Классный час "уроки благотворительности". Классный час на тему "благотворительность" Классный час благотворительность меценатство добрые поступки

Классный час

Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Во все времена школа решает социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога, на мой взгляд, должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности. Школа помогает обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут наши дети.

Классные часы как одна из форм учебно-воспитательной деятельности классного руководителя и подготовка к ним помогают развивать кругозор учащихся, повышают их интерес к окружающему миру, развивают разговорные навыки и индивидуальную креативность учащихся, заставляют их не только изучать проблему, но и анализировать сложившуюся ситуацию.

Привлекая детей во внеклассную работу, каждый учитель реализует три основные цели:

практическую - предложенный материал должен быть доступен для

понимания и исполнителей и слушателей;

образовательную - необходимо предлагать информацию познавательного

характера, расширять кругозор учащихся и их

представление о проблеме

воспитательную - учитель создаёт условия для проявления

индивидуальных чувств и способностей ребят

Цель данного внеклассного мероприятия (Урок благотворительности) – воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности .

Конечно, речь идет о развитии общей эмоциональ­ности школьников. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы и реализованы нами, учителями, для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.

Целесообразно проводить такого рода мероприятия для классов одной параллели. Обычно подготовительная работа требует высокой организованности не только детей, но и самого преподавателя. С учётом загруженности учащихся, подготовку классного часа необходимо проводить за 1 – 2 недели до его проведения. Прежде всего, советую составить организационный план с указанием сроков проведения предварительных собеседований с классным активом, которые помогают классному руководителю собрать необходимую информацию по предполагаемой теме разговора на классном часе.

Сначала это монопроект , т.е. ученик получает индивидуальное задание поискового характера. Классный руководитель определяет сроки отчётности о выполнении задания. Результат монопроекта – это собранный материал по определённой теме. В данном случае я поручила ребятам собрать информацию по следующим направлениям:

1. Факты из истории появления и развития меценатства в России.

2. Современные примеры благотворительности среди «звёзд».

3. Фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная

возможность нашего класса включиться в их программу или

одновременную акцию.

4. Помощь школе и микрорайону

Надеюсь, что предложенная разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим пособием молодым специалистам.

Желаю творческих идей и успехов в этом направлении своей работы.

Подготовка к классному часу

1. Сообщение ребятам о тематике классного часа.

2. Утвердить актив класса (количество детей) по подготовке мероприятия.

3. Распределить обязанности творческой группы актива.

Собрать материал по тематике классного часа для создания презентации;

а) факты из истории появления и развития меценатства в России.

б) современные примеры благотворительности среди «звёзд».

в) фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная возможность

нашего класса включиться в их программу или одновременную акцию.

г) помощь школе и микрорайону

Назначить учащихся, отвечающих за техническое обеспечение

мероприятия, т.е. установка мультимедийного проектора, экрана,

демонстрация презентации, фотографирование выступающих для отчёта

о проведенном мероприятии на сайт школы;

Написать объявление в «Классный уголок» о времени и месте проведения

«Урока благотворительности»

4. Определить дату предварительного собеседования по результатам

проделанной работы. Просмотреть материал.

5. Создать презентацию для визуального сопровождения подачи информации

6. Поручить родительскому совету закупить постеры, демонстрирующие

тематику классного часа «Урок благотворительности» и пригласить

представителя Благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

Ход мероприятия

(по три ведущих стоят с обеих сторон экрана)

Учитель:

Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино… Это не отменяет задачу вырастить человека - это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с «младых ногтей», т.е. с раннего возраста. Сейчас. (слайд №1)

Ученик 1.

Очень здорово, что большинство из нас, задумывается над тем, кого бы порадовать, выходит за пределы ближнего круга и обращает свое внимание и на тех, кому по-настоящему его недостает. Список «очень нуждающихся людей в нашей помощи» известен каждому, вот только жаль, что чаще всего , наши благие порывы не всегда реализуются.

Ученик 2.

Кому же и почему предпочитают помогать?

