Как ухаживать за художественными кистями. Кисти, виды и формы

Этот пост для тех, кто только начинает рисовать или только хочет начать. Хорошо ухаживать за своими инструментами нужно и полезно. Цены уже не те, что были при Советском Союзе. Теперь даже самая вшивая вещь стоит кучу денег. Поэтому так важно следить за своим инструментом.

Кисть — это, пожалуй, самый распространенный предмет среди художников. После работы маслом, кисть нужно хорошо вытереть(перед этим можно смочить в скипидаре или другом растворителе, с которым вы работаете), чтобы большая часть краски осталась на тряпке, затем желательно ее промыть под горячей водой с мылом. Так делал я. Это нужно для того, чтобы засохшая краска не превратила обычную кисть в очень твердую кисть. Если это случилось, то нужно воспользоваться растворителем и «размять» кисть.

С кистью для акварели все проще. Хорошо промыть под водой. Можно с мылом. И ни в коем случае не оставлять в стакане. Иначе кисть примет неправильную форму и ее можно выкидывать:) Если не мыть кисть, то грязь и пигмент окажут разрушающее воздействие на волоски кисти. Кисточка будет лезть и станет хуже рисовать.

Также вода размягчает деревянное основание кисти, она начинает шататься, и удовольствия от рисования меньше.

Кстати, хочу сказать пару слов в пользу искусственной щетины для« масляных» кистей. Во первых, искусственные кисти дешевле натуральных, а во вторых, в деле тоже очень неплохи. Сейчас для рисования маслом я использую кисти с искусственной щетиной. У меня их 5. Очень удобно. Каждая кисть отвечает за свою группу цветов. Они мягкие, так как жесткие кисти мне не нравятся в принципе.

Кисть - это продолжение руки художника. То, как выглядит кисть и в каком состоянии она находится, во многом говорит о самом художнике.

За кистью нужно следить и правильно её хранить! Ведь от её качества напрямую зависит будущее произведение. Чтобы ваши художественные кисти служили вам долго и хорошо, просто соблюдайте элементарные правила по их уходу и хранению.

5 способов продлить "жизнь" вашим кистям

1. Содержите кисти в чистоте. Разумеется, никогда не позволяйте краске засохнуть на кисточках. Несмотря на то что возникает соблазн оставить их как есть - не ленитесь, тщательно промывайте кисти после работы. Всегда после работы кисти нужно мыть!

Однако если вы собираетесь продолжить работу на следующий день, можно щетинные кисти можно хранить в воде, предварительно очистив их от краски. Но помните, что долго хранить кисти в воде не стоит, потому что художественные кисти могут потерять свои свойства. По крайней мере, это из личного опыта.

Встречаются советы хранить кисти в подсолнечном масле. Этот способ тоже имеет место быть, но, наверное, проще вымыть кисть:)

Если кисти использовались для масляной живописи, то сначала кисть нужно отжать при помощи небольшого куска ткани (можно и бумаги), затем промыть в растворителе. Удобнее, конечно, использовать ткань, так как она лучше впитывает растворитель и краску. Можно вымыть теплой чистой или мыльной водой, и вытереть насухо. Обязательно вытирайте кисть насухо.

Будет еще лучше, если кончик кисточки обернуть бумагу, и оставить сохнуть в ней. Опыт многих художников показал, что так кисти могут служить годами, потому что обернутый в бумагу кончик кисточки не распушается и сохраняет свою изначальную форму.

Важно! Следите, чтобы погруженная в растворитель кисть не контактировала с дном емкости, иначе её форма деформируется.

Если же вы работаете акварелью, достаточно просто вымыть кисти в чистой воде. Вымытую кисть тоже лучше завернуть сохнуть в бумагу или газету. Главное хранить кисти горизонтально или щетиной вниз - это не позволит воде попадать под металлическую часть и разрушать её.

2. Используйте кисти только по назначению. Если используется , используйте ее только для масла, акварель - значит акварель. Смешивание типов красок может привести к затвердеванию кисти и полной ее порчи.

Еще один важный момент: если рисуете акриловыми красками, то во всегда кладите кисть в емкость с водой, пока работаете другой кистью. Акрил быстро сохнет, а высохший кусок краски практически невозможно удалить без порчи кисти.

