Темы вшк. Внутришкольный контроль. Теоретические основы внутришкольного контроля

Разделы: Администрирование школы

Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Т.к. современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленных на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:

  • координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;
  • предупреждения возможных ошибок;
  • оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

  • что будет объектом диагностики и контроля
  • кого мы будем диагностировать и контролировать
  • какими формами и методами
  • как оформим итоги контроля
  • какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

  • При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.
  • Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.
  • Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.
  • При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

  • В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.
  • Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.
  • Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.
  • Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

  • содержание и объём контроля;
  • методы, формы организации ВШК;
  • распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;
  • установление сроков контроля и др.;
  • как будут оформлены результаты контроля;
  • где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

В приложении к письму Минобразования России от 11.06.98 г. № 33 п.13 сказано: «Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: руководителей методического объединения, кафедр, учителей-предметников, профсоюзного комитета и членов Управляющего совета.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

  • Положение о внутришкольном контроле.
  • Положение о внутришкольном мониторинге.
  • Положение о стимулировании.
  • Модель качества образования.
  • План внутришкольного контроля.
  • Циклограммы контроля.
  • Графики ВШК.
  • Памятки.
  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Моральное стимулирование осуществляется по итогам внутришкольных конкурсов: «Учитель года», «Самый «классный» классный», «Лучший урок года», «Лучшее внеклассное мероприятие года», «Пчёлка года», «Сертификат коллективного доверия» (учитель, работающий на доверии), конкурса планов и конспектов уроков молодых учителей и др.
В связи с переходом на НСОТ появилась возможность материального стимулирования, что способствовало активизации желания учителей принимать участие в профессиональной внеурочной деятельности, т.е. повысить качество работы.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

  • Обоснование проверки.
  • Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).
  • Организация сбора информации о состоянии объекта.
  • Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.
  • Определение рекомендаций.
  • Принятие управленческих решений.
  • Определение сроков последующего контроля.
  • Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

  • аналитическая справка;
  • приказ;
  • методические рекомендации;
  • индивидуальные рекомендации.

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

  • педсовете;
  • совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;
  • заседаниях МО, кафедр.
  • Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

  • Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.
  • Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.
  • Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.
  • Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.
  • Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту. Зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Управление качеством образования - целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой системой по достижению качества запрограммированного результата (П. И. Третьяков, Т. И. Шамова).

Принципы, определяющие качество в современном образовании:

  • образование для жизни (личной, профессиональной, общественной);
  • учение на основе собственной мотивации и ответственности;
  • порождение знания учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия;
  • создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению;
  • в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся;
  • постоянная поддержка "слабых" и помощь им в достижении максимально высокого уровня обученность.

Качество образования предполагает учет мировых тенденций развития образования и использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Качество образования означает способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию. Качество образования предполагает создание такой образовательной среды, которая стимулирует и учителя, и ребенка к продуктивной деятельности, соответствующей их индивидуальным особенностям и интересам.

Качество и результативность деятельности школы выявляются путем мониторинга и внутришкольного контроля.

Мониторинг - самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, выявляющая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Это второе в данном учебнике определение мониторинга. Можно привести и еще несколько, но можно перечислить те стороны, которые выявляются в разных определениях: функция управления, обеспечивающая получение обратной связи; система сбора, анализа, представления информации, информационная база управления; наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений; независимая экспертиза состояния образовательного процесса и др. Мониторинг не заменил понятия контроль и анализ, по уточнил их, расставил новые акцепты в образовательной деятельности.

Цель мониторинга - достижение соответствия функционирования и развития образовательного процесса требованиям государственного стандарта образования с выходом па причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного учреждения в качественной подготовке учащихся (воспитанников).

Виды мониторинга:

  • информационный - накопление и распространение информации;
  • базовый (фоновый) - выявление проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления (организуется постоянный контроль с помощью периодического измерения системы индикаторов (показателей);
  • проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления.

Принципы мониторинга: целостность, оперативность, приоритет управления, соответствие целей мониторинга средствам его организации, научность, прогностичность, непротиворечивость.