Больным детям, например. Потому что, когда болеет ребенок, у нас возникает ощущение высшей несправедливости. У детей, по всем жизненным законам, впереди должно быть гораздо больше, чем позади, и их беда усугубляется и их невинностью. Когда удается спасти тяжело больного ребенка, это не просто помощь ему, конкретному, это победа над смертью вообще. Именно поэтому на лечение детей собираются, часто «всем миром», такие фантастические и, на первый взгляд, абсолютно неподъемные суммы.

Ученик 3.

(слайд №2)

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга. Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить . Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

Ученик 4. (слайд №3)

Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет, как это делали многие меценаты России, имена которых история будет помнить во все времена.

Ученик 5. (слайд №4)

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.
Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство», «золотой век» которого пришелся на вторую половину XIX-XX веков, когда на историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Ученик 6. (слайд №5)

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев, которого Н.Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо», основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Ученик 1. (слайд №6)

Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный гражданин Москвы». Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

Ученик 2. (слайд №7)

Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.


Ученик 3. (слайды №8 и №9)

Что же такое «русское меценатство»? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Ученик 4.

Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов , связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.

Ученик 5. (слайд №10)

А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» сравнительно молодой. Он создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

Ученик 6. (слайд №11)

Каждый из нас тоже может помочь нуждающимся детям, приобретая сувениры или значки этого благотворительного фонда. Мы тоже можем подарить детям праздник! Все средства, полученные от их продажи, направляются Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» на реализацию программы .

(Представитель фонда в конце классного часа занимается продажей значков.)

Ученик 1. (слайды №12 и №13)

А знаешь ли ты, что Чулан Хаматова и Дина Корзун активно занимаются благотворительностью. С 2005 года они вместе проводят акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса.12 июня популярная актриса Ч. Хаматова привезла детям, лечащимся в областной клинике игрушки, а потом отправилась на одну из площадок, где отмечался День Города. Со сцены она попросила публику поддержать благотворительную акцию по сбору денег на дорогостоящие препараты и реабилитацию для маленьких онкологических больных. За полчаса жители Тамбова опустили в «жертвенные ящики» больше 17 тысяч рублей.

Ученик 2. (слайд №14)

А знаешь ли ты, что в нашей школе есть много ребят из социально-незащищённых семей, что в нашем микрорайоне есть многодетные семьи? А в детском саду рядом со школой все дети любят играть разными игрушками? А знаешь ли ты, что школьная библиотека всегда рада семейным подаркам – книгам, которые вы уже прочитали и что в каждом кабинете английского языка принимают учебники, по которым вы закончили обучение?

Ученик 3. (слайд №15)

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим? Задумайтесь об этом. А придя домой, поговорите об этом со своими друзьями, братьями и сётрами, родителями, бабушками и дедушками.

Ученик 4. (слайд №16)

Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.

Ученик 5.

Одна улыбка начинает дружбу,
Один хлопок веселит нашу душу.
Одна звезда ведет корабль в море,
Одно лишь слово может покорить другого.

Ученик 6.

Один луч света озаряет дом,
Одна свеча прогоняет сумрак.
Один лишь смех побеждает грусть,
Один лишь шаг начинает путь.

Ученик 1.

Одна надежда поднимает дух,
Одно прикосновение может выразить заботу.
Один голос может сиять мудрость,
Одно сердце может знать природу,
Одна жизнь может все изменить,

Все вместе

Ты свободен и вправе выбирать, как жить!”

Звучит песенка мамонтёнка «Пусть мама услышит, пусть мама придет,
»

муз. В.Шаинский
сл. Д. Непомнящий

По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!",- я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.


На, на, на, на, на, на, на, на, нааа...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети

Использованная литература и статьи

для обсуждения форм благотворительности и беседы с классом о возможностях каждого помочь нуждающимся.

    Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

    Журнал «Моя Москва»

    Татьяна Тульчинска «Все вместе»

    Ключевский В.О. Добрые люди. М.: Издание Ступина, 1915.С.5.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

    Коллекции и коллекционеры. Я познаю мир. М.: Астрель, С.212.