3. Храните сухие кисти в стакане или банке щетиной вверх. Не забывайте об этом! Можно хранить кисти и в подвешенном состоянии, главное - щетиной вниз.

4. Промывайте ваши кисти раз в месяц с мылом. Старайтесь выдавливать все остатки краски у основания ворса. И кстати, никогда не мойте кисточки ацетоном , иначе волос начнет сечься. Проще использовать уайт-спирит.

Но тут есть подводный камень: уайт-спирит, при попадании под металлическую часть, может размягчить связующее вещество, удерживающий пучок ворса. Во избежании этого можно промывать кисть теплой водой с мылом.

5 . Кисти из натурального ворса храните в плотно закрывающейся упаковке со средствами от моли. В упаковку можно положить специальную таблетку от моли, хотя вполне сойдут сухие корочки с апельсинов, лаванда или пахучий кедр.

Если ваша кисть потеряла свою форму

Если ваша кисть потеряла свою форму, её можно попробовать восстановить двумя способами:

  1. Подержать её 2-3 минуты в горячей воде (80-90 градусов по Цельсию);
  2. Намылить ворс мылом, выровнять его и отложить сохнуть. Через пару часов ворс следует промыть водой.

Берегите кисти, содержите их в чистоте и сухом месте. Помните, что не все кисти могут подолгу находиться в воде.

Одна и та же кисть может служить годами.

Кисти и уход за ними

Чтобы кисти служили вам как можно дольше, достаточно соблюдать совсем необременительные правила ухода за ними.

Кисти могут различаться по форме в зависимости от их назначения, но все они состоят из трёх основных частей: волосяной пучок, металлический капсюль и ручка. Волос может быть натуральным или синтетическим. Металлический капсюль обычно делается из никелированной или позолоченной латуни, которая не ржавеет. Ручка из лакированного или крашенного дерева бывает длинной или короткой, плоской или круглой.

Типы кистей.

Куньи кисти: самые дорогие и ценные. Они имеют очень эластичный волос из хвоста сибирской куницы. Пригодны для акварели и росписи по шёлку.

Беличьи кисти : из хвоста русской или канадской белки. Набирают много краски и часто используются для росписи по керамике.

Хорьковые кисти: из меха русского, полярного или китайского хорька. Они особенно эластичны, рекомендуются для живописи маслом.

Барсучьи кисти: применяются главным образом для реставрации. Эти кисти хороши для работы умеренно жидкими красками.

Щетинные кисти: из хребтовой щетины свиней или кабанов. Крепкие и эластичные, годятся для живописи маслом и для росписи различных поделок.

Синтетические кисти : появились в 1960-е годы. Современные синтетические кисти не уступают по качеству хорошей кисти из натурального волоса. Краску распределяют равномерно, мазок получается отличный. Годятся для любой живописной техники и для любой поверхности. Легко чистятся и при этом не портятся.

Уход и чистка.

Даже самая дорогая кисть может легко испортиться, если её не чистить сразу после использования. Никогда не оставляйте кисть в воде таким образом, чтобы кончик касался дна сосуда. Используйте специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной в сосуде с водой, например, :

Если вы используете акриловые краски, пигменты или акварель, обильно споласкивайте кисти водой и протирайте о брусок натурального мыла, двигая кисть по направлению волоса. Особенно часто очищайте край капсюля, где обычно накапливается краска, иначе со временем кисть потеряет свою форму.

Вытрите кисть полотенцем или салфеткой и придайте её волосу, слегка сжимая, первоначальную форму пальцами. Затем храните кисть в вертикальном положении волосом вверх до следующего использования.

Чтобы устранить остатки масляной краски, очищайте кисть тканью, пропитанной специальным разбавителем, а затем промывайте водой и мылом, пока пена не станет чистой, без следов краски. Затем протрите их, как было указано выше.

Никогда не оставляйте мокрые кисти кончиками вверх, потому что вода может проникнуть под капсюль и деревянная ручка разбухнет от влаги. Сушите кисти, проводя ими по ткани или салфетке. Держите их вдали от источника тепла. Когда кисть высохнет, поставьте её так, чтобы щетина не опиралась на поверхность.

Проблемы и решения.

- После долгого использования щетина может потерять первоначальную форму.

