Занятие логопеда звук ч буква. Логопедическое занятие "звук и буква ч". Конспект логопедического занятия

ТЕМА: ЗВУК И БУКВА Ч.

Цель: актуализация знаний детей о звуке Ч и букве Ч.

Задачи:

развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

развивать фонематические процессы;

закреплять зрительный образ буквы;

развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

мяч,

ряд цифр (среди которых есть цифра 4) и ряд букв (среди которых есть буква Ч),

буква Ч, стилизованная под человечка и цифру 4;

печатная буква Ч;

фишки – зеленые кружки по числу карточек, в названии которых есть звук Ч;

картинки-лото, в названии которых может встречаться звук Ч;

5 ребусов;

карточки с написанными словами-«примерами»;

буквы большого формата, по контуру которых написаны деформированные предложения;

картинки из лото.

Ход занятия

1.Представление звука Ч, его анализ.

Для занятия нужна сюжетная картинка со спящей в кровати девочкой.

Логопед предлагает детям прослушать маленький рассказ, постараться услышать звуки окружающего мира, которые будут в рассказе упоминаться.

Логопед. В доме было необычайно тихо. Только тикали на стене часы, как будто что-то шептали: чик-чик-чик, да стучал колесами отходящий со станции поезд: чух-чух-чух. И вдруг в окно постучался соседский мальчик. Мама отодвинула занавеску, приложила палец к губам: «Ч-Ч-Ч, тихо! Дочку разбудишь.» Девочка в кроватке перевернулась на бочок, чихнула: ч-ч – и снова тихо засопела во сне.

Повторите звуки окружающего мира и подумайте, на какой речевой звук они похожи. Дети приходят к выводу, что это звук Ч. Затем идет анализ звука Ч.

Звук Ч произносится в момент поднятия кончика и передней части спинки языка к альвеолам (к «бугоркам» за верхними зубами), где образуется смычка, которая потом переходит в щель. Так образуется звук Ч.

Если при произнесении звука есть препятствия, звук нельзя петь, значит, звук ч согласный или гласный? Этот звук глухой или звонкий? Докажите.

Детям дается понятие, что звук Ч в русском языке звучит всегда мягко. Идет обобщение: звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.

2.Постановка игровой задачи занятия.

Логопед. Что делала маленькая девочка из прослушанного рассказа? (Дети говорят, что она спала).

А вы знаете, ребята, что во сне человеку может присниться все самое необычное, даже волшебное. Так и этой малышке приснилось, что она попала в сказочную страну ребусов и игр. Но она еще мала, чтобы решать ребусы. Давайте мы ей поможем!

3. Игра с мячом.

Цель игры: развитие слогового синтеза.

Для проведения игры берется мяч.

Дети становятся в круг. Логопед предлагает отправиться в путешествие, а для этого собрать команду внимательных и сообразительных. Логопед говорит начало слова, бросает мяч ребенку, ребенок придумывает конец слова.

Затем мяч возвращается логопеду.

ЧА… (часы, чайка, чашка); ЧИ…(чистота, чирикать); ЧУ…(чудо, чудовище); ЧЕ…(чемодан, черемуха).

В конце игры логопед говорит, что все дети справились с заданием и все отправятся в страну ребусов и кроссвордов.

4.Представление буквы Ч.

Цели упражнения: знакомство со стилизованным вариантом буквы Ч, закрепление зрительного образа этой буквы.

Понадобятся: ряд цифр (среди которых есть цифра 4) и ряд букв (среди которых есть буква Ч); буква Ч, стилизованная под человечка и цифру 4, печатная буква Ч.

Логопед. Посмотрите, ребята, кто первым встречает нас у входа в страну ребусов и кроссвордов – это буквы и цифры. Теперь надо поискать среди цифр и среди букв похожие по написанию. Это цифра 4 и буква Ч.

Далее идет анализ написания печатной буквы Ч. Показывается «живая» буква Ч: логопед встает лицом к детям, исходное положение: ноги вместе, правая рука отведена в сторону и поднята в локтевом суставе вверх.

Логопед. Да, вы правильно решили: 1 3 8 4 5 2 7 9 6

«Ч» мы пишем как четыре. А Б Е Ч К М О П Т

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

5.Динамическая разминка.

