Латинский кафедральный собор во Львове. Часовни. Латинский кафедральный собор (Львов)

Львов был основан в середине XIII века князем Даниилом Галицким и назван им в честь своего старшего сына - Льва.

"Знамение тезоименитого князя Льва град сей мает. Его же имя по всей Европе и российский род знает", - так кратко и исчерпывающе излагали историю и значение города вирши из "Грамматики" XVI столетия.

С 1349 года, после множества битв, осад и разорений, Львов стал владением польской короны. С конца XIV столетия в городе началось большое каменное строительство. И, хотя в Италии в эти годы уже забрезжила заря эпохи Возрождения, во Львове, как и в большинстве других городов Европы, продолжал господствовать готический стиль.

На рубеже XIV-XV веков во Львове в стиле готики было построено множество жилых домов, храмов и фортификационных сооружений, но в результате последующих войн, пожаров и перестроек до наших дней дошел только один готический памятник Львова - Латинский собор, кафедральный храм города. Собор был заложен в 1360 году. Его первым архитектором и строителем был Петер Штехер. Как и при возведении других монументальных сооружений средневековья, строительство храма шло медленно, с большими перерывами. Только в 1368 год были закончены фундаменты, к 1400 году - башня. В 1404 году уже другой мастер, Николай Гонзаго из Вроцлава, перекрыл сводами алтарную часть. В следующем, 1405 году, состоялось освящение храма. Но только в 1479-1481 годах архитекторы Иоахим Гром и Амброзии Рабиш, также мастера из Вроцлава, в основном завершили строительство собора. После этого в 1493 году мастер Ганс Блехер достроил хоры со сводами.

Но, несмотря на такое растянувшееся на сто с лишним лет строительство, первоначальный проект собора в итоге остался незавершенным. По плану нефы предполагалось перекрыть шестью сводами, но было возведено только три. В результате образовалась бросающаяся в глаза диспропорция между пространной алтарной частью и сравнительно короткими, одинаковыми по высоте нефами. Высота нефов собора до зенита свода составляет 18 метров.

Буквально сразу после окончания строительства Латинского собора начались его перестройки и дополнения - каждое время вносило коррективы в соответствии со своими вкусами. После пожара 1527 года, когда рухнули своды хоров и погибла стоявшая над ними башня, храм реставрировали архитекторы, работавшие уже в стиле Ренессанса. Храм капитально реставрировался и в XVII, и в XVIII столетиях. В XVI-XVII веках Латинский собор оброс множеством часовенок-"каплиц" - костел служил местом погребения знати, и многие магнаты и богатые горожане стремились иметь родовую усыпальницу в соборе или рядом с ним. Только в 1785 году почти все эти "каплицы" и склепы были разобраны, сохранились только две - часовня Боимов и часовня Кампианов, которые ныне образуют единый ансамбль с основным зданием собора.

В результате многочисленных перестроек и реставраций величественный и грандиозный Латинский собор не дошел до наших дней в первозданном виде. "Чистой" готики в нем нет, хотя все основные признаки стиля сохранились, как сохранились и конструктивные принципы, и общее эмоциональное впечатление. Наиболее "чистые" формы готики можно видеть в алтарной части храма. Ее суровые фасады укреплены мощными контрфорсами и прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Но многочисленные алтари, надгробия, скульптуры, часовни, рельефы, витражи и другие архитектурные и декоративные детали, которыми "оброс" собор внутри и снаружи на протяжении нескольких веков, превратили его в целый конгломерат форм и стилей.

Высокая пятиярусная башня Латинского собора хорошо видна с разных концов Львова и служит одной из важнейших и наиболее характерных архитектурных доминант в силуэте города. Свой окончательный вид с барочным завершением она приобрела в 1767 году. Ее высота с крестом составляет 70 метров. Архитектор Петр Полейовский планировал построить две таких башни, но вторая, доведенная только до уровня крыши, так и осталась недостроенной.

Интерьер собора величественен. Огромное пространство залито светом, льющимся через цветные стекла оконных витражей. Своды собора теряются где-то в высоте, а кажущееся бесконечным пространство храма заполняют мощные звуки органа...

Существующее убранство храма относится к 1760-м годам. Тогда здесь был установлен алтарь работы мастера Матвея Полейовского, а стены и своды собора были расписаны живописцем Станиславом Строинским. Огромные цветные витражи были изготовлены уже гораздо позднее, на рубеже XIX-XX веков.