Можно устранить ножничками погнувшиеся или торчащие щетинки и таким образом восстановить первоначальную форму щетины. Очень важно, как уже говорилось, соблюдать правила хранения кисти. Если кисть храниться с закрытой колпачком щетиной, то нужно следить, чтобы щетина оставалась раздельной, а не склеивалась, когда мы надеваем на кисть узкий колпачок. Нельзя ставить кисть в подставку щетиной вниз, сушить её лучше на весу, надёжно закрепив (тут нам опять очень пригодится специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной, как подставка-держатель для кистей итальянского производителя Stamperia - см выше). Только на высохшие кисти можно надевать колпачок и убирать в футляр, где они будут храниться горизонтально. Искривлённую щетину невозможно выпрямить, такую кисть придётся заменить.

- Прежде, чем начать использовать новую кисть, нужно размягчить щетину.

Если кисть большая, мы советуем положить её в воду на несколько часов, чтобы размягчить щетину. Тогда щетина не будет ломаться при первом же использовании, приклеиваясь к работе. Если вам кажется, что вы приобрели некачественную кисть, потому что после первого использования выпало много щетинок, не беспокойтесь, эту проблему можно решить, предварительно замочив кисть. Помните, что при замачивании кисть всегда нужно держать на весу. Мы уже упоминали, что для этого существуют специальные приспособления (см. выше). Профессиональные художники-оформители, чтобы избежать выпадения щетинок, кладут кисти в воду на всю ночь перед началом работы.

- При перевозке необходимо защищать щетину.

Для перевозки мы советуем использовать специальный футляр, в котором щетина не деформируется. Если щетина погнётся, её невозможно будет выпрямить. Поэтому футляр с отделениями, где каждая кисть надёжно закреплена, - это лучший способ предохранить кисти от порчи.

Любой профессиональный художник скажет, что для создания настоящего шедевра очень важно тщательно выбирать не только краски, но и холст, и даже рабочее место с правильным освещением, ну а уж основной инструмент для работы – кисти – выбирать нужно особенно старательно.

Многочисленное разнообразие кистей, которое можно наблюдать на современном рынке, вызвано не только разницей в доступности сырья для производителей и потребительскими возможностями населения, но еще и разнообразием техник и красок, которые каждый человек искусства выбирает по собственному вкусу. Каждый сам для себя решает, какие кисти для акриловых красок лучше, однако, есть и такие кисточки, которые вовсе не подходят для рисования акрилом.


Материал

При выборе кисти для любого вида красок важно, чтобы инструмент хорошо лежал в руке художника, будучи как бы ее продолжением, и в то же время отличался определенной прочностью, что спасет его при длительном или неаккуратном использовании. Для большей долговечности советуют выбирать те кисточки, что оснащены цельной металлической обоймой – у таковой отсутствуют шансы на то, что она со временем разогнется.

Если материал ручки зависит только от удобства самого художника, то материал волосяного пучка критически важен для получения ожидаемого результата. В частности, большинство мастеров в целом отдают предпочтение кистям из натурального волоса, однако, при работе с красками на основе акрила их не используют. Дело в том, что полимерная часть красителя, очень быстро застывая у основания волосяного пучка, в кратчайшие сроки приводит изделие в негодность, из-за чего рисовать им становится невозможно.

Возможным решением проблемы могло бы стать постоянное нахождение волосяного пучка в воде, однако, и такие условия являются разрушительными для натурального волоса.


Большинство специалистов сходится на том, что начинающим художникам, работающим с акрилом , нужны, в первую очередь, синтетические кисти , в частности, нейлоновые. Они намного меньше поддаются вредному влиянию акрила, который, застывая, заставляет отдельные волоски терять эластичность, но и с ними нужно работать аккуратно, в частности, обязательно тщательно мыть после каждого сеанса рисования.

При правильном уходе такой инструмент может послужить своему владельцу достаточно долго, но профессионалами он все же не считается универсальным средством для рисования. Для расширения количества художественных техник, используемых для росписи, чаще всего применяют кисти на основе натуральной щетины.


Почему нейлон?

Хотя в арсенале художника, давно и плодотворно рисующего акрилом, наверняка найдутся кисти и из других материалов, новичкам практически всегда советуют сначала использовать именно нейлон. Есть смысл разобраться в том, почему именно этот материал, а не какой-либо другой:

  • Высокая эластичность и упругость. Следует отметить, что нейлоновые кисти обычно считаются усредненным вариантом между жесткими и мягкими кисточками, поэтому расцениваются как универсальные и такие, что хорошо подходят для любых начинающих художников, а не только для тех, что рисуют акриловыми красками.



