Кафедральный собор святого яна в варшаве. Дубно. Фарный костел Святого Яна Непомука Стоимость входных билетов

Один из интересных и незабываемых памятников Варшавы – собор Святого Яна, входит в число объектов, которые стоит посетить каждому гостю польской столицы. Пожалуй, его многие считаю главный храм города.

Любопытные факты о соборе Святого Яна

Собор Святого Яна в Варшаве воздвигнут на месте деревянной часовни в XIV веке в жанре кирпичной готики. Он был построен как место для коронации и похорон князей. Изначально культовое строение было обычной церковью, но со временем оно приобретало все большее значение. К XVI веку собор Святого Яна становится самой важной церковью страны.

В XVII веке готический храм меняется в духе того времени на стиль барокко. Собор Варшавы становится одним из самых богатых польских культовых зданий. А это стало возможным потому, что при оформлении интерьера, использованные уникальные произведения, подаренные королями и знатью. К примеру, алтарь украсила картина «Мадонна со Святыми Иоаном Крестителем и Станиславом» художника Джакомо Пальмы. В XVII столетии базилика связана коридором с Королевским замком.

Собор Варшавы – свидетель многих событий, подобных коронации короля Станислава Августа Понятовского в 1764 году. Здесь похоронены деятели польской культуры и истории – Стефан Вышинский (архиепископ), Габриэль Нарутович (первый президент Польши), мазовецкие князья, Генрик Сенкевич (писатель) и еще многие другие. Особое значение имеет факт, что именно здесь в мае 1791 года принята первая европейская Конституция.

Базилика значительно пострадала уже в 1939 году от налетов, а в 1944 она стала ареной боевых действий – немецкие танки дважды врывались в здание. После восстания ее вновь взорвали, разрушив 90% построек. На стене вновь выстроенного храма можно видеть любопытную деталь – часть гусеницы танка. Это напоминание о том, что пришлось претерпеть культовому зданию в годы войны.

После войны оригинальная форма варшавского храма была восстановлена, оставили и прежнюю высоту крыши и форму фасада. Когда заходишь с людной шумной улицы под своды портала, попадаешь в совершенно иную Варшаву, кажется, что попал в прошлое.в июне 1960 года кардинал Стефан Вышинский освятил реконструированный храм.

Что посмотреть в соборе Святого Яна

Внимание туристов привлекает прекрасная часовня с захватывающим звездчатым потолком, средневековый Святой крест, необыкновенная фигура Христа с натуральными волосами (ее подарил Юрга Боричко) и интересная мраморная скульптура над гробницей Малаховского (работа Торвальдсена). В конце XX века в храм перенесли прах Станислава Понятовського – последнего польского короля.

Сегодня варшавский собор Святого Яна является международным центром для продвижения духовной органной музыки, здесь проходят фестивали и концерты. Часто в храме проводят и свадебные церемонии. Принято считать, что заключенный здесь брак благословляет сам Иоанн Креститель.

Кафедральный собор Святого Яна (пол. Archikatedra Św. Jana Chrzciciela) считается одной из главных достопримечательностей Варшавы. Это главный католический храм Варшавы и Варшавской архиепархии. Он расположен на Свентояньской улице, в Старом городе рядом с Королевским замком, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Костел служит местом захоронения ряда выдающихся деятелей польской истории и культуры. В стенах этого храма короновали польских монархов, ратифицировали Конституцию страны и похоронили последнего из польских королей, Станислава Августа Понятовского. Здесь похоронены первый президент Польши Габриэль Нарутович, писатель Генрих Сенкевич, мазовецкие князья, художник Марчелло Бачиарелли, архиепископ Варшавы Стефан Вышинский и многое другие знаменитые личности.


Кафедральный собор Святого Яна был возведен на рубеже XIII-XIV вв. и является старейшим храмом Варшавы. В XIII в. на месте нынешнего собора стояла деревянная часовня, построенная князьями Мазовии из династии Пястов. В 1339 г. в ее стенах состоялся судебный процесс против Тевтонского ордена, по приговору которого орден обязали вернуть Польше захваченные земли и выплатить денежную компенсацию.


В 1390 году на месте часовни по инициативе князя Януша I Старшего был построен кирпичный готический храм, ставший главной приходской церковью Варшавы и местом коронаций и захоронений князей Мазовецких. В 1406 г. по указу Папы Римского Бонифация IX храм стал соборной церковью. В XVI в. храм пострадал от сильного урагана и был перестроен в стиле барокко.


В XVII в. собор служил для коронации и был соединен с Королевским замком специальным коридором. В этот же период интерьеры собора были оформлены в стиле барокко, а алтарь - украшен картиной «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Станиславом» кисти Джакомо Пальмы-младшего. После возвращения независимости Польши собор приобрел статус Национального пантеона.


Храм был свидетелем многих важных исторических событий. В 1705 г. в нем состоялась коронация Станислава Лещинского, в 1764 г. Станислава Августа Понятовского. В 1798 г. храм был возведен в сан Собора, а в 1817 г. стал Кафедральным собором.


В 1944 г. вместе с историческим центром города Кафедральный собор Святого Яна был разрушен в ходе подавления Варшавского восстания. После войны восстановлен в первоначальном виде. К его главным достопримечательностям относятся часовня Боричко со звездчатым потолком и чудотворный Святой крест XVI в. из Нюрнберга с уникальным распятием. Посещение храма включено в этот экскурсионный тур в Польшу.

Костел Св. Яна – готическая церковь, расположенная в Гданьске. Один из наиболее важных памятников в городе.

Первое упоминание о небольшой деревянной часовне Святого Николая относится к 1358 году. В 1360 году началось строительство новой трехнефной церкви на месте прежней. Работы были завершены в начале 15 века, однако строителями было оставлено место для башни, которую планировалось построить в будущем. В 1415 году был создан новый алтарь. В 1456 году епископ Джон Макартур разделил город на шесть приходов, костел Св. Яна стал приходским. В 1465 году костел Святого Яна получил звёздные своды. В 1543 году колокольня была уничтожена пожаром.

В 15 и 16 веках меценаты профинансировали строительство в общей сложности 13 алтарей в церкви. В 1612 году был построен самый красивый каменный алтарь работы Абрахама ван дер Блока, сохранившийся по сей день.

Во время Второй мировой войны костел сгорел. В послевоенные годы костел Св. Яна не был включен в список зданий, нуждающихся в плановой реконструкции. Большая часть сохранившихся вещей была передана в церковь Святой Марии в Гданьске. Реконструкция фасадов церкви началась в конце 1960-х годов, внутри костел оставался в разрушенном состоянии.

В 1991 году церковь была передана католической епархии, после чего здесь стали проводиться воскресные и праздничные службы. В 1996 году началась основательная реконструкция церкви: ремонт и укрепление внешних стен, внутренние работы, а также археологические раскопки. В декабре 2012 года из церкви Святой Марии вернулись на свои места эпитафии в стиле барокко Лоуренса Фабрициуса, Иоханна Хутзинга и Ультриха Кантзлера.

Церковь святого Яна Непомуцкого – не только храм и место паломничества. Это легенда о святом, в честь которого она была возведена, зашифрованная и воплощенная в камне, плод амбиций аббата Вацлава Веймлува и гения архитектора Яна Блажея Сантини.

Неподалеку от города Ждяр-над-Сазавой (Žďár nad Sázavou) на поросшей лесом Зеленой горе расположена Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого (Poutní kostel Svatého Jana Nepomuckého na Zelené hoře), которая входит в число наиболее оригинальных церковных христианских сооружений.

История храма

Первый камень заложили в 1719 году, а в 1722 костел торжественно освятили в честь святого Яна Непомуцкого. Строительство финансировал цистерцианский монастырь (во главе с аббатом Вацлавом Веймлувом), который находился в городе Ждяр-над-Сазавой. Это самое известное творение архитектора Яна Блажея Сантини Айхла. Церковь строилась специально для почитания святого Яна Непомуцкого, что и определило оригинальность ее архитектуры.

Посмотрите моё видео

Дело в том, что, согласно легенде, когда мученик Ян Непомуцкий был утоплен, над его телом возникла корона из пяти звезд. Поэтому-то во внутренней отделке церкви присутствуют звезды. Шестиконечные – символ Христа (Вифлеемские звезды), пятиконечные – напоминание о Яне Непомуцком, восьмиконечные – один из символов цистерцианского ордена. Но есть другая версия, что шестиконечные звезды – это дань увлечения Веймлувы и Сантини каббалой.

Архитектура и интерьер

Архитектурное решение костела, посвященного Яну Непомуцкому, необычно: церковь в стиле барочной готики имеет форму пятиконечной звезды. Цифра пять использована в этом костеле повсюду: у костела – пять выходов, алтарь имеет пять ниш, в центре – два раза по пять капелл.

Главный алтарь украшают пять ангелов и пять звезд на Земном шаре, олицетворяющих пять континентов, на которых распространялось христианство. Святой изображен стоящем на Земном шаре. Над его головой видны три маленьких ангела: один держит в руке ключ, а второй – печать, символ молчания святого.

На боковых алтарях изображены святые апостолы-евангелисты: Иоанн изображен с орлом, Лука с быком, Марк со львом и Матфей с книгой. Окружает костел Святого Яна Непомуцкого кладбище, которое также выполнено в форме десятиконечной звезды.

В 1994 году Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зеленой Горе вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы церкви

Апрель, октябрь: СБ-ВС 09:00-17:00;
май – сентябрь: ПН-ВС и праздники 09:00-17:00.

Вход в церковь св. Яна Непомуцкого возможен только с гидом. Длительность тура 45 мин.

Стоимость входных билетов

Взрослый – 110 крон;
со скидкой (дети 6-18 лет, студенты, пенсионеры) – 60 крон.

Как добраться

До Паломнического костёла Св. Яна Непомуцкого на Зелёной горе можно доехать от вокзала на автобусе 1А, 1В, 1С, 2А, 5, 6, остановка Bezručova, u pily. Затем надо пройти метров 500 до поворота направо на ул. Sychrova и по ней подняться к костёлу. По дороге перед вами откроются прекрасные виды на город и Конвентский пруд, близлежащий лес и Ждярский замок.

Моя оценка места: 5

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Костёл Святы́х Иоа́ннов - костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в Вильнюсе , памятник архитектуры виленского барокко , входящий в ансамбль Вильнюсского университета . Выстроен в 1738-1749 годах по проекту И. К. Глаубица на средства Т. Ф. Огинского .

Располагается на скрещении улиц Пилес (Замковая, в советское время - улица Горького) и Швянто Йоно (Святого Иоанна, в советское время - Сруоги), главным фасадом выходит на университетский Большой двор (прежнее название - двор Скарги). Официальный адрес: улица Швянто Йоно, 12 (Šv. Jono g. 12 ).

Костёл и колокольня (входящие в комплекс зданий Вильнюсского университета) включены в Регистр культурных ценностей Литовской Республики (код храма 26848, колокольни - 26849), охраняются государством как объекты национального значения .

История

Главный алтарь

Строительство костёла было начато в 1387 году по распоряжению Ягайлы сразу же после крещения Литвы (по другой версии, ещё до крещения в 1386 году ). Предположительно деревянный костёл был возведён на старой рыночной площади в центре тогдашнего города, по-видимому, на месте прежнего языческого святилища . Предполагается, что вскоре был выстроен каменный собор, освящённый в 1427 году . Готический храм в три нефа неоднократно ремонтировался и перестраивался. В нынешнем храме сохранились отдельные элементы готики.

Капелла Святой Анны

Фрагмент алтаря и статуя Григория Великого

Наибольшим изменениям здание подверглось при восстановлении после пожара 1737 года . По проекту Иоганна Кристофа Глаубица были выведены новые своды, установлены органные хоры , сооружён большой алтарь , декорирован главный фасад , фронтон пресвитерия . Благодаря этой реконструкции костёл стал выдающимся произведением архитектуры и искусства барокко .

Изредка устраиваются концерты и регулярно происходят торжественные церемонии имматрикуляции студентов, вручения дипломов бакалавров и магистров, окончания учебного года, другие университетские торжества. 5 сентября 1993 года в костёле состоялась встреча интеллигенции с папой римским Иоанном Павлом II .

В костёле проходят прощания с покойными, имевшими выдающиеся заслуги в области науки и искусства, например, с журналистом, писателем, историком литературы Йонасом Булотой в июне 2004 года , писательницей Бируте Пукялявичюте - 24 сентября 2007 года , певцом, актёром и телеведущим Витаутасом Кярнагисом 16 марта 2008 года .

Фасад

Главный фасад

Главный западный фасад обращён к университетскому Большому двору (прежнее название - двор Скарги). Его относят к наиболее оригинальным произведениям архитектуры позднего барокко. Архитектор Глаубиц , не нарушая общего готического характера, облёк фасад в барочную оболочку. Барочные черты приданы прежним дверным и оконным проёмам. Основу композиции главного фасада составляет гармоничный ритм горизонтальных и вертикальных элементов при усложнении форм снизу вверх.

Главный фасад членится на четыре части широкими волнистыми линиями сложного профиля. Портал центрального входа украшают две небольшие колонны, поддерживающие декоративный балкон . Нижний сравнительно скромный ярус скупо украшен рустом ; на нём выделяется пышный портал и установленные позднее таблицы в память второго ректора иезуитской коллегии Якуба Вуека и первого ректора виленской иезуитской академии и университета Петра Скарги .

Центральный портал

Северный фасад

Отделка второго яруса фасада пышнее. В глубокие ниши помещены три высоких узких окна. Четыре группы пилястр и декоративных колонн в простенках продолжают ризалиты нижнего яруса. Две из них продолжаются в третьем, более узком и низком ярусе, соединённым крупными волютами , что придаёт фасаду стройность и устремлённость ввысь. Между колоннами третьего яруса установлены скульптурные фигуры Иоанна Крестителя , евангелиста Иоанна , святого Игнатия и святого Ксаверия скульптора Яна Геделя. В центре третьего яруса расположена ниша, по боком - характерные улиткообразные волюты. В верхней части фасада также помещена ниша. Украшают верхний ярус барельефы , скульптурные детали, ажурный крест и ажурные вазы из кованого металла. Два верхних яруса образуют динамический контур пластичных форм.

Аналогичным образом решён относящийся к тому же периоду барочный фронтон (фацита) восточного фасада костёла, который наилучшим образом обозревается со скрещения улиц Пилес и Шв. Йоно (в советское время Горького и Сруогос). Как и главный фасад, он украшен обильными колоннами, пилястрами, изломанными карнизами , скульптурами, картушами и произведениями металлической пластики. Волнистые плоскости стен и поставленные под углом колонны и пилястры придают фронтону ещё большую динамику. Боковые фасады отчасти сохранили готические формы и конструкции.

На внешней стене пресвитерия с улицы Замковой (ныне Пилес) вмурована большая мраморная памятная таблица семейства Хрептовичей, украшенная в стиле рококо (). Над ней прежде находилось распятие с позолоченной фигурой Спасителя. На восточном фасаде костёла была большая фреска с изображением сцен эпидемии чумы года, закрашенная в XIX веке .

Интерьер

Центральный неф и алтарь

В интерьере сохранилась торжественность готического храма, усугублённая барочной пышностью. Алтарь костёла образует ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, у которых располагаются другие алтари. Главный алтарь сооружён на средства маршалка Альберта Войцеха Радзивилла. У колонн установлены скульптуры Иоанна Златоуста , папы римского Григория Великого , святого Ансельма и святого Августина . Главный алтарь соединён с алтарями святого Игнатия и святого Ксаверия . За этой группой у южной стены на высоком располагается алтарь Марии Лоретской, окружённый декоративной изгородью кованого железа с воротами. В боковых северном и южном нефах располагаются полукругом, повторяющим форму апсиды , ещё шесть алтарей, - святого Иосафата , святого Казимира , Христа Распятого и святых Петра и Павла, святого Николая и скорбящей Божией Матери. Ансамбль считается шедевром искусства, не имеющим аналогов в мире .

Капелла Огинских

Ещё тринадцать барочных алтарей XVIII века находились у пилонов , поддерживающих своды. Они были разрушены во время реконструкции интерьера в двадцатых годах XIX века . Вместо алтарей на консолях в 1826 году были установлены скульптуры святых с алтарей, разрушенных при реконструкции (по другим сомнительным сведениям, статуи перенесёны из прежних костёлов Святого Казимира , Святого Игнатия и францисканского костёла, конфискованных российскими властями . 18 гипсовых фигур установлены по две у каждой колонны в центральном нефе, обращены одна к входу, другая внутрь храма. Из них 12 изображают различных святых Иоаннов - Иоанна Непомука , Иоанна Дамаскина , Иоанна Крестителя , Иоанна Златоуста , Иоанна Климака , Иоанна Капистрана и других, а также святого Бонавентуру , Игнатия Лойолу , Станислава Костки и других. Статуи относятся ко второй половине XVIII века . .

Своды центрального нефа были расписаны фресками, закрашенными при реконструкции 1820-х годов. В костёле сохранилось семь боковых капелл разного объёма, форм и стилей, украшением которых служат скульптуры, фрески, алтари, колонны и пилястры. Из них наибольший интерес представляет капелла Тела Господня, иначе капелла-мавзолей магнатов Огинских , сооружённая в 1768 году . Её портал выполнен в стиле классицизма . В капеллу Святой Анны ведёт изящный портал в стиле рококо .

Механику Брунеру было поручено демонтировать орган и организовать его доставку в Вильну; отправленный в Полоцк в июне 1835 года , он там умер. После этого доставкой органа, которая потребовала дополнительных расходов (до 1000 рублей серебром) и связанных с ними переговоров, занимался органный мастер Антоний Гуринович. Орган был доставлен в феврале 1836 года в 84 ящиках и весил 1264 пуда (20,25 т). С августа 1837 года до октября 1839 года монтажом и восстановлением повреждённых деталей занимались органные мастера Теодор Тидеманн и его сыновья Теодор и Франц Тидеманн, за что им было заплачено 3000 рублей серебром. У отреставрированного органа было 40 голосов, или регистров, и 2438 труб. Прежний орган Медико-хирургическая академия в декабре 1839 года безвозмездно передала в часовню Виленского благотворительного общества .

Восстановленный после многолетних трудов к июлю 2000 года нынешний орган на 65 голосов и с 3600 трубами - самый большой в Литве. На органных хорах установлен бюст композитора Станислава Монюшко , который в -1858 годах жил в Вильне и несколько лет был органистом костёла (годовое жалованье составляло 100 рублей серебром).

Колокольня

Колокольня (ул. Шв. Йоно)

В конце XVI -XVII веках рядом с костёлом была возведена на средства магистрата колокольня с характерным для ренессансных построек ритмичным членением ярусов и расположением проёмов. В нижнем этаже колокольни жил кантор костёла. У колокольни в четыре яруса было три колокола; в пожарах и войнах колокола неоднократно повреждались и уничтожались, взамен отливались новые. Один был подарен Львом Сапегой после пожара года. Во время Первой мировой войны перед вступлением в Вильну германской армии были вывезены все колокола. При реставрации колокольни в - годах был поднят барочный медный колокол известного виленского мастера Яна Деламарса, отлитый в году для костёла Святого Михаила . Высота колокола 58 см, диаметр 92 см.