В соборе сохранилось несколько резных алтарей и скульптурных надгробий XVI-XVII веков. Искусствоведы относят их к шедеврам пластики эпохи позднего Ренессанса. Среди скульптур собора выделяются бронзовые изображения гетмана Станислава Жолковского и львовского коменданта Николая Гертбурта, отлитые в Нюрнберге мастером Панкратом Лябенвольфом. Дух эпохи Возрождения запечатлен и в алебастровом алтаре в часовне Замойских, с виртуозным мастерством изготовленном в 1592 году мастером Яном Бялым.

К северной стене костела примыкает часовня Кампианов, построенная в 1619 году на средства львовского бургомистра Мартина Кампиана. Интерьер часовни чрезвычайно богат - бургомистр не пожалел денег на устройство фамильного склепа. На его украшение пошел черный, белый, красный и розовый мрамор. Из мрамора выполнен и алтарь. В арках часовни помещены рельефы "Снятие с креста", "Воскресение" и "Христос-огородник", а интерьер украшают бюсты самого Мартина Кампиана, его отца Павла и горельефы с изображениями пророков, апостолов и евангелистов.

В 1609-1611 годах к Латинскому собору была пристроена часовня Боимов - самый своеобразный архитектурный памятник Львова, не имеющий аналогов в европейской архитектуре. Часовню Боимов считают энциклопедией художественной культуры начала XVII столетия. Ее фасад можно рассматривать часами. Он выглядит сплошным каменным рельефом - столько здесь резных изображений, орнаментов, архитектурных деталей, статуй. "Настоящий калейдоскоп скульптурных форм и мотивов! - пишет искусствовед Г.С. Островский. - В них нетрудно найти отголоски влияния готики, Возрождения, - пожалуй, не столько итальянского, сколько северного, нидерландского и немецкого. И, прежде всего, местных художественных традиций искусства галицких скульпторов и резчиков". Среди этого великолепия выделяются сюжеты на темы Страстей Господних и рельеф "Юрий Змееборец" ("Георгий Победоносец"). Под крестом на куполе часовни установлена фигура сидящего печального Христа.

Часовня являлась фамильной усыпальницей львовского семейства Боимов, из которого в средние века вышло множество известных ученых, врачей и путешественников. На восточной стене часовни сохранились фрески с портретами заказчика "каплицы" Георгия Боима и его жены Ядвиги, выполненные живописцем Яном Дзиани. Восхищает решение купола часовни изнутри - его уходящая ввысь перспектива создает впечатление захватывающей дух высоты, хотя на самом деле высота часовни составляет всего 18 метров.

Как и фасад, интерьер часовни богато украшен декоративной скульптурой. Тщательно выполненная, изумительная по реализму пластика украшает даже совсем малозначительные детали часовни. Такое впечатление, что мастера просто не могли удержать свое "вышедшее из берегов" вдохновение. Так, замочную скважину(!) они украсили смешной фигуркой... чертика с пивной кружкой в руке!

Ансамбль Латинского собора во Львове является ярким произведением польской школы готической архитектуры, и одновременно целым художественным музеем, вместившем в себя великолепные образцы пластики, скульптуры, живописи и архитектуры от эпохи Возрождения до XX века. Над огромной площадью, в центре мексиканской столицы, вздымаются в небо две монументальные башни городского собора Мехико - некогда самой большой постройки Нового Света. Первоначально на его месте существовала небольшая церковь, построенная в 1520-е годы, во времена первых конкистадоров. К середине 1570-х годов эта церковь уже перестала соответствовать потребностям быстро растущей столицы Новой Испании, как тогда называли Мексику, и по распоряжению испанского короля Филиппа II в Мехико началось строительство нового кафедрального собора, призванного символизировать окончательное утверждение испанской короны в Новом Свете. Собор в Мехико стали сооружать в 1576 году по проекту, созданному в 1562 году архитектором Клаудио де Арсиньего. Первоначально его перекрытие было деревянным, но в 1616 году вместо него начали возводить каменные своды и купол, законченные только пятьдесят лет спустя. Отделка фасадов собора была завершена в первой четверти XIX столетия.

Главный собор мексиканской столицы грандиозен и внушителен. Этот пятинефный храм, имеющий в плане форму латинского креста, долгое время был самым боль- шим храмом Америки, и его башни и массивный объем господствовали над городом вплоть до конца XIX века. Длина центрального нефа составляет 116 метров, шири- на - 53 метра.

Архитектура фасадов собора разнородна. Он включает в себя элементы испанского Реннесанса (стили "платереско" и "эрререско") и мавританской архитектуры (стиль "мудехар"). Боковые фасады оформлены в стиле эрререс- ко, главный - в стиле барокко. Над центральном порта- лом западного фасада возвышается невысокая часовая башня, а по его бокам взмывают в небо две высокие башни высотой 70 метров каждая. Средокрестие увенчивает монументальный купол.

