Каждый настоящий рыболов обязан иметь в своём арсенале средство для передвижения по воде. А как известно, нет ни одной лодки без якоря. Ни для кого не секрет, что рыбаки - люди экономные и изобретательные, и для них сделать якорь для ПВХ лодки своими руками не составит проблем, особенно, если подготовить чертёж. Так всегда получается надёжно, практично и дёшево.
Существует несколько вариантов создания самодельных якорей для надувного плавсредства. Все они зарекомендовали себя временем и надёжностью. Самым простым и распространённым из них считается способ Курбатова - простая сварная конструкция якоря . Такое устройство обладает компактными размерами небольшой массой и простотой в изготовлении.
Без якоря нормально порыбачить на лодке в камышах или поохотится в плавнях вряд ли получиться. Качественное устройство фиксации положения плавсредства на воде удержит надувную лодку на месте при сильном ветре или подводном течении, благодаря чему человек сможет в полной мере насладиться любимым занятием.
Целесообразность использования таких устройств для ПВХ лодок не вызывает ни малейших сомнений, ведь на сегодняшний день не существует других методов надёжной фиксации надувного плавсредства в неподвижном состоянии на воде. При этом рыбаки рассматривают следующие популярные разновидности якорей:
Хочется подчеркнуть, что каждый из видов таких устройств для удержания лодки в неподвижном положении на воде обладает как своими достоинствами, так и недостатками.
Но самым главным критерием такого механизма, подходящего для надувных ПВХ лодок, считается компактность и незначительные размеры.
Якорь для лодки ПВХ своими руками по способу Курбатова
Как и любые другие работы, сооружение якоря для надувной лодки начинают со сбора всех расходных материалов, чертежей и инструментов. При этом метод Курбатова подразумевает наличие следующих составляющих:
Конструктивно такое изделие состоит из одной лапы и раздвоенного веретена небольших размеров. Такой якорь изготовленый своими руками, для надувной ПВХ лодки отлично удерживает плавсредство 5 метровой длины . При этом для изготовления такой конструкции согласно чертежам существует определённая последовательность действий.
- Стальная проволока сгибается по форме веретена кверху, которого приваривают планку.
- Планки фиксации и шайбы с помощью сварки соединяют со штоком. Это в первую очередь нужно для развёртывания лапы, на дне, благодаря чему она зацепляется за грунт.
- При помощи металлической полосы концы веретена соединяются сваркой. Это позволит поддерживать лапу в рабочем положении.
Полученная конструкция, изготовленная, по способу Курбатова должна весить приблизительно 2 кг. Это позволит удерживать ПВХ лодку на грунте из песка или ила. В случае, когда рыбалка планируется на водоёмах с каменным дном важно предусмотреть присоединение к якорю дополнительной болванки весом 4 кг.
Изготовление якоря-кошки для надувного ПВХ плавсредства
Ещё одним качественным вариантом изготовления такого устройства своими руками является сборка якоря-кошки для ПВХ плавсредства. Для обеспечения надёжности, чтобы не допустить обрыв лапы, устройство закрепляется на штоке с помощью шплинтов из меди. Это позволяет в случае застревания изделия на дне срезать шплинт при установленном усилии, после чего лапа выпрямится и выйдет из-под коряги.
Благодаря использованию шарнирного крепления лап к нижней части на штоке, на который надевают плавающую муфту, устройство получается компактнее. Также за счёт скольжения муфты по основанию происходит фиксация лап в рабочем состоянии внизу штока, а при перемещении вверх они складываются. Якорь-кошка для надувной лодки, изготовленный своими руками хорош только при рыбалке в тихую погоду, а в случае с сильным ветром его нужно утяжелить дополнительным грузом.
Свинцовый якорь своими руками
Самое простое устройство для удержания лодки в одном положении на воде, которое не требует особых познаний и чертежей - это конструкция, отлитая из свинца. Итак, делаем якорь своими руками. Для изготовления такого устройства понадобится до 5 кг металла . Пока свинец будет плавиться необходимо подготовить форму будущего изделия.