Чертит мелом буква Ч Руки поднимать вверх,

Свои черточки – Ч-Ч. через стороны опускать вниз. Человечек Ч-Ч-Ч, Приседания с прямой спиной.

И читает: Ч-Ч-Ч,

И чихает: Ч-Ч-Ч.

Чинит часики: Ч-Ч-Ч,

А мечтает о мяче.

Вот какая буква Ч, Имитация танцевальных

Озорная буква Ч. движений.

6.Игровое задание «Подберите нужное слово».

Цель задания: учить детей подбирать слова со звуком Ч.

Логопед. Необходимо ответить на вопрос одним словом, но в нем обязательно должен присутствовать звук Ч.

Имя сказочного мальчика-луковички. (Чиполлино).

Крошечная девочка, которая умещается в бутоне цветка. (Дюймовочка).

Фамилия работника почты деревни Простоквашино. (Печкин).

Обаятельный сказочный персонаж с большими круглыми ушами. (Чебурашка).

Кто такая Тортилла? (Черепаха).

Как звали волшебного джинна из кувшина? (Хоттабыч).

Сказочный змей с тремя говорящими головами. (Горыныч).

7.Игра с фишками.

Цель игры: учить детей выделять звук Ч из названия предметной картинки.

Для игры понадобятся фишки - зеленые кружки по числу карточек, в названии которых есть звук Ч; картинки-лото, в названии которых может встречаться звук Ч.

Логопед раскладывает на столе картинки-лото и предлагает детям положить фишки только на те картинки, в названии которых есть звук Ч.

8.Игровое задание «Назовите один слог».

Цель игры: развитие слогового анализа.

Логопед называет слово, а ребенок – только слог, в составе которого есть звук Ч. Например: ПОДАЧА-ученик называет «ЧА».

Слова: ночь, бечевка, часы, дочка, бельчонок, печка, качалка, черешня и т.д.

9.Решение ребусов.

Цель упражнения: развитие логического мышления.

Логопед помогает детям решить ребусы, объясняя правила в случае необходимости.

М Ч

Т Д

Ш Ч

ЛЕ ЧА

Ч

10.Игра «Веселые примеры».

Цель игры: развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

Понадобятся карточки с написанными словами-«примерами».

Логопед. Попробуем составлять и решать веселые примеры. Для этого надо вспомнить, что знак «-» обозначает «отнять, убрать, вычесть», знак «+» обозначает «добавить».

Примеры записаны на доске.

КОРОБ+ОЧКИ=

ПЕРЕДАЧА-ПЕРЕ=

БУЛКА-КА+ОЧКИ=

ЗАЯЦ-ЯЦ+НАВЕС=

ЧАЙНИК-НИК+КА=

МОЧАЛКА-ЧАЛКА+ЛОТОК=

ПЕЧЬ-Ь+КА=

БЕЛЫЙ-ЫЙ+КА=

11.Игра «Какое слово спряталось?»

Цель упражнения: развитие фонематического слуха.

Логопед произносит набор звуков, но в этом наборе спрятано слово. Ученики должны его услышать и выделить. Логопед проговаривает обязательно ударение имеющегося слова.

КРОДАЧАПА – Дача;

УКТУЧАНА – ТУЧА;

ЛАЮЧАЙЗИ – ЧАЙ;

ПЫЧАСЫЖГ – ЧАСЫ;

БРОЧУДОСТ – ЧУДО;

СЛУМЯЧЛИ – МЯЧ.

12.Игра «Запомните только первый слог слова».

Цель упражнения: развитие слогового анализа и синтеза.

Упражнение выполняется стоя. Кто выполняет задание, тот садится.

Логопед просит детей запомнить только первый слог из произнесенных им трех слов, а затем сложить эти слоги в новое слово. Загадка, дача, чары – ЗАДАЧА;

Калоши, лапы, читатель – КАЛАЧИ;

Чудо, человек, лошадь – ЧУЧЕЛО.

13.Чтение деформированных предложений.

Цели упражнения: умение выделять слова в предложении по порядку; закреплять зрительный образ букв; развивать внимание.

Потребуются буквы большого формата, по контуру которых написаны деформированные предложения.

Логопед. Навстречу нам попадаются предложения, которые спрятались в контур больших букв. Давайте их прочитаем.