Интерьер собора в основном выполнен в духе испанского Ренессанса. Его отличает одухотворенность и воздушность, собор очень "человечный". Богатое внутреннее убранство превращает интерьер собора в золотой грот. Стены, колонны, своды украшают золото, перламутр, слоновая кость. В полумраке роскошно оформленного внутреннего пространства сверкают причудливо украшенные золотом алтари в стиле позднего барокко. Ощущение "золотого грота" усиливают витражи темно-желтых тонов, заливающие собор янтарным светом, и желтовато-серый камень, из которого выполнены стены, своды и колонны собора.

Хор собора создан в 1695-1696 годах архитектором Хуаном де Рохасом. Его украшают рады резных кресел с фигурами святых, архангелов и священнослужителей, выполненных из темного дерева. Главной святыней собора является Алтарь Отпущения, изготовленный в XVII веке архитектором и скульптором Мануэлем Тольса из мрамора, оникса и золота. Службы перед этим алтарем совершаются только в большие праздники.

Гордостью и украшением собора является Королевская капелла, или капелла Трех Волхвов. Это одна из самых роскошно оформленных частей храма. Виртуозно выполненное резное ретабло Королевской капеллы - "ретабло Королей" - принадлежит работе резчику по дереву, столярных дел мастеру из Севильи Херонимо Бальбасу. Оно изготовлено в 1718-1737 годах. Это одно из лучших произведений латиноамериканского искусства, в нем зародился новый самобытный художественный стиль Мексики.

В крипте - подземной усыпальнице собора - находится множество гробниц епископов Мехико XVI- XVII веков.

С юга, с правой стороны от центрального входа, к собору примыкает здание ризницы - Саграрио Метро-политано, построенной в 1749-1768 годах архитектором Лоренсо Родригесом и имеющей в плане греческий крест. Фасад Саграрио Метрополитано выполнен в духе резных деревянных заалтарных образов-ретабло и отличается осо- бой пышностью. Его гигантские порталы украшает мелкая филигранная резьба. Фасад облицован красно-коричневым пористым камнем, на фоне которого выделяются обильный архитектурный декор и скульптуры, высеченные из светлого мелкозернистого песчаника. Из-за своего чрезвычайно пышного убранства Саграрио Метрополитано напоминает деревянную резную шкатулку.

За четыре с половиной столетия, своего существова-ния кафедральный собор в Мехико, в результате тектонических смещений и действия подпочвенных вод неравномерно опустился на три метра ниже уровня городской площади, и в результате его фасады выглядят заметно неровными. Ведутся работы по укреплению собора.

Одним из важнейших аспектов культурного и исторического наследия Львова являются его храмы и церкви.

Предлагаем вам подборку самых великих и известных культовых сооружений города Льва — соборов, церквей и храмов!

Храм Святого Андрея (Костел и монастырь бернардинцев)

Современный монастырский комплекс (на его месте раньше находился деревянный костел) начали строить еще в начале XVII в. по замыслу монаха Бернарда Авелидеса и по проекту архитектора-итальянца Паоло Доминичи.

Работами руководили архитекторы Павел Римлянин и Амвросий Прихильный, позже — Андрей Бемер. В 1630 г. были завершены все строительные и отделочные работы.

Помещения монастыря теперь принадлежит Центральному государственному историческому архиву во Львове , а храм святого Андрея Первозванного передано Украинской греко-католической церкви. Храм обслуживают священники Василианского Ордена.

Адрес: пл. Соборная, 3А

Армянская церковь

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры национального значения, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО .

Армянская церковь построена во второй половине XIV века (1363-1370 годы) мастером Дорингом. На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонии во Львове. В 1367 году церковь стала соборной.Храм построен из ломаного камня и облицован тесаными плитами, толщина стен достигает полутора метров. Уникальна и конструкция купола — он опирается на пустотелые ребра, выложенные из глиняных кувшинов.

Особым является южный дворик , расположенный между улицей и собором: аркада с колоннадой XV века выдает европейские архитектурные традиции. Здесь сохранились остатки старинного армянского кладбища — это надгробные плиты, старейшим из которых 600 лет, перенесенные сюда из кладбищ других армянских храмов и монастырей , которых уже несколько веков не существует во Львове.

Адрес: ул. Армянская, 7

Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла


Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла , известный во Львове как костел Иезуитов , построенный в стиле раннего барокко в начале XVII в. Храм является образцом римской святыни Иль-Джезу и считается одной из самых культовых сооружений Львова .