Жидкий металл заливают в готовую форму. После того как свинец затвердеет, практически готовое изделие изымается из самодельной опалубки и зачищается от наплывов на металле. Затем в штоке высверливается отверстие для крепления верёвки. Для уменьшения сноса лодки при сильном течении в шляпке якоря высверливается несколько отверстий.
Как уберечь якорь от утопления?
Просто изготовить или приобрести хороший якорь далеко не достаточно, нужно уметь правильно его использовать. Фиксация плавсредства в одном положении на воде во время сильных ветров или течении - мероприятие, требующее определённых навыков.
Так как самым популярным устройством для ПВХ лодок является якорь-кошка , то специалисты рекомендуют привязывать подобное приспособление за нижнюю петлю. Для удерживания груза используют тонкую стяжку или верёвку – тогда в случае зацепления за корягу или камень можно резким рывком оборвать верхнее крепление. Самое важное это правильно выбрать диаметр верёвки иначе её придётся обрезать совместно с якорем.
В случае очень сильного течения рекомендовано использование двух изделий установленных на корме и носу плавсредства. При этом лодка должна располагаться строго по течению. В противном случае правильно определить точное нахождение насадки не получиться. Естественно, существует возможность размещения ПВХ лодки и против течения, но в таком случае используют дополнительные утяжелители.
Установка плавсредства вдоль потока реки проводится с заходом против течения слегка выше места дислокации, после чего якорь опускается на дно. Стравливать верёвку необходимо в зависимости от силы течения и веса изделия. При установке лодки на двух якорях второй опускается только после натяжения верёвки по течению.
Как видно, изготовление самодельного якоря для надувной лодки ПВХ не составляет особого труда, а также не требует наличия чертежей и глубоких познаний в данном вопросе. Рациональный подбор массы и материала для изготовления изделия, а также его грамотная установка дают возможность рыболову заниматься своим любимым хобби, а не тратить время на удержание плавсредства в неподвижном состоянии.
О том, что якорь – это вещь нужная, полезная и необходимая, по своему опыту или понаслышке знает каждый, кто хотя бы раз выходил, выходит или только собирается выйти на воду. Водномоторники, имеющие маломерное судно, подлежащее обязательной регистрации в ГИМС, и закончившие соответствующие курсы для получения удостоверения, подтверждающего право на его вождение, знают, что якорь включен в список оборудования, которым в обязательном порядке должно быть укомплектовано любое маломерное судно.
Но якорь для ПВХ лодки – это не тот аксессуар, который можно купить только потому, что его владельцу просто понравилось, как он выглядит внешне. Якорь на лодке должен отрабатывать на все 100%, и от него зависит не только просто успешная рыбалка, но и самое главное – безопасность нахождения на воде. А ведь давно известно, что вода ошибок не прощает и подчас может очень сурово наказать того, кто несерьёзно относится к выбору аксессуаров для своей лодки.
Это сейчас в профильных магазинах можно приобрести якоря практически любых форм и видов, но такое разнообразие было не всегда, и даже по сей день на воде можно встретить оригиналов, использующих вместо якоря самые невероятные предметы. Так, автору доводилось лично видеть следующие предметы, используемые на маломерных судах вместо якоря: гриф от штанги, коленвал, тормозные диски, старый электродвигатель. И это не считая живой классики вроде обмотанных верёвкой булыжников и кирпичей, траков от гусеницы трактора и просверленных кусков рельсов. А самым впечатляющим, на мой взгляд, экспонатом в этой безумной коллекции якорей стал затопленный подвесной лодочный мотор «Вихрь-25». Впрочем, как впоследствии честно признался его владелец, сделано это было скорее от безысходности, так как все его попытки заставить хоть как-то работать этот агрегат оканчивались полным фиаско, и после одной из них мотор был безжалостно превращён в «мёртвый» якорь (мертвым называется якорь, который постоянно затоплен в одном месте) и служит для швартовки катера, оборудованного теперь подвесным лодочным мотором импортного производства.
Итак, для чего же на лодке вообще нужен якорь?