Примеры предложений: Алиса была в Стране Чудес. Быстро наступила ночь. Девочка взяла воду из бочки.

14.Игровое упражнение «Слоговое лото».

Цель упражнения: развитие слогового анализа.

Понадобятся картинки из лото: качели, чашка, часы, мяч, ключ, чайник, черепаха, чудовище, чемодан.

Логопед. Нам необходимо разложить карточки в 4 ряда: в первом ряду-картинки с названиями из одного слога, во втором ряду-из двух слогов и т.д.

15.Итоги занятия.

Логопед предлагает детям слепить из пластилина букву Ч, вспомнить слова, в названии которых есть эта буква.

Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Цель:

  1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях и связных текстах.
  2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.
  3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, сигнальные карточки, перфокарты, мячик.

Ход занятия

1. Организационный момент. Включение зрительного и речевого внимания.
Соединить части поговорок (таблица):

БЕРИСЬ СМЕЛО

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО

ХОРОШО И СЛУШАТЬ

БЫЛА БЫ ОХОТА

А НАШЁЛ, БЕРЕГИ

НЕТ ДРУГА, ИЩИ

УМ ТОЧИТЬ

ХОРОШУЮ РЕЧЬ

ЗАКИПИТ РАБОТА

2. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
3. Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у жителей Воздушного замка.

Догадались? Правильно, это – звуки, их мы слышим и произносим. А какие звуки пригласили нас в гости, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).

Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
- Сегодня мы будем учиться чётко произносить и различать звуки Ч, Щ.
Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
Соотнесение звука и буквы.
- Буквы мы читаем и пишем. Они живут в Книжном домике. (опорные карточки с буквами Ч, Щ.):



4. Работа по теме урока.

4.1. Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
- Ребята, звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».


4.2. Работа по серии сюжетных картин.
- Ребята, отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
На доске последовательно появляются картинки.




Задание.

Найдите на каждой картинке предметы, в названиях которых встречаются звуки Ч-Щ. (Щука, червячок, крючок, печка, кирпич, чугунок, ящик, овощи, лещи, чешуя, кирпичи).

Измените слова, чтобы в них зазвучали звуки Ч-Щ. (Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).

4.3. Заучивание чистоговорки с опорой на картинки.

Физкультурная пауза.


4.4. Работа с перфокартами

Проверка. Самоконтроль.

Прочитайте последние три слова (точильщик, часовщик, чистильщик).
- Что обозначают эти слова? (Профессии).

4.5. Составление предложений по сюжетным картинкам (Каше).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Врач лечит детей.
Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
Скрипач играет на скрипке.

5. Подведение итога занятия.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки Ч-Щ).
Домашнее задание. Выучить чистоговорку, чётко произносить звуки [Ч - Щ].

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
  • научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память;
  • упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей;
  • создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:
- Надо, надо умываться
Поглаживающие движения.
По утрам и вечерам,
Растирающие движения.
А детишкам неумытым
Пощипывающие движения.
Стыд и срам!
Поглаживающие движения.

3. Развитие артикуляционной моторики.

«Заборчик»

Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать на счет до 5.

«Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?

Дети: Черепаха.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.

На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука[Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы разомкнуты.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом.

Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч.

Можно его пропеть?

Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы.

В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.
У ёжихи – ежёночек.
У лошади – жеребёночек.
У медведя – медвежёночек.
У львицы – львёночек.
У белки – бельчёночек.
У оленихи – оленёночек.
У овцы – ягнёночек.

11. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
(грач)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет.

А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка

Логопед: Черепаха очень любит игры с мячом. Давайте мы с вами тоже поиграем в мяч, покажем, какие мы ловкие.

Колобок (с мячом).

Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили они очень
На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
Мышка серая бежала,
- Ой! Как пахнет Колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек.
Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.

Движения:

Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.
Стоять, мяч перед собой.
Передавать мяч из одной руки в другую.
Присесть, мяч внизу.
Катать мяч по полу.
Встать, перекладывать мяч из одной руки в другую.
Мяч на полу, бег вокруг мяча.
Наклоны к мячу.
Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.

13. Знакомство с буквой Ч. Дидактическая игра «Туча».

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек.