Во Львов иезуиты прибыли 1584, а уже в 1590 появился первый деревянный храм Общества Иисуса на участке рядом с западной частью городских оборонительных стен, где была устроена Иезуитская калитка. Работы над сооружением существующего храма святых апостолов Петра и Павла начались в 1610 году. В период 1618-1621 гг. руководил строительством архитектор Иезуитского Ордена Джакомо Бриано.

1624 освятили первую боковую часовню Св. Бенедикта . 1630 храм был завершен и освящен Львовским архиепископом Яном Анджеем Прухницьким. В результате строительства длина святыни составляла — 41 м, ширина — 22,5 м, высота — 26 м.

Фото obozrevatel.com

В 1702 была возведена башня-колокольня , которая стала самой высокой башней Львова (около ста метров), на которой 1754 установили часы. После ликвидации Ордена Иезуито в 1773, храм начал выполнять функции военного гарнизонного храма .

Значительных повреждений храм потерпел также во время двух мировых войн. 4 июня 1946 монахи иезуиты были вынуждены оставить Львов , забрав с собой ценные вещи, в частности коронованную икону Пресвятой Богородицы . С этого момента начинается новая страница истории храма : на долгие 65 лет его двери закрылись, в нем воцарилась тишина.

В день 20-й годовщины Вооруженных Сил Украины, 6 декабря, во Львове произошло знаковое для города и государства событие — торжественное открытие и освящение первого гарнизонного храма святых апостолов Петра и Павла.

Адрес: ул. Театральная, 11

Доминиканский собор


Доминиканский собор (Церковь Пресвятой Евхаристии, костел Божьего Тела и монастырь доминиканцев) — греко-католическая церковь в центральной части Львова , занесенная во Всемирное наследие ЮНЕСКО .

Доминиканский костел — один из лучших образцов архитектуры барокко, один из самых красивых во Львове.

В советское время в костеле и монастырских кельях устроили склады, а с 1973 года в этих сооружениях разместили Музей религии и атеизма. Храм в 1990-х годах передано УГКЦ, и он был освящен в честь Пресвятой Евхаристии.

Строительные работы были завершены в 1764 году. Экстерьер и интерьер Доминиканского костела поражает своим великолепием и торжественностью. До наших дней сохранилась надпись на фронтоне «SOLI DEO HONOR ET GLORIA » (латынь) — «Единому Богу честь и слава «.

В храме с XVIII в. размещался больших размеров барочный орган, который теперь можно увидеть во Львовской филармонии , но костел не остался без музыкального сопровождения. Сейчас меньше по размерам орган находится в Доминиканском храме .

Адрес: пл. Музейная, 1.

Латинский кафедральный собор

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии , или Латинский кафедральный собор — главный храм Львовской архиепархии Римско-Католической Церкви. Памятник сакральной архитектуры XIV-XVIII века.

Это единственная готическая достопримечательность архитектуры древнего Львова , которая сохранилась после пожара 1527 года. Храм построен на месте, где в княжеские времена стояла православная церковь Успения Пресвятой Богородицы . Первый камень в фундамент заложен в 1360 году.

Строился Латинский кафедральный собор более 100 лет, начиная с середины XIV в. Строительство большого сооружения шло медленно и с большими перерывами. По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни — одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

Адрес: пл. Кафедральная, 1

Церковь святого Михаила

Церковь Св. Михаила возведена как костел монашеского ордена Кармелитов Босых .

Храм Святого Михаила входил в линии фортификационной обороны города Львова .

В бывших кельях устроили общежития.

Со временем, в 1979 году, храм передали Львовскому историко-архитектурному заповеднику.

Адрес: ул. Винниченко, 22

Церковь святых Ольги и Елизаветы


Церковь святых Ольги и Елизаветы (ранее Костел Святой Эльжбеты ) — неоготический храм, построенный в память об известной императрице Елизавете Баварской, известной как Сиси, жена императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I.

Сегодня это здание является самым высоким в городе , ее высота 88 метров.

Заложен храм в 1903 году и строился восемь лет на средства польского общества. В 1911 году состоялось его торжественное открытие. Архитектор сооружения — Теодор-Марьян Талевский. Храм также украшают произведения известного скульптора Петра Войтовича, в частности скульптурная композиция «Распятие» на фасаде святыни.
В начале Первой мировой (1914 — 1918) австро-венгерскими властями были конфискованы и переплавлены для военных нужд церковные колокола. А польско-украинская война 1918 — 1919 лет приносят разрушения и разорения, когда во время ожесточенных уличных боев и обстрелов района железнодорожного вокзала костел оказался в их эпицентре.

@instagram.com/marina.gavadza

Есть мнение, что место строительства было выбрано не случайно. Католический костел — это первое, что должны были видеть приезжая во Львов. Костел полностью перекрывает вид на греко-католический Собор св. Юра , находящийся неподалеку.