Эффективность мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и информационной культурой участников образовательного процесса.

В аспекте контроля за деятельностью образовательных учреждений есть еще такие понятия как инспектирование и экспертиза. Инспектирование - оценка результативности усвоения норм по установленным правилам, удержание границ нормативного действия. Инспектирование проводится для стандартизации, формализации совместной деятельности в педагогической практике. Есть школы, в которых создана своя внутренняя инспекторская структура.

Экспертиза образовательного учреждения необходима там, где практика стремится быть инновационной, поисковой.

Экспертиза - исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области.

Критерии экспертной оценки:

  • новизна идей, способов и результатов;
  • соответствие технических заданий определенным эталонам;
  • значимость для решения актуальных проблем развития образовательной системы.

Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога. Контроль и анализ исполнения завершают реализацию управленческого решения и начинают этап принятия нового решения. Контроль способствует тому, чтобы опыт работы лучших становился достоянием всего педагогического коллектива, а слабых стимулировал на улучшение своей деятельности.

Принципы внутришкольного контроля: планомерность, теоретическая и методическая подготовленность и обоснованность, систематичность, целенаправленность, оперативность, всесторонность и глубина.

Все виды внутришкольного контроля имеют предупредительный характер, направленный на предотвращение возможных ошибок.

Методы контроля: метод наблюдения, изучение школьной документации, устные, письменные, комбинированные и графические проверки, посещение уроков, самоотчеты и самоконтроль педагогов, творческие отчеты, портфолио педагогов и учащихся.

В последние годы широко практикуется самоаттестация образовательных учреждений. Результаты самоанализа становятся основой для проверки школы. Самоаттестация - сложная и непростая работа для школьных коллективов, но она полезна, так как помогает осознать как сильные, так и слабые стороны в работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования.

В ходе внутреннего самоанализа (аудита) надо провести глубокий анализ по следующим направлениям.