Логопед: Налетела большая туча, закапал дождик. Везде лужи. Но дождик необычный – в каждой капельке буквы и каждой лужице буквы (в каждой лужице по одной букве а, о, у, и). Назовите, какие буквы вы видите в лужицах.

Дети называют буквы.

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы и почему?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что воздух не встречает в ротике преграды, эти звуки можно пропеть.

Логопед: Выберите только те капельки, на которых буква Ч и опустите её в лужицу перед гласной, прочитайте слоги.

Дети читают получившиеся прямые слоги – ча, чо, чу, чи и проводят звуко-буквенный анализ (выкладывают кружки зеленого и красного цветов).

Логопед: Положите капельку с буквой Ч после гласной, прочитайте слоги.

Дети выкладывают получившиеся обратные слоги – ач, оч, уч, ич и проводят звуко-буквенный анализ этих слогов.

14. Проговаривание чистоговорок с движением.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе стоит свеча. Левая рука лежит на столе, правая — согнутая в локте, поднята вверх, локоть стоит на столе.

Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Две ладони сомкнуты на уровне груди, описывают круг и снова соединяются.

Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Руки согнуты в локтях, локти стоят на столе. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Че-че-че – чай попили при свече. Имитируют движение ведущей рукой.

Ча-ча-ча — догорела вся свеча. Обе руки согнуты в локтях, локти стоят на столе, затем дети кладут руки друг на друга на стол.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай
Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл –
Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось? Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть. Она дарит вам по цветочку, в лепестках которого вы должны будете нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ч, определить место звука в слове и определить количество слогов.

Кудакова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32,
МБДОУ д/с № 16 г. Арзамас

Екатерина Козлова
Конспект занятия «Звук и буква Ч»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «ЗВУК И БУКВА Ч » .

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Различение и четкое произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой Ч .

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др. ;

Познакомить с буквой Ч ;

Закрепить навык произношения звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах;

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза двухсложных слов со стечением согласных;

Продолжать знакомить детей со способом словообразования существительных с суффиксом -ич;

Упражнять детей в спряжении глагола хотеть;

Упражнять детей в составлении и чтении слов с буквой Ч .

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Развивать речевое дыхание;

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, память, внимание,

мышление;

Развивать зрительный и пространственный гнозис;

Развивать мелкую моторику, общую в сочетании с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

Воспитывать выдержку, умение оказывать помощь друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ :

мяч, предметы со звуком Ч (очки, часы, ручка, чашка, черепаха, перчатка, ключ, бочонок, картинка ручка, карточка с изображением буквы Ч , магнитная азбука, фишки для выкладывания схем, бархатная бумага, ниточки для выкладывания буквы Ч , фломастеры, карточки со спрятанной мужду другими буквами буквы Ч , сундучок, ручки для сюрприза.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в кабинет. Здороваются с гостями.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В нашей группе живут славные дети. Всех хочется назвать ласково.

1). Ангелина, Дима назовут себя ласково (Ангелиночка, Димочка,

2). Даша, Катя, Кристина назовут ласково соседа ….

3). Катя назовет ласково Дашу, Андрей – Степу, Степа – Андрея.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ .

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я стучу, стучу, стучу!

Мигом всех я прокачу!

Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о звуке Ч ) .

Правильно. Мы будем повторять звук Ч , и познакомимся с буквой Ч . А поможет нам проверить ваши знания «Веселый поезд» . (Показать на него) .

Чтобы отправиться в путь на «Веселом поезде» нужно выполнить упражнение.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ :

Вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук Ч (Ч, Ч, Ч. Повторить 3 раза) .

4. ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «СЛОГОВАЯ» . (Произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ч .

Сначала вспомним, что мы знаем о звуке Ч . Какой это звук ? (Согласный, мягкий, глухой) . Почему, думаете, что звук согласный ? (Не поется) .

Как проверить глухой этот звук или звонкий ? (Горло не дрожит) .

Чем звук Ч отличается от других звуков ? (Звук Ч всегда мягкий ) .

Д/игра «Повтори за мной» . Повторяем слоговые дорожки :

Вместе – АЧ-АЧ-АЧ – ВРАЧ

ЧО-ЧО-ЧО – ПЛЕЧО

Девочки – ЧИК-ЧИК-ЧИК – КЛЮЧИК

Мальчики – ЧКА-ЧКА-ЧКА – РУЧКА

А теперь отвечает только тот, кого спрашиваю. Остальные слушают.

