Урок литературного чтения А. Барто Стихи о дружбе. Литературное слушание А. Л. Барто " В школу" с презентацией презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему Я сижу, дышать не смею

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

Библиотечный урок по творчеству А.Л. Барто

«По ступенькам детства»

Подготовила: Мусиенко О.В., библиотекарь

Цели и задачи:

    Привлечение ребят к чтению.

    Познакомить учащихся 1-2 классов с жизнью и творчеством А.Л. Барто.

    Развивать навыки и умения выразительного чтения.

    Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков

актёрского мастерства и сценической речи.

    Прививать положительные качества личности: вежливость, желание помочь в трудную минуту.

Ход мероприятия

Ведущий : Сегодня у нас замечательный день, мы с вами встретились, чтобы поговорить и жизни и творчестве Агнии Львовны Барто. Ее стихи многие ваши родители помнят с детства наизусть, и с удовольствием читают их своим детям. А вы еще когда не знали ни одной буквы, и совсем не умели читать, с удовольствием слушали и запоминали ее добрые, звонкие стихи из сборника «Игрушки», в котором собраны 17 стихотворений про любимые игрушки детей. Давайте некоторые из них сейчас вспомним.

Чтение стихов (с игрушками)

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Бычок

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Флажок

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.

Ведущий : Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара.

Стихи Агния начала писать еще в детстве, но в будущем видела себя балериной и даже окончила хореографическое училище.


В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы―реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Ведущий : Агния Львовна часто встречалась со своими главными читателями – детьми. Приезжала в школы, детские сады, она узнавала, что интересует детей, что их радует, огорчает, и писала об этом в своих стихах.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

В книжку залетели.

По листкам кружились

С нами подружились.

Двух синиц мы приручили,

Им работу поручили-

Пусть они и врозь и вместе

Прилетают в школу, в класс

И приносят в книжку вести

От читателей, от вас.

Ведущий : Вот такие две веселые синицы могут залететь и в нашу школу, как когда-то залетали в другие школы и рассказывали Агнии Львовне истории о школьниках которых повидали, а она писала про этих ребят свои стихи, веселые, добрые, а иногда высмеивала жадин, ябед, лентяев.


Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу

Подари, подари...

Люся в комнату вошла,
Села на диванчик
И берётся за дела:
Начинает клянчить.

От зари и до зари,
В летний день и в зимний,
Люся просит: ― Подари,
Мама, подари мне...

Подари мне, подари
Эти бусы―янтари.
Для чего вам бусинки?
Подарите Люсеньке.

― Игорёк, Игорёк,
Подари мне пузырёк!
Ты же мой товарищ,
Пузырёк подаришь?

Ходит бабушка зимой
В тёплом шарфе с бахромой,
Клянчит, клянчит Люсенька:
― Я мала―малюсенька,
Ты мне шарфик уступи,
А себе другой купи.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой ―
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Ведущий : А вы помните, как пришли первый раз в первый класс. Многое давалось не легко, не легко было выводить аккуратно первые буквы, держать в руке ручку и карандаш, научиться поднимать руку, вставать из-за парты.

Стих: «Первый урок»

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Ведущий : Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно ее волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли они быть верными в дружбе, не ссорятся ли по пустякам, помогают ли старшим, любят ли читать, учиться?

Стих: «Мы с Тамарой»

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Если что-нибудь случится,
Приходите к нам лечиться.

Мы умеем класть компресс:
Мы с Тамарой Красный Крест.

Можем сделать Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой санитарки,
Я недаром вас зову.

Санитарам не везёт:
Есть и марля, есть и йод,
Не хватает пустяков -
Нет ни ран, ни синяков…

Наконец нашлась работа
И для Красного Креста.

Наконец ушибся кто-то.
Санитары! На места!

Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?

Руки Танины ослабли:
- Ой, у Вовочки порез!

И, увидев крови капли,
Разревелся Красный Крест.

Вот, ребята, йод и вата,
Вот и марля и бинты...
Только я не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты!

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами.
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Может, сделать Вам припарки?
Дать целебную траву?

Мы с Тамарой санитарки:
Тамара лечит, Я - реву...

Ведущий : Это в школе, а во что же играют, чем занимаются на улице города, во дворах после уроков?

Верёвочка

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?

Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.

Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.

Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...

Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота! -

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Стих « Почему занят телефон?»

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Ведущий : встреча с книгами Барто в детстве не забывается в течении всей жизни. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его и просят автограф, Агния Барто стояла в стороне, понимая, что ей слабой женщине. Ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт подошел к ней и тихо спросил:

Агния Львовна, а можно я Вам автограф дам? - И вырвав листок из блокнота, написал на нем: « Уронили мишку на пол. Гагарин»

Оказалось, что детский поэт, Агния Барто, знаменитие всех знаменитых писателей и ее стихи в памяти космонавта побывали в космосе.

Ведущий : В годы войны Агния Львовна находилась в городе Свердловске.

Она выступала на радио, ездила на фронт с чтением своих стихов, работала корреспондентом в газете.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Война
Сигнал тревоги Над страной:
Подкрался враг, Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

МОЙ БРАТ УХОДИТ НА ВОЙНУ
Мой брат уходит на войну.
Что мне сказать ему?
Ему я руку протяну,
Его я обниму.
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих.

Ведущий : Что бы написать поэму о подростках, которых война заставила рано повзрослеть, она вместе с ними работала на заводе и осваивала профессию токаря. А после войны Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей разлученных войной. Она слышала много рассказов людей о том, какой след в их жизни оставила война, и затем написала книгу «Найти человека».

Ведущий : Для своего внука, Агния Львовна написала книжку «Вовка – добрая душа». Вот одно из стихотворений из этой книги.

«С добрым утром! или шла вчера я по Садовой»

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? -

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка - есть такой!

Ведущий : Будучи знаменитым поэтом Барто всегда была окружена детьми, понимала их заботы, радовалась и огорчалась вместе с ними. Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г, но ее произведения, ее стихи - мудрые, веселые и беспокойные останутся с нами на долгие-долгие годы.

Презентация выставки книг А.Л. Барто

Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто; развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения; формировать умение запоминать стихи.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Определять эмоциональных характер текста. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств.

Коммуникативные УУД:

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Оборудование: выставка книг А.Л. Барто; портрет поэтессы.

Ход урока

I. Организационный момент

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Мой щенок»

III. Постановка цели урока

Сегодня я расскажу вам о жизни Агнии Львовны Барто, мы познакомимся со стихотворением «Веревочка». Научимся читать его выразительно, подумаем вместе, какие приемы лучше использовать для заучивания наизусть.

1. Рассказ учителя об А.Л. Барто.

Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Цикл стихотворений «Игрушки» появились в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, пи­сала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто - в мае 1945 года погиб ее сын.

Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о де­тях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время вой­ны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.

Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. Книжка «Вовка - добрая душа» как раз о таких детях.

2. Чтение статьи в учебнике учителем, с. 38.

На предыдущих уроках мы читали стихотворения С. Ми­халкова, а сейчас послушайте отрывок из его статьи об Агнии Львовне Барто.

3. Чтение стихотворений наизусть («Игрушки» и т. п.).

4. Первичное чтение стихотворения «Веревочка». Сначала «жужжащим» чтением, затем вслух.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Почему стихотворение названо «Веревочка»? Какую ве­
ревочку имела в виду автор? (Прыгалки или скакалка.)

Какие приметы весны подметила А. Барто на улицах Мо­сквы?

Прочитайте каждый по одной примете.

Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющейся об ас­фальт?

Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Выполнение заданий № 5, 6 в учебнике.

3. Выразительное чтение.

4. Обсуждение приемов запоминания.

Если надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, то
как вы будете его учить? (Ответы детей.)

Для начала, нужно прочитать стихотворение и выяснить знат чение всех непонятных слов. Потом громко прочитать стихотво­рение и попытаться уловить его ритм, мелодию, представить себе картину или события. В третий раз прочитать надо выразитель­но. Минуты через 2-3 попробовать повторить по памяти, при необходимости - заглядывая в текст. Повторить стихотворение через 3 часа. Еще раз - перед сном. Утром - прочитать, а потом рассказать перед зеркалом.

Детям раздаются памятки.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, про­иллюстрировать его.

Урок 78. А. Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу»

Цели урока: ознакомить обучающихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить фор­мировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в группе книг; формировать доброе отношение к природе.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль

Оборудование: Выставка книг А.Л. Барто.

I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть (или выразительно) стихотворений А.Л. Барто.

2. Игра «Узнай «Веревочку».

На доске - строки из разных стихотворений. Дети должны определить, какие строки из стихотворения А. Барто (учебники при этом закрыты).

Галдят грачи на дереве*

Гремят грузовики...

Не любила нас она,

Била, била нас она... (Федорино горе.)

Как птицы заливаются Трамвайные звонки...

· Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Веревочка»

III. Постановка цели урока

IV. Изучение нового материала

1. Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

2. Чтение стихотворения «Мы не заметили жука».

Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?

Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?

Какая главная мысль в этом стихотворении?

Какое стихотворение Сергея Михалкова написано на эту же тему? (Зяблик.)

Кто помнит это стихотворение? Напомните, пожалуйста, всему классу. (Ученик читает наизусть или по книге.)

Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, пере­давая интонацией чувства девочки.

3. Повторное выразительное чтение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения новой темы

1. Беседа.

Помните ли вы свой первый день в школе?

Что было самым удивительным? (Рассказы детей.)

А самым страшным?

А вот какое стихотворение написала А.Л. Барто про мальчи­ка Петю, про то, как волновался он накануне 1 сентября?

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

3. Первичная проверка понимания.

Понравилось ли вам стихотворение?

Похоже ли волнение Пети на ваше состояние перед первым учебным днем?

В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался?..» Можно ли сказать, что Петя трус?

Прочтите это стихотворение выразительно.

VII. Итог урока

О чем читали стихи? Чему они нас учат?

Домашнее задание

Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению одного из двух стихотворений.

Урок 79. А.Л. Барто. «Вовка - добрая душа»

Цели урока: ознакомить учащихся с новым стихотворением А. Барто; развивать навык выразительного чтения, учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное от­ношение к окружающим людям.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД: Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворения.

Закрепление изученного материала

1) Определение темы, главной мысли, героев произведения «Мой щенок» С.Михалкова

2) Выпиши из текста стихотворения, какие проказы совершил щенок на прогулке

3) Определите характер щенка

4) Составьте рассказ о пропаже щенка

5) Придумайте объявление о пропавшем щенке

III. Речевая разминка

Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка

IV. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением
Агнии Львовны Барто «Вовка - добрая душа»

Цели:

  • расширить представление детей о творчестве А.Л.Барто;
  • познакомить с новым стихотворением;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • помочь найти и понять главную мысль стихотворения: продолжать формировать
  • навык анализа стихотворения;
  • воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.

Оборудование : портрет А.Л.Барто; выставка её книг, скороговорка на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Гимнастика для языка

– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

III. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы:

– Что было задано на дом?
– О какой птице написал поэт в своём стихотворении?
– Интересно узнать, а что вы написали об этой птице.
– Что нового узнали ещё о ней? (чтение учениками своих рассказов, показ рисунков).

2. Чтение стихотворения наизусть.

3. Переход к новой теме:

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

IV. Рассказ учителя о А.Л. Барто

А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.

Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.

– Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий). Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице?

А.Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

V. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

1.Словарная работа

разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

2. Первичное чтение учителем.

– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
– Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?

3. Чтение учащимися.

– Прочитайте и скажите, почему мама и сын были в разлуке?

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
– Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
– Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
– А кто согласен с героем?
– А что произошло дальше?
– Как наслаждается мальчик свободой?
– Нравится ли мальчику бездельничать?
– Чем начинает заниматься мальчик?
– А как видно, что мальчик тоскует?
– Что он понял?
– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?
– А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?

5. Работа над выразительностью стихотворения.

– По настроению на сколько частей можно разделить текст? (2)
– Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?

1 часть – с радостью, с гордостью за маму
2 часть – грустно, показать скуку

6. Воспитательная часть урока.

– Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и приласкает.
– Ещё какие пословицы о маме знаете?

(Чтение пословиц детьми).

– Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.

Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика – мягоньким.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
– Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей маме с любовью и уважением, не будете её огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.