  • 1. Ответственность руководства. В ходе внутреннего аудита необходимо ответить на следующие вопросы. На чем основано принятие руководством решения осуществить изменения, связанные с качеством образования? Чем оно обосновано? Все ли руководство однозначно понимает, что такое менеджмент качества образования? Есть ли проект менеджмента качества для данной организации? Оценило ли руководство свои ресурсы? Участвовали ли (участвуют) в разработке проекта другие члены педагогического коллектива? Информированы ли они, какие изменения должны быть реализованы в их профессиональной деятельности? Понятен ли смысл этих изменений большинству педагогического коллектива? Определены ли основные требования к образовательным результатам и как они согласуются с образовательной политикой государства (региона, муниципалитета)? Что было сделано руководством, чтобы эти цели и способы их достижения стали понятны и были приняты большинством сотрудников?
  • 2. Стратегия развития образовательного учреждения (характеристики его будущего качественного состояния). В стратегию входят:
    • миссия (стратегическое видение конечного результата, достижимого за определенный период времени);
    • понимание внутреннего состояния организации (ее сильных и слабых сторон);
    • общие для всего образовательного учреждения стратегические цели (например, реализация социально значимой компетентностной модели выпускника, подготовка учителей с качественно новыми компетентностями и т.д.);
    • цели по каждому из анализируемых направлений должны указывать на конкретный, достижимый за определенный промежуток времени и измеримый в определенных показателях результат. Они должны обеспечивать изменения в деятельности коллектива школы по разным направлениям;
    • задачи (определение конкретных действий, которые необходимо осуществить на каждом этапе достижения целей). Задачи должны соотноситься с целями, быть конкретными, реалистичными, иметь четкий (измеряемый) результат, сроки его достижения. Должны быть также определены ответственные за их выполнение;
    • проблемы (определение того, что необходимо для реализации стратегии, но на данный момент отсутствует в силу тех или иных причин; выявление этих причин).
  • 3. Компетентность педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен:
    • принимать миссию и стратегические цели организации. В процессе аудита выявляется: понимают ли учителя миссию и стратегические цели деятельности; что было сделано администрацией школы, чтобы коллектив понял, в чем состоит основной смысл стратегических целей, и начал их реализовывать в своей профессиональной деятельности;
    • повышать педагогическую компетентность сотрудников. В ходе аудита определяется, сколько учителей прошли обучение за год; кто и по каким показателям оценил их результаты обучения; реализуют ли они новые технологии в учебном процессе, соответствующие заявленным целям; кто это оценил; как это оценивалось; каковы образовательные результаты учащихся;
    • реализовывать образовательную стратегию. Следует выяснить, как учителя понимают ее содержание, смысл, цели, назначение; в чем это выражается в их повседневной деятельности; кто оценивает, что педагоги реализуют именно то, что запланировано и по каким критериям;
    • участвовать в экспериментальных программах. В процессе аудита определяется, сколько учителей участвует в экспериментальных программах; что это за программы; каково их содержание и соответствует ли оно поставленным целям; в чем состоит участие педагогов; каковы результаты и критерии их оценки; кто оценивает их экспериментальную деятельность и полученные результаты;
    • организовывать профессиональное общение. Выявляется, как организовано профессиональное общение; в каких формах оно осуществляется; кто является инициатором; как часто происходит такое общение и на какие темы; посещают ли учителя занятия друг друга;
    • осуществлять внутренний аудит. Определяется, какова система проведения аудита; как учитель оценивает свою деятельность; каковы критерии этой оценки; как руководитель оценивает свою деятельность и деятельность учителя; используется ли при проведении внутреннего аудита в качестве системы критериев тот или иной международный стандарт менеджмента качества в области образования.
  • 4. Наличие условий для достижения заявленных целей. В процессе аудита выявляется следующее:
    • какие новые технологии используются в учебном процессе; соответствуют ли они целям; сколько учителей в школе реализуют новые педагогические технологии;
    • каковы способы оценивания образовательных результатов; соответствуют ли они оцениванию данных результатов; каковы критерии и процедуры оценивания;
    • существуют ли условия, мотивирующие педагога учиться и реализовывать новые способы обучения (надбавки и премии, моральные поощрения, дополнительный отпуск, оплачиваемые путевки и т.п.);
    • существует ли внутренняя система обмена информацией по поводу качества образования и своей профессиональной деятельности; формы постоянного информирования педагогического коллектива о процессах, связанных с качеством образования, достижения тех или иных результатов; организована ли работа семинаров, на которых управленцы вместе с учителями обсуждают (чиж) профессиональную деятельность в целях ее совершенствования;
    • принимают ли участие в деятельности школы внешние консультанты; способствуют ли они реализации поставленных целей; какова их компетентность в решении задач;
    • каково компьютерное обеспечение учебного процесса; соответствует ли оно заявленным целям; используется ли оно для их достижения; какова квалификация специалистов, использующих информационные технологии в учебном процессе;
    • каковы компетентность управленческого состава школы; степень самостоятельности (свободы) директора школы в принятии решений относительно организации учебного процесса, управления ресурсами; достаточна ли она для решения поставленных задач; подготовлен ли директор для управления проектной деятельностью учителей школы; могут ли управленцы школы организовать коллективный процесс выработки миссии и стратегических целей, разработать программу организации деятельности по достижению намеченных целей совместно с педагогическим коллективом и реализовать ее; способны ли они осуществлять все функции-управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль и коррекцию) в конкретных условиях данного образовательного учреждения и внешней среды; готовы ли управленцы реализовать позицию эксперта по отношению к педагогической деятельности учителей школы и анализу всего образовательного процесса;
    • какова степень участия родителей и школьников в управлении школой; работает ли Управленческий совет школы; сколько учащихся (родителей) задействовано в нем; каковы его компетенции; существует ли Попечительский совет; каковы его функции;
    • существует ли мониторинг условий образовательного процесса и образовательных результатов детей; как он осуществляется; кем, как используются его результаты для коррекции учебного процесса.
  • 5. Образовательные достижения учащихся. В ходе аудита выясняется, что понимают под образовательными достижениями учащихся директор, его заместители, учителя школы и сами учащиеся; как обосновывается выбор именно таких результатов; соотносятся ли результаты с целями, с политикой в области качества, с удовлетворением потребностей потребителей; по каким критериям они оцениваются, какие процедуры для этого используются.
  • 6. Психологический климат. Лудит позволяет определить следующее: существует ли в образовательном заведении атмосфера доверия и взаимопомощи; поддерживается ли инициатива и самостоятельность; осуществляются ли процесс проектирования и организация совместной деятельности учителей и администрации для реализации поставленных целей и решения возникающих проблем; оказывается ли учащимся поддержка в достижении им требуемых результатов в соответствии с его индивидуальными особенностями; что делает администрация школы для создания подобного климата.
  • 7. Социализация учеников. Социализация предполагает создание условий для выработки школьниками различного рода социальных компетентностей (участие в походах, в работе выборных органов школьного самоуправления, в социально ориентированных проектах, организация школьных мероприятий и т.д.). В ходе аудита выясняется, как сформулированы эти компетентности; какие формы используются в школе для развития социальных компетентностей; есть ли ответственные за эту сферу деятельности; как оценивается результативность использования этих форм; оказывается ли школьникам помощь в определении своих будущих профессиональных интересов (Д. А. Иванов).