Ответ на этот вопрос нужно искать в истории мореплавания. Ещё древние греки хорошо усвоили урок, что судно, потерявшее в бурю парус, становилось неуправляемым и оказывалось лёгкой игрушкой для ветра и волн. Как правило, финал в этой ситуации был весьма предсказуем, и попавшим в шторм финикийским, греческим или римским морякам в ужасе оставалось ждать только одного – когда их трирему разобьёт о прибрежные скалы. В таких случаях сохранялась надежда только на «священный якорь» – самый большой и тяжёлый из всех находящихся на судне, спустив который моряки могли переждать шторм в относительной безопасности. Именно поэтому якоря почитали, якорям молились и наконец – якоря дорого стоили. Следы поклонения якорю можно найти даже в христианстве. Так по-гречески якорь называется «Сотер», что в переводе означает ни больше ни меньше как «спаситель». Более того, вплоть до 300-х годов н. э. на христианских надгробиях можно увидеть изображения якорей.
Сейчас же трудно представить себе современного водномоторника, который бы истово молился своему якорю. Хотя случаи бывают разные, и тут главную роль начинает играть не размер и вес якоря (хотя это тоже очень важные показатели), а его правильный выбор. Ведь главная задача любого якоря была и остаётся неизменной – любой ценой удержать судно на одном месте.
Для маломерных судов есть два основных способа подбора якоря, каждый из которых основывается на параметрах лодки.
1. В качестве точки отсчёта берётся масса, которую может удерживать судно. В этом случае масса якоря зависит от водоизмещения лодки и должна составлять минимум 10% от общей массы. Для примера: судно водоизмещением 250 кг должно быть оснащено якорем, вес которого должен быть не меньше 2.5 кг. Однако этот способ расчёта больше подходит для водоизмещающих судов с жёстким корпусом. Для надувных лодок из-за их специфических характеристик больше подойдёт следующий способ.
2. В качестве отсчёта берётся длина лодки. И в этом случае применяется следующая формула: масса якоря = 1% общей длины лодки. Таким образом, лодка длиной 300 см должна быть оснащена якорем весом не менее 3 кг.
Но и это утверждение верно лишь отчасти. Дело в том, что удерживающая сила любого якоря зависит не только от его собственного веса, но и от его формы и типа дна, на котором он будет использован. Так, если мы будем использовать якорь на песчаном или илистом дне, то утверждение «метр лодки = килограмм якоря» будет верным, так как лапы якоря войдут в грунт и тем самым надёжно зафиксируют положение лодки (при условии, что у нас будет именно якорь, а не гладкий камень или кирпич, для которого удерживающая сила будет измеряться примерно как один метр длины лодки на 5 кг веса минимум). В то же время если мы бросим тот же самый якорь на каменистое дно, то лодку будет сносить до тех пор, пока он не зацепится своей лапой за какое-либо препятствие.
Таким образом, кроме собственно веса при выборе якоря его будущему владельцу предстоит определиться с другими параметрами и ответить на следующие вопросы:
— На каком типе дна чаще всего будет использоваться якорь? Это может быть ил, песок, камни или что-то другое в зависимости от особенностей региона.
— Наличие или отсутствие течения на водоёме, где предполагается использовать якорь.
— На открытом или закрытом водоёме чаще всего нужно будет вставать на якорь? Это важно для того, чтобы учесть влияние ветра и других погодных условий. В частности, что чаще бывает в местах предполагаемого использования – штиль или это может быть штормовое состояние.
Только ответив на эти вопросы можно приступать к выбору типа якоря, который больше всего подойдёт для тех или иных условий. Ведь нужно отдавать себе отчёт в том, что универсальных решений не бывает и каждый тип якоря, выигрывая в чём-то одном, может проигрывать в ряде других позиций.
Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в продаже типы якорей и расскажем о специфических особенностях каждого из них.
Якорь «Кошка»
Этот якорь по праву можно считать наиболее универсальным и приспособленным для использования на маломерных судах, так как при правильном применении он отлично держит практически на всех типах поверхности дна, начиная от песчаных и заканчивая каменистыми. Складная конструкция обеспечивает удобство при транспортировке и хранении и возможность быстрого приведения его в рабочее состояние. Также якоря этого типа могут быть использованы в качестве средства для поиска и подъёма затонувших предметов методом траления.
