Золотая лихорадка в Сибири: легенды о сокровищах Кузбасса. История сибири, название сибирь

Литературное наследие Ф. И. Соймонова довольно богато. К его наиболее значительным географическим работам относятся первые действительно научные описания Каспийского моря и некоторых прилегающих территорий и статья «Древняя пословица: Сибирь - золотое дно», часть которой является своеобразной попыткой описания Сибири, которое мы назвали бы теперь экономико-географическим.

Ф. И. Соймонов делит в этой работе Сибирь на шесть частей; из них четыре части охватывают территорию от западной границы Сибири до Енисея, адве части - территорию к востоку от него. Районы выделяются Ф. И. Соймоновым по признаку «изобилия», под которым он понимает возможность получения доходов от промыслов (звериных, рыбных), сельского хозяйства, промышленности и торговли или дешевизну жизни.

Хорошо зная Сибирь, автор сообщает о ней много интересных сведений. Он пишет о звериных и рыбных промыслах, районах серебряных и золотых разработок на Алтае, распространении хлебопашества, особенностях жизни в северных районах и т. д.

Конечно, предложенный им метод описания и разделения территории на районы по «изобилию» не дает достаточного представления о Сибири - ее природе, богатствах, населении и его занятиях, путях сообщения и т. д. Ф. И. Соймонов но различает «изобилия», выражающегося в низких ценах на продукты сельского хозяйства в малонаселенной и не имеющей рынков сбыта Сибири, от изобилия природных ресурсов страны (Лебедев, 1952, стр. 71). Он объединяет, особенно по Восточной Сибири, в один район очень разнообразные по природным условиям местности. На первый план почти повсюду выдвигаются звериные и рыбные промыслы, другие важные особенности страны показаны мало.

Сравнивая труд Ф. И. Соймонова с рассмотренной выше работой X . П. Лаптева, содержащей описание северных районов Сибири, приходится признать, что, при всей краткости и схематичности, последняя как источник познания описываемых районов имеет преимущество.

Оригинальность статьи Ф. И. Соймонова заключается в том, что он ясно представлял себе закономерность разделения Сибири по экономическому признаку. По его словам, он не ставил перед собой задачу дать географическое описание Сибири или сведения о ее населении, так как первое «из генерального атласа Российской империи видимо», а о втором «из Примечаний месячных в разных местах видеть можно». Он преследовал другую цель: «что принадлежит до изобилия, о том едином разделя все сибирские места на главные 6 частей, о каждой во особенности во известие за надлежащее представить нахожу» (Соймонов, 1761, стр. 450).

Инвестировать в драгоценные металлы выгодно. В нашей стране ведется активная добыча ценного металла, около 95% было извлечено в Сибири и на Дальнем Востоке. Золото Сибири занимает высокие позиции по добыче в России.

Россия является почти лидером по добыче золота. В 2013 в стране добыли 255 тонн, заняв третью позицию в списке лидеров (удалось обойти США). В 2014 были показаны еще более высокие результаты – извлекли 290 тонн, получили второе место (опередили Австралию). Китай крепко держит свои позиции на первом месте, пока что его не удается обогнать.

Россия извлекает максимум из россыпных зарождений, по этому показателю наша страна обходит все другие. Такие месторождения находятся в следующих уголках страны:

  • Иркутская область;
  • Алтай.

На добычу металла было потрачено много сил. Первые упоминания о золоте в Восточной Сибири появились в 1826 году. Тогда многие получали разрешения на поисковые работы. Такой активности поспособствовал указ, изданный в 1812 году. В нем говорилось, что все подданные России могут добывать драгоценные металлы, только требуется оплатить подать.

Первым начал свою деятельность купец Андрей Попов, он взял в помощники племянника Федора Попова. Они получили информацию о том, что некий Егор Лесной смог обнаружить золото рядом с рекой Бирикюль. Позднее в тех местах стали функционировать Егорьевские прииски. Там было извлечено много золота.

С того времени было найдено огромное количество других золотых россыпей:

Место Год Кто открыл
Река Фомиха 1830 Андрей Попов
Река Оса 1906 Белов
Иркутская губерния 1834 Толкачев, Мошаров
Енисейская губерния 1834 Толкачев, Мошаров
Река Бирюса 1836
Река Хорма 1836
Река Кара 1838 Андрей Попов
Приток Лены 1840 Попов
Река Бухта 1842
Река Чикой 1842
Витимский район 1845
Река Большой Патом 1853
Река Бодайбо 1863 Иван Новицкий
Река Вилюй 1916

Этот список можно вести бесконечно, так как золото добывалось большими объемами во многих уголках Сибири. В этот период большинство граждан направлялось туда, поэтому численность населения в данном регионе увеличилась.