Домашний адрес : 127 204 г. Москва, Челобитьевское ш. 14, к.1, кв.53

Домашний телефон: 8 499 761 00 81

Мобильный телефон: 8 903 576 03 54

Адрес электронной почты:

Тип и версия операционной системы: Windows

Полное название работы:

Классный час. Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Реферат:

Материалы созданы на основе статей из журналов и Интернета. Разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим мини-пособием молодым специалистам.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие. Воспитание нравственности. Уроки благотворительности.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Благотворительность и милосердие»

Проведен в 3 «Б» классе

Классный руководитель Травкина Н.В.

г. Старый Оскол

2013 год

Тема Благотворительность и милосердие.

Цели: пробуждать интерес к духовным корням российской цивилизации;

воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания;

развивать коммуникативные навыки учащихся.

Средства обучения : мультимедиапроектор, диск со слайдами, доска, стенд с плакатами и рисунками, музыкальный диск.

Сей добро,

Посыпай добром,

Жни добро,

Оделяй добром.

    Актуализация знаний.

Знакомство со словарем и фактами из истории

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Словарь С.И.Ожегова)

Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С.И.Ожегова)

Меценат – богатый покровитель наук и искусств. (Словарь С.И.Ожегова)

Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам

    Поэтическая страница

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

Иеромонах Роман.

Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

Что такое духовный хлеб?

III. Самоопределение к деятельности

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал ?» (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.)

Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.

IV. Презентация.

Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей – Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки.

Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских.

V. Работа в группах.

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2 . Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

5 . Выберите семь особенностей, которые должны быть в человеке, совершающем благотворительность:

Быть верным слову и делу.

Иметь уважение к покупателям и партнёрам.

Заниматься благотворительностью.

Стремиться только к накоплению богатства.

Уметь рисковать с умом.

Работать с выгодой только для себя.

Хорошо знать свой товар.

Уметь обмануть или польстить конкуренту.

Иметь острый и дальновидный ум.

Иметь расторопность.

VI. Диалог с учителем.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

(Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам и т.д.)

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

(Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев)

А ваши родители занимались благотворительностью?

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на втором этаже. - - Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

VII .Подведение итогов.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

VIII. Рефлексия.

- Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

X . Домашнее задание.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Исполнение песни «Дорогою добра»

Литература:

    И. А. Кузьмин. Истоковедение. М. 2010

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4

Методическая разработка

классного часа

« Деньги в России: благотворительность и коррупция»

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Благотворители - бескорыстные и великодушные людьми, неравнодушными к чужим страданиям. Во всём мире благотворительные фонды поддерживают тяжело больных и неимущих, на деньги благотворителей строятся больницы, учебные заведения и исследовательские центры. Благодаря самоотверженному труду благотворителей этот мир становится лучше и добрее. Благотворителями и меценатами всегда гордилась Россия. По счастью, и сейчас есть в нашей стране люди, готовые жертвовать свои деньги на благие дела, на помощь нуждающимся. Однако в современной России ни одно доброе дело не обходится без этого самого «НО». И это «НО» - коррупция, о которой мы часто слышим из средств телевидения и СМИ. И поскольку и то и другое понятие связано с деньгами, следует разобраться в каждом.

В связи с этим актуальность темы классного часа «Деньги в России: благотворительность и коррупция» является очевидной и не вызывает сомнений.

Цель классного часа

Задачи мероприятия:

Образовательные задачи:

–получение знаний о деньгах и их свойствах;

– получение знаний о понятии коррупция и ее истоках;

Получение знаний о понятии благотворительность;

– рассмотрение деятельности десяти крупнейших благотворительных фондов России.

Дидактические задачи:

–создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала обучающихся, а также памяти и речемыслительной деятельности;

– расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные задачи:

–воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;

–воспитание взаимовыручки, ответственности за себя и членов команды;

–воспитание чувства толерантности, умения уважать мнение других.

Для достижения целей в ходе классного часа используются интерактивный, словесный метод и метод проблемной ситуации. Классный час проводится в форме групповой и индивидуальной работы.

Место проведения: учебный класс.