Уникальная особенность складных якорей типа «кошка» заключается в их способности к самоосвобождению в случае зацепа за любой находящийся на дне предмет, начиная от топляков и заканчивая корпусами затонувших судов и проложенных по дну тросов или кабелей. Но для того чтобы воспользоваться этой полезной возможностью, основной узел крепления якоря необходимо делать не за верхнее, а за нижнее кольцо, находящееся под складными лапами. При этом цепь или трос не пропускаются через кольцо, находящееся на вершине веретена якоря, а просто фиксируются на нём с помощью пластикового хомута, петли из рыболовной лески или любого другого подручного материала. В рабочем положении якорь получается закреплённым за кольцо веретена, но в случае зацепа с помощью резкого рывка крепящая петля разрывается, якорь переворачивается лапами вниз и освобождается от зацепа.
Якорь Холла (Матросова) и его модификации
Якорь Холла и его модификации считаются оптимальными для применения на песчаных и галечных грунтах. Принцип действия этого якоря очень прост: упав на дно, он ложится плашмя и когда привязанный к нему трос натянется и протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Для лучшего использования этого якоря необходимо крепить его сначала за цепь длиной метр-полтора и только потом за трос или верёвку.
Якорь Холла и его модификации считаются оптимальными для применения на песчаных и галечных грунтах
Эти якоря отлично подходят для оснащения надувных лодок длиной от 3.5 м и маломерных судов с жёстким корпусом. Для того чтобы постановка на якорь этого типа прошла быстрее, отдавать его рекомендуется в то время, пока судно ещё имеет ход, а не стоит на месте.
Грибовидный якорь
Эти якоря обладают очень хорошей держащей силой и изначально использовались для стоянки судов в местах с сильными ветрами и течением. Но лучше всего грибовидные якоря отрабатывают на песчаном или илистом дне, обладающем достаточной степенью вязкости.
Эти якоря обладают очень хорошей держащей силой
К достоинствам этих якорей можно отнести небольшие размеры и конструкцию, которая практически полностью исключает возможность зацепа за подводные препятствия в виде коряг, топляков и прочих подводных неприятностей, зацеп за которые может привести к потере якоря. В надувной лодке они не занимают много места и удобны тем, что не имеют острых углов, а также легко очищаются от приставшего донного грунта.
— Длина троса или верёвки, за которую крепится якорь, должна быть больше глубины под лодкой минимум в пять раз.
— Чтобы обеспечить лучшее и быстрое сцепление любого типа якоря с донным грунтом, рекомендуется крепить его не к тросу или верёвке, а делать это через кусок металлической цепи в метр-полтора длиной.
— Для того чтобы надёжно встать на якорь при любых условиях, будь то ветер, волнение или течение, на борту лодки лучше всего иметь два якоря, основной и вспомогательный. Основной якорь должен быть подобран в соответствии с длиной и массой лодки. Вспомогательный якорь может иметь меньшую массу, но не меньше половины от массы основного якоря. В случае возникновения необходимости остановки более тяжёлый основной якорь отдаётся с носа, а вспомогательный – с кормы лодки.
— Если есть необходимость замедлить движение лодки на сильном течении или ветру, а на борту нет якоря или он не может зацепиться за грунт и ему нужно помочь это сделать, то можно воспользоваться так называемым «плавучим якорем». Для его изготовления может подойти любой предмет, обладающий положительной плавучестью и большой площадью. Это может быть кусок брезента, плащ-палатка или даже срубленные с листвой ветки лиственных или хвойных деревьев, которые крепят к борту лодки с помощью верёвок или троса. Полностью это простое и нехитрое приспособление лодку, конечно, не остановит, но тем не менее позволит существенно снизить её скорость.
Якорный отцеп Александра
Это устройство появилось в 2016 году и сразу обратило на себя внимание рыбаков. Оно предлагает оригинальное инженерное решение достаточно распространённой проблемы – освобождения зацепившегося якоря из воды.
Отцеп Александра
использует принцип «слабого звена», как самый популярный и действенный способ изменения направления силы тяги при поднятии якоря. Якорный отцеп Александра (по сути, расцепной механизм) как раз и выполняет функцию этого «слабого звена».