В России есть участок, в котором за весь период было извлечено 1,2 тысячи тонн золота, то есть 90% от всех источников Иркутской области. Его центральное расположение – Бодайбинский район.

До наступления двухтысячных годов тут добывали 10 тонн драгметалла ежегодно – в основном это россыпное золото. А через время ситуация значительно улучшилась – теперь здесь добывают каждый год около 15 тонн, что является высоким показателем. На достигнутом останавливаться никто не планирует.

Огромные запасы, находящиеся в этом районе, можно обнаружить в Сухом Логе. Это благоприятная зона, так как там кроется много драгметалла.

Место стали осваивать в 1960 году, после того, как геологи пришли к выводу, что территория богата золотом. Но перед началом золотодобычи были проведены масштабные работы. Было вложено много средств.

Инвестиции оправдались – на данный момент это месторождение является самым большим во всем мире.

В Иркутской области есть и другие месторождения. Это Западное, Чертово Корыто и Вернинское.

Сейчас лидирующие позиции по занимает Красноярский край, но при благоприятном прогнозе через 10-20 лет Иркутская область может занять эту позицию, при условии ежегодной добычи в 50 тонн.

Компания «Полюс Золото» является лидером в России по добыче золота. Она добывает драг металл в Красноярском крае и Иркутской области. Это не весь потенциал – еще в бассейне реки Витим ведутся активные работы. Ежегодно компания показывает хорошие результаты, развитие не останавливается ни на миг.

Реакция зарубежья

В 19 веке огромное количество добываемого металла не могло остаться незамеченным. Зарубежные геологи проявили интерес к некоторым регионам России, а именно к Сибири, стремясь изучить ее для того, чтобы искать у себя территории с золотом, которые будут похожи по геологическим и геоморфологическим свойствам на исследуемую местность.

Поиски были успешными. Обнаружилось большое месторождение. Центр месторождения – американская Калифорния. Обнаружились залежи в 19 веке, после этого там началась «золотая лихорадка».

Снижение добычи

В 19 веке снизились показатели по добыче в Восточной Сибири, и это легко объяснить. Добытый металл не задерживался в отрасли, его спешили реализовать, чтобы вложить в торговлю или пароходство.

Данные действия привели к негативным последствиям – к двадцатым годам практически приостановилась добыча драгоценного металла в Сибири, а вскоре частные предприятия и вовсе закрыли.

Снижение добычи можно объяснить еще одной причиной – недостатком квалифицированных специалистов. Чтобы это исправить, был создан обучающий центр и сформирована грамотная программа. Тогда, в 1892 году, для учеников Промышленного училища создали практический курс обучения, то есть их отправляли на территории Оликемских и Витимских систем, где ведется добыча.

Потребовалось разрешение, которое было выдано генерал-губернатору А. Д. Горемыкину. Небольшая группа учеников 8 класса была направлена на прииски. Это делалось для ознакомления с техникой и со всеми тонкостями работы.

Полученная информация была полезна – ученики смогли написать отчеты-сочинения. Так подготавливались будущие кадры.

Способы

Золото можно добывать несколькими путями: промывка песка, извлечение металла в шахтах. На данный момент популярна . Это значит, что выбранные места уже известны, и в них добывалось золото в промышленных масштабах, а искатели собирают остатки. Это трудоемкий и непростой труд.

Ручная промывка золота в лотке – один из самых древних и популярных способов золотодобычи. В процессе дождей золото попадает в реку, именно в такие периоды стремятся работать старатели.

Более сложный метод – выкапывание. Сначала металл нужно выкопать, а потом промыть. Ненужные компоненты измельчают, снова промывают, затем самостоятельно отбирают золотые частички.

После того как был получен желанный металл, его нужно извлечь из руды. Есть несколько способов, с помощью которых это можно сделать.

Интересный метод – ртутное амальгамирование. В этом случае осуществляется амальгация песка при наличии частиц золота, имеющих размер не более 1 мм. Необходимо растворить полученный металл в веществе (ртуть), вследствие чего образуется амальгама. Далее нужно процедить вещество через мелкоячеистую ткань. Половина вещества – это золото. Чтобы его получить, нужно выпарить ртуть.

Цианирование и флотация подразумевают три стадии действия:

  • выщелачивание;
  • концентрирование;
  • очистка.