Участники мероприятия: обучающиеся группы №3 специальность «Парикмахерское искусство».

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Программное обеспечение: программы «MicrosoftOfficePowerPoint», «MicrosoftOfficeWord».

Целесообразность использования медиапродукта:

Наглядность;

Оперативность;

Повышение мотивации к процессу обучения.

Использованная литература :

1. История становления благотворительности. Научная бибилиотека. – Режим доступа: www.f-mx.ru 2. Дети в Интернете: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detionline.com/mts/exhibition. 3. Десять крупнейших благотворительных фондов в России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ria.ru

План классного часа:

1. Организационный этап.

2. Вводное слово преподавателя. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

3. Основная часть. Изучение нового материала.

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

5. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Подведение итогов классного часа.

7.Рефлексия.

Ход классного часа:

1. Организационный этап.

На данном этапе преподаватель настраивает обучающихся на совместную работу. Педагог знакомит ребят с правилами работы в группах.

Обучающиеся получают раздаточный материал.

2. Вводное слово педагога. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Добрый день! В рамках сегодняшнего классного часа вы будете работать индивидуально и в группах.

Тема классного часа: «Деньги в России: благотворительность и коррупция». Прошу вас озвучит цель классного часа.

Итак, цель сегодняшнего внеклассного мероприятия – формирование и уточнение знаний о понятиях благотворительность и коррупция, истоки развития и современные направления.

Ребята, перед тем как говорить о таких понятиях, как благотворительность и коррупция – ответьте на вопрос, какое определение связывает два этих понятия?

Ребята, постарайтесь дать определение термину деньги.

Обучающиеся дают свое определение термину, затем педагог высвечивает слайд с верным определением и просит одного из обучающихся прочитать его.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Для чего необходимы деньги и какие функции денег вы знаете?

Деньги выполняют следующие пять функций.

1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство.

2. Функция денег как средства обращения.

При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги.

3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.

4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги.

5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.

С деньгами и их функциями мы разобрались. Теперь обратимся к изучению понятий благотворительность и коррупция.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир, вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами».

На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся. Таким образом, развитие и укрепление получила церковно-монастырская система благотворительности. И в тоже время из традиций княжеского нищелюбия, как формы княжьего права, постепенно формируется государственная система защиты нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 г. Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

1682 г., в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже десять.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 г. митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

Частная благотворительность особенно широко развивается во второй половине XIX в. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительные цели, приходилось на частные пожертвования. Первоначально основными жертвователями и меценатами были представители аристократических родов. Так, князь Д.М. Голицын финансировал строительство в Москве больницы, граф Н.П. Шереметев на свои средства построил Странноприимный дом. К концу XIX в. социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Благотворительность стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 г. была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Анализируя историю развития благотворительности, можно сделать вывод о том, что как общественное явление она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. Мы проследили, как происходили изменения форм благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие благотворительности в современном обществе.

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия благотворительность?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Благотворительность - оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Скажите ребята, участвовали ли вы в каких-либо благотворительных акциях или проектах?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Достаточно часто в газетах и журналах, по радио и телевидению мы слышим о благотворительных фондах и проектах. Какие крупнейшие благотворительные фонды вам известны и чем они занимаются?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Десять крупнейших благотворительных фондов России.

Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт" основан российским предпринимателем Алишером Усмановым в 2005 году. Фонд специализируетсяна помощи больным детям, поддержке спортивных организаций, а также театров и музеев. В этом году на реализацию различных проектов фонд потратил около 13,75 миллиардов рублей. Источники финансирования - личные средства Усманова, а также деньги, выделяемые подконтрольными ему компаниями.

Благотворительный фонд "Система" создан в 2003 году для благотворительной деятельности одноименной корпорации и подконтрольных ей компаний. К основными сферами деятельности фонда относятся наука, культура и искусство, спорт и социальное развитие. Ежегодно фонд тратит около трех миллиардов рублей на поддержку более чем 50 проектов. Средства в фонд поступают от коммерческих организаций, а также от физических лиц.