Разработчикам удалось создать простой, удобный, надёжный и долговечный инструмент, который может использоваться с любым типом якоря. Закреплённый однажды на якоре, он не требует больше обслуживания, не изменяет привычную технологию использования якоря и срабатывает автоматически только при зацепе. Легко и быстро приводится в исходное положение и готов к повторному использованию. Количество срабатываний не ограничено.
Отцеп Александра
выпускается в двух модификациях, и в зависимости от схемы монтажа пороги срабатывания составляют
от 20 до 60 кг, чего с лихвой хватает для
любых маломерных судов с ручным подъёмом якоря.
Отцеп Александра
– это наша надёжная защита, которая поможет сберечь не только деньги (что немаловажно), но и время, и нервы. Это залог спокойствия и уверенности на воде.
Рыбалку можно назвать любимым занятием многих представителей сильного пола. Особое внимание уделяется рыбалке на воде. Это связано с тем, что для исследования глубоководных ям, где может затаится хищник трофейных размеров, не нужно проводить дальние забросы.
Необходимым оснащением любой лодки можно назвать якорь, который позволяет держаться транспорту на плаву при течении на протяжении долгого времени. Лодки, изготовленные из ПВХ, как правило, не имеют якоря в комплекте. Именно поэтому приходится проводить самостоятельное изготовление этого нехитрого помощника.
Разновидности самодельных якорей
Рыбачить на большой воде без якоря не получится, так как сильный ветер или течение может понести лодку. Существует несколько вариантов исполнения подобной оснастки водного транспортного средства. Рассмотрим подробности каждой конструкции.
Простой разборный якорь
Для того чтобы сберечь свободное место при транспортировке надувной лодки можно создать разборную конструкцию. К особенностям создания подобного устройства можно отнести:
Результатом проведенной работы станет конструкция, которая имеет вес около 1,6 кг. Для того чтобы существенно повысить устойчивость лодки во время шторма можно в шок залить около 2-х кг металла.
Курбатовский якорь
Также довольно большой популярностью пользуется Курбатовский якорь. Для его изготовления понадобится следующее:
- листовой металл, толщина которого должна быть не менее 3 мм;
- проволока из стали, диаметр которой должен быть не менее 8 мм;
- кусок металлического прута длиной около 12 сантиметров.
Конструкция будет неразборной и иметь раздвоенное веретено и одну лапу. Вес составит примерно 2 кг, чего во многих случаях достаточно для стабилизации лодки во время ветра или сильного течения.
Всю работу можно разделить на следующие этапы:
- Сначала нужно сделать веретено из проволоки. При этом к верхней части конструкции приваривается планка.
- Следующим шагом является привязывание фиксирующей планки к штоку. Именно этот момент определяет то, что лапа будет после опускания на дно якоря разворачиваться. Этот момент позволяет обеспечить стабилизацию лодки на воде.
- К концам веретена у штока приваривается полоска металла. Это делается для того, чтобы поддерживать созданные лапы в рабочем положении.
Следует довольно много внимания уделить качеству сварного шва.
При погружении якорь может довольно сильно удариться о дно, что может привести к повреждению конструкции. Сварные швы восприимчивы к ударным нагрузкам.
Якорь Кошка
Существует достаточно много различных моделей лодок, при изготовлении которых используется ПВХ. Для лодки из ПВХ длиной 3-4 метра отличным выбором становится якорь-кошка. Довольно часто проводится изготовление разборного варианта. Изменить положение лап можно при помощи муфты, которая может скользить по созданному веретену и стопорится в определенном положении.
К другим особенностям конструкции можно отнести:
- для предотвращения обрыва лап их закрепляют на штоке при помощи шплинтов;
- при необходимости освобождения конструкции на момент ее застревания проводится срезание шплинтов;
- шарнирное крепление лап внизу конструкции позволяет существенно повысить ее компактность.
Рассматриваемая конструкция имеет относительно небольшой вес, что определяет возможность ее использования только в безветренной погоде. Если сильное течение или ветер, то приходится существенно утяжелять прибор.