Такой подход к сбору информации становится одновременно частью процесса развития школы и самих систем образования.

Внутришкольный контроль может проводиться в виде плановых, оперативных и в виде административных проверок.

Плановые проверки - осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Оперативные проверки - осуществляются в целях установления фактов п проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Административные проверки - осуществляются директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Виды внутришкольного контроля:

  • по охвату объектов контроля: обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий;
  • по исполнителю: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и внеплановый;
  • по логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;
  • по периодичности: эпизодический, периодический, регулярный.

Рассмотрим виды контроля по охвату объектов контроля. Обзорный контроль предполагает широкий охват состояния дел в школе на начало и конец учебного года. Он помогает выявить готовность коллектива школы к началу или завершению учебного года, увидеть руководителю то новое, передовое, что появилось в работе учителей, выявить слабые звенья и оказать своевременную помощь.

Персональный контроль направлен на работу с отдельными учителями в целях повышения их методического мастерства. В первую очередь этот вид контроля используется в работе с молодыми специалистами, малоопытными учителями, учителями, недавно работающими в данной школе или имеющими замечания по аттестации.

Тематический контроль предусматривает проверку изучения конкретных тем и выполнения задач учебно-воспитательного процесса: осуществление комплексного подхода к воспитанию, идейно-политическое воспитание, проблемное обучение и т.п.

Фронтальный контроль позволяет руководителю школы ознакомиться с системой работы одного учителя, группы учителей, методического объединения. Проверка при этом виде контроля ведется в полном объеме, охватывая все стороны работы.

Классно-обобщающий контроль позволяет выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса.

Результативность контроля определяется рядом условий: знанием требований программы по каждому предмету учебного плана; перспективностью внутришкольного контроля; тщательной подготовкой (теоретической, методической и организационной) к каждой проверке; действенностью внутришкольного контроля.

Все стороны учебно-воспитательного процесса составляют содержание внутришкольного контроля: состояние преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся; выполнение государственного стандарта, организация и проведение факультативных занятий; работа методобъединений и предметных комиссий; состояние внеучебной и воспитательной работы; школьная документация; исполнение решений, постановлений, поручений.

Специалист в области управления В. М. Лизинский ввел понятие "неразрушающий контроль", который направлен на минимизацию рисков и угроз в руководстве педагогическим коллективом.

Неразрушающий контроль - психологически и педагогически точно выверенные и согласованные с интересами, целями, возможностями и деятельностью педагога процедуры, ставящие своей задачей диагностирование, анализ, поддержку и развитие учительской успешности.