  • Благодаря таким свойствам волосяной пучок оставляет четкие и плавные мазки на холсте, при этом материал довольно хорошо выдерживает многократное сгибание и не ломается, что очень уместно в случае, когда его владелец все еще не определился с оптимальной силой нажатия.

Отмечается, что кистями такого типа в принципе рисовать намного проще, хоть они и не оставляют большого пространства для художественного маневра.




  • Высокая устойчивость к воздействию воды . Специфика защиты волосяной части кисточки от вредоносного воздействия быстро застывающего акрила заключается в активном использовании воды, а синтетические материалы, в отличие от натурального волоса, намного лучше переносят постоянное пребывание под водой. Поскольку без регулярного ополаскивания волосяной пучок быстро придет в негодность, способность пребывать в воде длительное время является ключевой для инструментов для работы с акрилом.


  • Легкость обслуживания. Каким бы оптимизированным под использование акрила ни был нейлон, все же и к нему полимерная часть краски пристает, однако, и здесь синтетическая кисточка обладает явным преимуществом, а именно: гладкостью своих щетинок. У натурального волоса щетинки обладают определенной шероховатостью, из-за чего очистить их от кусочков застывшего акрила оказывается довольно сложно. В случае с нейлоном акрил может застывать, но происходит это на поверхности щетинок без надежного сцепления с ними, так что достаточно просто хорошо промыть инструмент, чтобы он снова был пригодным для работы.



Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.



  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.



  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.


Желательно при работе использовать кисти следующих двух типов: щетину и синтетику. Синтетика делиться на жесткую и мягкую; мягкая значительно лучше колонка т.к. имеет больший срок службы. Плоская же синтетика самых разных размеров от самого крупного до самого маленького.

Круглую синтетику необходимо использовать небольших размеров, она применяется для создания мягких переходов, при моделировки тела. Все это относиться и к щетинным кистям. Она необходима при работе «по сухому» и «впротир», при корпусном письме и тд.

Так же используют и веерную кисть. Ею объединяют и выглаживают красочный слой.

Необходимо помнить, что срок службы кистей зависит в основном от того как за ними ухаживают.

Инструменты необходимые для ухода.

При работе для вытирания кистей необходима чистая тряпка и для промывки промывочная банка. Промывка необходима в тот момент когда берете другой цвет, а вытирание уже не помогает. Состав промывочного раствора готовиться так: в равных частях смешиваются скипидар и уайт спирит. Состав смеси обусловлен тем, что при работе используется «тройник» в котором применяются даммарный лак и льняное масло. Масло растворяет уайт-спирит, а лак скипидар.

После завершения работы необходимо:

    Тщательно тряпкой вытереть кисть

    В промывочной банке промыть кисть

    Опять тряпкой вытереть кисть

    Заканчивать уход необходимо промывкой кисти в теплой воде с серым обыкновенным хозяйственным мылом

Тонкие кисти, для придания остроконечной формы, необходимо «замылить», от этого кисти дольше сохраняются.

Прежде чем начать работу промойте кисти в промывочной банке. Если же вы работали с лаками не поленитесь сразу же промыть кисти в промывочной банке и водой с мылом.

Если кисти засохли, т.к. не были во время вымыты, то положите на время их в промывочную банку, так что бы волосы кисти не касались дна. Как только кисть отмокнет, как всегда промойте водой с мылом. Как вы понимаете, что для кистей засыхание крайне не желательно, это сказывается на их долговечности. Мойте кисти каждый раз когда ими работаете.

Хотя промывочные банки есть в продаже, их можно изготовить и самому. Возьмите 1л стеклянную закручивающуюся банку, консервную банку меньшего размера, разрежьте ее пополам и вставьте ее так, что бы рифленая часть находилась вверху. Проделайте в рифленой части отверстия для того, что бы краска лучше осаждалась на дно банки. Что бы исключить испарения промывочной жидкости, плотно закручивайте банку после работы. Промывочную жидкость можно использовать неоднократно. Дайте отстоятся составу, слейте светлую часть, а нижнюю с краской вылейте. Промойте банку теплой водой с хозяйственным мылом, залейте светлую часть и пользуйтесь дальше.