Модель пирамидальной формы
При изготовлении якоря пирамидальной формы следует использовать твердый свинец. Изготовить рассматриваемую форму можно при использовании листового металла, который сваривается между собой. Для существенного укрепления конструкции проводится наваривание проволоки по периметру. После этого созданную форму закапывают в приготовленную яму в земле и заливают свинцом.
Плавкость свинца определяет то, что сделать его пластичным можно самостоятельно при использовании обычного оборудования. До того момента, пока свинец не остыл, проводится ставка проволочной проушины. Свинец можно собрать из старых аккумуляторов.
Основные требования к якорю
К рассматриваемой конструкции предъявляется довольно много требований. К ним относятся:
При самодельном изготовлении якоря следует обратить внимание на то, при каких условиях будет использоваться конструкция: при сильной растительности, засоренности дна, при каменистой местности и так далее.
Изготавливаем якорь самостоятельно
Для самостоятельного изготовления якоря нужны следующие материалы:
Руководство по изготовлению следующее:
- Для начала следует разработать чертеж конструкции с нанесением всех размеров. При этом отметим, что некоторые чертежи можно скачать в интернете.
- Следующим шагом становится подготовка необходимых элементов: проводится отрезание металла и прутов при помощи болгарки или плазменной резки.
- После подготовки и подгонки всех элементов проводится их соединение при помощи сварки.
После завершения работы следует проверить прочность конструкции, так как вносить изменения на момент применения якоря уже будет невозможно.
Как уберечь якорь от утопления?
Для создания рассматриваемой конструкции требуется достаточно много материалов и усилий. Поэтому следует сберечь якорь от утопления. Даже при рыбалке на знакомом водоеме сложно предугадать то, чем представлено дно. Именно поэтому следует уделить внимание нижеприведенным моментам:
Следует учитывать, что якорь кошка утапливается чаще других, особенно при каменистом дне. Избежать это можно следующим образом:
- К конструкции привязывается буйреп и буй. Крепление проводится к месту соединения лап и веретена.
- Следует создать еще одно кольцо.
- Для начала канат прикрепляется к месту веретена и соединения лап, после чего проводится привязка к кольцу.
В заключение отметим, что, создавая якорь самостоятельно следует использовать только каленный металл, который не подвержен воздействию коррозии. Мягкий металл при падении на дно может серьезно деформироваться, чего допускать нельзя. Однако каленый металл сложнее использовать при самостоятельном изготовлении якоря.
Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.
Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?
– Удерживающая сила.
Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий
якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для
большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм
веса якоря
. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых
наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
– Поверхность дна.
Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю
неважна поверхность
: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные
могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не
работать на другом.
Виды якорей
1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве
станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве
дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в
водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся "подарить"
якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким
образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.
Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.
Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с
дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже
при развороте катера на 360", что особенно актуально в сильный шторм.
Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень
проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.
Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.
Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его
можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта.
Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых
используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои,
хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский
якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко
удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом
водорослями дне.
6. Якорь "кобра"
Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря).
Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при
выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая
модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого
размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.
7. Якорь "Плуг"
Конструкция схожа с якорем "кобра", но, в отличие от последнего, не является
монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким
образом, что "плуг" качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180".
1) Цепь
Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить
удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена:
цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком
положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в
семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила
будет увеличена полноценно.
2) Поплавок
Предусмотрительным шагом
будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю
каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет
гораздо легче.
3) Закрепление
Наиболее выгодна точка, которая
находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше
рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы
перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.
4) Количество якорей
Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к "лишним" предметам на борту.
Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 - 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.
И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.
Любое плавательное средство, независимо от размеров или материалов, из которых оно изготовлено, нуждается в приспособлении, фиксирующем его положение на воде в определённом месте, проще говоря - в якоре. Рыбацкая лодка не является исключением, даже если она одноместная надувная, изготовленная из резины или ПВХ.
Виды якорей для надувной лодки и расчёт веса
В настоящее время в мире существует порядка двух тысяч различных конструкций якорей, среди которых есть и те, которые специально разработаны для небольших катеров и лодок.