Цианид и кислород способствуют процессу выщелачивания. Концентрат тяжелых минералов убирается за счет активированного угля, фильтрации и прокаливания. Есть минус у этого метода – высокий уровень опасности. Она обусловлена парами цианида.

Хлоринация происходит с применением соляной кислоты и хлора. Они могут растворить золото. Следующий шаг – избавление металла от тяжелых минералов и формирование слитка.

Все эти методы негативно влияют на окружающую среду, ведь остаются отходы, от которых нужно избавляться.

Как добывали злато ранее

А вот в 19 веке применялись более интересные способы добычи драгметалла. Было создано много полезных изобретений. К числу первых относится машина для золотых песков. Инновационную технику придумал купец Пакулев. Он получил хорошую награду в виде «привилегии» на добычу на 10 лет от тогдашнего правительства, это произошло 2 мая 1875 года.

В 1875 году появилось еще одно интересное изобретение – машина для вскрытия породы. Тестирование проходило успешно в 1858 году. Но последующие испытания были провальными, позже об аппарате забыли, а его чертежи были утеряны.

Грандиозное изобретение – «песковоз». Машину создал А. Н. Лопатин в 1859 году. В 1860 году машину модернизировали и успешно эксплуатировали в Восточной Сибири.

Была создана технология водоподъема в 1860 году. К сожалению, о ее создателе ничего не известно. Впервые машину применили на Олекминских приисках, а в 1914 году – на приисках Нижнем, Лензолото и Федосеевском.

Есть специальные корабли, именуемые «драг», они проходят дно реки, способствуя извлечению золота. В местности, расположенной рядом со Спасском и на Усе, данный вид деятельности практикуется и по сей день.

Реальное положение

В таких странах, как Южная Америка, Африка, Азия, огромное количество людей спасается тем, что добывает золото кустарным методом. Легче вести добычу в тех участках, где источником образования драгметалла служит вулканическая деятельность, ведь в таком случае золото находится неглубоко от поверхности земли.

Можно выделить участки, которые к этому относятся:

  • Дальний Восток (Хаканджа);
  • Алдан (Куранаханское);
  • Рудный Алтай;
  • Ольховка;
  • Чибижек.

В данных районах более 10 миллионов человек промышляют данным видом деятельности. Добыча ведется вручную, что позволяет сэкономить на разработке промышленных масштабов.

Именно поэтому россыпные месторождения были в приоритете, а коренные не пользовались популярностью.

Есть страны, в которых запрещена кустарная добыча, к ним относится и Россия. Статья 191 УК говорит о том, что те, кто ведет подобного рода деятельность, могут лишиться свободы сроком до 7 лет и получить огромный штраф. Из-за этого в районах Сибири и Дальнего Востока стремительно вырос процент безработных. Это может иметь последствия – отток граждан в более развитые регионы.

Принятые меры предосторожности не способствовали полному исчезновению нелегалов. Неизвестно, сколько их трудится на различных таежных приисках. Но есть сведения о том, что Красноярский край ежегодно поставляет 1-2 тонны золота, добытого нелегальным способом. Поэтому регулярно задерживают преступников. Чтобы иметь право вести работы, нужно купить лицензию у организаций, добывающих золото.

Есть страны, в которых разрешены поиски ценного металла. К ним относятся Америка, Канада и Австралия. Лицензия на такой вид деятельности стоит недорого, всего лишь 30 долларов. Люди могут приобрести металлодетектор и спокойно искать интересующий металл.

В связи с этим активно развивается туризм, целью которого является золотодобыча.

Легализация

В России хотят узаконить золотодобычу, ведь тогда нелегалы перестанут существовать. Промышленная добыча больше невозможна на многих участках, это еще одна из причин, чтобы легализовать эту сферу деятельности.

Николай второй был лоялен к золотодобытчикам – в 1902 году он позволил свободно вести данную деятельность. Сталин ничего не изменил в этом порядке вещей, что являлось весомым плюсом для экономики всего Советского Союза. Правительство предоставило хорошие условия для деятельности работников и даже организовывало им отдых в санаториях и на курортах.

Но не все могли этим заниматься: те, кто когда-либо были привлечены к уголовной ответственности, не могли получить разрешение на осуществление этого вида деятельности.

В итоге 120 тысяч человек стали старателями, они сбывали золото в специальные кассы. Благодаря им было обнаружено множество месторождений, которые впоследствии монополизировали государственные предприятия. Поэтому с 1932 по 1941 существенно увеличился объем добычи (в 5 раз).

Запрет на добычу был введен уже в 1950 году.

Инвестиции

Сейчас многие ученые озабочены поисками новых месторождений золота. Некоторые высказываются о том, что через 50 лет имеющиеся запасы истощатся. Поэтому выщелачивание – способ будущего.

Есть один неизведанный ресурс – океан. Морские россыпи – частое явление. Остается лишь гадать о том, что таит в себе дно океана. Некоторые предполагают, что там можно обнаружить невероятно большие запасы золота.

За последнее время курс рубля упал по отношению к доллару и евро. Именно по этой причине выгодно . Многие граждане вкладывают в золотодобывающую отрасль. Конечно, привлекательны федеральный округ Сибири, территории Алтая и Кузбасса. Местные власти в 2015 году открывали аукционы на выкуп прав на обладание и эксплуатацию территорий с драгоценными металлами.

Много участков лежит на кузбасской земле. Помимо золота, там есть еще уголь, его называют черное золото. Неподтвержденные источники говорят о том, что там есть залежи с 500 тоннами драгоценного металла. То есть, перспектива имеется.

В Алтае добывается не только золото, но серебро и медь. Его извлекают в этой местности с 18 века. Потенциал здесь хороший. После прихода советской власти деятельность была приостановлена, а возобновилась в 80-х годах. В 1995 году в регионе извлекалось порядка 135 кг. Сейчас ситуация значительно улучшилась. Тополинское месторождение является перспективным. Оно имеет площадь 96 квадратных метров, предполагается, что здесь есть 50 тонн драгоценного металла. Ведутся поиски новых месторождений.

Новые и уже имеющиеся месторождения Сибири являются фундаментом золотодобывающей отрасли Российской Федерации. Регулярно появляются обнадеживающие результаты исследований новых мест золотодобычи на данной территории. Процесс не остановится до тех пор, пока есть что добывать. К счастью, ресурсов много: помимо золота есть множество других полезных ископаемых.

В этой статье:

Сибирское золото - металл, добыча которого в России ведется на протяжении более четырех столетий. Следует отметить, что ничего особенного в этом нет, за исключением того факта, что именно в Сибири сокрыт наибольший запас этого металла в стране.

Сибирская коллекция Петра I

Первые упоминания о добыче золота в Сибири относятся к XVII веку. Именно в это время местные жители впервые обнаружили курганы и могильники, разбросанные по всей территории Сибири, переполненные украшениями из золота. Во второй половине XVII века близ Тобольска, Верхотурья и Тюмени ведутся раскопки могильников, содержащих изделия из золота, серебра и меди. Большая часть найденного продавалась на рынках. Наиболее ценные экземпляры вошли в так называемую Сибирскую коллекцию Петра I.

Добыча золота в Сибири в начале 20 века

Начало коллекционной деятельности императора было положено в 1715 году. В этом году у него родился наследник, и в честь этого события владелец уральских заводов А. Н. Демидов преподнес императрице несколько золотых изделий, найденных в Сибири.

В 1718 году император издал указ, обязывающий продавать найденные в могильниках вещи в казну. В 1721 году к этому делу был подключен сибирский губернатор. Он как должностное лицо должен был следить за продажей золотых вещей и по мере возможности скупать наиболее редкие из них для передачи в коллекцию императора. Спустя пять лет 250 изделий из золота, весом в 30 килограммов были помещены в Кунсткамеру. В 1859 году Сибирская коллекция была передана в Эрмитаж, где находится и в наше время.

После смерти Петра I его коллекция не пополнялась. Приказ, однажды изданный императором, никто не отменял, но наиболее богатые могильники уже были разграблены, и ничего ценного обнаружить более не удавалось.

Добыча золота в Сибири

В допетровскую и Петровскую эпоху многие жители России полагали, что такого металла, как золото, в стране нет. Отдельные золотоносные жилы были обнаружены на Урале, право их разработки было передано промышленным магнатам. Остальным желающим ничего не оставалось, как попытать счастья в его поиске на территории Сибири.

На протяжении многих лет находили крупные самородки, но по-настоящему богатое месторождение найдено так и не было. Первым, кто взял на себя задачу по , был купец Попов. Движимый жаждой наживы, он отправился в Кузбасс, где узнал о некоем Егоре Лесном - крестьянине, нашедшем несколько самородков в одном месте. К сожалению, побеседовать со счастливчиком купцу не удалось, незадолго до его приезда крестьянина нашли мертвым.

Неожиданная смерть, впрочем, не остановила купца. Благодаря его стараниям на Кузбассе были найдены залежи металла. Кроме того, золото было обнаружено в Новосибирской области близ ответвлений рек, впадающих в Томь, Обь, Енисей.


Добыча золота в Кузбассе сегодня

В Сибири началась золотая лихорадка. К 1839 году именно в этих краях добывали свыше 1/3 всего золота, поступающего в казну. В 1843 году Российская империя заняла первое место в мире по . К этому году половина из добытого металла поступала из Сибири.

Чаще всего добыча золота велась в промышленных масштабах, весь металл шел в казну. Но бывали годы, когда жителям разрешалось вести самостоятельную добычу. Такая добыча велась с 1901 по 1921 год. Добытое золото разрешалось обменивать, продавать и перепродавать, использовать вместо денег. С 1839 по 1917 год в Сибири добыто свыше двух тысяч тонн металла. На сегодняшний день многие месторождения иссякли, но найдены новые, потому добыча не только не прекратилась, но перешла на новый, более масштабный, уровень.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название неслучайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудренного старца с поднятой рукой.

Семь застывших великанов

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп – это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями. Некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного» .

Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Великая Биармия

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.

Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово» . Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.

Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так нехарактерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба. Большинство ученых считают, что Золотая баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как «золотая женщина».

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.

Охота на Золотую бабу

Завладеть Золотой бабой пытались давно.

В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях» .

Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы. Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.

В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.

Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит» .

Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.

Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую» . Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.

Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша» .

Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.

В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.

Хозяйка Медной горы

Верховную богиню угров знали под разными именами: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и другие. Верховный бог Нуми-Торум был ей братом и мужем. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница.

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и белогорская богиня, не любила жадных и криводушных.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Но все это означает, что идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Среди угорских древностей много изделий из меди. На Урале часто встречаются следы давних горных разработок и металлургического производства. Ими, например, было испещрено Гумешевское медное месторождение. Гумешки находятся близ истоков реки Чусовой. Первые рудокопы появились здесь 35 веков назад. Именно в районе Гумешек протекали главные события бажовских сказов.

Русские горняки связывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. Поэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.

О том, что мы на верном пути, говорит свидетельство Юлия Лета. Этот итальянский историк XV века знал о медных статуях угров, живших близ Ледовитого океана. Лет полагал, что угры были в составе варварской армии Алариха и захватили скульптуры при разграблении Рима. Русские сказы дали нам путеводную нить, которая ведет к еще одной хозяйке медных гор. Как это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от Урала на тысячи километров.

У живущих на Лене якутов есть мифы – олонхо. В них говорится о многих богах. Но особым могуществом наделяется Дьэс Эмэгэт («медная баба»). Медная идолица была богиней племени адьяраев. Эпические якуты то враждовали с адьяраями, то вели с ними мирную торговлю.

Страна адьяраев лежала на берегу Ледовитого океана на крайних западных пределах известного якутам мира. Правили в ней Дьэс Эмэгэт и кузнец Кюэттэнни. Географические ориентиры и имя кузнеца ведут нас к кетам. Кеты славились редким на Севере кузнечным мастерством. Кузнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. Сейчас кетов осталось совсем немного. Живут они в низовьях Енисея. Раньше кетоязычные племена были известны на обширных пространствах.

Из всех групп якутов только одна обитает у берегов Северного Ледовитого океана. Это так называемые долганы, занимающие значительную часть Таймырского полуострова. В прошлом долганы и кеты соседствовали. Именно от долган сведения о племени медной идолицы попали к остальным якутам. Кеты говорят на языке, не похожем на угорский. Но до революции их прозывали остяками, как и угров. Следовательно, несмотря на языковые различия, в культуре и тех, и других было много общего.

Судя по названиям норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. Якуты всех их звали адьяраями. Интерес кузнецов-адьяраев к этому району не случаен. Здесь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождения, а рядом с ними – запасы необходимого для плавки руды угля. Причем кое-где руды и уголь выходят на поверхность.

Культ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Приуральский манси Самбиндалов так передавал местные предания: «Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал» . Манси не читал исторических сочинений. Между тем задолго до него Александр Гваньини (1578 г.) писал: «Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного» .

Об этих же трубных звуках знал Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в начале XVI века. В якутских олонхо медная идолица выглядит так:

На спине крутясь,
Одержимо вертясь,
Вскрикивая,
Подпрыгивая,
Как сверчок, звенеть начала.

Исследователи олонхо отмечали, что в песнях идолицы явственно слышится колокольный звон. Они даже отождествляли ее с колоколом.

Путешественники начала XVII века видели в районе Норильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. При этом они слышали колокольный звон. Следовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. На Урале Золотую Бабу сопровождала роговая музыка, а на Енисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.

Кеты на Севере были пришельцами. Их прародина лежала в Южной Сибири. Но и угры переселились в Приобье и Восточную Европу из Южной Сибири. Некогда оба народа соседствовали, что и объясняет их общие черты. Главный очаг медного производства Южной Сибири лежал в Минусинской котловине. Отсюда должна была начать свой путь на Север Хозяйка Медной горы.

Египтянка

Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик. Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.

Вроде бы тайны Золотой Бабы исчерпались. Древним металлургам не составляло особого труда изготовить медный идол. Фигурки Золотой Бабы местного производства, конечно же, существовали. Но сам знаменитый кумир был сделан совсем в другие времена, далеко от России.

Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.

Золотая Баба – верховное угорское божество. Но историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.

В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.

Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.

Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.

Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.

О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.

Сибирские славяне

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это правильное объяснение сочли невероятным и придумали иные.

Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.

О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.

Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.

Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.

Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые".

Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.

Наследие Матери богов

Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.

О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.

Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.

Сидит Золотая Баба среди своей бесценной казны. За столетия дорогие соболя и заморские ткани превратились в прах. Но уцелело главное – память о Великой Славянке, давшей жизнь роду людей и богов. В своем обновленном облике Богородицы ласково глядит она на нас со стен православных храмов.

Инопланетный след

Не прошли мимо удивительной Золотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. Они знали, что удивительному идолу поклонялись, да и сейчас поклоняются, народы ханты и манси. Металлическая Золотая баба как будто упала с неба. А может быть, действительно упала?

Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Несколько историй от оленеводов манси неизвестных, С.Ермакову, подтверждают его гипотезу.

На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней кинооператору М. За-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах Мань-Пупу-Нера, проводник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос» .

Немного севернее горы Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой также связаны легенды о страшном крике Золотой бабы – Койп. О ней я уже рассказывал в начале статьи. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище Золотой бабы. У подножия горы лежит совершенно круглое озеро. Такого больше нет на Северном Урале. На его берегу можно увидеть покрытые лишайниками глыбы, в которых при небольшом воображении можно угадать остатки святилища.

Перегоняющие летом стада оленеводы-манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, как будто вырубленной руками людей, гранитной глыбе.

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой бабы, есть еще одно место, также, может быть, связанное со страшными криками. Только произошло это последнее событие уже в наше время. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Станислав Ермаков сделал предположение, что Золотая баба-робот, брошенная инопланетянами, могла не только говорить, но и двигаться. Что же и когда сделало робот неподвижным? На этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу Биармии. Все, у кого было золото и товар для мены, получили хороший барыш. По окончании торга с полным грузом дорогого пушного товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать совет.

Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться и, если посчастливится, овладеть собранными там сокровищами. Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. Сложили их в свое платье.

Добрались они и до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее биармийского бога висела драгоценная золотая цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".

Отрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог бы. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем металла. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробиться к кораблям, побросав собранные около Золотой бабы сокровища.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби,верховья Иртыша в районе. Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если считать, что на Отортене "кричала" Золотая баба. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.

Сибирь… Потрясающе красивый регион в северо-восточной части Евразии, хранитель множества тайн и стереотипов. Необъятный край трескучего холод а далеко на востоке, куда отправляли в ссылки; богатый нефтью регион, хранящий в своих недрах природные богатства; край сильных духом людей. Сибирь – суровая и прекрасная одновременно. Нет ни одного уголка на планете, хоть немного похожего на сибирский регион. Настолько она самобытна.

Страна в стране

На западе Сибирь граничит с Уральскими горами; на востоке – с водораздельными хребтами у Тихого океана; на севере – с Северным Ледовитым океаном; на юге – с границами сопредельных государств России. Сибирь вошла в состав России в XVI-XVII веках. Ее общая площадь огромна –12,6 млн. км² (что составляет около 73,6 % территории России). Вся территория одной только Сибири больше второй по величине (после России) страны – Канады. Это словно отдельная «страна в стране». Население в границах Сибирского федерального округа – более девятнадцати миллионов человек. Двадцать девять сибирских городов имеют население более 100 тыс. человек. Наиболее крупные города – Новосибирск, Омск, Красноярск, Барнаул, Тюмень, Иркутск, Томск.