Адрес: пл. Кропивницкого, 1

Преображенская церковь


Преображенская церковь (Церковь Преображения Господа Нашего Иисуса Христа) появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев , который был разрушен артиллерийским обстрелом и пожаром в 1848 году.

В 1850 году архитектор А. Фрех предложил проект будущего храма , который, однако, не удалось воплотить. Зато в 1874 году Сильвестр Гаврышкевич разработал другой проект святыни, который воплощали в течение двадцати лет (1878 — 1898).

Для верующих Преображенская церковь открыла двери в 1906 году, когда и была освященной. Следует обратить внимание, что в 1923 году в этой святыни впервые на западноукраинских землях состоялась Божественная Литургия на литературном украинском языке .

Преображенская церковь во Львове построена в архитектурном стиле неоклассицизма с элементами барокко. Внутри церковь украсили талантливые художники, в частности, Л. Маркони, Т. Попель (иконостас), Т. Копистинского и К. Устиянович (малярные композиции) и др.

Латинский собор – католический собор во Львове, на западной части Украины. У него есть почётный статус «малой базилики», кафедральный собор Львовского архидиоцеза. Является памятником архитектуры, расположен на площади Кафедральной, 1. Это единственный во Львове памятник, который существенно сохранил черты первоначального готического облика. Папа Римский Иоанн Павел II посетил храм 25 июня 2001 года.

Собор основали на месте православной Успенской церкви, которую перенесли на Русскую улицу. Строить Латинский костёл начал П. Штехер, львовский архитектор, в 1360 году, работы продолжались И. Громом и А. Рабишем, строительство закончилось в в 1479 году Г. Штехером.

В 1672 году, после того, как Львов осадили турки, на стене храма были повешены турецкие пушечные ядра.

На протяжении 1760-1778 годов вели работы по реставрации. Это происходило под руководством и по проекту П. Полейовского, львовского зодчего, который существенно изменил внешний облик здания, придав ему формы архитектуры барокко, так популярные в то время; также нанесли множество часовен, которые окружали храм. В 1772 году львовянами был замурован парадный вход в собор в знак протеста против оккупации Австрией Галиции.

В период с 1892 по 1930 года прерывчато проводились работы по реставрации, целью которых было возвращение памятнику первоначального готического внешнего вида (профессоры Т. Обминский и В. Садловский, архитектор М. Ковальчук).

В 1910 году на стену собора была установлена мемориальная доска в честь 500-летия с дня битвы под Грюнвальдом, где войска объединившихся славянских народов поразили Тевтонский орден. В 1941 году доска была уничтожена гитлеровцами.

Храм выполнен из камня, зального типа, трехнефный, имеет вытянутую гранёную апсиду. Собор имеет ширину 23 м., а длину – 67 метров. Вокруг собора пристроили большое количество часовен, поэтому у объема – более сложная конфигурация. Башня на главном фасаде расположена асимметрично, поскольку вторую колокольню не достроили. Во внешнем декоре здания и в интерьере сохранились произведения мемориальной скульптуры.

На площади, кругом костёла на протяжении долгого времени хоронили умерших. Лишь в 1765 г. все погребения, за исключением часовни Боимов, а также склепы и надгробия снесли с площади, а в дальнейшем запретили захоронения. Остались часовни XVI, XVII и XVIII столетий, которые пристроили к основной части Латинского собора:

Часовня Замойских с двумя склепами архиепископов Яна Тарновского и Яна Замойского;
часовня Богоматери;
часовня Милевских, которую также называют часовней архиепископа Юзефа Бильчевского. Её построили в XVI веке, в 1904 году изменили в стиле модернизма;
часовня Распятия, XVIII век, в стиле рококо, с реликвиями Якуба Стрепы, архиепископа львовско-люблинского
часовня Богоматери Ченстоховской с мраморным надгробием Павла Гродзицкого, коменданта Львова;
часовня Наисвятейшего сакрамента, XVIII век, в стиле рококо, с фресками Станислава Строинского;
часовня Кампианов, наиболее известная из часовен Латинского собора;
часовня Бучацких с образом «Сын марнотратный» в манере Луки Джордано и копией картины Петера Пауля Рубенса.

Также в Латинском соборе захоронены польские воины, которые пали во множестве воин, они вели Государство Польши. Сюда с войны против Молдавии в 1450 году привезли тела Миколая Поравы, Петра Одровонжа, Михала Бучанского, а также командиров львовских добровольцев Адама и Януша Замхов. Также здесь похоронили погибших в 1506 году в битве протии в татар Гжегожа и Щенсны Струсов; погибших 2 августа 1519 года в битве под Сокалем представителей знатнейших фамилий: Боратинских, Гербуртов и Фредров.