Неразрушающий контроль построен на помощи учителю, способствует его продвижению вперед к самореализации; помогает учителю проанализировать свою деятельность, самому оценить свои возможности, достижения, выбрать наиболее удобную форму контроля и пути повышения своего педагогического и общекультурного уровня. Такая организация контроля требует от администрации значительных усилий, но и результаты будут объективно высокими.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

-направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

-объект контроля;

-цель контроля;

-вид контроля;

-ответственный;

-результат контроля .

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный).

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный (инициатор и организатор –администрация);

-взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

-классно-обобщающий (в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе). Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

-фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №5

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного ВШК.

Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что ВШК выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. В нашей школе ВШК мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на получение обьективной информации о состоянии педагогического процесса в школе, установления соответствия и коррекцию.

ВШК осуществляется в определённой последовательности:

Обоснование проверки;

Постановка цели;

Разработка алгоритма предстоящей проверки;

Сбор и обработка информации по результатам проверки в справку;

Обсуждение итогов проверки;

Принятие соответствующего решения;

Проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

Направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

- объект контроля;

Цель контроля;

Вид контроля;

Ответственный;

Результат контроля .

Например, апрель: направление-контроль ЗУН учащихся,

объект- тренировочные экз.работы в форме ЕГЭ для 11 класса и в новой форме для 9 класса,

цель-анализ результативности обученности учащихся,

Вид- предварительный,

Ответственный- зам.директора по УВР, рук-ль ШМО;

результативность-справка, совещание при директоре.

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный) Например, посещаемость учащихся.

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: - административный (инициатор и организатор –администрация);

Взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

Самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

- классно-обобщающий .в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе. Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

Фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

- персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Я считаю, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и анализа. Участие во ВШК только администрации снижает его результативность.

Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы. Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. В этом большую помощь оказывает мониторинг, который я провожу.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учётом человеческого фактора, отношений между участниками образовательного процесса, развитием профессионализма учителей.

ВШК осуществляется только при полной гласности, информированности всех участников. Поэтому в учительской размещается план ВШК, но не на весь год, а на четверть, т.к нет места для размещения полностью на весь год. План находится в кабинете зам.директора и любой педагог может ознакомиться. В течении учебного года план постоянно корректируется, т.к. причины бывают разные. Мне при организации контроля хорошо помогает практическое пособие «Управление современной школой» авторы: В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль.

Кроме этого есть очень много книг в любой школе, а также журнал «Завуч», №4-2004, №4, 6 -2003, «Практика административной работы». Можно воспользоваться и возможностями Интернета.

И в заключении я бы хотела посоветовать: при планировании ВШК устанавливать осмысленные, достижимые стандарты. Избегать чрезмерного контроля и вознаграждать за достижения.


Функции внутришкольного контроля по направлениям:

1. Выполнение организационно-педагогических задач всеобуча.

2. Качество и ход выполнения образовательных стандартов.

3. Качество знаний, умений и навыков учащихся.

4. Уровень воспитанности учащихся.

5. Состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения.

6. Состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы.

7. Работа с педагогическими кадрами.

8. Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.

9. Исполнение нормативных документов и принятие соответствующих решений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Формы внутришкольного контроля классифицируются по различным признакам. К числу таких признаков относятся:

а) исполнитель контроля

Директор, его заместители (при появлении регулирующий проблем, не предвиденных в плане)

б) охват объектов контроля

Уровень знаний и воспитания учащихся конкретного класса

Качество и методы преподавания в классе.

Качество работы классного руководителя

2. Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-либо параллели и Т.д.

З. Тематический

Работа всего коллектива над конкретной проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по определенной теме какого-либо предмета.

Состояние работы классных руководителей в определенном направлении, например работа с дневниками учащихся и Т.д.

4. Персональный

Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-то ОДНОЙ стороны его деятельности, например его уровня требований к знаниям учащихся и Т.д.

5. Обзорный

Состояние: школьной документации; трудовой дисциплины учителей; учебно- технического оборудования и Т.д.

в) используемые методы

2. Проверка документации

Работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами учащихся, журналами по технике безопасности и Т.д.

З. Опрос а) устный

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе.

б) письменный:

контрольная работа (срез); анкетирование открытое; анкетирование закрытое -

Проверка уровня знаний, навыков, умений учащихся. Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены.

Варианты ответов ограничены

4. Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5. Оперативный разбор

Анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками и Т.д.

6. Ретроспективный

Оценка деятельности школы выпускниками разбор прошлых лет, преподавателями вузов на основании анализа вступительных экзаменов и Т.д.

г) логическая последовательность Формы контроля:

Текущий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый.

д) периодичность проведения Формы контроля:

Эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти);

Периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).

НОВОВВЕДЕНИЯ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а) для контроля за образовательной подсистемой:

Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;

Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

Принятие решения о направлениях коррекции образовательной под системы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

Организация исполнения решения (коррекционной работы);

Проверка исполнения решения;

б) для контроля за работой с кадрами:

Разработка стандартов контроля: требований к уровню профессиональной квалификации·, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

Аттестация работников школы;

Диагностика состояния здоровья работников школы;

Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;

Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования, - уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;

Диагностика учебных возможностей учащихся;

Аттестация учащихся;

Диагностика психофизиологического состояния детей;

Диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

Ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;

Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально- педагогической поддержке;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

Организация коррекционной работы;

Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе:

Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:

Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

Организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

е) для контроля за внешними связями школы:

Разработка стандартов контроля: содержание необходимых школе творческих контактов с лицами и организациями внешней среды; уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;

Оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;

ж) для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:

Формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона рф «Об образовании », директивных и нормативных актах, регламентирующих внешний контроль за школами; внутришкольных нормативных актах, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.;

Оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы.

В практике работы школ утвердили себя новые организационные формы и cтpyтypы контрольной деятельности:

а) за образовательной системой школы:

Совет выпускников школы, отслеживающий промежуточные и конечные послешкольные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы;

Стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующие независимо или в составе Совета школы;

Научно-методический совет, отслеживающий степень достижения целей инновационных проектов;

Кафедры, отслеживающие степень достижения целей освоения образовательных модулей в рамках направлений и профилей школьного образования;

Преподаватели вузов, приглашенные специалисты, осуществляющие совместно с работниками школ промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся последней ступени школьного образования;

Экспертные советы при органах внутришкольного упра~ ления (совете по развитию школы, научно-методическо совете, кафедрах), оценивающие степень соответствия р зультатов контрольной деятельности требованиям научного подхода;

б) за работой с кадрами:

Независимые аттестационные комиссии при территориальных органах управления образованием, оценивающие степень соответствия уровня профессиональной подготовленности работников школы;

Внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;

Руководители кафедр, методических объединений (МО), руководители инновационных проектов, обеспечивающие соответствие между уровнем профессиональной подготовленности, личностными качествами работников школы и требованиями к ним, порождаемыми задачами функционирования и развития школы;

Органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в "Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;

Функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.

Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения.

1.1. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.

1.2. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами"" администрации школы наблюдёНий, обследований, ~ествляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается директором школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Цели и задачи.

2.1. Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

2.2. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работ~икам в процессе контроля.

Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая; - коррективно- peгулятивная.

3. Методы, виды и формы:

3.1. Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ;

Беседа;

Письменные и устные проверки знаний учащихся.

3.2. Виды внутришкольного контроля:

Тематический - изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели;

Фронтальный - всестороннее изучение деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели.

3.3. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Классно-обобщающий;

Комплексный;

Предметно-обобщающий;

Тематически-обобщающий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый;

Входной.

3.4. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.5. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций; урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

4. Организация внутришкольного контроля.

4.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его заместители по учебно-воспиrательной работе, руководители методических объединений, . другие специалисты.

4.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут "привлекаться посторонние (компетентные) организации и-отдельные специалисты.

4.3. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.

4.5. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы.

4.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане не указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.

4.7. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.

4.8. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

4.9. Основания для внутришкольного контроля:

Заяление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу наруше~ий в области образования.

5. Оформление результатов.

5.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются В виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или В иной форме, установленной в школе.

5.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом и выводами, обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием.

5.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся: заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

5.4. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)