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

5. СТАНЦИЯ «ЛАСКОВАЯ» . Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Д/игра с мячом «Назови ласково» :

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЧКО СУМКА – СУМОЧКА

ОВЦА – ОВЕЧКА СОБАКА – СОБАЧКА

САНКИ – САНОЧКИ БЕЛКА – БЕЛОЧКА

КОЛЬЦО – КОЛЕЧКО ШАПКА – ШАПОЧКА

6. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В СЛОВАХ , ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

На станции стоит «Волшебный сундучок» . Нужно достать из него предметы, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого будем делить слова на слоги.

Д/игра «Раздели слова на слоги» :

В первом вагончике поедут слова с одним слогом.

В вагончике с двумя окошками поедут слова, в которых? (Два слога) .

В следующем вагончике разместятся слова? (Из 3 слогов) .

В последний вагон сядут слова? (В которых 4 слога) .

(Дети раскладывают предметы возле нужного вагончика. Проверяем правильность. Сундучок пустой. С заданием справились.).

7. ЗВУКО - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ. Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук Ч на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч) . Поезд довез вас до станции «ШКОЛЬНАЯ» – она последняя.

Чтобы сесть на свое место нужно сказать пароль. Назвать отчество сына. Д/игра

«Назови отчество сына» :

У Глеба сын – Глебович У Ивана сын – Иванович

У Петра сын – Петрович У Василия сын – Васильевич

У Сергея сын – Сергеевич У Максима сын – Максимович

У Андрея сын – Андреевич У Олега сын – Олегович

(Отметить детей) .

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ НА СТАНЦИИ ШКОЛЬНОЙ «Измени предложение» :

Я хочу учиться в школе.

Ты хочешь учиться в школе.

Он хочет учиться в школе.

Она хочет учиться в школе.

Они хотят учиться в школе.

Все : Мы хотим учиться в школе.

Составляем схему предложения «Мы хотим учиться в школе» . Ангелина составляет схему предложения у доски на фланелеграфе.

Сравнить свою схему со схемой на фланелеграфе. Проверить друг у друга.

Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово,

последнее слово (Дети показывают у себя на схеме) . Назвать предлог,

показать на схеме. (УБРАТЬ ФИШКИ) .

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Играем в нашу любимую игру «Поймай рассыпанное слово» . Приготовили ладошки : А, Ч, Й – ЧАЙ; О, Ч, И, К – ОЧКИ; Р, У, Ч, К, А – РУЧКА

Выставляется картинка РУЧКА.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Предлагаю вам выложить схему слова РУЧКА (Дети выкладывают, проверяют друг у друга) .

Называем все звуки по порядку , показываем на схеме пальчиком.

Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков ? (2) Какие? (У, А) .

Сколько согласных звуков ? (3) Назовите (Р, Ч, К) .

Назовите мягкий согласный звук , покажите его на схеме (Ч) .

(Молодцы со всеми заданиями справились хорошо) .

8. ФИЗМИНУТКА «КАБЛУЧОК» .

ЧОК-ЧОК-ЧОК – РУКИ НА БОЧОК!

(Дети выходят из-за столов, становятся в круг) .

ЧОК-ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК!

ПОКАЖИ СВОЙ КАБЛУЧОК!

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПРЫГАЮТ, КАК МЯЧИКИ.

НОЖКАМИ ТОПОЧУТ, ВЕСЕЛО ХОХОЧУТ.

(Повторить игру 2 раза) .

9. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч .

ПЕРВОЙ БУКВЕ В СЛОВЕ ЧТЕНИЕ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ.

Выставляется буква Ч .

На что похожа буква Ч ? (На цифру 4) .

Ч – ВЫ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛИ

ПИШУТ ТАКЖЕ КАК ЧЕТЫРЕ.

ТОЛЬКО С ЦИФРАМИ, ДРУЗЬЯ,

ПУТАТЬ БУКВУ НАМ НЕЛЬЗЯ .

Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч ? (В левую) .

Какой звук обозначается буквой Ч ? (Звук Ч ) .