Бытует несколько версий происхождения самого слова «Сибирь». Но до сих пор не установлено, какая из них является истинной. Согласно одной из версий, название произошло от монгольского «шибир», означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что именно так во времена Чингисхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги. Вторая популярная версия – тюркское слово «сибэр/чибэр», буквально означающее «красивое». Например, озеро Чебаркуль в переводе с татарского языка означает «красивое озеро». Думается, обе версии вполне оправданы. Сибирь очень разная.

Охотники и браконьеры

Регион благоприятен для размножения многих видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу. Не зря в эти края съезжаются любители охоты со всей России (и не только): «дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника». Конечно, браконьерство здесь тоже достаточно распространено…

Из крупных животных восточносибирско й тайги наиболее характерны бурый медведь, росомаха, рысь, лось (вес которого достигает иногда 500 кг). Здесь водятся и лисицы – красная, крестовка или сиводушка. Из небольших хищников типичны колонок, лесной хорек, а на юге – барсук, горностай и ласка. Здесь обитают отсутствующие западнее кабарга и снежный баран – чубук, становятся более многочисленными соболь и северный олень. Но особенно много здесь различных грызунов. Из них наибольшее промысловое значение имеет белка, которая во многих районах служит основным объектом охотничьего промысла; кроме нее повсюду встречаются подвижный бурундук, заяц-беляк, летяга, мышевидные грызуны. Из редких животных и птиц, занесенных в Красную книгу, водятся в Сибири черный журавль, могильник, амурский тигр, остроухая ночница и многие другие.

Суровый климат

В то же время, для проживания человека сибирский климат является особенно суровым. Практически на всей территории Сибири он континентальный и резко континентальный. Не зря о нем слагают легенды. В течение большей части года во всех регионах Сибири существует значительный недостаток тепла для комфортного проживания людей и выращивания сельскохозяйстве нных культур. Поэтому население Сибири сосредоточено преимущественно в южной ее части. Холодный период и крайне низкие зимние температуры длятся здесь более полугода. Наиболее сурова зима в Восточной Сибири: в Якутии длительное время удерживаются температуры ниже минус сорока градусов и почти не бывает оттепелей. Поэтому зимой местные жители торгуют молоком в мешках, а не в бидонах или стеклянной посуде. И конечно, климатом во многом объясняется особая ментальность сибиряков. Но не только одним им.

«Не та же Русь»

Огромные, почти не заселенные пространства Сибири, суровые природные условия, принудительная колонизация политическими и уголовными ссыльными, слияние пришлого населения с коренными народами, отсутствие дворянства и крепостного права – все это и сформировало сибирский характер. Говорили даже, что «Сибирь – не та же Русь», поскольку ранее правительственна я политика просто обрекала Сибирь быть колониальной окраиной империи. Коренных сибиряков отличает особая впечатлительност ь, особая нервная система, привычка сдерживать душевные настроения. Еще Михаил Бакунин писал: «При всех недостатках, укоренившихся в Сибири от постоянного наплыва разных, часто нечистых элементов, как-то: бесчестья, эгоизма, скрытности, взаимного недоверия, – она отличается какою-то особой широтою сердца и мысли, истинным великодушием». Знаменитая тютчевская фраза «Умом Россию не понять» в особой мере принадлежит к сибирской ментальности. А вот Чехов Сибирь недолюбливал. В своих путевых впечатлениях по дороге на Сахалин он писал о вопиющем пьянстве среди сибирских интеллигентов, а также о том, что не ссыльные деморализуют население, а наоборот. В то же время писатель отчетливо понимал, что «если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, и если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землей». Для нас же сибирский характер неизменно ассоциируется с силой, железной стойкостью, гостеприимством.

Золотой Алтай

На юго-западе Сибири расположено одно из красивейших мест на всей Земле. Конечно, это потрясающий Алтайский край. Целая горная страна, где начинают свой бег великие реки – Обь, Иртыш и Енисей, недаром называют сибирской Швейцарией. Это одно из мест на планете, обязательное к посещению. Сказать, что природа здесь уникальна – не сказать ничего. На Алтае расположено более трех тысяч пятисот озер! И каждое из них – неповторимая жемчужина в горах. Издревле Алтай называют Золотой Горой, стоящей на равном удалении от четырех океанов, в самом центре Евразии, на стыке двух миров – монгольского и тюркского. Повсюду на Алтае можно увидеть следы многовековой истории: заросшие каменные ограды и курганы, рисунки и письмена на обветренных скалах, каменные изваяния. Здесь – в одном месте, кажется, собрано все самое сказочное и потрясающее воображение: прозрачные реки, дремучая тайга, высокогорные луга, сверкающие ледники.