Российский фонд помощи (Русфонд) создан в 1996 году издательским домом "Коммерсантъ" для поддержки нуждающихся в помощи читателей газеты "Коммерсантъ". Основатель и руководитель Русфонда - журналист Лев Амбиндер. За первую половину этого года фонду удалось собрать почти 607 миллионов рублей, за прошлый год - более 1,7 миллиарда. Русфонд специализируется на помощи тяжелобольным детям, содействию развития гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. Источники финансирования - частные лица и организации.

Фонд "Вольное дело" основан российским предпринимателем Олегом Дерипаской в 1998 году. Фонд занимается поддержкой проектов в сфере науки, образования, культуры, территориального развития, здравоохранения и защиты животных. В 2014 году на проекты фонда было выделено более 441,7 миллиона рублей. По данным журнала "Эксперт", фонд финансируется из личных средств Олега Дерипаски и отчислений группы компаний "Базовый элемент".

Благотворительный фонд Михаила Прохорова , ставший первой в России благотворительной организацией с региональной стратегией работы, учрежден бизнесменом Михаилом Прохоровым в 2004 году. Основная цель - системная поддержка культуры в российских регионах. За 10 лет работы бюджет фонда превысил два миллиарда рублей. Точной информации по источникам финансирования нет.

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко учрежден в 2010 году. Основная деятельность фонда - реализация программ: "Старшее поколение", "Семья и дети", "Спорт", "Культура". За первые три года работы бюджет фонда составил 330, 2 миллиона долларов. Основной источник финансирования фонда - личные средства Семьи Тимченко

Фонд "Подари жизнь" основан в 2006 году актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Сфера деятельности фонда - помощь больным детям. За 2015 год фонд собрал более 326 миллионов рублей. Источники финансирования - российские, международные и иностранные организации, частные лица в России и за рубежом, а также "лица без гражданства".

Благотворительный детский фонд "Виктория" основан в 2004 году президентом корпорации "Уралсиб" Николаем Цветковым. Фонд специализируется на помощи детям, оставшимся без попечения родителям и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Расходы на благотворительные программы в 2013 году составили более 184 миллиона рублей. Более свежих данных нет. Источниками финансирования, также по данным на 2013 год являются личные средства Николая Цветкова, доходы от целевого капитала, фандрайзинг, средства банка "Уралсиб".

Благотворительный фонд Владимира Потанина основан предпринимателем Владимиром Потаниным в 1999 году. Сфера деятельности фонда - культура и образование. Бюджет фонда составляет более 300 миллионов рублей в год. Финансирование фонда осуществляется лично Владимиром Потаниным.

Благотворительный фонд "Линия жизни" создан в 2004 году. Сфера деятельности - помощь тяжелобольным детям, а также формирование культуры благотворительности в обществе. Всего фондом на проведением операций больным детям было собрано более 1,7 миллиарда рублей. Источники финансирования - средства, выделяемые физическими лицами, пожертвования российских и иностранных компаний.

Теперь обратимся к рассмотрению отрицательного явления – коррупции.

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»). Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.

При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных (ведь на тот момент воровали уже все госслужащие вплоть до генерал-прокурора Ягужинского), Петр так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II.

Екатерина понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре.

Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас... манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. И усердно из него черпали.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму.

Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний.

А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне.

Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество,- написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,- в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия коррупции?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Корру́пция - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды…

Хочется вспомнить слова Д.А.Медведева: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной».

У вас на столах лежит раздаточный материал. Давайте изучим некоторые положения Конвенции ООН против коррупции.

Коррупция - глобальная проблема, охватившая весь мир, волнует всех с верху до низу. Не зря, международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря в день открытия подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции.

В течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года.

Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Коррупция дошла до самых низших слоев общество. Даже "дно общества" решает свои проблемы денежным способом. Неужели это путь для выживания чиновника и опустившегося бомжа? Кто виноват во всем этом попустительстве?