Д/игра «Выложи букву » (На бархатной бумаге) .

Первый ряд выкладывает букву Ч из кружочков .

Второй ряд – из ниточек. (Проверяют друг у друга) .

Д/игра «Буква заблудилась » .

Разыщите, пожалуйста и обведите букву Ч , проверьте выполнение друг у друга.

10. РАБОТА С МАГНИТНОЙ АЗБУКОЙ.

А теперь мы с вами будем волшебниками. Сначала находим букву Ч , кладем ее в правый нижний угол, она нам будет нужна (Проверяем) .

ПЕРВОЕ ВОЛШЕБСТВО

Выкладываем слово РЕПКА. Какое слово выкладывали? Читаем его, индивидуально (Дети отвечают) .

ВТОРОЕ ВОЛШЕБСТВО

Волшебным взмахом своей руки заменим в слове РЕПКА букву П на букву Ч .

Какое слово получилось? (Дети читают по одному) .

ТРЕТЬЕ ВОЛШЕБСТВО

Подумайте, какое слово получится если заменить букву Е буквой У (Дети называют – РУЧКА) .

Проверяем, заменяем букву , читаем слово.

Отметить успехи детей.

11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Станция «Школьная» была последней. Все задания выполнены. Давайте вспомним чем мы занимались. Дети называют. БЕРУ СУНДУЧОК.

Наш сундучок был пустым. Смотрим. Пусто. Но ведь он волшебный. Мы волшебники. Говорим заклинание. Находим в сундучке РУЧКИ.

Кирилл –

Даша Р. –

Даша К. –

Никита –

Степан –

Дети получают ручки и уходят в группу.

Жернакова Надежда Леонидовна
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Звук ч»

Цель: автоматизировать звук Ч в прямых, обратных слогах, словах, предложениях, тексте на лексическом материале по теме: «Посуда, продукты питания».

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [Ч], его акустических особенностях. Закрепление правильного произношения фонемы [Ч] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях. Закрепление словаря по теме: «Посуда, продукты питания».

Коррекционные : развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад звука [Ч], Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы, развитие навыка звуко-слогового анализа, навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные : воспитывать доброту, отзывчивость, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, проволока, слоговые дорожки и таблицы, артикуляционная игрушка-лягушка, кузнечик, артикуляционный профиль, различные схемы, зашумлённая буква Ч, мешочки с крупами, контейнер с огурцом и яблоком, игровой комплект для детей «Магазин» и «Кухня»

Ход занятия.

1 Организационный момент Цель: Создание положительно эмоционального настроя. Включить детей в работу с первых минут занятия.

Здравствуйте, дети.

Поднимите правую руку вверх (на правой руке прищепка, а левую опустите вниз. Правую руку в сторону, а левую вперёд.

2. Объявление темы занятия.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему занятия

На лугу живет скрипач.

Весь зелёный, ходит вскачь. (кузнечик)

Как стрекочет кузнечик? Ч-Ч-Ч.

Сегодня мы будем изучать звук Ч и букву Ч. (Учащиеся отгадывают загадку, определяют тему урока «Звук Ч»)

3. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха.

Кузнечик проснулся, открыл окошечко и вышел на крылечко, а там пришла лягушка - прожорливое брюшко. Давайте, правильно выполним упражнения для язычка, чтобы лягушка не съела кузнеца.

«Улыбка», «Блинчик», «Парус». «Чашечка», «Качели», «Часики»

(Дети выполняют артикуляционную зарядку с артикуляционной куклой «Лягушка» и элементами биоэнергопластики)

4. Произношение изолированного звука . Цель: Закрепление изолированного звука в звукоподражании, развитие и совершенствование артикуляционной моторики

Как стрекочет кузнечик Ч-Ч-Ч. Кузнечик рад, что вы спасли его и запел свою песенку. Давайте и мы споём вместе с кузнечиком. Я буду начинать слово, а вы с кузнечиком "стрекочите громче", чтобы его закончить:

клю. ме. но. кли. кирпи. печь… гра… (Дети договаривают последний звук. (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану .

Артикуляция, характеристика звука [Ч] по плану – схеме.

Губы – округлены.

Зубы – сближены.