VI. Подведение итога урока

VII. Домашнее задание

Подготовиться выразительному чтению стихотворения.

Тип урока : Урок – отчёт, занятие в литературной гостиной

Цели урока:

  • учиться выразительно исполнять стихотворные произведения.
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • воспитывать уважение к товарищам;
  • создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;

Оборудование: портрет А.Л. Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л. Барто и Рины Зелёной, исполняющих детские стихи; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто.

Ребята 1 классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостиной.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наша встреча посвящена, удивительной женщине, известной детской писательнице, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок, – женщине, посвятившей, всю свою жизнь детям, их воспитанию – Агнии Львовне Барто.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Стихи Агнии Барто – это страницы детства. Может быть, поэтому их так хорошо помнят и любят те, кто давно вырос, и с любовью читает своим детям. Р. Гамзатов писал о ней – «она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое». Давайте и мы пройдем по страницам ее книг.

Звучит песня-вальс В.А. Долиной:

Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.
Знала и про это, и про то,
Знала, никому не говорила,
Знала то, чего не знал никто.

Бросит зайку кто-нибудь в саду –
Бабушка Барто, скользя по льду,
Прибежит, обнимет, приголубит,
Одолеет зайкину беду.

Таня громко плачет – ничего.
Бабушка Барто сильней всего:
Все на свете мячики поймает,
Переловит все до одного.

Ведущий 1: Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной.

Незадолго до окончания хореографического училища на одном из уроков учитель попросил Агнию Барто прочесть под музыку одно из своих стихотворений. Она выбрала очень грустное и заунывным голосом прочла его. Присутствующий на этом уроке известный литературный критик Анатолий Васильевич Луначарский, расспрашивая потом юную балерину о ее планах, посоветовал девочке обязательно писать стихи, но не грустные, а веселые.

Ведущий 2: После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки», а так же стихов «Фонарик», «Машенька» и другие. Агния Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих слов оказались близки и понятны миллионам детей.

Вы были совсем маленькими, а уже знали стихотворение про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мяч упал в воду. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вышли в первой книге Игрушка.

Исполняются стихотворения

СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Ведущая 1: Ну, вот вы подросли, отложили свои любимые игрушки и вместе с вами, выросли стихи А.Барто. Она написала очень много стихов о вашей жизни, о ваших занятиях в школе.

Большое место в раннем творчестве поэтессы занимали сатирические и юмористические стихотворения. В то время было распространено мнение, что детской поэзии противопоказана сатира, поэтому Агнии Барто потребовалось много смелости, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.

Три девочки друг за другом, читают стихи «Песенка про Петю».

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!

А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке -
Чертит чертиков на ней.
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
То залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи поливать.
Со двора домой вернется,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмется -
Доломает до конца.

То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку -
Слишком занят он и так!
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!

Ведущий 2: Стихи А.Барто расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. В её книгах вы найдете целую портретную галерею.

Две девочки изображают персонажей стихотворения «Шуточка про Шурочку» – ученицу и учительницу.

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка...

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка...

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
- Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку...)

Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку...

Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка...

Ведущий 1: Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.

Ведущий 2: Сатира Барто меткая, острая, но не злая. Автор знает, что у ребенка все впереди, и он может избавиться от своих слабостей и недостатков. В книжке «Про слёзы и дела» ребята нашли вот такие стихи.

Дети разыгрывают стихотворение «Копейкин».

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
- Ты возьмешь меня на пляж?
- Что ты мне за это дашь?
- Очини мне карандаш!
- Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги).

Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату -
Взял с него за попеченье
Полпеченья.

Подними очки, голубчик!-
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
- Дашь копейку - подниму!

Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
- Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
- Алексей, отца уважь!-
А в ответ одно и то же:
- Что ты мне за это дашь?

- Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!

Миленький, хорошенький!..-
Мама просит сына.
Ходит за Алешенькой
Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:
- Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили.

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Хоть первое спряжение!

Отвечает Лешенька:
- Вы просите пуще.
Я же несознательный,
Я же отстающий.

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение...-
С ним и в школе нянчатся,
И дома уважение...

Так и не меняется
Это положение.