Самое страшное придется на нынешнее поколение, которое под покровительством родителей. Оно в основном повторяет взрослых. А когда-то повзрослеет.... Не все же смогут решать проблемы свои с помощью денег. Сегодня, пока не поздно, надо воздействовать на сознание ребенка, помочь сделать выбор в своих поступках, понять: в мире есть еще что-то прекрасное, доброе, вечное. Это взаимовыручка, дружба, милосердие.

1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию. Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен.

Теперь я прошу вас разделиться на две команды и выполнить задания.

Педагог делит обучающихся на две команды и объясняет задание, которую нужно выполнить. На доске высвечиваются проблемные ситуации, на которые обучающиеся каждой команды предлагают свои пути решения, исходя из сведений, полученных в течении занятия.

Команда 1 – «Предложите свои способы борьбы с коррупцией»

Команда 2 – «У вас есть возможность открыть благотворительный фонд. Какой сфере или области он будет посвящен и кому может оказать свою помощь?»

Обучающиеся готовятся к выступлению, а затем представляют свой проект.

Следует отметить, что деньги – это неотъемлемая часть жизни человека, а значит такие понятия как коррупция и благотворительность будут тесно связаны с деньгами.

Ребята, назовите, пожалуйста, цель сегодняшнего классного часа? Была ли достигнута цель? Благодарю всех за работу. До новых встреч.

Классный час для учащихся 3 классов

Возраст участников (9-10 лет)

Дети и родители организуют в городе приюты для бездомных животных.

Урок благотворительности.

Цели:

1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности.

2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность».

3. Познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе.

4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование кабинета:

1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;

2. портреты благотворителей;

3. пословицы и поговорки;

4. отдельные карточки с различными качествами людей

Ход урока:

    Организационный момент. Сообщение темы.

Ребята,как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»

Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.

Учитель читает стихотворение

Добро – это ты и я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

На уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.

2. Основная часть.

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)

Кому же и почему предпочитают помогать? (ответы детей)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Можно ли человека заставить быть добрым?

Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

Худо тому, кто добра не делал никому.

За добрые дела добром платят.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).

А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)

Рассказ учителя

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат , который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.

(Демонстрация фотографий с пояснением)

Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)

Павел Михайлович Третьяков

Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.

Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза

Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.

Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим?

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.

Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)

Методические комментарии.

Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.

МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.

Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)

«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)

Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь , а не помощь один раз по настроению.

Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

3. Рефлексия учащихся

Что нового узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Кто такие меценаты, что такое благотворительность?

Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?

Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.

А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Исполнение песни детьми

Информационные источники

1. VI Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции.

Изд-во “Искусство”, 1986 г.

2. Международный конкурс «Уроки благотворительности»: материалы методических разработок уроков благотворительности.- Самара: Артель, 2012

МБОУ СОШ № 3 , г.Рассказово

Учитель начальных классов

Классный час

«Дорогою добра»

Цели и задачи:

формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе;

расширять кругозор, пополнять словарный запас обучающихся.
Оборудование : плакат "цветок доброты"; толковый словарь Ожегова; запись песни Ю. Энтина и М.Минкова "Дорога добра» ; музыкальный центр.

Ход мероприятия:
Учитель:

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.

И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!

О каком качестве пойдёт речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Доброта... Добро... Что же это такое? Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова:

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.

Это человеческое качество высоко ценилось во все времена и вырабатывалось в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Вот несколько высказываний о доброте выдающихся людей. (Зачитывают ученики)
"Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид." (Драматург В.Розов).

"Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта". (Мигель Сервантес)
"Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других".(Лев Толстой)
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".(Жан Жак Руссо)
Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

(Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске, учащиеся объясняют их смысл.)

Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Доброе слово - половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Почему-то в наше время люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Ученик: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Поэт А. Чепуров

Учитель: А как много слов образовано от слова добро!

На плакате изображён "цветок доброты", на его лепестках написаны слова, дети читают их и объясняют значение.(добропорядочный, доброжелательный, добросовестный, добросердечный, добродушный, добродетельный, добронравный)

Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей, не завидовать, не вредничать, не грубить и т.д.)
- Где и как вы проявляете доброту? Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно? (Ответы детей )
Ученик : Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: "Нехорошо".
Сказал, и знай себе пошёл.
Второй взглянул, потом вздохнул,
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
Учитель: - Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит пословица: " Кто добр поистине, добро творит в молчании".
- Добрый человек помогает не только людям, он помогает всем, кто его окружает: птицам, животным, растениям. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2 . Когда старушка - соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков?

А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Многие писатели в своём творчестве обращаются к теме добра, доброты.

Кто из них более счастлив, почему? Докажите.

Какие слова вы подберёте, чтобы описать солнце? Можно ли назвать его добрым?

Вы говорили, что если человек добр и щедро делится с другими, как солнце в сказке, то он часто больше приобретает, чем теряет. Поэтому издавна богатые люди занимались благотворительностью. Давайте снова заглянем в словарь.

Благотворительность – оказание материальной помощи бедным из милости.
Важной и неотъемлемой частью деятельности купечества является благотворительность. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения - все это было привычной статьей расходов российских купцов.

Распространенным явлением было строительство зданий на средства одного купца или всех прихожан. Например, строительство Троицкого кафедрального собора, которое длилось более полувека. В описи жертвователей на строительство и восстановление собора входило большинство томских купцов: Ф.С. Толкачев, П.В. Михайлов, Д.И.Тецков, Н.Е. Филимонов, А.М. Серебренников, Н.И. Верещагин и многие другие. Но и среди них выделяется по размерам своего пожертвования на собор З.М. Цибульский. Его пожертвование составило 150000 рублей.

Другим поводом для благотворительности томских купцов были нужды народного образования, забота о сиротах и детях бедных родителей. Купцы дарили школам и училищам деньги, строительные материалы, здания, книги. Крупным жертвователем на нужды образования был И.А. Еренев. Он построил в Заозерском предместье, где у него были кожевенные заводы, два училища и был в них почетным блюстителем, то есть брал все расходы на себя.

Большое влияние на общественную жизнь и развитие просвещения оказала деятельность купца Петра Ивановича Макушина, который вместе со своим компаньоном купцом В.В. Михайловым открыли первый в Сибири книжный магазин 19 февраля 1873 года – в годовщину отмены крепостного права в России. Впоследствии П.И. Макушин начал торговать не только книгами, но и канцелярскими товарами, в 1880 г. открылся музыкальный магазин, клиентами торгового дома стали практически все школы и гимназии Томской губернии. Макушин занимался изданием “Сибирской газеты” В отличие от “Томских губернских ведомостей”, “Сибирская газета” печатала новости Сибири и Томска, аналитические, публицистические статьи, очерки, фельетоны. Иногда в материалах содержалась критика в адрес томских властей, что стало причиной закрытия газеты в 1888 г. Когда газета стала выходить вновь, но уже под новым названием “Сибирская жизнь”, она была интересна томичам не один десяток лет.

Благоустройство городов и здравоохранение – еще одна сфера благотворительных начинаний. На частные и общественные средства строились больницы, устраивались парки и сады, мостились улицы, сооружались мосты. В Томске известен своей благотворительность золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев. С 1844 года он содержал томский приют. Став миллионером, Асташев возводит в Томске один из первых каменных домов, до сих пор являющийся достопримечательностью Томска (это здание Краеведческого музея).

Купец Евграф Иванович Королев известен тем, что построил первое в Томске каменное здание театра на Московском тракте, а также помогал в строительстве ряда томских церквей, открыл и содержал на свои средства детский приют, регулярно жертвовал деньги на школьное образование. Благотворительная деятельность купца была отмечена государственными наградами. Когда в 1900 г. Е.И.Королев скончался, один перечень его деяний на благо города занял целую газетную колонку.

Еще одно крупное пожертвование на нужды города сделал С.С. Валгусов. Он получил разрешение на возведение в Томске здания бесплатной библиотеки. Пожертвования С.С. Валгусова было в одном ряду с пожертвованиями других сибирских купцов, которые, не имея возможности сами получить хорошее образование, ценили и любили книжное дело, старались шире распространять знания, стимулировать написание новых книг.

Не прошли томские купцы и мимо созданного в Томске в конце 19 века «Общества содействия физическому развитию». В Петуховском саду общество устраивало зимой каток, летом площадки для игр детей и взрослых, был нанят инструктор для игр г.Филиппиус, в саду были проложены дорожки для велосипедистов, а на реке устраивались купальни со школой для плавания. Обществом проводились и другие мероприятия, связанные с большими расходами, часть которых получали через пожертвования томских купцов.

Довольно часто в Томске и других городах Сибири возникали пожары, были наводнения и другие стихийные бедствия. Население оставалось без крова над головой и без необходимого имущества, и купцы помогали людям встать на ноги своими пожертвованиями. Например, 25 апреля 1882 года в Томске вспыхнул пожар, и в Заозерье выгорело три квартала домов. На следующий день, 26 апреля, пожар возник в центральной части города, на Песках. Первыми на бедствие откликнулись братья Королевы, которые представили в управу 500 рублей для раздачи беднейшим жителям города, пострадавшим от пожара, и еще они пожертвовали 150 рублей на наем лошади с бочкой для подвоза воды на пожар. В дальнейшем круг жертвователей на помощь пострадавшим от этого пожара расширился, а суммы пожертвований во много раз увеличились.

Наконец, не чужды были сибиряки и патриотических пожертвований. В годы двух самых тяжелых для России войн 19 века (Отечественной 1812 года и Крымской 1853-1855 гг.) в Сибири проходили сборы средств на борьбу с вражеским нашествием.

Списки жертвователей и пожертвований можно еще долго расширять, и среди них обнаружатся довольно редкие и оригинальные инициативы. Так, купец А. Кухтерин в 1892 году снарядил за свой счет экспедицию профессора Томского университета С.И. Залесского с целью исследования целебных свойств Карачинского озера в Каинском уезде, а в следующем году экспедицию того же профессора финансировал Е. Королев.

Трогательна была забота городской думы об известных своей благотворительностью купцах. По постановлению думы их портреты вывешивались в здании городской думы, в общественном банке, в устроенных ими учебных заведениях, их именами назывались учебные заведения, улицы города.


Ученик: Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле.

В наши дни в Томске, так же, как и в других городах, существуют различные фонды, которые поддерживают традиции благотворительности. Фонд Алёны Петровой, например, за 2011 год собрал более 10 млн. рублей, которые будут направлены на покупку медикаментов, средств гигиены, игрушек, канцтоваров для больных детей; организацию праздников и акций; оборудование, ремонт и содержание Реабилитационного центра,а также для помощи всем нуждающимся детям. В ноябре в нашей области под патронажем губернатора Виктора Кресса прошла Декада благотворительности. В рамках Декады благотворительности были проведены концерты для ветеранов “Подари улыбку”, акции “От семьи к семье” по сбору вещей для малообеспеченных семей и организованы рейды оказания помощи одиноким и пожилым людям. В Северске прошла акция “Помоги малышам” по сбору игрушек для детей, от которых отказались родители. Здесь же дан был старт акции “Солдатский Новый год” по сбору новогодних подарков для солдат. Во всех школах области прошли тематические открытые уроки, общегородские линейки, конкурсы рисунков, сочинений, плакатов о добре и милосердии. Кроме того, были выпущены специальные номера газет и радиопередач, проведены спортивные игры, фестивали национальных культур и организованы выставки в школьных библиотеках.

А закончить наш разговор мне хочется замечательной песней Ю. Энтина и М.Минкова

"Дорога добра". (дети поют песню)
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо...
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!


Литература:

  1. "Мастерская учителя",авторы Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, Москва "Вако",2008.
  2. Справочник классного руководителя, автор Н.И.Дереклеева. Москва "Вако" ,2009
  3. Использована информация из сети Интернет:

Приложения:

  1. Джанни Родари «Солнце и туча»

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по прежнему весело катило по небу, и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

2. Стихи и песни, которые можно использовать при проведении классного часа.

"Доброта"(слова Н. Тулуповой, музыка И.Лученок).


Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит.
Радуются взрослые и дети.

Л.Татьяничева
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!