Тела погибших клали в гробы, которые покрывали красным бархатом «в знак кровопролития».

С северной, левой стороны находятся витражи:
o Венчание Яна Казимира» Юзефа Меххофера.
o «Хиротония Григория из Сянока на архиепископа львовского» работы Тадеуша Попеля.
o « «Основатель собора Казимир Великий» Эдуарда Лепшего.
В среднем окне есть витраж над главным алтарём «Святейшая Госпожа Мария, увенчанная польской короной», который был выполнен в 1902 году по проекту Е. Лепшего.
С южной, правой стороны есть пять окон с витражами:
o «Святое семейство» Фердинанда Лауфбергера.
o «Святой Костантин и Святая Елена» Юлиана Макаревича.
o «Оборона Львова Святым Яном из Дукли» Станислава Качора Батовского.
o «Богоматерь Подкаменецкая» Тадеуша Крушевского.
o «Святые покровители Польши» Яна Матейко и Томаша Лисевича.

Все витражи выполнены в конце XIX века на основании конкурсов известными художниками.

И одной часовни. В промежутках между контрфорсами в нефов с северной и южной сторон пристроены по 3 часовни. Презбитерий и каждая из трех нав перекрыты тремя пряслами крестовых сводов. Крыша над навами и презбитерием - двоспадовий, над левой колокольней - сложный барочный с вазонами, над недостроенной правой - пологий шатровый. На крыше нефа устроено два ряда люкарн на разной высоте. Готическую составляющую подчеркивает высокий шип крыши. В интерьере четыре высокие снипчасти колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами . Стены и своды покрыты многочисленными фресками .

Сегодня латинский кафедра - памятник архитектуры национального значения, охранный номер - 316/0.


2. История

2.1. Проблема начал храма

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. Главной проблемой является полное отсутствие первичных документов. Многочисленная литература оперирует годами и гипотезами, время в форме однозначных утверждений. Однако все они основаны на историографической традиции, или на вторичных источниках. Количество версий о дате основания особенно приумноженная трудами XIX - веков. Анализ историографии, опубликован года украинский исследовательницей сакральной готики Ольгой Козубский показал, что ни традиция, ни одна из гипотез документально не подтверждены и по многим соображениям сомнительны. В дальнейшем эта позиция получила определенное распространение, в частности видобразлась в фундаментальном труде "Архитектура Львова. Время и стиле XIII-XXI вв. " () и Энциклопедии Львова () .


2.2. Версии о годе основания


2.3. Версии об обстоятельствах основания

Основание Казимиром III. Историографическая традиция, поддержанная большинством авторов. Современник Казимира летописец Янко с Чарнкова, не упоминает львовский храм в перечне фондов короля. Таких данных не содержит ни одно из сообщений тогдашних хронистов. Сам король в переписке с папой ничего не упоминает об этом. Подобной фонда не способствовал и тогдашний трудное финансовое положение Казимира (неоднократно обращается за помощью). Многие исследователи сходятся на том, что после смерти Казимира строительство финансировали мещане. По мнению Ольги Козубский мещане могли быть основателями изначально, как это произошло в том числе с Марияцький костелом в Кракове.
Первичная посвящение Святой Троицы. Впервые появляется в Яна Альнпека . Источники такого утверждения неизвестны. Повторенная Станиславом Зайончковская, Тадеушем Маньковским , Бартоломеем Качоровски, Яном Островским, Ежи Петрусом , Тадеушем Трайдосом .
Версия о костеле Марии Снежной, как первый приходской храм. Внедрена Франциском Захариясевичем, повторенная Станиславом Зайончковская.
Храм предшественник. Исследователи Игнатий Ходиницький и Исидор Шараневич утверждают, что в княжеские времена здесь стояла одна из окраинных церквей восточного обряда - Успения, которую Казимир Великий распорядился снести .
Общий храм двух конфессий. Мнение высказано Романом Могитича , базируется на анализе древней книги протоколов судебных заседаний Львовского городского совета - лет. Для документа характерно определение всех православных, армянских и католических храмов единым словом eсclesiae. При этом приходских храмов в центре упомянуто всего два - Ecclesia Armenorum (армянский) и Ecclesia beate Maria Virgilis, parochialis (без уточнения конфессии). Могитич предполагает значительное сближение восточной и западной церквей в многонациональных городах того времени. Обращает внимание также на факт о священника Иоанна Русина, который был противником передачи парфияльного храма римо-католическом архиепископу. По мнению Могитича новый (нынешний) храм мог строиться вокруг древнего, возможно даже с использованием определенных его частей.


2.4. Строительство (XIV-XV вв.)

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств .


2.5. Оформление и перестройки XVI-XVIII вв.


3. Кладбище и часовни

Одна из статуй, когда-то стояла на кладбище

При кафедре с самого ее начала находилось кладбище. Правдоподобно, что он возник примерно года, когда был освящен же кафедру, так у непосвященных землю не хоронили. Кладбище занимал территории почти всей современной площади Кафедральной и был обнесен стеной.

Напротив нынешней захристии (со стороны площади Рынок) были ворота для проезда колесниц называемая "Королевской". Пеше заходили несколькими ступенями. Уровень тогдашнего кладбища был значительно ниже современного - о его уровне в 70-х гг XVIII в. можно судить, заглянув через решетку, которыми обнесен углубление круг кафедры.

Также калитки были со стороны современной площади Ивана Подковы и напротив главного входа. У последней также стояли палатки мясников, в которых порой даже забивали скот. Лотки г. был разобран и перенесен по Краковскую ворота.


4. Пристроенные часовни

Промежутки между контрфорсами нав и презбитерия изначально использовались для строительства часовен - семья усыпальниц зажиточных мещан и львовских патрициев. Захоронение делались в их подземельях. Уже года при кафедре упоминается часовня свв. Петра и Павла. Многие пристроен и в последующие годы. Это в частности часовни Святых Даров (), Журавновского (), Бучацких ( , перестроена , а затем - архиепископом Яном Соликовского ), святого Станислава (), Раецкая (), Струмило (), Кушнирская (), братства нищих (), часовни епископов Томаша Пиравського () и Яна Замойского (). Вход в часовен был организован по-разному: одни имели только входное отверстие, другие отгораживались дверью или кованой решеткой. Для их устройства обычно пробивались стены и перемуровувались контрфорсы, очень ослабило конструкцию. К тому же разновременные часовни были разными по размерам и не представляли собой единого стилевого ансамбля. В 1760-х годах архиепископом Иеронимом Вацлавом Сераковский инициировано коренную перестройку кафедры, во время которой часть часовен было перестроено, а некоторые вообще снесен. С пристроенных часовен сохранилось восемь.

Бичевание Христа

Часовня Бичевание Христа (Кампианов)

Находится при северной нави , первая от входа. Редко фигурирует в литературе под своей настоящей названием-посвящением. Более известна как часовня Кампианов - усыпальница семьи львовских чиновников и бургомистров. Построена в стиле ренессанса в течение - годов на месте древней часовни Струмило, стоявшей здесь от года. Ордерный каркас фасада с рустованным цоколем вероятно выполнил архитектор Павел Римлянин . Рельефы "Положение во гроб", "Воскресение Христа", "Христос огородник" между пилястрами фасада приписывают Генриху Горсту , а фигуры евангелистов выполнили вероятно Ян Пфистер и Севастьян Чешек . Около года проведен ремонт, инициированный Бартоломеем Зиморович . Тогда в интерьере появились новые скульптурные надгробия, в частности портретные бюсты авторства Войцеха Капиноса младшего . При перестроек, инициированных архиепископом Вацлавом Сераковский, был изменен вход в часовню, перестроен своды, которое года расписано Станиславом Строинским . Реставрирована под руководством Владислава Садловского течение - лет. Следующая реставрация состоялась года. В часовне кроме Кампианов похоронены представители родственных с ними семей Гросваерив и Острогурських.

Подробнее в статье Часовня Кампианов
Святого Антония

При северной нефе, вторая от входа. Образована в объеме бывшего передсинку бокового входа. Снаружи на фасаде сохранился заложенный готический портал бывшего входа. года в часовне установлены новые витражи. Здесь установлен памятник Анджею Алоизия Анквичу (перенесена года из часовни Распятого Христа). В - годах проведена комплексная реставрация. С улицы к фасаду приставлена ​​скульптурная группа "Гроб Господень".

Святых Даров

При северной нефе, третья от входа. Званый также часовней Вишневецких или Святейшего Сакрамента. На этом месте от года находилась часовня Бучацких , перестроена архиепископом Яном Дмитрием Соликовского в . В - годах Вишневецкими построена новая часовня. установлено богатый пизньобароковий алтарь неизвестного автора. Скульптуры алтаря выполнил вероятно Томас Гуттер или Христиан Сейнер . Росписи купола приписываются Станиславу Строинский (примерно перед ). В течение - лет произведен ремонт. встановлно установлен мраморный памятник архиепископу Франциску Вежхлейському (скульптор Тадеуш Баронч) . От года идет реставрация.