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком. (Дети анализируют артикуляцию звука Ч по плану с использованием профиля артикуляции, схемы на руке, артикуляционной куклы-лягушки)

6. Характеристика звука . Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.

Звук Ч согласный, потому что есть преграда.

Звук Ч мягкий, поэтому обозначим его какого цвета прищепкой?

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий. Дети по опорной схеме дают характеристику звука Ч

Обозначаем Ч зелёной прищепкой.

7. Связь звука с буквой . Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Какой буквой на письме обозначаем звук Ч?

Зелёной прищепкой показать правильно написанную букву Ч

Дети прикрепляют зелёные прищепки на правильно написанную букву Ч

8. Закрепление звука в слогах . Звуковой анализ и синтез слогов . Цель: Совершенствование слогового синтеза. Развитие интонационной выразительности речи, орфографической зоркости.

Однажды буква Ч с гласными отдыхала на речке. Они пели песни ча, чу, че, чи (грустно, радостно). А потом буква Ч решила искупаться. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны, и буква Ч стала тонуть. Она закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу лежали буква Я и буква Ю. Важная буква Я и Ю только подняли голову, посмотрели и продолжали лежать. А Буква А и У вскочили, бросились на помощь. Протянула буква Ч одну руку букве А, а другую - букве У и вытащили её на берег. С тех пор буква Ч дружит с буквами А и У.

ЗАПОМНИ: Ча! Чу!

Как надо себя вести на реке, озере? ТБ на водоёме. (Обучающиеся проговаривают слоговые цепочки с разной интонацией. С помощью прищепок выкладывают схему слогов)

9. Закрепление звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Звуко-слоговой анализ слов.

Буква Ч предлагает выполнить задание.

Как одним словом назовём то, что находится на полках? - посуда

Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. Дети: Чайная посуда.

Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

Назовите посуду, которая стоит на нижней полке. - Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, фартук.

Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название. Какой предмет лишний? - Лишнее слово - фартук, потому что это одежда.

Подбор звуковых схем к картинкам. Какая посуда спряталась в данной схеме?

(Дети с помощью звуковых схем-прищепок узнают, какая посуда спряталась в данной схеме.)

Работа с бланками (на трафаретах посуды (чашка, чайник) вставить гласные А, У в слова.

10. Физкультминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие координации движений рук и ног.

Это чайник - вот! (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

У меня большой живот. (Животик надут)

Я чай кипячу: (Топают обеими ногами)

Чай я с вами пить хочу. (Делают призывные движения правой рукой)

11. Игра «Что изменилось? Цель: Произношение звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Развитие навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания. Развитие звукобуквенного анализа, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, умения составлять предложения, формирование навыков самоконтроля, социализации.

Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.

Логопед убирает чайник.

Чего не стало?

Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Логопед заменяет красные чашки на синие.

Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду.

Логопед: -Посуда у нас есть, а что ещё нужно для приготовления еды?

Где можно приобрести продукты?

Сейчас вы пойдёте в магазин и

Катя купит гречку.

Женя - яйца.

Оля – яблоко.

Сюжетно-ролевая игра «Магаз ин»

«Отгадай продукт на ощупь»: крупа риса, гороха, гречки – в разных мешочках. Яблоко, шарики разного размера, яйцо – одном мешке.

Сюжетно-ролевая игра «Поваря та»

Как называют человека, который готовит еду?

Сейчас вы будете поварами (поварятами).

Вам нужно приготовить кашу, яичницу, компот из купленных продуктов.

Кто, что приготовил? – Каша из гречки – гречневая каша, компот из яблок – яблочный компот, из яиц – яичница, салат из огурца – огуречный салат

12. Итог занятия. Цель: развитие кратковременной памяти.

Сегодня мы учились правильно произносить какой звук?

Давайте вспомним, когда произносишь звук [Ч], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? О каких предметах говорили? – (Сегодня мы учились правильно произносить звук Ч. Объясняют правильную артикуляцию звука Ч)

13. Оценка работы детей на занятии . Цель: Формировать адекватную самооценку.

Рефлексия. Нам пора прощаться. Вы сегодня очень хорошо работали! У вас отлично получается звук Ч в слогах, словах, в предложениях. Молодцы!

Кому было легко (трудно) на занятии? (Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов)