Антропогенез. движущие силы антропогенеза. Движущие силы (факторы) антропогенеза Какие факторы биологической эволюции вам известны

Вариант 3.

Часть 1.

1. Ученые предполагают, что общими предками человека и человекообразных обезьян могли быть:

а) неандертальцы б) питекантропы в) древесные обезьяны г) австралопитеки.

2 . К биологическим факторам происхождения человека относится:

а) групповое сотрудничество в) изготовление орудий труда

б) борьба за существование г) мышление

3 . Изгибы позвоночника человека связаны с:

а) прямохождением в) трудовой деятельностью

б) формированием грудной клетки г) развитием большого пальца кисти

4 . Развитие в теле людей большого количества сосков называют:

а) ароморфозом б) регенерацией в) атавизмом г) идиоадаптацией

5 . К движущим силам антропогенеза не относится:

а) борьба за существование в) общественный образ жизни

б) наследственная изменчивость г) модификационная изменчивость.

6 . Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности в) формировании пятипалых конечностей

б) наличии коры больших полушарий г) образовании условных рефлексов

7 . К общим чертам строения человека и других млекопитающих относится:

а) вторая сигнальная система в) развитое сознание

б) способность к умозаключению г) наличие грудобрюшной преграды

8 . Какая часть верхней конечности человека наиболее изменилась в ходе эволюции?

а) плечо б) предплечье в) кисть г) лопатка

9 . Генами определяется:

а) способность к речи в) словарный состав русского языка

б) конкретный язык, на котором заговорит ребёнок г) диалекты


10 . О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

а) приспособленность к жизни в разных климатических условиях

б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

в) их расселение по земному шару

г) их способность преобразовывать окружающую среду

11 . Мы не унаследовали от своих предков:

а) инстинкты б) некоторые особенности характера в) условные инстинкты г) цвет глаз

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, как и у человекообразных обезьян:

а) происходит замена молочных зубов на постоянные г) 4 группы крови

б) одна пара сосков д) S – образный изгиб позвоночника

в) прямохождение е) имеется речь

13 . К архантропам (древнейшим людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) синантроп

б) человек умелый г) неандерталец е) кроманьонец

14 . Соотнесите характеристики предков человека с их носителями.

Характеристики: Носители:

а) Изготовление орудий труда 1. Австралопитек

б) Объем мозга 700 – 1200 см³ 2. Питекантроп

в) Массивные челюсти

г) Объем мозга 550 – 650 см³

д) Рост около 160 см, массивный костяк

е) Охота, собирательство

15 . Выстройте представителей приматов в последовательности, соответствующей их появлению на Земле:

а) гоминиды б) человек прямоходящий в) человек разумный г) человек умелый

Часть 3.

16 . Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян?

Тест по теме: «Антропогенез».

Вариант 4.

Часть 1.

Выберите один правильный ответ.

1 . Большинство учёных считают прародиной человека:

а) Европу б) Азию в) Африку г) Австралию

2. К первым современным людям относятся:

а) питекантропы б) синантропы в) кроманьонцы г) неандертальцы

3. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

а) неандертальцев б) кроманьонцев в) австралопитеков г) питекантропов

4 . Из перечисленных факторов антропогенеза выберите относящиеся к социальным:

а) прямохождение в) использование огня

б) естественный отбор г) трудовая деятельность

5 . Развитию речи способствовали:

6 . Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

а) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

б) человек потомок современных человекообразных обезьян

в) человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

г) обезьяны произошли от древних людей

7. Череп человека отличается от черепа обезьян:

а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой

в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой

г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

8 . Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду Человек разумный, является:

б) скрещиваемость и плодовитое потомство г)сходство в строении верхних и нижних конечностей

9 . Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?


а) предохранение от ультрафиолетовых лучей в) усиления обмена веществ

б) приспособление к морскому климату г) улучшении дыхательной функции кожи

10 . Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

а) генотипом и фенотипом в) местом рождения

б) культурными традициями г) всем вышеперечисленным

11 . Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

а) переход от древесного к наземному существованию в) формирование образного позвоночника

б) облегчение челюстного аппарата г) коллективное (стадное) существование

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, в отличии от человекообразных обезьян, есть:

а) забота о потомстве г) 4 группы крови

б) трудовая деятельность д) четырёхкамерное сердце

в) слабые челюсти и наличие подбородочного выступа е) отсутствие сплошных надбровных дуг.

13 . К неантропам (древним людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) кроманьонец

б) человек умелый г) неандерталец е) синантроп

14 . Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками:

а) расширение грудной клетки д) освобождение передних конечностей

б) объем мозга 450 см³ е) вскармливание детёнышей молоком

в) хорошее зрение и слух ж) развитые двигательные отделы головного мозга

г) стадные образ жизни з) позвоночник в форме дуги

15 . Установите соответствие между признаками человекообразных обезьян и человека.

Признаки: Субъекты:

а) 46 хромосом в клетках 1. Человекообразные обезьяны

б) объём мозга 800 см³ 2. Человек

в) развитые надбровные дуги

г) мозговая часть черепа больше лицевой

д) лицевая часть черепа преобладает над мозговой

е) хватательный тип стопы

ж) объем черепа 1200 – 1500 см³

Часть 3.

Сформулируйте развёрнутый ответ.

16 . Согласны ли вы с тем, что биологическая эволюция человека закончилась?

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Движущие силы антропогенеза

Гребенниковой Марины

12- A

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением,способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влияниембиологических и социальных факторов .

Биологические факторы , или движущие силыэволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. Кним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрытаЧ.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно наранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют,например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешнейсреды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы,преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данныхусловиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиесявыносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд,общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов вантропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессепревращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежалаведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способностьизготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишьиспользовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьянаиспользует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических ифизиологических изменений у предков человека, которые называютантропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. Втечение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи снаследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенносформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник,сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижнихконечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука моглавыполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, сталавыполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органомтруда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливатьпримитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе засуществование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членовколлектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общениеспособствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов.Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельнымизвуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразованиеротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течениедлительного времени в результате взаимодействия биологических и социальныхфакторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человекапередаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь имышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому придлительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются оченьплохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Правильный ответ: труд

2. Что в переводе с латинского означает "австралопитек":

а) австралийская обезьяна

б) древнейший человек

Г) древнейшая обезьяна

в) южная обезьяна

Правильный о твет : "южная обезьяна" (комбинация от лат.Australis - южный, и греч.Pithekos - обезьяна)

а) родстве

б) одинаковом уровне организации

В) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

Правильный ответ: (родстве)

4. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор

б) рассудочная деятельность

в) четырехкамерное сердце

г) абстрактное мышление

Правильный ответ: абстрактное мышление.

5. Череп человека отличается от черепа приматов

а) наличием только одной подвижной кости

б) наличием швов между костями мозговой части

В) более развитой мозговой частью

Г) строением костной ткани

Правильный ответ: более развитой мозговой частью.

6 . Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают:

а) прогрессивное развитие мозга

б) заботу о потомстве

в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

Правильный ответ: прогрессивное развитие головного мозга.

7. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков

Б) рамапитеков

В) австралопитеков

Г) неандертальцев

Правильный ответ: у австралопитеков.

8. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции:

Правильный ответ: кисть.

9. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов

в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

Правильный ответ: предохранение от ультрафиолетовых лучей.

10. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста

Б) расчлененность тела на отделы

В) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

Правильный ответ: наличие хвоста

11. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ:

а) питекантроп

б) синантроп

в) неандерталец

г) кроманьонец

Правильный ответ: кроманьонец

12.В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы:

А) сформировался свод

Б) когти превратились в ногти

в) срослись фаланги пальцев

Г) большой палец противопоставлен всем остальным

Правильный ответ: сформировался свод стопы.

13. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

Правильный ответ: третье веко у человека.

14. К движущим силам антропогенеза не относят:

а) борьбу за существование

Б) общественный образ жизни

В) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

Правильный ответ: модификационную (ненаследственную) изменчивость.

15. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек

б) обезьяночеловек

в) человек умелый

г) человек прямоходящий

Правильный ответ: обезьяночеловек.

16. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы

б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди

Г) современные люди

Правильный ответ: кроманьонцы и современные люди

17. Каково значение светлой кожи у европеоидов

а) отталкивание ультрафиолетовых лучей

б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения

Подробное решение параграф § 71 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 10 класс можно найти

1. Какие факторы биологической эволюции вам известны?

Ответ. Факторы эволюции:

1. Наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре клеточного ядра, а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.

2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная – влиянием внешней среды. Факторы эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.

3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.

4. Естественный отбор. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.

5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.

6. Популяционные волны. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.

7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.

8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.

9. Дрейф генов. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.

2. Что является элементарной эволюционной единицей?

Ответ. В настоящее время популяция рассматривается как элементарная единица эволюционного процесса. Популяция - это совокупность особей одного вида, населяющих определенный ареал (территорию) и способных к скрещиванию друг с другом. Это качественно новый уровень жизни.

В популяции существует широкое разнообразие генотипов и фенотипов особей одного вида, на которые оказывает давление естественный отбор в определенных условиях окружающей среды. Скрещивания между популяциями одного вида, разделенными между собой в природе, затруднены, но не исключены. Между популяциями разных видов скрещивания либо исключены, либо не дают способного к размножению половозрелого потомства. Среди особей одной популяции в природе происходит отбор, направленный на самые приспособленные организмы, способные к размножению в меняющихся условиях жизни.

3. Какие виды борьбы за существование вы знаете?

Вопросы после § 71

1. Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?

Ответ. На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека стало прямохождение. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. В связи с этим шел отбор особей, более способных изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов. Отбор способствовал закреплению таких особенностей организации предков человека, как прямохождение, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

2. Какие социальные факторы антропогенеза вам известны?

Ответ. Для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее усиление влияния на эволюцию социальных факторов – трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.

Групповое сотрудничество обеспечивало предкам человека большую безопасность в условиях открытых ландшафтов, возможность охоты на крупных животных, освобождение времени для изготовления более совершенных орудий, воспитания детей, заботы о стариках и т. п.

Совершенствование орудий труда было возможным лишь при условии передачи приемов их изготовления новому поколению. Это способствовало повышению роли людей старшего поколения, имевших опыт охоты, изготовления орудий, знавших съедобные и лекарственные растения, умевших ориентироваться на местности и т. д. В борьбе за существование побеждали те группы древних людей, в которых старики передавали свой опыт молодым. Популяции людей, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их исчезновению.

Коллективная охота, трудовая деятельность, необходимость передачи информации своим соплеменникам требовали использования сложной системы взаимной сигнализации, что способствовало развитию речи.

Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышлению.

3. Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменяется?

Ответ. Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.

Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.

В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.

4. Чем объясняется быстрый рост населения нашей планеты?

Ответ. На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом) . Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост – 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т. е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.

В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.) ; в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.) .

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие качество населения. Это комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, доход, калорийность питания) , социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Ответ. В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.

Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.

Таким образом, эволюция человека продолжается.