Продиктуйте ваше имя по буквам»). Вот тут и пригодится знание букв английского алфавита. Кроме того, в сокращениях, названиях улиц, номерах домов и рейсов могут быть буквы, и, например, в аэропорту их обязательно будут произносить как в алфавите.
2. Тренируйте артикуляцию при произношении согласных
После того как вы освоили буквы алфавита, смело переходите к изучению звуков, которые они передают. Приучите себя к правильной артикуляции сразу. Научитесь сначала произносить звуки по отдельности, доведите до автоматизма, а затем переходите к словам, фразам и предложениям.
В английском языке есть согласные звуки, которые на первый взгляд (а точнее, слух) произносятся как в русском.
1. Проверьте, где находится кончик языка при произнесении звуков [d] - [t], [n], [r], [s], [z]. Упирается в зубы? Поздравляем, вы произносите русский алфавит. У коренных англичан кончик языка в это время находится на альвеолах (самый большой бугорок на верхнем нёбе). Попробуйте. Теперь у вас получаются чисто английские звуки. Потренируйтесь: bed - ten , not , rat , sun , zoo .
2. Изобразите зайца при произнесении звуков [f] - [v]. Верхние зубы необходимо поставить на нижнюю губу. Потренируйтесь: fat - vet .
3. Запомните, что звук [l] всегда твёрдый: London [ˈlʌndən].
4. При тренировке звука [w] возьмите свечу: это лучший способ научиться произносить его правильно. Сложите губы трубочкой и вытяните вперёд (как маленькие дети тянутся в поцелуе), а потом резко улыбнитесь. Тогда и получится этот звук. При тренировке держите свечу на расстоянии 20–25 см от губ. Если при произнесении звука пламя гаснет, значит, вы всё делаете правильно. Потренируйтесь: скажите слово well .
5. Грейте руки при тренировке звука [h]. Он не имеет ничего общего с русским [х]. Представьте, что вы очень замёрзли и пытаетесь своим дыханием согреть руки. Вы подносите их к губам и делаете выдох. Во время выдоха образуется лёгкий, едва слышный английский звук [h]. Как в слове home .
6. Тренируйте звук [ŋ] при сильном насморке или представьте, что он у вас есть. Такого звука в русском языке нет, он передаётся сочетанием ng в английском языке. Прижмите язык, как лопаточку, к верхнему нёбу и пустите звук через нос. Немного напоминает [н], если его произносить при сильном насморке. Не забывайте, что язык у вас по-прежнему касается альвеол, а не зубов. Потренируйтесь: interesting [ˈɪnt(ə)rɪstɪŋ].
7. Побудьте змеёй и пчелой для тренировки [ ð ] - [ θ ]. Эти звуки отсутствуют в русском языке и образуются сочетанием букв th в английском.
[ ð ] - звонкий звук. Кончик языка слегка прикусите зубами и произнесите звук [ з ]. Если во время тренировки нижней губе и языку щекотно, то вы всё делаете правильно. Если нет, то, возможно, вы слишком сильно прикусили кончик языка, чуть ослабьте зубы. Произнесите слово this [ ðɪs ], получается?
[ θ ] - глухой звук. Артикуляция такая же, только произносим звук [ с ]. Для тренировки глухого звука [ θ ] произнесите слово thank [θæŋk].
3. Выучите четыре типа слогов для правильного произношения гласных
Чтение гласных зависит от типа слога, в котором они находятся:
- открытый (слог заканчивается на гласную);
- закрытый (слог заканчивается на согласную);
- гласная + r;
- гласная + re.
В первом типе слога - открытом - гласные читаются как в алфавите (вот нам и пригодилось знание алфавита!). Например: plane , nose , tube , Pete .
Во втором типе нужно выучить наизусть произношение каждой гласной:
- [æ] - открытый звук, не длинный. Его передаёт буква A в закрытом слоге. Проверьте себя: сядьте за стол, выпрямитесь, поставьте один локоть на поверхность, кисть согните под подбородком. Между подбородком и кистью у вас останется место, если, конечно, вы выпрямили спину. Теперь опускаем нижнюю челюсть вниз так, чтобы она доставала до кисти, и произносим [э]. Потренируйтесь со словом bag .
- [e] часто путают с предыдущим звуком. При произнесении [e] надо лишь немного поднять уголки губ вверх, как бы слегка улыбаясь. Это два разных звука, и они не похожи друг на друга и уж тем более на русский [э]. Потренируйтесь: pet .
- Краткие звуки [i], [ɔ], [ʌ], [u] произносятся интенсивно, не нараспев: big , box , bus , book [ bʊk ].
В третьем и четвёртом типах слогов буква R не читается, она лишь формирует слог и удлиняет гласный звук: car , sort , turn .
, [ɔ:] - особые звуки. Представьте, что вы на приёме у врача, который осматривает ваше горло. Корень вашего языка прижимают палочкой и просят сказать «А-а-а». Вот именно в таком положении должен находиться язык при произнесении звуков [а] и [о]. Если вам при этом захотелось зевнуть, то вы на правильном пути! Попробуйте прямо сейчас: car , sort .
4. Запомните правильные ударения
Чаще всего в английском языке ударный слог - первый. Если вам надо произнести слово, а спросить не у кого или нет словаря под рукой, ставьте ударение на первый слог. Конечно, лучше сразу запоминать слова с правильным ударением или проверять себя по словарю.
5. Не забывайте четыре важных правила
- В английском языке полностью отсутствуют мягкие согласные.
- Звонкие согласные не оглушаются в конце слова.
- Гласные бывают долгими (в транскрипции они обозначаются [:]) и краткими.
- Никаких лишних - особенно резких - движений губами.
Выучите несколько фраз для тренировки правильного произношения:
- Very well [‘veri ‘wel].
- World Wide Web or WWW [‘w əuld ‘waid ‘web www].
- Eleven benevolent elephants [ɪˈlevn bəˈnevələnt ˈelɪfənts].
- Stupid superstition [ˈstjuːpɪd ˌsuːpəˈstɪʃ(ə)n].
- Pirates Private Property [ˈpaɪrəts praɪvət ˈprɒpəti].
И помните: разные звуки имеют смыслоразличительную функцию. Например, man («человек», «мужчина») и men («мужчины»); ship [ʃip] («корабль») и sheep [ʃi:p] («овца») и так далее. Многие слово three («три») читают как (а это означает «дерево») или («свобода»), не принимая во внимание, что th [θ] читается по-другому, его просто нет в русском языке (вспомните про упражнение «пчёлка»). Зная правильное произношение слов, вы точно не попадёте впросак!
Юлия Ярина
Конспект занятия по произношению в подготовительной группе «Звук [У]»
Цель. Познакомить с новым звуком [У] .
Образовательная задача. Закрепить навыки правильного и четкого произношения звука У . Учить выделять звук из ряда гласных , находить его в словах.
Коррекционно-развивающая. Развитие фонематического слуха, слухового внимания, фонематического восприятия. Совершенствование произносительной стороны речи .
Воспитательная задача. Воспитание у школьников трудолюбия, умения работать индивидуально и в команде.
Оборудывание. Кукла или картинка с изображением девочки. Картинка поезда. Картинки на которых изображены – удочка, утюг, утка, утята, мишка, лист, лужа, сук, арбуз, банан, улитка. Красиво оформленная коробочка.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент.
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на пруду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится :
Ну что из них получится?
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
(Звук У .)
Знакомство со звуком У . Сообщение темы занятия .
Посмотрите на куклу. Это кукла Уля. (Кукла или картинка с изображением девочки.) Давайте повторим все вместе. (Затем повторяют отдельные учащиеся.)
Каким именем мы назвали куклу?
Какой первый звук вы услышали в слове Уля?
Где мы можем услышать звук У ? Кто воет у-у-у (Воют волки.)
Логопед : Зимой ветер воет (ууу.) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У .
Основная часть.
Характеристика звука У по артикуляции и акустическим признакам.
Выставляется картинка поезда.
Логопед : Какой сигнал подает машинист?
Учащиеся : У-у-у.
Логопед : Поезд гудит…
Учащиеся : У-у-у.
Логопед : Дети произнесите звук У . Что стало с вашими губами?
Учащиеся : Они вытянулись в трубочку.
Логопед : Попробуем теперь спеть звук У . «Растяните ниточку» . Ребята, что вы можете сказать об этом звуке ?
Учащиеся : Он поется, тянется.
Логопед : Какой это звук ?
Учащиеся : Он называется гласным.
Выделение звука У из ряда гласных . Игра «Поймай звук » .
Логопед : Ребята, я буду называть звуки , а вы если услышите звук У , хлопайте в ладоши. И-У-Ы-У-А-У-И-У-А-И-У-И-Ы-У…
Произнесение звука У в словах .
Логопед : Уля принесла вам такую красивую коробочку (Демонстрируется красиво оформленная коробочка.) В ней - разные картинки. Отгадайте загадки и вы узнаете что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде. (Удочка.)
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.)
Где вы услышали звук У – в начале , в середине или в конце слова? (В начале слова.)
Слушайте другую загадку :
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (Улитка.) Какой первый звук в слове улитка ? (У.)
Давайте с вами договоримся : если будем слышать звук в начале слова , наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова – значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку :
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой. (Утка.) Поймайте пальцами звук У . Где вы его произнесли ? (В начале слова.)
Удивительный ребенок :
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.) Поймайте пальцами звук У ? Где вы его произнесли ?
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг.) Ребята, поймайте пальцами звук У . Молодцы!
Умение находить звук У в словах .
Логопед : А теперь дети посмотрите на картиночки и найдите те, в которых есть звук У . (Утюг, лист, лужа, мишка, сук, утка, улитка, утята, банан, арбуз.) А где находится звук У ? В начале, в середине или в конце слова?
Динамическая пауза.
Логопед : Давайте немного отдохнем! Представьте что вы – пчелки.
Пчелки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчелки, с ульев вылетайте!
Мед скорее собирайте!
Игра «Четвертый лишний» .
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Логопед : Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладоши если слово сказано правильно : улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; Утюг, мутюг, витюг, утюг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звук . Если хоть один звук «заблудился» , слово уже становится непонятным. Лилитка – правильное слово или нет?
Словоизменение.
Логопед : А сейчас поиграем так : у меня один предмет, а у вас много. Например : улитка-улитки. (утка, уж, утюг, улыбка, ус, улица, ухо.)
Заключительная часть.
Итог занятия .
Дети, о каком звуке мы сегодня говорили ?
Что вы узнали о звуке У ?
Молодцы! Все сегодня работали очень активно! Я вами довольна!
Звук «р» - непростой звук. Вот по этой причине далеко не всем деткам удаётся произносить его в раннем возрасте. Не беда, если крохе нет пяти лет: это достаточно распространённая ситуация и, скорей всего, она поменяется в ближайшее время в лучшую сторону. В этом возрасте к логопедам можно пока не обращаться, а самостоятельно тренировать речевой аппарат малыша. Как это сделать правильно – узнаете из нашей статьи.
Причины неправильного произношения звука «р»
«Р» поддаётся сразу не всем детям.
Иногда бывает, что дошкольник уже достаточно бойко и понятно говорит, однако даже через 1-2 года развития его речи некоторые звуки невнятны. Один из самых распространённых случаев - это неверное произношение звука «р». Именно эта буква чаще всего создаёт трудности речи малышей, беспокоя родителей: «А правильно ли развивается мой малыш?». Звук «р» поддаётся сразу не всем детям.
Родителям не нужно паниковать, ведь каждый ребёнок развивается по своему «индивидуальному плану». А вместе с малышом растут и его умения. Однако если родители не будут вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи и не принимать никаких мер по его совершенствованию, некоторые дефекты речи могут остаться в речи на всю жизнь (например, картавость).
Основные дефекты в произношении ребёнком звука «р» проявляются в виде:
- замены звука «р» на звук «л»
- невнятного окончания
- употребления звука «р» не во всех словах
- гортанном произношении звука «р».
А основными причинами неправильного произношения выступают:
- Нарушение подвижности органов речи.
- Короткая уздечка языка.
- Неправильное речевое дыхание.
- Нарушение речевого слуха.
Нужно вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи
Ещё одна важная причина, влияющая на формирование звукопроизношения ребёнка, - это неправильная речевая среда . То есть то, как говорят с малышом взрослые. Дети наследуют все звуки и слова, которые слышат, перенимают произношение, не понимая, верное оно или же нет. Ввиду этой причины родителям рекомендуется тщательно следить за правильностью собственной речи.
Каким образом можно проверить состояние произношения звука «р» у малыша? Попросите кроху порычать или просто повторить несколько раз букву «р». Далее - предложите повторить вслед за вами несколько простых слов с буквой «р» (например, корова, ворона, трактор, дрова и пр.). Если малышу даже не удаётся правильно произнести одиночный звук «р», то лучше всего начать упражнения с отработки именно этого навыка. В том случае, если ребёнок великолепно, раскатисто рычит, но зато в составе слов звук «р» неправильно звучит, то лучше всего начать заниматься нужно с отработки слогов: ра-ру-ри-ро-ар-ир-ор и т. п.
Занятия с логопедом и самостоятельно
Логопед профессионально укажет на все отклонения и особенности произношения малыша, а также подберёт программу занятий с ним.
Если вы, уважаемые родители, не достигли успехов в попытках научить ребёнка верно говорить букву «р», то тогда лучший выход из такой ситуации - обратиться за консультацией к логопеду.
Преимущества обращения к логопеду - в следующем:
- Специалист сможет выявить причину, которая не позволяет малышу произнести звук «р». Логопед увидит, каким способом малыш пытается произнести «р»: заменяя её другими звуками (например, «л»), проглатывая на окончании слова, произнося только в отдельных словах или с помощью гортани. Последний упомянутый способ - причина для беспокойства. Причиной неправильного произношения может быть недостаточно развитая дыхательная система либо артикуляционный аппарат ребёнка.
- Именно логопед поможет выявить сложные отклонения в развитии ребёнка, причём, на начальной стадии (например, такую патологию как дизартрия).
- Логопед профессионально укажет на все отклонения и особенности произношения малыша, а также подберёт программу занятий с ним, выберет на основе причин неправильного произношения специальные упражнения и, в конце концов, научить говорить букву «р».
В том случае, если становление речи малыша проходит постепенно, без отклонений от возрастных норм речевого развития, то родители и сами могут предлагать крохе различные полезные упражнения для тренировки язычка.
Выбирайте оптимальное время для занятий, чтобы малышу ничего не мешало, он не отвлекался, а был, наоборот, заинтересован. Во время занятия ребёнок должен находиться напротив вас, видя ваше лицо, в частности движения губ, чётко слыша голос. Лучше всего, когда занятия проходят в игровой форме. Занимаясь, будьте спокойны, выдержанны, доброжелательны к малышу. Терпение - основное качество мамы или папы при таких занятиях, ведь на постановку произношения звука «р» может уйти немало времени: как несколько дней, так и несколько месяцев.
Упражнения на постановку звука «р»
Специальные логопедические упражнения помогут звуку «р» прорваться
Многие логопеды русскоязычного пространства считают, что обучение правильному и беглому произношению звука «р» - чуть ли не самая сложная задача для детей. Не все детишки справляются с ней вовремя и самостоятельно. Помочь в этом деле могут не только специалисты, но и целеустремлённые и внимательные родители.
Ребятишкам младшего дошкольного возраста (до четырёх лет) подойдут следующие игры-упражнения:
- Подберите для заучивания детские стихи со словами с буквой «р».
- Научите малыша имитировать звуки животных, машин (ррррр - рычит тигр, др-др-др - едет машина и т. д.)
- Читайте крохе и учите с ним наизусть потешки, поговорки, скороговорки с активным использованием звука «р».
«Совет. Занимаясь с малышом, демонстрируйте ему правильное положение губ и языка. Учите произносить слова со звуком «р» с достаточно интенсивной вибрацией языка. Если не получается - поможет логопед. А если успех есть - хвалите кроху. Уверенность ребёнка в том, что у него всё отлично выходит, придаст ему сил и ускорит речевое развитие».
Детям четырёх-пяти лет будут полезны такие упражнения:
- Попросите кроху открыть рот, а кончик языка высунуть и расположить на бугорках передних зубов, зафиксировав его там на 15-20 секунд. Это упражнение нужно повторить 2-3 раза за занятие: это поможет развить растяжку подъязычной связки и расслабить мышцы языка в приподнятом положении.
- Пусть малыш широко откроет рот и сильно ударит языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение нужно выполнять не меньше 15-20 секунд: это поможет разработать кончик язычка.
- Предложите ребёнку растянуть губы в улыбку и начать покусывать кончик языка. Упражнение необходимо повторить 7-10 раз подряд: это возбудит мышцы кончика языка.
- Попросите кроху посчитать языком все зубы.
- Разрешите малышу чуть-чуть побаловаться, предложив ему быстро высовывать и засовывать язык.
Смотрите видео с советами логопеда о том, как правильно научить ребёнка произносить звук «р»
Игры, позволяющие развить речевой аппарат
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то рекомендуем речевой аппарат ребёнка развивать, превратив занятия в интересные игры. Давайте посмотрим, какие несложные логопедические игры можно проводить в домашних условиях:
- «Моторчик». Чистый большой пальчик своей руки ребёнок должен уложить под язык и начать передвигать им вправо и влево. Чтобы сделать это упражнение увлекательным, можно придумать какую-нибудь метафору (сравнение), аналогию: например, «заводится моторчик».
- «Чистые зубки». Покажите малышу, как можно растянуть губки в улыбке и попробовать «почистить» заднюю поверхность верхних зубов кончиком язычка. Нижняя челюсть при этом не шевелится.
- «Лошадка». Научите кроху цокать языком, как будто скачет лошадка.
- «Дразнилки». Предложите малышу «подразниться». Для этого надо высунуть расслабленный язык и поболтать им, издавая произвольные звуки.
- «Бррр!» и «Тррр!» Эти междометия - полезные упражнения для крохи: пусть малыш с расслабленными губами произнесёт «Бррр!» (как от холода), а потом звонко выстрелит «Тррр!».
Регулярное выполнение этих элементарных упражнений поможет натренировать мышцы артикуляционного аппарата ребёнка, что будет способствовать своевременному и верному произношению ребёнком буквы «р» самому - без обращения к специалистам-логопедам.
Упражнения на «р» нужно выполнять регулярно.
«По мнению многих логопедов, ребёнок сможет правильно и вовремя начать говорить букву «р», если он будет тренироваться на других звуках, например «д» и «з». Систематически занимайтесь с малышом и проработкой этих звуков, предлагая произносить их, растянув губы».
Очень полезным является повторение и заучивание скороговорок с буквой «р»: про грека, который ехал через реку, про Карла, который украл кораллы и прочие. Тренируйте с ребёнком произношение отдельных слов: поищите детские логопедические стихи, в которых будут присутствовать слова «трактор», «дракон», «драже», «трава», «дрова», «трус» и прочие.
Основные правила успешных занятий
Для того чтобы ваши занятия с ребёнком принесли свои плоды, рекомендуем следовать правилам:
- Превратите занятия по постановке звука «р» в весёлую игру. Не заставляйте малыша заниматься, а увлеките его интересным делом. Когда у малыша будет желание - будет и результат.
- Не сюсюкайте, говоря с ребёнком. Малыш должен слышать правильную речь от своих родителей с рождения. Не торопитесь, когда говорите, правильно произносите слова (особенно новые для ребёнка), не «съедайте» окончания. Недопустимо подражать неправильной речи малыша, искажая слова.
- Когда вы услышите, что у ребёнка «прорвался» звук «р», важно этот навык закрепить. А для этого нужно продолжить занятия, тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам, декламирования чистоговорок, скороговорок и тематических стихотворений.
Закрепляйте звук «р», тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам
Если до шести-семи лет проблема произношения звука «р» не решилась, то нужно обратиться к логопеду, который окажет профессиональную помощь. Однако надо понимать, что не следует всю ответственность целиком и полностью перекладывать на специалиста. Выполняя его рекомендации и специально подобранные упражнения с ребёнком дома, вы увидите, что результаты не заставят себя долго ждать. Вскоре и не вспомните об этой проблеме. Успехов и терпения вам и вашему малышу!
Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!
Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.
Звук Р: правильно-неправильно
Звук Р - один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.
Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:
- Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
- Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
- Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).
Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом - научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно - то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.
Освободить звук Р «из-под узды»
Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.
Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.
В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.
Другие причины неправильного произношения звука Р
Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.
Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф , няня-нана , дверь-твер , табуретка-дябуредка и т.п.)
«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.
Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.
Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.
Логопедическим упражнениям - самое время
Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы , в небо улетают шаиики , а молоко дают коёвы ...
Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:
- сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
- затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
- и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает - ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.
Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут
Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать - если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
Запомните одно простое правило : любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь - это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.
Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша - и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.
Упражнения для разминки
Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:
Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо - от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение «Маятник». Как и в первом случае - нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону - от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
«Чистим зубки». Исходное положение - улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя - на месте ли он.
Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».
Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.
Упражнения на постановку звука Р
К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
- 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
- 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто - с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
- 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
- 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...
Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить...
Вы и есть - «учитель года»!
Поскольку дети - это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка - самый лучший учитель и наставник.
Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером - и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения - на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.
Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же - звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.
Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и любящий родитель - остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.
Тема: Звук «Л»
- < >Ход занятия:
1. Организационный момент:
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала,
Как зовут ее? (пчела)
Развитие мелкой моторики:
Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка» - высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 минут.
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк).
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу.
«Пароход гудит» - приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».
«Накажем язычок» - губами пришлёпать по языку (пя-пя-пя).
Знакомство со звуком «Л»:
Хоровое и индивидуальное произнесение звука «Л» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, язык вверху, воздушная струя теплая.
Логопед спрашивает у детей: «Ребята, послушайте, звук «Л» можно петь? (Нет). Значит этот звук, какой? (согласный). Согласные звуки мы обозначаем каким цветом? (синим и зеленым). Звук «Л» твердый или мягкий? (твёрдый), значит мы обозначаем его синим цветом».
Лексические упражнения для развития фонематического слуха.
Упражнение №1 - Предлагаем детям хлопать в ладоши, когда услышат произносимое логопедом слово со звуком «Л».
Слова: лопата, морковь, лук, сок, ведро, ложка.
Упражнение №2 - Повторение слоговых рядов:
ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ
ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ
ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
Упражнение №3 - Различение близких по звуковому составу слов
Просим детей выбрать из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных.
ИГЛА-ИГРА-ИГЛА ГОЛОД-ГОРОД-ГОЛОД
БОЛТ-БОРТ-БОРТ БЛОШКА-БРОШКА-БРОШКА
ЛАК-РАК-ЛАК СВАЛКА-СВАРКА-СВАЛКА
- < >
Лексические упражнения для развития фонематического восприятия.
Упражнение №1 - Определение наличия или отсутствия звука в слове
Игра « Кто полетит на самолете?»
Материал: Картинки с изображением предметов (лопата, мяч, ложка, ведро, лук, морковь) и «билеты» (фишки синего цвета).
Просим ребенка выдать «билет» только тем предметам (картинкам) в названиях которых есть звук «Л».
Упражнение №2 - Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Игра: «Кто в каком вагоне поедет?»
Паровоз (звук «Л») - 1 вагон (звук «Л» вначале слова) -2 вагон (звук «Л» в середине слова) - 3 вагон (звук «Л» в конце слова).
Картинки: лошадка, пчела, козёл.
Предлагаем ребенку определить месторасположение звука «Л» в словах и соединить стрелочкой с соответствующими вагончиками.
Упражнение №3 - Определение количества и последовательность звуков в слове «Лак»:
Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Лак»? (три), Какой первый звук? (Звук «Л»), Какой второй звук? (Звук «А»), Какой третий звук? (Звук «К»), получилось слово - ЛАК.
Упражнение №4 - Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы.
Предлагаем детям слово «Лото» поделить на слоги (под подбородок ставится ладошка тыльной стороной к подбородку, локоть на столе и сколько раз подбородок опустится на ладонь, то столько и слогов в слове и помнить о том что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Далее делим ровную полоску на равные части:
_______ ___/___ ЛО / ТО.
Лексические задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Упражнение №1 - Звуковой анализ слогов:
Логопед утрировано произносит слог АЛ, УЛ и вместе с детьми проводит его звуковой анализ. Логопед спрашивает: Сколько звуков вы слышите? (два). Назовите первый звук? (А). Это какой звук? (гласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (красного). Назовите второй звук? (Л). Это какой звук? (согласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (синего).
Точно также разбираем слог «УЛ».
Упражнение №2 - Звуковой анализ слов
Предъявляем детям картинку с изображением слова «Ложка» и даем фишки красного (для обозначения гласных) и синего (для обозначения согласных) цветов. Проводим анализ заданного слова и заполняем схему фишками (схема состоит из пяти клеток, по количеству звуков).
Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Ложка»? (пять). Какой первый звук? (звук «Л»), какой это звук согласный и гласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синим). Какой второй звук? (Звук «О»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным). Какой третий звук? (звук «Ж»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой четвертый звук? (Звук «К»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (глухой), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой пятый звук? (Звук «А»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным).
Упражнение №3 - Задание на звуковой синтез
По первым звукам соберите новое слово:
Слова: Лужа
Получилось слово: «ЛУНА»
По последним звукам собери новое слово:
Слова: Стол
Получилось слово «ЛОТО»
Подведение итогов занятия:
Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какой звук мы изучали?