Наиболее популярными и востребованными для маломерных судов являются якоря двух типов: обыкновенные грибовидные и якоря - «кошки». Оба вида, в общем, подойдут для эксплуатации на надувной лодке, однако «кошку» нужно приобретать непременно складывающуюся, чтобы снизить до минимума вероятность повреждения корпуса лодки её растопыренными лапами и уменьшить занимаемое этим якорем пространство, которого на надувном судёнышке и так не много.
Покупая якорь для своей лодки, необходимо, прежде всего, принимать во внимание массу и длину судна. Надувная лодка имеет малый вес и чувствительно реагирует на изменение скорости течения или ветра, поэтому подбирать якорь нужно внимательно. Определить массу якоря, в зависимости от размеров лодки можно по водоизмещению. Для этого имеется специальная формула. Расчёт производится следующим образом .
- Водоизмещение в тоннах возводится в квадрат, после чего из полученной цифры извлекается кубический корень. Далее результат умножается на 8. В итоге получаем вес якоря в килограммах. Например, если водоизмещение 0,8 т, то 0,8х0,8=0,64, кубический корень от 0,64 равен 0,86, умножив на 8 получим 6,88. Округлив до 7, получим вес якоря 7 кг.
Форма якоря
Вес якоря, конечно, играет большую роль, но нужно учитывать так же и его форму. Многие рыболовы, не желая тратить деньги на покупку этого лодочного аксессуара, изготавливают якоря кустарным способом. Обычную кошку изготовить не сложно, но кое-кто совсем уже упрощает дело, используя в качестве якоря тяжёлые гантели или что-нибудь вроде них. Округлая форма якоря, даже если он достаточно тяжёл, приводит к тому, что он скользит по дну, не оказывая должного сопротивления и не выполняя своей функции.
Длина каната
Кроме якоря, большое внимание нужно уделять якорному канату. Сразу необходимо отметить, что для надувной лодки, ни о какой цепи речи быть не может, только канат. Длина каната, который стравливается за якорем, зависит от силы ветра и глубины водоёма. При силе ветра до 3 баллов, длина вытравленного каната должна равняться 3 глубинам водоёма. Если ветер - до 6 баллов, то порядка 5 глубин. При силе ветра до 9 баллов - семь глубин. Поэтому нужно заранее знать глубину водоёма, на котором будет проводиться лов.
Ранее на тему:
На водоемах тает лед, и скоро можно будет отправляться рыбачить на лодках. Многие рыболовы задумываются с наступлением сезона о покупке новой надувной лодки, и при выборе сталкиваются с затруднениями. Насколько обоснованы мифы о...
Правильно выбрать лодку для охоты непременно стоит охотникам, уважающим охоты на водоплавающую дичь. В преддверии открытия осенней охоты 2013 на утку, попробуем разобраться, какие лодки наиболее полно подходят под определение - лодки...
Профессиональные рыболовы-спортсмены знают, что успех рыбалки зависит не только от того, на что и как ловить, но и на чем это делать. Вопросом, как выбрать лодку для рыбалки, задается каждый второй рыбак. Попробуем разобраться,...
Первый выход на рыбалку на лодке для начинающего рыболова - очень волнительный момент. К тому же такая рыбалка таит в себе немало опасностей. А осенняя рыбалка с лодки опасна вдвойне. Узнаем о правилах безопасности и комфорта...
Выбрав подвесной лодочный мотор не стоит успокаиваться на том, что теперь-то у Вас на рыбалке и прогулке будет все отлично. Будет. Но только если Вы соблюдаете основные правила ухода за лодочными моторами, без которых они могут быстро...
Владельцы плавательных средств должны регулярно платить налоги, напоминает Федеральная налоговая служба. В частности, уплате подлежат налоги на маломерные суда: налог на моторную лодку, налог на катер, налог на яхту. Весельные лодки и...
Скоро закончится нерестовый запрет, и для рыбаков наступит пора расчехлять удочки и отправляться за уловом. Но как добраться до любимого места, где клюет тот самый лещ или щука? Для этого, конечно же, нужна лодка. Как...