Места силы

Еще один из самых известных туристских маршрутов Сибири – это Саянское кольцо, захватывающее Тыву, Хакасию и Красноярский край. Xакасию называют музеем под открытым небом. Особенно туристов привлекают целебные минеральные озера – соленые и пресные. Эти воды буквально способны творить чудеса, и лечат любые заболевания. Здесь есть таинственная горная гряда – Сундуки, состоящая из девяти гор, похожих на лежащие чемоданы. Ученые полагают, что это древнейшая обсерватория мира, а шаманы считают это местом силы и приезжают сюда за энергетической подзарядкой. Ходят даже слухи, что, если переночевать на таинственных Сундуках, вскоре можно ощутить в себе некие сверхспособности, экстрасенсорное чутье и дар предвидения.
В Хакасии расположено множество священных камней. Один из самых известных – Улуг Хуртуях Тас, «великая каменная богиня». К этому месту вот уже пять тысяч лет женщины со всего света съезжаются, чтобы вымолить у «каменной богини» детей и семейного счастья.


Сытно – значит тепло

Отдельно хочется отметить и особенности сибирской кухни. Ведь она так же самобытна, как и сама Сибирь. Сначала сибирская кухня формировалась под влиянием древнерусской культуры. Но с XVII века региональные кухни народов России начинают разниться. А бурное развитие в 70-х годах XIX века железнодорожного строительства приблизило далекие окраины к центру страны. Это и привело к «открытию» многих региональных старинных русских блюд и продуктов, быстро признанных общенациональным и. Таковы были уральские и сибирские пельмени, дальневосточные лососевые рыбы и красная икра.

Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков, были, конечно, те, что производились в их хозяйстве. В первую очередь – молоко, мясо, овощи, яйца. Изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Употребление пищи было связано с необходимостью соблюдения постов. Соблюдались ежегодно четыре поста, длившиеся в общем сто тридцать дней. Все среды и пятницы были постными днями, за исключением праздничных, когда было разрешено употреблять мясную и молочную пищу. Правда, говорят, что именно сибиряки не особенно тщательно соблюдали посты. Важное место на столе сибиряков занимал и занимает хлеб, по потреблению которого на душу населения Россия всегда занимала первое место в мире. Не зря в русском языке такое богатое разнообразие пословиц и поговорок о хлебе!

Долгой сибирской зимой главное – не замерзнуть. Для этого надо тепло одеться и плотно поесть. Вот чем объясняется большое пристрастие сибиряков именно к мясным блюдам... Они сытные. В рационе сибиряков-старож илов, которые держали много скота, мясо занимало важнейшее место. Обычно его варили. Любимым блюдом сибиряков были (и остаются) пельмени. Считается, что самые вкусные – «смесь из трех видов мяса», то есть фарш должен был быть сделан из говядины, свинины и баранины. Мясная пища для Сибири неизмеримо важнее, чем для европейской России. Это связано не только с повсеместным развитием животноводства, но и с жизненной потребностью в мясной пище в условиях сурового климата. Еще одно доказательство фразы «Не та же Россия».

Мясо в пищу сибиряки употребляют свежее – «свежина», соленое – «солонина» и вяленое – «провислое». Мясные блюда разнообразны: холодное из языков, ушей и губ, свиные окорока, похлебки с мясом, мясные щи, жаркое из мяса, блюда из мяса и овощей, «курник». Сибиряки любят студень, который готовится из голов и ножек. И конечно, все эти закуски хорошо идут под водочку, без которой редко обходится настоящее сибирское застолье – разнообразное и гостеприимное.

Щедрый край

В наши дни Сибирь привлекает множество туристов также и своими горнолыжными курортами, которые развиваются со стремительной скоростью. Этой популярности способствует и то, что склоны Горы Соболиной – излюбленное место катания президента России Владимира Путина. Кроме того, спросом пользуется и так называемый агротуризм. Иностранцы приезжают в Сибирь, чтобы полностью окунуться в особенности местного быта, прочувствовать всю специфику проживания в этих местах. Они учатся самостоятельно следить за хозяйством, учатся готовить сибирские блюда и пытаются ответить на волнующий вопрос – «Каково живется на Руси?». За многие века Сибирь не утратила свою сказочную красоту, щедрость недр и величие. Не зря сюда едут за вдохновением, здоровьем и энергетической подзарядкой. Сибирь щедра настолько, что готова подарить каждому именно то, что он ищет в этих краях.