При входе в древней часовне Бучацких находился известный во Львове алебастровый ренессансный алтарь Шольц-Вольфович (Святой Троицы). Изготовлен предположительно скульптором Яном Зарембой в мастерской Германа ван ГАТТ . Изначально находился при стене северной нефа, позже перенесенный у входа в часовню Бучацких. Во время перестройки храма архиепископом Сераковский, алтарь был продан в костела святого Николая , где находится до сих пор. Является одним из самых ценных и немногочисленных памятников львовской ренессансной скульптуры.

Святого Казимира

Имеет вход с презбитерия. Построена во второй половине XVIII в. на месте часовни святого Станислава. Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. При переоформлении презбитерия течение - лет установлен новый неоготический белокаменный портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск с Перемышля . К года отреставрировано полихромию. В течение - лет входной портал отреставрирован.

Святого Иосифа

Древнее посвящение - Всех святых. Примыкает к презбитерия, имеет вход оттуда же. Построена на месте часовни епископов Яна Замойского и Томаша Пиравського. Существуют сведения об украшении древней часовни Замойского тремя вероятно алебастровыми алтарями святых Войцеха и Станислава, Святого Казимира и святого Яна Канты. Сохранились лишь статуи архиепископов Яна Тарновского и Яна Замойского, фигурки ангелов с надгробия последнего (скульптор Ян Пфистер). Часовня Пиравського содержала алтарь и надгробие с эпитафией, фрагменты которых сохранились и находятся в нынешней часовни, стоящей на этом месте. Один фрагмент из темно-красного мрамора изображает сюжет "Уверование святого Фомы" ( , скульптор Себастьян Чешек). Второй, также мраморный, содержит фигура Пиравського и латинская надпись на светлой мраморной вставке.

Около года здесь установлен отреставрированный ренессансный алтарь, найденный реставратором Мечиславом Потоцким в подземельях. Он находился в подвалах костела со времен масштабной реконструкции архипископом Вацлавом Сераковский. По крайней мере часть алтаря выполнена году львовским скульптором Яном Бялим . Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. года в часовне установлены новые витражи. В промежутке между - годы установлено неоготический портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск из Перемышля. В течение - лет белокаменный входной портал отреставрирован. В ноябре года в часовне установлен памятник генералу Юзефу Дверницкий . Изначально изготовлен из известняка скульптором Парисом Филиппи и 15 мая года установлен в львовском костеле св.Архангела Михаила оо кармелитов , в советское время демонтирован и сильно разорен. Перед установкой в ​​кафедре памятник отреставрирован польским специалистом, доктором Янушем смазать. Вторым этажом нынешней сооружения являются личные покои архиепископа.

Христа Милосердного

При южной нави, первая от входа. Известна также как "Часовня нищих" и "Дзядивська". В арке входа помещены эпитафии каноника Петра Милевского и его отца, перенесенные из разобранной часовни Милевских кафедрального кладбища. Автором эпитафий вероятно был скульптор Александр Прохенкович . Перестроена в стиле сецессии течение - годов по проекту Владислава Садловского . Мраморный алтарь выполнила фирма Людвика Тировича , барельефы - Томаш Дикас и Алоиз Бунши. Витраж изготовлен по проекту Люны Дрекслер, росписи в супрапортах - художники Станислав Дембицкий и Валериан Крицинський.

Собор Успения Девы Марии (Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии, укр. Архикатедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії, польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny) - католический собор во Львове (Украина). Кафедральный собор Львовского архидиоцеза, единственный храм Украины имеющий почётный статус «малой базилики». Памятник архитектуры. Единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика. Здесь 1 апреля 1656 года польский король Ян II Казимир Ваза дал львовские обеты. 25 июня 2001 года храм посетил папа римский Иоанн Павел II. Адрес - Кафедральная площадь, д. 1.

История сооружения и реставрации

Латинский кафедральный собор был основан на месте православной Успенской церкви, перенесенной на Русскую улицу. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра. В 1760-1778 годах велись реставрационные работы проведенные по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм. В 1772 году в знак протеста против оккупации Галиции Австрией львовяне замуровали парадный готический вход собора. В 1892-1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик (архитектор М. Ковальчук, профессоры В. Садловский и Т. Обминский). В 1910 году на стене собора установили мемориальную доску в честь 500-летия битвы под Грюнвальдом, где объединённые войска славянских народов нанесли поражение Тевтонскому ордену. В 1941 году доску уничтожили гитлеровцы.

Архитектура

Собор выполнен из камня, трёхнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множество часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.

На площади вокруг римокатолического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов, а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней - запрещены. Остался ряд часовен XVI, XVII и XVIII веков, которые были пристроены к основному объёму Латинского собора: часовня Милевских, так же называемая…